Научная статья на тему 'Централизованное директивное планирование в рыночной экономике – ключ к решению российских социально-экономических проблем'

Централизованное директивное планирование в рыночной экономике – ключ к решению российских социально-экономических проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плановая экономика / рыночная экономика / «казенные» деньги / директивное планирование / государственный заказ. / planned economy / market economy / state money / policy planning / the state order
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Централизованное директивное планирование в рыночной экономике – ключ к решению российских социально-экономических проблем»

Закиматов Г.В.1

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ - КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Ключевые слова: плановая экономика, рыночная экономика, «казенные» деньги, директивное планирование, государственный заказ.

Keywords: planned economy, market economy, state money, policy planning, the state order.

Введение

Россия имеет уникальные с точки зрения негативного влияния на производственную деятельность природные условия. Наличие на нашей территории крупнейших запасов минерального и углеводородного сырья, в цене которого имеется природная рента, вызывает в условиях свободного рынка так называемую «голландскую болезнь», которая стимулирует развитие сырьевых отраслей экономики и подавляет развитие обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства [1]. В основе этой болезни лежат экономические законы об абсолютных и относительных конкурентных преимуществах, открытых классиками экономической науки Адамом Смитом и Дэвидом Риккардо.

Однако, это не единственный негативный для производственной деятельности фактор в нашей стране. Суровый климат и самые большие в мире транспортные расстояния вызывают дополнительные издержки производства. Так, доля транспортных затрат в себестоимости нашей продукции составляет 15-20% против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой (РЭ), а энергоемкость ВВП России в 2,5-3,5 раза выше их уровня [2, 3]. К этому следует добавить производные и дополнительные негативные факторы в виде низкой мобильности и дороговизны рабочей силы, пониженного выхода сельхозпродукции с обрабатываемых площадей, повышенной стоимости строительства и повышенной налоговой нагрузки из-за необходимости оборонять и обеспечивать правопорядок на самой большой в мире территории при недостаточной численности населения.

В силу особых природно-климатических условий России для успешного экономического развития и решения социально-экономических проблем необходимо иметь свою адекватную этим условиям национальную экономическую стратегию и способную ее реализовать национальную модель экономики.

Минимальные требования к национальной экономической стратегии

Такая стратегия должна, как минимум, иметь экономические политики, направленные на противодействие и нейтрализацию негативных природных факторов. К таким политикам относятся:

- политика поддержания режима низких внутренних цен на сырьевые товары и продукты их первичного передела для компенсации повышенных природно-климатических издержек внутри страны;

- политика импортозамещения, позволяющая переключать сырьевые товары с внешнего на внутреннее потребление, и тем самым уменьшать негативное влияние «голландской» болезни;

- политика управляемого инвестиционного процесса и поддержания высокого уровня инвестиций в экономике (не ниже 40% от уровня ВВП), для обеспечения ускоренного экономического роста и модернизационного развития обрабатывающих отраслей;

- политика разумного протекционизма, призванная обеспечить защиту внутреннего рынка от подавляющей иностранной конкуренции по производимой внутри страны продукции на уровне не ниже 70-80% от объема продаж.

Невозможность реализации национальной экономической стратегии в условиях либеральной

рыночной экономики

Анализ показывает, что российская либеральная рыночная экономика из-за отсутствия рычагов прямого управления предприятиями со стороны государства не способна реализовать национальную экономическую стратегию [2]. В частности, она не способна реализовать политику управляемого инвестиционного процесса, и как следствие, политику импортозамещения, и тем более не способна мобилизовать экономические ресурсы на развитие, а не на потребление. Это показывает неадекватность либеральной рыночной модели экономики российским природно -климатичес-

1 Закиматов Геннадий Вениаминович - инженер ООО «ЦВС», г. Санкт-Петербург, бывший заместитель председателя комитета по труду и занятости Ленгорисполкома, бывший депутат Петроградского райсовета г. Ленинграда. E-mail: zackimatov @yandex.ru

ким условиям и сформированному этими условиями менталитету народа, и это является главной причиной возникновения и развития основных проблем российской экономики, включая, крайне низкие темпы экономического роста и сырьевую деградацию экономики [3]. Как следствие не решаются и социальные проблемы, включая низкий уровень жизни населения, крайне высокий уровень расслоения населения по доходам, криминализацию общества, демографические проблемы и др. Без устранения этой причины невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие страны. Все остальные причины, часто приводимые в публикациях и в выступлениях в качестве главных (инфляция, высокие кредитные ставки, демонетизация экономики, плохой инвестиционный климат и др.), на самом деле таковыми не являются, а являются следствием описанной выше первопричины, или в лучшем случае они носят малозначимый второстепенный характер. Поэтому попытки решения проблем российской экономики на основе устранения указанных причин являются малоэффективными или вообще бесполезными. Например, попытки подавить инфляцию, чтобы снизить кредитные ставки приведут к резкому повышению обменного курса рубля из-за действия «голландской болезни». В настоящее время курс рубля занижен по сравнению с паритетным значением более чем на 30%. Как следствие произойдет резкое снижение курсовой защиты внутреннего рынка и снижение конкурентоспособности нашего экспорта с последующим неминуемым экономическим спадом. Именно этой причиной можно объяснить тот факт, что в течение всего периода либеральных экономических реформ Центробанк и Правительство даже не пытались снизить уровень инфляции до уровня успешно развивающихся стран.

России нужна своя национальная модель экономики, в которой помимо механизмов рыночного саморегулирования должны присутствовать механизмы прямого государственного управления предприятиями на основе централизованного директивного планирования, позволяющие мобилизовать и направить экономические ресурсы на развитие, а не на проедание и вывод за границу. Такой экономикой является двухсекторная планово-рыночная экономика (ДПРЭ) [3].

Функциональная организация двухсекторной планово-рыночной экономики

В ДПРЭ имеется сектор экономики с централизованным государственным директивным планированием и сектор с рыночным регулированием. Деление на сектора в ДПРЭ осуществляется с помощью двух валют. В качестве валюты, обслуживающей рыночный сектор, используются существующие деньги с денежной единицей рубль. А в качестве валюты, обслуживающей плановый сектор экономики, используются бюджетные деньги, которые фактически превращаются во вторую квазивалюту с условным названием «казенные» деньги и денежной единицей «казенный» рубль при отделении их путей хождения на стадии производства продукции от сферы обращения остальной денежной массы. Эти деньги существуют только в безналичной форме, и они обязательны к приему всеми предприятиями и организациями независимо от их формы собственности. Их отделение осуществляется за счет использования предприятиями и организациями выделенных банковских счетов, между которыми «казенные» деньги только и могут перемещаться, и отдельного бухгалтерского учета. «Казенными деньгами» обычные деньги становятся автоматически, как только они попадают в государственный бюджет всех уровней. Фактически деньги при этом меняют свой статус с обычных денег на «казенные», имеющие другую систему и структуру цен и свой, устанавливаемый государством, обменный курс на иностранную валюту. Этими деньгами государство оплачивает госзаказ, и ими же расплачиваются между собой предприятия в процессе изготовления продукции по госзаказу на протяжении всей производственной цепочки, начиная с добычи сырья и кончая оплатой готовой продукции. Статус «казенных денег» сохраняется до момента их обратной автоматической конвертации в пропорции один к одному в обычные деньги при оплате предприятиями затрат на труд и при оплате государством своих расходов, не связанных с госзаказом (трансферты населению, зарплата сотрудникам госучреждений и др.).

Однако возможен и вариант организации ДПРЭ, когда госбюджет обслуживается обычными деньгами, а превращение обычных денег в казенные происходит в момент оплаты государством госзаказа. В отличие от РЭ в ДПРЭ госзаказ назначается государством в директивном порядке в соответствии с государственным планом, и он является обязательным для исполнения предприятиями независимо от их форм собственности. Также Госзаказ в ДПРЭ является частичным, то есть не занимающим все производственные мощности предприятий. При этом изготовление инвестиционной и промежуточной продукции, оплачиваемой предприятиями из своих доходов в «казенных деньгах», приравнивается к госзаказу, исполнение которого обязательно и контролируется государством.

Предприятия в ДПРЭ работают в обоих секторах экономики одновременно, действуя по принципу: выполнил частичный госзаказ за «казенные деньги» - можешь самостоятельно выпускать любую продукцию на рыночных условиях за обычные деньги.

Отличительной особенностью «казенных денег» является использование устанавливаемых государством номинально низких цен и тарифов, рассчитываемых на основе учета себестоимости производства продукции. Для снижения цен в ПСЭ реализуется ряд мероприятий:

- Отсутствие налогообложения предприятий и выплат в фонды обязательного страхования;

- Регулирование государством уровня оплаты труда работающих, одним из элементов которого является введение ограничений на соотношение между максимальным и минимальным уровнями оплаты как внутри предприятий и организаций, так и на межотраслевом и межрегиональном уровне, например, не более чем в 3-4 раза;

- Установление государством низких ставок рентных платежей в «казенных деньгах»;

- Установление низкой процентной ставки по кредитам в «казенных деньгах» в ПСЭ;

- Использование завышенного по сравнению с паритетным значением обменного курса «казенных денег» на иностранную валюту при закупке предприятиями импортной промежуточной и инвестиционной продукции, а также импортных экономических ресурсов;

- Перерасчет стоимости основных фондов в «казенных деньгах» с соответствующим снижением номинальных значений амортизационных издержек;

- Нормирование рентабельности производства при работе предприятий в ПСЭ. При этом вся нормируемая прибыль может использоваться только в качестве инвестиций.

Содержательная сущность «казенных денег»

Несмотря на свое название «казенные деньги», что удобно при описании организации ДПРЭ и для использования в процессе ее функционирования, полноценными деньгами они не являются. В их основе лежит искусственное расширение свойства дифференциации покупательной способности денег (ДПСД) в процессе их обращения в экономике за счет введения еще одного самого низкого уровня государственных цен. Свойство ДПСД означает, что деньги имеют разную покупательную способность по отдельным видам обменных операций в зависимости от того, в чьих руках они находятся. В обычной экономике имеются несколько уровней цен, используемых в сделках купли -продажи. Это розничные, мелкооптовые, оптовые и крупнооптовые цены, и соответственно, различная покупательная способность денег, находящихся на руках у розничных, мелкооптовых, оптовых и крупнооптовых покупателей. Аналогичная ситуация имеет место и на валютном рынке. Здесь в зависимости от масштаба сделки используются разные курсы обмена при покупке за рубли иностранной валюты. Следует указать, что ДПСД касается не всех видов обменных операций и трансакций, а только части. Например, она не затрагивает оплату труда, выплату налогов и др. Заметим, что ДПСД также создает возможность получения спекулятивного дохода за счет использования разного уровня цен. (Купил товар по низкой цене, а продал по высокой). В ДПРЭ уровень государственных цен используется в сделках купли -продажи при выполнении госзаказа по всей производственной цепочке, начиная с добычи сырья и кончая оплатой готовой продукции. Для выделения агентов рынка, участвующих в производстве продукции по госзаказу и имеющих право пользоваться уровнем государственных цен, в ДПРЭ используются выделенные банковские счета. А для исключения получения ими спекулятивного дохода за счет повышения покупательной способности денег в ДПРЭ запрещаются трансакции, перемещающие денежные средства с любых других счетов на выделенные счета. Движение денежных средств возможно только между выделенными счетами и с выделенных счетов на счета, которые используются предприятиями в ходе выполнения госзаказа, и которые не могут быть использованы ими для получения спекулятивного дохода (счета для перечисления зарплат работникам, налогов, штрафов и др.). Также в ДПРЭ у агентов рынка, участвующих в исполнении госзаказа, ведётся отдельный бухучет по всей финансово-хозяйственной деятельности, связанной с использованием «казенных денег», а фактически с использованием государственных цен. Право принимать обычные деньги и получать дополнительный доход, за счет повышения их покупательной способности в ДПРЭ имеет только государство и агенты рынка, которым оно делегирует это право. Таким образом, по своей сути «казенные деньги» - не что иное, как обычные деньги, использующие самый низкий уровень государственных цен.

Разделение банковской системы в ДПРЭ на два сектора

Для того чтобы реализовать указанные ограничения, связанные с движением денежных средств и повышением покупательной способности денег, банковская система также должна быть разделена на два сектора: - плановый и рыночный. Плановый сектор банковской системы, обслуживающий ПСЭ и работающий с «казенными деньгами», должен управляться государством. Рыночный сектор, обслуживающий РСЭ и работающий с обычными деньгами, может работать самостоятельно. Двухсекторная банковская система может быть создана на основе физического и функционального разделения существующей банковской системы. В первом случае должна быть создана практически заново отдельная банковская система для обслуживания ПСЭ. Она может быть создана на базе существующей казначейской системы. Во втором случае существующие банки обслуживают оба сектора экономики. Для этого в банковских учреждениях также должна быть полностью отделена с помощью выделенных счетов и отдельного бухучета финансово-кредитная и хозяйственная деятельность с «казенными деньгами» от аналогичной деятельности с обычными деньгами. При этом в управлении той части банков, которые обслуживают ПСЭ, должны принимать участие представители государства, наделенные определенными контрольными и распорядительными полномочиями, что позволит координировать деятельность банков в общегосударственных интересах, а не в целях извлечения прибыли.

На основе использования «казенных денег» в ДПРЭ создаются качественно новые функциональные механизмы характерные только для нее самой.

Функциональные механизмы, придающие новое качество ДПРЭ

Механизм увеличения реальных доходов государства за счет использования государственных цен. Конвертация обычных денег в пропорции один к одному в «казенные деньги», имеющие повышенную покупательную способность за счет использования государственных цен, повышает реальные доходы государства без увеличения налоговой нагрузки.

Механизм госпредпринимательства, являющийся качественно новым источником. получения бюджетных доходов. Для этого изготовленная по госзаказу за «казенные деньги» часть потребительской продукции и часть лик-

видной экспортной продукции перепродаются государством по высоким рыночным ценам, соответственно, на внутреннем и внешнем рынках. Технически саму перепродажу указанной продукции могут осуществлять по госзаказу те же предприятия и организации, которые торгуют там этой же продукцией, но изготовленной в РСЭ. Получаемая при этом прибыль дает возможность качественно увеличить бюджетные доходы государства без увеличения налоговой нагрузки и даже частичной ее снижении в РСЭ.

Механизм эмиссионного бюджетного финансирования. Этот механизм предполагает, что эмитируемые Центробанком дополнительные деньги поступают в доходную часть госбюджета. Однако в ДПРЭ они не вызывают инфляцию, так как одновременно действует механизм подавления инфляции, выводящий из оборота излишнюю денежную массу.

Механизм подавления монетарной инфляции. Работа указанного механизма основана на свойстве стабильности государственных цен и тарифов в ПСЭ в условиях инфляции, следствием которой является увеличение доходов бюджета за счет налогов, госпредпринимательства и эмиссионного финансирования сверх необходимого уровня для оплаты госзаказа и других государственных расходов. Образовавшийся бюджетный излишек денежных средств может быть выведен из оборота. Используя этот механизм и проводя жесткую антимонопольную политику против завышения цен предприятиями монополистами, можно радикально подавить инфляцию и даже одновременно поддерживать заниженный обменный курс рубля.

Механизм субсидированного кредитования. Работа этого механизма основана на том, что кредиты предприятиям выдаются в «казенных деньгах», имеющих повышенную покупательную способность, а погашаются в обычных деньгах, которые поступают в банковскую систему ПСЭ и конвертируются в пропорции один к одному в «казенные деньги». Отличительной особенностью этого вида субсидированного кредитования является отсутствие необходимости увеличивать налоговую нагрузку в экономике.

Механизм двойного субсидирования предприятий, работающих в РСЭ. Работа этого механизма основана на том, что предприятия, выпускающие важную для экономики и государства продукцию, например, транспортные компании, осуществляющие транспортное обслуживание отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока, получают субсидии не в обычных деньгах, а в более дорогих «казенных». Таким образом, предприятия получают поддержку не только за счет выделения государством финансовых ресурсов, но и за счет предоставления возможности пользования номинально низкими государственными ценами. Как и в предыдущем случае отсутствует необходимость увеличения налоговой нагрузки в экономике.

Механизм двухуровневого банкротства нерентабельных предприятий. В ДПРЭ убыточность предприятий сначала наступает при их работе в РСЭ при сохранении рентабельности в ПСЭ, что дает время и возможность восстановить их рентабельность за счет финансового оздоровления, модернизации и реконструкции. Этот механизм не дает развиться лавинообразным процессам банкротств в экономике по технологически связанным цепочкам предприятий, а также не создает серьезные социальные проблемы, обычно сопутствующие этому процессу.

Плановый сектор экономики - суперконцерн общегосударственного масштаба

Если провести аналогию, то плановый сектор экономики фактически представляет собой суперконцерн общегосударственного масштаба, созданный из части привлекаемых производственных мощностей предприятий. Внутри этого суперконцерна действуют административно-плановые методы управления предприятиями государством на основе обязательного для исполнения госзаказа, используется своя система номинально низких государственных цен и тарифов и свой, устанавливаемый государством, фиксированный обменный курс. Этот суперконцерн выступает в качестве одного из агентов внутреннего и внешнего рынков, торгуя там наравне с самими предприятиями потребительской и ликвидной экспортной продукцией. Он же изготавливает по заказу государства и агентов рынка, которым он передал право пользоваться уровнем государственных цен, инвестиционную продукцию и продукцию, используемую в качестве общественных благ. В профиль деятельности этого концерна входит большинство видов производственной деятельности, существующих в экономике страны. Эффект масштаба позволяет ему иметь в своем составе отдельную управляемую государством банковскую систему - аналог госбанка.

Экономика при этом приобретает свойства, характерные как для рыночной экономики, так и для ее антипода -плановой экономики. В ней как и в рыночной экономике не возникает дефицитов и затовариваний, так как плановый сектор экономики торгует своей продукцией на внешнем и внутреннем рынках по рыночным ценам, наравне с самими предприятиями, также имеется институт банкротства нерентабельных предприятий. В то же время ДПРЭ, как и плановая экономика, обладает достаточно большими возможностями по мобилизации и перераспределению экономических ресурсов в пользу ключевых направлений развития. Эти возможности связаны с новыми функциональными механизмами.

При этом реальная эффективность планового сектора экономики не может быть ниже эффективности рыночного сектора экономики, так как одни и те же предприятия работают в обоих секторах экономики одновременно, используя одни и те же технологии, орудия труда, материалы и трудовые ресурсы.

Описанные выше функциональные механизмы позволяют с помощью качественно иных методов и подходов решать нерешаемые в нынешней хозяйственной системе социально-экономические проблемы:

Новые возможности решения социально-экономических проблем российской экономики в ДПРЭ

В отличие от РЭ в ДПРЭ становится возможным с помощью механизма подавления инфляции обеспечить поддержание в РСЭ заниженного обменного курса рубля и качественное снижение инфляции, что в свою очередь позволяет удешевить кредит.

В ДПРЭ создаются качественно новые возможности для проведения структурной перестройки экономики, призванной уменьшить негативное влияние на нашу экономику нестабильности цен на мировых рынках, а также целенаправленных действий со стороны недружественных государств по нарушению наших внешнеэкономических связей. Для этого необходимо провести замещение производственного импорта и, прежде всего из потенциально недружественных стран, развить адаптивные возможности отечественной экономики по противодействию негативным внешнеэкономическим воздействиям за счет создания быстро перестраиваемых на другую продукцию производств и диверсифицировать наш экспорт.

Для того чтобы реализовать масштабную структурную перестройку экономики, необходимо с одной стороны качественно увеличить объемы инвестиций в экономике, а с другой стороны обеспечить жесткое управление инвестиционным процессом. Только ДПРЭ обладает такими возможностями.

Во-первых, механизм госпредпринимательства и эмиссионного финансирования государственного бюджета увеличивают его доходную часть в номинальном выражении без увеличения налоговой нагрузки в экономике и инфляции, а использование государственных цен при финансировании бюджетных расходов еще больше увеличивают реальные доходы бюджета. В свою очередь это позволяет на десятки процентов, а то и в разы, увеличить объемы государственного инвестирования, а централизованное директивное планирование в форме обязательного для исполнения госзаказа позволяет направить развитие на цели структурной перестройки и модернизации экономики, в том числе в НИОКР, переподготовку кадров и образование.

Во-вторых, качественно увеличиваются возможности реализации инвестиционных проектов через частно-государственное партнерство, так как с одной стороны подавление инфляции позволяет снизить кредитные рублевые ставки, что повышает рентабельность и привлекательность инвестиционных проектов. А с другой стороны, у предприятий появляется возможность воспользоваться дешевыми и долгосрочными субсидированными кредитами в «казенных деньгах», а также увеличить собственное инвестирование из сформированных в «казенных деньгах» фондов развития предприятий. В эти фонды поступают амортизационные отчисления и нормируемая прибыль при работе предприятий в ПСЭ. Естественно, что выбор государственными органами управления экономикой и самими предприятиями для реализации инвестиционных проектов определяется их эффективностью в РСЭ с использованием рыночных цен в обычных деньгах, так как при одновременной работе предприятий в двух секторах экономики ситуация убыточности и банкротства сначала наступает в РСЭ при сохранении рентабельной работы в ПСЭ.

В третьих, управляя процессом предоставления субсидированных кредитов, регулируя норму прибыли и уровень оплаты труда у предприятий при их работе в ПСЭ, государство сможет перераспределять ресурсы в направлении обеспечения ускоренной структурной перестройки и модернизации экономики. Особую роль здесь смогут сыграть государственные нормативы, определяющие соотношения между субсидированным кредитным финансированием инвестиционных проектов в «казенных деньгах» и их же финансированием со стороны частных владельцев в обычных рублях. С помощью этих нормативов можно направить развитие экономики в направлении качественного увеличения производства наукоемкой и высокотехнологической продукции.

Экономическому развитию способствует и качественное улучшение условий хозяйствования в РСЭ.

Во-первых, возможность получать доход от капитала, имеющаяся только при работе предприятия в РСЭ, явится серьезным стимулом для его собственников к модернизации и увеличению объемов рыночного производства;

Во-вторых, в ДПРЭ за счет появления качественно нового источника бюджетных доходов в виде госпредпринимательства и механизма увеличения реальных доходов государства за счет использования государственных цен имеется реальная возможность снижения налоговой нагрузки на предприятия и домохозяйства. Теоретически возможна даже полная отмена налогов на предприятия, если существенно снизить уровень оплаты труда в плановом секторе экономики, а также ограничить в нем рентабельность производства. В результате можно было бы отменить налог на доходы физических лиц для граждан со средними и низкими доходами. Тем самым будет безболезненно восстановлена прогрессивная шкала налогообложения доходов граждан. Так же можно снизить отчисления в фонды обязательного медицинского и социального страхования, так как часть материальных затрат, финансируемых этими фондами (затраты на строительство и ремонт недвижимого имущества, закупку оборудования и расходных материалов, транспортные расходы и др.) будут оплачиваться «казенными деньгами» по номинально низким государственным ценам. Имеется возможность отменить обязательные взносы в пенсионный фонд для формирования накопительной части пенсий и перевести их на добровольную основу в связи с качественно возросшими возможностями финансирования инвестиций из других источников. Также можно снизить налог на прибыль предприятий при их работе в ПСЭ. Все эти меры позволят снизить цены в РСЭ и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

В-третьих, ПСЭ позволяет поддерживать в экономике режим полной занятости ресурсов за счет возможности управления объемом производства с помощью обязательного для выполнения госзаказа. Это с одной стороны стабилизирует доходы домохозяйств и совокупный спрос, а с другой стороны поддерживает низкие значения удельных издержек предприятий на единицу продукции, что повышает конкурентоспособность отечественной продукции. Для противодействия снижению производства из-за кризисных явлений в ДПРЭ возможно использование также обычных рыночных механизмов стимулирования экономики за счет увеличения денежной массы, например, можно снизить ключевую ставку Центробанка. Однако в отличие от рыночной экономики в ДПРЭ нет угрозы возникновения инфля-

ции, так как имеется механизм ее подавления. Наконец, стабильность производства в ДПРЭ поддерживается и механизмом двухуровневого банкротства нерентабельных предприятий.

В-четвертых, имеющееся в ДПРЭ частичное сглаживание неравномерности распределения доходов позволяет увеличить спрос на отечественную продукцию.

В-пятых, уменьшается монополизм в РСЭ, так как селективное использование повышенного госзаказа на продукцию предприятий-монополистов заставит их увеличить объем выпускаемой продукции в РСЭ, и соответственно снизить необоснованно завышенные рыночные цены.

В-шестых, возможность двойного субсидирования отдельных видов продукции, и прежде всего социально значимых, позволит снизить на них цены и увеличить их производство и сбыт.

ДПРЭ обладает целым рядом других положительных свойств, способствующих экономическому росту и прогрессу.

В ДПРЭ лучше контроль использования бюджетных средств, так как усиливается финансовый контроль использования бюджетных средств через подконтрольный государству плановый сектор банковской системы, а также становится возможным контроль за расходами путем сравнения издержек производства на физическом уровне в ПСЭ и в РСЭ (трудозатраты, затраты энергии, затраты сырья и материалов на единицу продукции).

ДПРЭ за счет своих мобилизационных возможностей и директивного планирования может реализовать принцип приближения рабочих мест к местам проживания избыточной рабочей силы, что крайне важно для нашей страны с ее крайне низкой мобильностью рабочей силы, проблемой моногородов и высокой неравномерностью экономического развития регионов.

ДПРЭ лучше приспособлена для функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени, так как в ней имеется готовая к действию система прямого государственного управления экономикой.

Новые возможности в организации системы управления ДПРЭ

Что касается числа людей, задействованных в системе управления двухсекторной экономикой, то оно будет меньшим, чем в советское время:

Во-первых, здесь отсутствует необходимость распределения и фондирования ресурсов, так как госзаказ охватывает лишь часть производственных мощностей производителей, и ресурсов заведомо хватает.

Во-вторых, государственное планирование ориентировано на конечную продукцию, и специально не планируется и не заказывается, как это было ранее, изготовление средств производства и промежуточной продукции, что, впрочем, не исключает планирования развития за счет государственного инвестирования соответствующих производств и целых отраслей.

В-третьих, основную роль в организации выполнения госзаказа возьмут на себя головные предприятия. В-четвертых, развитие информационных технологий позволяет резко сократить трудоемкость процессов управления.

ДПРЭ - материальная основа для конвергенции капитализма и социализма

Обладающая свойствами плановой и рыночной экономик ДПРЭ значительно лучше соответствует нашим природным и экономическим условиям, чем РЭ. Именно такой тип экономики необходим для того, чтобы стать базисом нового общественного строя, основанного на конвергенции капитализма и социализма, где гармонизированы отношения между трудом и капиталом, и где нет такого гипертрофированного как сейчас расслоения населения по доходам, обеспечены высокий уровень жизни, социальная уверенность и стабильность. Создание такого общественного строя укрепило бы внешнеполитические позиции России и позволило бы безболезненно решать многие проблемы внешней политики, нерешаемые при нынешней хозяйственной системе и нынешнем общественном строе.

Переход к ДПРЭ может быть реализован, в отличие от «шоковой терапии» плавно, без существенных потрясений. Но, при этом требуется большая подготовительная, в том числе и исследовательская, работа. Однако, другого пути нет. Либо будет создана и внедрена своя национальная модель экономики, которая позволит России сделать экономический рывок и выйти из глубочайшего системного кризиса, либо ее ждет участь бесперспективного экономического аутсайдера.

Список литературы

1. Гильмундинов В. М. «Голландская болезнь» в российской экономике: отраслевые аспекты проявления // ЭКО. - Новосибирск,

2008. - № 12. - С. 17.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года // Официальный сайт Минтранса. 2005.

3. Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» // Официальный сайт

Правительства РФ. 2010.

4. Закиматов Г. В. Почему не работают экономические стратегии в российской экономике // Стратегия России. - М., 2016. - № 3. -

С. 41.

5. Закиматов Г.В. Ключевое звено в решении проблем российской экономики // Экономические стратегии. - М., 2015. - № 4. - С. 80.

6. Закиматов Г. План и рынок-рука об руку // МОСТ. - СПб., 1999. - № 8. - С. 10-11.

7. Закиматов Г. Двухсекторная экономика-выход из кризиса // Обозреватель-ОЪ8егуег. - М., 2000. - № 6.

8. Закиматов Г.В. Централизованное директивное планирование в рыночной экономике - новое качество экономики // Экономика и

управление. - СПб., 2014. - № 6 (104). - С. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.