Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РАСЧЁТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ'

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РАСЧЁТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА / ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бенко Е.В., Ершов Д.А.

В статья рассматривается актуальная тема цифровой трансформации системы образования, направленной на её дебюрократизацию. Авторами описывается разработанная региональная информационная система расчёта показателей мониторинга системы образования, направленная на снижение бюрократической нагрузки на органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Представлены перспективы применения информационной системы, способной при небольших доработках извлекать и рассчитывать любые сведения, хранящиеся в формах статистической отчётности. Описаны существующие ограничения разработанной системы, определены направления дальнейшей разработки и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РАСЧЁТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ»

УДК 37.004

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РАСЧЁТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА

ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ

Е.В. Бенко, Д.А. Ершов

В статья рассматривается актуальная тема цифровой трансформации системы образования, направленной на её дебюрократизацию. Авторами описывается разработанная региональная информационная система расчёта показателей мониторинга системы образования, направленная на снижение бюрократической нагрузки на органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Представлены перспективы применения информационной системы, способной при небольших доработках извлекать и рассчитывать любые сведения, хранящиеся в формах статистической отчётности. Описаны существующие ограничения разработанной системы, определены направления дальнейшей разработки и перспективы развития.

слова: мониторинг системы автоматизированный расчёт

Ключевые

образования, показателей мониторинга, дебюрократизация, информационная система, формы федерального статистического наблюдения.

Одной из приоритетных задач, стоящих на сегодняшний день перед системой образования, является её дебюрократизация. На протяжении последних нескольких лет регулярно поднимается вопрос о необходимости снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников в связи с её негативным влиянием на их непосредственные должностные обязанности [3, 4, 7, 8, 9 и т.д.]. В недавнем письме Министерстве просвещения Российской Федерации 1 говорится о необходимости принятия мер, направленных на более эффективное использование информации из открытых источников при подготовке ответов на информационные запросы. Например, с официальных сайтов образовательных организаций, из уже имеющихся на региональном уровне

сведений в формах отраслевой статистики, а также из информационных систем различного уровня.

Привычные многопользовательские информационные системы выполняют функцию дебюрократизации лишь отчасти, позволяя оперативно получать те или иные отчёты на основе имеющихся в них сведений, при этом всё равно требуя предварительной загрузки данных. В связи с этим нагрузка со специалистов образовательной организации не снимается, а смещается акцент с заполнения отчётов на бумажных или электронных носителях на умение работать в информационных системах.

Поскольку каждый информационный запрос уникален, то на каждый приходится разрабатывать очередную систему, что в итоге приводит к путанице в их бесконечном множестве, регулярной потере логинов и паролей, необходимости обучения работе в различных системах в случае смены кадров и т.д. Таким образом, мы приходим к очевидному существующему на сегодняшний день противоречию: информацию стало с одной стороны получать проще и быстрее, однако, чтобы предоставлять её, необходимо обучаться «искусству» работы в различных системах. Вопрос дебюрократизации поднимается уже несколько лет, но при этом не решается, а только качественно меняется.

Примечательно также, что вопрос дебюрократизации поднимается в основном применительно к общеобразовательным организациям, однако очевидно, что многие из этих отчётов относятся и к другим образовательным организациям, а также полностью ложатся как на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - РФ), так и на органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Одним из наиболее сложных и комплексных

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10.09.2020 №№ ДГ-1426/04 «О снижении информационной нагрузки»

отчётов является ежегодный мониторинг системы образования [6]. Он представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность [5, ст. 97 п. 3].

Мы указывали ранее [1], что расчёт показателей данного мониторинга вручную является чрезвычайно время- и трудозатратным, а также сопровождается большим количеством ошибок в силу человеческого фактора. Но при этом, к сожалению, автоматизированный расчёт показателей мониторинга системы образования посредством уже существующих информационных систем был невозможен. Это стало причиной разработки нами региональной информационной системы расчёта показателей мониторинга системы образования.

Автоматизированная информационная система «Расчет показателей мониторинга системы образования» представляет собой локальное приложение, имеющее три вкладки для расчетов соответствующих групп показателей:

сведения о развитии дошкольного образования;

сведения о развитии начального общего образования, общего образования и среднего общего образования;

сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых.

Расчёт осуществляется на основании сведений по формам федерального статистического наблюдения (далее - ФСН): 85-к, ОО-1, ОО-2, 1-ДО. Все вкладки имеют идентичную структуру и предлагают на выбор 3 действия: загрузить исходные файлы для дальнейших расчетов, произвести расчет показателей мониторинга, сохранить рассчитанные показатели в форму Excel. Стоит отметить, что во избежание ошибок, этапы выполняются только в таком порядке, следующее действие заблокировано для операто-

ра, пока не выполнено предыдущее. Таким образом, нельзя рассчитать показатели, если не загружены и не обработаны формы ФСН, нельзя сохранить результаты расчётов, если они не были произведены.

Каждое из действий графически задано кнопкой, а структурно представляет собой модуль в исходном коде. Соответственно, на текущий момент в коде находится 9 модулей (по 3 на каждую вкладку). Подобная структура крайне удобна в случае возникновения каких-либо изменений в методике расчёта показателей, так как позволит вносить изменения лишь в нужный модуль, не затрагивая другие. К примеру, если в расчетах показателей по форме ОО-1 изменились некоторые формулы, это не помешает рассчитать все необходимые показатели по форме 85-к.

Работа в системе состоит из трёх последовательных этапов:

1) Загрузка файлов. Для обеспечения расчётов мониторинга в разрезе муниципальных образований области, в систему загружаются все исходные файлы образовательных организаций, которые разложены по одноименным папкам. В свою очередь сводные формы по каждому из муниципалитетов представлены в виде отдельных файлов. В связи с этим загрузка сведений в систему подразделяется на две разновидности, в зависимости от характера запрашиваемой у оператора информации.

Запрос файлов - при данном виде запроса оператор указывает все файлы, участвующие в расчете показателей, причем они должны находиться в одном каталоге. В таком случае система формирует список, состоящий из абсолютных путей до указанных файлов. Далее запускается цикл по списку, формирующий список из листов соответствующих файлов. На следующем этапе листы из сформированного списка последовательно инициализируются в памяти.

Запрос папок - по своей логике похож на запрос файлов, с той лишь разницей, что проходит в большее количество этапов. Оператор указывает все папки, содержащие исходные файлы, вследствие чего системой формируется множество путей до папок, элементами которого, в свою очередь, также являются множества путей, но уже до файлов каждой папки. Далее

запускается цикл по множеству путей до папок, внутри которого запускается цикл по множествам путей до файлов, в котором и происходит загрузка файлов в память. Процедура инициализации листов исходных файлов идентична.

Для обеспечения корректного запуска всех циклов загрузки система хранения файлов должна быть организована определенным способом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура каталогов и подкаталогов для взаимодействия с региональной информационной системой расчёта показателей мониторинга системы образования

2) Расчет показателей. Функция расчета является самой нестабильной, так как методика расчетов показателей меняется ежегодно, соответственно, исходный код данной функции регулярно меняется. Однако принцип извлечения значений из ячеек файлов остается неизменным вне зависимости от показателя. Происходит это следующим образом: из множества листов последовательно извлекается лист необходимого раздела, далее указывается адрес ячейки, в котором содержится необходимое значение.

3) Сохранение формы отчета осуществляется после расчета всех показателей и проходит в два этапа. На первом этапе списки со значениями по всем показателям «склеиваются» в единый набор данных. На втором этапе полученный набор переписывается в книгу Excel.

Стоит отметить, что перед этапом загрузки файлов необходимо расположить их в определенном порядке, чтобы соблюсти общепринятый порядок перечисления муниципальных образований (сначала городские округа, потом муниципальные районы). Так как расположить их верно

в алфавитном порядке не представляется возможным, перед названием муниципального образования ставится его номер в порядке перечисления в виде 01, 02 и так далее. Связано это с особенностью языка программирования, который сначала обрабатывает все номера, начинающиеся с 1. Оставив классический порядок, обработка будет осуществляться в следующей последовательности: 1, 11, 12 ... 19, затем 2, 21, 22 и так далее.

Таким образом, работа в системе достаточно проста, но требует предварительной подготовки файлов и расположения их определенным способом для запуска правильного цикла захвата и анализа файлов. Ключевой особенностью системы является её прямая зависимость от актуальной методики расчёта показателей, в связи с чем существует необходимость ежегодного изменения исходного кода для обновления формул. Но несмотря на существующие ограничения в работе с системой, она имеет ряд преимуществ перед существующим ранее порядком ручного расчёта показателей мониторинга.

Первым достоинством разработанной системы является значительное уменьшение количества человекочасов на расчет показателей мониторинга системы образования. Несмотря на несколько тысяч обрабатываемых файлов, полный расчет всех показателей занимает от 1 до 2 часов, большая часть времени при этом выделяется на непосредственно загрузку и обработку форм. Процесс же расчетов и формирования формы Excel с рассчитанными показателями занимает около минуты.

Вторым достоинством является отсутствие запросов на муниципальный и институциональный уровни для расчёта тех или иных показателей, что является одним из способов дебюрократизации в данном случае преимущественно органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

И третьим очевидным достижением становится значительное сокращение количества ошибок в силу человеческого фактора, которые были вызваны большим количеством осуществляемых расчётов на основании многосоставных формул.

Разработанная система имеет значительно более разнообразные перспективы использова-

ния, нежели только расчёт показателей монито- сельской местности и поселках городского типа, а

ринга системы образования. Анализ любых сведений, хранящихся в формах статистической отчётности, возможно осуществить в кратчайшие сроки, заведомо прописав ту или иную формулу. Например, ещё одним из модулей, разработанных нами в процессе работы над системой, стал расчёт показателя «Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений». Таким образом, единожды собрав форму ФСН, в течение года из неё можно получать любые сведения в считанные минуты или часы без запроса данной информации на институциональном или муниципальном уровнях.

Конечно же, тут мы сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, очевидно, что формы ФСН не охватывают все существующие сведения об образовательной организации, и в кратчайшие сроки выполнить любой информационный запрос таким способом не получится. Во-вторых, в случае некорректного или неполного заполнения форм статистической отчётности образовательными организациями ряд показателей будет рассчитан неверно. В-третьих, мы столкнулись с несовершенством самих форм ФСН.

Так, примером несовершенства форм ФСН №ОО-1 является отсутствие отметок о том, что организация является филиалом/структурным подразделением. В обеих формах № ОО-1 и №ОО-2 отсутствуют указания на характер местности, в которой находится организация (городская/сельская). В связи с этим, расчёт некоторых показателей становится трудновыполнимой задачей, требующей дополнительной «ручной» подготовки файлов к анализу, которая может сопровождаться ошибками в силу человеческого фактора. Таким является показатель мониторинга системы образования «Доля образовательных организаций, реализующих программы общего образования, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в

также гарантированным Интернет-трафиком».

Расчёт подобного показателя требует сортировки всех файлов общеобразовательных организаций по типу месторасположения на основании почтового адреса, что невозможно сделать автоматически из-за отсутствия единого образца заполнения почтового адреса. При его заполнении используют сокращения или полные названия, не указывают муниципальный район и т.д. В связи с этим полностью автоматизировать расчёт вышеуказанного показателя на сегодняшний день нет возможности.

В идеале форма статистической отчётности должна содержать исчерпывающие сведения об образовательной организации, в том числе исходя из показателей мониторинга системы образования. Это позволит извлекать и анализировать информацию даже на большой выборке в кратчайшие сроки. Заполнение форм ФСН должно осуществляться в рамках электронного единого централизованного автоматизированного ресурса с автоматическим подтягиванием данных из других информационных систем и автоматической проверкой неверно введённых вручную значений. Это значительно снизит нагрузку по заполнению и проверке данных форм как на институциональном, так и на муниципальном и региональном уровнях.

Для анализа полученных данных прописывается модуль информационной системы или локальная информационная система, способная осуществлять мгновенный расчёт всех требуемых показателей в соответствии с необходимым запросом. Причём желательно это делать либо полностью централизовано, либо раздав разработанный инструментарий всем органам исполнительной власти субъектов РФ.

Помимо ежегодного анализа относительно статичных сведений (актуальных на протяжении года как мониторинг системы образования) существует множество других регулярных и уникальных информационных запросов. На сегодняшний день большинство из них запускается на федеральном уровне в форме сбора файлов Excel, которые рассылаются на уровень субъекта РФ. В лучшем случае эти формы имеют зафиксированные в конкретных ячейках форму-

лы. В худшем - они представлены в отсканированном виде в формате PDF, что только увеличивает количество ошибок и усугубляет качество заполнения. Далее эти формы спускаются на уровень муниципалитета, поскольку на региональном уровне часто отсутствует актуальная и полная информация обо всех образовательных организациях вследствие либо специфики запроса (уникальные данные, отсутствующие в статистической отчетности), либо же его пролонгированного характера (ежедневные отчёты). В связи с этими же особенностями данной информации может не быть и на муниципальном уровне, вследствие чего эти формы спускаются на институциональный уровень, полностью противореча федеральному распоряжению о снижении бюрократии.

Таким образом, дебюрократизация на сегодняшний день невозможна без цифровой трансформации на вышестоящем федеральном уровне. Предлагаемым вариантом решения сбора регулярной статичной информации, как мы указывали ранее, становится доработка и окончательное утверждение формы статистической отчётности, содержащей все исчерпывающие данные в соответствии с регулярно рассылаемыми запросами, а также разработка специальных локальных информационных систем, способных захватывать и анализировать данные форм статистической отчётности. Как мы видим на примере нашей системы, «захват» данных из 3,5 тысяч файлов и расчёт примерно 7 тысяч показателей осуществляется в течение одного рабочего дня на обычном стационарном компьютере.

В случае сбора специфической информации, выходящей за пределы представленных в ФСН данных, на федеральном уровне предлагается использовать данные, представленные на сайтах образовательных организаций. Но при этом готовые инструменты «захвата» информации с сайтов как таковые отсутствуют. Вручную проанализировать несколько сотен или даже тысяч сайтов образовательных организаций, расположенных в субъекте РФ, невозможно. Это приводит нас к выводу о необходимости разработки систем, способных парсить и анализировать информацию, расположенную на официаль-

ных сайтах образовательных организаций.

На данном этапе цифровизации системы образования создание таких систем осложнено отсутствием единой платформы для веб-сайтов организаций. Несмотря на то, что в соответствии с региональной информационной политикой [2] в Челябинской области активно реализуется переход сайтов организаций на единую платформу educhel, все еще остаются сайты на платформах ucoz, narod или же собственных. Кроме того, серьезно осложняет процесс отсутствие адреса веб-сайта в ФСН. Вследствие описанных причин возникает необходимость вести реестр вебсайтов всех организаций, регулярно его обновляя. Однако уже сейчас можно значительно сократить количество обрабатываемых вручную сайтов, создав парсер для сайтов на определенной платформе. Тем не менее, создание такого инструментария требует предварительного аналитического этапа для определения множества всех платформ, использующихся организациями, а также определения разделов сайтов, на которых содержится необходимая информация.

Можно подытожить, что на сегодняшний день в Челябинской области разработана система, которая способна в течение нескольких часов на основании файлов статистической отчётности рассчитать показатели мониторинга системы образования как в целом по региону, так и в разрезе муниципальных образований. Потенциал системы позволяет при дописывании соответствующих модулей извлекать и анализировать любую информацию, хранящуюся в формах федерального статистического наблюдения, снимая бюрократическую нагрузку с образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Перспективами работы над информационными системами в рамках дебюрократизации системы образования является создание самообучающихся модулей, способных «захватывать» и анализировать информацию на сайтах образовательных организаций.

Список литературы

1. Бенко Е. В. Подходы к разработке региональной информационной системы расчёта

показателей мониторинга системы образования / Е. В. Бенко, Д. А. Ершов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2020. - № 1(9). - C. 91-96.

2. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. J№ 03/3669. -Челябинск : РЦОКИО, 2018. - 59 с. - ISBN 978-5906934-32-1.

3. Кудашов В. И. Перспективы управления российским образованием: децентрализация и дебюрократизации / В. И. Кудашов // Профессиональное образование в современном мире. - 2017.

- Т.7. № 4. - С. 1340-1347.

4. Никонов В. А. Насущная проблема - дебюрократизация системы образования / В. А. Никонов // Качество образования. - 2018. -№ 4. - С. 4-9.

5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 21.04.2020).

6. Об осуществлении мониторинга системы образования: постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (ред. от 25.05.2019). - URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rfot-05082013-n-62/. (дата обращения: 15.10.2020).

7. Полутин С. В. Процессы бюрократизации и дебюрократизации учительского труда и их влияние на качество профессиональной деятельности педагогов: результаты социологического проекта / С. В. Полутин, Ю. В. Мананникова // Интеграция образования. - 2020. - Т. 24. № 1 (98).

- С. 75-97.

8. Смолин О. Н. Образование и наука : дебюрократизация и концепция развития : [выступление на парламентских и общественных слушаниях] / О. Н. Смолин - URL: http://www.smolin.ru/ duma/audition/2015-06-16 (дата обращения: 16.10.2020).

9. Яковлева Н. Управление образовательным (научным) учреждением: необходимость дебюрократизации / Н. Яковлева // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №. 4. - С. 77-87.

References

1. Benko E.V. Podkhody k razrabotke regional'noy informatsionnoy sistemy rascheta pokazateley monitoringa sistemy obrazovaniya / E.V. Benko, D.A. Ershov // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2020. - № 1(9). - C. 91-96.

2. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669). - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept. pdf. - data obrashcheniya: 16.10.2020.

3. Kudashov V.I. Perspektivy upravleniya rossiyskim obrazovaniem: detsentralizatsiya i debyurokratizatsii / V.I. Kudashov // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. - 2017. - T. 7. № 4. - S. 1340-1347.

4. Nikonov V. A. Nasushchnaya problema -debyurokratizatsiya sistemy obrazovaniya //Kachestvo obrazovaniya. - 2018. - №. 4. - S. 4-9.

5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya: 21.04.2020).

6. Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.08.2013 № 662 (red. ot 25.05.2019). - URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rfot-05082013-n-662/. (data obrashcheniya: 15.10.2020).

7. Polutin S.V. Protsessy byurokratizatsii i debyurokratizatsii uchitel'skogo truda i ikh vliyanie na kachestvo professional'noy deyatel'nosti pedagogov: rezul'taty sotsiologicheskogo proekta. S.V. Polutin, Yu.V. Manannikova Integratsiya obrazovaniya. - 2020. - T. 24. № 1 (98). - S. 75-97.

8. Smolin O.N. Obrazovanie i nauka: debyurokratizatsiya i kontseptsiya razvitiya [Elektronnyy resurs] // Vystupleniya na parlamentskikh i obshchestvennykh slushaniyakh. 2015. URL: http://www.smolin.ru/duma/audition/ 2015-06-16 (data obrashcheniya: 16.10.2020).

9. Yakovleva N. Upravlenie obrazovatel'nym (nauchnym) uchrezhdeniem: neobkhodimost' debyurokratizatsii / N. Yakovleva // Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2016. - №. 4. - S. 77-87.

Сведения об авторах

Бенко Елизавета Вячеславовна - кандидат психологических наук, начальник отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ершов Данил Алексеевич - статистик отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Ershov D.A. - Statistician of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371: 004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКОВОГО ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Моисеенко, Е.А. Солодкова

В статье рассматривается понятие цифровой трансформации в образовании, а также особенности данного процесса на всех уровнях системы образования. Авторами определены проблематика и необходимость создания школьного дискового пространства как профессионального поля взаимодействия педагогов в условиях дистанционного образования. Представлены алгоритм создания данного пространства, а также перспективные направления в его использовании.

Ключевые слова: цифровая трансформация, информационная политика, общеобразовательная организация, дисковое пространство.

Первые шаги по информатизации системы образования были сделаны еще в 2001-2005 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды».1 В школах появляется интернет, обновляется или закупается компьютерное оборудование, педагоги начинают учиться работать с персональным компьютером, различными программами и приложениями, встраивать полученные умения в образовательный процесс. Именно в это время персональный компьютер

'Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. N 630 "О информационной среды (2001-2005 годы)" (с изменениями и дополнени

становится инструментом в руках участников образовательных отношений, помогая в подготовке к урокам как учителю, так и ученику. Для лучшего вхождения в обновленную информационную среду были созданы межшкольные методические центры, которые позволили устранить актуальные в то время профессиональные дефициты в работе с техническими средствами [2]. В тот момент невозможно было говорить ни о цифровой трансформации, ни о цифровиза-ции образования, ни о появлении информационной политики как целенаправленном комплексе мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе образования. «Цифровые технологии воспринимали лишь как еще один инструмент для традиционных рабочих процессов» [5, с. 26].

«Чтобы решить задачи, которые ставит перед образованием четвертая индустриальная революция, общему образованию предстоит пройти через цифровую трансформацию; четвертая вводит в жизнь персонализированную, ориентированную на результат модель образования» [5, с. 24]. Выделенные элементы процесса цифровой трансформации описывают направления деятель-

Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной : https://base.garant.ru/1586371/ (дата обращения: 30.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.