Научная статья на тему 'Актуальные аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования'

Актуальные аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ЭКСПЕРТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белогубец Я.А., Ильина Д.С., Николаева В.В., Черепанова О.А.

В статье представлены аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Представлены методологические и нормативные основания функционирования регионального сетевого экспертного сообщества. Рассматриваются направления экспертной деятельности в регионе и перспективы функционирования регионального реестра экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белогубец Я.А., Ильина Д.С., Николаева В.В., Черепанова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования»

УДК 37.014

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Я.А. Белогубец, Д.С. Ильина, В.В. Николаева, О.А. Черепанова

В статье представлены аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Представлены методологические и нормативные основания функционирования регионального сетевого экспертного сообщества. Рассматриваются направления экспертной деятельности в регионе и перспективы функционирования регионального реестра экспертов.

Ключевые слова: региональное сетевое экспертное сообщество, региональный реестр экспертов.

В современных условиях непрерывно совершенствуется и развивается региональная система оценки качества образования, что определяет потребность в формировании новых региональных инструментов управления ею [1]. Одним из таких инструментов может выступать региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования.

В статье определен ряд аспектов, которые, на наш взгляд, являются актуальными для рассмотрения в контексте обозначенной темы:

нормативные и методологические основания для формирования регионального сетевого экспертного сообщества;

направления в региональной системе оценки качества образования, по которым осуществляется экспертная деятельность;

потребность в разработке и использовании информационного ресурса, где могут интегрироваться информационные, коммуникационные и виртуальные технологии с целью интерактивного научно-методического сетевого взаимодействия в сфере оценки качества образования;

перспективы и предполагаемые позитивные эффекты функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в

сфере оценки качества образования.

Задачи формирования экспертного сообщества в сфере оценки качества образования для региональной образовательной системы обусловлены рядом причин. Во-первых, в последние годы произошел значительный рост количества оценочных процедур в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует привлечения все большего количества экспертов. Во-вторых, актуализируются задачи по формированию единой региональной базы данных экспертов в сфере оценки качества образования, координации деятельности специалистов системы образования, привлекаемых к экспертному оцениванию в оценочных процедурах и управления этой деятельностью, применения технологий эффективного сетевого управления потенциалом регионального профессионального педагогического сообщества в обеспечении оценки качества образования. В-третьих, создание регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования должно также способствовать решению задачи по совершенствованию профессиональных компетентностей экспертов, привлекаемых к процедурам оценки качества образования.

Таким образом, актуальность формирования регионального сетевого экспертного сообщества обусловливается потребностью создания и использования на региональном уровне эффективных инструментов обеспечения развития региональной системы оценки качества образования Челябинской области в части реализации экспертной деятельности посредством осуществления сетевого взаимодействия представителей различных групп экспертов в региональной системе образования.

Одним из важных аспектов, на наш взгляд, является определение нормативных и методологических оснований для формирования

регионального сетевого экспертного сообщества. Нормативным основаниями формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования Челябинской области могут выступать следующие законодательные и программные документы федерального и регионального уровней:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20182025гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. № 1642;

- Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области», принятый постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 августа 2013 г. № 1543;

- Государственная программа Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025гг., утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2017г. № 732-П;

- Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 № 01/3525.

На методологическом уровне создание и функционирование регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования может быть обеспечено применением нормативного, системно-дея-тельностного и информационного подходов.

Использование нормативного подхода позволяет определить и закрепить нормативные основания для решения задач эффективного управления при формировании и организации функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и структурирует полномочия Министерства образования и науки Челябинской области и государственного

бюджетного учреждения «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) в качестве регионального координатора проведения процедур оценки качества образования [3].

Нормативное закрепление касается определения нормативных оснований для перечня экспертных процедур, которые могут быть заложены в структуру регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, а также оснований, регламентирующих деятельность экспертов в рамках экспертных оценочных процедур федерального и регионального уровней. Так, распорядительные документы федерального уровня (Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования), регламентирующие процедуры единой системы оценки качества образования - государственная итоговая аттестация обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийские проверочные работы, национальные исследования качества образования, всероссийские олимпиады школьников - закрепляют деятельность экспертов, задействованных в процедурах федерального уровня. Региональное закрепление регламентов проведения экспертных оценочных процедур осуществляется в соответствии с распорядительными документами Министерства образования и науки Челябинской области и, соответственно, определяет порядок привлечения экспертов на уровне региона.

Применение системно-деятельностного подхода нацелено, прежде всего, на решение задачи по управлению региональным сетевым экспертным сообществом и его функционированию в качестве эффективного инструмента совершенствования процедур оценки качества образования и достижения ожидаемых результатов реализации региональной системы оценки качества образования.

Важен также информационный подход, на основе которого обеспечивается решение задачи формирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования при использовании информационного

ресурса (на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО), где могут интегрироваться информационные, коммуникационные и виртуальные технологии с целью интерактивного управления сетевым научно-методическим взаимодействием внутри научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования.

Другим ключевым аспектом формирования сетевого экспертного сообщества выступает наличие в региональной системе оценки качества образования разнообразных оценочных процедур и направлений, по которым осуществляется экспертная деятельность. При этом, какие бы процедуры ни изобретались, во главе всегда стоят компетентные специалисты - эксперты. Без профессиональных навыков экспертов не обойтись, в том числе, и в сфере оценки качества образования [2]. Система оценки качества образования Челябинской области на сегодняшний день представлена широким спектром оценочных процедур, которые базируются на экспертном оценивании, что, конечно, подразумевает активное вовлечение экспертов к проведению процедур оценки качества образования [4]. В перечень таких процедур входят оценочные процедуры федерального и регионального уровней, такие как: национальные исследования качества образования (НИКО); региональные исследования качества образования (РИКО); мониторинга объективности проведения международных сопоставительных исследований (МСИ), всероссийских проверочных работ (ВПР); государственная итоговая аттестация (ГИА), предметные олимпиады школьников, государственная регламентация образовательной деятельности, аттестация педагогических работников, региональные конкурсы, экспертиза функционирования информационных систем, профессионально-общественная экспертиза.

Такое разнообразие оценочных процедур позволяет говорить о разносторонней деятельности экспертов, в связи с чем возникает необходимость в определении направлений экспертной деятельности в зависимости от её конкретного содержания. Таким образом, на начальном этапе формирования региональ-

ного сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования направлениями экспертной деятельности были определены:

экспертная деятельность в рамках РИКО (деятельность в сфере процедур региональных исследований качества образования, включающая в себя экспертизу моделей контрольно-измерительных материалов (КИМ) при их разработке, экспертизу и апробацию КИМ);

экспертная деятельность в рамках НИКО (деятельность в сфере процедур национальных исследований качества образования, обеспечивающая проверку развернутых ответов учащихся по отдельным предметам в информационной системе Эксперт.СтатГрад https://expert.statgrad.org.);

экспертная деятельность в рамках мониторинга объективности проведения МСИ, ВПР, НИКО, РИКО (деятельность, обеспечивающая процедуру независимого наблюдения за соблюдением порядка проведения международных сравнительных исследований, всероссийских проверочных работ, национального исследования качества образования, регионального исследования качества образования);

экспертная деятельность в рамках ГИА (деятельность экспертов ОГЭ и ЕГЭ по проверке развернутых ответов учащихся в соответствии с критериями оценивания, разработанными ФГБНУ ФИПИ);

экспертная деятельность в рамках олимпиад школьников (деятельность в сфере всероссийской и областной олимпиад школьников, включающая в себя экспертизу заданий к муниципальному этапу олимпиад; экспертную оценку работ регионального и областного этапов олимпиад, дополнительную экспертную оценку (в рамках апелляции); разработку инструктивно-методических материалов к муниципальному, региональному, областному этапам олимпиад);

экспертная деятельность в рамках государственной регламентации образовательной деятельности (деятельность по оценке соответствия осуществляемой образовательной организацией деятельности или действий (бездействия) требованиям законодательства

в сфере образования при проведении лицензирования образовательной деятельности, лицензионного контроля, федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, государственной аккредитации образовательной деятельности);

экспертная деятельность по всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников (анализ профессиональной деятельности в рамках аттестации педагогических работников);

профессионально-общественная экспертиза (деятельность по экспертизе вариативных региональных процедур оценки качества образования: конкурсных материалов, заявленных на региональный конкурс систем оценки качества образования Челябинской области; регионального конкурса официальных сайтов системы образования Челябинской области; экспертизе функционирования информационных систем; обсуждения научно-методических материалов и проектов нормативных документов, а также экспертизе нормативных документов в области обеспечения информационной безопасности).

Представленная выше разнонаправлен-ность экспертной деятельности требует создания на региональном уровне механизмов управления экспертным сообществом. Одним из таких механизмов может выступать региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования, под которым подразумевается перечень экспертов Челябинской области, утверждённый распорядительными актами федерального и регионального уровней, участвующих в процедурах оценки качества образования. Региональный реестр позволит объединить экспертов в каждом выделенном направлении их деятельности для эффективного использования ресурсов экспертов в рамках региональной системы оценки качества образования.

Предполагается, что функционирование регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования будет максимально эффективным при использовании информационного ресурса (на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО), так как он способен обеспечить полноценную интегра-

цию информационных, коммуникационных и виртуальных технологий для методического взаимодействия экспертов, а также интерактивного управления региональным экспертным сообществом в сфере оценки качества образования, в связи с чем сообществу может быть присвоен статус сетевого экспертного сообщества.

Одним из актуальных аспектов выступает рассмотрение перспектив и предполагаемых позитивных эффектов функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, то есть его результативности. Критериями результативности, на наш взгляд, можно считать разработанность нормативно-правовой базы для обеспечения деятельности экспертного сообщества в региональной системе оценки качества образования; сформи-рованность и своевременную актуализацию базы данных региональных экспертов, закрепленной в региональном реестре экспертов; эффективность функционирования реестра на базе информационного ресурса. Позитивными показателями эффективности функционирования экспертного сообщества должны также стать программы повышения квалификации по актуальным направлениям экспертной деятельности; повышение профессиональной компетентности претендентов на статус экспертов по программам дополнительного профессионального образования по направлениям экспертной деятельности; организация научно-методического взаимодействия в условиях функционирования информационного ресурса.

Таким образом, функционирование регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования позволит использовать научно-методический потенциал единого нормативного, методологического, содержательного, организационного и информационно-методического пространства управления качеством образования, а также публично представлять научно-профессиональному сообществу эффективные практики в сфере оценки качества образования.

Список литературы

1. Барабас, А.А. Концепция системы

оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования / А. А. Барабас, Е.А. Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2016. -№ 1 (1). - С. 5-10.

2.Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/ Д.А. Иванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

3.Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 328 с.

4. Оценка качества образовательных результатов: порядок проведения оценочных процедур: методические рекомендации для специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, осуществляющих проведение процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования / А.А. Барабас и др. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 52 с.

References

1.Barabas, A.A. Kontseptsiya sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti kak mekhanizm formirovaniya regional'nogo segmenta obshcherossiyskoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / A. A. Barabas, E.A. Tyurina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2016. - № 1 (1). - S. 5-10.

2.Ivanov, D.A. Ekspertiza v obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vysshikh ucheb. zavedeniy/ D.A. Ivanov. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2008. - 336 s.

3.Modeli gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya obrazovaniem: sbornik nauchno-metodicheskikh materialov / V.N. Kespikov, M.I. Solodkova, D.F. Il'yasov i dr. - CHelyabinsk: CHIPPKRO, 2014. - 328 s.

4.Otsenka kachestva obrazovatel'nykh rezul'tatov: poryadok provedeniya otsenochnykh protsedur: metodicheskie rekomendatsii dlya spetsialistov organov upravleniya obrazovaniem, rukovoditeley i pedagogicheskikh rabotnikov

obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy,

osushchestvlyayushchikh provedenie

protsedur vnutriregional'nogo analiza otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / A.A. Barabas i dr. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. -52 s.

Сведения об авторах Белогубец Яна Андреевна - начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск Ильина Диана Сергеевна - начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Николаева Владислава Валериевна -начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Черепанова Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Belogubets Y.A. - Head of laboratory of organizational and methodological support of the Department «Ensuring the quality assessment of educational outcomes», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Hyina D.S. - Head of the Department «Ensur-ing the quality assessment of educational pro-grams», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Nikolaeva V.V. - Head of the Department of supporting events for gifted children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Cherepanova O. A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department «Ensuring the quality assessment of educational outcomes», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.