Научная статья на тему 'О некоторых вопросах проведения институциональных реформ в экономике республики Таджикистан'

О некоторых вопросах проведения институциональных реформ в экономике республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / STRUCTURAL TRANSFORMATIONS / REFORM OF ECONOMY / SOCIAL-ECONOMIC RELATIONS / SMALL AND MIDDLE SIZED ENTREPRENEURSHIP / MACROECONOMIC STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдукодиров Хайрулло Абдусаломович

Рассмотрены изменения в структуре экономики Республики Таджикистан в условиях переходного процесса. Отмечено, что создание социально-экономических условий для осуществления глубоких реформ в хозяйстве является стратегией экономической политики государства. Указано, что одним из главных направлений структурных преобразований является развитие малого и среднего предпринимательства в территориальном разрезе. Раскрыты положительные тенденции в этом вопросе, а также предпосылки, создающие неблагоприятные условия для экономики страны. Нерациональное использование минерально-сырьевых, производственных и трудовых ресурсов приводит к истощению естественных запасов, прежде всего стратегических видов сырья, к низкому уровню загрузки производственных мощностей, удорожанию себестоимости продукции, снижению ее конкурентоспособности, к безработице и вытекающим из нее последствиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells on the alterations in the structure of Tajikistan Republic economy under the conditions of a transitional period. The author marks that a creation of socio-economic conditions for effectuation of deep reforms in economy is a strategy of economic policy of the state. It is pointed that one of the main trends of structural transformations is a development of small and middle-sized entrepreneurship in territorial aspect. Positive tendencies and also prerequisits creating unfavourable conditions for the economy of the country are revealed. Non-rational utilization of minerals, raw stuffs, production and labour resources results in exhaustion of natural stocks, first of all, strategic types of raw stuffs, low standard of productive capacities charge, expensive produce cost, reduction of competitiveness, unemployment and its aftermath. Priorities on economy reformation carried out in the country, growth of investments, effectuation of structural transformations afford and will afford in perspective; to attain macroeconomic stability, to create real conditions for further economic growth and population’s life improvement.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах проведения институциональных реформ в экономике республики Таджикистан»

08 00 00 ИЛМ^ОИ ИКТИСОДИ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08 00 00 ECONOMY SCIENCES

08 00 01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 08 00 01 ECONOMY THEORY

УДК 330. 336. (У-32) ББК 65. 050. 133+65.-183

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ДАР БОРАИ БАЪЗЕ МАСЪАЛАХОИ ГУЗАРОНИДАНИ ИСЛОХОТИ ИНСТИТУТСИОНАЛЙ ДАР СОХТОРИ ХОЦАГИИ МИЛЛИИ ЧУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН

ON SOME ISSUES CONCERNED WITH CONDUCTING INSTITUTIONAL REFORMS IN THE ECONOMY OF TAJIKISTAN REPUBLIC

Абдукодиров Хайрулло Абдусаломович,

к.э.н., доцент кафедры экономической теории Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, Худжанд)

Абдукодиров Хайрулло Абдусаломович,

н.и.и., дотсенти кафедраи назарияи ицтисоди Донишгоуи давлатии ^уцуц, бизнес ва сиёсати Тоцикистон (Тоцикистон, Хуцанд)

Abdukodirov Khayrullo Abdusalomovich,

candidate of economy sciences, Associate Professor of the department of economy theory (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: khon1974@mail.ru

Ключевые слова: структурные преобразования, реформа экономики, социально-экономические отношения, малое и среднее предпринимательство, макроэкономическая стабильность

Рассмотрены изменения в структуре экономики Республики Таджикистан в условиях переходного процесса. Отмечено, что создание социально-экономических условий для осуществления глубоких реформ в хозяйстве является стратегией экономической политики государства. Указано, что одним из главных направлений структурных преобразований является развитие малого и среднего предпринимательства в территориальном разрезе. Раскрыты положительные тенденции в этом вопросе, а также предпосылки, создающие неблагоприятные условия для экономики страны. Нерациональное использование минерально-сырьевых, производственных и трудовых ресурсов приводит к истощению естественных запасов, прежде всего стратегических видов

сырья, к низкому уровню загрузки производственных мощностей, удорожанию себестоимости продукции, снижению ее конкурентоспособности, к безработице и вытекающим из нее последствиям. Реализованные в стране приоритеты по реформированию экономики, рост инвестиций, осуществление структурных преобразований позволили и позволят в перспективе достичь макроэкономической стабильности, создать реальные условия для дальнейшего экономического роста и улучшения жизни населения.

Калидвожа^о: тагйироти сохтори, ислоуоти ицтисоди, муносибатуои ицтимоиву

ицтисоди, соуибкории хурд ва миёна, соуауои истеусолот ва хизматрасони

Цайд шудааст, ки фароуам овардани шароитуои ицтимоию щтисоди барои амали гардонидани ислоуоти амиц дар хоцагй стратерияи сиёсати щтисодии давлат ба шумор меравад. Зикр гардидааст, ки рушди соуибкории хурду миёна дар буриши уудуди яке аз самтуои асосии тагйироти сохтори мебошад. Тамоюлоти мусбат дар ин самт, уамчунин заминауое, ки ба ицтисодиёти мамлакат шароитуои номусоид ба миён меоранд, кушода дода шудааст. Истифодаи гайриоцилонаи захирауои минералию ашёи хом, истеусоли ва меунати боиси заъфи захирауои табии, пеш аз уама намудуои стратегии ашёи хом, паст шудани сатуи бо кор таъмин будани ицтидоруои истеусоли, боло рафтани арзиши аслии маусулот, поён рафтани рацобатпазирии он, ба вуцуд омадани бекори мегардад. Тадбируои дар мамлакат дар самти ислоуоти ицтисодиёт амали гардонида, афзоиши сармоягузори, ба уаёт татбиц намудани дигаргуниуои сохтори имкон доданд ва дар оянда имкон медиуанд, ки устувории макроицтисоди ба даст ояд, барои рушди минбаъдаи ицтисоди ва беутар гардидани уаёти ауоли шароитуои воцеи фароуам оварда шавад.

Key words: structural transformations, reform of economy, social -economic relations, small

and middle sized entrepreneurship, macroeconomic stability

The article dwells on the alterations in the structure of Tajikistan Republic economy under the conditions of a transitional period. The author marks that a creation of socio-economic conditions for effectuation of deep reforms in economy is a strategy of economic policy of the state. It is pointed that one of the main trends of structural transformations is a development of small and middle-sized entrepreneurship in territorial aspect. Positive tendencies and also prerequisits creating unfavourable conditions for the economy of the country are revealed. Nonrational utilization of minerals, raw stuffs, production and labour resources results in exhaustion of natural stocks, first of all, strategic types of raw stuffs, low standard ofproductive capacities charge, expensive produce cost, reduction of competitiveness, unemployment and its aftermath. Priorities on economy reformation carried out in the country, growth of investments, effectuation of structural transformations afford and will afford in perspective; to attain macroeconomic stability, to create real conditions for further economic growth and population's life improvement.

С момента обретения независимости правительство республики сконцентрировало усилия на углублении экономической реформы и либерализации социально-экономической системы. Одной из основных целей реформы являются структурные преобразования социально-хозяйственных отношений. Поэтому экономическая политика

на уровне правительства была разработана во взаимосвязи политических, экономических, социальных и управленческих приоритетов, с глубоким анализом динамики структурных изменений экономической системы. В этой связи Президент нашей страны подчеркнул, что «.. .на дальнейшем этапе экономических реформ предстоит решить важнейшую задачу, имеющую для республики стратегическое значение - заложить основы коренных структурных преобразований нашей экономики» [6]. Реализация указанных задач и направлений на начальном этапе экономических реформ создала фундамент для дальнейших структурных сдвигов.

Анализ факторов и изменений в структуре нашей экономики в условиях рыночной системы показывает, что отраслевые преобразования хозяйственных отношений отражают степень разделения труда и количественное соотношение при производстве отдельных видов продукции. Изменение этого соотношения в пользу более прогрессивных отраслей, налаживание среднетехнологического производства и социальной сферы характеризуют непрерывный процесс развития и совершенствования всех отраслей экономики, в том числе сферы услуг. Совершенствование отраслей экономики предполагает: во-первых, преимущественное развитие сфер, обеспечивающих наибольший прогресс технологий и техники. Во-вторых, вытеснение материалоемких производств, потребляющих большое количество энергии, сырья, топлива, более эффективными видами обработки и минимально затратными процессами. В-третьих, развитие концентрации, специализации и комбинирования производства с диверсификацией выпуска продукции. В-четвертых, обеспечение взаимосвязанного развития различных отраслей социально-экономической системы. В-пятых, создание условий для внедрения достижений НТП в производство, участие страны в мирохозяйственных связях на равноправной основе; в-шестых, обновление и расширение социальной сферы (медицины, образования, культуры и т.д.) [1].

Попытка создания социально-экономических условий для осуществления глубоких реформ в хозяйстве в период формирования рыночных отношений является следствием проводимой государством экономической политики, испытывающей на себе влияние двух аспектов: изменений в хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемен в экономическом поведении - с другой. Оба момента взаимосвязаны и в то же время обладают относительной самостоятельностью.

При теоретическом анализе темпов роста экономики, связанных с изменением структуры социально-экономической системы, можно выделить следующие факторы, влияющие на эффективное использование резервов.

Во-первых, изменение структуры кредитно-денежной политики республики. Национальный банк страны с августа 1995 года ввел во внутренний оборот национальную валюту, которая изменила отношения в сфере обращения.

Во-вторых, как мы уже говорили, экономическая политика государства направлена на поддержку структурной перестройки социально-экономической сферы, которая осуществлялась при помощи эффективной монетарной политики и в виде прямых ассигнований в приоритетные отрасли экономики. В течение 2015 года прирост капитальных вложений в экономику на текущие и капитальные расходы составил 176,7 млн сомони, где доля социальных расходов стабилизировалась на уровне 50 процентов от общих расходов, что обеспечило развитие социально значимых отраслей, поддержку социально уязвимых слоев населения путем повышения адресности выплат [8].

В-третьих, изменение фискальной политики. До 2013 года государство сокращало бюджетные расходы и не увеличивало расходы на социальную базу в бюджете, что объяснялось его дефицитом. Но с изменением Налогового кодекса начался новый этап социально-экономического развития страны. Произошел сдвиг вперед в бюджетно-финансовой политике. Инвестиции перешли к «активной фазе» - формированию изменений в экономике.

В-четвертых, воздействие положительного эффекта повышения курса национальной валюты - сомони. С одной стороны, повышение курса сомони оказало серьезное дефляционное воздействие на экспортные отрасли и на производства, поставляющие в Таджикистан импортные товары (технику, оборудование, зерно и т.д.). Но, с другой стороны, усиление сомони через улучшение условий торговли вызвало увеличение реальных доходов, реальной стоимости активов, что привело к повышению конъюнктуры рынка [5].

В условиях осуществления экономических преобразований претерпела кардинальные изменения банковская система. Ввод национальной валюты явился мощным фактором постепенной стабилизации экономики, укрепления финансового положения предприятий и отраслей, социальной защиты населения и потребительского рынка.

Для создания стимулов к производительному труду и эффективному инвестированию требовалось ликвидировать монополию государства в хозяйственной деятельности и создать условия для структурных сдвигов и развития частного предпринимательства, сформировать конкурентную среду для экономических субъектов. Для достижения этих целей требовалось решение следующих задач: ^ децентрализировать государственное регулирование экономики; > приватизировать большинство государственных предприятий и объектов государственной собственности;

^ создать нормативно-правовую базу для формирования частной собственности и предпринимательства; ^ сформировать институциональные и правовые условия для развития конкуренции; ^ осуществить глубокие структурные изменения в одном из главных резервов достижения макроэкономической стабильности - в агропромышленном комплексе - и обеспечить в перспективе устойчивый экономический рост;

^ создать в системе государственной поддержки предпринимательства благоприятные условия для финансирования малого, среднего и индивидуального бизнеса.

В годы независимости большая работа была проведена по созданию новых структур в соответствии с требованиями формирующейся рыночной экономики. После ликвидации отраслевых министерств на их базе были образованы новые структурные единицы.

В ходе реформ в республике возник класс собственников, более 2 млн человек стали собственниками квартир в областных, городских и районных центрах, владельцами земельных участков стали 1,2 млн человек [8].

Предпринимательство в форме малых и средних предприятий играет важную роль в реализации структурных преобразований социально-экономической системы. Создание малых и средних предприятий, наиболее быстро приспосабливающихся к требованиям рынка, способных в сжатые сроки осуществить перестройку структуры производства в интересах потребителей, ведёт к положительным сдвигам в социально-экономической системе. Правительство Таджикистана, учитывая передовой мировой опыт, потенциал

экономики и менталитет народа, национальные и географические особенности страны, способствует развитию малых и средних предприятий, частного предпринимательства. Созданы и поэтапно совершенствуются нормативно-правовые основы и механизмы его реализации.

Между тем анализ потребностей малого и среднего предпринимательства (МСП) выявил необходимость создания еще более благоприятных условий для организации их эффективной деятельности. В этой связи Правительство Республики Таджикистан приняло постановление «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» от 21 марта 2010 года [10]. В данном постановлении определен ряд благоприятных условий для МСП в виде льгот по кредитованию, налогообложению и оказанию им государством финансовой помощи.

Одним из главных направлений структурных преобразований является развитие малого и среднего предпринимательства в территориальном разрезе республики. Несмотря на имеющиеся положительные тенденции в этом вопросе, следует отметить ряд факторов, создающих неблагоприятные условия для экономики страны. Нерациональное использование минерально-сырьевых, производственных и трудовых ресурсов приводит к истощению естественных запасов, прежде всего стратегических видов сырья, к низкому уровню загрузки производственных мощностей и, как результат, - к удорожанию себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности, а также к безработице и вытекающим из нее последствиям. Медленное формирование конкурентной среды в сфере малого и среднего бизнеса в отдельных регионах и областях республики сдерживает наполнение рынка товарами отечественного производства и, в конечном счете, подрывает центральный и местный бюджет, приводит к дефициту товаров и росту импорта, отрицательному сальдо торгового баланса [4].

Удельный вес малого и среднего бизнеса в нашей республике увеличивается. Так, в 2015 году его доля в ВВП возросла и достигла 35,5% против 21,6% в 2010 году; 18,4% в 2005 году; 12,6% в 2000 году; 8,2% в 1995 году; 6,7% в 1991 году.

Таблица 1. Показатели развития малого бизнеса в РТ за период 1991-2015 годов

Название показателей 1991 1995 2000 2005 2010 2015

Количество субъектов малого бизнеса

(тыс. шт.) 4,51 67,5 104,6 168,0 234,4 285,6

доля малого бизнеса в ВВП (в %) 6,7 8,2 12,6 18,4 21,6 35,5

Создание новых рабочих мест

вследствие развития малого бизнеса,

тыс. чел. 1,2 2,6 24,8 38,1 56,7 74,5

доля ВВП в отраслях экономики, в том числе:

промышленность (в %) 27,0 33,6 36,5 25,9 16,5 14,6

сельское хозяйство (в %) 36,9 35,9 27,3 23,8 21,8 25,0

другие отрасли (в %) 36,1 30,5 36,2 50,3 61,7 60,4

всего: 100 100 100 100 100 100

постоянное количество населения в

стране (млн чел.) 4,2 4,8 6,2 6,8 7,1 8,5

Составлена на основе данных статистического сборника «Таджикистан: 25 лет государственной независимости». - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С. 219-224.

Анализ данных таблицы указывает на неравномерность доли МСП в основных показателях экономики. Низкую долю в произведенном ВВП имеет продукция промышленного значения, которая в 2015 году составляет, по данным статистического показателя, 14,6% [7]. Другие показатели тоже различны. Это положение объясняется тем, что все регионы республики уделяют неодинаковое внимание эффективному развитию потенциала малых и средних предприятий, нерационально используют имеющиеся ресурсы (трудовые, минерально-сырьевые, производственные), расположенные на их территории. Расчеты показывают, что увеличение удельного веса показателей малого и среднего бизнеса по областям хотя бы на один процент приведет к увеличению республиканского бюджета в среднем на 0,8 млн сомони [8].

Институциональное воздействие на изменения в МСП особенно важны и приемлемы для современного Таджикистана, так как здесь образовался избыток трудовых ресурсов в результате реструктуризации промышленности и проведения реформ в сельском хозяйстве [2, с.73]. Нашей республике главным образом следует решить следующие задачи:

^ обеспечить всестороннюю защиту отечественного предпринимательства в отраслях продовольственного обеспечения от внешней конкуренции, демпинговых товаров, разрушающих комплекс самообеспечения республики продуктами питания;

^ оказывать всевозможную поддержку внутреннему и совместному предпринимательству, производителям, МСП, активно проводящим политику ресурсосбережения и внедрения инноваций;

> поэтапно поощрять малый и средний бизнес, занимающийся развитием импортозамещающего производства и повышением экспортного потенциала республики;

> стимулировать ввоз наукоемких и ресурсоемких технологий;

> стимулировать импорт современного оборудования;

> создать систему льгот для импорта ресурсосберегающего оборудования для переработки отходов производства и сельскохозяйственного сырья.

Явно наблюдается тенденция к сохранению макроэкономической стабильности и росту экономики благодаря поэтапному осуществлению структурных преобразований в социально-экономической жизни страны.

Таким образом, характер траектории макроэкономической динамики, представленной в таблице 2, свидетельствует об исчерпании потенциала командно-административной системы и необходимости ее глубокого реформирования уже к концу восьмидесятых годов ХХ века.

Этап коренных экономических преобразований (начиная с 1991 года и по настоящее время) характеризуется заметными изменениями в динамике ВВП страны. По валовому внутреннему продукту (ВВП) спад и рост экономики оценивается с середины 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня более чем в 40-50%. К тому же произошёл спад производства ВВП на душу населения, что привело к структурным изменениям в ряде отраслей экономики Республики Таджикистан.

Таблица 2. Динамика изменения ВВП в Республике Таджикистан в 1991-2015 гг. (в %)

1991 1995 2000 2005 2010 2015

Динамика ВВП, в % 0,6 0,2 0,3 0,3 0,2 0,4

Динамика ВВП на душу населения, в % 70 22 34 49 61 125

Динамика ВВП на одного занятого в экономике, в% 69 86,7 106,0 104,8 103,9 104,3

Удельный вес страны в итогах по ВВП, в % 73 87,7 107,8 105,6 105,8 104,6

Составлена на основе данных: Статистический сборник межгосударственного статистического комитета СНГ (Посвящен 25-летию СНГ, 1991-2015). - М., 2016. - С. 61-102. [9]

Из таблицы видно, что за последние 25 лет динамика ВВП страны существенно изменилась с негативных показателей на позитивные. Так, если учитывать динамику ВВП на душу населения, то в 2015 году он вырос на 56 процентных пунктов относительно начала рыночных реформ. Динамичные изменения коснулись ВВП на одного занятого в экономике, что составило 66 п.п. В целом проведение институциональных реформ в экономике Республики Таджикистан не было ошибочным выбором развития в том русле, которое выбрали государство и частные хозяйства.

Как сказано выше, в сфере развития малого и среднего бизнеса в республике произошли ощутимые изменения, его вклад в ВВП составил 35,5%. Качественным структурным сдвигом на селе явилось создание принципиально новой системы обеспечения сельского хозяйства современной высокопроизводительной техникой путем предоставления ее в лизинг. Данный механизм снабжения сельского хозяйства техникой имеет большое будущее.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что при эффективной реализации деятельности МСП, осуществляемой в рамках общенациональных структурных преобразований, следует учитывать и объективную необходимость в частичном сохранении государством отдельных функций распределительного механизма, особенно в переходный период, с целью оказания финансово-кредитной поддержки малым и средним предприятиям.

Таким образом, на основе вышеизложенного и опираясь на возможности структурных изменений в экономике, автором предпринята попытка разработать конкретные предложения и рекомендации по повышению эффективности развития экономики на ближайшую перспективу с целью совершенствования отраслевой и территориальной структуры в условиях укрепления экономической независимости республики и ускорения научно-технического прогресса [3].

По нашему мнению, с целью обеспечения устойчивого роста экономики необходимо осуществить целенаправленную перестройку структуры экономики в условиях рыночных отношений, предусматривающую:

1. Коренное улучшение состояния важнейших народнохозяйственных структур на основе опережающего роста высокопрогрессивных отраслей, в первую очередь специализирующихся на выпуске технически сложной, трудоемкой и наукоемкой продукции и товаров народного потребления.

2. Приоритетное развитие отраслей, занятых комплексной переработкой природно-минерального и сельскохозяйственного сырья.

3. Создание новых и модернизацию существующих производств на базе современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий с осуществлением широких природоохранных мер.

4. Коренное изменение структуры добывающих и обрабатывающих производств на базе местных минерально-сырьевых и трудовых ресурсов.

5. Рационализацию производственно-экономических и межотраслевых взаимосвязей и усиление комплексности развития хозяйства и устранение "узких" мест.

6. Резкое увеличение выпуска разнообразных качественных импортозамещающих товаров народного потребления.

7. Сбалансированность территориальной структуры и размещение производительных сил и производств, работающих на местных сырьевых ресурсах, с использованием избыточных трудовых ресурсов и на основе кластерного подхода.

8. Развитие сети малого бизнеса, частного предпринимательства и малых фирм с предоставлением им гарантий и финансово-кредитных льготных условий.

9. Увеличение объема капитальных вложений, особенно привлечение иностранных инвестиций в отрасли, которые являются эффективными и более прибыльными с точки зрения экономического роста. К таким отраслям можно отнести цветную металлургию, легкую и пищевую промышленность, электронику и машиностроение.

10. Коренное улучшение подготовки и переподготовки специалистов на основе принятого Закона Республики Таджикистан «Об образовании» и «Программы по подготовке кадров» путем создания академических лицеев, профессиональных колледжей, новых специальностей в вузах и обучения молодых специалистов в зарубежных учебных центрах.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что дальнейшие структурные сдвиги в социально-экономической системе Таджикистана должны происходить главным образом за счет интенсивных факторов. Здесь имеется в виду активизация работы в промышленности по техническому перевооружению производства, реконструкции и расширению действующих предприятий, выпускающих экспортоориентированную импортозамещающую продукцию. Все это должно сопровождаться углублением специализации, повышением комплексности развития за счет полного удовлетворения непрерывно растущих потребностей экономики и населения республики в необходимой продукции и потребностей экспорта. Это в свою очередь требует более полного использования резервов и условий интенсификации и индустриализации промышленности, в частности перерабатывающей промышленности республики, в долгосрочной перспективе.

Таким образом, реализованные в Таджикистане приоритеты по реформированию экономики, рост инвестиций, осуществление структурных преобразований позволили и позволят в перспективе достичь макроэкономической стабильности, создать реальные условия для дальнейшего экономического роста и улучшения жизни населения, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему расширению структурных изменений в социально-экономической системе.

Список использованной литературы:

1. Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1999. - 547 с.

2. Калугина М.В. Институциональные преобразования, определяющие развитие инновационного комплекса региона// Вопросы регулирования экономики. - №3.- 2013. - С. 73-80.

3. Каюмов Н.К., Умаров Х.У. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи Таджикистана. - Душанбе, 2007. - 276 с.

4. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике //Общественные науки и современность. -1999. - №4. - С. 44-53.

5. Умаров Х.У. Стране нужен отдельный закон против рейдерства / Х.У. Умаров // Центральная Азия. - 2013. - №43 (135). - С. 2.

6. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - Душанбе. 23.01.2016 г./электронный ресурс: www.president.tj (дата обращения: 21.02.2016).

7. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С. 150.

8. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2016. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С. 89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Статистический сборник Межгосударственного статистического комитета СНГ. (Посвящен 25-летию Содружества Независимых Государств, 1991-2015). - М., 2016. - С. 61-102.

10. Электронный ресурс: http://mmk.tj/legislation/base/(дата обращения: 24.02.2017).

Reference Literature:

1. Dornbush R, Fisher S., Shmalenzi R. Economics. -M. Business, 1999.-547pp.

2. Kalughina V. Institutional Transformations Determining the Development of Innovational Complex of the Region // Issues of Economy Regulation. 2013, №3 -pp. 73-80.

3. Kayumov N.K., Umarov Kh.U. Globalization of Economy and Outward Economy Ties of Tajikistan. Dushanbe, 2007. -276pp.

4. Tambovtsev V.L. Institutional Alterations in Russian Economy // Social Sciences and Contemporaneity. 1999. -pp. 44-53.

5. Umarov Kh.U. The Country Needs a Separate Law versus Raidership //Kh.U.Umarov// Central Asia. 2013, 43 (135) -p.2

6. Tajikistan President Emomali Rahmon's Message to Majlisi Oli of Tajikistan Republic. -Dushanbe. 23.01.2016 (electronic resource): wwwpresident.tj (date of request: 21.02.2016)

7. Socio-Economic Situation of Tajikistan Republic . - Dushanbe: Agency on Statistics under Tajikistan Republic President, 2016.-p. 150.

8. Statistical Annual of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Agency on Statistics under Tajikistan Republic President, 2016.- p. 89.

9. Statistical Collection of CIS Interstatal Statistical Committee (Dedicated to the 25 -th Anniversary of CIS (1991-2016)) -M.,2016. - pp. 61-102.

10. Electronic Resourse: http://mmk.tj/legislation/base/ (date of request: 24.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.