Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА «СЕМИНАР» ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА «СЕМИНАР» ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «MOODLE» / ЭЛЕМЕНТ КУРСА / СЕМИНАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакач Е.В., Шакирова Е.С.

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционным образовательным технологиям. Предметом исследования становится система дистанционного обучения «Moodle». Она предназначена для управления обучением и обладает оптимальным набором ресурсных возможностей для реализации дополнительных профессиональных программ. Авторами детально показано практическое использование электронного элемента «Семинар» системы дистанционного обучения «Moodle», который участвует в формировании определенных знаний, умений и навыков слушателей. Сделан вывод о том, что работа в системе дистанционного обучения «Moodle» позволяет проектировать учебные занятия, курсы в соответствии с современными педагогическими требованиями на основе метода деятельностных форм обучения слушателей. Рассматриваемая тема будет интересна педагогическим работникам системы образования, организующих обучение с применением дистанционных образовательных технологий посредством системы дистанционного обучения «Moodle».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакач Е.В., Шакирова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА «СЕМИНАР» ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

(Chelyabinskaya oblast'): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 21.09.2020 g. № 01/1958 - URL: https://rcokio.ru/ files/publications/Prikaz_1 958_RSOKO.PDF (data obrashcheniya 30.09.2020).

6. Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020 gg.: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/ files/upload/reg_conc/koncepciya_rses.pdf (data obrashcheniya: 29.09.2020).

7. Ob utverzhdenii Polozheniy, reglamentiruyushchikh deyatel'nost' obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu sistem otsenki kachestva obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.10.2018 № 01/3145 - URL: https://rcokio.ru/files/pages/%D 0%A0rikaz_M0iN_CHelyabinskoy_oblasti_ot_24.1 0.2019_3145 .pdf (data obrashcheniya 01.10.2020).

8. Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i funktsionirovaniya regional'nogo reestra ekspertov v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Polozheniya ob ekspertnoy ploshchadke professional'no-obshchestvennogo obsuzhdeniya i professional'no-obshchestvennoy ekspertizy v sfere otsenki kachestva obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 05.06.2019 № 01/2038 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/

vimp/rrex/prikaz_2038.pdf (data obrashcheniya: 29.09.2020).

9. Organizatsiya professional'no-

obshchestvennogo obsuzhdeniya nauchno-prikladnykh produktov v obshcheobrazovatel'noy organizatsii / G. N. Peshkova, M. B. Merenkov, I. V. Latypova, L. V. Pekarskaya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2019. - № 3 (8). - S. 91-94.

Сведения об авторах

Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Вострякова Ольга Владимировна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Petrova I.Yu. - Head of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37.018.43:004

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА «СЕМИНАР» ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Е.В. Бакач, Е.С. Шакирова

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционным образовательным технологиям. Предметом исследования становится система дистанционного обучения «Moodle». Она предназначена для управления обучением и обладает оптимальным набором ресурсных возможностей для реализации дополнительных профессиональных программ. Авторами детально показано практичес-

кое использование электронного элемента «Семинар» системы дистанционного обучения «Moodle», который участвует в формировании определенных знаний, умений и навыков слушателей. Сделан вывод о том, что работа в системе дистанционного обучения «Moodle» позволяет проектировать учебные занятия, курсы в соответствии с современными педагогическими требованиями на основе метода деятельностных форм

обучения слушателей. Рассматриваемая тема будет интересна педагогическим работникам системы образования, организующих обучение с применением дистанционных образовательных технологий посредством системы дистанционного обучения «Moodle».

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения «Moodle», элемент курса, семинар.

Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [4], является одной из стратегических задач развития системы образования Российской Федерации.

Сегодня для цифровой экономики нужны компетентные кадры, эффективность формирования которых тесно связаны с цифровой трансформацией образования, в том числе и системы дополнительного профессионального образования, которая, с одной стороны, должна обеспечить развитие цифровой компетентности педагогических работников, а с другой стороны, обновить содержание дополнительных профессиональных программ в рамках федеральных проектов Национального проекта «Образование», а также технологии их реализации.

Одним из трендов в системе дополнительного профессионального образования является создание условий для обеспечения непрерывности профессионально-личностного развития педагогов через единство формального, неформального и информального образования. В данной статье основной акцент сделан на систему формального образования через освоение дополнительных профессиональных программ.

В системе дополнительного профессионального образования приоритетом является расширение форм реализации дополнительных профессиональных программ. А именно широкое внедрение цифровых инструментов учебной деятельности и включение их в электронную образовательную среду, обеспечивающую возможность обучения граждан по индивидуаль-

ному учебному плану - в любое время и в любом месте. Для достижения этой цели Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Региональный центр оценки качества и информатизации образования (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) выбрал путь широкого внедрения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Впервые на законодательном уровне понятие «дистанционные образовательные технологии» было введено в 2003 году. На текущий момент Федеральный закон от 29 декабря 2012 г N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право применять при реализации образовательных программ электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Причем под электронным обучением понимается «организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [5, ст.16 п.1], а под дистанционными образовательными технологиями «понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [5, ст. 16 п. 1].

ГБУ ДПО РЦОКИО при разработке локальной нормативной базы, обеспечивающей реализацию дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816, а также приказом Минобрнауки России от

01.07.2013 N 499.

В качестве методологического основания совершенствования системы дополнительного профессионального образования педагогов можно выделить разработанную Концепцию комплексного сопровождения ГБУ ДПО РЦОКИО непрерывного профессионального развития педагогов, целью которой является «выработка единых подходов к обновлению содержания деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО по обеспечению сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов в контексте национальных целей развития Российской Федерации, стратегических целей федеральных проектов Национального проекта «Образование», региональной политики в сфере оценки качества образования» [1].

Мы понимаем, что в настоящее время в условиях постоянного совершенствования профессиональных компетентностей педагога, а также его вынужденной необходимости обучаться «не отходя от рабочего места», должно обновляться не только содержание дополнительных профессиональных программ, но и формы повышения его квалификации. Именно поэтому для нашего учреждения (для специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО) актуальным является поиск наиболее эффективных форм интерактивного обучения с учетом удаленности слушателя от места обучения. Ввиду особенностей обучения взрослых одной из таких форм становится обучение с применением дистанционных образовательных технологий, «которое включает в себя организацию интерактивного взаимодействия между преподавателем и слушателем, между слушателем и слушателем, между слушателем и интерактивным источником информационного ресурса (например, сайта, контент которого наполняется самими участниками)» [8]. «Своего рода окном в единое информационное пространство, виртуальное представительство образовательной организации в Интернете может стать сайт образовательной организации» [6].

Важным условием при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является наличие электронной образовательной среды, которая позволила бы

полностью сопровождать обучение в учреждении дополнительного профессионального образования, выполняя функцию не только обучения в рамках программы, но и осуществления коммуникации и интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Управление электронной образовательной средой в ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляется посредством системы дистанционного обучения «Moodle» (далее СДО «Moodle»). «Это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями» [2]. Ее безусловным преимуществом является экономическая доступность, так как СДО «Moodle» распространяется бесплатно и представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для дистанционного и онлайн-обучения, имеет полноценный механизм ролей, развитую структуру элементов, дает возможность объединять слушателей в группы, общаться на форумах и в чатах, обмениваться файлами, сообщениями и выполнять различные другие взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

СДО «Moodle» предлагает достаточно большой спектр ресурсов и элементов, которые могут участвовать в формировании контента и управлении учебным процессом. Ресурсы СДО «Moodle» представляют собой вспомогательные средства (источники информации), которые можно использовать в определенных целях. Это разделы содержимого курса (контента), который слушатель просматривает, читает, изучает. Ресурс выступает структурной единицей курса, как правило неактивной. К ним относятся: пояснение, страница, файл, папка, гиперссылка, книга.

Элемент в СДО «Moodle» - это составная интерактивная часть обучающего курса, которая позволяет организовать изучение теоретического материала, осуществлять контроль уровня знаний (тест, задание, семинар) и взаимодействие в процессе выполнения различного рода работ (форум, чат, личное сообщение, блог), организовывать взаимное оценивание (семинар), коллективную работу над одним документом (вики), проведение анкетирования и опросов (обратная связь, опрос), коллективный словарь (глоссарий).

В данной статье рассмотрим в качестве примера элемент семинар. Он является одним из активных элементов СДО «Moodle», отличается большим разнообразием, а также является одним из самых сложных элементов в части настройки и управления.

Слово семинар имеет несколько значений. Словарь иностранных слов дает такое определение: семинар - 1. Групповые практические занятия под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. 2. Групповые занятия, кружок для какой-нибудь специальной подготовки, для повышения квалификации [7].

В СДО «Moodle» понятие семинар приобретает новое значение. Семинар «Moodle» (электронный семинар) - вид работы, где предполагается не только выполнение задания, но и взаимное оценивание, рецензирование работ других [3]. Итоговая оценка учитывает не только качество собственных работ, но и деятельность слушателей в качестве рецензентов. Преподаватель тщательно планирует тему семинара, выделяет наиболее важные вопросы. Проведение семинара способствует координации группы слушателей и позволяет разнообразными способами оценивать работу

Работа с электронным семинаром складывается из нескольких фаз.

1. Фаза настройки. На данном этапе преподаватель делает основные настройки работы семинара и описывает все необходимые требования в инструкции. Слушатели работают над своим заданием согласно предоставленной преподавателем инструкции.

2. Фаза представления работ, в ходе которой слушатели получают инструкцию по выполнению работы, отправляют на проверку выполненные работы в сроки, указанные в соответствующих настройках семинара. Здесь же преподаватель распределяет работы для рецензирования другим слушателям. Это распределение можно делать вручную или же воспользоваться случайным распределением.

3. Фаза оценивания работ предполагает получение слушателем двух оценок за работу в электронном семинаре. Во-первых, за работу, которую он сам выполнил, а во-вторых, за работу

в качестве рецензента. Оценка за работу считается вне зависимости от выбора метода оценивания, результатом является средневзвешенное оценок от всех рецензентов. Важно, что преподаватель может переоценить вручную работу слушателя или поучаствовать в работе как дополнительный рецензент. Слушатели более активно проверяют результаты своих коллег, что благоприятно сказывается на суммарном балле за семинар. Отдельно необходимо отметить важность описания критериев оценки семинара, которые необходимо структурировать максимально точно. Слушатель не должен при оценивании опираться на субъективные критерии.

4. Фаза оценивания оценок. На этом этапе слушатели не могут влиять на выставленные ими оценки, а преподаватель проверяет правильность выставленной оценки студентами и ставит свою оценку.

5. Фаза заключения, в ходе которой проводится анализ оценок и слушатели получают окончательный отзыв от преподавателя.

Таким образом, можно отметить следующие преимущества электронного семинара:

закрепление навыков самостоятельной работы слушателей;

использование методологий поиска информации в сети Интернет, развитие способностей к структурированию и анализу полученного материала;

развитие аналитических способностей (составление тестовых заданий);

расширение области полученных знаний, а также совершенствование процесса самооценки своей работы по сравнению с работами других слушателей во время проверки результатов.

При проведении классических лекционных занятий слушатели являются пассивными наблюдателями и только небольшое их количество может активно участвовать в обсуждении нового материала. Использование же электронного семинара в СДО «Moodle» позволяет повысить интерес всех слушателей при выполнении работы, дает возможность «самовыразиться», проявить свои исследовательские и аналитические возможности и сравнить свою работу с работами своих коллег. Таким образом достигает-

ся «общение» и «обсуждение», предполагаемое семинаром. Слушатели воспринимают семинар, как достаточно комфортную и интересную форму занятий, особенно в виде альтернативы конспектированию теоретической лекции. В процессе работы с электронным семинаром слушатели получают навыки совместной самостоятельной работы, корпоративного мышления, решения сложных исследовательских задач и критического осмысления полученных результатов.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей слушателей.

Список литературы

1. Баранова Ю. Ю. Профессионально-общественная экспертиза как эффективная форма представления результатов проектной деятельности в рамках региональной системы оценки качества образования / Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. -№ 3(8). - С. 23-27.

2. Вайндорф - Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. - Москва : Юрайт, 2018. - 194 с. -ISBN 978-5-9916-9202-1.

3. Мясникова Т. С. Система дистанционного обучения Moodle / Т. С. Мясникова, С. А Мясников. - Харьков, 2008. - 232 с. - ISBN 978-966-153606-6.

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 08.10.2020).

5. Об образовании в Российской Федерации (последняя редакция) : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ - URL: http://www.consul tant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.10.2020).

6. Подяконова А.С. Проблемы развития единого информационно-образовательного пространства в рамках функционирования

официальных сайтов системы образования Челябинской области / А. С. Подяконова, Л. В. Васина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 1(2). -с. 30-36.

7. Семинар значение // Словарь иностранных слов. - URL: https://classes.ru/all-russian/dictionary-foreign-term-11929.htm (дата обращения: 08.10.2020).

8. Чернявская А. Г. Андрогогика: практ. пособие для вузов / А. Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 174 с. -ISBN 978-5-534-06550-3.

References

1. Baranova Yu. Yu. Professional'no-obshchestvennaya ekspertiza kak effektivnaya forma predstavleniya rezul'tatov proektnoy deyatel'nosti v ramkakh regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / Yu. Yu. Baranova, I. V. Latypova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2019. - J№ 3(8). - S. 23-27.

2. Vayndorf - Sysoeva M. E. Metodika distantsionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya vuzov / M. E. Vayndorf-Sysoeva, T. S. Gryaznova, V. A. Shitova. - Moskva : Yurayt, 2018. - 194 s. -ISBN 978-5-9916-9202-1.

3. Myasnikova T. S. Sistema distantsionnogo obucheniya Moodle / T. S. Myasnikova, S. A Myasnikov. - Kharkov, 2008. - 232 s. - ISBN 978-966-1536-06-6.

4. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 g. № 204 - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obra-shcheniya: 08.10.2020).

5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (poslednyaya redaktsiya) : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ - URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 08.10.2020).

6. Podyakonova A.S. Problemy razvitiya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva v ramkakh funktsionirovaniya ofitsial'nykh saytov sistemy obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / A. S. Podyakonova, L. V. Vasina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva

obrazovaniya. - 2017. - № 1(2). - s. 30-36.

7. Seminar znachenie // Slovar' inostrannykh slov. - URL: https://classes.ru/all-russian/dictionary-foreign-term-11929.htm (data obrashcheniya: 08.10.2020).

8. Chernyavskaya A. G. Androgogika: prakt. posobie dlya vuzov / A. G. Chernyavskaya. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva : Yurayt, 2018. - 174 s. - ISBN 978-5-534-06550-3.

Сведения об авторах

Бакач Елена Владимировна - старший методист отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Шакирова Екатерина Сергеевна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Bakach E.V. - Senior Methodologist of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Shakirova E.S. - Methodologist of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.14

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Н. Ляпах, С.А. Худовердова

В статье показана необходимость совершенствования информационной компетентности педагога, поскольку именно она является основой качественного образования. В условиях цифрови-зации образования важным является не только оптимизация образовательной деятельности, но и важность и значимость отдельных позиций в повышении квалификации педагогических кадров, в обновлении их профессиональных знаний.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационная компетентность педагога, информационно-образовательная среда, качество образования, цифровизация образования.

В современных условиях к качеству образования предъявляются новые требования, достижение которых невозможно без информационной компетентности педагогов и создания информационно-образовательной среды. Одним из приоритетных направлений развития современного общества является процесс цифровизации

образования. Цифровизация, в свою очередь, сопровождается внедрением средств информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ) в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию образовательной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) закрепляют требования по созданию на базе каждого образовательного учреждения информационно-образовательной среды, определяют ее состав и функционирование [3, 4].

В соответствии с ФГОС информационно-образовательная среда должна: включать в себя комплекс образовательных ресурсов, в том числе цифровые ресурсы; обеспечивать информационно-методическую поддержку образовательной деятельности, её планирование и ресурсное наполнение; поддерживать дистанционное взаимодействие его участников [3].

В ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.