Алиджанова Сурайё Абдушукуровна,
соискатель кафедры финансов и кредита факультета финансов ТГУ ПБП
ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Денежно-кредитная политика является важным элементом макроэкономического регулирования современной экономики. Она обеспечивает устойчивое функционирование платежной, денежной, кредитной систем и создает условия для развития реального сектора экономики. Денежно-кредитная политика основывается на объективных экономических процессах, определяемых закономерностями развития хозяйственной системы. Реализуемые в ее рамках меры оказывают существенное влияние на динамику основных макроэкономических показателей. Основными задачами денежно-кредитной политики являются экономический рост, занятость, ценовая стабильность.
Трансформационный кризис недопроизводства в странах постсоветского пространства привел к значительному изменению условий реализации денежно-кредитной политики. Это предопределило необходимость разработки новых теоретических и методологических подходов к ее осуществлению. В изменившихся условиях стала очевидной ведущая роль денежно-кредитной политики в стабилизации макроэкономической ситуации, обеспечении достаточного уровня ликвидности, устойчивости функционирования национальной экономики. Сложившиеся условия, связанные, прежде всего, со спецификой современной переходной экономики, показали неэффективность или бездействие некоторых методов и инструментов денежно-кредитной политики и предопределили необходимость реформирования этой политики. Оно затрагивает ее цели, трансмиссионный механизм, формирование системы процентных ставок, обеспечение сочетания правил и дискреционных действий центральных банков, меры по противодействию циклическим колебаниям.
Уточнение целей денежно-кредитной политики, обеспечивающих ее модернизацию с учетом современного состояния экономики, является основным направлением ее реформирования. Это прежде всего относится к такой цели, как обеспечение макроэкономической стабилизации.
Из-за резкого роста процентной ставки в начале рыночных реформ и, пожалуй, по сей день, предприятия лишились допуска к банковским кредитным ресурсам для пополнения оборотного капитала. Это негативно повлияло на реализацию продукции. В результате произошло снижение как темпов экономического роста, так и уровня занятости. Одновременно, вследствие повышения макроэкономических рисков, ухудшились условия долгосрочного кредитования и, соответственно, перспективы устойчивого развития экономики в будущем периоде.
Реформирование денежно-кредитной политики в переходный период должно обеспечивать взаимную согласованность целей этой политики. Это может быть достигнуто за счет сбалансированного применения ее инструментов, обеспечивающих комплексное воздействие на экономический рост, занятость, ценовую стабильность, макроэкономическую стабильность и т.д.
К традиционным целям денежно-кредитной политики относятся: ценовая стабильность, экономический рост, занятость, устойчивость финансового рынка. В условиях трансформационного кризиса недопроизводства дополнительной задачей НБТ стало обеспечение макроэкономической стабильности. Для этих целей НБТ, как и полагается, использовал целый арсенал инструментов, находящихся в его распоряжении. Согласно закону Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана», к таким инструментам относятся1:
^ процентные ставки по операциям НБТ;
> нормативы обязательных резервов, депонируемых в НБТ (резервные требования);
^ операции на открытом рынке;
> рефинансирование банков;
> валютное регулирование;
^ установление ориентиров роста денежной массы;
> прямые количественные ограничения.
Из данного арсенала инструментов денежно-кредитной политики НБТ наиболее существенными, с точки зрения макроэкономической
1 Закон Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана». Глава III. Денежно-кредитная и валютная политика. Статья 15. Инструменты денежно-кредитной и валютной политики. (Источник: http:// www. nbt.tj).
теории, являются нормативы обязательных резервов, рефинансирование банков, операции на открытом рынке и валютное регулирование1.
В системе инструментов денежно-кредитной политики определение нормы обязательного резервирования имеет особое значение. Проблемы совершенствования системы обязательных резервных требований к банкам второго уровня обсуждаются довольно обширно и интенсивно2. Суть данного механизма заключается в замораживании в фонде обязательных резервов НБТ части средств, привлекаемых банками второго уровня во вклады. Отрадно отметить, что за последние годы НБТ принял решение по последовательному снижению норматива обязательного резервирования для банков второго уровня (сначала с 20% до 18%, потом до 15%, 12%). С апреля 2008г. НБТ установил норму обязательного резервирования на уровне 9% для депозитов в национальной валюте и 11% - на депозиты в иностранной валюте. (Постановление правления НБТ, Об изменении ставки обязательных резервов»).
Другим немаловажным инструментом денежно-кредитной политики выступает определение ставки рефинансирования. Согласно теоретическим положениям, от того, на каком уровне установлена ставка рефинансирования, во многом зависят кредитные возможности банков второго уровня. Между тем, ставка рефинансирования служит неким сигналом о намечаемом курсе денежно-кредитной политики. Несмотря на такую необходимость применения ставки рефинансирования, НБТ использует данный инструмент исключительно в примитивных фиктивных целях. Дело в том, что НБТ не считает нужным кредитовать банки второго уровня во избежание высокого уровня инфляции. Именно поэтому такой важный механизм денежно-кредитной политики у нас просто не работает.
В настоящее время трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики используется в Республике Таджикистан недостаточно активно. Это связано, во-первых, со сложившейся спецификой применения ставки рефинансирования; во-вторых, с недостаточной комплексностью денежно-кредитной политики НБТ. В условиях преобладания импорта над экспортом формирование денежного
1 НБТ в основном публикует материалы по поводу применения именно этих инструментов денежно-кредитной политики. Данные по применению других инструментов просто отсутствуют.
2 Некоторые вопросы инвестирования экономического роста.//Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе. -2003. №1. - С.24-40.
3 Источник: http: //www. nbt.tj.
предложения в отечественной экономике предопределяется оттоком из страны иностранной валюты. Ее продажа из резервов НБТ, осуществляемая в целях укрепления сомони, означает снижение денежной базы. Сужение последней воздействует на формирование денежных агрегатов, обеспечивающих функционирование платежной системы, а также системы государственных и муниципальных финансов. Вместе с тем, в экономике ощущается нехватка кредитных ресурсов.
Таким образом, неэффективность денежно-кредитной политики в Республике Таджикистан проявляется в использовании стихийно сложившихся каналов трансмиссионного механизма: денежного и
валютного. Первый действует при продаже НБТ валюты, посредством которого поддерживается курс национальной валюты. Второй канал представляет собой, по сути дела, следствие первого и состоит во влиянии интервенций НБТ на валютный курс.
Следует отметить, что экономическая теория утверждает, а практика подтверждает, что цели денежно-кредитной политики отнюдь не сводятся только к снижению темпов инфляции и поддержанию курса национальной валюты. Обуздание инфляции и поддержание курса национальной валюты выступает лишь одной из составляющих целей денежно-кредитной политики, но ни в коей мере не является ее основополагающей конечной целью. Высокая ставка рефинансирования сама является фактором усиления инфляции и инфляционных ожиданий. Высокие процентные ставки включаются в издержки производства товаров местными производителями, повышая их цену.
К числу основных целей денежно-кредитной политики Р.Л.Миллер и Д.Д.Ван-Хуз относят поддержание высокого уровня реального производства, низких и стабильных цен и темпов инфляции1.
С.Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи считают первой задачей центрального банка обеспечение стабильности функционирования банковской и финансовой системы, в том числе - осуществление функции кредитора последней инстанции. Вторая задача, по их мнению, заключается в проведении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был бы обеспечен низкий уровень инфляции и при этом не допущена значительная безработица2
1 Цитируется по: Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2006, с. 75.
2 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. -М.: Дело ЛТД, 1995. -864с.
Такой же позиции придерживаются авторы знаменитого учебного курса «Экономикс» К.Макконнелл и С.Брю, которые отмечают: «Основополагающая цель кредитно-денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Суть кредитно-денежной политики заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов»1.
В словаре современной экономической теории Макмиллана отмечается, что «денежно-кредитная политика - это часть экономической политики, направленная на достижение таких широких целей, как стабильность занятости и цен, экономический рост и баланс внешних платежей с помощью контроля денежной системы через следующие ее характеристики: денежная масса, уровень и структура ставок процента, а также другие показатели, влияющие на доступность кредита. Как и иные средства политики, денежно-кредитная политика старается, в конечном счете, оказать влияние на потоки расходов»2.
Приведенные выводы известных ученых по макроэкономической политике показывают, что обеспечение высокой занятости, стимулирование экономического роста и влияние на потоки расходов являются не менее важными целями денежно-кредитной политики, чем борьба с инфляцией.
Таким образом, обобщая теоретический анализ целей и инструментов денежно-кредитной политики в условиях переходной экономики Таджикистана, можно сделать следующие выводы:
• инструменты денежно-кредитной политики в Таджикистане просто бездействуют, т.е. передаточный механизм денежно-кредитной политики отсутствует, что свидетельствует о нейтральности денежного сектора;
• из-за высоких процентов банковских кредитов в экономике наблюдается нехватка кредитных ресурсов;
1Макконнелл К. Р., Брю С.А. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2- х т. Т2.- М: Республика, 1992. -325с.
2 Словарь современной экономической теории Макмиллана. - М.: ИНФРА-М, 1997. -331с.
• денежно-кредитная политика способствует увеличению иностранной денежной массы, что является причиной необоснованно высокой инфляции;
• проводимая денежно-кредитная политика способствует развитию бартерного обмена, что сказывается на пополнении доходной части государственного бюджета;
• в республике проводится несамостоятельная, зависимая денежно-кредитная политика;
• банковская система республики остается в стороне от целей обеспечения экономического роста.
Для повышения эффективности денежно-кредитной политики и ее влияния на развитие экономики считаем целесообразным проведение мероприятий по снижению ставки рефинансирования и предоставление кредитов банкам второго уровня под разумные проценты. Полагаем, что такое мероприятие может способствовать более высоким темпам экономического роста, особенно в нынешних условиях, когда в страну из-за мирового кризиса возвращаются трудовые мигранты, пополняя и так уже большую армию безработных.
Список литературы:
1. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты. - М. : ЗАО Экономика, 2006. - 509 с.
2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. -М. : Дело ЛТД, 1995. - 864 с.
3. Макконнелл К. Р., Брю С.А. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2т./ Пер с англ.11-е изд. Т2.-М. : Республика 1992. -399с.
4. Словарь современной экономической теории Макмиллана. - М. : ИНФРА-М, 1997. - 608 с. («Библиотека словарей ИНФРА-М»)
5. Рахимов Р.К. Некоторые вопросы инвестирования экономического роста.// Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, 2003 №1
6. Официальный сайт Национального банка Таджикистана: http://www. №ЫЛ]. (15 февраля 2012г).
С.А. Алиджанова
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в переходной экономике Республики Таджикистан
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, макроэкономическая стабилизация, норма обязательного резервирования, ставка рефинансирования, трансмиссионный механизм.
В статье рассматриваются основные цели денежно-кредитной политики и инструменты их достижения в условиях переходной экономики Республики Таджики-
стан. Особое внимание уделяется специфичности использования ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов в достижении основополагающих целей денежно-кредитной политики. Результаты проведенного исследования позволили автору определить следующее: инструменты денежно-кредитной политики в Таджикистане просто бездействуют, т.е. передаточный механизм денежнокредитной политики отсутствует, что свидетельствует о нейтральности денежного сектора; из-за высоких процентов банковских кредитов в экономике наблюдается нехватка кредитных ресурсов; денежно-кредитная политика способствует увеличению иностранной денежной массы, что является причиной необоснованно высокой инфляции; проводимая денежно-кредитная политика способствует развитию бартерного обмена, что сказывается на пополнении доходной части государственного бюджета; в республике проводится несамостоятельная, зависимая денежно-кредитная политика.
S.A. Alijаnova
Objectives and Instruments of Monetary-Crediting Policy in the Transitive Economy of
Tajikistan Republic
Key words: monetary-crediting policy, macroeconomic stabilization, norm of obligatory reserve, refinancing tariff, transmission mechanism
The article dwells on the major objectives of monetary-crediting policy and instruments of their attainment under the conditions of transitive economy in Tajikistan Republic. Special attention is paid to the specificity of refinancing tariff utilization and the norms of obligatory reserves in the achievements of basic goals pursued in monetary-crediting policy. The results of the research conducted afforded the author to determine the following: instruments of the policy in question simply disfunction, i.e., a transmission mechanism of monetary-crediting system is absent testifying to a neutrality of the monetary sector; because of high percentage rates in regard to bank credits lack of credit resources is observed in the economy of the republic; monetary-crediting policy promotes an augmentation offoreign monetary amount causing groundless inflation of a high degree; the conducted monetary-crediting policy promotes a development of barter exchange telling upon a replenishment of the revenue part of the state budget; non-self-sufficient monetary-crediting policy is conducted in the republic depending on other factors.