Научная статья на тему 'Формирование и функционирование регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования'

Формирование и функционирование регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ЭКСПЕРТОВ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА / ИНИЦИАТОР РЕЕСТРА / ОПЕРАТОР РЕЕСТРА / УЧАСТНИКИ РЕЕСТРА / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ РЕЕСТРА / ОБНОВЛЕНИЕ РЕЕСТРА / АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЕСТРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострякова О.В., Николаева В.В., Школьникова М.Ю.

В статье представлены основные аспекты формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования в рамках реализации Дорожной карты Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вострякова О.В., Николаева В.В., Школьникова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и функционирование регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования»

УДК 37.014

ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕЕСТРА ЭКСПЕРТОВ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Вострякова, В.В. Николаева, М.Ю. Школьникова

В статье представлены основные аспекты формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования в рамках реализации Дорожной карты Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.

Ключевые слова: региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования, региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования, виртуальная информационно-методическая площадка, инициатор реестра, оператор реестра, участники реестра, пользователи реестра, обновление реестра, актуализация реестра.

На протяжении последних четырех лет одной из приоритетных задач системы образования Челябинской области является совершенствование региональной системы оценки качества образования (РСОКО) [2].

Создание регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования является одним из эффективных ресурсов развития региональной системы оценки качества образования, формирование и принципы функционирования которого нашли свое отражение в Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (далее - Концепция) [1,3].

Одной из форм управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (далее - ОКО) выступает Дорожная карта, представленная в приложении к Концепции [3,4] и состоящая из двух разделов, отражающих деятельность по организационному, информационному (первый раздел), а также научно-методическому (второй) обеспечению

функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере ОКО. Каждый раздел содержит 2 этапа - формирующий и деятельностно-результативный.

На формирующем этапе сопровождения Дорожной карты по реализации Концепции предполагалось создание пакета региональных документов, регламентирующих функционирование регионального сетевого экспертного сообщества в сфере ОКО [3,4].

Одним из таких документов является Порядок формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 5 июня 2019 года №01/2038 (далее - Порядок), разработанный с целью определения регламента создания и систематического использования базы данных региональных экспертов в сфере ОКО для обеспечения комплексного сопровождения развития региональной системы оценки качества образования в Челябинской области.

В данной статье предпринята попытка описать идею создания, формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере ОКО (далее - реестр) на основе разработанного Порядка. Идея создания такого реестра в первую очередь обусловлена необходимостью управления деятельностью экспертов по направлениям экспертной деятельности в сфере оценки качества образования.

Именно в качестве организационного механизма управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере оценки качества образования выступает создание и функционирование регионального реестра, представленного перечнем экспертов Челябинской области, участвующих в процедурах оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях [3].

Реестр представляет собой структурированный по направлениям деятельности перечень экспертов Челябинской области (их статус определен распорядительными актами федерального или регионального уровней), участвующих в процедурах оценки качества образования. Реестр является открытым информационным ресурсом, который размещается на виртуальной информационно-методической площадке (далее - ВИМП), функционирующей на официальном сайте государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО).

В период формирования реестра в первую очередь необходимо было решить задачи по созданию открытой базы данных региональных экспертов в сфере ОКО; на этапе функционирования первоочередными стали задачи по обеспечению поддержания актуальности данных реестра, обеспечению методического, организационного и информационно-технологического сопровождения деятельности экспертов в сфере ОКО.

Задача по использованию организационного механизма управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере ОКО, включая анализ кадрового потенциала и планирование дополнительных кадровых ресурсов для экспертной деятельности, организацию повышения квалификации педагогических и руководящих работников по направлению экспертной деятельности в сфере ОКО также решается в процессе функционирования реестра, в частности, через разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации для педагогических работников по направлению экспертной деятельности в сфере ОКО.

В функционировании реестра сегодня задача реализации комплекса мер по систематизации и повышению эффективности экспертной деятельности в сфере ОКО в Челябинской области обеспечивается такими мероприятиями, как сопровождение подготовки научных и

научно-прикладных статей и материалов по актуальным вопросам экспертной деятельности в сфере ОКО, организация сетевого взаимодействия участников регионального сетевого экспертного сообщества в сфере ОКО в рамках сетевого информационного ресурса, а также обеспечение распространения успешных/позитивных экспертных практик, включая ресурс ВИМП и традиционные региональные мероприятия.

Разработка Порядка формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере ОКО также предполагала наличие и описание субъектов регионального реестра. Это прежде всего инициатор реестра, в роли которого выступает Министерство образования и науки Челябинской области, и оператор реестра - организация, комплексно сопровождающая формирование и функционирование реестра (ГБУ ДПО РЦОКИО).

Непосредственно участниками реестра являются руководящие и педагогические работники образовательных организаций Челябинской области как специалисты, осуществляющие экспертизу в рамках направлений деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, официально утвержденные в качестве региональных экспертов приказами Министерства образования и науки Челябинской области;

Реестр ориентирован и на пользователей, под которыми понимаются руководители и специалисты Министерства образования и науки Челябинской области; руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - МОУО), и муниципальных методических служб; руководящие работники образовательных организаций Челябинской области; руководители (представители) образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования; организаций, обеспечивающих оценку качества образования; иные заинтересованные представители систем образования субъектов Российской Федерации.

Реестр позволяет пользователю независимо

от направления экспертной деятельности найти информацию об интересующем его специалисте: открытая информация включает фамилию, имя, отчество; наименование муниципалитета, наименование образовательной организации; занимаемую должность; направление деятельности регионального экспертного сообщества; наименование процедуры оценки качества образования, в которой участвует эксперт; основание включения в реестр (распорядительный акт федерального или регионального уровней). Также в реестре представлена информация ограниченного доступа: электронный адрес, контактный телефон эксперта.

При выборе пользователем реестра того или иного эксперта для участия в экспертизе пользователь направляет письменный запрос оператору реестра и получает необходимую информацию, позволяющую привлечь эксперта к участию в процедурах экспертизы по направлениям деятельности в сфере оценки качества образования. Использование персональных данных экспертов в реестре осуществляется строго в соответствии с принципом конфиденциальности: результаты профессиональной деятельности экспертов, иная информация, запрашиваемая оператором реестра, подлежат защите в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных. Таким образом, оператор реестра гарантирует сохранность и конфиденциальность информации.

Задача по формированию (наполнению) реестра решалась в соответствии с определенными Концепцией [3] направлениями экспертной деятельности в сфере ОКО - таких направлений в ходе работы над Концепцией [3] было определено восемь. На сегодняшний день в реестре представлены эксперты Челябинской области в сфере ОКО по всем направлениям экспертной деятельности; общий количественный состав экспертов (по данным на сентябрь 2019 года) составил 4 028 человек.

Отличительной особенностью формирования и функционирования реестра стало использование современных информацион-

ных технологий, позволяющих обеспечить сбор и внесение в реестр данных об экспертах, их хранение, обработку, систематизацию и защиту. Такой подход к организации реестра, основанный на принципе информационно-технологической обеспеченности, также позволил в максимально сжатые сроки осуществить переход от формирования реестра к его функционированию, что в свою очередь позволяет оптимизировать процедуры обновления реестра и актуализации данных о региональных экспертах в сфере ОКО и своевременно принимать управленческие решения, используя достоверную базу данных реестра.

Обновление реестра, то есть дополнение перечня региональных экспертов, проводится оператором реестра по мере обновления приказов Министерства образования и науки Челябинской области, утверждающих состав экспертов по направлениям экспертной деятельности, не позднее десяти дней после выхода приказа. Актуализация реестра подразумевает приведение данных об экспертах в соответствии с их фактическим состоянием; проводится оператором реестра по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В ходе обновления реестра и актуализации данных возможно исключение эксперта из реестра, которое осуществляется в случаях окончания срока полномочий, добровольного отказа эксперта от исполнения полномочий, а также в иных случаях, препятствующих эксперту выполнять свои обязанности, или при условии, если эксперт в течение трех лет не привлекался к экспертным процедурам по направлениям деятельности, определенным Концепцией [3].

Организационную основу формирования и функционирования реестра составляют отношения между его субъектами в рамках выполняемых ими функций. В работе реестра определены три группы функций, осуществляемых субъектами: организационные, методические и информационно-технологические. Их реализация осуществляется на трех уровнях субъектов реестра: оператора, пользователя, участника.

Организационные функции на уровне оператора реестра заключаются в осуществлении работы по формированию и функционированию реестра, сбору и хранению информации от участников и пользователей, обработке её, систематизации и защите; в предоставлении пользователю реестра информации об участнике реестра в случае привлечения его к экспертизе (в соответствии с запросом), а также в обработке приказов Министерства образования и науки Челябинской области.

Методические функции оператора сформулированы в Порядке как разработка и реализация программы повышения квалификации по направлениям экспертной деятельности; организация и проведение методических мероприятий по обобщению и диссеминации опыта экспертной деятельности в сфере оценки качества образования.

Информационно-технологические функции, составляющие полномочия оператора, предполагают информирование участников реестра и кандидатов в эксперты о программах повышения квалификации в сфере экспертной деятельности, предоставление информации пользователям реестра; фиксацию данных об участии эксперта в процедурах по направлениям экспертной деятельности в сфере оценки качества образования.

На уровне пользователя реестра организационные, методические и информационно-технологические функции сформулированы в Порядке как для специалистов МОУО, так и для других пользователей.

В рамках организационных функций специалисты МОУО выявляют потенциальных кандидатов в эксперты в сфере оценки качества образования - руководящих и педагогических работников - для приказов Министерства образования и науки Челябинской области, предоставляют данные об экспертах оператору; в рамках методических - проводят методические мероприятия по вопросам экспертной деятельности в сфере оценки качества образования для участников реестра; формирование заявок на курсы повышения квалификации по направлениям экспертной

деятельности в сфере ОКО, проверка и предоставление информации об экспертах оператору реестра составляют организационно-технологические функции МОУО.

Организационные функции на уровне другого пользователя реестра реализуются через направление письменного запроса оператору реестра с указанием ФИО экспер-та(ов), даты и цели привлечения к участию в процедурах экспертизы по направлениям экспертной деятельности в сфере ОКО. Методические функции другого пользователя реестра в Порядке определены так же, как и методические функции специалистов МОУО -проведение методических мероприятий по вопросам экспертной деятельности в сфере ОКО. Информационно-технологические функции заключаются в обеспечении участника реестра исчерпывающей информацией о регламенте и порядке проведения экспертизы.

На уровне участника реестра организационные функции обеспечиваются участием в процедурах оценки качества образования федерального и регионального уровней; методические - участием в качестве тьютора в методических мероприятиях по обобщению и распространению опыта экспертной деятельности в сфере ОКО, в обучении на курсах повышения квалификации по вопросам осуществления экспертной деятельности в сфере ОКО; информационно-технологические - в представлении персональных данных и согласия для их обработки оператору для внесения в реестр, а также в предоставлении успешных экспертных практик на платформе ВИМП.

Таким образом, региональный реестр экспертов в сфере ОКО является эффективным ресурсом развития региональной системы оценки качества образования, обеспечивает организационное сопровождение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества и позволяет оперативно осуществлять управление деятельностью экспертов в сфере оценки качества образования за счет использования современных информационных технологий.

Список литературы

1. Актуальные аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования / Я.А. Белогубец, Д.С. Ильина, В.В. Николаева, О.А. Черепанова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - № 2 (5). - С. 16-20.

2. Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 2 (5). -С. 7-15.

3. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/koncepciy a_rses.pdf. (дата обращения: 29.04.2019).

4. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества как эффективный ресурс развития региональной системы оценки качества образования / М.Ю. Школьни-кова, В.В. Николаева, О.В. Вострякова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 1 (6). -С.7-10

References

1. Aktual'nye aspekty formirovaniya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya / YA.A. Belogubets, D.S. Il'ina, V.V. Nikolaeva, O.A. CHerepanova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2 (5). - S. 16-20.

2. Kontseptsiya sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti kak mekhanizm formirovaniya regional'nogo segmenta obshcherossiyskoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -

2018. - № 2 (5). - S. 7-15.

3. Kontseptsiya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/koncepciy a_rses.pdf. (data obrashcheniya: 29.04.2019).

4. Kontseptsiya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva kak effektivnyy resurs razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / M.YU. SHkol'nikova, V.V. Nikolaeva, O.V. Vostryakova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 1 (6). - S. 7-10

Сведения об авторах Вострякова Ольга Владимировна -

методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Николаева Владислава Валериевна -начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Школьникова Марина Юрьевна -начальник управления оценки качества образ о в ани я ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Shkolnikova M.Yu. - Head of Administration of Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.