Научная статья на тему 'IPO дромы для российских компаний'

IPO дромы для российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридман Юрий Абрамович, Речко Галина Николаевна, Оськина Наталья Анатольевна

Рассмотрены цели, задачи, этапы первичного размещения акций, мировые тренды индустрии IPO. Обсуждаются основные тенденции и перспективы IPO российских компаний, в том числе с кузбасскими активами. Илл. 3. Табл. 4. Библиогр. 6 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IPO дромы для российских компаний»

УДК 339.72

Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Н.А. Оськина IPO - ДРОМЫ ДЛЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

В последние нескольких лет российские компании проявляют все больший интерес к проведению IPO. В классическом понимании, IPO (от англ. Initial Public Offering) - это первичное размещение компанией акций на фондовой бирже или первая публичная продажа акций компании.

Распространяющаяся практика IPO является качественно новым этапом взаимодействия российской экономики с мировым финансовым рынком.

Во-первых, IPO предполагают существенно более высокий уровень доверия иностранных инвесторов к России.

Во-вторых, требуют приближения российских эмитентов к «международным стандартам».

В-третьих, означают, что российские собственники готовы расстаться с частью контроля над своими активами.

Мотивы российских компаний, выходящих на IPO (в первую очередь на ведущих мировых фондовых биржах), можно, с определенной долей условности, разделить на две ключевые группы:

- желание привлечь дополнительные финансовые ресурсы для развития бизнеса;

- стремление собственников кардинально изменить структуру управления бизнесом, рассматривая IPO как возможность осуществить разделение двух разных функций - собственника и менеджера.

Компании, идущие на первичное размещение своих акций, как правило, преследуют следующие цели:

- рыночная оценка стоимости компании;

- привлечение значительных финансовых средств на безвозмездной основе для развития бизнеса, в том числе в реализацию проектов слияния и поглощения. В международной практике посредством эмиссии акций финансируется до 1520% всех инвестиций в основной капитал;

- стремление собственников компании продать часть своих акций по приемлемой цене, диверсифицировав свои активы (нередко IPO используется собственниками для выгодного выхода из бизнеса);

- приобретение компанией статуса публичной, поскольку процесс проведения IPO требует публичного освещения всех основных показателей деятельности компании, прежде недоступных широкому кругу лиц, и т.д. Это, безусловно, повышает имидж компании, тем более что сам процесс размещения акций привлекает внимание к компании, усиливая ее конкурентные позиции (публичность позитивно сказывается на отношениях с клиентами и контрагентами, расширяет круг воз-

можных кредиторов и т.п.);

- выход на новые (публичные) рынки, особенно зарубежные, благодаря чему бизнес обретает рыночную капитализацию. Стоимость публичной компании, как правило, всегда выше стоимости закрытой частной фирмы, прежде всего, благодаря существующей ликвидности и наличию достаточно легко обнаруживаемой информации о компании [1].

Этапы первичного размещения акций

1) Оптимизация внутренних процессов компании. Подготовка к IPO - процесс долговременный и его нужно начинать заранее. Средний срок между принятием решения о возможном IPO и началом биржевых торгов для российских компаний составляет около четырех лет. Это время необходимо для того, чтобы сделать прозрачной юридическую структуру компании, заработать репутацию благонадежного заемщика (провести программы вексельных и облигационных займов), повысить известность бренда компании - иными словами, стать узнаваемой компанией на рынке, где впоследствии будет проводиться IPO.

Приближение к мировым стандартам и требованиям мирового финансового рынка (который, тем более в эпоху глобализации, отнюдь не склонен приспосабливаться ни к какой национальной специфике) предполагает, как правило, три основных направления самореформирования компаний.

1. Совершенствование корпоративного построения (внедрение норм «Good corporate governance») - внесение в уставы особых пунктов, защищающих права миноритариев; принятие кодексов корпоративного поведения; включение независимых директоров (в том числе иностранных), в состав совета директоров и пр.

2. Изменения в корпоративном управлении -переход на международные стандарты отчетности и приглашение надлежащих аудиторов, а также интернационализация исполнительного менеджмента (назначение на первые или вторые управленческие должности иностранцев с опытом работы в крупных западных структурах).

3. Формирование «правильной» производственной структуры и продажа непрофильных активов. Это самое дорогое и спорное направление «подстраивания» под мировые стандарты, поскольку «непрофильность» определяется зачастую доминирующим представлением портфельных инвесторов о том, что должно и/ или не должно входить в состав «хорошей» компании.

2) Выход компании на биржу. Примерно за год до предполагаемой даты IPO компания долж-

на определиться с андеррайтером1. Обычно для этого проводится тендер. В отдельных случаях андеррайтером становится банк, с которым у компании уже есть совместные проекты, например размещение облигаций. Вместе с андеррайтером обсуждаются предварительные детали проекта IPO: окончательно выбирается биржевая площадка, определяются диапазон возможной цены размещения и размер пакета акций, выставляемого на торги, а также желаемая структура инвесторов. При необходимости примерно за три-четыре месяца до IPO регистрируется дополнительная эмиссия акций.

Непосредственная подготовка к выходу на биржу занимает 4-6 месяцев в зависимости от того, отечественный это рынок или международный, после чего осуществляется IPO. Наиболее разумной стратегией является максимальная подготовка к IPO и выжидание благоприятной рыночной ситуации.

К основным факторам, влияющим на выбор благоприятного для IPO времени, относятся, с одной стороны, готовность самой компании к реализации проекта IPO (наличие потребности в финансировании, существование и давность отчетности по МСФО или GAAP, завершение реструктуризации бизнеса и т. д.), с другой, - состояние рынка IPO, его готовность принять новую эмиссию акций (не стоит размещаться, если в течение той же недели планируется IPO, например, еще десяти компаний). Но даже учет этих «внешних» факторов не гарантирует успеха IPO - рыночные условия могут быстро измениться, поэтому неопределенность успеха IPO сохраняется до окончания его проведения.

3) Работа компании после IPO. Критически важно ещё на этапе идеи осуществления IPO осознавать, что после IPO у компании появляются наряду с новыми возможностями и новые обязанности. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытие и правильная подача так называемых «существенных фактов из жизни компании» требуют постоянной работы IR-службы. Необходимо также вести борьбу с биржевыми спекуляциями и быть готовыми к тому, что сообщение в прессе или же общий спад рынка могут заставить колебаться котировки акций на десятки процентов. Наличие независимых представителей в совете директоров компании, соблю-

1 Андеррайтер (англ. underwriter) - компания, или другое юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения. Андеррайтер гарантирует эмитенту выручку от продажи выпуска ценных бумаг, и фактически приобретает ценные бумаги у эмитента и перепродает их инвесторам. Обычно в качестве андеррайтера выступает инвестиционный банк.

дение прав миноритарных акционеров, которым может похвастать далеко не каждая российская компания, - все это ведет к значительным изменениям характера ведения бизнеса. И именно это является одной из основных причин того, что до сих пор «целый класс собственников российских компаний не рассматривают IPO в качестве возможной перспективы» [2].

Мировые тенденции индустрии IPO

В настоящее время на мировом рынке капитала доминируют несколько бирж, которые характеризуются самой высокой капитализацией, значительными объемами торгов и наибольшей ликвидностью. Это Нью-Йоркская (NYSE), Лондонская (LSE), Токийская (TSE) фондовые биржи и американская электронная биржа NASDAQ. На них обращаются ценные бумаги и производные финансовые продукты самых известных компаний, в том числе депозитарные расписки и вторичные размещения иностранных организаций. Клиентами этих бирж являются как региональные, так и иностранные инвесторы со всего мира.

Перед российскими компаниями традиционно стоит выбор между Нью-Йоркской и Лондонской фондовыми биржами.

Нью-Йоркская фондовая биржа (New York Stock Exchange - NYSE) - крупнейшая международная торговая площадка для проведения IPO, капитализация которой в настоящее время превысила 24 трлн. долл. США2. Однако компании из России пока отдают предпочтение другим биржам. Последнее российское IPO провела на NYSE «Стальная группа «Мечел» 29 октября 2004 г. Процедуру листинга3 на Нью-Йоркской фондовой бирже прошли также «МТС», «Ростелеком» и «Вим-мБилльДанн». Общая рыночная капитализация российских компаний на NYSE превышает 39 млрд. долл. США.

Компании, размещающиеся на NYSE, должны соответствовать самым высоким мировым стандартам раскрытия информации, финансовой отчетности и корпоративного управления. Только в этом случае компании могут быть зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission - SEC) и, как следствие, получат доступ к мощному источнику финансовых ресурсов. Ценные бумаги таких компаний будут торговаться вместе с бумагами основных мировых компаний, и иметь высокий статус в глазах

2 lntD://Ri.\vikipedia.org/\viki/Hbio-

Йоркская Фондовая биржа

3 Листинг (от англ. list - список) - внесение акций компании в список акций, котирующихся на данной бирже, для допуска к биржевым торгам только тех акций, которые прошли экспертную проверку; соглашение между эмитентом ценных бумаг и фондовой биржей о приёме ценных бумаг для торговли или котировки на рынке

инвесторов.

Для допуска к торгам на бирже компания должна соответствовать одному из двух стандартов

- международному или национальному. Каждый из них, в свою очередь, включает требования к акционерному капиталу и финансовым показателям [3].

Размер взноса при допуске ценных бумаг к торгам на NYSE рассчитывается, исходя из стоимости акций (либо депозитарных расписок), которые уже находятся в обращении в США.

Наибольшей популярностью при проведении IPO у российских компаний пользуется Лондонская Фондовая биржа (London Stock Exchange - LSE). Это одна из крупнейших в мире торговых площадок.

В 2005 г. с помощью IPO на LSE российские компании привлекли около 4,6 млрд. долл. США. Высокая популярность данной площадки у российских компаний связана с более низкими расходами на организацию IPO по сравнению с американскими биржами (совокупные расходы на прохождение листинга составляют 3-4% от объема привлеченных средств, в США - 6-7%). В 2007 г. российские компании фактически стали фаворитами LSE - на основной площадке LSE 60% средств, привлеченных в ходе IPO, приходилось на российские компании [3].

На LSE российские компании присутствуют как на основной площадке (Main Market), где размещаются компании, заинтересованные в солидных привлечениях капитала и высоком авторитете у инвесторов (рыночная капитализация этой площадки составляет более 3,5 трлн. фунтов стерлингов), так и на альтернативной площадке (AIM).

Альтернативный инвестиционный рынок (AIM) - это рынок Лондонской фондовой биржи, созданный специально для малых и развивающихся компаний различных стран мира. Рыночная стоимость большинства оперирующих на AIM компаний составляет от 2 до 100 тыс. долл. США при отсутствии каких-либо ограничений в объемах. AIM - это не Лондонская Фондовая биржа. Хотя многие компании любят подменять термины в официальных пресс-релизах, заявляя, что они провели IPO на Лондонской фондовой бирже, хотя на самом деле это было размещение акций всего лишь на AIM, т.е. на самом деле по западным меркам такие компании относятся к категории «малого и развивающегося» бизнеса.

Критерии допуска на AIM менее жесткие по сравнению с требованиями, предъявляемыми к компаниям, включенным в Официальный список компаний, чьи акции котируются на Лондонской фондовой бирже [4].

National Association of Securities Dealers Automated Quotation (NASDAQ) - крупнейшая в мире электронная биржа. Компании, которые планируют выпустить свои ценные бумаги на этой бирже, должны соответствовать определенным минимальным требованиям. Взносы, взимаемые с компаний, которые торгуются на NASDAQ, зависят от количества выпущенных акций.

Невысокая популярность NASDAQ у российских компаний вызвана удаленностью, а также высокой стоимостью размещения. Однако американский рынок является самым емким и потенциально привлекательным. Тем более что NASDAQ, со своей стороны, проявляет интерес к российским фондовым биржам (в частности, биржа подписала соглашения о сотрудничестве с РТС и ММВБ).

Московская межбанковская валютная биржа (MICEX или ММВБ) - крупнейшая универсальная биржа не только в России, но и странах СНГ и Восточной Европы. На ММВБ проходят торги во всех секторах финансового рынка - фондовом, срочном и валютном. В рамках Группы ММВБ действует ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» - ведущая фондовая площадка, которая используется для проведения первичного размещения (IPO) и последующей организации вторичных торгов.

В 2005 г. доля фондовой биржи ММВБ в обороте российского фондового рынка превысила 85%, а объем торгов составил 225,6 млрд. долл. США. Кроме того, на бирже реализована эффективная система размещения и торгов корпоративными и государственными облигациями.

Допуск ценных бумаг к торговле на фондовой бирже ММВБ, как и на международных биржах, происходит и для первичного размещения, и для вторичного обращения. Существуют и требования к включению ценных бумаг в листинг: акционерный капитал, финансовые показатели, прозрачность информации, объем эмиссии и т.д. Но эмитент при размещении в России не обязан получать кредитный рейтинг, предоставлять сведения о конечных бенефициарах, а также финансовую отчетность по стандартам IAS или US GAAP, что, естественно, снижает его издержки [5].

Фондовая биржа «Российская торговая система» (РТС) - крупнейшая после ММВБ торговая площадка в России, созданная в 1995 г. с целью объединения разрозненных региональных рынков в единый организованный рынок ценных бумаг России. Информация о торгах в РТС - важнейший источник данных о состоянии российского рынка ценных бумаг, поскольку именно эта площадка обслуживает значительную долю иностранных и российских портфельных инвестиций в акции российских компаний. За 2007 год объем торгов в РТС увеличился более чем в 6 раз и составил 687,4 млрд. долл. США (в 2006 г. - 118 млрд. долл. США)4.

В рамках Группы РТС функционируют следующие рынки ценных бумаг:

классический рынок РТС - единственный в России организованный рынок ценных бумаг, расчеты на котором могут производиться в иностранной валюте. Таким образом, к торгам на классическом рынке РТС имеют равный доступ как российские,

4 Пионеры IPO, выпуск 3. - Февраль, 2008. С.85. -PBN Company http://www.pbnco.com

Таблица i.Динамика выхода на IPO российских компаний

Год 1996 1999 2GGG 2GG2 2GG3 2GG4 2GG5 2GG6 2GG7

Количество IPO российских компаний 1 1 1 6 4 7 15 27 35

Таблица 2. IPO российских компаний на различных биржах в 2GG4-2GG7 гг.

2004 2005 2006 2007

Количество IPO российских компаний 7 15 27 35

в том числе: Российские торговые площадки 4 3 9 12

ММВБ, РТС 3 2 6 11

только РТС 1 1 3 1

Мировые фондовые рынки 3 12 18 23

NYSE 1 1 — —

LSE (Main Market) 1 6 7 19

AIM 1 5 8 1

NASDAQ — — 1 —

прочие — — 2 3

Объем привлеченных средств, млн. долл. США 637,6 5 274,2 15 932 29 418

в том числе российские торговые площадки, % 46,3 5,57 15,73 28,3*

* По итогам 1-го полугодия 2007 года.

так и иностранные инвесторы. Цены классического рынка выражены в долларах США и являются главным ориентиром инвесторов в российские акции. На основании этих данных рассчитывается Индекс РТС

- основной признанный индикатор российского фондового рынка;

биржевой рынок более демократичен - на нем могут совершать операции как крупные, так и мелкие инвесторы, используя любые системы интернет-трейдинга. Торги ведутся в анонимном режиме по технологии «поставка против платежа» с полным

предварительным депонированием активов, котировки выставляются и денежные расчеты производятся только в рублях. На биржевом рынке можно совершать сделки с более чем 300 акциями, облигациями и инвестиционными паями;

рынок фьючерсов и опционов в РТС (срочный рынок FORTS) предоставляет всем категориям инвесторов широкий набор возможностей для хеджирования рисков на фондовом, долговом и валютном рынках, а также для проведения высокодоходных спекулятивных операций со срочными контрактами.

Рис. 1. IPO российских компаний и объем привлеченных средств

Количество российских компаний

1?

16

14

12

11

1O

д

*

D , D

г#

ж

9

б

Рис. 2. IPOроссийских компаний по отраслевой принадлежности с 1996 по 2007 гг.

IPO российских компаний

Первое публичное размещение акций российской компании состоялось в 1996 г. - ОАО «Вымпелком» разместила 30% акций на Нью-Йоркской фондовой бирже и в результате проведения IPO привлекла 110,8 млн. долл. США. В последующие годы российские компании не стремились к IPO, активизация процесса началась лишь в 2004 г. (табл. 1, рис. 15).

Как видно из табл. 2, пока эмитенты предпочитают зарубежные торговые площадки, в первую оче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вили 46,3% от общей суммы проведенных IPO российских компаний, то в 2005 г. они снизились до 6% от привлеченного капитала. По итогам 2006 г. этот показатель превысил 15%, а за первое полугодие 2007 г. он вырос до 28,3%., что указывает на возрастающее значение российских бирж.

Бесспорно, что западные фондовые рынки более привлекательны для эмитентов в части состава инвесторов, ликвидности рынка и т.д. К тому же акционеры заинтересованы в повышении узнаваемости

Риски, сопутствующие проведению IPO

Риск отмены IPO

Риски нщооцснки акций при размещении

— Phi:к резвого изменения шнъншюуры рынку

Риск одновременную проведения IPO значительным числом компаний

г ЮрнднчеСкие и нормативные рникп

_ Риск некачественной работа андеррайтера но маркетингу акций компании

Рнек несогласия собственников компании с предложенной андеррайтером иеной размещения

Рис. 3. Риски при выходе на IPO

Пост-1РО-риски

- Финансовые ~ Нормативные -Стратегические -Операционные

редь европейские (LSE, AIM). Так, если в 2004 г. средства, привлеченные на РТС и ММВБ, соста-

Таблицы 1-2 и рисунки 1-2 составлены по расчетам авторов на основе данных, размещенных на сайте http://www.ipocongress.ru

компании в первую очередь на западных рынках, поскольку в планы развития бизнеса входят, помимо прочего, и дальнейшая реализация долговых программ, и приобретение местных активов.

Анализ отраслевой принадлежности российских компаний, вышедших на рынок IPO, показы-

вает, что лидерами являются компании металлургического профиля, на втором месте - предприятия электроэнергетики, третью позицию разделяют торговля, строительство, пищевая промышленность и нефтегазовая отрасль (рис. 2).

В процессе подготовки и проведения первичного размещения возникают риски, учитываемые инвесторами и бизнес-аналитиками (рис. 3):

- риски отмены IPO;

- риски недооценки акций при размещении;

- nocT-IPO-риеки.

Российские компании с кузбасскими производственными активами пока делают первые шаги в обретении инвестиций на рынке ценных бумаг (табл. 3).

Вместе с тем только ОАО «Распадская» на 100% представлена на торгах кузбасскими активами. И её IPO на российских биржах РТС и ММВБ можно назвать успешным.

В ноябре 2006 г. ОАО «Распадская» стало первым крупным угольным предприятием в стране, которое провело первичное размещение акций. Компании удалось привлечь 316,7 млн. долл. США, разместив 18% уставного капитала. Причем спрос на акции по цене размещения превысил предложение в два раза.

В настоящее время акции «Распадской» торгуются по цене, превышающей цену размещения.

Также положительна динамика роста цен на акции и других компаний с кузбасскими активами (табл.

4). Следующий этап для «Распадской», как отмечают эксперты, - размещение на западных площадках.

Вместе с тем вряд ли стоит ожидать, что вскоре IPO станет массовым явлением для кузбасских компаний.

С одной стороны, в силу традиционной закрытости предприятий, сложившейся в 1990-х годах из-за сложной экономической ситуации в стране.

С другой стороны, можно говорить и о достаточно серьезном консерватизме преобладающего в регионе сырьевого сектора экономики.

Возможно, ситуация будет меняться в случае использования новых подходов к управлению акционерными обществами. Однако все-таки решающим фактором для «опубличивания» компаний, скорее всего, должно стать их желание выйти на новые рынки и стремление привлекать инвесторов для развития компаний.

Перспективы российского IPO

Наступление кризиса ликвидности на мировых финансовых рынках в 2007 г. спровоцировало волну отмен и отсрочек некоторых громких IPO -

Таблица 3. IPO компаний с кузбасскими активами

№ Компания Дата размещения Процент IPO Цена размещения, $ Площадка Объем IPO, млн.$

1 ОАО «Стальная Группа «Мечел» 29.iG.2GG4 11,5 2i NYSE 335,1

2 ОАО «Евраз Групп С.А» G2.G6.2GG5 8,3 i4,5 LSE 422

3 ОАО «Белон» G5.G6.2GG6 13 38 РТС 57

4 ОАО «Северсталь» G7.ii.2GG6 9,1 i2,5 LSE iG63

5 ОАО «Распадская» G9.ii.2GG6 18 2,25 РТС, ММВБ 316,7

Источник: Составлено по данным, размещенным на сайте http://www.ipocongress.ru Таблица 4. Котировки акций компаний с кузбасскими активами после IPO

№ Компания Акция Биржа Цена, $ Дата

1 ОАО «Стальная Группа «Мечел» АДР об. NYSE 43,37 G8.G4.2GG8

Обыкн. РТС 33,GG G2.G4.2GG8

2 ОАО «Евраз Групп С. А»» АДР об. LSE 286,8G G8.G4.2GG8

АДР об. BerSE 289.GG G8.G4.2GG8

3 ОАО «Белон» Обыкн. РТС i32,5G G4.G4.2GG8

Обыкн. ФБ ММВБ i47,i9 G8.G4.2GG8

4 ОАО «Северсталь» АДР об. LSE 24,GG G8.G4.2GG8

Обыкн. РТС 24,iG G8.G4.2GG8

Обыкн. ФБ ММВБ 24,G6 G8.G4.2GG8

5 ОАО «Распадская» Обыкн. РТС 7,2G G8.G4.2GG8

Обыкн. ФБ ММВБ 7,29 G8.G4.2GG8

Источник: Составлено по данным, размещенным на сайте http://www.quote.ru/fterm/emitent.shtml?

в том числе размещения «РУСАЛа», которое было одним из самых ожидаемых в 2007 году.

Для некоторых компаний это действительно оказалось сдерживающим фактором, помешавшим провести IPO (например, в 2008 году международное IPO планировал провести «Белон», но в 2007 г. в компании сообщили, что срок размещения скорректирован на 2009 год. -

http://com.sibpress.ru/16.11.2007/ finance/86910).

Но затем несколько смелых размещений переломили эту тенденцию - несмотря на то, что многие компании перенесли листинг на более поздние сроки, итоги 2007 г. свидетельствуют о непрекра-щающемся увеличении количества IPO, проведенных российскими компаниями (табл. 2). Этой динамике соответствуют возрастающие размеры капитала, привлекаемого в ходе IPO (рис. 1).

Более того, по итогам 2007 г. Россия вышла в европейские лидеры по объему размещения акций, опередив при этом даже Германию, Италию и Францию вместе взятые. И это только начало: по прогнозам экспертов из PBN (PBN Company -ведущая международная консалтинговая компания http://www.pbnco.com), массовый выход российских компаний на фондовые рынки как внутри страны, так и за рубежом в 2008 году продолжится.

Если в 2005 г. на IPO решились только 15 компаний, то в 2006 г. их было уже 27, а в 2007 г.

- 35. Ив течение ближайших трех лет, по мнению PBN, около 75 компаний России и стран СИГ могут провести первичное размещение акций.

В 2007 г. российские компании привлекли в

общей сложности 29,4 млрд. долл. США. На втором месте - Великобритания (22 млрд.), далее -Германия (11 млрд.), Италия (5,8 млрд.) и Франция (4,9 млрд.). Помимо России смелее стали размещать свои акции Украина и Казахстан, вместе они собрали 4,9 млрд. долл. США.

В мировом рейтинге Россия находится на третьем месте , по оценке Ernst&Young (консалтинговая компания-аналитик http://www.ey.com/ global/content.nsf/Russia/Homev), проведенной в декабре 2007 г.). Лидируют Китай (проведено IPO на 52,6 млрд.) и США (38,7 млрд. долл. США) [6].

На сегодняшний день в России существует около 200 непубличных компаний с капитализацией более 500 млн. долл. каждая, которые потенциально могут выйти на рынок IPO. По оценкам экспертов (http://www.expert.ru/), объем размещений ценных бумаг (как первичных, так и вторичных) за последние 3 года давал прирост, равный приблизительно 50% в год, при этом более 40% публичных размещений российских компаний проведены на российских биржевых площадках.

Таким образом, динамика развития рынка публичных размещений является в целом положительной и имеет достаточно большие резервы для роста. В условиях спада на большинстве мировых рынков российские компании сохранят свои сильные позиции, а российский рынок (и рынки других стран СНГ) будут по-прежнему опережать рынки развитых стран, являясь «надежной гаванью» для международных инвесторов.

Получит дальнейшее развитие и тенденция к диверсификации отраслей, представленных на рынке IPO.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логинова Е. Легкие деньги / Деловой Кузбасс, 2007. №6. - http://www.delkuz.ru

2. Гаген А. Российский рынок IPO. Перспективы развития рынка. - http://www.financial-lawyer.ru /topicbox/akcii/149-562.htmI

3. Обзор IPO российских компаний. - http://www.bdo.ru/press centre/news/?id=2700

4. IPO. Привлечение инвестиций, капитала на биржевом и внебиржевом рынке. - http://www.taxc.com.ua /news/ipo direct investment.html

5. Сайт Московской межбанковской валютной биржи. - http://www.micex.ru/

6. Сайт «IPO и частные размещения в России». - http://www.offerings.ru/

□ Авторы статьи:

Фридман Юрий Абрамович

- докт. экон. наук, проф., зав. лаб. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

Речко

Галина Николаевна

- канд. экон. наук, доц. каф. вычислительной техники и информационных технологий КузГТУ, ст. научн. сотр. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

Оськина Наталья Анатольевна

- ассистент каф. экономики и организации строительного производства КузГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.