Научная статья на тему 'Некоторые вопросы институционального изменения в структурной политике в переходной экономике республики Таджикистан'

Некоторые вопросы институционального изменения в структурной политике в переходной экономике республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / STRUCTURAL POLICY / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / ИНВЕСТИЦИЯ / INVESTMENT / НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / NATIONAL ECONOMY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION AND INDUSTRY / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахобов Абдувахоб Азимович

Рассматриваются закономерности структурных преобразований в условиях трансформации с целью обеспечить устойчивость экономического роста как базы решения социально-экономических проблем в национальной экономике. Раскрывается понятие структурной политики. С теоретической точки зрения анализируются задачи макроэкономической стратегии и институциональных преобразований на текущем этапе рыночных реформ в Республике Таджикистан. Выявляются основные факторы закономерностей для проведения реформ и достижение экономической независимости государства путем создания благоприятного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF INSTITUTIONAL CHANGES IN THE STRUCTURAL POLICY IN THE TRANSITIONAL ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article examines patterns of structural change in the transformation to ensure the sustainability of economic growth as the base address socio-economic problems in the national economy. Author, classified and disclosed the concept of structural policies outlined in the article. And theoretically analyzed the problem of macroeconomic policies and institutional reforms in the current stage of market reforms in the Republic of Tajikistan. The main factors to reform laws and achieve economic independence of the state, through the creation of a favorable investment climate.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы институционального изменения в структурной политике в переходной экономике республики Таджикистан»

УДК 330.354 JEL 043

А. А. Вахобов

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики 17микрорайон, корп. 1,Худжанд, 735 700, Республика Таджикистан

[email protected]

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Рассматриваются закономерности структурных преобразований в условиях трансформации с целью обеспечить устойчивость экономического роста как базы решения социально-экономических проблем в национальной экономике. Раскрывается понятие структурной политики. С теоретической точки зрения анализируются задачи макроэкономической стратегии и институциональных преобразований на текущем этапе рыночных реформ в Республике Таджикистан. Выявляются основные факторы закономерностей для проведения реформ и достижение экономической независимости государства путем создания благоприятного инвестиционного климата.

Ключевые слова: структурная политика, социально-экономическая система, инвестиция, национальное хозяйство, государственное регулирование, промышленность.

Одним из главных направлений современной рыночной экономики нашего государства является ускорение социально-экономического развития страны и конструктивная перестройка ряда отраслей экономики, которая должна установить новый курс на реконструкцию национального хозяйства, прежде всего за счет решительной структурной реорганизации и модернизации важнейших его отраслей, и других сфер общества.

Анализ фактического положения дел показывает, что принятые варианты радикальных структурных преобразований экономики как основные предпосылки экономического развития страны являются достаточно продуманными.

Экономика по своей структуре имеет сырьевую направленность, остается ориентированной на развитие ресурсоемких, капиталоемких отраслей хозяйства, которое по-прежнему отстает в техническом отношении и далеко от научно-технического прогресса. Вместе с тем допущенные прежде серьезные ошибки не снижают остроты проблем эффективной структурной и инвестиционной политики как важного условия реального подъема национальной экономики, особенно в условиях перехода к рыночной экономике, когда предъявляются качественно новые требования к реализации этой политики. С другой стороны, структурные преобразования в экономической системе и в хозяйстве в целом должны преследовать цели демонополизации экономики и развития конкурентной среды. В то же время структурная и инвестиционная политика, способствующая преобразованиям социально-экономической системы, должна базироваться на выработке и реализации конкретных мер по развитию изменений в структуре отраслей экономики. Особую значимость этот вопрос приобретает для Республики Таджикистан в условиях сырьевой направленности экономики. Для Таджикистана характерно гипертрофированное развитие национального хозяйства с преимущест-

Вахобов А. А. Некоторые вопросы институционального изменения в структурной политике в переходной экономике Республики Таджикистан // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 124-129.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Том 14, выпуск 3 © А. А. Вахобов, 2014

венной ориентацией на добывающую отрасль хозяйства, поскольку свыше 3/4 производимой продукции составляют сырье и промежуточные продукты. Общий же уровень экономического развития в расчете на одного занятого примерно в 3-4 раза ниже среднего уровня по странам СНГ [1]. В этом состоит главная причина растущей трудоизбыточности и безработицы в республике.

Как известно, структура отраслей хозяйства, сложившаяся в республике в результате административно-командных методов управления экономикой, недостаточно эффективна.

Об этом наглядно свидетельствует проведенное автором исследование по Таджикистану, которое привело к следующим выводам: прежде всего, сложившаяся структура народного хозяйства Таджикистана, построенная по отраслевому принципу, не позволяет обеспечить достаточно эффективную форму сочетания интересов республики и регионов, рациональных межрегиональных связей. Вследствие преимущественного отраслевого управления и планирования все хозяйства республики стали полем управленческой деятельности министерств, ведомств центра. Об этом свидетельствует низкая доля доходов республиканских хозяйств Таджикистана (примерно 15 %), а также то, что они выпускают лишь около 9 % всей промышленной продукции, производимой на территории республики, 48 % продуктов сельскохозяйственного производства (переработка хлопка). В то же время республиканские органы управления в основном подчинялись центру. Они же играли роль посредников проведения принимаемых центром решений. Серьезные преграды в комплексном развитии хозяйств регионов (областей) республики возникли вследствие некомплектного или недостаточно продуманного размещения промышленных предприятий и монокультуры хлопководства. В результате этого промышленность и сельское хозяйство стали невостребованными в системе решения социальных вопросов. Более того, размещение предприятий на территории республики осуществлялось без учета экономических и экологических аспектов и эффективного использования минерально-сырьевых ресурсов. В итоге это привело к диспропорциям между структурой общественного производства, ресурсами и конечными результатами. Экономическая политика развития, направленная на изменения структуры промышленности, сельского хозяйства, требует серьезного пересмотра и коренной перестройки форм и методов организации различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, совершенствования отраслевых, территориальных структурных сдвигов и ускорения НТП.

Изучение этих проблем на основе закономерностей и особенностей функционирования эффективного развития экономики особенно актуально в условиях либерализации экономических реформ во всех сферах и секторах экономики Таджикистана. Такая постановка проблемы в экономической науке считается новой, комплексно неразработанной. В условиях бывшей советской экономики эффективность структурных преобразований на уровне национальной экономики долгое время игнорировалось как нецеленаправленное осуществление структурных изменений в социально-экономической системе. Социально-экономический анализ, проведенный в настоящем исследовании, убедительно показал необходимость коренного преобразования производственно-управленческих отношений в интересах национальной экономики путем развития многоукладности хозяйствования, изменения форм собственности, развития мелких, средних и крупных акционерных хозяйств и частного предпринимательства.

Целенаправленные структурные преобразования в экономике, способствующие дальнейшему укреплению независимости страны, наиболее полное и эффективное использование богатейших природных, минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, интеллектуального и научно-технического потенциала должны дать значимые социально-экономические результаты. Принятие в республике ряда законов (с изменениями и дополнениями), указов Президента, постановлений Правительства Республики Таджикистана должно способствовать реализации структурной политики, проведению структурных изменений в социально-экономической системе в целом и особенно в экономике.

Следовательно, проводимая структурная политика может способствовать активизации процессов в создании экспортоориентированных и импортозамещающих производств и освоению новых видов продукции для экспорта.

В условиях переходной экономики Республика Таджикистан как составная часть мирового хозяйства представляет собой сложную, многостороннюю систему жизнедеятельности

общества, которая не обладает автоматически действующими гарантиями от отклонений от объективного, закономерного пути развития общественных и производственно-технологических процессов. В связи с этим главная задача национальной стратегии и институциональных преобразований на текущем этапе рыночных реформ состоит в следующем:

• обеспечение надежной национальной безопасности, что является необходимым и обязательным как для Таджикистана, так и для любого другого государства. Учитывая геополитические и национально-исторические особенности страны, ее мощный ресурсный и духовный потенциал, основной целью социально-экономического развития должно стать последовательное движение к социально ориентированной рыночной экономике на основе разработанной модели экономических реформ;

• исследование некоторых аспектов, несущих потенциальные внешние и внутренние угрозы экономической, финансовой и социальной устойчивости страны, а также дальнейшее углубление реформ и либерализация экономики с учетом национальных особенностей, интересов и приоритетов государства для ее дальнейшего планомерного интегрирования в мировую экономическую систему;

• обеспечение устойчивости достигнутого экономического роста как базы решения социально-экономических проблем и глубоких структурных преобразований в национальной экономике;

• либерализация экономической и политической жизни с соблюдением в обществе баланса интересов, создание сильного механизма сдержек и противовесов, а также государственное и общественное строительство, осуществляемое не только через принципы разделения всех ветвей власти, но и посредством формирования правового гражданского общества;

• экологически обоснованный экономический рост на основе социально- экономических структурных преобразований в обществе, интенсификации производства и использования природных и гидроресурсов, как основы устойчивого поступательного наращивания материального благосостояния народа и усиления социальной защиты населения;

• оптимизация структуры импорта и экспорта;

• углубление экономических реформ в аграрном секторе;

• привлечение иностранного капитала для технологического и технического перевооружения, внедрения достижений науки и техники в отраслях, производящих продукты народного потребления;

• обновление основных фондов, техническое перевооружение, реконструкция и перепрофилирование действующих производств, изменение социально-экономической структуры с участием иностранного капитала;

• подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям международного стандарта.

Современная социально-экономическая система Таджикистана характеризуется недостаточно высоким уровнем развития по отношению к странам СНГ, так как применяемая модель реформ не соответствует рекомендациям западных школ [2. С. 96], хотя есть и положительные результаты.

Государство является главным реформатором и организатором в переходный период. Проводимая им экономическая политика позволяет управлять социально-экономическими процессами, в основе которых лежат принципы перехода к рыночной экономике.

В структуре экономики Таджикистана практически отсутствует тяжелая промышленность, но имеются большие гидроресурсы, которые пользуются спросом на мировом рынке, что, безусловно, может поддерживать уровень национального производства страны.

В экономике Таджикистана преобладает аграрный сектор, поэтому необходимо создать условия для развития рыночных отношений, обеспечивающих стимулы и возможности для развития глубоких структурных преобразований, для поддержания и развития инфраструктуры сельскохозяйственного сектора.

Стержнем реформ в реальном секторе экономики является структурная политика Правительства, направленная на постепенное создание многоукладности, изменение форм собственности, отраслевой, территориальной и воспроизводственной структур, в соответствии

с требованием рыночных отношений и потребностями внутреннего развития, а также укреплением экономической независимости страны.

Стратегическое значение для нас приобретает целенаправленное осуществление структурных преобразований в экономике, так как государству необходимо поддерживать и создавать эффективную структурную политику для достижения высоких темпов роста национального хозяйства. Следовательно, структурная политика направлена, прежде всего, на дальнейшее укрепление социального и экономического потенциала, наиболее полное и рациональное использование богатейших природных, климатических, минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, интеллектуального и научно-технического потенциала страны.

При реализации структурной политики мы должны исходить из требований рыночной экономики, учитывая, что рынок на основе принципа наибольшей эффективности и выгодности формирует совершенно новую форму разделения труда, для решительного преодоления однобокой сырьевой направленности страны, радикального изменения отраслевой структуры экономики, перехода на выпуск готовой продукции с доведением ее качества и конкурентоспособности до уровня требований мирового рынка. В этой связи важнейшей и неотложной задачей структурной политики нашей страны является коренное изменение сырьевой направленности.

Следует подчеркнуть: несмотря на то что экономика Республики Таджикистан в целом на макроэкономическом уровне в период приватизации находилась в положении политического кризиса, начиная с 1997 г. падение не только удалось остановить, но произошел рост экономики [3. С. 391]. До приватизации, с углублением экономических реформ и институциональных преобразований в экономической жизни РТ и других стран СНГ проявлялся экономический кризис - спад общественного производства, валового национального продукта. Этот спад и дальнейший рост экономики по-разному оценивается в отдельных республиках - ныне независимых государствах.

Если рассмотреть вопрос на примере Таджикистана, то следует заметить, что до получения независимости республика играла роль сырьевой базы и рынка готовой продукции метрополии. Большинство предприятий находилось под командно-административным управлением и работало не для обогащения внутреннего рынка республики, а для вывоза продукции. Экономика страны была ориентирована на добычу полезных ископаемых и производство сырьевых ресурсов.

Экономические показатели последних лет необходимо оценивать через призму социально-экономических, структурных преобразований, осуществленных в экономике за годы независимости. В целом экономические отношения формируются на основе современных рыночных требований, в связи с чем в республике появились совершенно новые экспортные направления, такие как цветная металлургия, гидроэнергетика, производство сухофруктов, расширились масштабы продовольственной сферы, легкой промышленности и др.

В связи с внедрением рыночных отношений все предприятия, независимо от формы собственности, добившиеся экономической свободы, производят продукцию исходя из рыночного спроса. В данной работе проблема экономической трансформации Республики Таджикистан за годы независимости анализируется сквозь призму рассмотрения экономических параметров развития, структурных сдвигов, экономической интеграции (ВТО, ЕврАзЭС, Таможенный союз) и т. д.

Продолжая тему экономических показателей, подчеркнем, что в 2013 г. за счет структурных изменений в экономике темпы роста промышленной продукции в Таджикистане выросли на 110,8 %, сельскохозяйственной продукции - на 110,8 %, товаров народного потребления - на 108,4 %, оказание платных услуг населению - на 111,5 % [4. С. 167]. Причем рост объема производства сопровождался приростом числа занятых в экономике (101,9 %). К положительным достижениям относится и то, что начиная с 1997 г. темпы роста объемов ВВП стали опережать темпы роста населения. Следует отметить, что такое положение не наблюдалось в РТ с периода раннего распада советской эпохи.

Укрепление национальной экономики требует структурных изменений, которые свели бы к минимуму зависимость от импорта стратегически важной продукции. Как сложилась ситуация по этим показателям в 2013 г.? В 2012-2013 гг. импорт энергоносителей составил

6,5 %. В 1991 г. эта цифра составляла 25 %. Импорт товаров потребления равнялся 6,7 % [4. С. 126].

Для каждого государства, идущего по пути политики свободного рынка и реформ, привлечение иностранных инвестиций является одной из главнейших задач. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью увеличить заинтересованность как зарубежных, так и отечественных инвесторов позволило за 2009-2012 гг. привлечь общий объем инвестиций 18097,3 млн сомони. Только в 2013 г. в экономику было инвестировано 4540,2 млн со-мони, что на 16,4 % больше, чем в 2009 г. [3. С. 61]. Направление иностранных инвестиций в отрасли с большим сроком окупаемости (гидроэнергетические, перерабатывающие промышленности) имеет свои особенности. С одной стороны, иностранные компании и фирмы принимают РТ в качестве перспективного и серьезного партнера, а с другой - в стране сохраняется политическая и экономическая стабильность.

Конечная цель начатых реформ в РТ - улучшить жизнь народа. Поэтому в переходный период одним из основных принципов реформирования стало обеспечение социальной защиты населения. В этом смысле уместно отметить рост денежных доходов населения. Обратимся к цифрам: по данным 2012 г., средний номинальный доход на душу населения в стране составил 124,5 %, почти на 30 % больше, чем в 2010 г. В такой же примерно пропорции растут расходы на приобретение потребительских товаров и услуг. Кроме того, отметим, что все социальные платежи находятся в ведении государства, медицинское обслуживание, получение общего среднего образования остаются бесплатными. Реформы в предшествующие периоды, несомненно, создали базу для подъема социально-экономического статуса страны.

Таким образом, мы считаем, что для институциональных изменений в структурной политике республики основными факторами являются:

• достижение экономической независимости за счет снижения импорта энергоносителей, продуктов питания и других товаров на основе развития импортозамещающих производств;

• преодоление однобокой сырьевой направленности экономики;

• укрепление социального и экономического потенциала страны;

• стабильный рост экономики за счет структурных преобразований, а не за счет пуска предприятий, которые в предыдущие годы стояли и не работали;

• привлечение инвестиций для проведения структурных преобразований;

• строительство новых предприятий;

• устранение сложившихся внутриотраслевых и территориальных диспропорций;

• коренное изменение воспроизводственной структуры экономики;

• обеспечение оптимальной сбалансированности между фондами потребления и накопления;

• достижение прогрессивных сдвигов в сельском хозяйстве;

• развитие производственной инфраструктуры;

• усиление социальной ориентации экономики, укрепление материальной базы здравоохранения, народного образования, культуры и др.

Список литературы

1. Статистика независимых стран. М., 2013.

2. Горбунов Э. П. Структура и эффективность современного производства. М.: Юнити, 2004. 197 с.

3. Таджикистан: 20 лет государственной независимости: Стат. сб. Душанбе, 2012.

4. Таджикистан в цифрах. Душанбе, 2013. 167 с.

Материал поступил в редколлегию 30.05.2014

A. A. Vakhobov

Tajik State University of Law, Business and Policy 17 district, building 1, Khujand, 735700, Tajikistan

[email protected]

SOME QUESTIONS OF INSTITUTIONAL CHANGES IN THE STRUCTURAL POLICY IN THE TRANSITIONAL ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article examines patterns of structural change in the transformation to ensure the sustainabil-ity of economic growth as the base address socio-economic problems in the national economy. Author, classified and disclosed the concept of structural policies outlined in the article. And theoretically analyzed the problem of macroeconomic policies and institutional reforms in the current stage of market reforms in the Republic of Tajikistan. The main factors to reform laws and achieve economic independence of the state, through the creation of a favorable investment climate.

Keywords: structural policy, socio-economic system, investment, national economy, government regulation and industry.

References

1. Statistics of Independent Countries. Moscow, 2013. (in Russ.)

2. Gorbunov E. P. Structure and Efficiency of Modern Production. Moscow, Unity Publ., 2004, 197 p. (in Russ.)

3. Tajikistan: 20 Years of State Independence. Statistical Compendium. Dushanbe, 2012. (in Russ.)

4. Tajikistan in Figures. Dushanbe, 2013. 167 p. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.