УДК-330.354
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
А.А. Вахобов
Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются закономерности структурных преобразований в условиях трансформации для обеспечения устойчивости экономического роста как базы решения социально-экономических проблем в национальной экономике. В работе классифицировано и раскрыто понятие структурной политики; представлены и анализируются задачи макроэкономической стратегии и институциональных преобразований на текущем этапе рыночных реформ в Республике Таджикистан; в качестве основных проявлений структурных изменений отмечено: достижение экономической независимости за счет снижения импорта энергоносителей, продуктов питания и других товаров на основе развития импортозамещающих производств; преодоление однобокой сырьевой направленности экономики; укрепление социального и экономического потенциала страны; привлечение инвестиций для проведения структурных преобразований; строительство новых предприятий.
Ключевые слова: структурная политика, социально-экономическая система, инвестиция, национальное хозяйство, государственное регулирование, промышленность.
REGULARITIES OF STRUCTURAL REFORMS IN CONDITIONS OF TRANSFORMATIONAL ECONOMY IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
A.A. Vakhobov
Tajik State University of Law, Business and Policy E-mail: [email protected]
The article considers regularities of structural transformations in conditions of transformation with a view to ensuring economic growth stability as a base of solving of social and economic issues in the national economy. The paper classifies and reveals the notion of structural policy; tasks of macroeconomic strategy and institutional transformations at the current stage of economic reforms in the Republic of Tajikistan. The main effects of structural changes were: attainment of economic independence by virtue of reduction of import of energy carriers, foodstuff and other products on the basis of development of import-substituting production; overcome of one-sided raw-material orientation of economy; strengthening of social and economic potential of the country; attraction of investment for carrying out of structural transformations; construction of new enterprises.
Key words: structural policy, socio-economic system, investment, national economy, government regulation, industry.
Экономическая система Таджикистана как составная часть мировой экономики - сложная, многосторонняя система жизнедеятельности общества, не обладает автоматически действующими гарантиями от отклонений, от объективного, закономерного пути развития общественных и про-
© Вахобов А.А., 2014
изводственно-технологических процессов, соответственно она учитывает особенности и общественный менталитет населения.
В связи с этим главная задача макроэкономической стратегии и институциональных преобразований на текущем этапе рыночных реформ состоит в следующем:
- обеспечение надежной национальной безопасности, которая является необходимой и обязательной функцией как Таджикистана, так и любого другого государства. Учитывая геополитические и национально-исторические особенности страны, его мощный ресурсный и духовный потенциал, основной целью социально-экономического развития должно стать последовательное движение к социально ориентированной рыночной экономике, на основе разработанной модели экономических реформ;
- исследование некоторых аспектов, несущих потенциальные внешние и внутренние угрозы экономической, финансовой и социальной устойчивости страны, также дальнейшее углубление реформ и либерализация экономики с учетом национальных особенностей, интересов и приоритетов государства для ее дальнейшего планомерного интегрирования в мировую экономическую систему;
- обеспечение устойчивости достигнутого экономического роста как базы решения социально-экономических проблем и глубоких структурных преобразований в национальной экономике;
- либерализация экономической и политической жизни, на деле формирующей в обществе баланс интересов, сильный механизм сдержек и противовесов, а также государственного и общественного строительства, осуществляемого не только через принципы разделения всех ветвей власти, но и посредством формирования правового гражданского общества;
- экологически обоснованный экономический рост на основе социально-экономических структурных преобразований в обществе, интенсификации производства и использования природных и гидроресурсов, как основы устойчивого поступательного наращивания материального благосостояния народа и усиления социальной защиты населения;
- оптимизация структуры импорта и экспорта;
- углубление экономических реформ в аграрном секторе;
- привлечение иностранного капитала для технологического и технического перевооружения, внедрения достижений науки и техники в отраслях, производящих продукты народного потребления;
- обновление основных фондов, техническое перевооружение, реконструкция и перепрофилирование действующих производств и изменение социально-экономической структуры с участием иностранного капитала;
- подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям международного стандарта.
Современная социально-экономическая система Таджикистана характеризуется недостаточно высокоположительными уровнями развития по отношению к странам СНГ, так как применяемая модель реформ не соответствует рекомендациям Западных школ [10].
Чем можно объяснить положительные результаты Таджикистана?
Во-первых, это проводимая экономическая политика и то, что у государства сохранилась возможность управлять социально-экономическими
процессами, в основе которой лежат принципы перехода к рыночной экономике, так как государство является главным реформатором и организатором в переходный период.
Во-вторых, в структуре экономики практически отсутствует тяжелая промышленность, особенно металлургическая, которая является тяжелым бременем для экономики.
В-третьих, в Таджикистане имеются большие гидроресурсы, которые пользуются спросом на мировом рынке, что, безусловно, может поддерживать уровень национального производства страны.
В-четвертых, в экономике Таджикистана преобладает аграрный сектор. Поэтому необходимо создать условия для развития рыночных отношений в аграрном секторе, обеспечивающих стимулы и возможности для развития глубоких структурных преобразований для поддержания и развития инфраструктуры сельскохозяйственного сектора.
Стержнем реформ в реальном секторе экономики является структурная политика Правительства, направленная на постепенное создание много-укладности, изменение форм собственности, отраслевой, территориальной и воспроизводственной структур, в соответствии с требованием рыночных отношений и потребностями внутреннего развития, а также укреплением экономической независимости страны.
Стратегическое значение для нас приобретает целенаправленное осуществление структурных преобразований в экономике, так как государству необходимо поддерживать и создавать эффективную структурную политику для достижения высоких темпов роста национального хозяйства. Следовательно, структурная политика направлена, прежде всего, на дальнейшее укрепление социального и экономического потенциала, наиболее полное и рациональное использование богатейших природных, климатических, минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, интеллектуального и научно-технического потенциала страны.
Отрасли экономики - это качественно однородные группы хозяйственных единиц, характеризующиеся особыми производственными условиями в системе общественного разделения труда, которые играют специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства. Классификация отраслей экономики - это распределение отраслей, предприятий на качественно однородные группы [2].
В условиях централизованной экономики, основанной на государственной собственности, каждая отрасль экономики, представленная в классификации, в свою очередь, расчленялась на так называемые комплексные отрасли, подотрасли и виды производства. В составе промышленности насчитывалось 16 комплексных отраслей. Эти комплексные группы также были выделены по различным признакам. Например, машиностроение, электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, пищевая и легкая промышленности и т.д., по признаку однородного назначения продукции. Поэтому в данной отрасли дальнейшая дифференциация на подотрасли и виды производства характеризует стадии единого технологического цикла. Комплексные отрасли промышленности характеризуются различной степенью дифференциации производства. Наиболее дифференцированными отраслями промышленности являлись машино-
строение и металлообработка, легкая и пищевая промышленности, включая в свой состав (структуру) 24 отрасли, которые в свою очередь подразделялись на отдельные производства, например, легкая промышленность на текстильную, обувную, трикотажную и т.д. Пищевая - на мукомольную, хлебопекарную, консервную, мясомолочную, масложировую и т.д. [10].
К примеру, на сегодняшний день в промышленности нашей страны действует более тысячи производственных объединений, предприятий и организаций, представляющих более сотни отраслей и производств добывающей и обрабатывающей промышленности [2]. За годы независимости данные отрасли развивались в соответствии с установленными программами стратегии, и их соотношение практически меняется медленно. Усиливается опережение в развитии обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей промышленностью.
Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции. Дифференцированная классификация, в основе которой лежит тип продукции и тип производства с последующим объединением их в отрасли (комплексные отрасли и отрасли национального хозяйства), облегчает преемственность классификаций в условиях развития общественного разделения труда.
Таким образом, при глубоком изучении вопросов возникает необходимость в исследовании особенностей в показателях классификации отраслей экономики отдельных стран, приобретших независимость и идущих по пути строительства рыночной экономики, в частности Таджикистана, с учетом международной методики. Отсюда возникает вопрос, конкретно, в каком положении стоит решение данной проблемы.
Важнейшим условием сохранения стабильности в стратегическом плане достижения экономической независимости и обеспечения экономического роста благополучия населения страны является осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, предполагается, что каждая традиционная отрасль, входящая в состав народнохозяйственного комплекса Таджикистана должна четко и своевременно выполнять свою новую функцию в системе республиканского и международного разделения труда. Структурные изменения достигаются за счет нового строительства, в большей степени за счет модернизации производств современными технологиями и техникой на основе последовательного применения достижений НТП. Следует отметить, что в Таджикистане в структуре социально-экономической системы в интересах и целях интеграции государственных информационных ресурсов, унификации статистической, экономической информации обеспечивается сопоставимость статистических данных на международном и государственном уровне. В этом плане необходимо создавать предпосылки по гармонизации и развитию единой системы классификации технико-экономической и социальной информации, классификации структуры социально-экономической системы страны.
По нашему мнению, для адекватного описания экономики Таджикистана и глубокого анализа ее развития и принятия своевременных управленческих решений необходимо разработать общегосударственный отраслевой классификатор экономической деятельности. Для Таджикистана, вступившего на путь экономических реформ, общегосударственный отраслевой
классификатор экономической деятельности станет принципиально новой классификацией, внедрение которой будет возможно только комплексно с реформированием всей статистической и социально-экономической системы с переходом к рыночным стандартам. Одновременно с вышеуказанной классификацией должны быть созданы другие типы классификаций. Например, система национального счетоводства, которая должна функционировать на основе международных стандартов. С введением общегосударственного отраслевого классификатора экономической деятельности теряет силу общая классификация отраслей народного хозяйства, действующая в настоящее время со времен советской эпохи.
Вместе с тем на практике бывшего Союза применялись «Методическое указание развития народного хозяйства бывшего СССР» [4], где имелась классификация социально-экономической системы и структуры отраслей народного хозяйства, в которой были определены структуры, подструктуры, подотрасли экономики. «Методические указания» были разработаны на основе интересов метрополии в рамках централизованного плана и в данный момент не отвечают современным требованиям рыночной экономики.
Российский ученый М.А. Абрамова делит структуры отраслей на материальное производство и сферу обслуживания [1, с. 88].
Ученый советской эпохи Э.П. Горбунов подразделял народное хозяйство на три элемента (структуры):
а) материальное производство;
б) нематериальная сфера, обслуживание потребления;
в) духовное производство [3].
А другой ученый-экономист В.С. Семенов классифицировал структуру отраслей на четыре элемента:
а) материальное производство;
б) сфера духовного производства;
в) сфера обслуживания;
г) сфера управления [5, с. 62].
Не было единодушия по поводу определения места таких структур отраслей, как материально-техническое снабжение (товарно-сырьевая биржа), торговля, общественное питание.
Известно, что в старых «Методических указаниях» и эти отрасли отнесены к сфере материального производства. Аккумулируя данное положение, В.М. Райзман считал, что «...общественное питание следует рассматривать как специфическую отрасль народного хозяйства - отрасль материального производства, относящуюся к сфере услуг» [6, с. 17].
В классификации Министерства экономики Республики Таджикистан также даны некоторые уточненные статистические данные, которые делятся на три группы:
а) материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.);
б) услуги (транспорт, связь, торговля и общепит, другие рыночные и нерыночные услуги);
в) чистые налоги на продукты и экспортно-импортные операции [8].
Кроме того, Министерство экономики выделяет государственную (общественную) и частную формы собственности [7]. В статистическом сборнике социально-экономических положений Республики Таджикистан за 2013 г. в какой-то степени показатели унифицированы в соответствии с международной методикой. Показатели делятся на экономические и социальные индикаторы, которые в свою очередь расчленены по структурам экономики. Сказанное свидетельствует о необходимости совершенствования основы классификации отраслей народнохозяйственного комплекса -макроэкономики, призванные отвечать требованиям рыночных отношений с учетом особенностей каждой страны.
На наш взгляд, при классификации структуры отраслей экономики на уровне макроэкономики, целесообразно применять следующую группировку: экономические индикаторы и социальные индикаторы. Такая классификация отраслей отвечает условиям международного стандарта. Потому что в современных условиях рыночные отношения предъявляют совершенно новые требования к структуре экономики, так как структурные преобразования являются трудным, кропотливым и длительным процессом. При реализации структурной политики мы должны исходить из требований рыночной экономики. С учетом того, что рынок на основе принципа наибольшей эффективности и выгодности формирует совершенно новую форму разделения труда для решительного преодоления однобокой сырьевой направленности страны, радикального изменения отраслевой структуры экономики, перехода на выпуск готовой продукции с доведением ее качества и конкурентоспособности до уровня требований мирового рынка. В этой связи важнейшей и неотложной задачей структурной политики нашей страны является коренное изменение сырьевой направленности.
Следует подчеркнуть, несмотря на то, что экономика Республики Таджикистан в целом на макроэкономическом уровне в период приватизации находилась в положении политического кризиса, начиная с 1997 г. падение не только удалось остановить, но произошел рост экономики [8, с. 391]. До приватизации с углублением экономических реформ и институциональных преобразований в экономической жизни РТ и других стран СНГ проявлялся экономический кризис - спад общественного производства, валового национального продукта. Этот спад и дальнейший рост экономики по-разному оценивается в отдельных республиках - ныне независимых государствах.
Если рассмотреть вопрос на примере Таджикистана, во-первых, следует заметить, что до независимости республика играла роль сырьевой базы и рынка готовой продукции метрополии. Здесь большинство предприятий работало не для обогащения внутреннего рынка республики, а для вывоза продукции на сторону, на основе командно-административного метода управления. Экономика страны была организована на основе добычи полезных ископаемых и производстве сырьевых ресурсов.
Во-вторых, экономические показатели последних лет необходимо оценивать через призму социально-экономических, структурных преобразований, осуществленных в экономике за годы независимости. В целом экономические отношения формируются на основе современных рыночных требований. В связи с чем в республике появились совершенно новые экс-
портные направления, такие как цветная металлургия, гидроэнергетика, производство сухофруктов, расширились масштабы продовольственной сферы, легкой промышленности и др.
В-третьих, в связи с внедрением рыночных отношений все предприятия независимо от формы собственности, добившиеся экономической свободы, все делают, исходя из рыночного спроса. В данной работе проблема экономической трансформации РТ за годы независимости анализируется сквозь призму рассмотрения экономических параметров развития, структурных сдвигов, экономической интеграции (ВТО, ЕврАзЭС, Таможенный союз) и т.д.
Продолжая тему экономических показателей, мы должны подчеркнуть, что в 2012 г. темпы роста промышленной продукции в Таджикистане возросли на 110,8 %, сельскохозяйственной продукции на 110,8 %, товаров народного потребления на 108,4 %, оказание платных услуг населению на 111,5 % [7, 12]. Это было достигнуто благодаря структурным изменениям в экономике РТ. Причем рост объема производства сопровождался приростом числа занятых в экономике (101,9 %). Положительным достижением является то, что начиная с 1997 г. темпы роста объемов ВВП стали опережать темпы роста населения. Следует отметить, что такое положение не наблюдалось в РТ с периода советской эпохи.
Укрепление национальной экономики требует структурных изменений, которые свели к минимуму зависимость от импорта стратегически важной продукции. Как сложилась ситуация по этим показателям в 2013 г.? В 20122013 гг. импорт энергоносителей составил 6,5 %. В 1991 г. эта цифра составляла 25 %. Импорт товаров потребления составил 6,7 %.
Для каждого государства, идущего по пути политики свободного рынка и реформ, привлечение иностранных инвестиций является одной из главнейших задач. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью повышения заинтересованности как зарубежных, так и отечественных инвесторов позволило за 2009-2012 гг. увеличить и привлечь общий объем инвестиций до 18097,3 млн сомони. Только в 2013 г. в экономику было инвестировано 4540,2 млн сомони, что на 16,4 % больше, чем в 2009 г. [7, с. 61]. Направление иностранных инвестиций в отрасли с большим сроком окупаемости (гидроэнергетические, перерабатывающие промышленности) имеет свою позицию. С одной стороны, иностранные компании и фирмы принимают РТ в качестве перспективного и серьезного партнера, а с другой - в нашей стране сохраняется политическая и экономическая стабильность.
Конечная цель начатых в РТ реформ направлена на улучшение жизни народа. Поэтому в переходный период одним из основных принципов реформирования стало обеспечение социальной защиты населения. В этом смысле уместно отметить рост денежных доходов населения. Обратимся к цифрам: по данным 2012 г., средний номинальный доход на душу населения в стране составил 124,5 %, почти на 30 % больше, чем в 2010 г., остановив снижение уровня бедности, удалось обеспечить увеличение среднего дохода на душу населения. В такой же примерно пропорции растут расходы на приобретение потребительских товаров и услуг. Кроме того, справедливо было бы отметить, что все социальные платежи остаются в ведении
государства, медицинское обслуживание, получение общего среднего образования остаются бесплатными. Реформы в предшествующие периоды, несомненно, создали базу для подъема социально-экономического статуса страны.
К основным закономерностям структурных изменений в республике относятся:
- достижение экономической независимости за счет снижения импорта энергоносителей, продуктов питания и других товаров на основе развития импортозамещающих производств;
- преодоление однобокой сырьевой направленности экономики;
- укрепление социального и экономического потенциала страны;
- стабильный рост экономики за счет структурных преобразований, а не за счет пуска предприятий, которые в предыдущие годы стояли и не работали;
- привлечение инвестиций для проведения структурных преобразований;
- строительство новых предприятий;
- устранение сложившихся внутриотраслевых и территориальных диспропорций;
- коренное изменений воспроизводственной структуры экономики; обеспечение оптимальной сбалансированности между фондами потребления и накопления;
- достижение прогрессивных сдвигов в сельском хозяйстве;
- развитие производственной инфраструктуры;
- усиление социальной ориентации экономики, укрепление материальной базы здравоохранения, народного образования, культуры и др.
Литература
1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. М.: Юриспруденция, 2009.
2. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. и др. Экономическая теория / под ред. Н.И. Базылева, С.П. 1урка; 4-е изд., перераб. и доп. Минск: БГЭУ 2007. 550 с.
3. Горбунов Э.П. Структура и эффективность современного производства. М.: Юнити, 2004. 197 с.
4. Методологические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР М., 1974.
5. Семенов В.С. Структурные сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве. Киев: Думка, 1985.
6. Райзман В.М. План, хозрасчет, стимулы в общественном питании. М.: Союзпечать, 1975.
7 Таджикистан в цифрах. Агентство по статистике при президенте РТ. Душанбе: УОП ГВЦ, 2013. 167 с.
8. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический сборник. Душанбе: УОП - ГВЦ, 2012.
9. http://minfin.tj/20/09/2012.
10. http://www.medt.tj/index.php/ru/10/04/2013.
11. http://www.cisstat.com/0base/index.htm.11/09/2013.
12. http://anticomprador.ru/publ/politicheskaja_ehkonomija.17/11/2013/
Bibliography
1. Abramova M.A., Aleksandrova L.S. Jekonomicheskaja teorija. M.: Jurisprudencija, 2009.
2. Bazylev N.I., Bondar' A.V, Gurko S.P. i dr. Jekonomicheskaja teorija / pod red. N.I. Bazyleva, S.P Gurka; 4-e izd., pererab. i dop. Minsk: BGJeU, 2007. 550 p.
3. Gorbunov Je.P. Struktura i jeffektivnost> sovremennogo proizvodstva. M.: Juniti, 2004. 197 p.
4. Metodologicheskie ukazanija k razrabotke gosudarstvennyh planov razvitija narod-nogo hozjajstva SSSR. M., 1974.
5. Semenov V.S. Strukturnye sdvigi v mirovom kapitalisticheskom hozjajstve. Kiev: Dumka, 1985.
6. Rajzman V.M. Plan, hozraschet, stimuly v obshhestvennom pitanii. M.: Sojuzpechat>, 1975.
7. Tadzhikistan v cifrah. Agentstvo po statistike pri prezidente RT. Dushanbe: UOP GVC, 2013. 167 p.
8. Tadzhikistan: 20 let gosudarstvennoj nezavisimosti. Statisticheskij sbornik. Dushanbe: UOP - GVC, 2012.
9. http://minfin.tj/20/09/2012.
10. http://www.medt.tj/index.php/ru/10/04/2013.
11. http://www.cisstat.com/0base/index.htm.11/09/2013.
12. http://anticomprador.ru/publ/politicheskaja_ehkonomija.17/11/2013/