Научная статья на тему 'ИНФОВОЛОНТЁРЫ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ИНФОВОЛОНТЁРЫ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / ИНФОВОЛОНТЁРЫ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕСТ-АНКЕТА / ГУГЛ-ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Г. В.

В статье представлен опыт образовательной организации по формированию информационно-управленческой культуры. Данный процесс наиболее активизировался в период апреля-мая 2020 года при переходе школы на вынужденное дистанционное обучение. Главный посыл опыта организации состоит в том, что формирование информационно управленческой культуры существенно качественнее происходит через обучающихся, добровольно получивших статус инфоволонтёров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОВОЛОНТЁРЫ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

Региональный опыт повышения финансовой грамотности школьников

BEZgramotnosti / Yu. V. Korol'kova, S. A. Mamas'yan. - Stavropol': SKIRO PK i PRO. - 2019. - 29 s.

Сведения об авторе

Боброва Ирина Анатольевна - кандидат педагогических наук, руководитель научно-методического центра развития финансовой грамотности в Ставропольском крае, ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»,

Ст авр о поль ский край, г. Ставрополь

Information about author

Bobrova I.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Scientific and Methodological Centre of Financial Literacy Development in Stavropol region, State Budget Institution of Additional Professional Education «Stavropol Regional Institution for Education Development, Advanced Training and Retraining of Education Personnel», Stavropol Krai, Stavropol

УДК 37.013

ИНФОВОЛОНТЁРЫ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Г.В. Измайлова

В статье представлен опыт образовательной организации по формированию информационно-управленческой культуры. Данный процесс наиболее активизировался в период апреля-мая 2020 года при переходе школы на вынужденное дистанционное обучение. Главный посыл опыта организации состоит в том, что формирование информационно-

управленческой культуры существенно качественнее происходит через обучающихся, добровольно получивших статус инфоволон-тёров.

Ключевые слова: информационная политика, информационно-управленческая культура, профессиональные затруднения, инфово-лонтёры, Программа развития, информационная безопасность, дистанционное обучение, тест-анкета, гугл-формы.

Современное образование, по своей природе, к сожалению, достаточно консервативное, уже не может оставаться прежним в условиях стремительно меняющегося мира. Всеобщая цифровизация стала насущной необходимостью. Челябинская область одна из первых

обратила внимание на нормативное обеспечение информационных процессов, чётко определив концептуальные направления информационной политики как на уровне региона, так и на уровне муниципалитетов и отдельно взятых образовательных организаций. Такое нормативное обеспечение позволило всем образовательным организациям выстроить единую стратегию дальнейшего развития в логике информационной политики региона [1]. В связи с этим хочется обратить внимание на своевременное появление такого документа, как Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области, в котором впервые было заявлено, что такое информационная политика и какие её аспекты важно принимать во внимание для эффективного решения задач, стоящих перед образовательными организациями [3]. Именно Концепция информационной политики позволила разграничить такие привычные уже термины, как информационно-управленческая культура и информационная безопасность.

Информационно-управленческая культура - предмет внимания в данной статье. Прежде всего, мы будем говорить об информацион-

но-управленческой культуре педагогических данность нельзя, да и не нужно. Иерархия

работников. Опыт школы № 47 города Магнитогорска - это опыт образовательной организации, сформировавшей стратегический документ - Программу развития, - в технологии краудсорсинга через реализацию портфеля трёх проектов. Один из проектов - «От 1Т-модерна к информационному обществу: социальная розетка» - органично вписался в общую региональную информационную политику уже тогда, когда самих концептуальных документов по информационной политике не существовало. Такое положение дел демонстрирует общность интересов, одинаковое «чувствование» современных задач со стороны региональной власти и руководителя школы. Соответственно, проект «От 1Т-модерна к информационному обществу: социальная розетка» также направлен на формирование информационно-управленческой культуры педагогических работников. Оригинальность процесса формирования информационно-управленческой культуры педагогических работников видится нам в создании внутриш-кольного детского волонёрского движения «Киберпатруль». В данной статье обучающихся, задействованных в движении «Киберпатруль» мы будем называть инфоволонтёрами.

Психологический аспект темы. Поскольку определение понятия «культура» включает в себя личность человека, по отношению к которому и употребляется это слово, то аксиомой является утверждение, что культура начинается с себя. Это факт очевидный. Однако в нашем случае, в поле образовательной организации, не менее очевидным является и другой факт: до «себя» не доходят руки. Именно поэтому обучающиеся-волонтёры, на наш взгляд, - это тот внутренний ресурс школы, который позволит «дойти до себя», когда внутри человека сформируется чувство ответственности за действия. Почему мы так утверждаем? Потому что само устройство российской школы этому способствует. Во-первых, несмотря на появление субъект-субъектных отношений в организации учебного занятия, сохраняется иерархия ребенок-взрослый в школьной жизни. Изменить эту

«работает» на проблему: обучающийся, получивший статус волонтёра, одновременно получил и некие преференции, которые другие обучающиеся не имеют. Следовательно, волонтёр в иерархии поднимается ближе к в з р о слому, обладающему завидной для детей ценностью - властью. Очевидным становится факт: взрослый готов поделиться «властью» с обучающимся. Вопрос этичного пользования полномочий стоит во главе угла. Так волонтёры становятся для своих одноклассников примером того, как можно сделать школьную жизнь насыщеннее, интереснее и - главное - отве-тственнее[2]. Во-вторых, субъект-субъектные отношения действуют и в обратную сторону: педагоги готовы предоставить обучающимся некоторые права, уступив им место в технологическом аспекте, то есть «поделиться властью». Такие отношения способствуют более свободному общению, повышению доверия между педагогом и обучающимся. В-третьих, администрация школы делегирует часть полномочий обучающимся под кураторством педагогов, давая обеим сторонам ту же «власть» необходимыми локальными актами организации, что реально способствует привлечению к управлению школой всех участников образовательных отношений.

Управленческий аспект темы. Формирование информационно-управленческой культуры возможно при наличии в организации информационной политики. Применительно к образовательной организации понятие «политика», возможно, покажется громким. Однако мы считаем, что именно это понятие определяет в настоящий момент жизнь школы: не только корректная работы организации с персональными данными, но и в принципе работа с информацией на всех уровнях (смысловое чтение, функциональная грамотность) со стороны участников образовательных отношений являются первостепенными. Поэтому руководитель образовательной организации должен проявить свои стратегические и тактические способности задолго до появления федеральных документов об использовании информации, как только в школу вошел ком-

пьютер. По сути, это время есть точка отсчёта для формирования информационно-управленческой культуры. Оно может быть упущено в какой-нибудь организации, но никогда не поздно определить в ближайшей Программе развития учреждения триггерные точки формирования информационной политики [4].

Образовательная организация, опыт которой сегодня представляется в статье, обладает своими устойчивыми традициями, связанными с преемственностью поколений: ученики школы приводят сюда учиться своих детей, а они, в свою очередь, своих, выпускники заканчивают педагогические вузы и приходят работать учителями. Этот важный факт позволяет судить об обстановке в организации, где хочется находиться и работать. Именно преемственностью объясняем мы активность родителей (в том числе на сайте школы), спонсорство выпускников, их поддержку в любых начинаниях. В описанной ситуации привлечение обучающихся к управлению школой не представляет сложность. Более того, локальные акты школы закрепили такую внутришкольную структуру, как Совет обучающихся, нормативно. Совет принимает участие в обсуждении всего, что касается жизни школы, в том числе, результатов независимых процедур оценки качества. Таким образом, образовательная организация, активно включающая обучающихся в управление школой, выигрывает вдвойне: она не только делегирует полномочия, но она позволяет сформировать навыки управленцев обучающимся, которые только определяются с выбором профессии. И даже если их профессия не будет иметь управленческий характер, важно, что они научатся управлять собой.

Программа развития школы на 2019-2021 годы, написанная по результатам внутренней системы оценки качества образования, была составлена как портфель проектов. Один из проектов, лежащих в основе Программы развития, касался формирования информационной политики в организации [5]. Его название «От 1Т-модерна к информационному

обществу: социальная розетка» предполагал развитие информационных ресурсов для всех участников образовательных отношений, несмотря на различие в материальном обеспечении. «Социальная розетка» как равность в доступе к ресурсам. Данный проект предполагает движение в двух направлениях: «Библиомания» и «Киберпатруль». Первое направление связано с работой над информацией через программу смыслового чтения. Второе направление связано с работой инфоволонтёрского движения в вопросах информационной безопасности, что несомненно способно повысить информационную культуру.

Направление «Киберпатруль» заявило о себе с осени 2019 года, то есть задолго до появления периода вынужденного дистанционного образования. Деятельность инфоволон-тёров закреплена Положением о волонтёрском движении, в котором прописана просветительская деятельность обучающихся основной школы. В 2019 году мы делали ставку на детей

6-х и 8-х классов, в нынешнем учебном году это

7-е и 9-е классы, планируем расширять состав инфоволонтёров, вводя старшую школу для помощи младшим классам. Задачи инфоволонтёров сегодня - это предупреждение некорректного поведения в сети как в очном, так и в очно-заочном режиме: часть курсов внеурочной деятельности школа выносит на дистанционной образование.

С целью организации работы инфоволонтёров, заместитель директора, курирующий вопросы информатизации, создаёт условия для введения в действие тест-анкеты как точки отсчёта для получения результатов сформиро-ванности уровня информационной безопасности. Инфоволонтёры, освоив гугл-формы, проводят анкетирование, собирают результаты и обрабатывают их. Ссылка на тест-анкету располагается на сайте школы. Результаты позволяют определить, в каком направлении развиваться дальше, и инфоволонтёры занимаются просветительской деятельностью на улицах около школы, а в период дистанционного образования - через интернет-платформы. Их адресатами становятся обучающиеся и

родители (законные представители) в первую очередь. С целью реализации такой адресной помощи, классные руководители предлагают обучающимся и их родителям заявить о проблеме, которую они не могут решить без помощи инфоволонтёров. Таким образом, собираются заявки. Затем классные руководители на правах логистов распределяют инфово-лонтёров в соответствии с заявками. Подобная работа показывает, как можно индивидуализировать процесс, направленный на создание безопасных условий для обучения.

Формирование информационно-

управленческой культуры происходило и в направлении педагогических кадров, особенно по истечении вынужденного дистанционного периода. Вторая тест-анкета позволила выявить профессиональные затруднения педагогов, связанные с использованием информационных ресурсов и технологий.

Таким образом, формирование информационно-управленческой культуры в образовательной организации охватывает все сферы деятельности школы, перестраивающейся под новые реалии цифровой жизни. И технология использования внутренних ресурсов организации, ставка на волонтёров из числа обучающихся - это реальный потенциал, до сих пор не использованный в полной мере. Проект «Ки-берпатруль» открыл реальные возможности для формирования информационно-управленческой культуры участников образовательных отношений через просветительскую внеурочную деятельность, воспитательное значение которой трудно переоценить. Подобный опыт может использовать любая образовательная организация.

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций Челябинской области / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 130 с.- ISBN 978-5-906934-16-1.

2. Ильина А.В. Особенности тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в современных условиях / А.В. Ильина, Ю.Г. Маковецкая // Вестник Академии энциклопедических наук, 2018. -№ 3 (32). - С.17-24.

3. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (утв. Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 № 03/3669). - Челябинск : РЦОКИО, 2018.73 с. - ISBN 978-5-906934-32-1.

4. Подходы к проектированию Программы развития образовательной организации по результатам внутренней оценки качества образования / Е.А. Солодкова, Д.С. Ильина, А.А. Авдашкин [и др.] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - № 2 (5). - С. 34- 44.

5. Управление разработкой и реализацией программы развития образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования : учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации "Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества образования" / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, Д.С. Ильина [и др.]. - Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 156 с. - ISBN 978-5906934-33-8.

References

1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennih sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nyh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, I.V. Latypova [i dr.]. - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 130 s.-ISBN 978-5-906934-16-1.

2. Irina A.V. Osobennosti t'yutorskogo soprovozhdeniya detey s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v sovremennyh usloviyah / A.V. Il'ina, Yu.G. Makovetskaya // Vestnik Akademii entsiklopedicheskih nauk, 2018. - J№ 3 (32). - S.17-24.

3. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 №° 03/3669). - Chelyabinsk : RTSOKIO, 2018.- 73 s. - ISBN 978-5-906934-32-1.

4. Podhody k proektirovaniyu Programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney otsenki kachestva obrazovaniya / E.A. Solodkova, D.S. Il'ina, A.A. Avdashkin [i dr.] // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018. - J№ 2 (5). - S. 34- 44.

5. Upravlenie razrabotkoy i realizatsiey programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy povysheniya kvalifikatsii "Upravlenie kachestvom

obrazovaniya v obrazovatel'noy organizatsii na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obrazovaniya" / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, D. S. Il'ina [i dr.]. - Chelyabinsk : RTSOKIO, 2018. - 156 s. - ISBN 978-5-90693433-8.

Сведения об авторе

Измайлова Галина Викторовна - учитель, руководитель творческих групп педагогов по реализации деятельности МОУ «СОШ № 47», Челябинская обл., г. Магнитогорск

Information about author

Izmaylova G.V. - Teacher, Head of Creative Groups of Teachers in Activity Implementation of Municipal Educational Institution «Secondary School J№ 47», Chelyabinsk region, Magnitogorsk

УДК 37.018.43

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Н.Г. Каримова, Е.Н. Устинова, Д.А. Югова

В статье представлен опыт использования дистанционных проектных технологий в общеобразовательной организации в части воспитательной работы и внеурочной деятельности на платформе социальной сети «ВКон-такте». Вариативное содержание проекта, представленное в статье, направлено на реализацию навыков и умений у обучающихся через возможности цифровой образовательной среды. Также актуализируется необходимость коллективного участия в проекте обучающихся, родителей и учителей, что способствует достижению более высоких образовательных результатов.

Ключевые слова: образовательная деятельность, дистанционные формы, цифровая образовательная среда, проект, информационно-управленческая культура педагога.

В последние годы современное образование

смещает траекторию обучения в сторону цифровых технологий (электронное и дистанционное обучение), также в процессе обучения используется смешанный формат обучения с фрагментарным применением каких-либо электронных ресурсов, либо обучение синхронного или асинхронного формата.

Цифровая образовательная среда помогает эффективно организовать и контролировать учебную деятельность каждого обучающегося, в том числе и им самим. Увеличивается круг его возможных действий, одновременно растет его ответственность за результативность. Широкое использование мультимедийных учебных материалов, разработанных с учетом требований педагогического дизайна, в значительной мере снимает с педагогов ответственность за «доставку учебного содержания», позволяя сконцентрироваться на педагогической поддержке обучаемых, организационно-педагогической и воспитательной работе [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.