ных пакетов акций, что в значительной мере снимает остроту противоречий между трудом и капиталом.
Теоретический анализ указанных вопросов будет определять разработку новых и/или усовершенствование существующих взглядов на вопросы собственности и их соответствие ре-
альности в условиях формирования нового экономического уклада. Адекватная форма реализации обновленных взглядов позволит развитым странам преодолеть проблемы, возникшие при переходе к постиндустриальному обществу, и подготовленными выйти на новый виток экономического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество [Текст] / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 752 с.
2. Шафаревич, И.Р. Россия в постиндустриальном мире. Война и мир [Электронный ресурс] / И.Р. Шафаревич. - Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ru/ analysis/view/59707/ - (данные на 27.07.2011 г.).
3. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество [Текст] : пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. - М.: Изд-во АСТ, Транзиткнига; СПб.: Terra Fantastica, 2004. - 602 с.
4. Бард, А. №1ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма: пер. с швед. / А. Бард,
Я. Зодерквист. - СПб.: Стокгольм. шк. экон., 2004. -252 с.
5. Супрун, В.А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке [Текст] / В .А. Супрун. - М.: КомКнига, 2006. - 192 с.
6. The World Factbook 2002, 2010 // [Электронный ресурс]: The Work of a Nation. The Center of Intelligence. - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/geos/xx.html
7. Большой энциклопедический словарь. Мерито-кратия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/ 59707
УДК 338.2
Г.В. Закиматов
АНАЛИЗ ПРИМЕНИМОСТИ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИК РАЗВИТИЯ В ПЛАНОВОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ*
Для того чтобы обосновать необходимую для России экономическую стратегию, необходимо проанализировать возможности применения в ее составе наиболее значимых видов экономической политики. В их число включены базовые виды политики стратегического уровня, касающиеся экономики в целом и предназначенные для длительного и стабильного применения. В то же время в их число не включены виды политики тактического уровня, имеющие краткосрочный, изменчивый характер, зависящий от текущей ситуации в экономике, а также виды, имеющие узко региональную или
отраслевую направленность. В частности, в процессе анализа не рассматриваются кредитно-денежная и фискальная виды политики, зависящие от фазы делового цикла, политики для отдельных регионов и др. Также анализируется степень приспособленности для реализации указанных видов экономической политики двух крайних типов экономических систем - плановой и рыночной экономики. Анализ приспособленности последних необходим для того, чтобы выработать требования к экономике, способной реализовать выработанную стратегию. Потребность в изменениях экономической системы
* Статья публикуется в дискуссионном порядке.
диктуется еще и неудовлетворительными результатами экономического развития страны за весь постреформенный период.
Но прежде чем перейти к анализу экономических политик, рассмотрим преимущества и недостатки применительно к российским условиям плановой и рыночной экономики.
Главной особенностью рыночной экономики является наличие четкого критерия, определяющего поведение экономических агентов рынка, связанных с производством и сбытом товаров и услуг (в дальнейшем - предприятий), - максимума прибыли. Ориентируясь на этот критерий, предприятия, с одной стороны, стремятся увеличивать свои доходы за счет вовлечения в производство дополнительных экономических ресурсов, повышения качества продукции, а с другой - стремятся снижать свои издержки за счет совершенствования процесса производства и сбыта продукции, в том числе за счет внедрения научно-технических инноваций
Однако возможны и другие линии поведения предприятий в соответствии с данным критерием, ведущие к полному или частичному прекращению производства. Причем, такое поведение возможно даже при положительной рентабельности. Происходит это тогда, когда прибыльность в других сферах бизнеса или на других территориях существенно выше, чем на прежнем месте. Это вызывает в условиях свободного рынка стремление бизнеса перевести капитал в более прибыльные отрасли или на другие территории, как правило, заграничные. По этой причине сюда переключается и инвестиционный поток, ускоряя этот процесс. В силу этих причин предприятия не заинтересованы и в инновационной деятельности.
Собственно говоря, возможность более рационального использования ресурсов за счет специализации стран на производстве товаров с абсолютными и относительными конкурентными преимуществами и закупки недостающих товаров в других странах обосновали еще в XVIII в. классики экономики Адам Смит и Давид Риккардо.
Применительно к России такой привлекательной отраслью стал сырьевой сектор, где по-
вышенная доходность достигается за счет наличия в составе цены сырья природной ренты. В результате российская экономика оказалась пораженной так называемой голландской болезнью, суть которой заключается в том, что развитие одной или нескольких высокорентабельных отраслей происходит за счет стагнации и деградации других. Проявляется данная болезнь и в завышении обменного курса рубля, что существенно снижает конкурентоспособность отечественной продукции как внутри, так и вне страны.
Но кроме этой болезни существуют и другие причины деградации обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства в России. Таковыми являются дополнительные издержки производства, связанные с более суровыми климатическими условиями почти на всей территории России по сравнению с большинством стран мира, с более длинными расстояниями и с более низкой из-за этого мобильностью и дороговизной рабочей силы. Так, только доля транспортных затрат в себестоимости продукции составляет 15-20 % против 7-8 % в странах с развитой рыночной экономикой [1].
Касаясь других недостатков рыночной экономики, следует отметить ее нестабильность, подверженность периодическим кризисам, влекущим за собой тяжелые социально-экономические последствия. Сюда же относится и плохая приспособленность данного типа экономики к реализации крупномасштабных проектов государственного уровня с длительным циклом инвестирования. Не может рыночная экономика эффективно работать и в чрезвычайных условиях (военные конфликты, природные бедствия, техногенные катастрофы), а также в условиях повышенных рисков (политических, финансово-экономических и др.).
Что касается централизованной плановой экономики, то основными ее недостатками являются слабый учет запросов потребителей и неоперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, что ведет к снижению качества продукции, дефицитам и затовариваниям. Сюда же относится и низкая восприимчивость к инновациям. В то же время плановая
экономика в значительно меньшей степени подвержена кризисам, она способна концентрировать ресурсы на ключевых направлениях экономического развития. Именно этим объясняется ее большая эффективность по сравнению с рыночной экономикой при реализации крупномасштабных проектов государственного уровня с длительным циклом инвестирования, требующих консолидированных усилий практически всех отраслей народного хозяйства, а также при работе в чрезвычайных условиях и условиях повышенных рисков.
В обобщенном виде основные экономические политики и результаты их анализа представлены далее в таблице.
Для оценки степени применимости той или иной экономической политики в российских условиях (применение в полном объеме, ограниченное применение, политика неприемлема) анализировались ограничения, связанные с возможными социально-экономическими последствиями ее использования и необходимыми для реализации политики экономическими ресурсами.
Основные виды экономической политики
Вид экономической политики Возможности применения политики (Основные ограничивающие факторы) Степень приспособленности экономики для реализации политики
рыночная экономика плановая экономика
Поддержание низких цен внутри страны на сырьевые товары и продукты их первичного передела Ограниченное применение (Контрабанда и снижение эффективности использования некоторых видов ресурсов при существенной разнице между внешними и внутренними ценами) 1-2/0 3
Разработка и организация производства инновационной продукции (инновационная экономика) Ограниченное применение (Узкий спектр продукции, недостаточный для обеспечения безопасности страны, высокие риски, сроки создания и затраты на создание и внедрение инноваций) 1-2/1 1-2
Поддержание высокого соотношения между уровнями инвестиций и потребления в экономике (политика ускоренной модернизации) Применение в полном объеме 0/0 3
Политика импортозамещения Применение в полном объеме 1/0 0
Политика фритредерства Политика неприемлема (Деиндустриализация, рост безработицы) 3/3 0
Политика разумного протекционизма Применение в полном объеме 3/1 0
Политика жесткого протекционизма (монополия государства на внешнеторговую деятельность) Ограниченное применение (Противодействие стран с рыночной экономикой) 3/0 0
Примечание . В числителе приведены оценки приспособленности экономики без ограничений, накладываемых ВТО на функционирование российской экономики, в знаменателе - с учетом ограничений ВТО.
Оценка приспособленности как плановой, так и рыночной экономики к реализации той или иной политики в российских условиях осуществлялась также на качественном уровне по следующей шкале: 0 - реализация политики в экономике невозможна, 1 - низкий уровень, 2 -средний, 3 - высокий. Степень приспособленности экономик связана в основном с их организационными особенностями.
Поддержание более низких внутренних цен на сырьевые товары и продукты их первичного передела (углеводородное и минеральное сырье, электрическая и тепловая энергия, моторное топливо, металлы и др.), по сравнению с мировыми, позволяет в значительной мере компенсировать негативные факторы природно-климатических условий и «голландской болезни». Именно низкие цены на данную группу товаров являются основным конкурентным преимуществом российской экономики, дающим возможность привлечения инвестиций в обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство. Однако данная политика может применяться лишь в ограниченном объеме из-за ценовых ограничений по некоторым видам ресурсов, что связано с их возможной контрабандой и со снижением эффективности их использования. В российской рыночной экономике имеются относительно слабые механизмы регулирования внутренних цен на указанные товары в виде экспортных пошлин, акцизных сборов, правил государственного регулирования цен естественных монополий и др. Лучшие возможности для реализации данной политики имеет плановая экономика. Вступление России в ВТО ограничивает роль государства в экономике и делает практически невозможным использование данной политики.
Еще один очень важный вид политики - это создание инновационной экономики. Здесь речь идет об организации и развитии на территории России производств по выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции повышенного качества и с новыми потребительскими свойствами, в том числе обеспечивающей повышение производительности труда за счет реализации качественно новых технологий. То есть речь идет о попытке создания экономики, основан-
ной на знаниях, в которой непрерывным потоком генерируются и реализуются в производстве инновации. Как плановая, так и рыночная экономика в российских условиях имеют существенные недостатки для реализации данной политики. Плановая экономика в условиях серьезных научных и инновационных рисков способна обеспечить выделение необходимых ресурсов на проведение в широком масштабе научных исследований и опытно-конструкторских работ. Однако она плохо приспособлена к внедрению новых разработок в серийное производство, что и наблюдалось в бывшем СССР, где уникальные изделия и опытные образцы десятилетиями пылились на полках. В рыночной же экономике, несмотря на ее теоретическую восприимчивость к инновациям, экономические субъекты в российских условиях не хотят рисковать своими ограниченными ресурсами на необходимые для реализации данной стратегии научные исследования и опытные разработки. Не хотят они и внедрять в производство уже известные и проверенные инновации.
Однако несмотря на всю свою значимость, данная политика также имеет ограниченное применение. Это связано с узким спектром инновационной продукции, недостаточным для обеспечения экономической и военной безопасности нашей страны, и с высокими рисками и затратами на разработку и внедрение инноваций. Также надо учитывать, что получаемые благодаря инновациям конкурентные преимущества носят временный характер из-за постепенного освоения и внедрения аналогичных инноваций другими странами. Все это диктует необходимость наряду с развитием инновационной экономики использовать традиционные способы обеспечения экономического роста.
На нынешнем историческом этапе для России крайне необходимы высокие темпы экономического роста. Они зависят, прежде всего, от достигнутого уровня инвестиций в экономике и их эффективности. Например, в Китае доля инвестиций в ВВП превышает 40 % при темпах роста свыше 10 % в год, у нас же эта доля с 1991 г. никогда не превышала 25,5 % [2], и соответственно темпы роста меньше китайских более чем в два раза. Для российской экономики
также необходимо поддержание высокого уровня инвестиций (более 40 %).
Обеспечить высокий уровень инвестиций и тем более переориентировать их в сторону обрабатывающих отраслей в российских условиях с помощью рыночной экономики практически невозможно, так как всегда найдутся страны с лучшими инвестиционными условиями, где нет «голландской болезни», где лучшие природно-климатические условия и где имеется дешевая рабочая сила. Сделать это возможно лишь в экономике, обладающей мобилизационными возможностями. Поэтому плановая экономика значительно лучше приспособлена для реализации данной политики.
Политика импортозамещения необходима, чтобы обеспечить выпуск продукции, важной для экономики и безопасности страны. Одновременно импортозамещение позволяет повысить степень автономности российской экономики и тем самым ее устойчивость к изменениям конъюнктуры на внешних рынках и к мировым экономическим кризисам. Уменьшается при этом и негативное влияние «голландской болезни», так как часть сырьевого экспорта переключается на внутренний рынок. Для реализации данной политики необходима разработка специальной программы импортозамещения продукции важной для экономики и безопасности страны. В состав данной программы должны войти тысячи модернизируемых и создаваемых заново предприятий. Даже при использовании самых передовых из доступных для применения в наших условиях технологий, технических и организационных решений потребуется протекционистская защита вновь вводимых в строй предприятий от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке, хотя бы на этапе их становления. При этом целесообразно предусмотреть особый порядок запуска в строй предприятий, выпускающих однородную или взаимозаменяемую продукцию, - группами для быстрого насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией и создания конкурентной среды.
В российской рыночной экономике, подверженной негативным факторам «голландской болезни» и природно-климатических условий,
реализовать данную политику за счет улучшения инвестиционного климата, тем более мобилизовать необходимые ресурсы и обеспечить планомерное выполнение программы импорто-замещения практически невозможно. Для реализации этой политики необходимо использование механизмов административно-планового управления экономикой. Такие механизмы имеются у плановой экономики, но реализовать она сможет несколько иную программу импортозамещения, так как вводимые в строй предприятия будут работать не на условиях рынка, а на условиях планового управления и их защита будет осуществляться с помощью государственной монополии на внешнеторговую деятельность. Вступление России в ВТО делает практически невозможным реализацию политики импортозамещения из-за ограничений на вмешательство государства в экономику, в том числе по принятию мер защиты внутреннего рынка.
Политика фритредерства в Российских условиях неприемлема, так как ее реализация ведет к углублению «голландской болезни», подавлению и деградации находящихся в неравных условиях из-за природно-климатических факторов и накопившегося за последнее двадцатилетие технологического отставания отечественных обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства. Фактически она, как и правила ВТО, закрепляет сырьевой статус российской экономики.
Наиболее приемлемой для российской экономики является политика разумного протекционизма, учитывающая выгоды и издержки тех или иных протекционистских мер. Она ориентирована на достижение максимальных выгод от внешнеторговой деятельности и может быть использована в полном объеме. Вступление России в ВТО делает практически невозможной реализацию данной политики.
Что касается политики жесткого протекционизма в виде монополии государства на внешнеторговую деятельность, то она встречает серьезное противодействие со стороны стран с рыночной экономикой. Поэтому данная стратегия может иметь лишь ограниченное применение в виде частичной монополии на отдельные виды товаров, которые в связи с этим могут поку-
паться и продаваться государством на внешних рынках по более выгодным ценам.
Анализ приспособленности экономики к указанным видам внешнеторговой политики показывает, что рыночная экономика позволяет реализовать любую из них. Плановая экономика приспособлена для реализации лишь полной монополии государства на внешнеторговую деятельность и не приспособлена для реализации любых других видов внешнеторговой политики. Вступление России в ВТО не позволит реализовать ни политику жесткого протекционизма в любом ее виде, ни политику разумного протекционизма.
Какие же можно сделать выводы из проведенного анализа?
1. Каждый вид экономической политики имеет определенные возможности и ограничения в своем применении. Поэтому для ускоренной модернизации экономики России необходимо их совместное и сбалансированное использование в виде комплексной экономической стратегии развития.
2. Действующая сейчас модель рыночной экономики в российских условиях не может обеспечить реализацию комплексной стратегии. В частности, она не может реализовать ключевые для России виды политики опережающей модернизации и импортозамещения.
3. Не может реализовать комплексную экономическую стратегию и плановая экономика. В частности, она не может реализовать политику разумного протекционизма.
4. Для реализации комплексной экономической стратегии необходим отказ от вступления в ВТО.
5. России нужна своя национальная модель экономики, которая соответствовала бы ее условиям и традициям. Эта модель должна в наибольшей степени вобрать в себя положительные свойства как плановой, так и рыночной экономики и максимально освободится от их недостатков.
Такой экономической моделью могла бы стать двухсекторная экономика, имеющая сектор с административно-плановым управлением и сектор с рыночным регулированием. Используя механизмы двухсекторной экономики, Китай в период реформирования своей экономики добился выдающихся экономических результатов. Причем в Китае двухсекторная экономика сложилась естественным путем при эволюционном проведении экономических реформ. Для России также может быть разработан и реализован свой вариант двухсекторной экономики, основанный на несколько иных принципах и имеющий существенные преимущества перед китайской моделью [3-5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : [офиц. сайт Минтранса, 2005 г.].
2. [Электронный ресурс] : офиц. сайт Росстата.
3. Закиматов, Г. План и рынок - рука об руку [Текст] / Г. Закиматов // МОСТ [ежемес. информ.-аналит. журнал для промышленников]. - 1999. - № 8. -С. 10-11.
4. Закиматов, Г. Двухсекторная экономика - выход из кризиса [Текст] / Г. Закиматов // Обозреватель-Observer. - 2000. - № 6.
5. Бабкин, А.В. Стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона [Текст] / А.В. Бабкин, В.И. Тры-сячный // НТВ СПбГПУ. - 2009. - № 4 (81). -С. 201-205.