Vakhobov A. A. Macroeconomic Strategics and Institutional Transformations under the Conditions of Transitive Economy in Tajikistan Republic
УДК-330.354. А.А. ВАХОБОВ
В 22
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Экономическая система Республики Таджикистан как составная часть мировой экономики является сложной, многосторонней системой жизнедеятельности общества и не обладает автоматически действующими гарантиями от отклонений от объективного, закономерного пути развития общественных и производственнотехнологических процессов, соответственно, она учитывает особенности и общественный менталитет населения.
В связи с этим, главная задача макроэкономической стратегии и институциональных преобразований на текущем этапе рыночных реформ состоит в следующем:
• обеспечении надежной национальной безопасности, которая является необходимой и обязательной функцией как Таджикистана, так и любого другого государства. Учитывая геополитические и национально-исторические особенности страны, её мощный ресурсный и духовный потенциал, основной целью социальноэкономического развития должно стать последовательное движение к социально ориентированной рыночной экономике на основе разработанной модели экономических реформ;
• исследовании некоторых аспектов, несущих потенциальные внешние и внутренние угрозы экономической, финансовой и социальной устойчивости страны, а также дальнейшее углубление реформ и либерализация экономики с учетом национальных особенностей, интересов и приоритетов государства для ее дальнейшего планомерного интегрирования в мировую экономическую систему;
• обеспечении устойчивости достигнутого экономического роста как базы решения социально-экономических проблем и глубоких структурных преобразований в национальной экономике;
• либерализации экономической и политической жизни, на деле формирующей в обществе баланс интересов, сильный механизм сдержек и противовесов, а также государственного и общественного строительства, осуществляемого не только через принципы разделения всех ветвей власти, но и посредством формирования правового гражданского общества;
• экологически обоснованном экономическом росте на основе социальноэкономических структурных преобразований в обществе, интенсификации производства и использовании природных и гидроресурсов как основы устойчивого
- 129 -
Вахобов А.А. Макроэкономические стратегии и институциональные преобразования в условиях переходной экономики Республики Таджикистан
поступательного наращивания материального благосостояния народа и усиления социальной защиты населения;
• оптимизации структуры импорта и экспорта;
• углублении экономических реформ в аграрном секторе;
• привлечении иностранного капитала для технологического и технического перевооружения, внедрения достижений науки и техники в отраслях, производящих продукты народного потребления;
• обновлении основных фондов, техническом перевооружении, реконструкции и перепрофилировании действующих производств и изменении социальноэкономической структуры с участием иностранного капитала;
• подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям международного стандарта.
Современная социально-экономическая система Таджикистана характеризуется недостаточно высоким уровнем развития по отношению к странам СНГ, так как применяемая модель реформ не соответствует рекомендациям западных школ [3].
Чем можно объяснить положительные результаты Таджикистана?
Во-первых, это проводимая экономическая политика и то, что у государства сохранилась возможность управлять социально-экономическими процессами, в основе которых лежат принципы перехода к рыночной экономике, так как государство является главным реформатором и организатором в переходный период.
Во-вторых, в структуре экономики практически отсутствует тяжелая промышленность, особенно металлургическая, которая является тяжелым бременем для экономики.
В-третьих, в Таджикистане имеются большие гидроресурсы, которые пользуются спросом на мировом рынке, что, безусловно, может поддерживать уровень национального производства страны.
В-четвертых, в экономике Таджикистана преобладает аграрный сектор. Поэтому необходимо создать условия для развития рыночных отношений в аграрном секторе, обеспечивающих стимулы и возможности для развития глубоких структурных преобразований, для поддержания и развития инфраструктуры сельскохозяйственного сектора.
Стержнем реформ в реальном секторе экономики является структурная политика Правительства, направленная на постепенное создание многоукладности, изменение форм собственности, отраслевой, территориальной и воспроизводственной структур в соответствии с требованиями рыночных отношений и потребностями внутреннего развития, а также укреплением экономической независимости страны.
Стратегическое значение для нас приобретает целенаправленное осуществление структурных преобразований в экономике. Так как государству необходимо поддерживать, создавать и проводить структурную политику для достижения высоких темпов роста национального хозяйства. Следовательно, структурная политика направлена прежде всего на дальнейшее укрепление социального и экономического потенциала, наиболее полное и рациональное использование богатейших природных, климатических, минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, интеллектуального и научно-технического потенциала страны.
- 130 -
Vakhobov A. A. Macroeconomic Strategics and Institutional Transformations under the Conditions of Transitive Economy in Tajikistan Republic
Отрасли экономики - это качественно однородные группы хозяйственных единиц, характеризующиеся особыми производственными условиями в системе общественного разделения труда, которые играют специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства. Классификация отраслей экономики - это распределение отраслей, предприятий на качественно однородные группы [12].
В условиях централизованной экономики, основанной на государственной собственности, каждая отрасль экономики, представленная в классификации, в свою очередь расчленялась на так называемые комплексные отрасли, подотрасли и виды производства. В составе промышленности насчитывалось 16 комплексных отраслей. Эти комплексные группы также были выделены по различным признакам. Например машиностроение, электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, пищевая и легкая промышленности и т.д., по признаку однородного назначения продукции. Поэтому в данной отрасли дальнейшая дифференциация на подотрасли и виды производства характеризует стадии единого технологического цикла. Комплексные отрасли промышленности характеризуются различной степенью дифференциации производства. Наиболее дифференцированными отраслями промышленности являлись машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленности, включая в свой состав (структуру) 24 отрасли, которые в свою очередь подразделялись на отдельные производства, например легкая промышленность, текстильная, обувная, трикотажная и т.д. Пищевая делилась на мукомольную, хлебопекарную, консервную, мясомолочную, масложировую и т.д. [7].
К примеру, на сегодняшний день в промышленности нашей страны действует более тысячи производственных объединений, предприятий и организаций, представляющих собой более сотни отраслей и производств добывающей и обрабатывающей промышленности [11]. В период после обретения независимости данные отрасли развивались в соответствии с установленными программами стратегии, и их соотношение практически меняется медленно. Наблюдается опережение в развитии обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей промышленностью.
Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции и дифференцированная классификация, в основе которой лежит тип продукции и тип производства с последующим объединением их в отрасли (комплексные отрасли и отрасли национального хозяйства) и которая облегчает преемственность классификаций в условиях развития общественного разделения труда.
Таким образом, при глубоком изучении вопроса возникает необходимость в исследовании особенностей в показателях классификации отраслей экономики отдельных стран, приобретших независимость и идущих по пути строительства рыночной экономики, в частности Таджикистана, с учетом международной методики. Отсюда возникает вопрос: в каком положении конкретно находится решение данной проблемы.
Важнейшим условием сохранения стабильности в стратегическом плане, достижения экономической независимости и обеспечения экономического роста и достижения благополучия населения страны, является осуществление глубоких
- 131 -
Вахобов А.А. Макроэкономические стратегии и институциональные преобразования в условиях переходной экономики Республики Таджикистан
структурных преобразований в экономике, которые предполагают, что каждая традиционная отрасль, входящая в состав народнохозяйственного комплекса Таджикистана, должна четко и своевременно выполнять свою новую функцию в системе республиканского и международного разделения труда. Структурные изменения достигаются за счет нового строительства, в большей степени за счет модернизации производства внедрения современных технологий и техники на основе последовательного применения достижений НТП. Следует отметить, что в Таджикистане структура социально-экономической системы, в интересах и целях интеграции государственных информационных ресурсов, унификации статистической, экономической информации, обеспечивает сопоставимость статистических данных на международном и государственном уровне. В этом плане необходимо создавать предпосылки по гармонизации и развитию единой системы классификации технико-экономической и социальной информации, классификации структуры социально-экономической системы страны.
По нашему мнению, для адекватного описания экономики Таджикистана и глубокого анализа ее развития и принятия своевременных управленческих решений, необходимо разработать общегосударственный отраслевой классификатор экономической деятельности. Для Таджикистана, вступившего на путь экономических реформ, общегосударственный отраслевой классификатор экономической деятельности станет принципиально новой классификацией, внедрение которой будет возможно только комплексно, с реформированием всей статистической и социальноэкономической системы с переходом к рыночным стандартам. Одновременно с вышеуказанной классификацией должны быть созданы другие типы классификаций. Например, система национального счетоводства, которая должна функционировать на основе международных стандартов. С введением общегосударственного отраслевого классификатора экономической деятельности теряет силу общая классификация отраслей народного хозяйства, действующая в настоящее время со времен советской эпохи.
Вместе с тем, в практике бывшего Союза применялись «Методические указания развития народного хозяйства бывшего СССР» [4], где имелась классификация социально-экономической системы и структуры отраслей народного хозяйства, в которой были определены структуры, подструктуры, подотрасли экономики. «Методические указания» были разработаны на основе интересов метрополии в рамках централизованного плана и не отвечают современным требованиям рыночной экономики.
Российский ученый М.А. Абрамова делит структуру отраслей на материальное производство и сферу обслуживания [1, с.88].
Ученый советской эпохи Э.П. Горбунов подразделял народное хозяйство на три элемента (структуры):
а) материальное производство;
б) нематериальная сфера, обслуживание потребления;
в) духовное производство [2].
А другой ученый-экономист, В.С. Семенов, классифицировал структуру отраслей на четыре элемента:
- 132 -
Vakhobov A. A. Macroeconomic Strategics and Institutional Transformations under the Conditions of Transitive Economy in Tajikistan Republic
а) материальное производство;
б) сфера духовного производства;
в) сфера обслуживания;
г) сфера управления [9, с.62].
Не было единодушия по поводу определения места таких структур, как материально-техническое снабжение (товарно-сырьевая биржа), торговля, общественное питание.
Известно, что в старых «методических указаниях» и эти отрасли отнесены к сфере материального производства. Обобщая данное положение, В.М. Райзман считал, что «...общественное питание следует рассматривать как специфическую отрасль народного хозяйства - отрасль материального производства, относящую к сфере услуг» [8, с.17].
В классификации Министерства экономики Республики Таджикистан также даны некоторые уточненные статистические данные, которые делятся на три группы:
а) материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие);
б) услуги (транспорт, связь, торговля и общепит, другие рыночные и не -рыночные услуги);
в) чистые налоги на продукты и экспортно-импортные операции [5].
Кроме того, Министерство экономики выделяет следующие формы собственности: государственную (общественную) и частную собственность [6]. В статистическом сборнике о социально- экономическом положении Республики Таджикистан за 2013 гг. показатели в какой-то степени унифицированы в соответствии с международной методикой. Показатели делятся на экономические и социальные индикаторы, которые, в свою очередь, расчленены по структурам экономики. Сказанное свидетельствует о необходимости совершенствования основ классификации отраслей народнохозяйственного комплекса - макроэкономики, призванных отвечать требованиям рыночных отношений с учетом особенностей каждой страны.
На наш взгляд, при классификации структуры отраслей экономики на уровне макроэкономики, целесообразно применять следующую группировку: эконо-
мические индикаторы и социальные индикаторы. Такая классификация отраслей отвечает условиям международного стандарта. Потому что в современных условиях рыночные отношения предъявляют совершенно новые требования к структуре экономики, так как структурные преобразования являются трудным, кропотливым и длительным процессом. При реализации структурной политики мы должны исходить из требований рыночной экономики с учетом того, что рынок на основе принципа наибольшей эффективности и выгодности формирует совершенно новую форму разделения труда это необходимо. Это необходимо для решительного преодоления однобокой сырьевой направленности страны, радикального изменения отраслевой структуры экономики, перехода на выпуск готовой продукции с доведением ее качества и конкурентоспособности до уровня требований мирового
- 133 -
Вахобов А.А. Макроэкономические стратегии и институциональные преобразования в условиях переходной экономики Республики Таджикистан
рынка. В этой связи важнейшей и неотложной задачей структурной политики нашей страны является коренное изменение сырьевой направленности.
Следует подчеркнуть, что экономика Республики Таджикистан в целом на макроэкономическом уровне в период приватизации находилась в положении политического кризиса, однако, начиная с 1997 года, падение не только удалось остановить, но и произошел рост экономики [10, с.391]. До приватизации, с углублением экономических реформ и институциональных преобразований, в экономической жизни РТ и других стран СНГ проявлялся экономический кризис -спад общественного производства, уменьшение объема валового национального продукта. Этот спад и дальнейший рост экономики по-разному оцениваются в отдельных республиках - ныне независимых государствах.
Если рассмотреть вопрос на примере Таджикистана, то, во-первых, следует заметить, что до обретения независимости республика играла роль сырьевой базы и рынка готовой продукции метрополии. Здесь большинство предприятий работало не для обогащения внутреннего рынка республики, а для вывоза продукции на сторону, на основе командно-административного метода управления. Экономика страны была организована на основе добычи полезных ископаемых и производстве сырьевых ресурсов.
Во-вторых, экономические показатели последних лет необходимо оценивать через призму социально-экономических и структурных преобразований, осуществленных в экономике за годы независимости. В целом экономические отношения формируются на основе современных рыночных требований. В связи с чем в республике появились совершенно новые экспортные направления, такие как цветная металлургия, гидроэнергетика, производство сухофруктов, расширились масштабы продовольственной сферы, легкой промышленности и другие.
В-третьих, в связи с внедрением рыночных отношений все предприятия независимо от формы собственности, добившиеся экономической свободы, функционируют, исходя из рыночного спроса. В данной работе проблема экономической трансформации РТ за годы независимости анализируется сквозь призму рассмотрения экономических параметров развития, структурных сдвигов, экономической интеграции (ВТО, ЕврАзЭС, Таможенный союз) и т.д.
Продолжая тему экономических показателей, мы должны подчеркнуть, что в 2012 году темпы роста промышленной продукции в Таджикистане выросли на 110,8%, сельскохозяйственной продукции - на 110,8%, товаров народного потребления - на 108,4%, оказание платных услуг населению на 111,5% [11, с.167]. Это было достигнуто благодаря структурным изменениям в экономике РТ. Причем, рост объема производства сопровождался приростом числа занятых в экономике (101,9 процента).
Укрепление национальной экономики требует структурных изменений, которые свели к минимуму зависимость от импорта стратегически важной продукции. Как сложилась ситуация по этим показателям в 2013 году? В 2012-2013 годах импорт энергоносителей составил 6,5 процента. В 1991 году эта цифра составляла 25 процентов. Импорт товаров потребления составил 6,7%.
- 134 -
Vakhobov A. A. Macroeconomic Strategics and Institutional Transformations under the Conditions of Transitive Economy in Tajikistan Republic
Для каждого государства, идущего по пути политики свободного рынка и реформ, привлечение иностранных инвестиций является одной из главнейших задач. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью повышения заинтересованности как зарубежных, так и отечественных инвесторов позволило в 2009-2012 годах увеличить и привлечь общий объем инвестиций до 18097,3 млн. сомони. Только в 2013 году в экономику было инвестировано 4540,2 млн. сомони, что на 16,4% больше, чем в 2009 году [11, с. 61]. Направление иностранных инвестиций в отрасли с большим сроком окупаемости (гидроэнергетическую, перерабатывающую промышленность), имеет своё обоснование. С одной стороны, иностранные компании и фирмы принимают РТ в качестве перспективного и серьезного партнера, а с другой - в нашей стране сохраняется политическая и экономическая стабильность.
Конечная цель начатых в РТ реформ направлена на улучшение жизни народа. Поэтому в переходный период одним из основных принципов реформирования стало обеспечение социальной защиты населения. В этом смысле уместно отметить рост денежных доходов населения. Обратимся к цифрам: по данным 2012 года, средний номинальный доход на душу населения в стране составил 124,5%, что почти на 30% больше, чем в 2010 году, т.е., остановив снижение уровня бедности, удалось обеспечить увеличение среднего дохода на душу населения. В такой же примерно пропорции растут расходы на приобретение потребительских товаров и услуг. Кроме того, справедливо было бы отметить, что все социальные платежи остаются в ведении государства, медицинское обслуживание, получение общего среднего образования остаются бесплатными. Реформы в предшествующие периоды, несомненно, создали базу для подъема социально-экономического статуса страны.
К основным закономерностям структурных изменений в экономике республики относятся:
- достижение экономической независимости за счет снижения импорта энергоносителей, продуктов питания и других товаров на основе развития импортозамещающих производств;
- преодоление однобокой сырьевой направленности экономики;
- укрепление социального и экономического потенциала страны;
- стабильный рост экономики за счет структурных преобразований, а не за счет пуска предприятий, которые в предыдущие годы стояли и не работали;
- привлечение инвестиций для проведения структурных преобразований;
- строительство новых предприятий;
- устранение сложившихся внутриотраслевых и территориальных диспропорций;
- коренное изменений воспроизводственной структуры экономики; обеспечение оптимальной сбалансированности между фондами потребления и накопления;
- достижение прогрессивных сдвигов в сельском хозяйстве;
- развитие производственной инфраструктуры;
- усиление социальной ориентации экономики, укрепление материальной базы здравоохранения, народного образования, культуры и др.
- 135 -
Вахобов А.А. Макроэкономические стратегии и институциональные преобразования в условиях переходной экономики Республики Таджикистан
Список использованной литературы:
1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. -М.: Юриспруденция, 2009. -420 с.
2. Горбунов Э.П. Структура и эффективность современного производства. М.: Юнити, 2004. -197 с.
3. Межгосударственный статистический комитет СНГ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisstat.com/0base/index.htm (дата обращения 11.09.2013).
4. Методологические указание к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР. -М.: Экономика,1974. -243 с.
5. Министерство финансов Республики Таджикистан [офиц. сайт]. URL: http://minfin.tj. (дата обращения 20.09.2012).
6. Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан [офиц. сайт]. URL: http://www.medt.tj/index.php/ru. (дата обращения 10.04.2013).
7. Политическая экономия: Учебник. [Электронный ресурс]. URL:
http://anticomprador.ru/publ/politicheskaja_ehkonomija. (дата обращения 17.11.2013).
8. Райзман В.М. План, хозрасчет, стимулы в общественном питании. М.: Союзпечать, 1975. -180 с.
9. Семенов В.С. Структурные сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве. Киев: Наукова думка, 1985. -240 с.
10. Статистический сборник: «Таджикистан: 20 лет государственной
независимости». -Душанбе: УОП- ГВЦ, 2012. -640 с.
11. Таджикистан в цифрах. Агентство по статистике при Президенте РТ. -Душанбе: УОП ГВЦ, 2013. -167 с.
12. Экономическая теория. 4-е изд., перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Подред. Н.ИБазылева, С.П. Гурка. -Минск: БГЭУ, 2007. -550 c.
Reference Literature:
1. AbramovaM.A., Alexandrov L.S. Economic Theory. -M. Law, 2009.
2. Gorbunov E.P. Structure and Efficiency of Modern Production. - M. Unity, 2004. - 197p.
3. Interstatal Statistical Committee of CIS [Electronic
resource]:http://www.cisstat.com/0base/index.htm. (date of addressing: 11.09.2013.
4. Methodological guidance for the elaboration of state plans for development of the national economy of the USSR. - M. Economics, 1974.-243c.
5. Ministry of Finances of Tajikistan Republic (official site) URL: http://minfin.tj/20/09/2012.
6. Ministry of Economic Development and Trade of Tajikistan Republic (official site): http://www.medt.tj/index.php.ru (date of addressing: 11.09.2013)
7. Political Economy: manual [Electronic resource]
http://anticomprador.ru/publ/politicheskaja_ehkonomija. (date of addressing: 17.09.2013)
8. Reisman V.M. Plan, Cost accounting, Catering Incentives. - M. Souzpechat, 1975. -180pp.
9. Semyonov V.S. Structural Changes in the World Capitalist Economy. - Kiev, 1985, 240pp.
10. Statistical Compendium: Tajikistan: 20 years of state independence. - Dushanbe. OPS -MCC. 2012. -640pp.
11. Tajikistan in figures. Statistical Agency under President of the Republic of Tajikistan. -Dushanbe: OPSMCC, 2013. -167pp.
- 136 -
Vakhobov A. A. Macroeconomic Strategics and Institutional Transformations under the Conditions of Transitive Economy in Tajikistan Republic
12. Economic Theory. 4th ed. rev. and ext./N.I. Bazylev, A.V. Bondar, S.P. Gurko and others.; Edited by N.I. Bazylev, S.P. Gurko and others. - Minsk. BSEU, 2007. - 550 p.
Макроэкономические стратегии и институциональные преобразования в условиях переходной экономики Республики Таджикистан
Ключевые слова: макроэкономическая стратегия, структурная политика,
социально-экономическая система, инвестиции, национальное хозяйство, государственное регулирование, промышленность
В статье теоретически анализируются задачи макроэкономической стратегии и институциональных преобразований на текущем этапе рыночных реформ в Республике Таджикистан.
Также рассматриваются закономерности структурных преобразований в условиях трансформации для обеспечения устойчивости экономического роста как базы решения социально-экономических проблем в национальной экономике. Автором, классифицировано и раскрыто понятие структурной политики.
Macroeconomic Strategics and Institutional Transformations under the Conditions of Transitive Economy in Tajikistan Republic
Key words: macroeconomic strategy, structural polities, social-economic system, investiture, national economy, state regulation, industry
The article dwells an a theoretical economy in reference to the goals of macroeconomic strategy and institutional transformations at the current stage of market reforms in Tajikistan Republic.
The author considers also the regularities of structural transformation for ensuring economic growth as a base for solution of socio-economic problems in national economy. The author discloses the notion of structural politics.
Сведения об авторе:
Вахобов Абдувахоб Азимович, старший преподаватель кафедры экономической теории Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд); e-mail:[email protected]
Information about the autor:
Vakhobov Abduvakhov Azizovich, senior teacher of the department of economic-theory under Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail:7773498@mail. ru
- 137 -