УДК 37:004
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, Е.Н. Смирно
Представлена Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области. Показаны актуальность принятия и внедрения Концепции на региональном уровне, ее цель и задачи. Описаны направления реализации информационной политики и организационная структура управления. В статье представлены планируемые результаты реализации мероприятий дорожной карты Концепции на формирующем этапе.
Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, информационно-коммуникационная инфраструктура, Концепция информационной политики в системе образования, организационная структура управления, итоги реализации мероприятий.
Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, системных преобразований, которые обеспечивают решение вопросов социально-экономического развития страны [5]. В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях общего образования, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе регионов, муниципальных образований и образовательных организаций. Высокими темпами наряду с ЕСОКО осуществляется развитие региональных систем оценки качества образования (РСОКО), муниципальных систем оценки качества образования (МСОКО), а также внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО) [4].
Формирование РСОКО в Челябинской области стало определяющим фактором развития основных направлений информатизации управления качеством образования, среди которых в качестве приоритетов выделяются:
$а, Д.А. Югова, И.С. Боровых
функционирование федеральных информационных систем, создание и эксплуатация региональных информационных систем, функционирование информационных систем в муниципальных образовательных системах и в образовательных организациях (включая официальные сайты организаций всех уровней);
накопление, хранение и массовое применение разнообразных баз данных, массивов информации из информационных систем (информационных ресурсов);
выработка и применение норм и правил, регламентирующих процессы информатизации управления качеством образования и процессы обеспечения информационной открытости системы образования;
формирование мотивационной готовности и ценностного отношения всех участников РСОКО к управлению на основе информации, соблюдения правил ее предоставления и использования;
создание системы обеспечения информационной безопасности в сфере образования в целом и в сфере оценки качества образования, в частности [1].
В совокупности все эти направления информатизации управления качеством образования определяют объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИК-инфраструктуры) системы образования Челябинской области, развитие которой может стать комплексным механизмом эффективного функционирования региональной системы оценки качества образования и управления качеством образования в областной образовательной системе [2].
Основой концептуализации ключевых аспектов развития ИК-инфраструктуры и региональной системы оценки качества образования выступает Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (Концепция), принятая в 2018 году [6]. Концепция была рассмотрена и утверждена на Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области.
В Концепции определены: нормативные и методологические основания ее создания, понятийный аппарат, принципы функционирования, которые в свою очередь определяют цель, задачи и содержание Концепции, а также обеспечивают отбор и применение региональных механизмов реализации и способов управления; ее объекты и субъекты; этапы, направления и мероприятия формирования и реализации информационной политики [3].
Необходимо отметить, что в Концепции для обеспечения смыслового единства понятийный аппарат представлен через базовые понятия; операциональные понятия, определяющие отдельные компоненты базовых понятий, и вспомогательные понятия, уточняющие смысл часто применяемых и неоднозначно трактуемых терминов.
Стратегической целью Концепции является создание условий для обеспечения функционирования и развития целостной ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей (органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) в совместном решении государственных, социальных и личностно-ориентированных задач достижения современного качества образования в регионе. Реализация Концепции осуществляется программно-целевым методом и предусматривает три этапа: формирующий (20182019 годы), деятельностный (2020 год), результативный (2021 год). В свою очередь, каждый этап предполагает решение всей совокупности задач (конкретизированных по содержанию) информационной политики по направлениям:
1. разработка стратегических приоритетов информационной политики в системе образования Челябинской области, формирующей единые подходы, области компетенций пользователей ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области;
2. проектирование и обеспечение функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области с выделением объектов информатизации, требующих управленческих и технологичес-
ких решений для их интеграции;
3. разработка и осуществление мониторинга результативности функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;
4. анализ и оценка результативности информационной политики в системе образования Челябинской области в обеспечении развития системы образования Челябинской области.
Кроме того, организационным механизмом осуществления Концепции является дорожная карта реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области, в которой представлен комплекс мероприятий на каждом из этапов реализации Концепции, со сроками их (мероприятий) выполнения, исполнителями (соисполнителями) и ожидаемыми результатами. Индикативные показатели, качественно и количественно характеризующие достижение ожидаемых результатов, и применяемые для мониторинга хода реализации Концепции, разработаны для каждого из четырех ее направлений. Основанием для выбора индикативных показателей и методик их расчета послужили действующие федеральные и региональные государственные программы в сфере развития образования, региональные ведомственные проекты.
В соответствии с целью, задачами, мероприятиями и механизмами реализации Концепции определена организационная структура управления, которая отражает полномочия Министерства образования и науки Челябинской области как ответственного исполнителя в части управления информационной политикой, а также включает полномочия организаций (соисполнителей), наделенных отдельными функциями в сфере реализации информационной политики. Соисполнителями Министерства образования и науки Челябинской области в части реализации информационной политики выступают межведомственная рабочая группа, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) как региональный координатор проекта и межмуниципальные проектные группы в составе образовательной
агломерации, которая является эффективным средством организации межмуниципального взаимодействия по развитию региональных систем оценки качества образования.
Для реализации поставленных задач на первом (формирующем) этапе реализации информационной политики в региональной системе образования созданы три межмуниципальные проектные группы по следующим направлениям:
1. разработка модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области (на региональном, муниципальном и институциональном уровнях управления);
2. разработка проекта паспорта информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;
3. разработка и осуществление мониторинга результативности функционирования целостной системы информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области.
Среди участников межмуниципальных проектных групп представители 24 муниципалитетов (56% от общего количества муниципальных образований Челябинской области). Количественный состав и категории участников межмуниципальных проектных групп представлены следующими категориями специалистов: руководители и заместители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО) - 18 участников (9% от общего количества участников межмуниципальных проектных групп); специалисты МОУО - 66 участников (34%); руководители методических служб и муниципальных методических объединений - 42 участника (22%); руководители и педагогические работники образовательных организаций - 68 участников (35%). В работу межмуниципальных проектных групп включены и общеобразовательные организации, являющиеся региональными инновационными площадками (РИП) в Челябинской области по направлению «Формирование информационной политики образовательной организации» (7 образовательных организаций) [7]. Необходимо отметить, что ряд муниципалитетов участвуют в реализации двух, трех направ-
лений. Для управления проектом и координации деятельности участников межмуниципальной группы определены: руководитель проектной группы - это представители от МОУО или от РИП; координатор проектной группы - сотрудник ГБУ ДПО РЦОКИО.
Впервые состав межмуниципальных проектных групп был утвержден приказом Министерства образования и науки Челябинской области [8].
Результатом совместной работы участников межмуниципальных проектных групп и, соответственно, итогами реализации мероприятий дорожной карты Концепции на первом (формирующем) этапе станут:
1. по первому направлению:
модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области (на региональном, муниципальном и институциональном уровнях управления), включающие компетенции управления системой образования на основе данных информационных систем и компетенции в области обеспечения информационной безопасности;
регламент межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по реализации информационной политики в системе образования Челябинской области;
проект Положения о защищенной сети Министерства образования и науки Челябинской области;
проект положения о государственной информационной системе «Образование Челябинской области» (ГИС «Образование Челябинской области»);
2. по второму направлению:
проект паспорта информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области;
проект Положения об информационном портале «Образование Челябинской области»;
порядок (алгоритм) перехода на единую платформу сайтов МОУО, и образовательных организаций;
регламент интеграции различных региональных информационных систем;
3. по третьему направлению:
проект структуры регионального мониторинга состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры
системы образования Челябинской области.
Таким образом, на первом (формирующем) этапе будут выработаны единые подходы и правила интеграции элементов ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области в единое смысловое информационно-коммуникативное пространство совместной деятельности пользователей ИК-инфраструктуры по обеспечению вклада в развитие региональной системы оценки качества образования и реализацию региональной политики в сфере образования в целом. Также необходимо отметить, что открытыми площадками обсуждения и представления результатов реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области будут: презентационный проект «День образовательной агломерации», коллегия Министерства образования и науки Челябинской области, профессионально-общественное обсуждение на виртуальной информационно-методической площадке, базирующейся на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО, Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования».
Список литературы
1. Актуальные аспекты организации защиты персональных данных при их обработке в рамках процедур оценки качества образования [Текст] / А.В. Гнедков, А.Б. Захаров, А.С. Ильин [и др.] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - №№2(5). - С. 129-134.
2. Аспекты формирования единой информационно-коммуникационной инфраструктуры в региональной системе образования [Текст] / Т.А. Орехова, И.С. Боровых [и др.] Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. .№2(5). - С. 121-124.
3. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf. - Датаобращения: 29.03.2019.
4. Оценка результативности функционирования институциональных и муниципальных
систем оценки качества общего образования [Текст] / экспертные методические материалы по оценке внутренних и муниципальных систем оценки качества общего образования / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 104 с.
5. Постановление Правительства Челябинской области от28.12.2017г. № 732-П (ред. от 28.12.2018 г.) «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Storage/File/LegalActFi le/File/src/7704/732-%D0%9F.pdf. - Дата обра-щения:29.03.2019.
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758 «Об утверждении Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020г.г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Upload/files/Koncepciy a_rses.pdf. - Дата обращения: 29.03.2019.
7. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.12.2018 г. № 03/3773 «О признании организаций, осуществляющих образовательную деятельность, региональными инновационными площадками в Челябинской области на 2019 год» [Электронный ресурс]. -http://www.uim5.ru/files/Prikaz_RIP_na_2019_g od.pdf. - Дата обращения: 29.03.2019.
8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.04.2019 г. № 01/1213 «Об утверждении перечня и составов межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования на 2019 год» [Текст]. - Челябинск: Министерство образования и науки Челябинской области. - 21 с.
References
1. Aktual'nye aspekty organizatsii zashchity personal'nykh dannykh pri ikh obrabotke v ramkakh protsedur otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / A.V. Gnedkov, A.B. Zakharov, A.S. Il'in [i dr.] // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2 (5). - S. 129-134.
2. Aspekty formirovaniya edinoy informats ionno-kommunikatsionnoy infrastruktury v regional'noy sisteme obrazovaniya [Tekst] / T.A., Orekhova, I.S. Borovykh [i dr.] Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. 2018. № 2 (5). - S. 121-124.
3. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf. -Data obrashcheniya: 29.03.2019.
4. Otsenka rezul'tativnosti funktsionirovaniya institutsional'nykh i munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / ekspertnye metodicheskie materialy po otsenke vnutrennikh i munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova [i dr.]. - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 104 s.
5. Postanovlenie Pravitel'stva CHelyabinskoy oblasti ot 28.12.2017 g. № 732-P (red. ot 28.12.2018 g.) «O gosudarstvennoy programme CHelyabinskoy oblasti «Razvitie obrazovaniya v CHelyabinskoy oblasti» na 20182025 gody» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:http://www.minobr74.ru/Storage/File/Le galActFile/File/src/7704/732-%D0%9F.pdf. Data obrashcheniya: 29.03.2019.
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 g. № 03/3758 «Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020g.g.» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.minobr74.ru/Uploa d/files/Koncepciya_rses.pdf. - Data obrashcheniya: 29.03.2019.
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 25.12.2018 g. № 03/3773 «O priznanii organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost', regional'nymi innovatsionnymi ploshchadkami v CHelyabinskoy oblasti na 2019 god» [Elektronnyy resurs]. http://www.uim5.ru/files/Prikaz_RIP_na_2019_g od.pdf. - Data obrashcheniya: 29.03.2019.
8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 05.04.2019 g. № 01/1213 «Ob utverzhdenii perechnya i sostavov mezhmunitsipal'nykh proektnykh grupp v ramkakh obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu sistem otsenki kachestva obrazovaniya na 2019 god» [Tekst]. - CHelyabinsk: Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti. - 21 s.
Сведения об авторах Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Белякова Татьяна Борисовна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Смирнова Елена Николаевна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Югова Дарья Александровна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Боровых Иван Сергеевич - начальник управления информационного обеспечения системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Orekhova T.A. - Head of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Belyakova T.B. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Smirnova E.N. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education,
Chelyabinsk
Yugova D.A. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education,
Chelyabinsk
Borovykh I.S. - Head of Administration of Educational System Informational Support, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk