Научная статья на тему 'Совершенствование процесса монетизации в развитии современной банковской системы Республики Таджикистан'

Совершенствование процесса монетизации в развитии современной банковской системы Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ МОНЕТИЗАЦИИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / УСТАНОВКА ЦЕЛЕВОГО ОРИЕНТИРА / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ДЕНЕГ / НБТ / УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / LEVEL OF MONETIZATION / MONETARY-CREDITING POLICY / SETTING OF TARGET ORIENTATION / MONEY CIRCULATION / NBT (NATIONAL BANK OF TAJIKISTAN) / EQUATION OF EXCHANGE / REAL ECONOMY SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азизбоев Равшан Абдурахмонович

Организация денежного обращения в стране, соответствующего целям развития экономики, которое ежегодно формируется политическим руководством страны, является одной из актуальных проблем, требующих постоянного и пристального внимания как государства, так и исследователей этих процессов. Направления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием национальной экономики в целом. В основе формирования денежнокредитной политики Таджикистана в современных условиях лежат задачи для достижения следующих макроэкономических целей: финансовой стабилизации в стране; снижения темпов инфляции; укрепления курса национальной валюты; обеспечения устойчивости платёжного баланса страны; минимизации инфляционных процессов для достижения экономического роста; снижения реальной процентной ставки в экономике страны. В переходной экономике денежно кредитная политика является одним из мощных инструментов макроэкономического регулирования. Должен быть выявлен потенциал такого регулирующего инструмента и на этой базе сформулированы действенные, научно обоснованные рекомендации по поводу широкого использования данного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Process of Monetization in Regard to Modern Banking System Development in Tajikistan Republic

Organization of monetary circulation in the country corresponding to the aim of economy development which is formed by political leadership of the country annually is considered one of the actual problems requiring constant and decisive attention on the part of both the state and explorers of these processes. Directions and concrete tactical goals in reference to monetary politics of the state is determined by a situation of national economy upon the whole. On the basis of the formation of monetary-crediting policy of Tajikistan under modern conditions there are the goals for the achievement of the following macroeconomic ones: financial stabilization in the country; reduction of tempos in regard to inflation; strengthening of national currency course; insurance of the sustainability of payment balance of the country; minimization of inflational processes for the achievement of economy growth; reduction of real percent rates in the country's economy. In transitive economy monetary-crediting policy is one of the mighty instruments of macroeconomic regulation. There should be elicited a potential of such regulating acts and on this base urgent scientifically substantiated recommendations on the occasion of widespread utilization of the given potential must be formulated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса монетизации в развитии современной банковской системы Республики Таджикистан»

08 00 00 ИЛМ^ОИ ИКТИСОДЙ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08 00 00 ECONOMIC SCIENCES

08 00 01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 08 00 01 ECONOMIC THEORY

УДК 336.7 ББК 65.262.18

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА МОНЕТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF MONETIZATION IN REGARD TO MODERN BANKING SYSTEM DEVELOPMENT IN TAJIKISTAN

REPUBLIC

Ключевые слова: уровень монетизации, целевого ориентира, оборачиваемость сектор экономики

Организация денежного обращения в стране, соответствующего целям развития экономики, которое ежегодно формируется политическим руководством страны, является одной из актуальных проблем, требующих постоянного и пристального внимания как государства, так и исследователей этих процессов. Направления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием национальной экономики в целом. В основе формирования денежно-кредитной политики Таджикистана в современных условиях лежат задачи для достижения следующих макроэкономических целей: финансовой стабилизации в стране; снижения темпов инфляции; укрепления курса национальной валюты; обеспечения устойчивости платёжного баланса страны; минимизации инфляционных процессов для достижения экономического роста; снижения реальной процентной ставки в экономике страны. В переходной экономике денежно - кредитная политика является одним из мощных инструментов макроэкономического регулирования. Должен быть выявлен потенциал такого регулирующего инструмента и на этой базе - сформулированы

Азизбоев Равшан Абдурахмонович,

ассистент кафедры банковского дела Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, Худжанд)

Azizboyev Ravshan Abdurakhmonovich,

assistant of the department of banking under Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: ravshan. azizboev@mail. ru

денежно-кредитная политика, установка денег, НБТ, уравнение обмена, реальный

действенные, научно обоснованные рекомендации по поводу широкого использования данного потенциала.

Key words: level of monetization, monetary-crediting policy, setting of target orientation, money circulation, NBT (National Bank of Tajikistan), equation of exchange, real economy sector

Organization of monetary circulation in the country corresponding to the aim of economy development which is formed by political leadership of the country annually is considered one of the actual problems requiring constant and decisive attention on the part of both the state and explorers of these processes. Directions and concrete tactical goals in reference to monetary politics of the state is determined by a situation of national economy upon the whole. On the basis of the formation of monetary-crediting policy of Tajikistan under modern conditions there are the goals for the achievement of the following macroeconomic ones: financial stabilization in the country; reduction of tempos in regard to inflation; strengthening of national currency course; insurance of the sustainability of payment balance of the country; minimization of inflational processes for the achievement of economy growth; reduction of real percent rates in the country's economy. In transitive economy monetary-crediting policy is one of the mighty instruments of macroeconomic regulation. There should be elicited a potential of such regulating acts and on this base urgent scientifically substantiated recommendations on the occasion of widespread utilization of the given potential must be formulated.

В годы независимости Таджикистана банковская система стала одной из первых сфер экономики, где реально осуществляются демонополизация и свободная конкуренция. Организация коммерческих банков на паевой основе явилась первым шагом к созданию денежного рынка. Основная цель данного исследования - определение уровня монетизации в Республике Таджикистан в период с 2009 по 2015 годы. Для реализации поставленной цели в данной статье поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики Республики Таджикистан при выборе и применении её инструментов;

- проанализировать экономические концепции монетаризма и кейнсианства.

Во время переходного периода от административно-плановой системы, существовавшей в СССР, к рыночной системе, Республика Таджикистан получила финансовое учреждение-филиал Госбанка, которым руководил Госбанк СССР, имевший статус единоличного эмиссионного банка, который был создан для обслуживания плановой экономики. При таком переходе появились факторы, отрицательно влияющие на экономику Республики Таджикистан, такие как снижение реального ВВП, уровня занятости населения, инвестиций и появление проблем, связанных с инфляцией.

По нашему мнению, важнейшим условием для преодоления этих явлений становится решение проблем, связанных с регулированием денежной массы в обращении. После проведения некоторых статистических наблюдений стало ясно, что уровень монетизации экономики РТ недостаточно развит для решения этой проблемы, требующей максимального вложения средств.

В экономике Республики Таджикистан ощущается недостаток финансирования, и это проявляется в том, что соотношение денежной массы и ВВП является очень низким по сравнению с другими развивающимися странами. Таджикистан является одним из самых

слабых государств мира по уровню насыщенности экономического оборота деньгами, мы имеем самый большой дефицит денег в обращении. В развитых странах уровень монетизации в экономике составляет около 80-90% при пороговом значении в 40%, то есть он не должен быть меньше указанного показателя.

В Таджикистане этот уровень, согласно банковскому статистическому бюллетеню НБТ, начиная с 2005 года составлял 9,3%, в 2013 году - 13,9%, в 2014 году - 12,8%, а в 2015 году - всего 13,6%. Это низкий уровень, что негативно отражается на развитии реального сектора экономики. Как видно, с каждым годом этот коэффициент начиная с 2013 года уменьшается то на 1,14%, то 0,3% [1]. Возможно, удержание монетизации на таком низком уровне применяется с целью сдерживания инфляции в стране. Но также возможной причиной, по нашему мнению, является политика, предложенная МВФ, который сотрудничает с нашей страной с 27 апреля 1993 года и является одним из главных консультантов по денежному регулированию. Кроме того, он оказывает финансовую помощь, даёт оценку экономической и финансовой политике нашей страны. Также трудно не согласиться с мнением, высказанным по этому поводу профессором Ходжимухаммадом Умаровым в интервью «Азии Плюс», который назвал причиной низкой монетизации насаждение МВФ политики сжатия денежного объёма в стране, составляющего 15-16%, в то время как при пороговом значении экономической безопасности он равняется 30%. Следствием этого, по его мнению, и является падение курса национальной валюты. Также причиной падения курса национальной валюты, по его мнению, является большое отрицательное значение между экспортом и импортом, «бегство» капитала из нашей страны, снижение объёмов денежных переводов трудовых мигрантов. По его словам, МВФ насаждает в переходных странах политику сжатия денежной массы. Из-за этой политики, диктуемой Таджикистану, сохраняется низкий уровень денежной обеспеченности экономики страны [2].

Одним из важных условий для преодоления этих проблем становится решение задач, связанных с регулированием денежного объема в обращении. Так, согласно экономической теории, известно, что объём массы денег должен равняться объёму произведённых товаров и услуг, согласно уравнению обмена И. Фишера [3, с. 180].

Также мы хотим проанализировать экономические концепции монетаризма и кейнсианства, которые отличаются друг от друга в первую очередь тем, что в монетаризме предусматривалось регулирование рыночной экономики с помощью выпуска количества денег, а не влияния процентных ставок на состояние денежного рынка или условий выдачи кредитов.

Если рассматривать эту теорию более подробно, то в 1970 году передовым направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики стала монетаристская концепция, выдвинутая американским экономистом М. Фридменом, которая стала теоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики. Согласно этой концепции, называемой количественной теорией денег, если предложение денег недостаточно, то объём производства и уровень занятости будут сокращаться, а если наоборот, то масса денег будет чрезмерно увеличена, и это вызовет инфляцию. Как же быть?

Монетаристы считают, что монетарные мероприятия, проводимые Центральным банком страны, - самый эффективный инструмент при проведении антиинфляционной

политики. Для ограничения темпов инфляции НБТ может использовать валютное регулирование, например контроль «бегства» капитала из страны и т.д. Фридмен предлагает введение механического роста денежной массы в зависимости от увеличения реального ВВП, то есть установление целевого ориентира при выпуске денежной массы, что означает адекватное увеличение при этом товаров и услуг. Иначе, если этот рост не будет использован по целевому назначению, а будет использован, например, для покрытия дефицита бюджета или на оплату повышенной заработной платы и т.д., то инфляция будет продолжаться и увеличиваться. Согласно этой теории, повышение инфляции до уровня 4% в этом случае - это плата за увеличение объёма производства и уровня занятости населения.

Теория Кейнса - это теория эффективного спроса. Идея Кейнса заключается в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Это теория, придающая решающее значение инвестициям. Потому что, чем выше прибыльность, доходы предприятия, тем выше темпы производства. Концепция Кейнса - это поддержка активного вмешательства государства в экономику страны, потому что он не верил в саморегулирующийся механизм рынка. Если исходить из этой теории, то низкий уровень монетизации, сжатие денежных объёмов приведут к удорожанию ключевой ставки НБТ, а это в свою очередь приведёт к повышению процентной ставки в финансовых организациях, цены на товары начнут расти, а когда цены на товары растут, спрос на деньги тоже растёт, а значит, растёт и процентная ставка по кредиту. Это ведёт к уменьшению инвестиций, фирмы начинают покупать сырьё для производства по более высокой цене, что приводит их к сомнению в выгодности своего дела. Когда использование совокупного дохода начало приносить меньшее количество товаров из-за роста цены на них, то что можно сказать о реализации своего товара в будущем, покроет ли она издержки производства, а это может повлиять на погашение кредита, что и приводит к уменьшению совокупного спроса. Если отказаться от такой политики, это может привести к обратному эффекту, а именно - к облегчению получения кредитов по более низким процентным ставкам, а значит, - и к экономическому росту. При расширении и облегчении процедуры получения денег по кредитам, связанным с развитием производственного сектора, создании для них благоприятного климата, понижении процентной ставки становится возможной выдача дешёвых кредитов и удлинение срока их погашения. Также важна поддержка государством реального сектора экономики с помощью предоставления трансфертов, субсидий для его развития, то есть, вливая выпущенные в обращение деньги именно в этот сектор, можно добиться высоких темпов производства товаров и услуг, а значит, решить проблему с безработицей и уменьшить темпы роста инфляции, что, соответственно, положительно повлияет на увеличение денежного объёма. Для кредитных организаций это означает выполнение своего назначения по появлению денег, а значит, к выполнению своей роли по воспроизводству денег, и тогда, при соблюдении некоторых правил, начнёт работать и процесс мультипликации денег. Расширяя денежный объём в целях, приводящих к притоку капитала в нашу страну, связанному с экспортом товаров, то есть готовой продукции, а не только с реализацией готового сырья на мировом рынке по дешёвой цене, что в большинстве случаев не окупает произведённые затраты, например хлопковых

компаний, можно решить проблему, связанную с девальвацией. Немаловажным фактором является и контроль над оттоком капитала из нашей страны, использование такого инструмента, как «паспорт сделки», который до недавнего времени контролировал отток капитала из нашей страны; сейчас этот вид контроля по непонятным нам причинам отсутствует. Проводя политику «дешёвых денег» по отношению к реальному сектору экономики, то есть обеспечивая доступность и лёгкость получения этого вида кредита, предоставляя льготы и удлиняя сроки возвратности, можно развить этот сектор до нужных пределов, то есть достичь равновесия, указанного в уравнении обмена согласно экономической теории спроса и предложения денег. Кредит будет направлен не просто на экспорт сырья, но и на его переработку для последующего производства из него товаров и услуг, отвечающих по качеству мировым стандартам. Ориентируя получаемый кредит на развитие экспорта товаров, мы приобретаем экономическую независимость от факторов, пагубно влияющих на экономическую ситуацию в стране, обретаем независимость от импорта товаров и услуг. При таком исходе возможно решение проблем с девальвацией, так как при экспорте товаров увеличивается приток иностранной валюты из-за границы. Тем самым стабилизируется курс национальной валюты по отношению к иностранной валюте и решается проблема нехватки валюты, пополняется золотовалютный резерв НБТ. Это не только будет эффективно противодействовать инфляции в стране, но и уменьшит риск для НБТ остаться без золотовалютного запаса, так как НБТ постоянно использует для снижения девальвации такой инструмент, как «интервенция», тем самым истощая свой запас, он рискует остаться без него. Поэтому НБТ постоянно увеличивает свой золотовалютный резерв, что становится важнейшей причиной инфляции. Но если не стабилизировать курс национальной валюты, то невозможно создать благоприятный климат для инвестирования.

В этой цепочке роль основного звена играет Национальный банк Республики Таджикистан как регулятор предложения денег в экономике, что делает изучение этих вопросов важным и актуальным на данный момент.

Национальный банк Республики Таджикистан совместно с правительством и Минфином Республики Таджикистан проводят единую государственную кредитно-денежную политику, эффективность которой вплотную зависит от координации проводимых мероприятий, связанных с политикой правительства Республики Таджикистан.

По этой причине нельзя считать закрытым вопрос о разработке эффективной монетарной политики, что связано не только с регулированием денежной массы, но и с решением проблем антиинфляционной политики, применяемой Национальным банком Таджикистана.

В данном случае можно выделить следующие промежуточные целевые ориентиры: как денежная масса и инфляция, так и процентная ставка по кредитам снижается, а это значит, что сам кредит становится более доступным для большинства субъектов. «Дешевая» продажа кредитов увеличивает предложение денежной массы, что вызывает инфляцию, но если использовать целевой ориентир для темпов прироста денежного агрегата М2 и предельные границы девальвации обменного курса сомони по отношению к доллару, учитывая его по отношению к росту ВВП, то в будущем это может привести к положительному эффекту. Ведь девальвация является результатом скрытых проблем экономики, таким образом, поддержание обменного курса национальной валюты

«сомони» на высоком уровне является одной из важных задач Республики Таджикистан в лице НБ Таджикистана.

Все инструменты воздействия Национального банка на коммерческие банки можно поделить на два вида: прямые и косвенные. К прямым можно отнести лимит при кредитовании и регулировании величины процентной ставки. К косвенным относится воздействие на изменение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Когда она выше, значит, у банков остаётся меньше денег, чтобы они могли выдать кредит, а когда уменьшается ликвидность, трудно соблюдать обязательные нормы, предписанные инструкциями НБТ, поэтому банки могут прибегнуть к получению новых кредитов. Но, не имея резервов, банки становятся неплатежеспособными по ранее полученным ими депозитам и кредитам. Чем выше ставка рефинансирования, тем меньше кредитов коммерческий банк может взять у НБТ, значит, тем меньше может предложить денег своим клиентам, и процент становится выше. Любой коммерческий банк обязан резервировать определенную денежную сумму, чтобы застраховать себя от неплатежеспособности в случае, если понадобится возвращать полученные ранее депозиты, выданные в качестве кредитов. Таким образом, НБТ должен реализовать выполнение своей миссии по контролю и поддержке банковских институтов. С другой стороны, банки порой просто не могут удовлетворить спрос на потребительский кредит по причине того, что им не хватает денежных средств на выдачу ссуд. Здесь обязательные резервы - это препятствие к получению дополнительной прибыли, поскольку банки не могут воспользоваться обязательными резервами, создаваемыми ими в НБТ в своих целях. В этом плане НБТ является монополистом, так как норма обязательного резервирования устанавливается исключительно им и не может быть нарушена. Изменение учетной ставки, а именно ставки рефинансирования - это косвенный инструмент кредитно-денежной политики, это процент, по которому НБТ может выдавать кредиты коммерческим банковским учреждениям. Банки используют получение этого вида кредита из НБТ, когда возникает ситуация на грани банкротства, или когда они нуждаются в дополнительном финансировании для удовлетворения своих нужд. Понижая ключевую ставку, можно увеличить объёмы монетизации в стране, но это необходимо производить с учётом стабильности курса сомони. Также должна учитываться процентная ставка по кредиту, с которым местные банки работают с иностранными банками. Чем ниже ключевая процентная ставка по кредиту, предлагаемая НБТ, тем меньше будет доход иностранных инвесторов, сотрудничающих с нашими местными банками, а значит, эта ситуация вызовет уменьшение предложения денег с их стороны, и уменьшится приток иностранной валюты в нашу страну, что приведёт к необходимости обращения местных банков за помощью к НБТ, у которого, может быть, не будет необходимого запаса средств для удовлетворения такого спроса из-за постоянно проводимых им «интервенций» с целью стабилизации курса сомони.

Как видно из диаграммы № 1, при увеличении коэффициента монетизации на 20%, объём ВВП увеличился на 4 %, а при увеличении коэффициента монетизации ещё на 7,08% по сравнению с предыдущим годом, поскольку для развития производства необходим срок, объём ВВП уже вырос на 22 %, что говорит о тесной взаимосвязи между объёмом денег в экономике страны и ростом показателя ВВП. То есть, если увеличить

масштабы монетизации, это может способствовать экономическому росту. Большой масштаб вливания денег принесёт больше дохода.

Диаграмма № 1.Коэффициент монетизации РТ в 2009-2015 гг.

Динамика коэффициента монетизации в РТ

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

♦ ВВП е процентах —Коэф монитезации в процентах

Составлена автором на основе данных таблицы 3, полученной из банковского статистического бюллетеня 12(145) за 2015 год.[1].

Таблица 1. Влияние выдачи ссуд на коэффициент монетизации экономики РТ в 20092015 гг. (в %)

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Выдано ссуд 62,99 7,34 7,47 18,78 29,37 -12,83

Сельское хоз-во 17,94 12,13 20,58 -20,11 28,91 -40,27

Промышленност ь 99,07 -15,05 -1,72 32,01 -17,82 96,90

Другие отрасли 40,91 7,59 24,89 -23,04 110,22 -8,45

Погашено ссуд 47,87 2,14 18,00 -11,99 59,50 2,59

Коэф. монетизации 20 7,08 2 6 8 2,4

Таблица составлена автором на основе таблицы 3, полученной из банковского

статистического бюллетеня 12(145) за 2015 год.[1].

Как видно из таблицы № 1, при увеличении объёма выдачи ссуд банками на 63%, коэффициент монетизации также увеличивается на 20%, объём ВВП увеличился на 4 %, а при увеличении объёма выдачи ссуд банками на 7,3% коэффициент монетизации увеличился на 7,08% по сравнению с предыдущим годом, объём ВВП увеличился на 22 %, что говорит о немаловажной роли банков в появлении денег в стране.

Диаграмма № 2. Влияние ключевой ставки на коэффициент монетизации экономики РТ

в 2009-2015 гг. (в %)

Составлена автором на основе данных таблицы 3, полученной из банковского статистического бюллетеня 12(145) за 2015 год.[1].

Как видно из диаграммы № 2, сделанной на основании данных таблицы 3, можно говорить о тесной взаимосвязи коэффициента монетизации и ставки рефинансирования НБТ. При уменьшении ключевой ставки идёт увеличение коэффициента монетизации, и обратно. То есть увеличение масштабов монетизации зависит от изменения ключевой ставки.

Таблица 2. Влияние изменения коэффициента монетизации на индекс цен в РТ в 2009-2015 гг. (в %).

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Индекс потребит. цен 5 9,8 9,3 6,4 3,7 7,4 5,1

Коэф. монетизац. 10 12 12,85 13,11 13,88 12,76 13,6

Составлена автором на основе данных таблицы 3, полученной из банковского статистического бюллетеня 12(145) за 2015 год.[1]

Как видно из таблицы 2, составленной по данным таблицы 3, можно говорить о влиянии коэффициента монетизации на индекс цен в РТ. При увеличении в 2010 году коэффициента монетизации на 2%, увеличение индекса цен происходит на 4,8 %, то есть увеличение масштабов монетизации влияет на индекс цен в РТ.

Таблица 3. Уровень экономических показателей за период 2009-2015 годов.[1]

Наименование Годы

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1 ВВП (млн. сомони) 23831 24704,7 30069,3 36161, 1 40524,5 45605,2 48401

2 ВВП в % 4 22 20 12 13 6

соотношении

3 М2 (денеж. агрегат, млн. сомони) 2527 2972 3864 4743 5626 5822 6535

4 Коэффиц. монетизации 10 12 12,85 13,11 13,88 12,76 13,5

5 Масса денег (млн. сомони) 2920 2972 3865 4745 5628 5824 5846,5 3

6 Оборачиваемость денег 8,16 8,31 7,78 7,62 7,20 7,83 7,41

7 1РР (в процентах) 105 109,8 109,3 106,4 103,7 107,4 105

8 Количество банков 13 14 15 16 16 17 17

9 Всего депозитов (тыс. сомони) 264083 2 326967 6 442347 7 492721 9 552157 9 669059 3 826359 0

1 0 В процентном соотношении 24% 35% 12% 12% 21% 24%

1 1 Ставка рефинансирования НБТ% 8 8,25 9,8 6,5 5,5 8 8

1 2 Выдано ссуд, всего (тыс. сомони) 292225 9 476313 3 511290 9 549507 6 652688 5 844372 1 736054 2

1 3 В процентн. соотношении 7(2008) 62,80 7,34 7,47 18,77 29,36 -12

1 4 Погашено ссуд, всего 291342 4 430812 5 440028 0 519217 8 456948 0 728834 0 747682 9

1 5 Возврат ссуд в процентном соотношении 90,45 86,1 94,5 70,01 86,3 -16

1 6 Сумма просрочки 9,55 13,9 5,51 29,98 13,68 0

Как видно из таблицы 3, динамика развития финансового сектора с каждым годом увеличивается, что положительно сказывается на экономическом росте в стране, и на это указывают ранее приведённые выводы. Но увеличение масштабов монетизации неизбежно ведёт к росту инфляции в стране, и, чтобы уметь её регулировать, необходимо учитывать объём монетизации и сдерживать инфляцию путём установки целевых ориентиров, играющих немаловажную роль в экономическом росте.

Уровень монетизации экономики продолжает оставаться в Таджикистане серьёзной проблемой. Эффективность денежного регулирования во многом зависит от главного регулятора страны - НБ Таджикистана. Для успешной реализации денежно-кредитной политики НБТ ему необходима определённая независимость от государственного аппарата, так как НБТ должен учитывать опыт зарубежных стран в организации дел и функционировании ЦБ в условиях переходной экономики.

Увеличение монетизации невозможно без участия финансово грамотных специалистов в области установления целевых ориентиров для улучшения состояния макроэкономической среды. Для увеличения монетизации немаловажно развитие современной банковской системы в целом и усовершенствование её кредитной системы,

создание льготных и облегчённых условий для получения кредитов с целью развития производственного сектора экономики Республики Таджикистан.

Можно внести следующие предложения для улучшения ситуации, связанной с вышеназванной проблемой:

- универсализация деятельности банков, связанной с решением вопросов развития реального сектора экономики (всестороннее развитие в предоставлении банковских услуг);

- повышение качества банковских услуг при кредитовании (ограничить существующие бюрократические барьеры);

- стирание граней между различными типами банков и кредитными небанковскими организациями для увеличения их гарантий по платежеспособности и обеспечения нормы ликвидности, а в случае возникновения проблем - переход на низкую процентную ставку для получения кредитов у НБТ по необходимости;

- принятие мер для увеличения скорости оборачиваемости денег с целью укрепления курса национальной валюты, так как в денежных операциях при покупке и продаже дорогих вещей участвуют в основном «денежные суррогаты» в виде иностранной валюты, то есть принятие мер по уменьшению долларизации в стране. Этот пример также указывает на нехватку денег в экономике нашей страны. Кроме того, можно привести ряд примеров оплаты труда натурой дехканину за сбор хлопка в предыдущие годы проведения хлопковых компаний, использование продуктов питания при расчётах по заработной плате и т.д. [4];

- развитие электронных платёжных систем для уменьшения инфляции и контроля над массой денег;

-применение целевого ориентира М2 и на уровне инфляции (разработка приоритетных направлений развития реального сектора экономики и совершенствование инструментов денежно-кредитной политики);

- разработка новой макропруденциальной политики (экономическая политика регулирования деятельности кредитных организаций НБТ с учётом рисков в их деятельности, например риска ликвидности и т.п.) для определения соответствия между принимаемыми решениями НБТ, дающими указания для выполнения их коммерческими банками, а также соответствия их нормам, уже указанным в инструкциях НБТ. Из анализа можно сделать вывод, что ошибки, допущенные в принятых решениях НБТ, могут привести к обострению инфляции, что пагубно сказывается на развитии монетизации в стране, а грамотное управление массой денег не только снизит инфляцию, но и может обеспечить развитие реального сектора экономики, а значит, обеспечить рост экономики в целом по стране.

Список использованной литературы:

1.Банковский статистический бюллетень №8 (241) за 2015 год. Электронный ресурс: режим доступа http://www.nbt. tj/upload/iblock/d1e/Bulettin_12_(145).pdf

2.Интернет- сайт «Азия Плюс»: интервью, данное профессором Ходжимухаммадом Умаровым; дата обращения: 27.02.2016. Электронный ресурс: режим доступа news.tj/ru/news/kak-spasti-somoni

3. Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Экспресс-курс//Макроэкономика, - М. : КНОРУС, 2010. -302 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Ризокулов Т.Р. Проблемы инфляции в экономике Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 2006. - 239 с.

Reference Literature

1. Banking Statistical Bulletin # 8 (241) for 2015. [Electronic resources]: regime of availability http://www. nbt. tj/upload/iblock/d1e/Bulettin_12_(145).pdf

2. Internet-Site «Asia Plus»: the interview given by Professor Khojimuhammad Umarov; [Electronic resource]: regime of availability news.tj/ru/news/kak-spasti-somoni (date of address: 27.02.2016).

3. Maryganova Yu.A., Shapiro S.A. Express-Course //Macroeconomics, - M.: KNORUS, 2010. -302 pp.

4. Rizokulov T.R. Problems of Inflation in Tajikistan Economy. - Dushanbe: Cognition, 2006. -239 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.