Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ (ОБНОВЛЕННАЯ) РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНООБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНООБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова И.Ю., Вострякова О.В.

В статье рассматриваются основные аспекты организации и проведения профессиональнообщественного обсуждения и профессиональнообщественной экспертизы и их потенциал в развитии региональной системы оценки качества образования. Также представлен опыт Челябинской области по функционированию экспертной площадки по обсуждению и экспертизе научноприкладных продуктов и концептуальных документов, разработанных в рамках реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова И.Ю., Вострякова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 37.014

ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

И.Ю. Петрова, О.В. Вострякова

В статье рассматриваются основные аспекты организации и проведения профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы и их потенциал в развитии региональной системы оценки качества образования. Также представлен опыт Челябинской области по функционированию экспертной площадки по обсуждению и экспертизе научно-прикладных продуктов и концептуальных документов, разработанных в рамках реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.

Ключевые слова: региональная политика в сфере оценки качества образования, Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования, профессионально-общественное обсуждение, профессионально-общественная экспертиза, региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования, экспертная площадка.

В настоящее время система оценки качества образования Челябинской области находится на этапе функционирования в режиме непрерывного развития. Результативность региональной системы оценки качества образования (РСОКО) дает возможность формировать и развивать региональную политику в сфере оценки качества образования [5].

Основами осуществления региональной политики в сфере оценки качества образования выступает Концепция (обновленная) системы оценки качества образования Челябинской области [5], а также совокупность других обеспечивающих РСОКО концепций и методик.

Одной из таких концепций является Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования [6]. Целью создания и функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования является использование потенциала экспертов в сфере оценки качества образования для развития РСОКО посредством применения организационных, информационных и методических механизмов управления экспертным сообществом в сфере оценки качества образования. Одной из задач методического сопровождения регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования является организация деятельности экспертной площадки на виртуальной информационно-методической площадке (ВИМП), которая расположена на официальном сайте Регионального центра оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО). С целью регламентации функционирования экспертной площадки в Челябинской области разработано Положение об экспертной площадке профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы в сфере оценки качества образования [8]. Возможности экспертной площадки позволяют организовать и проводить профессионально-общественного обсуждение и профессиональную экспертизу научно-прикладных продуктов, разработанных в рамках региональной политики в сфере оценки качества образования.

Следует отметить, что в Челябинской области профессионально-общественное обсуждение и профессионально-общественная экспертиза в качестве инструментов для оценки и принятия

профессиональным сообществом концептуальных документов, научно-прикладных продуктов, применяются на протяжении нескольких лет [2, 4, 9].

Под профессионально-общественным обсуждением следует понимать получение информации об отношении профессионального сообщества системы образования Челябинской области к разработанным научно-методическим продуктам. Профессионально-общественная экспертиза в свою очередь подразумевает получение информации об оценке экспертным сообществом системы образования Челябинской области тех же научно-методических продуктов. Экспертное сообщество системы образования составляют эксперты регионального и федерального уровня, включенные в региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования.

В 2020 году ГБУ ДПО РЦОКИО были проведены профессионально-общественное обсуждение и профессионально-общественная экспертиза следующих научно-прикладных продуктов в рамках реализации региональной политики в сфере оценки качества образования:

Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) (проект);

Положение (модельное) об информационной политике муниципальной системы образования (проект);

Административный регламент (модельный) предоставления муниципальной услуги «Зачис-

ление в образовательное учреждение» (проект);

Административный регламент (модельный) по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащихся, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» (проект);

Положение (модельное) об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (проект);

Положение (модельное) об информационной политике образовательной организации (проект);

Правила (модельные) приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (проект).

Участниками профессионально-

общественного обсуждения выступили педагогические и руководящие работники образовательных организаций, а также специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Челябинской области (рисунок 1). Общее количество участников профессионально-общественного обсуждения составило 2916 человек (на 1006 участников больше чем в 2019 году), из 43 муниципальных образований Челябинской области (на 6 больше, чем в 2019 году).

Рисунок 1 - Распределение участников профессионально-общественного обсуждения

Участникам профессионально-общественного обсуждения необходимо было ознакомиться с материалами и ответить на вопросы анкеты. Анкета и материалы для профессионально-общественного обсуждения располагались на ВИМП в разделе «Экспертная площадка».

Инструментарием обсуждения являлась анкета, состоящая из 8 блоков, включающих 10 вопросов. Вопросы первого блока были нацелены на авторизацию респондента профессионально-общественного обсуждения, сбор статистической информации. Семь блоков содержательной части анкеты соответствовали семи обсуждаемым продуктам. Каждый блок содержал ссылку для скачивания обсуждаемого документа, а также вопрос, касающийся оценки представленных продуктов по аспектам:

практическая значимость для развития региональной политики в сфере оценки качества образования;

практическая значимость для респондента, возможность применения документа в своей профессиональной деятельности;

отражение полномочий на всех уровнях управления качеством образования (региональном, муниципальном, институциональном) в соответствии с действующим законодательством;

эффективное обеспечение развития систем оценки качества образования на всех уровнях (региональном, муниципальном, институциональном).

При ответе на вопросы содержательной части анкеты предлагалось несколько вариантов ответов, при этом предоставлялась возможность осуществить множественный выбор, что позволило повысить значимость материалов по реализации Региональной политики в сфере оценки качества образования в системе образования Челябинской области.

По результатам профессионально-общественного обсуждения вышеуказанных научно-прикладных продуктов, все представленные материалы были признаны:

практически значимыми для развития региональной политики в сфере оценки качества образования;

отражающими полномочия на всех уровнях

управления качеством образования (региональном, муниципальном, институциональном) в соответствии с действующим законодательством;

позволяющими эффективно обеспечивать развитие систем оценки качества образования на всех уровнях (региональном, муниципальном, институциональном);

представляющими практическую значимость для респондентов и возможность применения в их профессиональной деятельности.

Кроме того, анализ полученных ответов показал заинтересованность научно-педагогического сообщества Челябинской области в представленных научно-прикладных продуктах.

Процедура профессионально-общественной экспертизы представляла собой анкетирование экспертов из числа участников образовательной агломерации[1,3,7], включенных в региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования [6].

Материалы для профессионально-общественной экспертизы также располагались на ВИМП в разделе «Экспертная площадка».

Анкета состояла из 8 блоков, включающих 53 вопроса, предназначенных для авторизации респондента, а также касающихся непосредственно оценки экспертом представленных научно-прикладных продуктов по следующим аспектам:

соответствие их законодательству Российской Федерации в сфере оценки качества образования и нормативным требованиям, предъявляемым к документам регионального уровня;

соответствие представленного продукта актуальным направлениям развития региональной политики в сфере оценки качества образования;

четкость и полнота отражения в предлагаемом продукте полномочий на всех уровнях управления качеством образования (региональном, муниципальном, институциональном) в соответствии с действующим законодательством;

практическая значимость экспертируемого продукта;

доступность и логичность изложения содержания экспертируемого продукта.

В каждом вопросе содержательной части анкеты эксперту можно было выбрать только один из предложенных вариантов ответов. Также в конце каждого блока вопросов эксперту предлагалось высказать предложения по корректировке (дополнению) содержания представленного продукта.

В экспертизе приняли участие 184 эксперта (на 93 эксперта больше, чем в 2019 году), представляющие 27 (на 6 муниципальных образований больше, чем в 2019 году) Челябинской области, входящих в состав межмуниципальных проектных групп (рисунок 2).

Иное

Орган местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования

Образовательная организация дополнительного образования

Общеобразовательная организация

Ооразоватепьная организация дошкольного образования

ГЪ\

62\

ш

в

■ п« ]

Рисунок 2 - Распределение участников профессионально-общественной экспертизы

По результатам профессионально-общественной экспертизы все представленные материалы были признаны соответствующими законодательству Российской Федерации в сфере оценки качества образования и нормативным требованиям, предъявляемым к документам регионального уровня, а также актуальным направлениям развития региональной политики в сфере оценки качества образования; практически значимыми на всех уровнях системы оценки качества образования (региональном, муниципальном, институциональном). Эксперты отметили, что в данных материалах четко и полно, в соответствии с действующим законодательством отражаются полномочия на всех уровнях управления качеством образования (региональном, муниципальном, институциональном), доступно и логично изложено содержание. Экспертируе-мые материалы рекомендованы в качестве инструмента для совершенствования региональной (муниципальной, институциональной) системы оценки качества образования.

Кроме того, участниками профессионально-общественной экспертизы были сформулированы предложения по корректировке научно-практических материалов, которые были учтены

разработчиками при их доработке.

Таким образом, в процессе разработки научно-прикладных продуктов и концептуальных документов в Челябинской области профессионально-общественное обсуждение и профессионально-общественная экспертиза являются заключительным этапом, потенциал которого позволяет установить факт применимости данных продуктов при реализации региональной политики в сфере оценки качества образования, а также получить мнение со стороны профессионального сообщества об их использовании в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Агломерация как механизм наращивания ресурсов управления качеством образования в муниципалитетах Челябинской области; методические материалы областного совещания с руководителями органов местного самоуправления Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования / А. И. Кузнецов, Е. А. Коузова [и др.]; под ред. В. Н. Кеспиков. -Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 10 с.

2. Баранова Ю. Ю. Профессионально-общественное обсуждение как этап принятия

Концепции региональной системы оценки качества образования / Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2016 - J№1(1). - C. 11-15.

3. Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2020 г. № 01/970 -URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/4462 90257.pdf (дата обращения 30.09.2020).

4. Латыпова И. В. Потенциал профессионально-общественного обсуждения в представлении опыта совершенствования региональной системы оценки качества образования / И. В. Латыпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №1(2). - C. 26-30.

5. Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область): приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 г. № 01/1958 - URL: https://rcokio.ru/ files/publications/PrikazJ958_RSOKO.PDF (дата обращения 30.09.2020).

6. Об утверждении Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020 гг.: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/ files/upload/reg_conc/koncepciya_rses.pdf (дата обращения: 29.09.2020).

7. Об утверждении Положений, регламентирующих деятельность образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.10.2018 № 01/3145 -URL: https://rcokio.ru/files/pages/%D0%A0rikaz_ MOiN_CHelyabinskoy_oblasti_ot_24.10.2019_314 5.pdf (дата обращения 01.10.2020).

8. Об утверждении Порядка формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования и Положения об экспертной площадке профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы в сфере

оценки качества образования: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.06.2019 № 01/2038 - URL: https://rcokio.ru/ files/upload/vimp/rrex/prikaz_2038.pdf (дата обращения: 29.09.2020).

9. Организация профессионально-

общественного обсуждения научно-прикладных продуктов в общеобразовательной организации / Г. Н. Пешкова, М. Б. Меренков, И. В. Латыпова, Л. В. Пекарская // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2019. - № 3 (8). - С. 91-94.

References

1. Aglomeratsiya kak mekhanizm narashchivaniya resursov upravleniya kachestvom obrazovaniya v munitsipalitetakh Chelyabinskoy oblasti; metodicheskie materialy oblastnogo soveshchaniya s rukovoditelyami organov mestnogo samoupravleniya Chelyabinskoy oblasti, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya / A. I. Kuznetsov, E. A. Kouzova [i dr.]; pod red. V. N. Kespikov. - Chelyabinsk : ChlPPKRO, 2016. - 10 s.

2. Baranova Yu. Yu. Professional'no-obshchestvennoe obsuzhdenie kak etap prinyatiya Kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / Yu. Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya - 2016 - №>1(1). - C.11-15.

3. Kontseptsiya mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v reshenii zadach effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 29.03.2020 g. № 01/970 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_ conc/446290257.pdf (data obrashcheniya 30.09.2020).

4. Latypova I. V. Potentsial professional'no-obshchestvennogo obsuzhdeniya v predstavlenii opyta sovershenstvovaniya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / I. V. Latypova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017 - №° 1(2). - C.26-30.

5. Ob utverzhdenii Kontseptsii (obnovlennoy) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya

(Chelyabinskaya oblast'): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 21.09.2020 g. № 01/1958 - URL: https://rcokio.ru/ files/publications/Prikaz_1 958_RSOKO.PDF (data obrashcheniya 30.09.2020).

6. Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020 gg.: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/ files/upload/reg_conc/koncepciya_rses.pdf (data obrashcheniya: 29.09.2020).

7. Ob utverzhdenii Polozheniy, reglamentiruyushchikh deyatel'nost' obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu sistem otsenki kachestva obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.10.2018 № 01/3145 - URL: https://rcokio.ru/files/pages/%D 0%A0rikaz_M0iN_CHelyabinskoy_oblasti_ot_24.1 0.2019_3145 .pdf (data obrashcheniya 01.10.2020).

8. Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i funktsionirovaniya regional'nogo reestra ekspertov v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Polozheniya ob ekspertnoy ploshchadke professional'no-obshchestvennogo obsuzhdeniya i professional'no-obshchestvennoy ekspertizy v sfere otsenki kachestva obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 05.06.2019 № 01/2038 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/

vimp/rrex/prikaz_2038.pdf (data obrashcheniya: 29.09.2020).

9. Organizatsiya professional'no-

obshchestvennogo obsuzhdeniya nauchno-prikladnykh produktov v obshcheobrazovatel'noy organizatsii / G. N. Peshkova, M. B. Merenkov, I. V. Latypova, L. V. Pekarskaya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2019. - № 3 (8). - S. 91-94.

Сведения об авторах

Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Вострякова Ольга Владимировна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Petrova I.Yu. - Head of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37.018.43:004

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА «СЕМИНАР» ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Е.В. Бакач, Е.С. Шакирова

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционным образовательным технологиям. Предметом исследования становится система дистанционного обучения «Moodle». Она предназначена для управления обучением и обладает оптимальным набором ресурсных возможностей для реализации дополнительных профессиональных программ. Авторами детально показано практичес-

кое использование электронного элемента «Семинар» системы дистанционного обучения «Moodle», который участвует в формировании определенных знаний, умений и навыков слушателей. Сделан вывод о том, что работа в системе дистанционного обучения «Moodle» позволяет проектировать учебные занятия, курсы в соответствии с современными педагогическими требованиями на основе метода деятельностных форм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.