Инфоволонтёры как внутренний ресурс формирования информационно-управленческой культуры педагогических работников
3. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 №° 03/3669). - Chelyabinsk : RTSOKIO, 2018.- 73 s. - ISBN 978-5-906934-32-1.
4. Podhody k proektirovaniyu Programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney otsenki kachestva obrazovaniya / E.A. Solodkova, D.S. Il'ina, A.A. Avdashkin [i dr.] // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018. - J№ 2 (5). - S. 34- 44.
5. Upravlenie razrabotkoy i realizatsiey programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy povysheniya kvalifikatsii "Upravlenie kachestvom
obrazovaniya v obrazovatel'noy organizatsii na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obrazovaniya" / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, D. S. Il'ina [i dr.]. - Chelyabinsk : RTSOKIO, 2018. - 156 s. - ISBN 978-5-90693433-8.
Сведения об авторе
Измайлова Галина Викторовна - учитель, руководитель творческих групп педагогов по реализации деятельности МОУ «СОШ № 47», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Information about author
Izmaylova G.V. - Teacher, Head of Creative Groups of Teachers in Activity Implementation of Municipal Educational Institution «Secondary School J№ 47», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
УДК 37.018.43
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Н.Г. Каримова, Е.Н. Устинова, Д.А. Югова
В статье представлен опыт использования дистанционных проектных технологий в общеобразовательной организации в части воспитательной работы и внеурочной деятельности на платформе социальной сети «ВКон-такте». Вариативное содержание проекта, представленное в статье, направлено на реализацию навыков и умений у обучающихся через возможности цифровой образовательной среды. Также актуализируется необходимость коллективного участия в проекте обучающихся, родителей и учителей, что способствует достижению более высоких образовательных результатов.
Ключевые слова: образовательная деятельность, дистанционные формы, цифровая образовательная среда, проект, информационно-управленческая культура педагога.
В последние годы современное образование
смещает траекторию обучения в сторону цифровых технологий (электронное и дистанционное обучение), также в процессе обучения используется смешанный формат обучения с фрагментарным применением каких-либо электронных ресурсов, либо обучение синхронного или асинхронного формата.
Цифровая образовательная среда помогает эффективно организовать и контролировать учебную деятельность каждого обучающегося, в том числе и им самим. Увеличивается круг его возможных действий, одновременно растет его ответственность за результативность. Широкое использование мультимедийных учебных материалов, разработанных с учетом требований педагогического дизайна, в значительной мере снимает с педагогов ответственность за «доставку учебного содержания», позволяя сконцентрироваться на педагогической поддержке обучаемых, организационно-педагогической и воспитательной работе [4].
Таким образом в рамках реализации информационной политики [1] в системе образования Челябинской области с 2019 года начала свою работу над проектом «Проектирование модели формирования информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации» в качестве региональной инновационной площадки муниципальная общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Кыштыма. В этом проекте информационно-управленческая культура представляется как ценность, как процесс и как результат.
В центре инновации находится педагог, владеющий информационно-управленческой культурой. Данный педагог способен:
совершенствовать механизмы управления образовательной деятельностью, методологию и стратегию отбора содержания, методы и организационные формы обучения, отвечающие задачам развития личности обучаемого;
развивать интеллектуальный потенциал обучаемого, формировать его умения самостоятельно приобретать знания, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их решения;
разрабатывать и использовать компьютерные тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых;
применять различные методы обработки информации;
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
использовать современные информационные и коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации.
В перечисленных позициях речь идет о педагоге, который не только учит, но, в первую очередь, создает условия развития процессов самоопределения, самообразования у своих учеников. Информационно грамотный учитель должен понимать, в какой информации он нуждается, как её локализовать, оценить и результативно употребить для принятия конкретного педагогического решения [3]. Создание современной, комфортной и безопасной цифровой образовательной среды с приме-
нением ресурсов интернета и цифровых образовательных ресурсов - одна из задач инновационной деятельности педагогического коллектива образовательной организации.
Одной из основных составляющих образовательной деятельности в школе является воспитание, главная задача которого - формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности обучающегося, создание благоприятных условий для его всестороннего гармоничного, духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации». В современных условиях одним из направлений работы школы в рамках инновации стало разработка и реализация дистанционных форм организации воспитательной работы. В основу моделирования данных средств воспитания заложены следующие подходы:
комбинация традиционных форм организации внеурочной деятельности, информационно-коммуникационных технологий и новых средств передачи информации через социальные сети и сотовую связь;
второй подход ориентирован на использование различных форм привлечения, обучающихся к тому или иному виду деятельности с применением современных средств массовой коммуникации.
Таким образом, создаются условия для практической реализации навыков и умений обучающихся в цифровой среде, а также возможности её оценивать и, при необходимости корректировать [2]. При этом, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате, важной считается позиция воспитания. Так, воспитательная работа, ориентированная на удалённое взаимодействие с использованием возможностей социальной сети «ВКонтакте», способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения учащихся, которое необходимо для полноценного развития личности [5].
Изучив все возможные электронные ресурсы и сервисы, проведя анализ существующих методов и приемов, творческая группа педаго-
гов школы приняла решение о проведении школьных интернет-проектов через созданную в социальной сети «ВКонтакте» школьную группу https://vk.com/school1kyshtym.
Первый, реализуемый школьный интернет-проект «Я помню, я горжусь!», был посвящен 75-летию Великой Победы. Проходил он в форме интернет акции, главной целью которой стало - сохранение памяти о Великой Отечественной войне, о её героях и их подвигах. Акция состояла из нескольких конкурсов: конкурс-выставка фотоальбомов «Герои моей семьи»; онлайн эстафета «Звездочка Победы»; музыкально-поэтический марафон «Стихи и песни Победы»; онлайн - викторина «Лица Победы"; участие в мероприятиях Российского движения школьников. В интернет-проекте «Я помню, я горжусь!» приняло участие 202 человека, представлено 316 творческих работ, 63 альбома в рамках конкурс-выставки «Герои моей семьи», 58 произведений прочитаны по итогам музыкально-поэтического марафона «Стихи и песни Победы», 98 человек участвовали в онлайн-викторинах.
Следующий проект - это онлайн праздник «Последний звонок». К его проведению были привлечены все ученики с 1 по 11 классы, учителя и родители, выпускники прошлых лет, всего приняло участие 275 человек. В ходе проекта выпускники создавали памятные видеоальбомы о своих классах, первоклассники желали выпускникам удачи на экзаменах, педагоги и родители поддержали их добрыми словами.
Еще один проект, который был реализован при осуществлении инновации, получил название «Мои летние каникулы». Он состоял из таких направлений, как «Мои безопасные летние каникулы» (беседы о безопасности); «Мои творческие летние каникулы» (мастер-классы от учителей и детей); «Мои активные летние каникулы» (информация о лагерях отдыха); «Мои познавательные летние каникулы». По каждому из направлений было разработано свое определенное задание. Например, в рамках направления «Мои познавательные летние каникулы» ребятам предлагалось
рассказать, в каком городе они побывали и какую достопримечательность, самую запоминающуюся, посетили. Также нужно было прислать свою фотографию с экскурсии и написать о своих впечатлениях. Кроме того, ребятам предлагалось виртуально посетить известные музеи Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Челябинский краеведческий музей и многие другие. Ссылки на виртуальные экскурсии в музеи постоянно обновлялись. Наиболее востребованной оказалась виртуальная экскурсия в Царское село за время проведения акции её посетили 156 учеников.
Всего в трех акциях приняло участие 720 человек, из них 89% учеников из всех классов школы, 100% учителей и 45% родителей, наиболее активными участниками акции стали выпускники прошлых лет. В данных проектах было представлено более 400 работ. По завершению интернет-проектов было получено много положительных отзывов и комментарий. Все участники отметили актуальность и значимость интернет-проектов. По завершении всех акций обучающиеся и их родители были награждены грамотами, дипломами и памятными подарками.
Организация и проведение школьных интернет-проектов - это совместная деятельность, в процессе которой происходит сотворчество - учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок. При этом педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных компетентностей учащихся. А также меняет свою позицию учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая ученикам продвигаться в новом направлении. Взаимодействуя в интернет-проекте, школьник овладевает не только метапредметными компетентностями в различных образовательных областях, но и дистанционными. У школьника формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблемные вопросы, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах,
нести ответственность за выполненную работу.
Сегодня «ВКонтакте» школы зарегистрировано 497 активных участников, в день 623 просмотра записи сообщества. Общее количество уникальных посетителей за период с 1 августа по 30 сентября 2020 года составляет 3720, что свидетельствует о востребованности данного ресурса. Дети, родители, учителя с нетерпением ждут от организаторов следующих творческих проектов.
В современных условиях интернет-проекты становятся одной из самых востребованных и результативных форм, направленных на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности обучающегося, создание благоприятных условий для его всестороннего, гармоничного, духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации.
Список литературы
1. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669). - Челябинск : РЦОКИО, 2018.52 с.- ISBN 978-5-906934-32-1.
2. Орехова Т. А. Аспекты организационно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения информационных систем в образовательные организации / Т. А. Орехова, Т. Б. Белякова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2016. № 1 (1). - С.52-56.
3. Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе / А. С. Сочнева, А. И Торопо-ва, А. А. Власова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2020. -№ 5. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/05/ 92509 (дата обращения: 20.09.2020).
4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. унт «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва : Изд. дом Высшей школы
экономики, 2019. - 343с. - ISBN 978-5-75981990-5.
5. Шевченко, Г.И. Худовердова, С.А. Информационная культура педагога в системе педагогического управления // Вестник Университета, (Государственный университет управления). 2015. № 8. - С. 283-285.
References
1. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669). - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018.- 52 s.- ISBN 978-5-906934-32-1.
2. Orekhova T. A. Aspekty organizatsionno-metodicheskogo i informatsionnogo soprovozhdeniya protsessa vnedreniya informatsionnykh sistem v obrazovatel'nye organizatsii / T. A. Orekhova, T. B. Belyakova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2016. № 1 (1). - S.52-56.
3. Plyusy i minusy distantsionnogo obucheniya v shkole / A. S. Sochneva, A. I Toropova, A. A. Vlasova [i dr.] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. - 2020. - № 5. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/05/92509 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
4. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343s. - ISBN 978-5-7598-1990-5.
5. Shevchenko, G.I. Khudoverdova, S.A. Informatsionnaya kul'tura pedagoga v sisteme pedagogicheskogo upravleniya // Vestnik Universiteta, (Gosudarstvennyy universitet upravleniya). 2015. № 8. - S. 283-285.
Сведения об авторах
Каримова Наталья Григорьевна - директор МОУ «СОШ № 1», Челябинская обл., г. Кыштым
Устинова Елена Николаевна - замести-
тель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 1», Челябинская обл., г. Кыш-тым
Югова Дарья Александровна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Karimova N.G. - Director of Municipal
General Education Institution «Secondary School № 1», Chelyabinsk region, Kyshtym
Ustinova D.A. - Deputy Director in Tutorial Work of Municipal General Education Institution «Secondary School № 1», Chelyabinsk region, Kyshtym
Yugova D.A. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 371.26
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.Д. Лаврентьева, Ю.Б. Климова
В статье акцентировано внимание на ресурсные возможности организации оценочных процедур метапредметных образовательных результатов с использованием дистанционных образовательных технологий в системе общего образования Челябинской области, актуализированы задачи для общеобразовательных организаций в период промежуточной аттестации обучающихся.
Ключевые слова: метапредметные образовательные результаты реализации основных образовательных программ, концепция региональной системы оценки качества образования, управление качеством образования, метапредметные оценочные процедуры, дистанционные образовательные технологии.
Развитие региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) требует от общеобразовательных организаций Челябинской области развития направлений совершенствования оценочных процедур оценки качества образования на институциональном уровне [6], а концепция информационной политики в системе образования региона,
обеспечивая эффективное формирование и развитие региональной инфраструктуры информационных систем в управлении в управлении образованием, помогает выстраивать работу школ по пути освоения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1].
Авторы отмечают, что руководящим и педагогическим работникам общеобразовательной организации в целях эффективного анализа образовательных результатов обучающихся и результативного принятия управленческих решений по повышению качества образовательных результатов на институциональном уровне целесообразно понимать ресурсный потенциал проведения метапред-метных оценочных процедур в период промежуточной аттестации обучающихся - защита индивидуальных, групповых проектов и выполнение комплексных работ, а для этого необходимо:
ежегодного разрабатывать и пополнять инструментарий метапредметных оценочных процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также проводить данные оценочные процедуры, выполнять их анализ и интер-