Научная статья на тему 'Концептуализация информационной политики в системе образования Челябинской области'

Концептуализация информационной политики в системе образования Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная система оценки качества образования / информационно-коммуникационная инфраструктура / Концепция информационной политики в системе образования / организационная структура управления / итоги реализации мероприятий. / regional education quality assessment system / informational and communicational infrastructure / the concept of informational politics in educational system / organizational management structure / the results of events` implementation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Тамара Анатольевна, Белякова Татьяна Борисовна, Смирнова Елена Николаевна, Югова Дарья Александровна, Боровых Иван Сергеевич

Представлена Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области. Показаны актуальность принятия и внедрения Концепции на региональном уровне, ее цель и задачи. Описаны направления реализации информационной политики и организационная структура управления. В статье представлены планируемые результаты реализации мероприятий дорожной карты Концепции на формирующем этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Тамара Анатольевна, Белякова Татьяна Борисовна, Смирнова Елена Николаевна, Югова Дарья Александровна, Боровых Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptualisationof informational politics in educational system of Chelyabinsk region

The article represents the concept of informational politics in educational system of Chelyabinsk region. The relevance of acceptance and implementation of the concept on the regional level, its aim and its tasks are shown. The directions of informational politics implementation and organizational management structure are described. The article presents planned results of implementation of the concept roadmap on forming stage.

Текст научной работы на тему «Концептуализация информационной политики в системе образования Челябинской области»

УДК 37:004

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, Е.Н. Смирно

Представлена Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области. Показаны актуальность принятия и внедрения Концепции на региональном уровне, ее цель и задачи. Описаны направления реализации информационной политики и организационная структура управления. В статье представлены планируемые результаты реализации мероприятий дорожной карты Концепции на формирующем этапе.

Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, информационно-коммуникационная инфраструктура, Концепция информационной политики в системе образования, организационная структура управления, итоги реализации мероприятий.

Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, системных преобразований, которые обеспечивают решение вопросов социально-экономического развития страны [5]. В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях общего образования, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе регионов, муниципальных образований и образовательных организаций. Высокими темпами наряду с ЕСОКО осуществляется развитие региональных систем оценки качества образования (РСОКО), муниципальных систем оценки качества образования (МСОКО), а также внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО) [4].

Формирование РСОКО в Челябинской области стало определяющим фактором развития основных направлений информатизации управления качеством образования, среди которых в качестве приоритетов выделяются:

$а, Д.А. Югова, И.С. Боровых

функционирование федеральных информационных систем, создание и эксплуатация региональных информационных систем, функционирование информационных систем в муниципальных образовательных системах и в образовательных организациях (включая официальные сайты организаций всех уровней);

накопление, хранение и массовое применение разнообразных баз данных, массивов информации из информационных систем (информационных ресурсов);

выработка и применение норм и правил, регламентирующих процессы информатизации управления качеством образования и процессы обеспечения информационной открытости системы образования;

формирование мотивационной готовности и ценностного отношения всех участников РСОКО к управлению на основе информации, соблюдения правил ее предоставления и использования;

создание системы обеспечения информационной безопасности в сфере образования в целом и в сфере оценки качества образования, в частности [1].

В совокупности все эти направления информатизации управления качеством образования определяют объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИК-инфраструктуры) системы образования Челябинской области, развитие которой может стать комплексным механизмом эффективного функционирования региональной системы оценки качества образования и управления качеством образования в областной образовательной системе [2].

Основой концептуализации ключевых аспектов развития ИК-инфраструктуры и региональной системы оценки качества образования выступает Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (Концепция), принятая в 2018 году [6]. Концепция была рассмотрена и утверждена на Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области.

В Концепции определены: нормативные и методологические основания ее создания, понятийный аппарат, принципы функционирования, которые в свою очередь определяют цель, задачи и содержание Концепции, а также обеспечивают отбор и применение региональных механизмов реализации и способов управления; ее объекты и субъекты; этапы, направления и мероприятия формирования и реализации информационной политики [3].

Необходимо отметить, что в Концепции для обеспечения смыслового единства понятийный аппарат представлен через базовые понятия; операциональные понятия, определяющие отдельные компоненты базовых понятий, и вспомогательные понятия, уточняющие смысл часто применяемых и неоднозначно трактуемых терминов.

Стратегической целью Концепции является создание условий для обеспечения функционирования и развития целостной ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей (органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) в совместном решении государственных, социальных и личностно-ориентированных задач достижения современного качества образования в регионе. Реализация Концепции осуществляется программно-целевым методом и предусматривает три этапа: формирующий (20182019 годы), деятельностный (2020 год), результативный (2021 год). В свою очередь, каждый этап предполагает решение всей совокупности задач (конкретизированных по содержанию) информационной политики по направлениям:

1. разработка стратегических приоритетов информационной политики в системе образования Челябинской области, формирующей единые подходы, области компетенций пользователей ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области;

2. проектирование и обеспечение функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области с выделением объектов информатизации, требующих управленческих и технологичес-

ких решений для их интеграции;

3. разработка и осуществление мониторинга результативности функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;

4. анализ и оценка результативности информационной политики в системе образования Челябинской области в обеспечении развития системы образования Челябинской области.

Кроме того, организационным механизмом осуществления Концепции является дорожная карта реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области, в которой представлен комплекс мероприятий на каждом из этапов реализации Концепции, со сроками их (мероприятий) выполнения, исполнителями (соисполнителями) и ожидаемыми результатами. Индикативные показатели, качественно и количественно характеризующие достижение ожидаемых результатов, и применяемые для мониторинга хода реализации Концепции, разработаны для каждого из четырех ее направлений. Основанием для выбора индикативных показателей и методик их расчета послужили действующие федеральные и региональные государственные программы в сфере развития образования, региональные ведомственные проекты.

В соответствии с целью, задачами, мероприятиями и механизмами реализации Концепции определена организационная структура управления, которая отражает полномочия Министерства образования и науки Челябинской области как ответственного исполнителя в части управления информационной политикой, а также включает полномочия организаций (соисполнителей), наделенных отдельными функциями в сфере реализации информационной политики. Соисполнителями Министерства образования и науки Челябинской области в части реализации информационной политики выступают межведомственная рабочая группа, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) как региональный координатор проекта и межмуниципальные проектные группы в составе образовательной

агломерации, которая является эффективным средством организации межмуниципального взаимодействия по развитию региональных систем оценки качества образования.

Для реализации поставленных задач на первом (формирующем) этапе реализации информационной политики в региональной системе образования созданы три межмуниципальные проектные группы по следующим направлениям:

1. разработка модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области (на региональном, муниципальном и институциональном уровнях управления);

2. разработка проекта паспорта информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;

3. разработка и осуществление мониторинга результативности функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области.

Среди участников межмуниципальных проектных групп представители 24 муниципалитетов (56% от общего количества муниципальных образований Челябинской области). Количественный состав и категории участников межмуниципальных проектных групп представлены следующими категориями специалистов: руководители и заместители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО) - 18 участников (9% от общего количества участников межмуниципальных проектных групп); специалисты МОУО - 66 участников (34%); руководители методических служб и муниципальных методических объединений - 42 участника (22%); руководители и педагогические работники образовательных организаций - 68 участников (35%). В работу межмуниципальных проектных групп включены и общеобразовательные организации, являющиеся региональными инновационными площадками (РИП) в Челябинской области по направлению «Формирование информационной политики образовательной организации» (7 образовательных организаций) [7]. Необходимо отметить, что ряд муниципалитетов участвуют в реализации двух, трех направ-

лений. Для управления проектом и координации деятельности участников межмуниципальной группы определены: руководитель проектной группы - это представители от МОУО или от РИП; координатор проектной группы - сотрудник ГБУ ДПО РЦОКИО.

Впервые состав межмуниципальных проектных групп был утвержден приказом Министерства образования и науки Челябинской области [8].

Результатом совместной работы участников межмуниципальных проектных групп и, соответственно, итогами реализации мероприятий дорожной карты Концепции на первом (формирующем) этапе станут:

1. по первому направлению:

модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области (на региональном, муниципальном и институциональном уровнях управления), включающие компетенции управления системой образования на основе данных информационных систем и компетенции в области обеспечения информационной безопасности;

регламент межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по реализации информационной политики в системе образования Челябинской области;

проект Положения о защищенной сети Министерства образования и науки Челябинской области;

проект положения о государственной информационной системе «Образование Челябинской области» (ГИС «Образование Челябинской области»);

2. по второму направлению:

проект паспорта информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;

проект Положения об информационном портале «Образование Челябинской области»;

порядок (алгоритм) перехода на единую платформу сайтов МОУО, и образовательных организаций;

регламент интеграции различных региональных информационных систем;

3. по третьему направлению:

проект структуры регионального мониторинга состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

системы образования Челябинской области.

Таким образом, на первом (формирующем) этапе будут выработаны единые подходы и правила интеграции элементов ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области в единое смысловое информационно-коммуникативное пространство совместной деятельности пользователей ИК-инфраструктуры по обеспечению вклада в развитие региональной системы оценки качества образования и реализацию региональной политики в сфере образования в целом. Также необходимо отметить, что открытыми площадками обсуждения и представления результатов реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области будут: презентационный проект «День образовательной агломерации», коллегия Министерства образования и науки Челябинской области, профессионально-общественное обсуждение на виртуальной информационно-методической площадке, базирующейся на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО, Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования».

Список литературы

1. Актуальные аспекты организации защиты персональных данных при их обработке в рамках процедур оценки качества образования [Текст] / А.В. Гнедков, А.Б. Захаров, А.С. Ильин [и др.] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - №№2(5). - С. 129-134.

2. Аспекты формирования единой информационно-коммуникационной инфраструктуры в региональной системе образования [Текст] / Т.А. Орехова, И.С. Боровых [и др.] Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. .№2(5). - С. 121-124.

3. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf. - Датаобращения: 29.03.2019.

4. Оценка результативности функционирования институциональных и муниципальных

систем оценки качества общего образования [Текст] / экспертные методические материалы по оценке внутренних и муниципальных систем оценки качества общего образования / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 104 с.

5. Постановление Правительства Челябинской области от28.12.2017г. № 732-П (ред. от 28.12.2018 г.) «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Storage/File/LegalActFi le/File/src/7704/732-%D0%9F.pdf. - Дата обра-щения:29.03.2019.

6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758 «Об утверждении Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020г.г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Upload/files/Koncepciy a_rses.pdf. - Дата обращения: 29.03.2019.

7. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.12.2018 г. № 03/3773 «О признании организаций, осуществляющих образовательную деятельность, региональными инновационными площадками в Челябинской области на 2019 год» [Электронный ресурс]. -http://www.uim5.ru/files/Prikaz_RIP_na_2019_g od.pdf. - Дата обращения: 29.03.2019.

8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.04.2019 г. № 01/1213 «Об утверждении перечня и составов межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования на 2019 год» [Текст]. - Челябинск: Министерство образования и науки Челябинской области. - 21 с.

References

1. Aktual'nye aspekty organizatsii zashchity personal'nykh dannykh pri ikh obrabotke v ramkakh protsedur otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / A.V. Gnedkov, A.B. Zakharov, A.S. Il'in [i dr.] // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2 (5). - S. 129-134.

2. Aspekty formirovaniya edinoy informats ionno-kommunikatsionnoy infrastruktury v regional'noy sisteme obrazovaniya [Tekst] / T.A., Orekhova, I.S. Borovykh [i dr.] Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. 2018. № 2 (5). - S. 121-124.

3. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf. -Data obrashcheniya: 29.03.2019.

4. Otsenka rezul'tativnosti funktsionirovaniya institutsional'nykh i munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / ekspertnye metodicheskie materialy po otsenke vnutrennikh i munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova [i dr.]. - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 104 s.

5. Postanovlenie Pravitel'stva CHelyabinskoy oblasti ot 28.12.2017 g. № 732-P (red. ot 28.12.2018 g.) «O gosudarstvennoy programme CHelyabinskoy oblasti «Razvitie obrazovaniya v CHelyabinskoy oblasti» na 20182025 gody» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:http://www.minobr74.ru/Storage/File/Le galActFile/File/src/7704/732-%D0%9F.pdf. Data obrashcheniya: 29.03.2019.

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 g. № 03/3758 «Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020g.g.» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.minobr74.ru/Uploa d/files/Koncepciya_rses.pdf. - Data obrashcheniya: 29.03.2019.

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 25.12.2018 g. № 03/3773 «O priznanii organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost', regional'nymi innovatsionnymi ploshchadkami v CHelyabinskoy oblasti na 2019 god» [Elektronnyy resurs]. http://www.uim5.ru/files/Prikaz_RIP_na_2019_g od.pdf. - Data obrashcheniya: 29.03.2019.

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 05.04.2019 g. № 01/1213 «Ob utverzhdenii perechnya i sostavov mezhmunitsipal'nykh proektnykh grupp v ramkakh obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu sistem otsenki kachestva obrazovaniya na 2019 god» [Tekst]. - CHelyabinsk: Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti. - 21 s.

Сведения об авторах Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Белякова Татьяна Борисовна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Смирнова Елена Николаевна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Югова Дарья Александровна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Боровых Иван Сергеевич - начальник управления информационного обеспечения системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Orekhova T.A. - Head of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Belyakova T.B. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Smirnova E.N. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education,

Chelyabinsk

Yugova D.A. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education,

Chelyabinsk

Borovykh I.S. - Head of Administration of Educational System Informational Support, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.