Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКОВОГО ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКОВОГО ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДИСКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко С.А., Солодкова Е.А.

В статье рассматривается понятие цифровой трансформации в образовании, а также особенности данного процесса на всех уровнях системы образования. Авторами определены проблематика и необходимость создания школьного дискового пространства как профессионального поля взаимодействия педагогов в условиях дистанционного образования. Представлены алгоритм создания данного пространства, а также перспективные направления в его использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко С.А., Солодкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКОВОГО ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Опыт разработки и использования региональной информационной системы расчёта показателей мониторинга системы образования как инструмента дебюрократизации_

Сведения об авторах

Бенко Елизавета Вячеславовна - кандидат психологических наук, начальник отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ершов Данил Алексеевич - статистик отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Ershov D.A. - Statistician of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371: 004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКОВОГО ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Моисеенко, Е.А. Солодкова

В статье рассматривается понятие цифровой трансформации в образовании, а также особенности данного процесса на всех уровнях системы образования. Авторами определены проблематика и необходимость создания школьного дискового пространства как профессионального поля взаимодействия педагогов в условиях дистанционного образования. Представлены алгоритм создания данного пространства, а также перспективные направления в его использовании.

Ключевые слова: цифровая трансформация, информационная политика, общеобразовательная организация, дисковое пространство.

Первые шаги по информатизации системы образования были сделаны еще в 2001-2005 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды».1 В школах появляется интернет, обновляется или закупается компьютерное оборудование, педагоги начинают учиться работать с персональным компьютером, различными программами и приложениями, встраивать полученные умения в образовательный процесс. Именно в это время персональный компьютер

'Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. N 630 "О информационной среды (2001-2005 годы)" (с изменениями и дополнени

становится инструментом в руках участников образовательных отношений, помогая в подготовке к урокам как учителю, так и ученику. Для лучшего вхождения в обновленную информационную среду были созданы межшкольные методические центры, которые позволили устранить актуальные в то время профессиональные дефициты в работе с техническими средствами [2]. В тот момент невозможно было говорить ни о цифровой трансформации, ни о цифровиза-ции образования, ни о появлении информационной политики как целенаправленном комплексе мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе образования. «Цифровые технологии воспринимали лишь как еще один инструмент для традиционных рабочих процессов» [5, с. 26].

«Чтобы решить задачи, которые ставит перед образованием четвертая индустриальная революция, общему образованию предстоит пройти через цифровую трансформацию; четвертая вводит в жизнь персонализированную, ориентированную на результат модель образования» [5, с. 24]. Выделенные элементы процесса цифровой трансформации описывают направления деятель-

Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной : https://base.garant.ru/1586371/ (дата обращения: 30.10.2020)

ности школы в порядке первоочередности го педагогического сообщества и общественнос-

внедрения цифровых технологий. В совокупности представленные направления цифровой трансформации образования нашли отражение в Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области (Концепция) как компоненты информационно-

коммуникационной инфраструктуры (ИК-инфраструктуры) [3, 4].

«Ценности цифровой трансформации - это предельные организованности, определяющие смысл существования того или иного процесса, обязательно проявляющиеся в деятельности и организующие ее через определение целей» [6, с. 7]. В этой связи мы понимаем, что использование в образовательном процессе новых цифровых образовательных технологий, где цифровая информационно-коммуникационная инфраструктура начинает играть ведущую роль, а компьютер становится не просто помощником, а практически полноценным участником образовательных отношений, важно учитывать преодоление не только инструментального и технологического разрыва, сколько мыслительного. Преодолению последнего «может способствовать новое понимание цифровой трансформации» [6, с. 12]. На наш взгляд, новому пониманию цифровой трансформации в общем образовании как нельзя лучше способствует триада проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего». Несомненно, эти проекты отражены и в региональных документах и имеют важное стратегическое значение для институционального уровня в системе общего образования [3]. Так, например, суть содержания проекта «Цифровая образовательная среда» достаточно гармонично отражена в созданной концепции информационной политики в системе образования Челябинской области, целью которой является «создание условий для обеспечения функционирования и развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей (органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций, представителей профессионально-

ти) в совместном решении государственных, социальных и личностно-ориентированных задач достижения современного качества образования в регионе» [3, с. 24]. Данный концептуальный документ является в определенной степени аналоговым для построения информационной политики, в том числе информационно-коммуникационной структуры образовательных организаций.

Создание единого цифрового пространства образовательной организации стало возможным в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Верхнего Уфалея в рамках региональной инновационной площадки по направлению «Информационная политика образовательной организации» при проектировании модели управления образовательной организацией на основе информационной политики. В 2020 году, когда система образования из-за сложившейся пандемической ситуации в мире испытала «стресс», запланированная работа по созданию школьного дискового пространства, как один из этапов создания единого цифрового пространства школы в рамках инновационного проекта, оказалась более чем необходимой и актуальной.

«Информационные процессы образовательной организации - это разнообразие методов и форм передачи информации от субъекта к субъекту, которые позволяют ее получить без искажения и в кратчайшие сроки» [1]. В данной статье мы представляем алгоритм создания школьного дискового пространства как коммуникационного поля для работы и взаимодействия педагогического коллектива в условиях дистанционного образования.

Первым шагом в данном алгоритме является закупка оборудования (NAS-хранилище, маршрутизатор, жёсткие диски) и последующая его настройка (статический 1Р-адрес для NAS-хранилища и его регистрация на сайте производителя для получения доменного имени, настройка маршрутизатора - «пробросить порты»).

Вторым логическим шагом стала настройка программного обеспечения. Мы выбрали программу RaiDrive т.к. ее настройка интуитивно понятна и доступна простому пользователю. После всех процедур и настройки программы на

Использование дискового школьного пространства для организации работы в условиях дистанционного образования

персональном компьютере «клиента» педагог получает доступ к дисковому школьному пространству и может работать с различными документами как в своей личной папке, так и знакомиться с информацией для других учителей и классных руководителей.

Несмотря на довольно простую настройку, у некоторых педагогов возникли сложности с данным процессом из дома: как правило допускались ошибки в паролях или наименовании папок, к которым подключались. Для разрешения проблемных ситуаций и спорных вопросов технического и содержательного характера было использовано два организационных механизма: оперативные производственные совещания и индивидуальное консультирование. На данный момент возможностью работать на школьном дисковом пространстве пользуется более 70% педагогов.

Еще одним логическим (третьим) шагом, конечно же, является создание/соблюдение информационной безопасности. Используя возможности групповой политики в NAS-хранилище были ограничены права пользователей в удалении документов. Доступ к личным папкам педагоги имеют только по индивидуальному логину и паролю, а использование персональных данных запрещено локальным нормативным актом нашей организации.

Таким образом, действую заданному алгоритму, после внедрения данного дискового пространства педагоги отметили следующие преимущества:

1) отказ от флеш-носителей;

2) доступ к своей информации с любого рабочего места в школе (стало актуальным при введении кабинетной системы в школах);

3) возможность подготовить материалы дома и сразу сохранить их на школьном дисковом пространстве.

Мы понимаем, что на данном этапе для достижения этой цели в нашей организации необходимо планомерно выявлять профессиональные дефициты педагогического коллектива в обозначенной деятельности и в кратчайшие сроки устранять их. Так, например, уже сейчас запланирован ряд семинаров для педагогов по их

обучению на различных образовательных платформах. Также необходимо улучшение материально-технической базы нашей школы, в том числе приобретение нового оборудования. Выполнив все вышеуказанные задачи можно будет говорить о том, что наша школа максимально приблизилась к созданию единого цифрового пространства, позволяющего перевести образовательный процесс на более качественный уровень.

В будущем планируется использование данного инструмента для развития института наставничества, т.к. педагог-наставник сможет проверять материалы, подготовленные к уроку как с рабочего места в школе, так и с домашнего компьютера и сразу корректировать их. Также мы планируем предоставить доступ к дисковому школьному пространству обучающимся 711 классов, что позволит им подготовить материалы к уроку дома и потом получить к ним доступ с ученических мест в школе.

Создание/формирование всех компонентов цифровой образовательной среды в школе сделает образовательный процесс более мобильным, трансформируемым, вариативным, встраиваемым в единое цифровое пространство, что, в свою очередь, облегчит труд педагога в дистанционных условиях. В заключении можно отметить, что данный опыт могут перенять и другие образовательные организации в связи с низкими материальными затратами для организации дискового школьного пространства.

Список литературы

1. Ефимова Ю. В. Роль внутришкольного информационного портала в управлении образовательным процессом образовательной организации / Ю. В. Ефимова, Н. Р. Бахтенгузина, П. В. Слепцов // Управление качеством образования. - 2019. - № 2. - С.37-40.

2. Коваленко С. К. Региональные межшкольные методические центры / С. К. Коваленко, Д. Ю. Столяров М. С. Цветкова // Вопросы образования. - 2005 - № 3. - С. 201- 221.

3. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. N° 03/3669).

Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 73 с. - ISBN 978-5906934-32-1.

4. Орехова Т. А. Факторы реализации информационной политики в системе образования Челябинской области / Т. А. Орехова, Т. Б. Белякова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020 - J№ 1(9). - С. 12-16.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. -343 с. - ISBN 978-5-7598-1990-5.

6. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности / П. Д. Рабинович, К. Е. Заведенский, М. Э. Куш-нир, Ю. Е. Храмов, А. Р. Мелик-Парсаданов // Информатика и образование. - 2020. - J 5. - С. 414. - https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14.

References

1. Efimova Yu. V. Rol' vnutrishkol'nogo informatsionnogo portala v upravlenii obrazovatel'nym protsessom obrazovatel'noy organizatsii / Yu. V. Efimova, N. R. Bakhtenguzina, P. V. Sleptsov // Upravlenie kachestvom obrazovaniya. - 2019. - № 2. - S. 37-40.

2. Kovalenko S. K. Regional'nye mezhshkol'nye metodicheskie tsentry / S. K. Kovalenko, D. Yu. Stolyarov M. S. Tsvetkova // Voprosy obrazovaniya. - 2005 - № 3. - S. 201- 221.

3. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669) . Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018. - 73 s. - ISBN 978-5-906934-32-1.

4. Orekhova T. A. Faktory realizatsii

informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / T. A. Orekhova, T. B. Belyakova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2020 - № 1(9). - S. 12-16.

5. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.] ; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s. - ISBN 978-5-7598-1990-5.

6. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: ot izmeneniya sredstv k razvitiyu deyatel'nosti / P. D. Rabinovich, K. E. Zavedenskiy, M. E. Kushnir, Yu. E. Khramov, A. R. Melik-Parsadanov // Informatika i obrazovanie. - 2020. - № 5. - S. 4-14. -https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14.

Сведения об авторах

Моисеенко Сергей Алексеевич - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Верхний Уфалей

Солодкова Екатерина Александровна -начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Info rmation about authors

Moiseenko S.A. - Deputy Director for educational work «Secondary school № 1», Chelyabinsk region, Verkhniy Ufaley

Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.