Научная статья на тему 'Концептуальные основы денежно-кредитной политики'

Концептуальные основы денежно-кредитной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4997
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / КЕЙНСИАНСТВО / НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ / МОНЕТАРИЗМ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / MONEY-CREDIT POLICY / KEYNSIANISM / NEOCLASSIC SYNTHESIS / MONETARISM / INFLATION TARGETING / MACROECONOMIC STABILIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиджанова Сурайё Абдушукуровна

В данной статье рассматриваются основные концепции денежно-кредитной политики в контексте их эволюции. Мировая практика разработки и осуществления денежно-кредитной политики показывает, что в основном она опирается на ряд концепций, разработанных в начале ХХ столетия и доказавших свою состоятельность в определенных исторических условиях. Через призму рассмотрения концептуальных основ денежно-кредитной политики автор делает вывод, что в Республике Таджикистан наступил момент ухода от жесткого монетаризма, и необходимо принять на вооружение механизмы денежнокредитной политики, стимулирующей инвестиции, расширение производства, которые вполне способны справиться со снижением уровня инфляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Grounds of Money-Credit Policy

The article dwells on basic conceptions dealing with money-credit policy in the context of their evolution. World practice of globalization and effectuation of money-credit policy show that principally it proceeds from a number of conceptions worked out at the beginning of the XX-th century which proved their authenticity under certain historic conditions. In conformity with the conceptual grounds of money-credit policy and taking into consideration the conditions of Tajikistan Republic one ought to lean on the entire experience accumulated in the world and to apply these or those theoretical suggestions respective of real social-economic conditions. Through the prism of canvassed conceptual grounds of money-credit policy the author comes to the conclusion that Tajikistan Republic has been surviving the moment when exodus from rigid monetarism is possible, it should pass to money-credit policy stimulating investitures, extension of production; the factors mentioned are completely able to cope with inflation level reduction.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы денежно-кредитной политики»

Алиджанова Сурайё Абдушукуровна,

соискатель кафедры финансов и кредита ТГУПБП

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

В экономической литературе существует множество теорий, которым присущи различные подходы к вопросу эффективности государственного регулирования экономики. Одни теории (либеральный подход) утверждают полное отстранение государства от участия в экономической деятельности, с другой стороны, есть теории, поддерживающие жесткий контроль государства над всеми макроэкономическими процессами (государственный подход, реализуемый в форме жесткого монетаризма). В этом контексте необходимо отметить, что в странах со сложившимися рыночными отношениями крайние подходы (либеральный и жесткий монетаризм) в чистом виде не наблюдаются.

Мировая практика разработки и осуществления денежно-кредитной политики показывает, что в основном она опирается на ряд концепций, разработанных в начале ХХ столетия и доказавших свою состоятельность в определенных исторических условиях. Эти концепции в экономической литературе освещены как кейнсианство, монетаризм и неоклассический синтез. В целях сопоставления этих концепций в контексте взгляда и использования денежно-кредитной политики необходимо, на наш взгляд, сопоставить их общее и единичное представление о денежно-кредитной политике.

Кейнсианская концепция берет свое начало с фундаментального труда основоположника кейнсианства Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Результаты исследования, освещенные в трудах Дж. М. Кейнса в 30-е годы ХХ столетия, послужили теоретико-методологической базой осуществленных программ макроэкономической стабилизации экономики западных стран в целом, и США в частности.

Анализ причинно-следственных связей циклических колебаний, повлекших Великую депрессию 30-х годов, позволил Кейнсу сделать с экономической точки зрения исторически важный вывод по поводу необходимости государственного регулирования экономических процессов и к обоснованию целостного подхода к развитию рыночной системы в целом. Главной отличительной особенностью исследования Кейнса является акцент на макроэкономические показатели, такие как: потоки инвестиций, доходы, сбережения, потребление и производство в масштабах всего общества. Исследуя экономику со стороны совокупного спроса, Кейнс сформулировал так называемый «основной психологический закон», согласно которому с каждым ростом дохода наблюдается увеличение потребления, но не в той мере, в которой возрастает доход, т.е. с увеличением дохода увеличиваются и

сбережения. Другими словами, с ростом дохода склонность к потреблению падает, а склонность к сбережениям возрастает. Растущий объем сбережений, по предположениям Кейнса, должен постоянно поглощаться растущим спросом на инвестиции. Объем инвестиций, по мнению Кейнса, является главным фактором эффективного спроса, занятости и величины национального дохода. В своей теории Кейнс обращает внимание и на количественную связь между инвестициями и национальным доходом. Эту связь Кейнс определяет как эффект мультипликатора. Концепция мультипликатора, устанавливая постоянную зависимость между приростом инвестиций, с одной, и приростом национального дохода - с другой стороны, предопределила ключевой вывод Кейнса о необходимости государственного вмешательства в хозяйственную деятельность посредством стимулирования инвестиционного спроса.

Применительно к денежно-кредитной политике основной вывод теории Кейнса сводится к тому, что если в стране существует безработица и недогрузка производственных мощностей, то следует принимать все меры, чтобы воссоединить рабочую силу со средствами производства, для чего необходимы инвестиции (1, 124).

Согласно предположениям Кейнса, инвестиции должны равняться сумме накоплений предприятий и сбережений домашних хозяйств. Очевидно, что при недостатке самофинансирования предприятия прибегают к рынку ссудного капитала. Общеизвестно, что ценой ссудного капитала выступает процентная ставка, поэтому между спросом на ссудный капитал и величиной процентной ставки существует обратная зависимость. Исходя из этих условий, в целях стимулирования инвестиций Кейнс предлагает проводить политику снижения процентной ставки. Снижение процентной ставки может быть достигнуто путем снижения учетной ставки Центрального банка. В этих же целях Кейнс предусматривает возможность эмиссии банкнот, которая порождает инфляцию вследствие роста денежной массы сверх необходимой в соответствии с количественной теорией денег. В случае недостаточности частного спроса в кейнсианской теории предусматривается возможность его дополнения увеличением государственного спроса, не исключающим при этом дефицитного финансирования и инфляции.

Такое взаимодействие денежно-кредитных механизмов в конечном итоге ведет к росту инвестиций и через эффект мультипликатора к росту производства и доходов. Следует отметить, что в этих условиях возрастание уровня цен поглощается ростом экономики. Впервые кейнсианская концепция государственного вмешательства в экономику была принята во внимание советом экономических консультантов при президенте Ф. Рузвельте для выхода из циклического кризиса 1929-1933 гг. (Великой депрессии), а позднее и правительствами других стран. В целом кейнсианская концепция денежно-кредитной политики дала положительные результаты.

Борьба с массовой безработицей и инфляцией на протяжении двух последних столетий и до сегодняшнего дня остается самой актуальной проблемой социальноэкономического развития стран мирового сообщества в целом, и стран с переходной экономикой в частности. По мнению известного американского ученого-экономиста

П. Самуэльсона, именно это побуждает современные развитые страны, располагающие как фискальными и денежно-кредитными инструментами, так и политической возможностью, использовать их, чтобы преодолеть периодические циклические спады и «галопирующую» инфляцию (3,158).

Существенный вклад в развитие теории денежно-кредитной политики внесли представители «неоклассического синтеза». Представляя собой сочетание современных неокейнсианских и неолиберальных положений и подходов с предшествовавшими им ранними теориями, а также с некоторыми постулатами классической политической экономии в рамках «неоклассического синтеза», П. Самуэльсон попытался соединить неоклассическую и кейнсианскую теорию. Объединением факторов, обеспечивающих оптимальный уровень производства, и факторов, активизирующих спрос, П. Самуэльсон преодолевает разрыв между микроэкономикой и макроэкономикой. Основная идея П. Самуэльсона состоит в том, что, когда достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования. Он соединяет денежно-кредитную и бюджетную политику государства, считая при этом, что жесткая денежно-кредитная политика, направленная на борьбу с инфляцией, способна разрушить производство. По мнению П. Самуэльсона, в целях сочетания краткосрочных и долгосрочных задач для достижения эффективности производства с увязкой социальных проблем необходимо синтезировать неоклассический и кейнсианский подходы, т.е. использовать в зависимости от обстановки денежно-кредитную и бюджетную политику.

Сравнительный анализ «кейнсианства» и «неоклассического синтеза» показывает, что в кейнсианском подходе государство играет более значимую роль (по мнению Кейнса, развитая рыночная система утрачивает способность к саморегулированию и обязательным условием ее устойчивости является государственное регулирование). Синтез кейнсианских и неоклассических положений и подходов дал возможность П. Самуэльсону ввести понятие «смешанная экономика», под которой он понимает систему свободного предпринимательства, регулируемую государством (2, 264). В своих трудах П. Самуэльсон рассматривает ситуацию, когда в стране достигнута полная занятость и доминирует система рыночного саморегулирования, т.е. отпадает необходимость активного государственного вмешательства в экономику (3, 108). В то же время на экономику продолжают влиять государственные закупки товаров и услуг, налоги, денежнокредитная, внешнеторговая политика.

Другим направлением экономической теории, придающим особую значимость деньгам, является монетаризм. В 1973 - 1975 гг. мировая экономика пережила циклический кризис, который привел к резкому росту инфляции, сокращению производства и спаду инвестиционной активности. В сложившихся кризисных условиях активизация экономики с помощью кейнсианских подходов стала невозможна. Предпочтительными оказались подходы, когда область вмешательства государства ограничивалась денежной сферой, т.е. наиболее эффективными оказались предложения монетаризма. Основу для их развития заложил американский экономист Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике, присужденной за работы в области потребления, истории и теории денег

(«Исследования в области количественной теории денег» (1956), «История денежной системы США, 1867-1960» (1963, в соавторстве с А. Шварцем), «Инфляция и денежные системы» (1969 г.)). Монетарная концепция М. Фридмена привела к повторному открытию денег, так как помогла бороться с повсеместно растущей инфляцией. Фридмен доказывает, что рост инфляции, вопреки утверждениям Кейнса, сопровождается не снижением, а ростом безработицы (4,146). Именно поэтому им была предпринята попытка возрождения значения денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. Монетарная концепция Фридмена была принята на вооружение республиканским правительством США. Наибольший успех монетарные предложения борьбы с инфляцией имели во времена «рейганомики», они позволили ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.

В рамках неоклассической теории развитие получила монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования. Она опиралась на количественную теорию денег и в основном ориентирована на фазы оживления и подъема в экономическом цикле. Количественная теория денег стала основой для построения монетаристской теории инфляции, устанавливающей фундаментальные и главные причины инфляции - избыток денег в обращении. Именно эта теория с узкоспециальной характеристикой остается до сих пор основой идеологии многих центральных банков и правительств (в том числе и в Республике Таджикистан). В концепции Милтона Фридмена главной причиной инфляции признается быстрый рост денежной массы, а в качестве антиинфляционных мер предлагается снижение количества денег в обращении. Фридмен формулирует главное правило денежной политики: постоянный прирост денежной массы на установленное количество процентов (для США предлагается 3-5% роста). М. Фридмен считает, что гибкие обменные курсы валюты способны автоматически исправлять проблемы платежного баланса. Взаимодействие между денежной массой, производством и ценами М. Фридмен обосновывает эмпирическим путем на примере экономики США.

Проведенный Фридменом количественный анализ позволил ему установить, что в течение длительного периода среднегодовой рост денежной массы колеблется в пределах 3-5%. По его утверждению, рост или сокращение денежной массы влияет на производство и на цены с временным лагом в 6-8 месяцев. Поэтому, как считает М. Фридмен, контроль и регулирование денежной массы избавляет экономику от циклических колебаний и позволяет обеспечить практическое постоянство цен (если цены растут, то этот рост незначителен). Фридмен предполагает, что если строго контролировать денежную массу и добиться ее устойчивого роста в предлагаемых им размерах, то произойдет постоянный рост ВВП, что, соответственно, обеспечит преодоление инфляции (7, 62).

Важнейшим научным результатом М. Фридмена, полученным эконометрическим методом на опыте США, является доказательство того, что изменение денежной массы оказывает прямое воздействие на уровень деловой активности и, соответственно, на экономический рост.

Монетаристская концепция предлагает существенно иной подход к ряду ключевых проблем экономики и социальной сферы, которые в итоге сводятся к следующему:

• Безработица оценивается как наиболее дестабилизирующий фактор экономики, способный привести к социальным потрясениям. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка, не нужно увлекаться социальными программами» (4, 94).

• Инфляция по сравнению с безработицей является меньшим злом, так как ее можно контролировать и удерживать ограничением денежной массы.

• Причиной бюджетного дефицита является ситуация, когда государство проводит активную социальную политику, сопровождающуюся существенным ростом государственных расходов. Регулирование бюджетного дефицита должно проходить без вмешательства государства в экономику (рынок - са-морегулируемая система).

• Независимо от состояния конъюнктуры темпы роста денежной массы должны быть постоянными и стабильными и составлять 3 - 4% в год.

В обобщенном виде опыт применения монетаристской денежно-кредитной политики позволяет сделать важные с точки зрения макроэкономической стабилизации выводы.

Применение на практике мер монетаристской концепции в ряде стран дало положительный результат, однако при длительном использовании всегда порождало кризисные явления и, как следствие, переход к другим стратегиям денежнокредитной политики. Например, в США республиканцы во главе с Р. Рейганом и в Великобритании консерваторы во главе с М. Тэтчер на практике применяли монетаристскую концепцию с рестрикционным курсом в период оживления и подъема. Однако даже при краткосрочном положительном эффекте ни при каких временных лагах (3, 6 или 9 месяцев) не отмечалась предполагаемая Фридменом пропорциональность роста цен и роста денежной массы. Анализ динамики инфляции и денежной массы по ряду стран (9, 341) позволил установить, что прямая зависимость инфляции от денежной массы наблюдается всегда при гиперинфляции и иногда при галопирующей инфляции. Учитывая эти случаи, можно говорить, что инфляция имеет монетарную природу.

На современном этапе развития мировой экономики международные институты относятся к монетарной политике весьма сдержанно. Например, Международный валютный фонд (МВФ) определяет два главных подхода к денежно-кредитной политике.

Первый подход основывается на проведении жесткой денежно-кредитной политики, что оправдано в условиях нестабильности национальной валюты, но нецелесообразно, когда центральным банкам удается стабилизировать темпы инфляции на относительно низких уровнях (до 6-7% в год). Проведение жесткой денежно-кредитной политики в последнем случае может стать фактором торможения или ослабления экономического роста. При достижении указанной стабилизации центральные банки могут и должны стимулировать экономический рост посредством умеренного смягчения денежно-кредитной политики, иначе

наступают негативные последствия для экономического роста, так как экономика своевременно недополучает необходимое количество денежных средств для проведения расчетов между экономическими агентами и осуществления инвестиционных вложений.

Второй подход МВФ предполагает, что расширение предложения денег должно происходить исключительно за счет роста чистых международных резервов. При этом рост денежной базы за счет чистых внутренних активов считается нежелательным, поскольку он ограничивает возможности центральных банков в сфере регулирования денежно-кредитного рынка и фактически устанавливает режим монетарного устройства, близкий к валютному правлению. В таких условиях денежно-кредитная политика, основанная на монетаристской концепции, может послужить тормозом в деле проведения структурных реформ в экономике, связанных прежде всего с расширением внутреннего потребления и снижением зависимости экономического роста от конъюнктуры внешних рынков (10, 3).

При использовании монетаристской концепции к процессу управления инфляцией необходимо учитывать следующие факты:

1. По своей природе инфляция связана не только с объемом спроса на потребительские товары, но и в значительной степени с инфляционными ожиданиями экономических агентов. Это признавалось и М. Фридменом. Он полагал, что инфляционные ожидания порождаются и монетарными факторами, т.е. количеством денег у населения. В соответствии с этим положением при наличии высоких инфляционных ожиданий мероприятия по ограничению денежной массы могут быть безрезультатными.

2. Если центральные банки формируют кредитные механизмы изменения денежной массы, достаточно гибко реагирующие на фактический спрос на деньги, то общий объем денежной массы не влияет на уровень инфляции (11, 570). В связи с этим считается, что политика таргетирования общего объема денежной массы неэффективна. Следует иметь в виду, что в рыночной экономике с либеральными основами с полной конвертируемостью валюты по всем статьям платежного баланса центральные банки не имеют возможности таргетировать одновременно валютный курс, процентную ставку и денежные агрегаты. Например, если центральные банки таргетируют уровень процентных ставок, то они принимают стихийно складывающийся валютный курс. Если же центральные банки намерены поддерживать определенный уровень валютного курса, то должны смириться с установившимися процентными ставками, которые являются одним из условий поддержания необходимого уровня валютного курса.

3. М. Фридмен в своей модели снижает значение роста инвестиций, а следовательно, и роль производства; также в ней не учитываются в полной мере проблемы занятости и социальные последствия.

4. Используя механизмы денежно-кредитной политики по повышению курса национальной валюты для снижения инфляции, следует иметь в виду, что одновременно с этим мероприятием существенно возрастает негативное воздействие на конкурентоспособность производимых в стране товаров по сравнению с импортными

товарами (12, 2). Поэтому снижение инфляции этим путем приводит к более значительному торможению экономического роста.

5. Теоретически доказано и практически обосновано, что рост денежной массы должен опережать рост ВВП, так как спрос на деньги со стороны экономических агентов (через денежно-кредитные механизмы) в период роста производства требует увеличения объема денежной массы. Искусственное ограничение объема денежной массы будет тормозить темпы экономического роста (13, 264).

6. В развитых странах с конвертируемой валютой, валютный курс, равно как и доходность вложений, гораздо больше зависят не от сальдо торгового баланса, а от ставки процента, что и делает возможным длительный дефицит (профицит) (14, 389). Соответственно, понижение валютного курса повышает инфляцию, но положительно влияет на состояние национальной экономики. Например, решение ФРС США о снижении процентной ставки до 1% (в 2003г.) привело к повышению инфляции на 0,4% и к закономерно последовавшему за ним падению курса доллара, в результате это падение обеспечило рост экономики США на 4%, а повышение курса евро нанесло большой ущерб экономике Европейского Союза (почти нулевой экономический рост в 2003 г. во всех странах ЕЭС).

7. Использование на практике монетаристской концепции денежно-кредитной политики целесообразно лишь в определенных условиях, ограниченных временным лагом и состоянием экономических и социальных процессов. Следовательно, возможность применения монетаристской политики определяется путем комплексного анализа социально-экономической ситуации, а также оценки оптимального интервала времени для ее применения. Кроме того, для ее реализации координация денежно-кредитной и фискальной политики является необходимым условием.

Обобщая обзор и теоретический анализ основных концепций денежнокредитной политики, можно сделать следующие выводы:

• В мировой практике находят применение различные концепции денежнокредитной политики. Разнообразие концептуальных подходов прежде всего связано с различным уровнем развития социально-экономических процессов и позволяет выбирать наиболее подходящий и адекватный подход к конкретным условиям национальной экономики.

• Выбор концептуальной основы проводимой денежно-кредитной политики зависит от многих фактов и условий: от нормы инфляции, уровня безработицы, инвестиционного климата, курса национальной валюты, уровня процентных ставок, состояния платежного баланса. По мере изменения социально-экономических условий меняются и концептуальные предпосылки проводимой центральными банками денежно-кредитной политики.

В соответствии с концептуальными основами денежно-кредитной политики в условиях Республики Таджикистан следует опираться на весь накопленный мировой опыт, применяя те или иные теоретические предложения в зависимости от реальных социально-экономических условий. Главенствующей целью денежно-кредитной политики в Республике Таджикистан на протяжении переходного периода (с 1991 г.) является снижение уровня инфляции. Национальный банк Таджикистана считает

инфляцию главным злом на пути развития экономики. При этом предпочтение отдается монетарным методам борьбы по рецептам МВФ.

Необходимо отметить, что в основе монетаризма лежит идея о том, что главной причиной инфляции является непомерно быстрый рост денежной массы, и единственным способом противодействия инфляции является снижение количества денег. В Республике Таджикистан инфляция носит не только монетарный характер. Ограничение денежной массы, высокое значение ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов не дает возможности исправить сложившиеся диспропорции в различных отраслях экономики. Республика Таджикистан находится в состоянии разрыва между финансовым и реальным сектором экономики. При этом Национальный банк Таджикистана пытается удержать укрепление сомони к доллару и другим иностранным валютам (к российскому рублю, евро и т.д.). Свои действия НБТ мотивирует необходимостью поддержать покупательную способность национальной валюты. В конечном итоге все эти мероприятия, основанные на принципах монетаристской концепции, не способствуют повышению инвестиционной активности в национальной экономике.

На наш взгляд, наступил момент ухода от жесткого монетаризма, и необходимо принять на вооружение механизмы денежно-кредитной политики, стимулирующей инвестиции, расширение производства, которые вполне способны справиться со снижением уровня инфляции.

Список использованной литературы:

1. Keynes J. A Tract of Monetary Reform. London, Macmillan, 1971.

2. Самуэльсон П. Экономика. Учебник -М.: Наука, 2005.

3. Самуэльсон П. Основы экономического анализа. -М.: Наука, 2004.

4. Friedman M. Dollar and deficits. Prentice-Hall, 1968.

5. Friedman M. Friedman's Milton monetary framework. A debate with his critics, ed. by R. I. Gordon, Chi.-L., 1975.

6. Friedman M. Money and economic development. N.Y, 1973.

7. Friedman M. Capitalism and freedom, Chi., 1962.

8. Friedman M. Counterrevolution in monetary theory, L., 1970.

9. Количественные методы финансового анализа. /Под ред. С.Дж. Брауна и М.П. Крицмена: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999.

10. Моисеев С.Р. Контроль за движением капитала: концепция экономической политики//Бизнес и банки. - 2005. - № 13.

11. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело Лтд, 1994.-720 с.

12. Пашковский B.C. Активизация денежно-кредитной политики //Бизнес и банки.-2004.-№15.-С. 1-11

13. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие для вузов. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 544 с.

14. Банковское дело: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика,1998. -464 с.

С.А. Алиджанова

Концептуальные основы денежно-кредитной политики

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; кейнсианство; неоклассический синтез; монетаризм; таргетирование инфляции; макроэкономическая стабилизация

В данной статье рассматриваются основные концепции денежно-кредитной политики в контексте их эволюции. Мировая практика разработки и осуществления денежно-кредитной политики показывает, что в основном она опирается на ряд концепций, разработанных в начале ХХ столетия и доказавших свою состоятельность в определенных исторических условиях.

Через призму рассмотрения концептуальных основ денежно-кредитной политики автор делает вывод, что в Республике Таджикистан наступил момент ухода от жесткого монетаризма, и необходимо принять на вооружение механизмы денежнокредитной политики, стимулирующей инвестиции, расширение производства, которые вполне способны справиться со снижением уровня инфляции.

S.A. Alijanova

Conceptual Grounds of Money-Credit Policy

Key words: money-credit policy, Keynsianism, neoclassic synthesis, monetarism, inflation targeting, macroeconomic stabilization

The article dwells on basic conceptions dealing with money-credit policy in the context of their evolution. World practice of globalization and effectuation of money-credit policy show that principally it proceeds from a number of conceptions worked out at the beginning of the XX-th century which proved their authenticity under certain historic conditions.

In conformity with the conceptual grounds of money-credit policy and taking into consideration the conditions of Tajikistan Republic one ought to lean on the entire experience accumulated in the world and to apply these or those theoretical suggestions respective of real social-economic conditions.

Through the prism of canvassed conceptual grounds of money-credit policy the author comes to the conclusion that Tajikistan Republic has been surviving the moment when exodus from rigid monetarism is possible, it should pass to money-credit policy stimulating investitures, extension of production; the factors mentioned are completely able to cope with inflation level reduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.