Научная статья на тему 'Выбор площадки для проведения ipo'

Выбор площадки для проведения ipo Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1275
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК IPO / РОССИЙСКИЙ РЫНОК IPO / ПЕРВИЧНОЕ ПУБЛИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ / УСЛОВИЯ ЛИСТИНГА / ФОНДОВАЯ БИРЖА / РТС / ММВБ / NYSE / LSE / AIM / IPO MARKET / RUSSIAN IPO MARKET / INITIAL PUBLIC OFFERING / CONDITIONS FOR LISTING / STOCK EXCHANGE / MICEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Главина С. Г.

В статье рассматривается один из важнейших вопросов, с которым сталкиваются компании-эмитенты в принятии решения о первичном публичном размещении выбор биржи. Российские компании не являются исключением, т.к. от этого решения во многом зависит успешность IPO. Каждая площадка имеет свои преимущества и недостатки. В данной статье рассмотрен выбор российских эмитентов с 1996 по 2011 года, а также описаны основные условия листинга на самых популярных у российских компаний биржах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection of venue for IPO (Russia, Moscow)

The article discusses one of the major questions that companies-emitents have to solve before the initial public offering: selection of the stock exchange. Each venue has its own advantages and disadvantages. The article describes the choices made by Russian emitents in the period between 1996 and 2011, and distinguishes the main conditions for listing on the most popular stock exchanges

Текст научной работы на тему «Выбор площадки для проведения ipo»

тала, что удерживало их акционеров от новых инвестиций. Из 150 банков этой группы акционеры лишь нескольких, наиболее крупных, адекватно увеличили инвестиции в свои банки, как, например, Приватбанк, поддержали их ликвидность и уберегли от серьёзных потрясений в период кризиса.

Большинство остальных банков этой группы не получило поддержки от своих собственников и оказалось на грани банкротства, что имело тяжелые последствия для экономики, банков и их клиентов. 16 из этих банков, из числа наименьших, НБУ действительно объявил банкротами и они выплатили вклады своим клиентам за счёт Фонда гарантирования вкладов, за исключением юридических лиц. Многие другие банки, из потерявших платежеспособность, НБУ не объявил банкротами из-за недостаточности средств в Фонде гарантирования вкладов для выплаты обязательств по депозитам населения, иначе пришлось бы банкротить сам Фонд. Он ограничивался лишением таких банков лицензий на совершение всех или отдельных операций, запрещением совершать отдельные операции (около 40 банков), т.е. официально они существовали, а своих обязательств могли не выполнять. Даже решения судов о выплате обязательств по депозитам населения многие банки безнаказанно не выполняли. Следовательно, клиенты банков по существу были брошены на «произвол судьбы». И творили этот произвол собственники и высшие менеджеры банков, подрывая веру клиентов в честность, справедливость и силу закона в банковской деятельности. Одновременно с этим был развеян стереотип о способности адекватности капитала, сформированный в нормальных экономических условиях, единолично уберечь банк от неплатежес-

пособности и угрозы банкротства в условиях кризиса. И это был третий урок кризиса 2008-2009 гг.

Этот урок определяет и направление выхода банков из кризиса. Поскольку в кризисных условиях на первое место выходит ликвидность банка, а адекватность капитала остаётся на втором, главное внимание в антикризисных мероприятиях должно уделяться способам обеспечения ликвидности собственными силами банков. Как показал опыт Украины, все стандартные инструменты поддержания ликвидности с появлением кризисных признаков перестают действовать (рынок МБК, рефинансирование НБУ), «кредиторами последней инстанции» для банков могут стать их владельцы (акционеры). Но им тоже нужны гарантии, чтобы не потерять не только ранее внесенный капитал, но и новый. Наиболее финансово мощные собственники создают такие гарантии сами с помощью т.н. количественного фактора, увеличивая дополнительные инвестиции до уровня, достаточного для поддержания ликвидности. Для остальных инвесторов, которые не имеют такой возможности, такие гарантии можно создать на правовой основе, для чего необходимо внедрить в практику антикризисного управления инструмент антикризисного инвестирования, рассмотренный выше.

Следовательно, наше предложение об антикризисных инвестициях имеет под собой не только научно-логическую, но и фактологическую основу. Его реализация позволит тесно увязать факторы капитализации и ликвидности как две основы единого механизма стабилизации банков в условиях кризиса и не потребует существенного изменения нормативно-правовой базы банковской деятельности.

Литература

1. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. — М.: Дело, 1997. — 768 с.

2. www.bis/org/puЫ/bcbs164.pdf

3. www.bis/org/publ/bcbs165.pdf

4. Вісник Національного банку України // 2008. — №8. — С. 37.

5. Вісник Національного банку України // 2008. — №9. — С. 58-63.

6. Вісник Національного банку України // 2010. — №5. — С. 67.

7. Вісник Національного банку України // 2010. — №6. — С. 60-65.

ВЫБОР ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ IPO

С.Г. Главина,

аспирант кафедры международных экономических отношений Российского Университета Дружбы Народов (РУДН) (г Москва)

sofya.glavina@gmail.com

В статье рассматривается один из важнейших вопросов, с которым сталкиваются компании-эмитенты в принятии решения о первичном публичном размещении — выбор биржи. Российские компании не являются исключением, т.к. от этого решения во многом зависит успешность IPO. Каждая площадка имеет свои преимущества и недостатки. В данной статье рассмотрен выбор российских эмитентов с 1996 по 2011 года, а также описаны основные условия листинга на самых популярных у российских компаний биржах.

Ключевые слова: рынок IPO, российский рынок IPO, первичное публичное размещение, условия листинга, фондовая биржа, NYSE, LSE, AIM, РТС, ММВБ

УДК 339.9 ББК 65.6

«Один из ключевых вопросов, на которые должна ответить компания, решившаяся на IPO — это выбор места его проведения. В последнее время с ростом числа IPO российских компаний приобретает размах дискуссия о том, где это лучше осуществлять — на российских или зарубежных площадках» [1. с. 41].

При принятии решения о выборе площадки компания определяется в основном возможностью привлечения капитала, но кроме этого существует ряд немаловажных факторов:

• Затраты на размещение и сроки размещения — какие средства готова компания-эмитент выделить чтобы провести листинг;

• Условия листинга, которым должна отвечать компания-эмитент на возможных для размещения биржах;

• Оценка потенциала роста компании-эмитента после размещения;

• Наличие целевой группы инвесторов на бирже;

• Намерения владельцев по дальнейшему использованию полученных в результате размещения средств — на российском или мировом рынках.

Российский рынок IPO

История российского рынка первичных публичных размещений началась в 1996 г., и к 2011 г. свои акции разместила 141 компания [2], при этом первое «российское» IPO произошло в 1996 г., когда компания «Вымпелком» разместила свои акции на Нью-Йоркской

Фондовой Бирже (New York Stock Exchange, NYSE). В результате этого первичного публичного предложения компания привлекла более $100 млн [3]. Первое размещение на российской бирже состоялось лишь в 2002 году, когда компания «РБК» (РосБизнесКонсалтинг) привлекла около $13 млн [4].

60

19

LSE ММВБ, Л1М [WSDAQ Doutsche НКЕХ NYSE другие РТС ОМХ Borse

Источник: Составлено авторам по материалам

информационно-аналитического проекта «1Р0 в Рассиих/Offerings.ru

Рис. 1. Распределение географии проведения IPO российских компаний по крупнейшим биржам, 1996-2011 гг.

Количество первичных размещений среди российских компаний возрастало, и в 2007 г. перед наступлением Мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. свои акции разместили 47 компаний [5], что остаётся рекордом на сегодняшний день.

При выборе площадки для размещения российские эмитенты отдают предпочтение иностранным биржевым площадкам, а не российским. Лишь 42% российских компаний с 1996 по 2011 гг. приняли решение провести свое первичное публичное размещение на российской бирже, а на зарубежных площадках — 58% [2]. Кроме того, весьма популярна практика комбинированных размещений: компания размещается на зарубежной площадке, одновременно она проводит размещение также и на российской. Из 141 размещения за всю историю российского рынка IPO 71 размещение произошло на российской бирже, но эта цифра не иллюстрирует заинтересованность эмитентов в прохождении листинга на российских площадках. Как упоминалось ранее, российские эмитенты зачастую прибегают к практике комбинированного размещения, когда при международном листинге, компания также проходит листинг и в России. Таким образом, лишь 48 размещений прошли только на российской бирже.

Российские площадки или международная биржа?

«Наша компания — российская, и мы считаем, что бумаги компании должны торговаться на российских биржах. Конечно же, на Лондонской или Нью-Йоркской биржах объем доступных для эмитента средств гораздо выше. Но такие ресурсы нужны для крупных корпораций. Объем размещения нашей компании относительно небольшой, ликвидности российских площадок для него абсолютно достаточно» — Дмитрий Дангауэр, генеральный директор ГК «Русское море» [6]

Таким образом, при выборе биржи для размещения компания-эмитент в первую очередь должна принять решение будет она размещаться на национальной бирже или на международной. «Более 90% компаний имеют листинг только на фондовых биржах своих стран» [7, с. 69]. В том случае, если российская компания-эмитент планирует размещение небольшого объема и при этом имеет ограниченный бюджет на издержки и не соответствует критериям, которые требуются для листинга на международной бирже, то для таких компаний целесообразно реализовать первичное публичное размещение на российских биржах. Чаще всего такие компании ориентированы в основном на внутренний рынок.

Международное размещение обладает рядом недостатков и преимуществ по сравнению с российскими биржами. С помощью международного размещения российская компания сможет расширить акционерную базу компании разделяя риски среди большего числа международных акционеров и тем самым снизить страновой риск. Стоит также понимать, что кроме расширения акционерной базы эмитент также сможет разнообразить инвестор-ский состав, как институциональный, так и частный [1, с. 66]. Международные площадки обладают более крупным инвестиционным капиталом и предоставляют высокую ликвидность размещённым эмитентами, ценным бумагам. Международный листинг обязывает

компанию раскрывать информацию по международным стандартам, в результате чего компания становится более открытой перед инвесторами и это обуславливается не только уровнем раскрытия информации и требованиями бирж, но и общей корпоративной культурой [1, с. 66].

Однако, международное размещение также сопряжено с высокой стоимостью листинга, а также сложностью его реализации. Компания-эмитент должна понимать, что подготовка к проведению IPO на международной бирже потребует дополнительного времени (на LSE — от 7-8 до 18 месяцев, на NYSE — от 10-11 до 24 месяцев). Наиболее затратным, сложным и длительным размещением является IPO, проводимое на биржах США. Также эмитент столкнётся с повышенными требованиями к раскрытию информации и требованием регулярно публиковать финансовые отчеты, отчеты руководства, возможно размещение даже потребует каких-либо структурных реформ в компании.

Организационные издержки на проведение IPO на российских фондовых биржах значительно ниже международных, различие могут составлять до 2 раз.

Сравнительная характеристика организационных издержек на IPO на российских и зарубежных площадках

На российских площадках На зарубежных площадках

Услуги андеррайтера до 1-3% до 5-7%

Налоги 0,2% —

Комиссионные издержки до $ 10 тыс. до 1-2%

PR-кампания $10-50 тыс. от $1 млн

Итого (% от объёма размещения) 2-4% 5-10%

Источник: [1 ,с. 82]

Кроме более низких издержек при размещении, российские площадки обладают рядом других преимуществ. В частности, размещение проведенное в России, более удобно для российских компаний-эмитентов, так как российские компании обладают определенной «известностью» среди локальных инвесторов. Компании, которые работают на национальном рынке, могут рассчитывать на хороший спрос среди национальных инвесторов, так как они наиболее полно представляют себе реалии развития компании и ее возможное будущее в условиях национальной экономики. Считается, что российский фондовый рынок обладает большим потенциалом из-за избытка свободной ликвидности у внутренних инвесторов, а также притока иностранных денежных средств [1, с.66]. Российские биржи предъявляют менее жесткие процедуры выхода на рынок и требования к раскрытию информации [1, с. 66]. Сама процедура первичного публичного размещения проходит в более короткие сроки (в РФ сроки могут быть от 3-4 до 6-12 месяцев) и с меньшими затратами. Требования о происхождении листинга в России перед выпуском АДР/ГДР [1, с. 66].

Глобальная биржа, региональная биржа или альтернативная биржа

Во время формирования глобальных рынков капитала сформировалось два типа бирж — региональные и глобальные. К глобальным биржам принято относить Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE), также американскую электронную биржу NASDAQ, Лондонскую фондовую биржу (LSE), и Токийскую (TSE). Глобальные биржи работают с международными компаниями и характерны своей масштабностью и географическим охватом, высокой капитализацией и ликвидностью. На таких биржах работают как региональные, так и иностранные инвесторы со всего мира. Размещение на таких биржах проводят в основном наиболее крупные и известные компании, ведущие глобальную деятельность.

Региональные, в свою очередь, работают с ограниченным кругом инвесторов, рынков и продуктов. Иногда на данных биржах работают и международные инвесторы, которым важны знания и опыт, накопленные биржей о потенциале данного региона [1, с. 42]. Размещение на таких биржах проводят региональные эмитенты или эмитенты не соответствующие требованиям глобальных бирж. Также на таких биржах проводят размещения крупные компании первого эшелона, но в рамках комбинированного размещения. К региональным биржам относят такие биржи, как: Франкфуртская

биржа, Гонконгская и Сингапурская биржи. При этом Гонконгская биржа имеет все возможности на переход в категорию глобальных бирж.

Помимо глобальных бирж также существует такое явление, как альтернативная площадка, которая обладает облегченными правилами листинга, специально созданная для менее крупных компаний, которые размещаются на национальной бирже, но не могут этого сделать на основной площадке. Ярким примером такой площадки является AIM — альтернативная площадка Лондонской фондовой биржи.

Наибольшей популярностью среди российских компаний пользуются площадки Лондонской биржи (LSE/AIM), они составляют 47% от общего числа предпочтений эмитентов, выбравших проведение размещения на международных площадках. Из 141 размещения за 16 лет, в Лондоне прошло 79 размещений, 60 из которых произошли на основной площадке Лондонской фондовой биржи. Стоит так же отметить, что за последние несколько лет среди компаний, планирующих размещение, появляется интерес к азиатским фондовым биржам, в частности к Гонконгской бирже [2].

London Stock Exchange и AIM

Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange, LSE) — Крупнейшая фондовая биржа в Европе, и одна из крупнейших и популярнейших площадок в мире. Состоит из двух уровней: Main Market или основная площадка, и Alternative investment Market (AIM) или альтернативный инвестиционный рынок (альтернативная торговая площадка для облегчения финансирования новых компаний, существует с 1995 г. при Лондонской фондовой бирже.)

Лондонская фондовая биржа привлекательна для российских эмитентов во многом благодаря более простым условиям листинга, по сравнению с биржами США, кроме того, стоимость размещения значительно ниже, а сроки меньше. Но при этом Лондонская фондовая биржа предлагает своим эмитентам широкий круг инвесторов, которые способны обеспечить высокую ликвидность акций, торгуемых на площадках этой биржи.

На основной площадке представлены акции самых крупных и известных компаний, кроме того, на Лондонской фондовой бирже иностранные компании могут размещать глобальные депозитарные расписки (GDR). Также на LSE обращаются ADR, в частности российских компаний таких, как «Лукойл», «Объединенные Машиностроительные Заводы», «Сибнефть», «Юкос» и т.д. Для размещения ADR компания должна соответствовать следующим стандартам: компания обязана иметь финансовую отчетность по МСФО или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) или по любому другому общепринятому стандарту бухгалтерской отчетности; за последние три года финансовая отчетность должна пройти независимую аудиторскую проверку; компания должна публично объявить об инвестиционном банке; минимум 25% от всех выпущенных американских депозитарных расписок должно находиться в публичном обращении и минимальная сумма выпуска ADR должна составлять не менее $1,5 млрд (£700 млн)

Различия в критериях допуска на основную площадку LSE и AIM

Основная площадка LSE А1М^ЭЕ

Минимум 25% акций в публичном обращении Отсутствует

Генерирование выручки не менее трех лет Отсутствует

Решение по существенным приобретениям и продажам должны быть одобрены акционерами Только в случае сделок, ведущих к изменению характера бизнеса и обратным слияниям

Предварительное одобрение Управлением Великобритании по листингу документа, поданного для прохождения листинга Одобрение Управления Великобритании по листингу проспекта компании согласно Директиве по проспекту ЕС

Наличие спонсоров (инвестиционный банк) для проведения определенных транзакций Наличие назначенного консультанта

Ограничения по минимальной капитализации Отсутствует

Источник: составлено автором

Альтернативная инвестиционная площадка или AIM была создана как площадка второго эшелона, где могли бы размещать свои акции не такие крупные компании, которые не могут отвечать

требованиям основной площадки. AIM не устанавливает никаких минимальных пределов капитализации, а действующие там инструкции менее обременительны [7, с. 70]. Система регулирования намного более гибкая, кроме того, компания получает доступ к крупнейшим европейским инвесторам, а также развитому рынку капитала. Минимальные требования к компании-эмитенту, которая планирует провести листинг на AIM заключаются в том, что компания должна иметь консультанта, назначенного брокера. Отчетность компании должна регулярно публиковаться в формате US GAAP, UK GAAP, МСФО или соответствовать любому другому общепринятому формату бухгалтерской отчетности. Компания не должна иметь ограничения на свободный трансфер акций компании и должна быть зарегистрирована, как публичная компания с ограниченной ответственностью (или эквивалент, если в стране регистрации компании нет такого понятия). Компания в течение как минимум 12 месяцев после допуска к торгам обязана обеспечить достаточное количество оборотного капитала. Также компания обязана подготовить документацию для допуска к листингу (проспект), где должна содержаться вся информация о компании, которая необходима инвесторам.

NYSE

Нью-Йоркская фондовая биржа или New York Stock Exchange (NYSE) — является одной из самых престижных глобальных бирж и самой престижной национальной площадкой США. Для листинга на данной бирже компания должна представлять стратегическую значимость для национальных интересов США.

Среди российских компаний на бирже размещены ADR (американские депозитарные расписки) таких компаний, как «Вымпелком», МТС, Вимм-Билль-Данн, Мечел. Несмотря на то, что Нью-Йоркская фондовая биржа не является самой популярной среди российских компаний (всего 4 размещения в течение 16 лет по сравнению с NASDAQ — 5) общая рыночная капитализация российских компаний на NYSE превышает $42 млрд [8]. Причину малой привлекательности американских площадок для российских компаний можно объяснить такими причинами, как: географический фактор (большое расстояние между США и Россией), психологический фактор (пропаганда антиамериканских настроений), неизвестность компаний (по причине географического фактора даже самые крупные российские компании не имеют широкой известности, в том числе среди инвесторов), жесткость требований и относительная дороговизна размещения.

У российских компаний, как иностранных частных эмитентов, есть два варианта прохождения листинга на Нью-Йоркской фондовой бирже: для иностранных компаний или для американских компаний. По правилам для иностранных компаний, которые имеют ликвидный рынок акций вне территории США: у компании должно быть не менее 5 тысяч акционеров, каждый из которых должен обладать как минимум 100 акциями (размер и объем торгов); количество акций в публичном обращении не должно быть ниже 2,5 млн акций, при этом более 10% акций должно принадлежать независимым акционерам (к ним не относятся: инсайдеры компании, контролирующие компанию акционеры и члены их семей); рыночная стоимость акций в публичном обращении должна быть как минимум $100 млн и компания обязана предоставить письменное подтверждение андеррайтера об ожидаемой стоимости акций компании после проведения IPO.

Кроме того, суммарный совокупный доход до вычета налогов за последние три года у компании должен составлять как минимум $100 млн, а за любой последний трёхлетний период минимальный доход до вычета налогов должен составлять, как минимум, $25 млн Либо должно быть соблюдено одно из двух условий определяющих «рыночную капитализацию»:

• Биржевая стоимость (установленная котировкой на фондовой бирже) всех акций должна быть как минимум $500 млн, выручка компании за последние 12 месяцев — не менее $100 млн, совокупный операционный денежный поток за последние три года — не ниже $100 млн;

• Биржевая стоимость всех акций — как минимум $1 млрд, выручка компании за последние 12 месяцев — не менее $100 млн

По правилам для американских компаний, т.е. имеющих возможность использовать акции и активы, находящиеся только на территории США устанавливается рыночная стоимость акций, которая должна быть как минимум $60 млн, и также письменное подтверждение от андеррайтера касательно ожидаемой стоимости акций после проведения IPO. Параметр «размер и объем торгов» может быть трех вариантов:

• У компании не меньше 2 тысяч акционеров, каждый из которых должен обладать как минимум 100 акциями;

• У компании не меньше 2,2 тысячи акционеров; за последние 6 месяцев среднемесячный объем торгов был как минимум 100 тысяч акций;

• У компании менее 500 акционеров; за последние 12 месяцев среднемесячный объем торгов был как минимум 1 млн акций; компания имеет 1 млн акций в публичном обращении.

Также компания должна иметь доходы до вычета налогов за последний год, как минимум $2,5 млн, доход компании за каждый год из последних трёх должен быть не менее $2 млн, совокупный доход до вычета налогов за последние три года — не менее $6,5 млн, а за последний год — ниже $4 млн, прибыль за последние три года должна быть положительной. Либо должно быть выполнено одно из двух условий, определяющих «рыночную капитализацию»:

• Рыночная капитализация как минимум $500 млн, совокупная выручка за последние 12 месяцев — не менее $100 млн, в течение трех последних лет минимальный денежный поток должен составлять как минимум $25 млн;

• Рыночная капитализация должна составлять как минимум $1млрд, выручка за последний год — как минимум $100 млн

NASDAQ

NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation, Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам) — крупнейшая электронная торговая площадка в мире. Она контролируется NASD (National Association of Securities Dealers — Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (США) (организация по контролю за соблюдением правил торговли на внебиржевом рынке (OTC market)), которая в свою очередь контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам. Биржа ориентирована на компании из сектора высоких технологий и инноваций, а также телекоммуникаций и интернет-компаний. Биржа была создана для более молодых и динамично развивающихся компаний и условия проведения листинга на данной фондовой бирже значительно мягче, чем на NYSE. На данной бирже провели IPO такие российские компании, как «Голден Телеком», «СТС-Медиа», также тут прошло широко известное размещение компании «Яндекс».

Биржа подразделяется на две площадки: NASDAQ National Market System, NASDAQ Small Cap Market. National Market System — площадка для относительно крупных компаний, которые обладают репутацией на рынке и среди инвесторов. По правилам акции иностранных компаний-эмитентов не могут обращаться на данной площадке, они должны быть зарегистрированы и обращаться на другой бирже. Но компания может пройти процедуру первоначального размещения и регистрации в SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам (США) — The United States Securities and Exchange Commission (SEC)). Для российских компаний очень важны условия выпуска депозитарных расписок, для этого компания должна выпустить не менее 100 тысяч ADR. Для проведения первичного публичного размещения российскими компаниями на National Market System существует три возможных варианта условий листинга:

• Собственный акционерный капитал компании должен составлять не менее $15 млн Объем доходов до уплаты налогов за последний год или за любые два из трех последних лет — как минимум $1 млн Акций в публичном обращении — (минимально)

1,1 млн; Рыночная стоимость всех акций в публичном обращении

— (минимально) $8 млн (минимальная цена акции — $5). Число акционеров — (минимально) 400.

• Собственный акционерный капитал — как минимум $30 млн Акций в публичном обращении — (минимально) 1,1. Опыт работы

— минимально 2 года. Рыночная стоимость акций в публичном обращении — (минимально) $18 млн (минимальная цена акции- $5). Не менее 400 акционеров.

• Рыночная капитализация (или выручка, или активы) за последний год или за любые два из трех последних лет — $75 млн Акции в публичном обращении — (минимально) 1,1 млн Рыночная стоимость акций в публичном обращении — $20 млн (минимальная цена акции — $5). Не менее 400 акционеров.

Small Cap Market — площадка для менее крупных компаний, которые не очень известны на рынке. Для проведения листинга на данной площадке компания должна соответствовать требованиям к корпоративному управлению, уплатить денежный взнос, а также иметь собственный акционерный капитал размером, как минимум, размером $5 млн и быть в состоянии соответствовать одному из ниже перечисленных условий:

• Рыночная капитализация компании должна составлять не менее $50 млн;

• Чистая прибыль компании за последний год (два из последних трех лет) должна составлять как минимум $750 тыс.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Акции в публичном обращении — минимально 1 млн;

• Акционеры — минимально 300 человек.

Относительно азиатских рынков сложно делать какие-либо

окончательные выводы, потому что только в течение последних нескольких лет они привлекли внимание российских компаний. Самым нашумевшим размещением российских компаний на азиатском рынке считается IPO компании РУСАЛ, которая в 2010 г. впервые в российской практике выставила свои акции на продажу на Гонконгской фондовой бирже [11]. Результаты этого размещения весьма противоречивы. Спрос на ценные бумаги компании РУСАЛ со сторон азиатских инвесторов оказался достаточно серьезным, кроме того, они вывали интерес у американских и европейских инвесторов. Несмотря на этот фактор, акции компании резко упали в цене сразу после размещения. В результате размещения компания смогла привлечь $2,24 млрд и его размещение стало рекордным в 2010 г. [9]

Региональные биржи

Региональными биржи данного типа называются потому, что они работают в одном определенном регионе, но при этом они являются лидерами среди всех бирж данного региона. На данных биржах работают как региональные так и иностранные инвесторы. Среди российских компаний особой популярностью пользуются лишь европейские региональные биржи, а они регулируются общим стандартом Европейского Союза, таким образом условия прохождения листинга на таких биржах в целом схожи. Среди российских инвесторов наиболее популярной считается Франкфуртская фондовая биржа, на которой с 1996 г. 4 российских компании провели свои IPO.

Фондовая биржа Франкфурта

Франкфуртская фондовая биржа входит в Deutsche B^se Group — крупнейшее объединение бирж, центральный офис которой находится во Франкфурте-на-Майне. Франкфурская фондовая биржа является крупнейшей региональной биржей Европейского союза и крупнейшей биржей Германии. «В настоящее время в традиционной секции представлены ADR тридцати трех крупнейших российских компаний, таких как “Лукойл”, “Норильский Никель”, “Аэрофлот”, ГУМ и др.; через электронную систему торгуются ADR 18 отечественных эмитентов» [10, с. 57] На Deutsche Borse существует всего 2 группы из 5 площадок: площадки, которые регулируются биржей — Открытый рынок и Entry Standard (Вступительный стандарт)) — и те, которые регулируются нормативной базой ЕС — General Standard (Общий стандарт, который подразделяется на два: регулируемый рынок Франкфурта и официальный рынок Франкфурта) и Prime Standard (Первоклассный стандарт).

Вступительный стандарт — альтернативная площадка Франкфуртской фондовой биржи. Биржа рассчитана на компании среднего размера, со средней капитализацией. Стандарты проведения листинга для иностранных эмитентов на данной площадке, включают в себя: условие, что компания обязана публиковать финансовую отчетность, прошедшую независимую аудиторскую проверку в течение 6 месяцев с конца отчетного периода. Компания должна предоставить Проспект, содержащий отчетность за последние три финансовых года (прошедшую аудиторскую проверку), а также отчет менеджмента компании за последний год. Вся отчетность должна быть представлена на двух языках — немецком и английском и составлена согласно стандартам IFRS или GAAP или любому другому общепризнанному формату бухгалтерской отчётности. Кроме того, компании обязаны предоставлять инвесторам и акционерам ежеквартальные отчеты и публиковать любые события компании, которые могут повлиять на стоимость акций компании. Компания должна иметь веб-сайт, на которой будет публиковаться вся информация, и будет содержаться краткий обзор компании и ее деятельности, информация на сайте должна ежегодно обновляться.

Общий стандарт — площадка, на которой листингуются сильные и достаточно известные компании, которые нацелены в большей степени на инвесторов из Германии. Кроме всех вышеперечисленных требований, компания также должна существовать как минимум три года и выпустить не менее 10 тысяч акций, при этом как минимум 25% должны быть в публичном обращении. Ожидае-

мая стоимость допущенных к обращению на бирже акций должна быть не менее 1,25 млн евро;

Первоклассный стандарт — площадка с самыми жесткими требованиями, так как на данной площадке размещаются самые сильные и крупные компании, которым необходимо привлечь наибольшее количество инвесторов, не только из Германии, но и международных. Кроме всех требований, которые предъявляются к другим площадкам этой биржи, компания-эмитент обязана предоставлять ежеквартальные отчеты на немецком и английском языках, а также проводить не менее одной аналитической конференции в год.

Но можно ли говорить, что привлечение капитала российскими эмитентами на зарубежных рынках — это плохо? С точки зрения компании — нет разницы -получит она финансирование на иностранной бирже или на российской, в любом случае это содействует развитию компании, а как следствие, и всей Российской экономике. Если российский фондовый рынок не в состоянии предоставить нужное количество капитала, то, естественно, компания пойдет на зарубежную биржу. В зарубежных размещениях не участвует российская инфраструктура. Обращение ценных бумаг организуется за рубежом, и зарабатывают на размещении иностранные посредники, а значит развития российского фондового рынка не происходит.

Литература

1. Лукашов А., Могин А. IPO от I до O: Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. 2-е изд., испр. и доп. — М:. Альпина Бизнес Букс, 2008. — 361 с.

2. Составлено по материалам информационно-аналитического проекта «IPO в России» /Offerings.ru

3. Участие в IPO компании «Вымпелком» //Информационный портал Финам.ш, (http://www.finam.ru/investments/ipo0000B000A0/ default.asp) 5.11.2012

4. «Первичное размещение акций ОАО РБК Информационные системы» Сайт биржи РТС (http://www.rts.ru/a776) 13.11.2012

5. IPO конгресс-2011: финансисты обсудили возможности российских хай-тек компаний // Интернет портал «Интернет штучки», (http:// internetno.net/category/obzoryi/ipo-congress-2011-2/) 5.11.2012

6. Интернет- проект «Корпоративный менеджмент» (Cfin. Ru ) / Российский рынок IPO /А. Александров, по материалам журнала «ВАНДЕРБИЛЬД» №30 2010г. (http://www.cfin.ru/anticrisis/companies/branch/ipo.shtml) 13.11.2012

7. Росс Г. IPO и последующие размещения акций / Пер. с англ. Ю. Косторубова. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. — 352 с.

8. http://www.nyse.com — сайт Нью-Йоркской Фондовой биржи 10.11.2012

9. Информационный портал «РБК», «Эксперты комментируют IPO «Русала»« (http://top.rbc.ru/economics/22/01/2010/364492.shtml ) 10.12.2012

10. Лукашов А. IPO на зарубежных биржах // Консультант — 2005 — №7 (апрель).

11. Гвардин С.В. IPO: Стратегия, перспективы и опыт российских компаний. — М.: Вершина, 2007. — 264 с.

12. IPO в России: Рекорды ставят за полгода. Исследование процессов первичного публичного размещения акций // Российский рынок IPO — 2007 — №1 — с. 6-10.

13. Лукашов А.В. Процесс приобретения капитала: первичное публичное размещение (IPO) // Управление корпоративными финансами — 2004 — №4. — с. 23.

14. Федотов А. Как выглядит российское IPO //Финансовый форум. Спец. выпуск. 2006.

15. Лукашов А.В. Популярные в России зарубежные фондовые биржи //Финансовый форум. Спец. выпуск. 2006.

16. Phillippe Espinasse IPO: A Global Guide // Hong Kong University press. 2011.

17. An overview of Russian IPOs: 2005 to 2012. Listing centers, investment banks, legal counsels, auditors // PWC research group

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.