Научная статья на тему 'Организация профессионально-общественного обсуждения научно-прикладных продуктов в общеобразовательной организации'

Организация профессионально-общественного обсуждения научно-прикладных продуктов в общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешкова Г.Н., Меренков М.Б., Латыпова И.В., Пекарская Л.В.

В статье рассматривается организация профессионально-общественного обсуждения на уровне общеобразовательной организации. Описаны этапы проведения профессиональнообщественного обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешкова Г.Н., Меренков М.Б., Латыпова И.В., Пекарская Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профессионально-общественного обсуждения научно-прикладных продуктов в общеобразовательной организации»

УДК 37.014

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Г.Н. Пешкова, М.Б. Меренков, И.В. Латыпова, Л.В. Пекарская

В статье рассматривается организация профессионально-общественного обсуждения на уровне общеобразовательной организации. Описаны этапы проведения профессионально-общественного обсуждения.

Ключевые слова: публичное обсуждение, профессионально-общественное обсуждение, межмуниципальные проектные группы, этапы профессионально-общественного обсуждения.

Общественное обсуждение является формой взаимодействия институтов гражданского общества с организациями государственной власти и органами местного самоуправления [2]. Под общественным обсуждением в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» понимается публичное обсуждение общественно значимых вопросов, которые используются в целях общественного контроля. Так же могут рассматриваться проекты решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением [6]. В данном случае общественное обсуждение представляет собой не единовременное мероприятие, а серию мероприятий по профессионально-общественному обсуждению в рамках межмуниципальных проектных групп.

Одной из задач межмуниципального взаимодействия является оптимизация ресурсов, позволяющих муниципальным образованиям в кратчайшие сроки обновить системы оценки качества образования с учётом всех требований, определённых в Региональной системе оценки качества

образования [4].

В рамках подготовки и проведения презентационного проекта «День образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования» ГБУ ДПО РЦОКИО инициировало проведение профессионально-общественного обсуждения научно-прикладных продуктов, обеспечивающих реализацию информационной политики в системе образования Челябинской области. Необходимо было рассмотреть предложенные к обсуждению материалы и ответить на вопросы анкеты, размещенной на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО в разделе виртуальная информационно-методическая площадка, «Региональный реестр экспертов».

МБОУ «СОШ N° 33 с углубленным изучением английского языка» Озёрского городского округа в статусе региональной инновационной площадки включилась в профессионально-общественное обсуждение научно-прикладных продуктов. Для этого, руководствуясь Положением об экспертной площадке профессионально-общественного обсуждения и профессионально общественной экспертизы в сфере оценки качества образования [5], рабочая группа общеобразовательной организации подготовила Порядок профессионально-общественного обсуждения научно-прикладных продуктов, разработанных межмуниципальными проектными группами по реализации информационной политики в системе образования Челябинской области.

Мероприятия профессионально-

общественного обсуждения осуществлялись в три этапа: подготовительный, основной и заключительный (таблица 1).

Таблица 1

Этапы работы в рамках профессионально-общественной экспертизы

Этапы профессионально-общественного обсуждения Содержание работы Результат

Подготовительный Определение формы проведения профессионально-общественного обсуждения; определение сроков проведения профессионально-общественного обсуждения; отбор участников профессионально-общественного обсуждения; создание условий для работы с материалами на электронном ресурсе ГБУ ДПО РЦОКНО Приказ директора школы «О формировании рабочей группы по проведению профессионально-общественного обсуждения Регламент работ (в приложении к приказу)

Основной Проведение профессионально-общественного обсуждения в установленные сроки: поэтапное изучение научно-прикладных продуктов; проведение процедуры профессионально-общественного обсуждения в форме работы фокус-групп Предложения по доработке Положения об информационном портале «Образование Челябинской области»

Заключительный Подготовка и представление результатов профессионально-общественного обсуждения на виртуально-методической площадке ГБУ ДПО РЦОКНО; участие в работе фокус-группы в рамках презентационного проекта «День образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования» в Вернеуфалейском городском округе [1] Сформированные предложения для работы в Фокус-группе

Целью профессионально-общественного обсуждения стало определение необходимости применения научно-прикладных продуктов в региональной системе оценки качества образования.

Целевая аудитория обсуждения -педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка». Формой проведения профессионально-общественного обсуждения стали фокус - группы

[3]. Метод фокус-группы представляет собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к продукту деятельности или к тому или иному виду деятельности. Ценность получаемой информации состоит в открытости участников дискуссии. Согласно характеристикам метода фокус-групп, коллектив школы объединился в группы от 5 до 10 участников. Длительность дискуссии, которую сопровождал модератор, составляла до двух академи-

Г.Н. Пешкова, М.Б. Меренков, И.В. Латыпова, Л.В. Пекарская

ческих часов. В условиях общеобразовательной организации модераторами фокус-групп выступили как представители администрации школы, так и руководители методических объединений, которые создали благоприятные условия общения для каждого члена фокус-группы.

В работе фокус-групп предлагалось рассмотреть проекты научно-прикладных продуктов через призму применения их в образовательной организации и акцентировать внимание на следующих позициях:

являются ли представленные материалы практически значимым для развития региональной системы оценки качества образования;

являются ли разработанные материалы практически значимым для общеобразовательной организации;

насколько представленные материалы будут применимы в профессиональной деятельности педагогов общеобразовательной организации;

насколько представленные научно-прикладные продукты позволят эффективно обеспечивать информационную безопасность в организациях системы образования Челябинской области.

Результаты работы позволили не только сформировать предложения, но и «примерить» на образовательную организацию предложенные для обсуждения научно-прикладные продукты.

Таким образом, профессионально-общественное обсуждение достигло поставленной цели. Дискуссия во время работы фокус-групп продемонстрировала ярко выраженный интерес к проектам научно-прикладных продуктов. Представленные на обсуждение материалы педагоги восприняли как актуальное событие, которое призвано упорядочить работу с компонентами ИК-инфрастуктуры и эффективно обеспечить информационную безопасность в общеобразовательных организациях.

Результатом профессионально-общественного обсуждения можно считать формирование предложений по корректировке/доработке материалов и их последующего внедрения в режиме функционирования.

Также рабочей группой были сформированы основные положения для участия в работе фокус-группы [1] в рамках презентационного проекта

«День образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования» в Верхнеу-фалейском городском округе.

Список литературы

1. Аналитическая справка по результатам презентационного проекта «День образовательной агломерации» - URL: https://rcokio.ru/vimp/effectivepractice/ (дата обращения: 22.11.2019).

2. Баранова Ю.Ю. Профессионально-общественное обсуждение как этап принятия концепции региональной системы оценки качества образования / Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2016 - № 1(1). - C. 11- 14.

3. Кондратьев А. Фокус-группа как метод исследования, его проведение. - URL: www.grandars.ru (дата обращения 27.10.2019).

4. Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2017) / Министерство образования и науки Челябинской области. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 21 с.

5. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020 гг. (Приказ Министерства образования и науки челябинской области от 24.12.2018 г № 03/3758). - URL: https://rcokio.ru/files/upload/ reg_conc/koncepciya_rses.pdf7 (дата обращения 18.11.2019)

6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) : Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ" - URL: http://base.garant.ru/ 70700452/ (дата обращения 18.11.2019)

References

1. Analiticheskaya spravka po rezul'tatam prezentatsionnogo proekta «Den' obrazovatel'noy aglomeratsii» - URL: https://rcokio.ru/vimp/ effectivepractice/. (data obrashcheniya: 22.11.2019).

2. Baranova YU.YU. Professional'no-obshchestvennoe obsuzhdenie kak etap prinyatiya

kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / YU. YU. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2016 - № 1(1). - C.11- 14.

3. Kondrat'ev A. Fokus-gruppa kak metod issledovaniya, ego provedenie. - URL: www.grandars.ru. (data obrashcheniya 27.10.2019).

4. Kontseptsiya mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v reshenii zadach effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 29.03.2017) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 21 s.

5. Kontseptsiya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020 gg. (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki chelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 g. № 03/3758). - - URL: https://rcokio.ru/files/upload/ reg_conc/koncepciya_rses.pdf (data obrashcheniya 18.11.2019)

6. Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) : Federal'nyy zakon ot 21 iyulya 2014 g. N 212-FZ" - URL: http://base.garant.ru/70700452/ (data obrashcheniya 18.11.2019)

Сведения об авторах

Пешкова Галина Николаевна - директор

МБОУ «СОШ № 33 с углублённым изучением английского языка», Челябинская обл., г. Озерск

Меренков Михаил Борисович - учитель физики МБОУ «СОШ № 33 с углублённым изучением английского языка», Челябинская обл., г. Озерск

Латыпова Ирина Владимировна - Почетный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Пекарская Лариса Викторовна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Peshkova G.N. - Director of Municipal Budget Educational Institution «Secondary school N° 33 with in-depth study of the English language», Ozersk

Merenkov M.B. - Teacher of Physics in Municipal Budget Educational Institution «Secondary school N 33 with in-depth study of the English language», Ozersk

Latypova I.V. - Head of the Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Pekarskaya L.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.