УДК 334 ББК 65.29
Мукаддас-зода Фирдавс Мукаддас (Хаёходжаев Ф.М.), к.э.н., и.о.доцента кафедры мировой экономики Таджикского государственного университета коммерции (Таджикистан, Душанбе)
Muqaddas-zoda Firdaws Muqaddas (Hayokhajayev F.M), candidate of economy sciences, Associate Professor of the department of world economy under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Dushanbe)
E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: государственно-частное предпринимательство, зона согласия интересов, парадоксы развития, теневая экономика, национальная экономика, стратегическое развитие
В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты дальнейшего развития национальной экономики в контексте согласования государственно-частных интересов. Выявлено, что парадоксальные отношения государства и частного сектора вызывают появление негативных факторов, которые проявляются в поощрении коррупции и развитии теневой экономики. В этом контексте автором отмечается, что в условиях усиления экзогенного конкурентного давления и с учетом ограниченности природных ресурсов государственно-частное предпринимательство как потенциальный ресурс в состоянии обеспечить долгосрочный стабильный рост экономики Таджикистана. Следовательно, предлагаются разработка и применение согласованных механизмов государственно-частного сотрудничества, которые могут обеспечить интересы государства, общества и частного сектора, кроме того, фактор государственно-частного предпринимательства как парадигма роста в целом содействует реализации стратегических задач развития страны.
Key words: statal-private entrepreneurship, zone of compliance of interests, paradoxes of development, shadow economy, national economy, strategic evolution
The article dwells on some theoretical aspects in regard to further national economy development in the context of compliance of statal-private interests. The author elicits that paradoxical relations of state and private sectors couse a rise of negative factors which manifest themselves in corruption encouragement and shadow economy development. In this context it is marked by the author that under the conditions of intensification of exogenous competitive pressure with limitation of natural resources being taken into account statal-private entrepreneurship as a potential resource is able to effectuate a long term and sustainable growth of Tajikistan economy. Consequently, the author proposes elaboration and application of complied mechanisms of statal-private cooperation which can ensure interests of state, society
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО -
ЧАСТНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
SOME THEORETICAL ASPECTS OF STATAL-PRIVATE ENTREPRENEURSHIP
- 63 -
Мукаддас-зода Ф.М. (Хаёходжаев Ф.М.) Некоторые теоретические аспекты государственно -частного предпринимательства
and private sector; into the bargain, the factor of statal-private entrepreneurship as a paradigm growth promotes upon the whole a realization of strategic goals of the country's evolution.
В современной отечественной экономической литературе проблема формирования частной собственности, развития многоукладной экономики независимого Таджикистана и государственного регулирования и поддержки частного бизнеса стала предметом исследований известных ученых - экономистов и молодых исследователей.
В работах Р.К. Рахимова, Н.К. Каюмова, М. Нурмахмадова, С.Д. Комилова, Д. Коди-рова и многих других [1] была поставлена проблема разработки концептуальных основ социальной политики Республики Таджикистан в условиях переходной экономики, отчасти - необходимости изучения проблемы развития малого и среднего бизнеса и определения оптимальных границ государственного воздействия и совокупности рычагов государственного регулирования экономических и социальных процессов. Анализ экономической литературы, истории и практики экономического развития стран, отчасти зарубежного опыта формирования и развития партнерских отношений государства и частного сектора и процессов, происходящих в переходных экономиках, в том числе в нашей стране, позволяют сделать вывод, что государственно-частное партнерство во многом используется для реализации социальных и инфраструктурных проектов. Также существуют различные подходы исследователей к исследованию проблем развития предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства.
Во-первых, это так называемые проблемы «экономики развития», где исследователи поддерживают точку зрения о государственной поддержке частного бизнеса путем формирования благоприятного климата без вмешательства в хозяйственные отношения частного сектора.
Во-вторых, это исследователи проблем «экономики перехода к рынку», их подход в основном представлен в виде концепции «государственно-частного партнерства». Соответственно, национальные экономические интересы при таком подходе предполагают формирование социального партнерства в тех направлениях, где государственные возможности недостаточны и слабоэффективны.
В-третьих, это подход, представленный в концепции государственно-частного предпринимательства и предполагающий факт формирования зоны согласия интересов как государства, так и частного сектора.
Представленные позиции отражают противоречивое отношение к проблемам рынка и к теории государственного вмешательства в экономические процессы. В связи с тем, что теории государственного предпринимательства и частного предпринимательства во многих научных исследованиях рассматриваются в отдельности и проблема баланса интересов остается неразработанной, нами рассматриваются некоторые аспекты формирования и развития механизма государственно-частного предпринимательства.
Необходимо отметить, что парадокс отношений государства и частного сектора способствует развитию негативных факторов, которые проявляются в двух крайностях:
- во-первых, фискальные органы государства в любом бизнесе усматривают максимальное извлечение налогов и сборов в доход бюджета. Таким образом, проблему обеспечения увеличивающихся доходов государственного бюджета накладывают на официальный бизнес;
- во-вторых, частный сектор и порой государственные предприятия стараются использовать лазейки в нормативно-правовых актах и пробелы во взаимоотношениях.
- 64 -
Muqaddas-zoda F.M. (Hayokhajayev F.M) Some Theoretical Aspects of Statal-Private Entrepreneurship
Как показывает опыт многих развивающихся стран, в том числе Центральной Азии и ряда других стран с переходной экономикой, вышеотмеченные парадоксы порождают теневую экономику и нелегальный бизнес. Следовательно, появляется другой парадокс -коррупция в обществе, и эта болезнь становится сдерживающим фактором вовлечения бизнеса в производственные инновации.
В нынешних условиях развития национальной экономики происходит резкое увеличение экзогенного конкурентного давления, и поэтому в развивающихся странах, в частности в Таджикистане, необходимо принятие превентивных мер, обеспечивающих дальнейший стабильный рост.
Так как источники экономического роста в Таджикистане в силу географического расположения ограничены и проявляется значительная зависимость национальной экономики от внешних финансовых вливаний, в том числе от денежных переводов трудовых мигрантов и импорта различных товаров, экономическая политика должна быть направлена на постепенное смягчение этого дисбаланса путем дальнейшего улучшения условий ведения бизнеса. Особенно необходимо развитие отраслей и направлений, где Таджикистан имеет конкурентные преимущества в регионе и мире.
На наш взгляд, наряду с формированием благоприятного предпринимательского климата, развитие различных форм государственно-частного предпринимательства способствует появлению важного ресурса, обеспечивающего долгосрочное развитие отраслей национальной экономики.
Справедливости ради следует отметить, что в годы независимости Правительством страны реализован определенный этап экономической реформы и постепенно совершенствуются условия рыночного развития страны.
Анализ статистических материалов показывает, что постоянно растёт вклад частного сектора в формирование валового внутреннего продукта Республики Таджикистан. Например, в 2014 году объем ВВП составил 45,6 млрд. сомони, из которых более половина объема приходится на частный сектор, который способствует увеличению поступлений в доходную часть государственного бюджета.
Следует отметить, что «только за последние 7 лет доходы государственного бюджета выросли более чем в 4 раза, и, по прогнозам, его объем в 2015 году достигнет 15,3 млрд. сомони» [2] .
Наряду с этим, бюджетная политика государства в среднесрочном периоде направлена на обеспечение устойчивого развития национальной экономики, реализацию стратегических приоритетов государства, решение социальных проблем населения. Особенно следует отметить, что ежегодно более 50% государственного бюджета направляются в социальный сектор и социальная направленность бюджетной политики требует разработки механизмов государственно-частного партнерства. Решение проблемы эффективности использования вышеназванных ресурсов и активизация участия частного сектора в реализации социально-экономических инвестиционных проектов позволяет привлечь внутренний потенциал к достижению стабильного роста экономики.
Следовательно, для нашей страны использование механизмов государственночастного партнерства и, на этой основе, поддержка развития частного сектора как фактор, вносящий существенный вклад в дальнейший устойчивый рост экономики и повышение благосостояния населения, является целесообразным направлением. Экономическая политика государства преследует достижение следующих задач:
- 65 -
Мукаддас-зода Ф.М. (Хаёходжаев Ф.М.) Некоторые теоретические аспекты государственно -частного предпринимательства
- решение вопросов дальнейшего совершенствования и оптимизации налогообложения;
- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
- доступ к инфраструктуре;
- поддержка созидательных инициатив бизнес-сектора;
- дальнейшее упрощение разрешительной системы;
- совершенствование условий доступа к кредитам, лизингу и ипотеке, решение других проблем и вопросов, связанных с развитием предпринимательства.
Также, с учетом специфических национальных особенностей Таджикистана, разработка согласованных механизмов применения различных форм взаимодействия государства и частного сектора создает позитивный импульс для отечественных инвесторов, и, следовательно, национальная экономика в качестве государственно-частного предпринимательства сможет получить потенциальный ресурс развития.
Следовательно, формирование различных видов собственности, решение проблемы развития частной собственности и взаимоотношений секторов национальной экономики, отчасти реального, денежного и внешнего секторов, являются основой структурных и институциональных экономических реформ, направленных на создание рыночной экономической системы и достижение долгосрочного стабильного развития, основанного на государственно-частном потенциале.
Так, реализация политики приватизации и разгосударствления, акционирования и создания совместных предприятий, с одной стороны, а также формирование благоприятного инвестиционного климата и создание на этой основе новых предприятий частного сектора за счет собственных и привлеченных средств являются характерными чертами стран переходного периода.
Трансформация и адаптация малых национальных экономик к рыночным условиям и формирование многоукладной экономики требуют особого подхода к разработке и реализации экономических программ. Так как государственные возможности и инвестиционные потребности экономики роста, с одной стороны, и экзогенные вызовы и угрозы для малых открытых экономик - с другой стороны, указывают на необходимость эффективного использования существующего потенциала и резервов, в том числе эффективного использования основных средств и их технологическую модернизацию, а также повышение оборачиваемости оборотных средств.
Так как рост переходной экономики Таджикистана достигается в условиях существования двух дефицитов - отрицательного торгового баланса и нехватки инвестиционных резервов [3], потребительский характер национальной экономики и слабость производственного инвестирования в условиях ограниченности государственных возможностей, роста трудоспособного населения, размещения и использования рабочей силы, а также политико-экономического давления региональных рынков, требуют разработки и применения новой парадигмы развития национальной экономики, в частности усиления государственно-частного партнерства, особенно путем совместного предпринимательства.
В этом контексте главным направлением создания предпосылок устойчивого развития национальной экономики является доведение до логического завершения начатых процессов формирования реальной рыночной экономики, в том числе эффективной реализации как структурных, так и институциональных реформ в стране.
- 66 -
Muqaddas-zoda F.M. (Hayokhajayev F.M) Some Theoretical Aspects of Statal-Private Entrepreneurship
Таким образом, в экономической литературе справедливо отмечается, что «эффективная организация экономики - ключ к экономическому росту; эффективная организация влечет за собой установление такой институциональной структуры и структуры прав собственности, которая создает стимулы для направления индивидуальных экономических усилий в русло видов экономической активности, сближающих индивидуальную норму прибыли с общественной» [4].
Так как, на наш взгляд, возможные, преимущественно экстенсивные, резервы роста национальной экономики практически использованы, парадоксы разгосударствления и вопросы эффективного использования государственной собственности предполагают совершенствование и разработку новых организационно-правовых форм и правил развития национальной экономики.
В то же время, проблемы формирования государственного бюджета и обеспечения эффективности его расходов означают, что государство должно постепенно отказаться от существующего порядка планового финансирования отраслей национальной экономики и заменить способ их использования формированием и размещением государственных заказов на основе реальной конкурентной среды и с учетом обеспечения интересов государства, общества и частного сектора. Следовательно, можно отметить, что переход от прямого государственного управления экономикой к формированию государственночастного предпринимательства посредством ведения эффективной предпринимательской деятельности способствует обеспечению долгосрочного стабильного развития переходных стран, в частности Республики Таджикистан.
Однако исторический опыт развития многих переходных стран показывает, что непоследовательность в реализации экономических реформ и чрезмерное вмешательство государства в экономические процессы, не- соблюдение баланса интересов государства, общества и частного сектора порождает парадоксы социально-экономического развития.
Следует отметить, что в условиях трансформации переходной экономики к рынку государство должно формировать благоприятный климат ведения бизнеса в стране и обеспечить эффективное использование государственной собственности.
Таким образом, государство как один из субъектов рынка в партнерстве с частным сектором должно вести согласованную и взаимовыгодную предпринимательскую деятельность. Современный менеджмент и предприимчивость частного сектора позволяют принять превентивные меры по смягчению влияния внешнего конкурентного давления, и синергетический эффект обеспечивается путем формирования равноправных, доверительных и партнерских отношений государства и частного сектора.
Поэтому факторы государственного регулирования экономических процессов, как прямые, так и косвенные, должны осуществляться с учетом согласования интересов государства и частного сектора.
С учетом решения проблемы долгосрочного и устойчивого развития в переходных экономиках, особенно в экономике Таджикистана, наряду с эффективным использованием потенциала государственной собственности, в том числе государственных и акционерных предприятий, совместных предприятий с участием государства, по нашему мнению, также необходимо применение и развитие соответствующих форм государственного предпринимательства.
Государственно-частное предпринимательство как гибкий механизм активизации развития национальной экономики, наряду с привлечением инвестиций, внедрением новей-
- 67 -
Мукаддас-зода Ф.М. (Хаёходжаев Ф.М.) Некоторые теоретические аспекты государственно -частного предпринимательства
ших техники и технологий, также способствует экономическому развитию регионов страны и позволяет эффективно решить социальные задачи, что в целом снижет нагрузку на государственный бюджет и инициирует инвестирование фундаментальных и значимых проектов.
На наш взгляд, парадоксы несостоятельности реальных рыночных отношений и проблемы развития национальной экономики развивающихся стран связаны как с эффективностью использования потенциала государственных предприятий и расходования средств государственным бюджетом, так и с разработкой механизмов государственно-частного предпринимательства, которые, способствуя развитию частного сектора, должны максимально обеспечить государственно-частные и общественные интересы. В этом направлении важным является решение проблемы формирования и развития банковского сектора, финансового рынка, рынка ценных бумаг, так как финансовокредитные механизмы развития в переходных странах, как «кровеносная артерия» любой экономики, способствуют развитию отраслей национальной экономики.
Также необходима разработка соответствующих нормативно-правовых актов и критериев государственно-частного предпринимательства в переходных экономиках с учетом конкретного разделения полномочий и функций государства и частного сектора и формирование зоны согласия интересов.
В условиях Республики Таджикистан в связи с реализацией крупных энергетических и инфраструктурных проектов, призванных осуществлять инвестиционную деятельность по реализации приоритетных государственных проектов в таких областях, как развитие реального сектора национальной экономики, в том числе развитие свободных экономических зон, модернизация промышленности и развитие агропромышленного комплекса, на наш взгляд, важным условием активизации использования потенциала частного сектора является устранение существующих барьеров и формирование взаимовыгодного климата государственно-частного предпринимательства.
Наряду с этим, политико-экономические аспекты поляризации отношений между странами континента, либерализация внешнеэкономических отношений в условиях ВТО и обострение конкуренции в сфере торговли товарами, а также привлечение иностранных инвестиций, внедрение инновационных технологий и производство конкурентоспособной продукции предполагают эффективное использование государственных средств и потенциала национальной экономики, в том числе создание благоприятных правил игры для всех участников рынка.
Следует отметить, что инновационное развитие экономики в переходных странах реализуется в случае гармонизации отношений государственного и частного сектора в предпринимательской среде, что формирует основу для дальнейшего стабильного роста.
Так как отечественные бизнес-структуры уже имеют возможность участвовать в реализации различных инновационных проектов, соответственно, важной задачей государства в современных условиях является создание условий для привлечения бизнесструктур к долгосрочному инвестированию импортозамещающего производства и к развитию экспортного потенциала страны.
Вместо с тем, проблемы баланса затрат и доходов в инновационных проектах в контексте их долгосрочной окупаемости в развивающейся экономике Таджикистана требуют согласования интересов государства и частного сектора.
- 68 -
Muqaddas-zoda F.M. (Hayokhajayev F.M) Some Theoretical Aspects of Statal-Private Entrepreneurship
Поэтому очень важна разработка механизмов государственно-частного предпринимательства, так как потребительские особенности национальной экономики Таджикистана и необходимость диверсификации основ экономического роста путем внедрения инновационных технологий определяют логическую необходимость развития различных форм государственно-частного предпринимательства. В их число входит формирование государственных заказов и, на тендерной основе, - благоприятной среды для потенциальных бизнес-структур, привлечение частного сектора к совместной реализации проектов. Обеспечить эффективность интересов можно с помощью долевого участия и финансовой поддержки государством частного производственного предпринимательства с предоставлением максимально возможной свободы деятельности.
Следовательно, на наш взгляд, в условиях развивающихся стран Востока с присущим им менталитетом населения, государственные субсидии, выборочные налогово-бюджетные преференции частному бизнесу в целом не обеспечивают эффективности расходования государственных средств.
Актуальной научной и практической задачей является также оценка и определение индикаторов согласованности интересов и эффективности государственно-частного предпринимательства. Роль уполномоченных государственных структур при исполнении государственных функций должна сводиться к тому, чтобы путем ведения государственночастного предпринимательства обеспечить реализацию стратегических приоритетов страны.
Таким образом, необходимо отметить, что проблемы стратегического развития национальной экономики, в частности эффективность расходования государственных средств, активизация вовлечения потенциала частного сектора в экономические процессы, модернизация производственного сектора и обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции, указывают на необходимость совместного использования государственночастного потенциала страны.
Список использованной литературы:
1. Рахимов Р.К. и др. Социальная политика Республики Таджикистан в условиях переходной экономики // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, 2000. -№ 2. - С. 99-142.
2. Рахмон Эмомали. Послание Президента Таджикистана Маджлиси Оли Республики Таджикистан. -Душанбе: Шарки озод, 2015.
3. Мукаддас-зода Ф.М. Некоторые аспекты влияния современных тенденций развития мировой экономики на национальную экономику // Таджикистан и современный мир. -Душанбе, 2014. -№5(43). - С. 47-49.
4. Саидмуродов Л.Х. Экономическая теория открытого хозяйства и проблемы современного Таджикистана. -Душанбе: Ирфон, 2005. - С. 41.
Reference Literature:
1. Rahimov R.K. etc. Social Policy of Tajikistan Republic under Transition Economy Conditions // Tajikistan Economy: Strategy of Development. - Dushanbe, 2000, - #2. - pp. 99 - 142.
2. Emomali Rahmon. The Message of Tajikistan Republic President to Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. - Dushanbe: Free East, 2015.
3. Muqaddas-zoda F.M. Some Aspects of the Influence of Contemporary Tendencies of World Economy Development over National Economy // Tajikistan and Modern World. - Dushanbe, 2014. - # 5 (43). -pp. 47 - 49.
4. Saidmurodov L.Kh. Economic Theory of Open Economy and Problems of Contemporary Tajikistan. -Dushanbe: Cognition, 2005. - p. 41.
- 69 -