Научная статья на тему 'Оценка потенциальных масштабов использования IPO в качестве источника привлечения капитала'

Оценка потенциальных масштабов использования IPO в качестве источника привлечения капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапарова Ботагоз Сергазиевна

Формулируется цель эффективности преимущества IPO перед другими инвестиционными источниками. Произведен краткий обзор распространения IPO в мировой практике, указаны цели и его влияние на привлечение инвестиции. Выявлены результативность перспектив IPO для стран с переходной экономикой: России, Казахстана, Индии, Китая, а также Бразилии и Турции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article formulates a purpose of effectiveness of IPO advantages to the other investment sources. Authors introduced an explanation of the term IPO. In the article it is made a brief analysis of IPO appliance in the world practice, stated it's purposes and influence for investment attraction. By the results of the research authors revealed effectiveness of IPO perspectives for the countries with transit economies: Russia, Kazakhstan, India, China, Brazil and Turkey.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциальных масштабов использования IPO в качестве источника привлечения капитала»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрюшин, С.А. Проблемы эволюционной экономики [Текст] / С.А. Андрюшин // Вопросы экономики. - 2002. - № 3.

2. Бузгалин, А.В. Теория социально-экономических трансформаций [Текст] / А.В. Бузгалин, А.И. Кол-ганов. - М.: ТЕИС, 2003.

3. Ивлева, Г.Ю. Трансформация экономической системы: обзор концепций и контуры общей теории [Текст] /

Г.Ю. Ивлева // Общество и экономика. - 2003. - № 10.

4. Максимов, С.Н. Циклы и кризисы в социально-экономических преобразованиях России [Текст] / С.Н. Максимов // Вестник СПбГУ. Сер. 5. - 1996. - Вып. 3.

5. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы [Текст] / рук. авт. кол. Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. - М.: Экономика, 2002. - 701 с.

УДК 336.76

Б.С. Сапарова

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ МАСШТАБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ IPO В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА

Согласно переводу, IPO означает сделанное впервые публичное предложение инвесторам стать акционерами компании. При этом необходимо отметить, что термин «первоначальное предложение акций» более уместен, чем термин «первичное предложение акций». Есть «первичные акции», которые выпускаются в первый раз, и есть «первоначальное предложение акций», это акции, которые продаются инвесторам первый раз. Таким образом, «первоначальное предложение» может включать в себя и акции, которыми уже кто-то владел до этого. В случае продажи таких акций деньги идут акционерам, а не в компанию, поэтому чтобы финансировать свою компанию, необходим выпуск именно первичных акций.

Под IPO понимается публичная продажа акций компании на бирже. Однако дословный перевод термина Initial Public Offering как первичное публичное размещение ценных бумаг не совсем точно отражает сущность данного инструмента. Смысл IPO заключается в том, что акционеры действующей компании решают продать часть своих или дополнительно выпущенных акций широкому кругу инвесторов. Публичность IPO предполагает, что для успешной про-

дажи акций компания должна дать возможность всем потенциальным инвесторам ознакомиться со своей внутренней структурой, финансовым положением, перспективными направлениями развития бизнеса и т. д.

В США и странах Западной Европы IPO получили очень широкое распространение. Многие компании прибегали к IPO как к наиболее эффективному способу привлечения дополнительных инвестиций и рыночной оценки бизнеса. Как правило, IPO проводится для достижения следующих результатов (рис. 1).

С учетом результатов анализа эффективности IPO очень важно сделать выбор источников привлечения инвестиции сравнительно с альтернативными источниками привлечения капитала. Это могут быть нераспределенная прибыль, государственные ссуды, банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг (инвестор, крупные банки и фонды, а также все категории инвесторов). Рассмотрим и сравним названные источники привлечения капитала с возможностями IPO, указанными на рис. 2:

- нераспределенная прибыль - сильно зависит от складывающейся экономической конъюнктуры, финансово-производственного положения

Придание компании публичного статуса

Привлечение дополнительных инвестиций

Получение рыночной оценки компании

Укрепление брэнда

Для проведения IPO компания должна быть готова раскрыть информацию о себе всем потенциальным инвесторам. Если мы обратимся к содержанию проспектов эмиссий акций, которые публикуются западными компаниями при проведении IPO, то наглядно увидим степень открытости информации.

Так, в эмиссионных проспектах может быть представлена следующая информация:

- предполагаемое использование средств, полученных от размещения акций;

- изменения в прибыли компании;

- информация обо всех акционерах;

- внутренняя структура компании, вплоть до информации о размерах вознаграждения ведущим менеджерам;

- перечень основных клиентов и поставщиков;

- информация о конкурентах

В отличие от кредитов и выпуска облигаций привлечение инвестиций с помощью IPO не привязано к определенным срокам. С точки зрения инвестора это более рискованно, поскольку возврат вложенных средств во многом зависит от успешности компании, акции которой он приобрел в результате проведения IPO. Собственникам бизнеса, в случае выбора IPO как средства привлечения инвестиций, нужно решить вопрос: готовы ли они делиться своей прибылью с новыми акционерами. По данным Financial Times, казахстанские компании, специализирующиеся на добыче и переработке меди, золота и нефти, привлекли свыше 3,5 млрд долл. в ходе IPO в Лондоне в течение 2006 года

Общепризнано, что только рынок способен дать самую объективную оценку бизнесу. Динамика цен на акции компании при проведении IPO служит самым верным индикатором ее успешности. На основе полученных результатов акционеры или менеджеры могут реально оценить стоимость своего бизнеса.

На практике часто встречаются ситуации, когда проведение IPO для получения рыночной стоимости предшествовало последующей продаже собственником своего бизнеса. Несмотря на то, что мотивы для каждой из сторон сделки, как правило, различны (продавцу важно не продешевить, а покупателю важно купить по наиболее объективной цене), после проведения IPO обе стороны довольно быстро договариваются о цене

Для успешного размещения ценных бумаг проводятся широкомасштабные рекламные акции. Причем реклама или «road show» направлена не только на институциональных инвесторов -активных участников фондового рынка, но и на обычных юридических лиц и\рядовых граждан. Чем шире будет круг потенциальных покупателей, тем успешнее пройдет размещение.

Широкомасштабная реклама, а также информация об успехах размещения повышают узнаваемость и привлекательность брэнда компании.

Для того чтобы лучше понять достоинства и преимущества IPO, необходимо сравнить его с альтернативными источниками привлечения капитала. Сегодня источником инвестиций могут быть:

- нераспределенная прибыль (один из наиболее распространенных источников финансирования инвестиционных проектов);

- бюджетные средства и государственные ссуды (достаточно емкий источник, хотя доступ к нему весьма проблематичен);

- банковские кредиты (в условиях сравнительно быстрого расширения банковской системы этот источник становится достаточно популярным);

- облигационные займы, размещаемые компаниями на открытом рынке

Рис. 1. Эффективность результатов IPO

предприятия. Рассчитывать на этот источник при осуществлении долгосрочного проекта, отдача от которого станет ощутимой через несколько лет, рискованно;

- получение бюджетных средств - это потеря времени и наличие значительных временных издержек, связанных с бюрократическими проволочками. Серьезно рассматривать данный источник инвестиций могут лишь крупные государственные компании;

- банковский кредит - это чрезмерная зависимость от одного кредитора и необходимость возврата привлеченных средств по достаточно высоким процентным ставкам;

- облигационные займы - предусматривают обеспечение необходимого потока платежей по купонным выплатам, что в случае долгосрочного проекта может стать обременительным. Облигационные займы в казахстанских условиях достаточно часто сопровождаются требованием оферты, что также затрудняет их использование для финансирования капиталоемких проектов.

IPO позволяет привлекать крупные объемы финансовых ресурсов, которые в перспективе могут быть использованы для развития бизнеса. Для оценки потенциальных масштабов использования IPO в качестве источника привлечения

Создает условия для более выгодного размещения долговых эмиссионных бумаг, а также для привлечения кредитов под залог акций

Л

Повышает престиж компании как партнера и контрагента при работе с отечественными и иностранными фирмами

Способствует получению эффективного инструмента оценки текущей рыночной стоимости компании и выгодного механизма операций слияния/поглощения

Позволяет компании усиливать свой лоббистский потенциал за счет

включения в состав акционеров влиятельных финансовых институтов

Рис. 2. Возможности механизма IPO

капитала в Казахстане обратимся к международному опыту, который демонстрирует значительность объемов капитала, привлекаемого посредством IPO. Например, в англосаксонских странах (США, Великобритания, Канада и др.) посредством эмиссии акций финансируется до 15-20 % всех инвестиций в основной капитал. Более того, в этих странах считается нормой выход на рынок IPO малых компаний, например размещение в секции альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи (LSE). В течение долгого времени лидером по количеству IPO была Америка, а европейский рынок IPO значительно уступал рынку США. Однако в конце 90-х гг. количество IPO в континентальной Европе значительно возросло и в 2000 г. впервые, по крайней мере за нескольких последних десятилетий, превысило количество IPO в США.

Преимущества IPO перед другими инвестиционными источниками показаны в табл. 1.

Разумеется, собственник-акционер вправе отказаться от IPO как по объективным, так и по субъективным причинам, но при этом он рискует закрыть своей компании наиболее перспективный путь развития.

Среди «минусов» в привлечении акционерного капитала можно отметить раскрытие информации, в том числе ранее считавшейся конфиденциальной. Этот недостаток очень часто становится именно тем камнем преткновения, из-за которого владельцы предприятия делают свой выбор в пользу размещения облигаций, а не проведения IPO. Менеджмент компании, ставшей публичной, принимая решения обязан будет считаться с мнением инвесторов. «Сомнительные» решения могут оказать существенное влияние на курсовую стоимость бумаг

Таблица 1

Преимущества IPO перед другими инвестиционными источниками

Источник инвестиций Преимущества IPO

Нераспределенная прибыль Крупное разовое поступление капитала. Независимость от будущей экономической конъюнктуры

Бюджетные средства и государственные ссуды Оперативность поступления ресурсов, отсутствие бюрократических проволочек

Отсутствие обязательств (в том числе и по социальным программам)

Банковские кредиты Независимость от конкретного финансового института. Отсутствие будущих выплат

Облигационные займы Отсутствие обязательств по обслуживанию займа. Неограниченный срок привлечения капитала

компании и неизбежно привести к падению ее капитализации.

Положительные и отрицательные моменты для эмитента в привлечении финансирования путем проведения IPO или размещения облигационного займа показаны в табл. 2.

Многие финансисты в плане активизации рынка ценных бумаг Казахстана возлагают надежды на IPO. На внутреннем рынке 1РО Казахстана состоялись их размещения на сумму свыше 13 млрд тенге, при этом отметим: хотя для крупных компаний казахстанский рынок

Таблица 2

Проведение IPO

Облигационный займ

^

м и

е р

П

Привлечение долгосрочных финансовых ресурсов (на срок существования общества).

Отсутствие необходимости возврата привлеченных финансовых средств.

Увеличение УК: возможность увеличить долговое финансирование общества в будущем.

Справедливая рыночная оценка общества. Повышение капитализации и ликвидность активов общества. Улучшение имиджа, повышение узнаваемости брэнда общества. Инвесторы оценивают компанию во всех аспектах

Привлечение финансовых ресурсов (на срок 2-7 лет). Кредиторы не получают права собственности.

Размещение облигаций - «серийный» продукт, в то время как IPO -«штучный».

Облегчение доступа к банковским кредитам

и к т а т с

о

д

Право голоса в общем собрании акционеров общества. «Размывание» долей акционеров.

Право на получение дивидендов. Право на получение части имущества общества в случае его ликвидации.

Ограничения и привязка размещаемых акций к количеству объявленных акций, а также стоимости чистых активов общества к его УК. Необходимость считаться с мнением инвестиционного сообщества, прогнозировать влияние принимаемых решений на курсовую стоимость акций.

Отсутствие гарантий удачного размещения.

Обязательства по систематическому раскрытию информации. Публикация информации, ранее считавшейся конфиденциальной. Проведение IPO возможно только при ОПФ - ОАО

Компания обязана выплачивать номинальную стоимость или номинальную стоимость и проценты. Ограничения и привязка выпущенных облигаций к размеру УК или обеспечению, а также к сроку существования общества. Обязательства по систематическому раскрытию информации. Инвесторы, прежде всего, оценивают кредитную историю и надежность заемщика

Преимущества и недостатки привлечения финансирования от проведения IPO и размещения облигационного займа с точки зрения эмитента

по-прежнему недостаточно емкий, его преимуществом остается значительно меньшая стоимость подготовки к размещению акций (порядка 100 тыс. долл.); она весьма заметно отличается от стоимости размещения на внешних рынках, где аналогичные услуги выше в несколько раз. Привлечение денег с помощью первичного размещения акций имеет для компаний не только плюсы, но и минусы, которые связаны, например, с необходимостью согласования решений с большой группой совладельцев, раскрытием информации о компании, трудностью выхода из бизнеса, а также с риском рыночной недооценки компании. Поэтому выбор 1РО всегда должен быть осознанным, означающим для компании пересечение определенной грани. Около 20 % всех привлеченных средств получено от казахстанских институциональных инвесторов, остальные - от зарубежных портфельных инвесторов. Это позволит казахстанскому рынку первоначальных публичных размещений избежать превращения в рынок покупателя по мере роста предложения бумаг и, соответственно, риска неоправданного занижения стоимости активов (с некоторых пор мы наблюдаем такую ситуацию в России). Если регуляторы рынка и местные институциональные инвесторы справятся с этой задачей, в выигрыше окажутся все казахстанские акции: они отреагируют ростом котировок и станут более ликвидными. До сих пор было лишь несколько первоначальных публичных размещений с участием казахстанских активов. Чтобы оценить роль и потенциал этого нового рынка, мы сравнили Казахстан с группой стран, представляющей как развивающиеся, так и развитые рынки. Четких макроэкономических критериев, которые позволяли бы определить готовность компаний той или иной страны к проведению IPO, с точки зрения уровня развития реального сектора экономики и финансового рынка, не существует. Тем не менее, есть признаки того, что быстрый рост ВВП на душу населения в сочетании с низкой производительностью капитала может в значительной степени стимулировать проведение компаниями публичных размещений акций.

Сравнение соответствующих исторических данных по нескольким группам стран - разви-

вающиеся рынки, страны СНГ, B.R.I.C., развитые рынки - показывает, что у Казахстана разрыв между ростом ВВП на душу населения и производительностью капитала самый большой и при этом продолжает увеличиваться. По нашему мнению, это свидетельствует о значительном потенциале казахстанского рынка IPO. Необходимо отметить, что второе и третье места по этому показателю занимают Россия и Китай. У Украины и Индии разрыв также увеличивается, хотя в их случае расхождение между этими двумя показателями не столь явно выражено. У ЮАР, Египта, Бразилии и, особенно, Турции разрыв между показателями относительно невелик.

Принимая во внимание сопоставимость России и Казахстана с точки зрения макроэкономических условий для проведения первоначальных публичных размещений, мы использовали данные по IPO российских компаний и компаний других стран группы B.R.I.C. в качестве индикатора для построения прогнозов по казахстанскому рынку.

Со времени проведения первого российского IPO в 1996 г. первоначальные размещения акций, включая размещение акций Роснефти, провела 31 российская компания. Общий объем привлеченных средств составил 19,9 млрд долл. Процедура IPO состоит не только из проспекта эмиссии, это и консультирование, и сделки, по которым нужно знать множество законов в разных странах. Поэтому все должно быть структурировано и продумано, вплоть до того, кто будет менеджером 1РО. С другой стороны, инвесторы уже достаточно хорошо знают весь процесс проведения 1РО и используют это как против рынка, так и против компании.

Первый пример в Казахстане - это 1РО «Разведка Добыча КазМунайГаз»; ранее все это делалось через зарубежные компании. Цена этого размещения имела высокий диапазон, порядка 60-70 % акций размещено в Казахстане. Создание РФЦ Алматы расценивается как сигнал к тому, что в будущем регион может стать перспективным в Центральной Азии. Отечественные рынки являются главным инвестором, но в Казахстане объем рынка недостаточен, поэтому инвесторы идут на биржи разных отраслей. При

этом среди основных критериев их требований остаются ликвидность компании, перспективы отрасли, стандарт подачи информации, отчетность.

Выпускаемые в обращение акции в результате проведения процедуры 1РО безусловно оказывают влияние на состояние финансовых рынков. К примеру, именно размещение АО «Разведка Добыча КазМунайГаз» способствовало росту доходности государственных ценных бумаг Минфина и значительному сокращению объема в обращении краткосрочных нот Национального банка. Это связано с тем, что аккумулирование денег на счетах инвесторов в преддверии открытия торгов уменьшило спрос на государственные бумаги, что привело к увеличению доходности. Возник элемент конкуренции за деньги инвестора, и Минфин вынужден был увеличить доходность своих бумаг. Можно предполагать, что в результате 1РО произойдет некоторое снижение избыточной ликвидности на финансовом рынке. Размещение акций в таком объеме безусловно повлияет не только на ситуацию на финансовых рынках, но и скажется на существенном росте капитализации рынка акций. В настоящее время капитализация рынка акций оценивается примерно в 10,5 млрд долл, в дальнейшем эта цифра может существенно увеличиться. Возможно, изменится отраслевая структура списка акций фондовой биржи в сторону увеличения доли нефтяного комплекса, где до этого около 90 % объема приходилось на финансовый сектор.

Казахстан относится к группе стран с переходной экономикой (РФ, Индии, Китая, Бразилия, Турция). Это группа стран-индикаторов, наравне с ними рассматривается и Казахстан, который планирует довести ВВП до 300 млрд долл., а объем его внутреннего рынка составляет 100 млрд долл.

С данной точки зрения трудно переоценить роль состоявшегося 1РО для институциональных инвесторов, в частности накопительных пенсионных фондов. Заявки казахстанских накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами, удовлетворены в полном объеме в количестве около 7,4 млн акций. Это означает,

что пенсионными фондами приобретено акций на сумму примерно 83 млрд тенге и на рынке ¡РО для казахстанских компаний перспектива есть у пенсионных фондов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приобретение акций в ходе №О со стороны институциональных инвесторов отразилось, во-первых, на структуре инвестиционного портфеля, где значительно возросла доля акций, способных в перспективе принести значительный доход в виде дивидендов и/или повышения котировок по акциям данной нефтяной компании. Проблема, которая не решалась в течение последних лет, может быть решена с помощью IPO. Исследования показали, что стоимость компаний на рынке ценных бумаг с мировыми стандартами корпоративного управления в среднем на 38 % выше, чем стоимость компаний с недостаточно развитой системой корпоративного управления, соответственно может увеличиться и капитализация всего рынка ценных бумаг.

По оценке аналитиков, число казахстанских компаний, которые в самом ближайшем будущем выйдут на IPO, сегодня составляет 30-40. Причем, первым «эшелоном» будут, прежде всего, компании финансового сектора, это связано с тем, что финансовый сектор исторически наиболее транспарентен и соответствует международным стандартам. В настоящее время в Казахстане имеется примерно 1000 компаний «второго эшелона», которые осознают, что только внутренний и внешние рынки ценных бумаг являются источниками фондирования. Отсутствие перспективы дальнейшего снижения банковских ставок приводит к осознанию всех преимуществ рынка ценных бумаг, в случае их массового выхода на рынок необходимо подумать о возможности инвестирования пенсионных активов в данные бумаги с помощью изменения нормативов.

Как видно из приведенных выше таблиц, объем казахстанских IPO за период с 2003 по 2009 гг. как завершенных, составляет ориентировочно 8,8 млрд долл. По макроэкономическим показателям совокупный объем первоначальных публичных размещений казахстанских акций в этот период, который в состоянии «переварить» местные и зарубежные инвесторы, составляет порядка 5 млрд долл.

Таблица 3

IPO казахстанских компаний в 2006-2009 гг.

(Оценка объема на базе ВВП и рыночной капитализации местного рынка акций)

Показатели 2006 2007 2008 2009

ВВП, млрд долл. 78,59 96,04 116,0 150,37

Доля ВВП в среднем по группе, % 2,47 2,47 2,47 2,47

Расчетный объем IPO, млн долл. 3,71

Рыночная капитализация местных акций, млрд долл. 34,66 45,06 67,59 101,38

Доля в рыночной капитализации, в среднем по группе, % 5,61 5,61 5,61 5,61

Расчетный объем IPO, млн долл. 5,69

Расчетный объем IPO, средняя оценка, млн долл. 4,7

Наиболее ожидаемым и масштабным по привлечению средств стало IPO «дочки» НК «КазМунайГаз» - «Разведка Добыча КМГ». На внутреннем рынке основными инвесторами стали накопительные пенсионные фонды, выкупившие 7,3 млн простых акций компании. Хотя полноценным «народным IPO» это размещение не назовешь, в какой-то степени казахстанцы получили доступ к бумагам нацкомпании опосредованно, как вкладчики НПФ. Таким образом, в первом случае государство не только привлекло необходимые для дальнейшего развития и покупки новых активов средства для РД КМГ, но и расширило количество финансовых инструментов для НПФ, а во втором - увеличило базу инвесторов за счет физических лиц, упростив процедуру покупки акций. Все это благотворно отразилось на развитии рынка ценных бумаг.

Президентом РК Н. Назарбаевым в начале 2011 г. дано поручение правительству впервые разработать программу размещения среди населения акций национальных компаний, входящих в фонд «Самрук-Казына» - народное IPO. Среди компаний-пионеров - «Самрук-Казына», «Каз-почта» и KEGOQ Затем выйти на рынок ценных бумаг предстоит компаниям «КазМунай-Газ», «Казахстан темир жолы» и «Казатом-пром». Размещение их акций на бирже ожидается в ближайшее время.

А вот размещение акций еще одной национальной компании - АО «Казахтелеком» - по праву претендует на звание народного: холдинг

«Самрук» решил реализовать 90 % продаваемых акций (4,6 % от госпакета) путем подписки среди населения на неорганизованном рынке, в том числе и среди НПФ. Заявки принимались в отделениях Казпочты по всей республике от неограниченного числа физических лиц.

Народное IPO - это распространенная мировая практика по размещению ценных бумаг из различных секторов экономики среди широкого круга населения. Граждане Казахстана еще далеки от самостоятельной активности на отечественном рынке ценных бумаг и проявления интереса к управлению финансами и принципам инвестирования, поэтому можно ожидать вовлечение лишь ограниченной части населения Казахстана в рынок ценных бумаг, так как большинство людей предпочитают хранить свои сбережения на депозитах в банках второго уровня. Можно привести статистику по объему депозитов физических лиц в банках второго уровня -это более 2 трлн тенге, но не стоит рассчитывать, что все они примут участие в народных IPO.

Совсем иную схему IPO применили коммерческие банки. Разместив акции в виде ГДР на Лондонской фондовой бирже, Казкоммерцбанк и Народный банк Казахстана дополнительную эмиссию на внутреннем рынке предложили основным акционерам. Это позволило им сохранить за собой контроль над банками даже после публичного размещения акций. Можно предположить, что главной целью банков было получение рыночных оценок, а также демонстрация прозрачности и открытости.

Существуют определенные риски для инвесторов, состоящие в том, что потенциал роста после IPO может оказаться ограниченным. Выпуск и размещение акций является одним из основных и наиболее популярных способов привлечения денежных средств. Вместе с тем нужно отметить, что при выпуске акций может возник-

нуть угроза потери контроля над компанией, поскольку взамен привлеченных денежных средств инвесторам предоставляется возможность долевого участия в ней. Поэтому при определении размера пакета, предназначенного для размещения, данный аспект необходимо учитывать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дудин, А. Основные принципы евразийской интеграции рынка ценных бумаг [Электронный ресурс] / А. Дудин. - Режим доступа: материалы сайта шшш/еуга/1а/о^

2. Кадыралиева, С.В. Интеграция Казахстана -миф или реальность [Текст] / С.В. Кадыралиева. -Жезу, 2007.

3. Общая схема интеграции фондового рынка Казахстана и ее внедрение в современное общество [Электронный ресурс] // Сайт Казахстанской фондовой биржи КАZE.

4. Преимущества IPO перед прочими источниками инвестиций [Электронный ресурс] / В. Петров // Рынок ценных бумаг. - 2006. - № 15.

УДК 330.34.01

Г.В. Закиматов

ДВУХСЕКТОРНАЯ ЭКОНОМИКА - РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА С ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПЛАНОВЫМ

УПРАВЛЕНИЕМ*

Бессистемное, основанное на слепом копировании чужого опыта проведение экономических реформ в России привело к трансформации имевшейся индустриальной экономики в неэффективную и бесперспективную экономику сырьевого типа. В связи с этим вопрос реконструкции и совершенствования существующей в стране экономики является весьма актуальным.

Такой экономикой могла бы стать двухсек-торная экономика, т. е. смешанная экономика, в которой имеется сектор с административно-плановым управлением и сектор с рыночным регулированием. Примечательно, что Китай, используя двухсекторную модель экономики, добился выдающихся результатов в своем развитии. При этом двухсекторная экономика в Китае сложилась естественным путем при эволюционном

проведении реформ, когда параллельно с уже существовавшим государственным сектором в экономике стал развиваться рыночный.

Однако возможно и целенаправленное построение двухсекторной экономики с использованием иных организационных принципов [1, 2]. При этом получаемая двухсекторная экономика имеет и другие свойства, которые делают ее более пригодной для применения в нашей стране. На два сектора экономику можно разделить с помощью вторых денег, условно называемых казенными деньгами (далее - к. деньги) с денежной единицей казенный рубль (далее -к. рубль).

Итак, казенные деньги - это деньги, которыми государство оплачивает все свои расходы внутри страны и которыми расплачиваются

* Статья публикуется в дискуссионном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.