Научная статья на тему 'Меры адаптации денежно-кредитной политики к макроэкономическим условиям переходной экономики Республики Таджикистан'

Меры адаптации денежно-кредитной политики к макроэкономическим условиям переходной экономики Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСТРИКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА ЭКСПАНСИИ / MACROECONOMIC POLICY / MONETARY-CREDITING POLICY / RESTRICTIONAL POLICY / POLICY OF EXPANSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиджанова Сурайё Абдушукуровна

В статье анализируется современная денежно-кредитная политика Республики Таджикистан и основные пути ее совершенствования и адаптации к сложившимся макроэкономическим условиям страны. Для повышения эффективности денежно-кредитной политики и ее влияния на развитие экономики автором предлагается проведение мероприятий по снижению ставки рефинансирования и предоставление кредитов банкам второго уровня под разумные проценты. По мнению автора, такое мероприятие может способствовать более высоким темпам экономического роста особенно в нынешних условиях, когда в страну из-за мирового кризиса возвращаются трудовые мигранты, пополняя и так уж большую армию безработных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation Measures of Monetary-Crediting Policy Applied in Macroeconomic Conditions of Transitive Economy in Tajikistan Republic

The author analyzes the modern monetary-crediting policy of Tajikistan Republic and the main ways of its improvement and adaptation to the established macroeconomic conditions of the country. In order to elevate an effectiveness of the policy in question and its influence over economy development the author proposes certain measures bound to reduce tariff refinancing and to grant credits to second level banks under reasonable interests. In the author’s opinion such an undertaking may promote higher tempos of economic growth, especially in today ’s conditions when labor migrants return home because of the world crisis replenishing the army of the unemployed being large enough without it.

Текст научной работы на тему «Меры адаптации денежно-кредитной политики к макроэкономическим условиям переходной экономики Республики Таджикистан»

Алиджанова Сурайё Абдушукуровна,

соискатель кафедры финансов и кредита факультета финансов ТГУПБП

МЕРЫ АДАПТАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ К МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Современная денежно-кредитная политика, проводимая в странах с переходной экономикой, прежде всего основывается на экономических доктринах Запада и преимущественно направлена на достижение ценовой стабильности и поддержание валютного курса. При этом в странах с переходной экономикой, особенно в отсталых странах к каким относится Республика Таджикистан, денежно-кредитная политика проводится по сценарию Международного валютного фонда (МВФ).

Несмотря на это, в последнее время наметились определенные сдвиги в методах реализации денежно-кредитной политики, хотя теоретические основы остаются базовыми. Прежде всего это связано с основополагающими целями денежнокредитной политики (стабилизация уровня цен, стимулирование социальноэкономического развития и т.п.).

По своей природе цели денежно-кредитной политики представляют собой фиксированный количественный показатель, к достижению которого стремится денежно-кредитная политика путем выбора значений инструментов политики или инструментальных переменных. Эти цели могут носить как явный, так и скрытый характер. Явные цели денежно-кредитной политики - это экономические переменные, которые Центральные банки публично объявляют как цели своей политики. Они отражают конкретные количественные значения целевых ориентиров. После объявления Центральными банками своих целей они становятся номинальным якорем. Именно за эти объявленные цели Центральные банки несут ответственность. Вместе с тем, номинальный якорь денежно-кредитной политики выполняет две основные функции:

1) способствует поддержанию стабильности уровня цен;

2) обеспечивает дисциплину денежно-кредитной политики.

Кроме того, номинальный якорь может наблюдаться в трех видах: денежном, валютном и инфляционном.

Цели денежно-кредитной политики подразделяются на конечную и первичную. По существу они определяются таким образом, чтобы в достаточной степени соответствовать интересам всех хозяйствующих субъектов. В практике функционирования Центральных банков различают несколько первичных целей денежнокредитной политики: стабильность уровня цен, устойчивость валютного курса, финансовая стабилизация. Конечная же, цель денежно-кредитной политики обуслов-

ливается макроэкономической ситуацией в стране и целевыми ориентирами ее развития. Однако, как показывает сравнительный анализ определения конечных целей Центральных банков, ключевым звеном в этих целях является стабилизация уровня цен и поддержание покупательной способности национальной валюты (таблица 1).

Таблица 1

Конечные цели деятельности Центральных банков стран СНГ и Балтии по

состоянию на январь 2008г.(3, 205-206)

Денежные власти Цели денежно-кредитной политики

Национальный банк Республики Азербайджан Стабильность национальной валюты (основная цель деятельности), развитие и укрепление банковской и платежной систем (дополнительные цели)

Центральный банк Армении Ценовая стабильность (ключевая цель), создание необходимых условий для стабильности, ликвидности, платежеспособности и нормального функционирования банковского сектора, а также создание и развитие эффективной платежной и расчетной систем (дополнительные цели)

Национальный банк Республики Беларусь Основные цели: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы

Национальный банк Грузии 1. Гарантирование функционирования денежно-кредитной системы Грузии (Конституция Грузии) 2. Достижение и поддержание покупательной способности национальной валюты и ценовой стабильности, а также обеспечение ликвидности, платежеспособности и устойчивого функционирования финансовой и кредитной систем Грузии на рыночной основе (закон «О Национальном банке Грузии»)

Национальный банк Республики Казахстан Основная цель - обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для ее реализации на Банк Казахстана возлагаются следующие задачи: 1) разработка и проведение денежно-кредитной политики государства; 2) обеспечение функционирования платежных систем; 3) осуществление валютного регулирования и валютного контроля; 4) содействие обеспечению стабильности финансовой системы

Национальный банк Кыргызской Республики Главной целью деятельности банка является достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Основной задачей, способствующей достижению цели деятельности банка, является поддержание покупательной способности национальной валюты, обеспечение безопасности и надежности банковской и платежной систем республики

Банк Латвии Главная цель состоит в том, чтобы поддержать ценовую стабильность в стране (закон «О Банке Латвии»). Основная цель состоит в том, чтобы регулировать наличные деньги в обращении путем проведения денежно-кредитной политики для поддержания ценовой стабильности в Латвии (декларация целей Банка Латвии)

Банк Литвы Первичная цель состоит в поддержании ценовой стабильности. Банк Литвы в пределах своей компетенции должен поддержать экономическую политику Правительства Республики Литвы, без ущерба для первичной цели Банка Литвы

Национальный банк Молдовы Главная цель банка - достижение и сохранение стабильности национальной валюты, которая в конечном счете обеспечит сокращение инфляции, поддержит общий уровень цен и валютный курс. Достижение главной цели обеспечивает стабильность банковской системы

Банк России Основная цель - защита и обеспечение устойчивости рубля (Конституция РФ). Цели деятельности: развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы (закон «О банке России»)

Национальный банк Т аджикистана Основными задачами банка являются: 1) достижение и поддержание стабильности покупательной способности национальной валюты. Для достижения этой задачи банк устанавливает и поддерживает условия денежного, кредитного и валютного рынков, способствующих последовательному и устойчивому экономическому развитию и его интеграции в мировую экономику; 2) развитие и укрепление банковской системы республики;

3) содействие эффективному и бесперебойному функционированию системы расчетов

Национальный банк Украины Главная цель (функция, согласно Конституции Украины) - обеспечение стабильности денежной единицы Украины. Для достижения цели банк должен способствовать стабильности банковской системы, а также в рамках своей компетенции -ценовой стабильности

Банк Эстонии Гарантирование ценовой стабильности. Для достижения цели перед банком стоят следующие основные задачи: 1) участие в эстонской экономической политике через проведение независимой денежно-кредитной политики, консультации с правительством и международное сотрудничество; 2) надзор за финансовой стабильностью через формирование политики финансового сектора и поддержание надежных и хорошо функционирующих платежных систем; 3) организация наличного денежного обращения

Данные целевые ориентиры связаны с усложнением как организации финансовых рынков, так и взаимосвязей между денежным и реальным сектором экономики. Начальный этап развития денежно-кредитной системы в условиях переходной экономики предопределил необходимость конкретизации целевых ориентиров и индикаторов денежно-кредитной политики. Как видно из данных таблицы 1, в условиях социально-экономических трансформаций наиболее распространенными подходами к денежно-кредитной политике являются ограничение темпов роста уровня цен (ценовая стабилизация) и достижение стабильного и предсказуемого валютного курса.

Поддержание стабильного уровня цен в качестве конечной цели денежнокредитной политики в большинстве случаев имеет место в тех странах, в которых масштабы экономики невелики. Поэтому в этих странах в качестве целевого ориентира чаще всего принимается предельный уровень инфляции. Следует отметить, что данная парадигма соответствует экономике, которая находится в состоянии, близком к равновесию, и направлена на достижение определенного баланса спроса и предложения финансовых активов и обязательств в соответствии с целями текущей макроэкономической политики.

В принятом законе Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» в новой редакции основная цель Национального банка Таджикистана заключается в достижении и сохранении стабильного уровня внутренних цен на долгосрочный период1.

1 Прогноз денежно-кредитной политики Республики Таджикистан на 2012г.www/http/nbt.tj.

В указанном прогнозе денежно-кредитной политики Республики Таджикистан неоднократно подчеркивается проведение жесткой денежно-кредитной политики в республике. Такой вариант денежно-кредитной политики обосновывается денежными властями влиянием внешних факторов на экономику страны.

В условиях переходной экономики, такой как национальная экономика Республики Таджикистан, целевые ориентиры денежно-кредитной политики должны учитывать особенности преодоления трансформационного спада. В условиях, когда основная масса производственных предприятий бездействует из-за нехватки инвестиционных ресурсов, постановка целевого ориентира денежнокредитной политики, схожего с целями центральных банков стран с рыночной экономикой и преодолевших трансформационный спад, не имеет должного смысла. Уделяя большое внимание укреплению и поддержанию курса национальной валюты, Национальный банк Таджикистана упускает из виду такие ключевые целевые ориентиры, как содействие стимулированию экономического роста, повышение уровня занятости, поддержание макроэкономической стабилизации на долгосрочную перспективу и т.п. В целом Национальный банк Таджикистана практически отказался от практики регулирования денежной массы и нормы процента в пользу регулирования валютного курса.

Анализ литературных источников показывает, что страны с малой экономикой осуществляют денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса национальной валюты. В этих странах осуществляется политика «валютного комитета», предполагающая фиксацию обменного курса национальной валюты к одной из твердых валют или их корзине. Денежная эмиссия при этом осуществляется исключительно путем покупки иностранной валюты. При превышении спроса на иностранную валюту над ее предложением центральные банки этих стран вынуждены ее продавать, сжимая тем самым денежное предложение национальной валюты.

Система валютного комитета направлена на решение такой задачи, как обеспечение финансово-экономической стабилизации. Однако это понятие в данном случае интерпретируется в очень узком смысле. Финансово - экономическая стабилизация предполагает обеспечение идеально стабильного, предсказуемого валютного курса, а также положительных в реальном выражении процентных ставок и невысокой инфляции. Кроме того, финансово - экономическая стабилизация не тождественна с понятию макроэкономической стабилизации, так как последняя включает достижение контролируемого внешнеторгового баланса и высокого уровня занятости ресурсов.

Вторая задача системы валютного комитета заключается в обеспечении высокой привлекательности национальной экономики для привлечения иностранных инвестиций. Однако само достижение финансово-экономической стабилизации, хотя и создает достаточные предпосылки для притока инвестиций, но не гарантирует этого.

Следующая, третья задача системы валютного комитета заключается в максимальной независимости органов, ответственных за денежно-кредитную политику.

Четвертая задача связана с предыдущей и заключается в обеспечении прозрачности и контролируемости валютного и денежного регулирования на макроуровне, в том числе и для международных финансовых организаций.

Важно подчеркнуть, что система валютного комитета по существу является очень жестким вариантом типичных подходов МВФ к макроэкономическому регулированию. Система валютного комитета, как и все варианты денежнокредитной политики, имеет достоинства и недостатки. К ее положительным сторонам можно отнести следующее:

• обеспечение стабильного и предсказуемого курса национальной валюты;

• создание условий для нормализации инфляционной ситуации;

• повышение инвестиционной привлекательности, особенно в виде увеличения притока иностранного капитала в банковскую систему.

Кроме всего прочего, переход к системе валютного комитета в значительной степени гарантирует достижение договоренностей с МВФ на получение кредитных ресурсов.

Негативными последствиями введения системы валютного комитета являются следующие:

• она может носить шоковый характер и выражаться в резком росте процентных ставок по операциям в национальной валюте;

• снижение ликвидности банков второго уровня;

• ухудшение внешнеторгового баланса и снижение конкурентоспособности национальных производителей.

Положительные и негативные последствия системы валютного комитета можно рассмотреть на примере стран Прибалтики и отчасти Республики Таджикистан.

В странах Прибалтики переход к данной политике в течение более пяти лет обеспечил стабильный валютный курс и позволил нормализовать инфляционную ситуацию. Следует отметить, что при практическом фиксированном валютном курсе инфляция в этих странах в долгосрочном периоде оставалась выше. Несмотря на нормализацию уровня инфляции, в прибалтийских странах снизилась конкурентоспособность экономики, сальдо внешнеторгового баланса в этих странах значительно ухудшилось: в Эстонии от положительного сальдо в 36,2 млн. долларов США в 1992г. до минус 314,9 млн. долларов США в 2000г.; в Латвии - от плюс 191 млн. долларов США до минус 494 млн. долларов США; в Литве от минус 85,7 млн. долларов США до минус 674,9 млн. долларов США(1, 24-25). Дефицит торгового баланса в этих странах в основном покрывается за счет иностранных инвестиций. Все же, несмотря на достижение положительных темпов роста ВВП, в странах, применяющих систему валютного комитета, сохраняется высокая безработица, особенно в скрытой форме. Важно также отметить, что все страны Прибалтики, использующие систему валютного комитета, не смогли избежать системного кризиса банковской системы. Ввиду отмеченных последствий применения системы валютного комитета Центральные банки некоторых прибалтийских стран (к примеру, Банк Литвы) отказались от использования данной политики.

Система валютного комитета как метод проведения денежно-кредитной политики рассмотрена нами не случайно, а специально. Дело в том, что, начиная с 90-х годов, в Республике Таджикистан по сценарию МВФ применяется денежнокредитная политика, направленная в основном на поддержание стабильного курса национальной валюты. Как было отмечено выше, применение на практике системы валютного комитета дает некоторые преимущества для получения кредитных ресурсов от МВФ. Ссылаясь на необходимость получения кредитов МВФ, в Таджикистане до сих пор наблюдается денежно-кредитная политика, направленная преимущественно на поддержание стабильного курса сомони. Из рассмотренных примеров применения поддержания валютного курса становится очевидным, что данный вариант денежно-кредитной политики на данном этапе развития национальной экономики Республики Таджикистан может дестабилизировать макроэкономическую ситуацию в плане высокого уровня скрытой безработицы, отрицательного внешнеторгового баланса и т.п.

Таким образом, неэффективность денежно-кредитной политики в Республике Таджикистан проявляется в использовании стихийно сложившихся каналов трансмиссионного механизма: денежного и валютного. Первый действует при продаже НБТ валюты, посредством которой поддерживается курс национальной валюты. Второй канал представляет собой, по сути дела, следствие первого и состоит во влиянии интервенций НБТ на валютный курс.

Следует отметить, что экономическая теория утверждает, а практика подтверждает, что цели денежно-кредитной политики отнюдь не сводятся только к снижению темпов инфляции и поддержанию курса национальной валюты. Обуздание инфляции и поддержание курса национальной валюты выступает лишь одной из составляющих целей денежно-кредитной политики, но ни в коей мере не является ее основополагающей конечной целью. Высокая ставка рефинансирования сама является фактором усиления инфляции и инфляционных ожиданий. Высокие процентные ставки включаются в издержки производства товаров местными производителями, повышая их цену.

К числу основных целей денежно-кредитной политики Р.Л. Миллер и Д.Д. Ван-Хуз относят поддержание высокого уровня реального производства, низких и стабильных цен и темпов инфляции(5,75).

С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи считают первой задачей Центрального банка обеспечение стабильности функционирования банковской и финансовой системы, в том числе - осуществление функции кредитора последней инстанции. Вторая задача, по их мнению, заключается в проведении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был бы обеспечен низкий уровень инфляции и при этом не допущена значительная безработица (6,491).

Такой же позиции придерживаются авторы знаменитого учебного курса «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю, которые отмечают: «Основополагающая цель кредитно-денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Суть кредитно-денежной политики заключается в

изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов»(2,325).

В словаре современной экономической теории Макмиллана отмечается, что «денежно-кредитная политика - это часть экономической политики, направленная на достижение таких широких целей, как стабильность занятости и цен, экономический рост и баланс внешних платежей с помощью контроля денежной системы через следующие ее характеристики: денежная масса, уровень и структура ставок процента, а также другие показатели, влияющие на доступность кредита. Как и иные средства политики, денежно-кредитная политика старается, в конечном счете, оказать влияние на потоки расходов» (4, 331).

Приведенные выводы известных ученых по макроэкономической политике показывают, что обеспечение высокой занятости, стимулирование экономического роста и влияние на потоки расходов являются не менее важными целями денежнокредитной политики, чем борьба с инфляцией.

В целом можно сделать вывод о том, что денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение стабильного валютного курса, преследует достижение финансовой стабильности, а другие составляющие макроэкономической стабилизации (поддержание реального сектора, повышение уровня занятости, обеспечение положительного торгового баланса) остаются не обеспеченными.

Все это в очередной раз показывает ограниченные возможности традиционных постулатов относительно целей и методов денежно-кредитной политики. В этом контексте, говоря о денежно-кредитной политике Республики Таджикистан, следует отметить, что она, являясь составной частью общей макроэкономической политики, должна приобрести многофункциональную природу и обеспечивать решение различных задач, вытекающих из всеобщей цели - социально-экономического развития страны. К таким целям, по нашему предположению, следует отнести смягчающие механизмы денежно-кредитной политики для стимулирования прироста инвестиционных ресурсов в отраслях национальной экономики, способных поглотить, как резервуар, большую армию безработных и на этой основе обеспечить снижение импортной зависимости республики.

Решение отмеченных проблем существенно усложняется в условиях переходной экономики Таджикистана в связи с тем, что рыночные механизмы макроэкономического регулирования отработаны в недостаточной степени, а банковская система находится на начальном этапе своего развития. Считаем необходимым отказаться от рекомендаций МВФ и начать самостоятельно проводить денежно-кредитную политику с учетом реально установившихся макроэкономических условий. Пересмотреть цели денежно-кредитной политики в соответствии с теоретическими разработками. Для повышения эффективности денежнокредитной политики и ее влияния на развитие экономики считаем целесообразным проведение мероприятий по снижению ставки рефинансирования и предоставление кредитов банкам второго уровня под разумные проценты. Полагаем, что такое мероприятие может способствовать более высоким темпам экономического роста,

особенно в нынешних условиях, когда в страну из-за мирового кризиса возвращаются трудовые мигранты, пополняя и так уже большую армию безработных.

Список использованной литературы:

1. International Financial Statistics. Yearbook. International Monetary Fund, Wash., 1998; International Financial Statistics. Yearbook. International Monetary Fund, Wash., 2000.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -М.: Республика, 1992. -С. 325.

3. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Учеб. пособие - М., 2011. -С. 205-206

4. Словарь современной экономической теории Макмиллана. - М.: ИНФРА-М, 1997. -С. 331.

5. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты. -М.: Экономика, 2006. -С. 75. -509с.

6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. -М.: Дело ЛТД,1995-864с.

C.Á. Алиджанова

Меры адаптации денежно-кредитной политики к макроэкономическим условиям переходной экономики Республики Таджикистан

Ключевые слова: макроэкономическая политика, денежно-кредитная политика, рестрикционная политика, политика экспансии

В статье анализируется современная денежно-кредитная политика Республики Таджикистан и основные пути ее совершенствования и адаптации к сложившимся макроэкономическим условиям страны. Для повышения эффективности денежно-кредитной политики и ее влияния на развитие экономики автором предлагается проведение мероприятий по снижению ставки рефинансирования и предоставление кредитов банкам второго уровня под разумные проценты. По мнению автора, такое мероприятие может способствовать более высоким темпам экономического роста особенно в нынешних условиях, когда в страну из-за мирового кризиса возвращаются трудовые мигранты, пополняя и так уж большую армию безработных.

S.A. Alijonova

Adaptation Measures of Monetary-Crediting Policy Applied in Macroeconomic Conditions of Transitive Economy in Tajikistan Republic Key words: macroeconomic policy, monetary-crediting policy, restrictionalpolicy, policy of expansion

The author analyzes the modern monetary-crediting policy of Tajikistan Republic and the main ways of its improvement and adaptation to the established macroeconomic conditions of the country. In order to elevate an effectiveness of the policy in question and its influence over economy development the author proposes certain measures bound to reduce tariff refinancing and to grant credits to second level banks under reasonable interests. In the author’s opinion such an undertaking may promote higher tempos of economic growth, especially in today’s conditions when labor migrants return home because of the world crisis replenishing the army of the unemployed being large enough without it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.