Научная статья на тему 'Совершенствование профессионально значимых компетентностей специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации: Региональный подход'

Совершенствование профессионально значимых компетентностей специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации: Региональный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров М.А., Сайгушкина С.В., Бакач Е.В.

В статье рассматривается практика организации подготовки специалистов, привлекаемых к процедурам государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11-х классах, основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9-х классах, на территории Челябинской области на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захаров М.А., Сайгушкина С.В., Бакач Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионально значимых компетентностей специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации: Региональный подход»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 371.14

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

М.А. Захаров, С.В. Сайгушкина, Е.В. Бакач

В статье рассматривается практика организации подготовки специалистов, привлекаемых к процедурам государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11-х классах, основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9-х классах, на территории Челябинской области на базе ГБУ ДДО РЦОКИО.

Ключевые слова: единая система оценки качества образования, государственная итоговая аттестация, единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, оценочные процедуры, повышение квалификации, профессионально значимые компетенции, дистанционное обучение.

В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО). По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) Сергея Кравцова, ЕСОКО на уровне Российской Федерации дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ [1]. Являясь многоуровневой системой ЕСОКО состоит из нескольких процедур, среди которых важное место занимают процедуры государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 -х классах, основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9-х классах. Цель их проведения - определить соответствие результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования требованиям федерального государственного образовательно-

го стандарта среднего общего образования (ЕГЭ) [5] и соответствия образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ОГЭ) [4].

В региональную модель оценки качества образования Челябинской области процедуры государственной итоговой аттестации (ГИА) включены в состав оценочных процедур, осуществляющих внешнюю оценку качества общего образования в части оценивания индивидуальных образовательных результатов [3]. Обеспечение подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на основании статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на территории Челябинской области осуществляется Министерством образования и науки Челябинской области. Организационно-методическое, организационно-техническое обеспечение и информационное сопровождение проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) (ГИА-9 и ГИА-11 соответственно, вместе - ГИА) на территории Челябинской области, осуществляет ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО).

В 2018 году к подготовке и проведению процедур ГИА привлекались 12822 специалиста системы образования Челябинской области (рис.1).

Специалисты, привлекаемые к проведению ГИА в 2018 году

■ Кол-во специалистов, привлекаемыг к ГИА в форме ОГЭ □ Кол-во специалистов, привлекаемыг к ГИА в форме ЕГЭ

эксперты региональных предметных комиссии ■ 300 при проведении ГИА Ц 180

организаторы в пунктах проведения экзаменов

технические специалисты пунктов проведения

экзаменов, осуществляющих печать и сканирование экзаменационных материалов

Ш 588 391

члены государственной экзаменационной ■ 358 комиссии 305

6672

3718

руководители пунктов проведения экзаменов

■ 388 202

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000

Рис.1 Специалисты, привлекаемые к проведению ГИА в 2018 году

Представленные на рисунке 1 данные свидетельствуют о том, что для эффективной организации проведения процедур ГИА первостепенной является задача подготовки всех категорий специалистов, привлекаемых к проведению данных оценочных процедур и совершенствование их профессионально значимых компетенций, в следующих направлениях:

- проверка и оценка ответов заданий с развернутыми ответами: экспертов региональных предметных комиссий при проведении ГИА; (если есть этот пункт, то логично экспертов ГИА добавить на график, рис.1)

- организация и проведение ГИА в пунктах проведения экзаменов (далее - ППЭ): члены государственной экзаменационной комиссии, руководители ППЭ, организаторы ППЭ, технические специалисты ППЭ;

- организация наблюдения за проведением процедур ГИА: общественные наблюдатели, осуществляющие общественное наблюдение за процедурами ГИА.

На сегодняшний день площадкой для организации обучения специалистов, прив-

лекаемых к проведению процедур ГИА в Челябинской области, является ГБУ ДПО РЦОКИО, на базе которого, организуется повышение квалификации всех

перечисленных выше категорий

специалистов.

Обучение в 2018 году осуществлялось по трем практико-ориентированным

программам повышения квалификации: «Совершенствование профессионально значимых компетентностей педагога -участника проведения государственной итоговой аттестации обучающихся», «Технологическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования», «Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования».

Следует отметить, что в связи с применением в 2018 году во всех ППЭ Челябинской области новых технологий проведения процедуры ГИА в форме ЕГЭ: печати полного комплекта экзаменационных материалов в аудиториях ППЭ и перевода бланков участников в электронный вид (сканирование) в штабе ППЭ основной

акцент в повышении квалификации в 2018 году был сделан на специалистов, участвующих в организации и проведения процедуры ГИА в форме ЕГЭ. В связи с чем в феврале 2018 года муниципальными органами управления образования (42 МОУО) были сформированы заявки в ГБУ ДПО РЦОКИО на повышение квалификации, специалистов, привлекаемых в проведении ГИА в форме ЕГЭ.

В результате организованного обучения в период с февраля по май 2018 года в рамках реализации государственного задания ГБУ ДПО РЦОКИО на реализацию программ повышения квалификации и целевых субсидий на иные цели для повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к проведению

государственной итоговой аттестации, на базе ГБУ ДПО РЦОКИО повысили квалификацию 2854 специалиста из 42 (100%) территорий Челябинской области. На рисунке 2 представлены результаты обучения в 2018 году специалистов, привлекаемых к организации и проведению ГИА в форме ЕГЭ в ППЭ, а именно:

- руководителей пунктов проведения экзаменов - 229 человек (113 % от всех руководителей ППЭ ГИА-11), из них 101 кадровый резерв на должность руководителя ППЭ;

- членов государственной экзаменационной комиссии - 308 человек (100% от всех членов государственной экзаменационной комиссии ГИА-11);

- технических специалистов пунктов проведения экзаменов, осуществляющих печать и сканирование экзаменационных материалов 377 человек (96% от всех технических специалистов ППЭ ГИА-11), при этом отметим, что было обучено 100% технических специалистов, задействованных в ППЭ в форме ЕГЭ;

- организаторов в пунктах проведения экзаменов - 1500 человек (40% от всех организаторов в аудиториях ППЭ ГИА-11). Следует отметить, что количество прошедших повышение квалификации организаторов в аудиториях ППЭ с 2017 г. по 2018 г. составляет 2480 человек (67% всех организаторов в аудиториях ППЭ ГИА-11).

Результаты обучения специалистов, привлекаемых к организации и проведению ГИА-11 за 2018 год

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

члены руководители организаторы в технические

государственной пунктов аудиториях ППЭ в специалисты экзаменационной проведения форме ЕГЭ ППЭв форме ЕГЭ

комиссии ЕГЭ экзаменов ЕГЭ □ Количество специалистов, привлеченных к проведению ГИА -11 в 2018 г

8 Количество специалистов, прошедших обучение на базе ГБУ ДПО РЦОКИО в 2018 г

Рис.2. Результаты обучения специалистов, привлекаемых к организации и проведению

ГИА -11 за 2018 год

Кроме того, в 2018 году на базе ГБУ ДПО РЦОКИО продолжилась подготовка кандидатов в состав региональных предметных комиссий для проверки экзаменационных работ участников ГИА:

- ГИА-11 - 180 человек (в 2017 году количество составило 180 человек);

- ГИА-9 - 300 человек (в 2017 году количество составило 330 человек).

Обучение осуществлялось при непосредственном участии председателей региональных предметных комиссий 2018 года.

В результате в 2018 года на базе ГБУ ДПО РЦОКИО прошли обучение:

- специалисты, привлекаемые к ГИА-9 -300 человек (в 2017 году - по ППК 1030 человек);

- специалисты, привлекаемые к ГИА-11 -2594 человек (в 2017 году - по ППК 990 человек).

Следует отметить, что при реализации всех программ повышения квалификации для специалистов, привлекаемых к подготовке и проведению ГИА, в ГБУ ДПО РЦОКИО используются разнообразные формы организации обучения, в том числе и дистанционные образовательные технологии. Обучение в дистанционной форме осуществляется посредством информационной системы «Дистанционное обучение ГБУ ДПО РЦОКИО». Структура представленных учебных матери-

алов программ повышения квалификации способствует интерактивной деятельности слушателя. Во-первых, через организацию «диалога» слушателя с учебным материалом, во-вторых, через обеспечение возможности вести диалог по ходу изучения материала с преподавателем, специалистами и коллегами по работе и учебе. Все лекционные и практические материалы представлены, как в виде удобного для печати текстового формата, так и в видео формате. Получая доступ к программам повышения квалификации с помощью логина и пароля, слушатели имеют возможность, как изучать новый материал, так и просматривать дополнительные материалы очного обучения. Все представленные материалы могут быть использованы в дальнейшем как методические материалы для организации инструктивных совещаний в образовательных организациях и муниципалитетах.

На сегодняшний день количество учебных часов, реализуемых с помощью дистанционных образовательных технологий в программах повышения квалификации для специалистов, привлекаемых к ГИА составляет от 33% до 50% (рис 3). Основной задачей 2019 года является перевод обучения ряда специалистов, привлекаемых ГИА, полностью на дистанционную образовательную платформу ГБУ ДПО РЦОКИО.

Соотношение учебных часов в программах повышения

квалификации

Проектно-целевое управление общеобразовательной организацией в условиях государственной итоговой аттестации.

Аналитическая деятельность педагога в условиях введения профессионального стандарта (на основе использования результатов итоговой аттестации обучающихся). Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования.

Технологическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования. Совершенствование профессионально значимых компетентностей педагога - участника проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.

0% 20% 40% 60% 80%

□ очное с применением дистанционных образовательных технологий □ очное обучение

Рис.3 Соотношение учебных часов в программах повышения квалификации

67%

33%

67%

67%

Необходимо отметить, что на базе ГБУ ДПО РЦОКИО также реализуются практико-ориентированные программы повышения квалификации, направленные на совершенствование индивидуальной аналитической и методической компетентности педагогов при работе с результатами ГИА, а также направленные на совершенствование управления общеобразовательной организацией по результатам ГИА: «Аналитическая деятельность педагога в условиях введения профессионального стандарта (на основе использования результатов ГИА обучающихся)», «Проектно-целевое управление общеобразовательной организацией в условиях государственной итоговой аттестации», «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования».

Статистические и информационно-аналитические материалы результатов ГИА используются для информационно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов в таких программах как: «Оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС и профессиональных стандартов», «Психолого-педагогическое сопровождение процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся», «Внутренняя система оценки качества образования образовательной организации. Управление в условиях реализации изменяющегося законодательства».

Кроме того, в период с марта по май 2018 года ФГБУ «Федеральным центром тестирования» была запущена федеральная учебная платформа по подготовке специалистов, привлекаемых к проведению ГИА-11. Все специалисты, включенные в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования, помимо повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РЦОКИО проходили обучение на данной учебной платформе. В целом, количество специалистов Челябинской области, зарегистрировавшихся на учебной платформе https://edu. rustest.ru и завершивших обучение - 4637 человека.

С целью повышения открытости и прозрачности процедур ГИА ежегодно на базе ГБУ ДПО РЦОКИО организовывается обучение еще одной категории участников оценочных процедур - общественных наблюдателей при проведении ГИА. Для этого на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО развернута платформа для регистрации и прохождения обучения кандидатов в общественные наблюдатели. Обучение проходит полностью в дистанционной форме и предусматривает подготовку по вопросам нормативно-правового обеспечения проведения ГИА, знакомство с правами и обязанностями общественного наблюдателя на каждом технологическом этапе проведения ГИА. Успешное освоение данной программы является одним из оснований для последующей аккредитации кандидатов в качестве общественных наблюдателей при проведении ГИА. В целом, зарегистрировались на учебной платформе в 2018 году https://rcokio.ru/obschestvennoe-

паЬЦ^еше/ и прошли обучение 3494 общественных наблюдателя.

Еще одной формой совершенствования профессионально значимых компетенций специалистов, привлекаемых к проведению ГИА, является участие в инструктивно-методических и информационных совещаниях (очных и онлайн) различных категорий педагогических работников в рамках подготовки специалистов, привлекаемых к проведению процедур ГИА, проводимых Министерством образования и науки Челябинской области; Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, ФГБУ «Федеральным центром тестирования», ФГБУ «Федеральным институтом педагогических измерений», ГБУ ДПО РЦОКИО.

Несомненно, что совершенствованию профессионально значимых компетенций педагогов способствует реализация ГБУ ДПО РЦОКИО совместно с Федеральным центром тестирования (г. Москва) проекта тренировочного тестирования обучающихся 9 и 11 классов по технологиям ОГЭ и ЕГЭ, в котором в 2018 году приняли участие 17756 обучающихся из 37 муниципалитетов области. В рамках данного проекта отрабатывается технология организации и проведения ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) с использованием конт-

рольно-измерительных материалов, разработанных ФГБУ «Федеральным институтом педагогических измерений» согласно спецификации 2018 года. Организация тренировочного тестирования позволяет не только ознакомить обучающихся 9 и 11 классов с процедурой ГИА, но и приобрести практические опыт действий в условиях, приближенных к условиям периода ГИА, всем участникам оценочной процедуры [2]. Кроме того, по итогам мероприятий тренировочного тестирования были подготовлены и представлены специалистам муниципальной системы образования информационно-аналитические материалы о затруднениях при организации и проведении тренировочного тестирования, а также типичные ошибки в содержании экзаменационных работ участников тренировочного тестирования. Материалы были представлены на совещаниях для специалистов муниципальной системы образования.

С целью обеспечения информационного сопровождения ГИА, представления специалистам системы образования Челябинской области актуальной информации по вопросам организации и проведения ГИА на официальных сайтах Министерства образования и науки Челябинской области ГБУ ДПО РЦОКИО специалистами ГБУ ДПО рЦо-КИО режиме постоянного обновления идет размещение нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, информационных, инструктивно-методических материалов.

Таким образом, для совершенствования профессионально значимых компетентно-стей педагога - участника проведения государственной итоговой аттестации обучающихся на уровне региона используются разнообразные формы повышения квалификации: формального, неформального и инфор-мального. Реализация всех приведенных в данной статье мероприятий в рамках подготовки специалистов, привлекаемых к проведению процедур ГИА, позволяет акцентировать внимание на наиболее важных и значимых процедурах, технологиях деятельности для каждой категории специалистов, что в свою очередь позволяет избежать нарушений и технических сбоев при проведении

данного вида оценочных процедур в Челябинской области.

Список литературы

1. Кравцов, С.С. ЕСОКО Единая Система Оценки Качества Образования [Электронный ресурс] / С. С. Кравцов- Режим доступа: https://rcokio.ru/esoko/ (дата обращения 10.10.2018)

2. Латыпова, И.В. Методическое сопровождение педагогов при подготовке государственной итоговой аттестации [Текст] / И. В. Латыпова, М. С. Майданова // Научно-методическое обеспечение оценки качества обра-зования-2017-№2(3). — С45-49.

3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. № 03-02/11974 «Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область)» [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rcokio.ru/izdanija-gbu-dpo-rtsokio/(дата обращения 10.10.2018)

4. Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 N 1394 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ege.edu.ru(дата обращения 10.10.2018)

5. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» [Электронный ресурс] -- Режим доступа: http://ege.edu.ru (дата обращения 10.10.2018)

References

1. Kravtsov, S. S. ESOKO Edinaya Sistema Otsenki Kachestva Obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / S. S. Kravtsov- Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/esoko/ (data obrashcheniya 10.10.2018)

2. Latypova, I. V. Metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov pri podgotovke gosudarstvennoy itogovoy attestatsii [Tekst] / I. V. Latypova, M. S. Maydanova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva

obrazovaniya-2017-№2 (3). — S45-49.

3. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016g. № 0302/11974 «Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (CHelyabinskaya oblast')» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/izdanija-gbu-dpo-rtsokio/ (data obrashcheniya 10.10.2018)

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 25.12.2013 N 1394 (red. ot 09.01.2017) «Ob utverzhdenii Por-yadka provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam os-novnogo obshchego obrazovaniya» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://ege.edu.ru (data obrashcheniya 10.10.2018)

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.12.2013 N 1400 (red. ot 09.01.2017) «Ob utverzhdenii Por-yadka provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam srednego obshchego obrazovaniya» [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: http://ege.edu.ru (data obrashcheniya 10.10.2018)

Сведения об авторах

Захаров Михаил Анатольевич - начальник управления государственной итоговой аттестации, ГБУ ДПО «Региональный

центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск Сайгушкина Светлана Валерьевна -

начальник отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бакач Елена Владимировна - начальник лаборатории электронного обучения отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Zakharov M.A. - Head of the Department of State Final Examination, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Saigushkina S.V. - Head of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk Bakach E.V. - Head of e-Learning Laboratory of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.