IPO российских компаний - инструмент привлечения инвестиций в развитие
бизнеса Дата: 25/03/2007 Номер: (09) УЭкС, 1/2007
Аннотация: Устойчивый рост числа российских компаний, использовавших IPO в качестве привлечения инвестиций в развитие бизнеса, свидетельствует о наличии потенциала, кадрового, интеллектуального, технологического у российской промышленности, с другой - о том, что российские компании сами стремятся встраиваться в глобальные рынки. У каждой из компаний: четкая стратегия развития бизнеса, высокие темпы роста бизнеса, устойчивая позиция на рынке, рентабельность не ниже средней по отрасли или выше, современная организация управления, финансовая отчетность подготовленная по международным стандартам/американским составления бухгалтерской отчетности (IAS-/GAAP). В статье приводятся лидеры IPO, основные факторы, влияющие на успешность проведения IPO, перспективы IPO российских компаний.
Abstract: Steady growth of number of the Russian companies using IPO as attraction of investments into development of business, testifies to presence of potential, personnel, intellectual, technological at the Russian industry, with another - that the Russian companies aspire to be built in the global markets. At each of the companies: accurate strategy of development of business, high rates of growth of the business, a steady position in the market, profitability not below average on branch or above, the modern organisation of management, the financial reporting prepared under the international standards / American drawing up of the accounting reporting (IAS-/GAAP). In article leaders IPO, the major factors influencing success of carrying out IPO, prospects IPO of the Russian companies are resulted.
Ключевые слова: IPO, перспективы развития, инвестиции Keywords: IPO, prospects of development, investment
Скопина Ирина Васильевна доктор экономических наук, профессор, Вятский государственный университет
Бакланова Юлия Олеговна Директор Международного центра научно-исследовательских проектов
Скопин Алексей Олегович Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевсого
Выходные данные статьи: Скопина, И.В. IPO российских компаний - инструмент привлечения инвестиций в развитие бизнеса / И.В. Скопина, Ю.О.Бакланова, А.О.Скопин // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права - [Электронный ресурс]. - Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", 2007. - № 1 (09). - № гос регистрации статьи 0420700034/0001. - Режим доступа к журн.:
http://uecs.mcnip.ru.
Сущность IPO
IPO - (сокращение от английского «initial public offering»), публичная продажа акций. IPO включает процедуру подготовки компании и осуществление публичного размещения акций. Ключевой особенностью IPO является структурирование сделки, в ходе которого проводится подготовка и оценка эмитента, определяются параметры и порядок проведения эмиссии, а также выбираются рынки капитала для размещения акций. IPO позволяет эмитенту получить необходимые финансовые ресурсы для развития бизнеса, но в то же время оно связано с многочисленными юридическими рисками [1].
Среди основных целей и задач IPO можно выделить следующие:
• привлечение новых инвестиций в компанию без уплаты процентов за пользование капиталом;
• эффективный способ «выйти из бизнеса» для прежних владельцев;
• мотивация менеджмента;
• установление рыночной стоимости бизнеса как оценки его эффективности;
• рост узнаваемости брэнда;
• подтверждение надежности компании;
• выход на западные рынки.
На рис. представлены компании, привлекшие за всю историю наибольший объем
средств в ходе IPO.
IPO российской 'Роснефти' в 2006 году
Bank of China в 2006 году
IPO японской NTT Mobile (сейчас - NTT DoCoMo) в 1998 году
IPO китайского государственного банка ICBC в 2006 году
1 1 1
10,7
11,2
18
21,9
10 15
млрд долл.
20
25
Рис.1 - Компании, привлекшие наибольший объем средств в ходе IPO (за всю
историю)
Российские лидеры IPO
Благоприятная экономическая ситуация в России, высокие темпы экономического роста обуславливает устойчивый рост количества компаний, которые, с одной стороны, желают диверсифицировать источники финансирования, оптимизируя тем самым структуру пассивов - уменьшая долю более дорогих кредитных средств и увеличивая объем более дешевых средств, привлекаемых за счет продажи акций. Растет количество российских компаний, удовлетворяющих условиям выхода бизнеса
на открытые (публичные) размещения и условиям успешного размещения своих акций на фондовом рынке. У каждого из них: четкая стратегия развития бизнеса, высокие темпы роста бизнеса, устойчивая позиция на рынке, рентабельность не ниже средней по отрасли или выше, современная организация управления, финансовая отчетность подготовленная по международным стандартам/американским составления бухгалтерской отчетности (IAS-/GAAP).
Несомненно, что процедуру 1РО осуществили крупные российские компании, имеющие высокий уровень капитализации.
Рис. 2 - Структура 1:ор100 по капитализации крупнейших компаний в 2006г._[2] Крупнейшие 1РО в 2006 году представлены в табл.1.
Таблица 1
Крупнейшие 1РО в 2006 году [31
№ Эмитент Дата размещения Объем 1РО (млн. долл.) Процент 1РО Площадка
1 Роснефть 14 июля 10 400,00 14,8 ММВБ, РТС, LSE
2 ТМК 31 октября 1 070,00 23 РТС^Е
3 Северсталь 08 ноября 1 063,00 9,1 LSE
4 Комстар-ОТС 07 февраля 1 060,00 35 LSE
5 ОГК-5 31 октября 459 14,4 ММВБ, РТС
6 Система-Г алс 03 ноября 420 18 LSE
7 Магнит 28 апреля 368 19 РТС
8 СТС-Медиа 01 июня 346 16,4 NASDAQ
9 Распадская 10 ноября 316,7 33 ММВБ, РТС
10 Челябинский ЦК 07 ноября 281 18 РТС^Е
11 Г руппа Черкизово 10 мая 251 27,8 ММВБ, РТС, LSE
12 RGI International Ltd. 11 декабря 192 31,5 LSE (AIM)
13 Группа Разгуляй 06 марта 144 25 ММВБ, РТС
14 Верофарм 25 апреля 140 49,9 РТС
15 Центр международной торговли 05 декабря 105,3 18 РТС
16 Белон 05 июня 57 25 РТС
Самым крупным в 2006 году стало публичное первичное размещение акций нефтяной компании «Роснефть», в ходе которого инвесторами были приобретены акции компании на сумму свыше 10,4 млрд. долл., что составляет почти 60% от общей суммы, которые привлекли российские эмитенты за год. Доля стратегических инвесторов составила 21% от общего объема заявок, иностранных (США, Европа и Азия) - 36%, российских - 39%, при этом физические лица в России подали свыше 115 тысяч заявок, что составляет примерно 4% [4].
Второе место в рейтинге крупнейших IPO 2006 года занимает «Трубная Металлургическая Компания» (ТМК) с показателем 1 070 млн. долл. В ходе проведенного IPO ТМК разместила 180 млн. акций по цене 5.40 долл. или 21.60 долл. за GDR. Установленная цена размещения находилась на верхней границе ценового диапазона (4.6-5.4 долл. за акцию и 18.4-21.6 долл. за GDR), при этом общий объем заявок по цене размещения превысил предложение более чем в 19 раз.
На третьем месте - другая компания металлургической отрасли России -«Северсталь» (1063 млн. долл.). По словам аналитиков Quote.ru, компания была вынуждена сократить объем продаваемых бумаг по невысокой цене размещения. Причиной послужили проходившие практически одновременно с IPO «Северстали» размещения других российских компаний. В рамках проведенного IPO «Северсталь» разместила 85 млн. акций по цене 12.5 долл. за акцию и GDR. Общее количество размещенных акций составило около 9.1% акционерного капитала компании.
IPO становится актуальным и для средних российских предприятий. С точки зрения возможностей для средних и малых компаний особенно показательным является прошедшее в марте 2005г. IPO ОАО «Хлеб Алтая» [5]. В 2004г. выручка компании -$80,2 млн., валовая прибыль - $15,7 млн., EBITDA10 за январь - сентябрь 2004 г. -$5,2 млн. Несмотря на столь небольшой масштаб бизнеса, компания успешно разместила 10% своих акций, получив за них 221 млн. руб., при этом спрос превысил предложение на 47%. По итогам размещения капитализация компании составила 2,1 млрд. руб. Успешное IPO позволило компании добиться снижения ставки по кредитам, предоставленным ей российскими банками (до 8,5-9% по коротким кредитам), а также провести успешное размещение своего первого облигационного займа на сумму 350 млн. руб. (под 12,9%) в июне 2005г.
Между тем организация эффективной площадки для развивающихся компаний на российском организованном рынке ценных бумаг, требует чуткой и тонкой работы по гармонизации интересов всех потенциальных участников процесса подготовки, организации выхода и обращения акций молодых российских компаний на местном биржевом рынке [6].
Популярные площадки IPO_[7]
Самое популярное место проведения IPO в 2006 году - Лондонская фондовая биржа LSE. Эта биржа будет являться наиболее привлекательной и в 2007 году, хотя многие западные биржи заявили о своих планах по привлечению российских компаний на свои биржевые площадки. В частности, президент европейской биржи Euronext призвал российских эмитентов обратить внимание на биржу Euronext. Немецкая биржа АГ (Deutsche Во^ AG Group) также не оставляет попыток привлечь российские компании - в декабре 2006 года она подписала меморандум о взаимодействии с ММВБ, включающий, в частности, договоренности по координации действий при проведении 'двойного' IPO.
Перспективы отечественных площадок - ММВБ (ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа») и РТС (ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система») представляются позитивными. В настоящее время выход на биржу в России обходится раза в 1,5 дешевле, чем аналогичная операция в Лондоне. С уменьшением интереса к российским компаниям на Западе, размещение акций внутри России станет не менее привлекательным, как и IPO в Лондоне. Кроме того, интересы российских инвесторов, а вместе с ними и интересы российских фондовых бирж, защищает и ФСФР (Федеральная Служба по Финансовым Рынкам [8]), запретившая российским эмитентам проводить IPO только за границей - с января 2006 года действует Положение о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации [9], обязывающее размещать в ходе IPO 30% акций внутри страны.
ММВБ занимает достойное место среди ведущих бирж мира. По совокупному объему торгов (в 2006 г. — 52,04 трлн. руб. или 1925 млрд. долл., среднедневной объем сделок — 211 млрд. руб. или 7,8 млрд. долл. [10]) она является крупнейшей биржей в России, странах СНГ и Восточной Европы. Рост объема биржевых сделок по корпоративным ценным бумагам позволил Фондовой бирже ММВБ войти в первую 20-ку ведущих фондовых бирж мира, что дает ей возможность играть роль центра формирования ликвидности на российские активы, основной фондовой площадки для международных инвестиций в акции и облигации ведущих российских компаний. ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» — ведущая фондовая площадка, на которой ежедневно идут торги по ценным бумагам около 600 российских эмитентов, включая «голубые фишки» — ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Лукойл», ОАО «ГМК Норильский никель», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Ростелеком», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Татнефть», ОАО «Уралсвязьинформ» и др. — с общей капитализацией почти 900 млрд. долларов. В состав участников торгов ФБ ММВБ входят 590 организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых являются более 270 тысяч инвесторов. В 2006 году объем сделок на ФБ ММВБ достиг 20,4 трлн. руб. (755 млрд. долл.), включая сделки с акциями — 14,9 трлн. руб. (550 млрд. долл.), что составляет более 90% совокупного биржевого оборота на российском рынке.
Кроме защитных действий, происходит также и стимулирование развития российских фондовых бирж, заимствуя при этом успешный опыт западных бирж, - в рамках РТС и ММВБ создаются площадки, предназначенные для размещения и обращения ценных бумаг эмитентов небольшой и средней капитализации (аналог AIM на LSE), - сектор инновационных и быстрорастущих компаний. Цель - создание благоприятных условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстро растущий сектор экономики компаниями малого и среднего бизнеса, формирование предпосылок для массовых IPO, предотвращение ухода российских компаний на
зарубежные торговые площадки, создание предпосылок для решения задачи венчурного финансирования. На РТС - это площадка RTS-START.
RTS START - сегмент биржевого рынка ценных бумаг ОАО «РТС», созданный специально для компаний небольшой и средней капитализации. Целями RTS START являются: увеличение количества обращаемых на российском рынке ценных бумаг; предоставление возможность небольшим, динамично развивающимся компаниям создать и повысить капитализацию; обеспечение возможности привлечения капитала в реальный сектор экономики с помощью фондового рынка. Эмитент должен удовлетворять требованиям Биржи, предъявляемым для обращения в сегменте RTS START: капитализация акций не должна превышать 3 000 млн. руб. (для включения акций); объем выпуска корпоративных облигаций по номинальной стоимости не должен превышать 500 млн. руб. (для включения облигаций).
Перспективы IPO российских компаний
Устойчивый рост числа российских компаний, использовавших IPO в качестве привлечения инвестиций в развитие бизнеса, свидетельствует о наличии потенциала, кадрового, интеллектуального, технологического у российской промышленности, с другой - о том, что российские компании сами стремятся встраиваться в глобальные рынки.
Решение вопроса о необходимости и целесообразности первичного размещения ценных бумаг на иностранной фондовой бирже (при помощи АДР третьего уровня) зависит от многих факторов. К числу основных факторов, влияющих на успешность проведения IPO, относятся следующие [12]:
• наличие у компании, проводящей IPO, устойчивых темпов роста;
• общие темпы роста отрасли, в которой работает компания;
• наличие у компании, проводящей IPO, уверенной позиции на рынке, узнаваемых товаров услуг;
• наличие у компании, проводящей IPO, устойчивых темпов роста рентабельности;
• наличие у компании, проводящей IPO, четкой стратегии;
• общая динамика цен акций компании, которые провели свои IPO незадолго до планируемого данной компанией размещения своих акций;
• наличие у компании, проводящей IPO, понятной и эффективной системы менеджмента и корпоративного управления.
Согласно мнению инвестиционной компании «ФИНАМ» и Российского института директоров [13], возросшая активность первичного предложения своих акций на рынке позволяет говорить о следующих группах потенциальных эмитентов, которые могут выйти на этот рынок в ближайшие годы.
Первая группа - крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, уже имеющие солидную кредитную историю. Большинство из них уже торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на внешних рынках в форме ADR. Однако благоприятная конъюнктура на сырьевые товары и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокими кредитными рейтингами) снижает заинтересованность основных собственников этих компаний в проведении IPO на западных рынках.
Вторая группа - быстро растущие компании, ориентированные на внутреннего
потребителя, довольно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить их потребности. Представители именно этой группы компаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение ІРО в России.
Третья группа - небольшие инновационные компании, нынешние основные собственники которых изначально ориентированы на ІРО. Таких компаний в России пока очень немного. В будущем они могут стать основными участниками публичных размещений на фондовом рынке России, лишь при поддержке венчурного бизнеса.
В целом, ІРО призвано обеспечить компаниям-эмитентам ликвидные рынки собственных акций. Это позволит компаниям-эмитентам приобретать новые активы, внедрять инновационные технологии на производстве. ІРО выводит компании на качественно новый уровень - они приобретают публичный статус. Компании, планирующие ІРО готовы к открытости и большей ответственности при управлении бизнесом. С ІРО неразрывно связано усиление брэндинга компании. ІРО повышает качество корпоративного управления компаний-эмитентов.
1 Блоуэрс С., Гриффит П., Милан Т. IPO как путь к успеху Руководство фирмы «Эрнст энд Янг»
2По данным РБК
3_По данным РБК
4Прытин Д. Крупнейшие IPO в 2006 году // http://rbc.ru
^Российские компании на рынке публичных размещений акций // Инвестиционная компания «ФИНАМ», Российский институт директоров, 2005.
6_П.Г. Гулькин "Венчурные и прямые частные инвестиции в России. Теория и десятилетие практики".
7_Итоги 2006 года: бум IPO российских компаний - продолжение следует Итоги 2006 года: бум IPO российских компаний - продолжение следует //
http ://www.marketanalysis.ru
^Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации.
9 Положение о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации/ Утверждено Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.01.2006 N 06-5/пз-н (в ред. Приказа ФСФР РФ от 18.04.2006 N 06-42/ПЗ-Н)
10 Портрет Группы ММВБ // http://www.micex.ru/
11 Российские компании на рынке публичных размещений акций // Инвестиционная компания «ФИНАМ», Российский институт директоров, 2005.
12 Российские компании на рынке публичных размещений акций // Инвестиционная компания «ФИНАМ», Российский институт директоров, 2005.
№ гос регистрации статьи 0420700034\0001
Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"
http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=70