УДК 37.014
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова
В статье показан потенциал профессионально-общественной экспертизы как эффективной формы представления результатов проектной деятельности в рамках региональной системы оценки качества образования. Представлены описание процедуры и результатов профессионально-общественной экспертизы на примере экспертизы проекта модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации Челябинской области (модельной методики). Проанализированы актуальность и содержание профессионально-общественной экспертизы модельной методики. Дана характеристика специфики экспертных листов по оценке эффективности деятельности руководителей дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации и образовательной организации дополнительного образования.
Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, профессионально-общественная экспертиза, профессионально-общественная экспертиза результатов проектной деятельности, оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации, направления, критерии и показатели оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации, процедура и инструментарий профессионально-общественной экспертизы, экспертные листы.
Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечивают решение вопросов социально-экономического развития. Целью одного из национальных проектов» Образование»
«Учитель будущего» является обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций [4]. Результатом национального проекта «Учитель будущего» должно стать внедрение к 2020 году во всех субъектах Российской Федерации системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Характеристикой данного результата должно стать, в том числе проведение ежегодного мониторинга результатов аттестационных процедур руководителей общеобразовательных организаций [5].
Оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации (в контексте региональной политики в сфере оценки качества образования) возможна в рамках разработанной на региональном уровне специальной оценочной процедуры, которая может и должна стать частью процессуального компонента региональной и муниципальных систем оценки качества образования и войти в число инвариантных (обязательных) процедур оценки качества условий реализации образовательных программ (в данном случае кадровых) [8].
Профессионально-общественная экспертиза является одним из этапов принятия концептуальных документов региональной системы оценки качества образования. Данная работа является традиционной для ГБУ ДПО РЦОКИО. Так, Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области подверглась процедуре профессионально-общественной экспертизе и явилась заключительным этапом подготовки стратегического регионального документа [1].
Тема профессионально-общественной экспертизы представлена публикациями в научно-методическом журнале ГБУ ДПО РЦОКИО «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования», которые показывают профессионально-общественную экспертизу как механизм получения авторитетного заключения о разрабатываемых концептуальных документах регионального уровня. В роли экспертов в рамках профессионально-общественного обсуждения могут выступать как участники образовательных отношений (администрация образовательной организации, педагогические работники образовательной организации, родители), представители социума (члены общественных организаций), представители муниципальных методических служб и органов управления образованием, так и участники межмуниципальных проектных групп [3].
Согласно мероприятиям Дорожной карты разработки и внедрения региональной модели оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации, в системе образования Челябинской области [6] была организована профессионально-общественная экспертиза Модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область) (модельная методика). Руководствуясь Положением об экспертной площадке профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы в сфере оценки качества образования [7], была определена цель профессионально-общественной экспертизы проекта Модельной методики, которая заключается в получении информации об оценке экспертным сообществом системы образования Челябинской области содержания методики эффективности деятельности руководителя образовательной организации, а также возможности ее применения в качестве модельной для всех органов местного самоуправления, осуществляющих управление в
сфере образования (МОУО).
Предметом профессионально-
общественной экспертизы стали направления, критерии и показатели оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного образования. Данные материалы являются содержательным компонентом разработанной специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО модельной методики.
Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики послужила аналоговой моделью для разработки организационно-технологического компонента модели оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации (информационная система, формы отчетов, алгоритм проведения) [2].
Целевой аудиторией профессионально-общественной экспертизы модельной методики выступали руководители и специалисты муниципальных образований, руководители образовательных организаций. Основанием выборки послужили заявки на участие в профессионально-общественной экспертизе.
Процедура профессионально-
общественной экспертизы модельной методики представляла собой работу экспертов с экспертными листами:
экспертный лист оценки эффективности деятельности руководителей образовательной организации;
экспертный лист оценки эффективности деятельности руководителей дошкольной образовательной организации.
экспертный лист оценки эффективности деятельности руководителей организаций дополнительного образования.
Материалы для профессионально-общественной экспертизы модельной методики как материалы служебного пользования располагались в корпоративной защищенной сети передачи данных (FTP- сервер).
Экспертные листы содержали следующую информацию: направление оценки; критерии оценки; показатели, обеспечивающие оценку по критерию. В каждом экспертном листе специальным разделом предусмотрено было внесение предложений. Также в конце каждого экспертного листа предлагалось высказать предложения по дополнению критериев оценивания модельной методики.
Стартом профессионально-общественной экспертизы стал установочный семинар для потенциальных участников профессионально-общественной экспертизы в рамках мероприятий Дорожной карты.
В соответствии с заявками от МОУО и руководителей общеобразовательных организаций - региональных инновационных площадок в установочном семинаре приняли участие 32 территории Челябинской области (74%) и представители 10 региональных инновационных площадок (100%).
Всего в экспертизе приняли участие 135 экспертов, из них 11 экспертов - из числа руководителей общеобразовательных организаций - региональных инновационных площадок.
Информация по количеству предложений и учет в рамках корректировки модельной методики представлена на рисунке 1.
оодоп ООО
доо
0 10 20 30 40 50 60
■ Учтено предложений ■ Высказано предложений
Рисунок 1 - Количество поступ
Анализ состава экспертов, привлекаемых к профессионально-общественной экспертизе модельной методики, показал, что 28 экспертов (20,7 %) являются руководителями образовательных организаций дошкольного образования; 47 экспертов (34,8 %) - общеобразовательных организаций; 10 экспертов (7,4 %) -руководители образовательных организаций дополнительного образования; 50 экспертов (37 %) представляют органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
В ходе анализа экспертных листов по оценке эффективности деятельности руководителя было обработано 283 направленных отзыва, из них 125 предложений, 44 вопроса и 114 комментарий. Последние носили в основном уточняющий и рекомендательный характер. Вопросы чаще всего были направлены на уточнение источников информации при оценивании того или иного критерия. Предложения, направленные экспертами, были нацелены на
вших и учтенных предложений
конкретизацию содержания критериев, в результате которых скорректированы 5 показателей: три из них обеспечивающие оценку критерия «Результативность обеспечения охраны труда, здоровья и экологической безопасности образовательной организации, обеспечение безопасной образовательной среды». Уточнен показатель результативности организации и управления реализацией образовательных программ образовательной организации, а также показатель результативности управления процессами достижения образовательных и социокультурных результатов и эффектов деятельности образовательной организации.
По результатам профессионально-общественной экспертизы «Модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации» 11 экспертов (8,1%) из 135 признают, что показатели, обеспечивающие оценку по каждому критерию, не нуждаются в корректи-
ровке и дополнении.
Подводя общий итог профессионально-общественной экспертизе проекта Модельной методики отмечается высокая положительная экспертная оценка представленных на экспертизу материалов. Представленные экспертами предложения позволяют конкретизировать отдельные показатели модельной методики. По результатам профессионально-общественной экспертизы сделан вывод, что модельная методика может быть положена в основу разработки информационной системы оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации и апробирована в пилотных муниципальных образованиях.
Представленный пример демонстрирует потенциал профессионально-общественной экспертизы как эффективной формы представления результатов проектной деятельности в рамках региональной системы оценки качества образования. Проведение профессионально-общественной экспертизы позволяет разрабатывать, апробировать и внедрять процедуры и инструментарий оценки качества образования с учетом формирующей оценки профессионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.
Список литературы
1. Баранова Ю.Ю. Профессионально-общественное обсуждение как этап принятия концепции региональной системы оценки качества образования / Ю.Ю. Баранова // Научно методическое обеспечение оценки качества образования - 2016, J№ 1(1) - С 11-14.
2. Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики / А.В. Келлер, А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова [и др.] - Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 66 с.
3. Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской
Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2015 - 75 с. -URL: http://minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/ wodby_files/files/wiki/2015/09/mietod_riekomie ndatsii_po_gouo_v10.pdf
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 - URL : http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.09.2019)
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 14.08.2019) -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 10.11.2019)
6. Об утверждении Дорожной карты разработки и внедрения региональной модели оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в системе образования Челябинской области :приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.09.2018 г. № 01/2730 - URL: https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (дата обращения: 18.11.2019).
7. Об утверждении Порядка формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования и Положения об экспертной площадке профессионально-общественного обсуждения и профессионально общественной экспертизы в сфере оценки качества образования: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05 июня 2019 года N° 01/2038 -URL: https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (дата обращения: 11.11.2019)
8. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) : (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974) - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 140 с.
1. Baranova
References
Yu.Yu. Professional'no-
obshchestvennoe obsuzhdenie kak etap prinyatiya kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / Yu.Yu. Baranova // Nauchno metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya - 2016, J№ 1(1) - S. 11-14.
2.Metodika monitoringa effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya, po realizatsii zadach gosudarstvennoy politiki v sfere obrazovaniya i molodezhnoy politiki / A.V. Keller, A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova [i dr.] - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2018. - 66 s.
3.Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya obrazovaniem v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. - Moskva,2015 - 75 s. - URL: http://minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_ files/files/wiki/2015/09/mietod_riekomiendatsii_ po_gouo_v10.pdf
4. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 g. № 204 - URL : http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya: 11.09.2019)
5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 N 1642 (red. ot 14.08.2019) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_286474/ (data obrashcheniya: 10.11.2019)
6. Ob utverzhdenii Dorozhnoy karty razrabotki i vnedreniya regional'noy modeli otsenki effektivnosti deyatel'nosti rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti :prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.09.2018 g. № 01/2730 - URL: https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (data obrashcheniya: 18.11.2019).
7. Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i funktsionirovaniya regional'nogo reestra ekspertov v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Polozheniya ob ekspertnoy ploshchadke professional'no-obshchestvennogo obsuzhdeniya
i professionals obshchestvennoy ekspertizy v sfere otsenki kachestva obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 05 iyunya 2019 goda № 01/2038 - URL: https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (data obrashcheniya: 11.11.2019)
8. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') : (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974) - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2017. - 140 s.
Сведения об авторах Баранова Юлия Юрьевна - Почетный работник общего образования Российской Федерации, член учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области, первый заместитель директора ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Латыпова Ирина Владимировна - Почетный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Baranova Yu.Yu. - First Deputy Director of Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Latypova I.V. - Head of the Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk