Научная статья на тему 'Концепция регионального сетевого экспертного сообщества как эффективный ресурс развития региональной системы оценки качества образования'

Концепция регионального сетевого экспертного сообщества как эффективный ресурс развития региональной системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональное сетевое экспертное сообщество / Дорожная карта / региональный реестр экспертов / виртуальная информационно-методическая площадка / regional networking expert community / a roadmap / regional register of experts / virtual informational and methodological platform

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Ю. Школьникова, В. В. Николаева, О. В. Вострякова, Е. И. Соколова

В статье представлены основные мероприятия по реализации Дорожной карты Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Представлены этапы реализации – формирующий и деятельностно-результативный – обеспечивающие комплексное сопровождение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. Ю. Школьникова, В. В. Николаева, О. В. Вострякова, Е. И. Соколова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of regional networking expert community as effective resource of regional education quality assessment system development

The article represents main events on implementation of the concept roadmap of regional networking expert community in education quality assessment field. The implementation stages are presented – a forming and a activity resultative ones – which provide complex maintenance of regional networking expert community functioning.

Текст научной работы на тему «Концепция регионального сетевого экспертного сообщества как эффективный ресурс развития региональной системы оценки качества образования»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014

КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

М.Ю. Школьникова, В.В. Николаева, О.В. Вострякова, Е.И. Соколова

В статье представлены основные мероприятия по реализации Дорожной карты Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Представлены этапы реализации - формирующий и деятельностно-результативный -обеспечивающие комплексное сопровождение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества.

Ключевые слова: региональное сетевое экспертное сообщество, Дорожная карта, региональный реестр экспертов, виртуальная информационно-методическая площадка.

В условиях современных требований к управлению качеством образования как никогда важна интегрирующая роль региональной системы оценки качества образования в обеспечении эффективного управления качеством образования всей образовательной системы области [2].

Одним из эффективных ресурсов развития региональной системы оценки качества образования является региональное сетевое экспертное сообщество [1], формирование и принципы функционирования которого нашли свое отражение в Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (далее - Концепция), утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758 «Об утверждении Концепции регионального сетевого экспертного сообщества». Актуальность создания Концепции и самого регионального сетевого экспертного сообщества объясняется непрерывным совершенствованием и развитием региональной (на основе единой, общероссий-

ской) системы оценки качества образования, что акцентирует необходимость формирования и применения инновационных региональных инструментов управления ею [3].

В данной статье предпринята попытка кратко рассмотреть содержание Концепции и мероприятия по её реализации на период до 2021 года.

Организационной формой управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования выступает Дорожная карта, представленная в приложении к Концепции (Дорожная карта) [3].

Реализация Дорожной карты Концепции предполагает два этапа и отражает содержание деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования:

I этап (2019 г.) - формирующий, в ходе которого предусматривается формирование и применение всех механизмов управления, разворачивается собственно деятельность регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования;

II этап (2020 - 2021 гг.) - деятельностно-результативный, в рамках которого обеспечивается результативность и эффективность деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, оценивается его влияние на развитие региональной системы оценки качества образования, формулируются перспективы функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.

В ходе каждого этапа обеспечивается преемственность направлений (организационное, информационное и методическое обеспе-

чение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования), а также мероприятий в рамках каждого из направлений. По каждому мероприятию заранее определяются участники, исполнители и соисполнители, сроки, а также ожидаемые результаты [3].

На формирующем этапе сопровождения Дорожной карты по реализации Концепции в части деятельности по организационному и информационному обеспечению функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования в первую очередь предполагается создание пакета региональных документов, регламентирующих функционирование регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, таких как:

Положение об экспертной площадке профессионально-общественного обсуждения в сфере оценки качества образования;

Порядок формирования Реестра регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.

Для создания эффективных условий по проектированию материалов в рамках образовательной агломерации Челябинской области организована межмуниципальная проектная группа по разработке региональных документов, регламентирующих функционирование регионального сетевого сообщества в сфере оценки качества образования; в ее состав вошли представители 14 муниципальных органов управления образованием.

Эффективным механизмом реализации задач Концепции стало создание виртуальной информационно-методической площадки (ВИМП) на базе официального сайта ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО). В этой части реализации Дорожной карты Концепции формируется региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования как сетевой информационный ресурс и организуется работа экспертной площадки регионального сетевого экспертного сообщества на ВИМП.

Формирующий этап также предполагает деятельность по научно-методическому

обеспечению функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Это деятельность по разработке дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации для педагогических работников по направлению экспертной деятельности в сфере оценки качества образования: «Экспертная деятельность в сфере государственной регламентации образовательной деятельности»; «Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников». Сопровождение подготовки научных и научно-прикладных статей и материалов по актуальным вопросам экспертной деятельности в сфере оценки качества образования, организация сетевого взаимодействия участников регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования в рамках сетевого информационного ресурса, а также обеспечение распространения успешных экспертных практик являются практической реализацией мероприятий формирующего этапа Дорожной карты Концепции.

Второй этап Дорожной карты Концепции -деятельностно-результативный предполагает ведение и обновление регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования, обеспечение функционирования экспертной площадки регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования на ВИМП, а также реализацию дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации для педагогических работников по направлению экспертной деятельности в сфере оценки качества образования, разработку программы профессиональной переподготовки для педагогических работников по направлению экспертной деятельности в сфере оценки качества образования. Наглядным результатом реализации деятельности регионального сетевого экспертного сообщества является публикация статей и материалов по вопросам экспертной деятельности в сфере оценки качества образования в научных и научно-методических изданиях. ГБУ ДПО РЦОКИО, являясь региональным координатором дея-

М.Ю. Школьникова, В.В. Николаева, О.В. Вострякова, Е.И. Соколова

тельности регионального сетевого экспертного сообщества, в рамках результативно-деятельностного этапа реализации Дорожной карты Концепции обеспечивает сопровождение сетевого взаимодействия участников экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и распространение успешных экспертных практик.

Таким образом, Концепция регионального сетевого экспертного сообщества является эффективным ресурсом развития региональной системы оценки качества образования, а мероприятия, включенные в Дорожную карту Концепции, обеспечивают комплексное (организационное, информационное и научно-методическое) сопровождение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества. Первое представление результатов деятельности по реализации Дорожной карты Концепции в 2019 году предполагается не только на региональном уровне в рамках проведения Дня образовательной агломерации, но и на всероссийском в ходе проведения IV межрегиональной научно-практической

конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования».

Список литературы

1. Актуальные аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования [Текст] / Я.А. Белогубец, Д.С. Ильина, В.В. Николаева, O.A. Черепанова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. -№2 (5). - С. 16-20.

2. Барабас, A.A. Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования [Текст] / A.A. Барабас, Е.А. Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2016.-№1(1).-С. 5-10.

3. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 №03/3758 [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/ regconc/koncepciyarses.pdf. (дата обращения

29.04.2019).

Référencés

1. Aktual'nye aspekty formirovaniya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / YA.A. Belogubets, D.S. Il'ina, V.V. Nikolaeva, O.A. CHerepanova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - №2 (5). - S. 1620.

2. Barabas, A.A. Kontseptsiya sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti kak mekhanizm formirovaniya regional'nogo segmenta obshcherossiyskoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / A.A. Barabas, E.A. Tyurina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya.-2016. -№1 (l).-S. 5-10.

3. Kontseptsiya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 №03/3758 [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/ regconc/koncepciyarses.pdf. (data obrashcheniya 29.04.2019).

Сведения об авторах

Школьникова Марина Юрьевна -

начальник управления оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Николаева Владислава Валериевна -

начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Вострякова Ольга Владимировна -методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск.

Соколова Екатерина Игоревна - методист отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Shkolnikova M.Yu. - Head of Administration of Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.