УДК 336 ББК 65.01
ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РТ
Сафаров Алимахмад Гулович,
ассистент кафедры финансов и кредита Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, Худжанд)
PECULIARITIES OF REFORMATION CONCEPTION OF DEVELOPMENT IN REFERENCE TO MONETARY POLICY IN TRANSITIVE ECONOMY OF TR
Safarov Alimakhmad Gulovich,
assistant of the department offinances and credit under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: Alimahmad [email protected]
Ключевые слова: монетарная и фискальная политика, сбережения, финансовые институты, денежно-кредитное регулирование, банковская система, НБТ.
В статье рассматривается роль и предлагаются методы реализации реформистской концепции, а также раскрывается значение монетарной политики в деятельности банков в условиях переходной экономики. Определены важнейшие концептуальные факторы монетарной инвестиционной деятельности национальной экономики в условиях переходного процесса. Особое место отведено влиянию денежнокредитной политики, международным финансовым институтам, которые способствуют технической помощью и кредитами, а также займами для развития дееспособной финансовой среды национального хозяйства. Данное направление дополняется также рассмотрением эффективного регулирования и взаимодействия с финансовыми посредниками и другими кредитными учреждениями, обеспечивающими стабильность и устойчивость как банковской, так и финансовой системы.
Key words: monetary and fiscal policy, savings, financial institutes, monetary-crediting regulation, banking system, National Bank of Tajikistan
The article dwells on monetary policy, its role, methods of realization of reforming conception and importance for the activities of banks under the conditions of transitive economy. The author determines the mostly important conceptual factors in the monetary investitive activity of national economy under the conditions of transitional process. Special attention is paid to such issues as influence of monetary-crediting policy, international financial institutes providing technical aid and credits, loans for a development of capable financial environment of national economy as well. This streamline is complemented also with consideration of effective regulation and interaction with financial mediators and other crediting institutions ensuring stability and sustainability of both banking and_ financial systems. Действующая концепция рыночных реформ в монетарной политике страны исходит из
- 22 -
Safarov A.G. Peculiarities of Reformation Conception of Development in Reference to Monetary Policy in Transitive Economy of TR
целей обеспечения макроэкономической стабилизации и создания предпосылок экономического роста в условиях глубокого дефицита внутренних сбережений, ограничивавшего решение важнейших инвестиционных задач на первых этапах экономических преобразований.
Сущность выдвигаемой нами новой - реформистской - концепции монетарной политики заключается в обеспечении динамичного и ускоренного продвижения экономики республики к эффективному макроэкономическому равновесию путем последовательного увеличения уровня внутренних сбережений (S), повышения эффективности их рыночного распределения в инвестиции (I), снижения относительных масштабов и повышения качества государственных инвестиций. Концепция называется нами реформистской в соответствии со следующими моментами:
а) принцип участия государства в роли главного реформатора в процессе рыночных преобразований заложен с самого начала в реформы 90-х годов. Поэтому монетарная политика, включая как составные элементы денежно-кредитную и валютно-банковскую, с самого начала реформ реализуется как реформистская, т.е. направленная на активную роль в преобразованиях банковско-финансовой системы;
б) в новых условиях, когда начиная с нового тысячелетия во главу угла ставятся задачи углубления реформ, либерализации валютного и финансового рынка, экономики в целом, роль Национального банка как монетарного реформатора приобретает качественно новое содержание и форму, когда реформизм в денежно-кредитной, валютной и банковской сфере реализуется посредством масштабной программы институционального созидания финансового рынка, дерегулирования деятельности банковских и финансовых институтов;
в) необходимость качественного углубления либерализации финансовых рынков и экономики республики не означает перехода методов монетарной политики на наработанные в западной практике принципы денежно-кредитного и валютного регулирования. В этом случае концепция монетарной политики была бы не реформистской, а либеральной или либерализованной, в то время как новые задачи, стоящие перед Национальным банком и правительством, гораздо сложнее. Не односторонняя либерализация и переход к ортодоксальным принципам организации монетарной политики, а либеральный реформизм в монетарной политике, выражающийся в сбалансированном сочетании традиционно-рыночных, антиинфляционных, стабилизационных и нетрадиционных, инвестиционноструктурных методов денежно-кредитного регулирования;
г) сущностным смыслом новой либерализованной политики Правительства становится качественное изменение методов и инструментов экономической политики государства в достижении устойчивого экономического роста, продвижении функционирования экономики к уровню эффективного макроэкономического равновесия. В этом контексте и широкая концепция монетарной политики, охватывающая денежно-кредитное, валютное и банковское регулирование, должна подталкивать банковскую и финансовую систему, обеспечивая продвижение экономики к уровню эффективного макроэкономического равновесия.
Таким образом, становится ясно, что дальнейшее сохранение централизованно-перераспределительных методов и инструментов регулирования экономики государством посредством налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политики, а в отдельных отраслях поддержки правительством ценовой политики не может решить задачи обеспечения стабильного экономического роста.
- 23 -
Сафаров А.Г. Особенности реформистской концепции развития монетарной политики в переходной экономике РТ
На первых, стабилизационных по сути, этапах перехода к рыночной экономике в сложных условиях внутренних и внешних шоков, очень важную роль сыграло государственное регулирование, что выражалось в перераспределении финансовых средств через:
- государственный бюджет, банковскую систему и систему государственных предприятий;
- использование валютной политики для целей импортозамещения и поддержки базовых отраслей экономики;
- наложение квазифискальных функций на банковскую систему.
В то же время становится очевидным, что дальнейшая неизменность и сохранение ранее поставленных целей и методов текущей экономической политики вызовет нарастание нестабильности на макро- и микроуровнях экономики. Соответственно, оно может создать угрозу экономической стагнации и приведет к сужению экспортной базы и четкости платежного баланса, при этом подпитывая хронически существующую инфляцию. К тому же, при прочих равных условиях, оно может снизить доверие экономических агентов к финансовой системе и, само собой, привести к увеличению дефицита государственного бюджета, так что в итоге приостановятся или сократятся выплаты и политика увеличения социальных обязательств.
Результаты произведенного нами анализа финансовой системы и темпов роста ВВП за последние годы позволяют сделать тот общий вывод, что экономика страны находится сегодня на подъемном этапе, когда созревают все условия для активизации рыночных методов и инструментов экономической политики. От степени корректировки и глубины преобразований во многом зависит, как быстро Республика Таджикистан сможет решить задачу перехода к социально-ориентированной рыночной экономике.
Неразрывное единство сферы обращения и сферы производства. Концепция монетарной политики должна исходить из неразрывного единства сферы обращения капитала и сферы реального производства. Цели, задачи и методы монетарной политики в конечном итоге должны содействовать оздоровлению сферы материального производства, которое испытывает сегодня наиболее тяжелые издержки переходного периода. Об этом образно
говорил и глава нашего государства Э. Рахмон в выступлениях перед парламентом
*
страны.
Депрессивные отрасли, низкая рентабельность и неконкурентоспособность большинства предприятий реального сектора в переходной экономике являются стержневым камнем преткновения для успешности реформ. Необходимы фундаментальные преобразования в структурной политике, так как без консолидации усилий государства с целью разрешения проблем производственной сферы невозможно достичь прогресса, а также ускорения процессов социально-экономических реформ. Одностороннее направление монетарной политики в ряде стран с переходной экономикой на цели преодоления инфляции без учета других важнейших процессов и параметров макроэкономической и институциональной политики, приведёт к ухудшению экономической ситуации, углубле-
Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Парламенту страны. 26 апреля 2014 года //http://www.president.tj/rus/novostee_260413.html. (дата обрашения 11.09.2014)
- 24 -
Safarov A.G. Peculiarities of Reformation Conception of Development in Reference to Monetary Policy in Transitive Economy of TR
нию разбалансированности хозяйственного механизма рынка, росту социально-экономической напряженности, в некоторых случаях - к разрастанию финансового кризиса, как в России [2].
Накопленный странами с переходной экономикой опыт показал, что целевой отход монетарной политики от проблем реального сектора и концентрация исключительно на инфляции приводит в условиях переходной экономики к диспропорциям в развитии финансовых и товарных рынков, к перегреву финансовых рынков, переливу капитала из производственной сферы в сферу обращения, его оттоку за рубеж [5, с. 37-38].
Немаловажной является роль полемики «Финансовая ориентация» о том, что в конечном счете монетарная политика приводит к значительным издержкам не только для реального сектора в виде роста неплатежей, сокращения оборотных средств предприятий, но и для финансового сектора в виде сокращения его реальных масштабов, локализации в самом себе. Она активизирует дополнительные расходы. Цена жестко монетарного снижения инфляции в условиях переходной экономики оборачивается демонетизацией производственной сферы, то есть лишением последней необходимых денежных средств, свертыванием хозяйственной деятельности. А коэффициент монетизации нашей экономики на сегодня составляет порядка 22-26%, что, в отличие от развитых стран, намного ниже [6, с. 42].
Нехватка денежных средств в сфере материального производства вызывает обострение кризиса неплатежей в виде роста просроченной задолженности, сегментации как товарных, так и финансовых рынков.
Недееспособность традиционной монетарной политики, таким образом, обусловливает целесообразность смены пассивной концепции монетарной политики на активную, реформистскую концепцию, которая основывается на сбалансированном и последовательном подходе к финансовой и реальной составляющим экономики страны и направлена на создание, укрепление и развитие глубоких и устойчивых связей. Так, С. Глазьев отмечает: «Предпосылкой эффективной монетарной политики является единство сферы обращения капитала и производственной сферы. Они должны быть глубоко интегрированы таким образом, чтобы через первую осуществлялся перелив капитала между различными сегментами производственной сферы, обеспечивая перераспределение ресурсов из традиционных в новые, более эффективные ее секторы. В противном случае монетарные методы становятся неадекватными ситуациями, усугубляя процесс дезинтеграции экономики и деградации производства» [3, с. 68].
С одной стороны, профессор С. Глазьев прав. С другой, существует угроза удушения или ограничения либериализации в монетарной системе. Необходимо активное, но последовательное и скоординированное углубление либерализации финансовой системы, так как либерализация финансовой системы выступает важнейшей предпосылкой и условием реализации реформистской концепции монетарной политики.
Исследования и опыт показывают, что разумная и своевременная либерализация экономики и финансовой системы выступает одним из ключевых факторов экономического роста, повышения уровня дохода на душу населения [8, с. 23]. Откладывание глубоких реформ по либерализации деятельности предприятий финансового и реального сектора на долгий срок может привести к усугублению диспропорций в экономике, сокращению темпов экономического роста, потере конкурентоспособности на внешнем рынке.
В то же время международная практика показывает, что либерализация финансовой
- 25 -
Сафаров А.Г. Особенности реформистской концепции развития монетарной политики в переходной экономике РТ
системы при форсировании и недостаточной скоординированности с другими реформами может привести к нежелательным последствиям в форме необеспеченного роста кредитной и денежной массы. Это вызовет удорожание условий кредитования реального сектора экономики, банкротство банковских и финансовых институтов, резкое снижение конкурентоспособности внутренних товаропроизводителей, отток капитала из страны [9]. Поэтому при разработке и реализации конкретных программных мер очень важно извлечь из международного опыта полезные уроки.
Концептуальной целью монетарной политики в условиях переходного периода должно стать:
- проведение последовательных реформ в сфере денежного обращения и банковской системы;
- создание развитой, конкурентоспособной и стабильной финансово-кредитной среды;
- стимулирование благоприятствующих процесов инвестирования и экономического роста;
- укрепление конкурентоспособности отечественной экономики;
- эффективная интеграция банковской и финансовой системы в международный финансовый рынок.
Как видно, такое определение цели монетарной политики охватывает ряд взаимосвязанных целей, отличных от традиционного инфляционного подхода, что обусловлено, по нашему мнению, специфической системно-неравновесной природой постплановой переходной экономики, когда от монетарной политики требуется многофакторный и многоцелевой подход к реформам в банковско-финансовой системе и экономике в целом.
В соответствии с вышеуказанной концептуальной целью, монетарная политика должна быть направлена на решение комплекса тактических и стратегических задач.
На наш взгляд, набор задач монетарной политики должен отвечать ряду следующих требований:
- задачи должны охватывать соответствующие ключевые финансово- экономические качественные и количественные показатели денежного обращения, деятельности коммерческих банков, небанковских финансовых учреждений, предприятий реального сектора;
- задачи должны характеризовать потребности переходной экономики республики в макроэкономической и финансовой стабилизации, стабилизации финансов предприятий и населения;
- задачи в не меньшей степени должны выражать необходимость эффективного содействия процессам экономического роста на микро- и макроуровне.
Таким образом, в соответствии с данными требованиями, основными концептуальными задачами и особенностями монетарной политики в переходных условиях видятся следующие:
- совершенствование прогнозов и программ роста денежно-кредитных показателей в тесной увязке с макроэкономическими прогнозами роста валового национального продукта, инфляции, платежного баланса;
- эффективное регулирование и взаимодействие с финансовыми посредниками, коммерческими банками и небанковскими кредитными учреждениями, обеспечивающее стабильность и устойчивость банковской и финансовой системы;
- обеспечение эффективного взаимодействия и взаимодополнения частного и
- 26 -
Safarov A.G. Peculiarities of Reformation Conception of Development in Reference to Monetary Policy in Transitive Economy of TR
государственно-ориентированного секторов банковской и кредитной системы страны;
- обеспечение и поддержание оптимального механизма продвижения государственных финансовых средств, направленное на локализацию нецелевых утечек государственных денежных средств;
- достижение эффективной взаимосогласованности и сбалансированности товаропроизводящей и денежно-проводящей сети, обеспечивающей неинфляционный механизм функционирования переходной экономики;
- институциональное укрепление независимости Национального банка в его политике по обеспечению внутренней и внешней стабильности сомони;
- ускоренная и поэтапная ликвидация практики квазифискального кредитования Национальным банком и банковской системой государственных предприятий;
- создание эффективных механизмов кредитования приоритетных задач государства, включая развитие малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства, новых высокотехнологичных и перспективных производств и отраслей, формирование широкого слоя среднего класса;
- обеспечение оптимальной унификации обменного курса сомони в рамках решения задачи либерализации внебиржевого валютного рынка, корректировка механизмов осуществления денежно-кредитной политики и политики банковского надзора в соответствии с новым режимом унифицированного обменного курса;
- создание условий для ускоренного развития рынка денег и капитала в условиях единого обменного курса.
Инструментарий и методы реализации концептуальных целей и задач монетарной политики можно сгруппировать в две основные группы.
Первую группу методов можно назвать группой традиционных инструментов денежно-кредитного и банковского регулирования, которые включают учетную ставку нормы резервирования, предъявляемые нормативы к банковским учреждениям, операции на денежном рынке.
Вторую группу целесообразно называть группой селективных инструментов и контрактов, которая включает все другие инструменты и методы, не обязательно предусмотренные классическим представлением о Центральном банке. Сюда можно отнести специальные соглашения между Национальным банком и кредитными учреждениями, обеспечивающие решение структурных задач переходной экономики. Национальный банк должен в рамках единой государственной политики содействовать совершенствованию реструктуризирующей переходную экономику кредито-проводящей сети от сберегателей к посредникам и от последних до приоритетных получателей и пользователей кредита. Об этом наглядно свидетельствует приведенная ниже схема.
Из схемы видно, что, помимо инфляции, важными элементами в достижении цели на макроуровне должны быть темпы роста ВВП и его отраслевая и спросовая структура, показатели состояния платежного баланса. Широкий круг задач концепции монетарной политики предполагает наличие адекватной широкой институциональной структуры, национальным координирующим органом которой является учреждение денежнокредитного регулирования - Национальный банк республики. На координирующем уровне денежно- кредитной системы и монетарной политики, как правило, также должны действовать Правительство РТ и Министерство финансов.
- 27 -
Сафаров А.Г. Особенности реформистской концепции развития монетарной политики в переходной экономике РТ
Схема 1. Схема конечных и промежуточных целей и задач концепции реформистской монетарной политики и структурных сдивигов в экономике переходного процесса
Направления монетарной политики Конечные цели Промежуточные цели
Показатель/ индикатор Институционал ьный сектор Показатель/ индикатор Институциона льный сектор
Снижение инфляции Темпы инфляции Экономика в целом Совокупная денежная масса Экономика в целом
Сбалансированн ый платежный баланс Обменный курс Внешний сектор - Реальный обменный курс - Запасы государственных резервов - Монетарные власти - Банковская система
Развитие и стабильность финансовой системы Уровень монетизации Банковская система - Структура и объемы активов; - Структура объемов обязательств; - Показатели финансового посредничества Банковская Система
Устойчивый экономический рост Темп роста реального ВВП Экономика в целом Спрос на деньги Экономика в целом
Структурные реформы Темпы роста новых и приоритетных отраслей Новые и приоритетные отрасли Объемы банковских кредитов новым и приоритетным отраслям Новые и приоритетные отрасли
Стабилизация финансов крупных и средних предприятий Рост рентабельности и финансовой устойчивости предприятий Ключевые крупные и средние предприятия Объемы банковских кредитов Ключевые крупные и средние предприятия
Составлено автором.
При слабом институциональном механизме, выражающемся в отсутствии необходимого законодательного обеспечения механизма эффективного контроля за соблюдением законов и контрактов, специальных организационных структур, инструментов осуществления платежей, а также надежных инструментов сбережений и инвестиций, результативность действий в области монетарной и банковской политики будет ограниченной. Промежуточным институциональным элементом в структуре концепции монетарной политики является, конечно, система коммерческих банков и банков развития.
- 28 -
Safarov A.G. Peculiarities of Reformation Conception of Development in Reference to Monetary Policy in Transitive Economy of TR
Данные учреждения играют основную исполнительскую роль в совершенствовании кредито-проводящего сета «вверх - вниз» и «вниз - вниз».
Важную консультативную роль в концепции монетарной политики должны сыграть профессиональные и межинституциональные союзы, комитеты и объединения и т.п. Подобные органы, объединяя в себе представителей Национального банка, коммерческих банков, местных органов власти, представителей крупного, среднего и малого бизнеса, способствуют оптимизации узких и неэффективных мест в механизме монетарной политики.
Институтами-заемщиками в последней инстанции выступают предприятия производственной сферы, сгруппированные в различные отрасли и сектора, такие как малый и средний бизнес, сельскохозяйственные товаропроизводители, экспортеры и т.п.
Немаловажными институтами, участвующими в реализации концепции монетарной политики, могут быть международные финансовые институты, способствующие технической помощью, кредитами и займами развитию дееспособной финансовой среды, институциональному и финансовому укреплению институтов-посредников и институтов-заем-щиков.
Планирование и прогнозирование денежно-кредитных показателей должно быть, по нашему мнению, многоцелевым, многоуровневым и многосекторным. Стержневым принципом здесь должно быть неразрывное единство финансового и реального секторов экономики. На отраслевом уровне важными индикаторами монетарной политики могут служить показатели производственных отраслей, характеризующие обеспеченность их оборотными и денежными средствами, уровни их рентабельности. При этом необходимыми секторами планирования денежно-кредитных показателей центрального банка и коммерческих банков, на наш взгляд, должны быть:
• сектор мониторинга крупных стратегических предприятий, формирующих каркас производственной базы страны;
• сектор крупных и средних убыточных и нерентабельных производственных предприятий;
• сектор экспортоориентированных производств;
• сектор крупных производственных предприятий, являющихся нетто- импортерами;
• сектор малых и средних предприятий, являющийся приоритетом государственного экономического развития.
Таким образом, перечисленные институциональные секторы должны являться в условиях переходной экономики конечным объектом внимания монетарной политики Национального банка страны. Для каждого такого институционального сектора целесообразно определить основные, конечные, промежуточные и операционные цели монетарной политики. Так, схема 1 показывает примерные направления концептуальных целей монетарной политики в условиях страны с переходной экономикой. В результате такого широкого подхода к задачам монетарной политики в условиях переходной экономики складывается система комплексного планирования и прогнозирования параметров денежно-кредитной и банковской сферы.
Список использованной литературы:
1. Банковский статистический бюллетень /Статистический ежегодник -Душанбе. 2014. №>1.
2. Бойкова А.В. Преодоление экономической несостоятельности предприятия [электрон-
- 29 -
Сафаров А.Г. Особенности реформистской концепции развития монетарной политики в переходной экономике РТ
ный ресурс] //Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). -2012. - №3(07). - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ «Информрегистр»: 0421100132/0049. - URL: http://sisp.nkras.rU/issues/2012/3/boykova.pdf.
3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.: ВлаДар, 2003. - 310 с.
4. Кан Г. Моделирование финансово-экономических процессов. - М. : Экономика, 2012. -275 с.
5. Матюгина Э.Г. Роль институционального инструментария в управлении функционированием современной мирохозяйственной системы//Материалы Х Международной научно-практической конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей». - СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2009. - С. 37-38.
6. Национальный банк Республики Таджикистан. Макроэкономический комментарий в Республике Таджикистан. - Душанбе, 2013.
7. Таджикистан в цифрах./Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014. - 167 с.
8. Oleh Haviylyshyn and Thomas Wolf. Determinants of Growth in Transition Countries Oleh Havrylyshyn and Tomas Wolf. Finans and Development. -June 1999. -№2. - 63 с.
9. Таджикская ассоциация ветеринарии.
http://www.tva.tj/ru/index/index/pageId/78/02/06/13/. (Дата обрашения 11.09.2014)
Reference literature:
1. Bank Statistical Bulletin. -Dushanbe, 2014. -p. 40.
2. Boykova A.V. Overcoming of Economic non-Copability of an Enterprise [electronic resource]//Modern explorations of social problems (electronic journal). - 2012. - #3(07). -Identification number of the article given by the STC (scientific-technical centre “Informregister”: 0421100132/0049. - URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/3/boykova.pdf
3. Glazyev S. Yu. The Theory of Long-Term Economic Development. -Moscow: Vla Dar, 2003. -310p.
4. Kan G. Modelling of Financial-Economic Processes. -Moscow: Economics, 2012. -275pp.
5. Matuyghina E.G. The Role of Institutional Toolbox in Management with Functioning of Modern World Economy System // Materials of the X-th International scientific-practical conference “Integration of Economies into the System of World Economic Ties. -SPb: Saint-Petersburg State Polytechnical University, 2009, pp. 37-38.
6. National Bank of Tajikistan Republic (NBTR). Macroeconomic Commentary in Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2013.
7. Tajikistan in Digital Indices. /Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. -Dushanbe, 2014. -167pp.
8. Oleh Haviylyshyn and Thomas Wolf. Finance and Development. -June 1999, #2.-63p.
9. Tajikistan Association of Veterinary Surgeons. http://www.tva.tj/ru/index/index/pageId/78/02/06/13/. (date of addressing: 11.09.2014)
- 30 -