Научная статья на тему 'Опыт проектирования модели интеграционного взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования'

Опыт проектирования модели интеграционного взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектно-целевой подход / дополнительное профессиональное образование / проектно-целевое управление / программа развития / проект. / project-oriented approach / additional professional education / project-oriented management / development program / project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкова Екатерина Александровна, Орехова Тамара Анатольевна, Скочилова Елена Юрьевна

Дана характеристика проектно-целевого подхода управления формированием и реализацией Программы развития учреждения дополнительного профессионального образования. Описан опыт сотрудничества членов проектной группы при формировании модели интеграционного взаимодействия Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования, а также с другими проектами программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО. Практический интерес представленных материалов заключается в том, что они позволяют оценить результаты, достигнутые в течение первого года реализации Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО; перспективы дальнейшего совершенствования и развития в рамках реализации проекта «Модель интеграции»; эффекты взаимодействия всех категорий специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодкова Екатерина Александровна, Орехова Тамара Анатольевна, Скочилова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of designing the model of integrative cooperation between the institution of the additional professional education and the scientific and professional community in the field of education quality assessment

The characteristic of project-oriented approach of management formation and implementation of the Additional professional education institution development program is given. There is presented the experience practice of project group members' partnership in formation of integrative interaction model of State Government-Financed Institution of Supplementary Professional Education «Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education» with scientific and professional association in the field of education quality assessment and also with other projects of StateGovernment-Financed Institution of Supplementary Professional Education «Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education» development programs.

Текст научной работы на тему «Опыт проектирования модели интеграционного взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования»

УДК 378

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Солодкова, Т.А. Орехова, Е.Ю. Скочилова

Дана характеристика проектно-целевого подхода управления формированием и реализацией Программы развития учреждения дополнительного профессионального образования. Описан опыт сотрудничества членов проектной группы при формировании модели интеграционного взаимодействия Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования, а также с другими проектами программы развития ГБУ ДпО РЦОКИО.

Практический интерес представленных материалов заключается в том, что они позволяют оценить результаты, достигнутые в течение первого года реализации Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО; перспективы дальнейшего совершенствования и развития в рамках реализации проекта «Модель интеграции»; эффекты взаимодействия всех категорий специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО.

Ключевые слова: проектно-целевой подход, дополнительное профессиональное образование, проектно-целевое управление, программа развития, проект.

Переход от классического программно-целевого управления системой образования к проектно-целевому управлению обусловлен объективно сформировавшимися условиями, так, например, без проектно-целевого метода управления представляется маловероятным достижение целей и решение задач, предусмотренных в стратегических документах, регулирующих долгосрочное развитие современного образования в условиях его постоянного совершенствования, в том числе и систем оценки качества образования в едином оценоч-

ном пространстве [7]. Существенным плюсом такого подхода является возможность оперативно реагировать и пересматривать ранее поставленные цели при изменении внешнего окружения. Таким образом, данный подход управления целесообразно использовать в том числе и для создания оптимальных условий планирования стратегий развития, в том числе отдельных субъектов региональной системы образования, например, государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) [2].

В широком понимании проектно-целевой подход можно рассматривать как единую методологию распределения ресурсов для достижения поставленной цели (решение проблем) с объективными прозрачными измеримыми показателями (индикаторами), обладающими способностью позитивного влияния на управляемый объект [4]. Следует подчеркнуть, что и проекту, и программе развития присущи общие ключевые элементы, к примеру ориентация механизмов, процессов и работ на достижение целевых результатов (показателей, индикаторов), управление с применением принципов и методов проектно-ориентированного менеджмента [3].

Цель Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 годы (Программа развития) была сформулирована по результатам внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) как «обеспечение в условиях изменяющегося законодательства в сфере образования конкурентоспособности ГБУ ДПО РЦОКИО посредством реализации целевых проектов по созданию внутренних и внешних условий, обеспечивающих комплексное сопровождение развития региональной системы оценки качества образования (РСОКО) как компонента единой

системы оценки качества образования» [8].

Достижение данной цели видится разработчикам Программы развития через решение рядазадач:

1. создать условия для непрерывного профессионального развития педагогический работников ГБУ ДПО РЦОКИО;

2. создать условия для организации межмуниципального взаимодействия по обеспечению функционирования региональной системы оценки качества образования на основе проектно-сетевого взаимодействия в единой информационной среде;

3. создать условия для интеграции ресурсов ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования;

4. создать условия для эффективного сетевого управления использованием научно-методического потенциала регионального профессионально-педагогического экспертного сообщества в обеспечении развития региональной системы оценка качества образования [8].

Вышеуказанные задачи сформулированы и обозначены не случайно, а как следствие планомерного анализа результатов реализации предыдущей программы развития и выявления возникших противоречий. Именно в этой связи Программа развития «представляет собой «портфель проектов» - совокупность ряда самостоятельных, но взаимосвязанных управленческих проектов, объединенных общей проблематикой, целью, а также имеющих единую структуру» [2, с. 9]. В рамках данного определения Программы развития проекты (модели в рамках Программы развития) можно рассматривать как «уникальный процесс, включающий в себя совокупность алгоритмизированных, скоординированных и управляемых действий, с указанием даты начала и окончания, предпринятых для достижения соответствия определенным требованиям, включая ограничения по времени, стоимости и ресурсам» [5]. Подробно описание, структура и роль Программы развития, а также механизмы ее реализации даны в статье Барановой Ю. Ю. [2].

Рассмотрим далее результаты работы

проектной группы по решению третьей задачи, которая стала основой для проектирования модели интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования (Модель интеграции).

Прежде всего, одним из важных результатов проектирования Модели интеграции явилось создание дорожной карты по ее разработке на первый (2018 г.) год (таблица 1). Именно в ней определены первые шаги по проектированию, а также необходимые к созданию локальные нормативные акты.

Таблица 1

Дорожная карта на 2019 год внедрения модели Интеграции.

№ п/п Наименование мероприятия Участники Исполнители/ соисполнители Сроки Индикативные показатели[8]

Общие мероприятия

1. Деятельность проектного офиса и проектной группы программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО в соответствии с утвержденным регламентом Руководитель проектной группы Команда управления проектом 1 раз в месяц ИП 1-5

2. Защита проекта в рамках конкурса профессионального мастерства Руководитель проектной группы Команда управления проектом/члены проектной группы Ноябрь 2019 ИП 4

3. Представление результатов деятельности проектной группы (модели) на IV межрегиональной конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» Представители РИП, проектных и опорных площадок, внешние партнеры, специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО Команда управления проектом/ группа отдела организации научной деятельности Декабрь 2019 ИП 12, 14, 15, 16.

4. Виртуальная информационно-методическая площадка (ВИМП): 1. Разработка и размещение реестра организаций в сфере оценки качества образования. 2. Разработка и размещение регионального реестра экспертовв сфере оценки качества образования. 3. Наполнение разделов ВИМП контентом 4. Презентация ВИМП в рамках Дня образовательной агломерации. Проектный офис Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО/ проектная группа по модели 3 межпроектная рабочая/группа отдела сопровождения аттестации педагогических работников Февраль-март 2019 Февраль-март 2019 В течение 2019 года Сентябрь 2019 ИП 11-14.

5. Презентационный проект «День образовательной агломерации» Презентационный проект «День образовательной агломерации по Проектный офис Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО/ Проектная группа по межпроектная рабочая группа/организационно-издательский отдел/ /МОУО - проектные Февраль-сентябрь 2019 ИП 6, 7, 9, 10, 16, 23,24.

№ п/п Наименование мероприятия Участники Исполнители/ соисполнители Сроки Индикативные показатели[8]

совершенствован ию му н иципапьных систем оценки качества образования в территории» (территория - по согласованию) модели 2 площадки, образовательные организации - опорные площадки, руководители межмуниципальных проектных групп и муниципальных команд

Внедрение модели интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования

1. Интернет-магазин печатных изданий ГБУ ДПО РЦОКИО: 1. Формирование структуры/содержания интернет-магазина и Порядка функционирования 2. Наполнение интернет-магазина контентом 3. Продвижение, поисковая оптимизация интерн ет-м а1 аз и н а Проектный офис Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО/ проектная группа по модели 3 межпроектная рабочая группа Февраль-март 2019 Март-май 2019 ИП 23.

2. Виртуальная конференция (сайт конференции с возможностью заочного и онлайн участия в конференции): Модернизация страницы конференции на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО, с функционалом: 1. Информация о конференции. 2. Онлайн-регистрация. 3. Онлайн-трансляция. 4. Размещение материалов конференции. Проектный офис Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО/ проектная группа по модели 3 межпроектная рабочая группа Май, сентябрь-декабрь 2019 ИП 15.

¡■3 9

л О Р

п> В ° ЗГ н

н 2 м

м Я ¿3

¡а 2 ^

о й °

5, о о

т й 8 о4

Д О

о и

►1 рз

О д

рз

со О И р:

О В

С5\ м

ТЗ 2

Р> о

со Я

О -й

И Р> р:

5

О

5 I Н

Д Ч

<< ¡а

Й 8

О О

д Ё5

нД д

^ О

►в* о

0 И

1 £

§ 2

м о

гл О

& »

д »

Е 2

2 |

о §

в ^

а о

н -

о Д

со *

и й

►2 о

со м

3 з

я

5

я

рз ^

л я о

О)

н

о й я л о

О §

п> о

а о Я а> Л а Я Я о

о я

п я я я

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п о н и

РЭ

о о\

►ТЗ

О (Я

я

№ п/п Наименование мероприятия Участники Исполнители/ соисполнители Сроки Индикативные показатели[8]

3. Система дистанционного (группового, индивидуального) обучения: 1. наполнение информационной системы программами повышения квалификации, реализуемыми посредствам исключительно дистанционных образовательных технологий: - Определение перечня программ повышения квалификации. - Разработка учебных материалов. - Внедрение методов дистанционного обучения: кейс-технологии, технологии видеоинтерактивного обучения, сетевые технологии. - Разработка технологии организации дистанционного (группового, индивидуального) обучения. - Разработка рекламы программ повышения квалификации. 2. функционирование системы дистанционного (группового, индивидуального) обучения. 3. разработка открытых онлайн курсов онлайн курсов для отдельных категорий слушателей (специалистов ГИА, общественных наблюдателей). Проектный офис Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО/ проектная группа по модели 3 межпроектная рабочая группа Февраль - март 2019 Март - декабрь 2019 До апреля 2019 для специалистов ГИА В течение 2019 года ИП 8,23.

4. Целевой (внеочередной) номер журнала: 1. Формирование запроса, в т.ч. работа с реестром (регистрация запросов/предложений, инициирование). 2. Составление плана-графика по реализации запросов. Проектный офис Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО/ проектная группа по модели 3 межпроектная рабочая группа Февраль - март Апрель - май 2019 ИП 7, 16.

И >

О о и о

Й §

И

р

Н >

О тз

П> X

о

а

р

И

О §

л Я Й

о »

»3

№ п/п Наименование мероприятия Участники Исполнители/ соисполнители Сроки Индикативные показатели[8]

3. Определение тематики и содержания целевого номера журнала. 4. Формирование целевого (внеочередного) номера журнала Сентябрь -октябрь 2019

5. Электронная заявка на публикацию статьи с обязательной рецензией: 1. формирование структуры заявки, критериев рецензии, механизма (информационного) подачи заявки; 2. размещение онлайн-формы заявки на сайте; 3. сопровождение функционирования сервиса Электронной заявки Проектный офис Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО проектная группа по модели 3 Февраль 2019 Март-апрель 2019 Апрель декабрь2019 ИП 15, 16.

Чё 9

113 о я <т> Е

° Т5Г н

н П> Ю О

2. о Я

о тз

я о

о ю

И Я № тз

я

о "1 о

о ^

о

(Я рз

я

§ (Ъ

и я

я

н

1-г, п

Я т м чз

л я о

я

о

03

д я о я я о

-в* о сь

о о

я

о я

со

со рэ

я

о

Й а

я<

о н и

о а

¡4

О 3

и 2 о я

о * П> о

Я

я

Следующим важным тактическим локальным нормативным документом стал разработанный регламент проектирования Модели интеграции. В данном проекте документа были указаны термины и определения («Проектная группа», «Руководитель проекта», «Команда управления проектом», «Рабочая группа проекта»), общие положения (цель проекта, задачи проекта), порядок проектирования модели интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования на первом (подготовительном) этапе.

Проекты данных документов прошли процедуру обсуждения и согласования через

Состав межпроектных гр

представление на постоянно действующем методическом семинаре ГБУ ДПО РЦОКИО (методический семинар), на заседании Методического совета и утверждены приказами директора.

Хотелось бы подчеркнуть, что в рамках проектирования Модели интеграции было создано три межпроектные рабочие группы, включившие достаточно большое количество специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО, что позволило учесть не только интересы, а именно профессиональную составляющую направлений работы каждого из отделов ГБУ ДПО РЦОКИО (таблица 2).

Таблица 2

ппы Модели интеграции

№ п/п Название рабочей группы/ проекта Наименование отдела

1. Разработка модели интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования Отдел организации научной деятельности Отдел обеспечения функционирования информационных систем Отдел обеспечения оценки качества образовательных результатов Отдел обеспечения оценки качества образовательных программ Отдел планирования и организации образовательной деятельности Отдел сопровождения мероприятий с одаренными детьми Отдел обеспечения информационной безопасности

2. О регламенте функционирования виртуальной информационной площадки на базе сайта ГБУДПОРЦОКИО Первый заместитель директора Начальники управлений Отдел организации научной деятельности Отдел обеспечения функционирования информационных систем Отдел обеспечения оценки качества образовательных программ Организационно-издательский отдел Отдел сопровождения мероприятий с одаренными детьми Отдел сопровождения аттестации педагогических работников Отдел обеспечения внутренней оценки качества Отдел обеспечения информационной безопасности Отдел обеспечения оценки качества образовательных результатов Отдел образовательной статистики Управление ГИА

№ п/п Название рабочей группы/ проекта Наименование отдела

3. О Концепции продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования и его регламенте Первый заместитель директора Начальники управлений Отдел организации научной деятельности Отдел обеспечения функционирования информационных систем Отдел сопровождения мероприятий с одаренными детьми Отдел обеспечения оценки качества образовательных результатов Отдел обеспечения оценки качества образовательных программ Отдел обеспечения информационной безопасности Отдел планирования и организации образовательной деятельности Организационно-издательский отдел Отдел образовательной статистики

Интересным моментом, на наш взгляд, явилось предложение самостоятельного включения (по желанию) в дальнейшую работу по разработке регламентов, положений, концепций в рамках проектирования Модели интеграции на основании представленной Дорожной карты. Нельзя не поделиться, что сначала присутствовал страх «незнакомых людей» во вновь созданных рабочих группах. Страх, когда, во-первых, не знаешь, какой потенциал заложен в каждом пришедшем по желанию, во-вторых, от возможно не совсем осознанного включения в данные рабочие группы; в-третьих, от того, что может не возникнуть делового доверия внутри таких межпроектных групп и, как следствие, не будет полного «погружения» в работу. На наш взгляд, практически все страхи были сняты в течение двух-трех недель, когда по результатам работы в небольших группах внутри межпроектных, коллеги показали наработанный материал, озвучили свои предложения и аргументированно представили свои точки зрения.

Тем не менее, из общения с участниками проектной и межпроектных групп вне их деятельности поняли, что не все в полной мере высказывали свою точку зрения, поэтому одной из последующих важных задач команда управления ставит перед собой задачу повы-

сить коммуникативное взаимодействие всех участников проектной и межпроектных групп. Данная задача видится через интерактивное включение участников перечисленных групп по представлению разрабатываемых материалов как на заседаниях самих групп, так и на заседаниях методического совета, занятий Методического семинара, мероприятиях с образовательными организациями - опорными и проектными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО [1, 10].

Несомненно, главным продуктом работы проектной группы стала созданная Модель интеграции, имеющая структуру, которая, с одной стороны, единообразна структуре модели региональной системы оценки качества образования, разработанной в 2017 году в Челябинской области [9], с другой стороны, имеет некоторые отличия. Так, например, в структуру Модели интеграции решено было включить условия ее реализации, проклассифицировав их на три значимых блока (организационный, информационный, методический). Помимо этого, также решено было представить некоторые ожидаемые эффекты в рамках реализации данной модели.

Еще одним отличием оказалось «слияние» содержательного и процессуального компонентов, так как невозможно стало в какой-то момент четко их подразделить из-за включен-

ности некоторых механизмов в уже определен- лишь потенциальными. ные процедуры, в то время как другие явились

МОДЕЛЬ

интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования

Целевой компонент

Цель: интеграция ресурсов ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в

сфере оценки качества образования.

Задачи:

1. сформировать модель интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования;

2. внедрить модель интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования;

3. интегрировать функционирующую модель с другими моделями Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 г.г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегии:

1. Комплексное сопровождение формирования и распространения на федеральном уровне эффективных региональных практик оценки качества образования, информатизации образования и обеспечения безопасности информационных систем.

2. Концептуализация инновационных аспектов совершенствования и развития региональной системы оценки качества образования.

Содержательный и процессуальный компоненты

Содержательная основа - совокупность инновационных механизмов, обеспечивающих в соответствии с Концепцией продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования конкурентоспособность ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональном сообществе. Объекты:

1. Продукция ГБУ ДПО РЦОКИО.

2. Услуги ГБУ ДПО РЦОКИО.

3. Деятельность ГБУ ДПО РЦОКИО.

Предметы:

По первому объекту - научно-методические пособия.

По второму объекту - обучение по программам повышения квалификации; обучение по программам повышения квалификации в счет приносящей доход деятельности; педагогическая экспертиза основных образовательных программ и локальных нормативных актов; консультационные услуги по экспертизе локальных нормативных актов по информационной безопасности.

По третьему объекту - научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»; научно-методический журнал ГБУ ДПО РЦОКИО «Научно-методическое сопровождение систем оценки качества образования», конференциальная и публикационная активность специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО._

Механизмы: 1. Действующие:

— работа с официальным сайтом ГБУ ДПО РЦОКИО в соответствии с регламентом и концепцией;

- заседания Методического совета ГБУ ДПО РЦОКИО;

- заседания проектного офиса по реализации проектов Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО;

- работа в рамках проектных договоров ГБУ ДПО РЦОКИО с МОУО - проектных площадок и договоров с образовательными организациями - опорными площадками ГБУ ДПОРЦОКИО;

- организация и проведение научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»;

- подготовка и издание очередных номеров электронно-печатного научно-методического журнала «Научно-методическое сопровождение оценки качества образования»;

- рабочие и проектные группы из числа специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО;

- презентационный проект «День РЦОКИО».

2. Инновационные (потенциальные) - реализуемые в рамках Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 г.г.):

- функционирование раздела «Научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования» виртуальной информационно-методической площадки на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО;

- функционирование реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере оценки качества образования;

внедрение Концепции продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования.

Организационные условия:наличие локальной нормативной базы, включающей

организационные механизмы (Положение о виртуальной информационно-методической площадке, регламент функционирования виртуальной информационно-методической площадки, реестр организаций в сфере оценки качества образования и др.) функционирования модели интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования

Условия реализации модели

Информационные условия: функционирование виртуальной информационно-методической площадки на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО как ресурса.

Методические условия: внедрение Концепции продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования

_Результативный компонент_

Ожидаемый результат: функционирующие в рамках реализации Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО инновационные механизмы обеспечат конкурентоспособность и интеграционное взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования. Ожидаемые результаты проектирования и внедрения модели:

1 год: сформированная модель интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования

2 год: внедренная модель интеграционного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с научно-профессиональным сообществом в сфере оценки качества образования

3 год: интегрированная функционирующая модель с другими моделями Программы развития

Показатели результативности:

- представление собственного педагогического опыта в рамках постоянно действующего Методического семинара;

- результативность (статья, выступление) участия в научных мероприятиях, организованных другими учреждениями: регионального, федерального уровня;

- статьи в научно-методических изданиях, обобщающие опыт совершенствования муниципальных систем оценки качества образования в рамках образовательной агломерации;

- материалы, включенные в реестр успешных практик реализации РСОКО, разработанных ГБУ ДПО РЦОКИО совместно с участниками образовательной агломерации, и размещенных на виртуальной информационно-методической площадке на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО;

- методические материалы МОУО и ОО, размещенные на виртуальной информационно-методической площадке, на базе сайта ГБУ ДПО РЦОКИО;

- методические материалы (специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО), размещенные на виртуальной информационно-методической площадке ГБУ ДПО РЦОКИО;

- методические материалы (соавторство, авторство с представителями научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования), размещенные на виртуальной информационно-методической площадке ГБУ ДПО РЦОКИО;

- представители научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования, принимающие участие в семинарах и конференциях, организованных ГБУ ДПО РЦОКИО по вопросам оценки качества образования;

- статьи в научной периодике, индексируемой в системе цитирования WebofScience,/Scopus/РИНЦ_

Эффекты реализации модели:

- интеграция и оптимальное использование инновационных механизмов Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО в распространении на федеральном уровне эффективных региональных практик оценки качества образования, информатизации образования и обеспечения безопасности информационных систем;

- возможность совершенствования и развития имиджевых характеристик ГБУ ДПО РЦОКИО.

Таким образом, согласно Дорожной карте в совета в 2018 г. и утвержденных приказами

результате проектирования Модели интегра- ГБУ ДПО РЦОКИО:

ции были разработаны проекты следующих 1. Об управлении разработкой моделей

локальных нормативных документов, пред- Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на

ставленных на заседаниях Методического период с 2018 по 2020 годы;

2. О регламенте функционирования виртуальной информационной площадки на базе сайта ГБУ ДПО РЦОКИО;

3. О регламенте функционирования виртуальной информационно-методической площадки на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО;

4. О Концепции продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования и его регламенте;

5. О «портфеле проектов», обеспечивающих реализацию направлений Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 г.г.;

6. О дополнениях к Концепции продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования и дорожной карте мероприятий по ее реализации.

Особую роль в интеграции всех проектируемых моделей Программы развития проектная группа отводит созданной виртуальной инфор-

Инновационные проекты

t

мсоко /»

Успешные практики МСОКО

Новости Документы Результаты проектной деятельности

Новости Образовательная агломерация Эффективные практики Экспертная площадка

мационно-методической площадке (ВИМП), а также Концепции продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования (Концепция продвижения).

Виртуальная информационно-методическая площадка ГБУ ДПО РЦОКИО - это информационное пространство, базирующееся на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО, обеспечивающее интеграцию информационных, коммуникационных и виртуальных технологий с целью интерактивного управления сетевым научно-методическим взаимодействием внутри научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования.

ВИМП располагается на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОИУО (^^://гсокю.гиМтр/)и является организационным механизмом реализации проектов Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 годы. Архитектура ВИМП представлена на рисунке 1.

Новости

Эффективные практики Реестр организаций в сфере оценки качества образования Экспертная площадка

Научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования

Региональный реестр экспертов

Новости

Региональный реестр экспертов

Эффективные практики Экспертная площадка

Рисунок 1. Архитектура ВИМП

В рамках данной межпроектной группы были разработаны разделы ВИМП, соответствующие содержательному характеру всем проектируемым моделям Программы развития. Данная ВИМП позволит реализовы-вать в полной мере Программу развития ГБУ ДПО РЦОКИО, достигая при этом следующих индикативных показателей:

- динамика количества материалов, включенных в реестр успешных практик реализации

РСОКО, разработанных ГБУ ДПО РЦОКИО совместно с участниками образовательной агломерации, и размещенных на виртуальной информационно-методической площадке на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО,единиц;

- динамика количества методических материалов МОУО и ОО, размещённых на виртуальной информационно-методической площадке, набазесайта ГБУ ДПО РЦОКИО,единиц;

- динамика количества методических

материалов (специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО), размещенных на виртуальной информационно-методической площадке ГБУ ДПО РЦОКИО, единиц;

- динамика количества методических материалов (соавторство, авторство с представителями научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования), размещенных на виртуальной информационно-методической площадке ГБУ ДПО РЦОКИО, единиц;

- доля проводимых ГБУ ДПО РЦОКИО внутрирегиональных процедур оценки качества образования с использованием ресурса информационного контента регионального сетевого экспертного сообщества от общего количества проводимых ГБУ ДПО РЦОКИО внутрирегиональных процедур оценки качества образования, (%);

- доля специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО, включенных в реестр региональных экспертов, от общего количества педагогических работников, (%)[8].

Необходимо отметить важный эффект, который возник в рамках деятельности данной межпроектной группы. Произошло осознанное упорядочивание того, что и, самое главное, как должно быть представлено на ВИМП, другими словами, данная деятельность повлекла за собой вынужденное решение других более мелких, но не менее значимых задач. В некоторой степени всем членам межпроектной группы удалось неформально повысить квалификацию по вопросам инфор-

мационно-коммуникационных технологий с помощью специалистов технического отдела.

Так как ВИМП предполагает размещение и использование материалов педагогическим сообществом, то было запланировано и проведено профессионально-общественное обсуждение ее структуры (сентябрь, 2018 г., г. Аша), по результатам которого внесены корректировки, повышающие функциональность использования ВИМП.

Следующим значимым результатом является созданная Концепция продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования (Концепция продвижения). На наш взгляд, сама идея создания в учреждении дополнительного профессионального образования такого концептуального документа является инновационной, следовательно, ее внедрение позволит решать задачи в рамках Модели интеграции с помощью совершенно новых подходов.

В чем же заключается инновационность? Основной стратегической целью Концепции продвижения является создание условий для интеграции ресурсов ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования посредством применения механизмов и инструментария стратегии продвижения. Объекты продвижения продукция, услуги и деятельность ГБУ ДПО РЦОКИО. Предметы продвижения представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Объекты и предметы продвижения

Необходимо отметить, что и деятельность ГБУ ДПО РЦОКИО рассматривается как объект и представлена такими предметами продвижения, как научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования», научно-методический журнал ГБУ ДПО РЦОКИО «Научно-методическое обеспечение систем оценки качества образования», конфе-ренциальная и публикационная активность ГБУ ДПО РЦОКИО.

Как только были определены объекты, предметы и стратегии продвижения, перед рабочей группой возникла проблема: с помощью каких механизмов необходимо продвигать вышеуказанные предметы. Решения именно по этой проблеме можно и нужно считать инновационными, так как, во-первых, не использовались ранее в ГБУ ДПО РЦОКИО (например, целевой номер научно-методического журнала, интернет-магазин и др.), во-вторых, соответствуют современным информационным запросам научно-профессионального сообщества, в-третьих, предполагают эффект повышения популяризации и конкурентоспособности ГБУ ДПО РЦОКИО в сфере оценки качества образования. Стоит отметить, что Концепция продвижения претерпевала корректировки и свой итоговый вид приобрела в ноябре 2018 г. А разработанная Дорожная карта является стратегическим механизмом реализации Концепции продвижения на 2019 год.

Важно отметить, что уникальным механизмом реализации Концепции продвижения представляет созданная для взаимодействия с научно-профессиональным сообществом платформа (реестр), включающая информацию по всем федеральным центрам оценки качества образования, центрам оценки качества образования и институтам повышения квалификации Российской Федерации (все субъекты РФ), учреждениям дополнительного профессионального и высшего (профессионального) образования г. Челябинска. Данный реестр, по сути, представляет базу данных для оперативного и долгосрочного взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО в рамках продвижения продукции, услуг и деятельности.

На наш взгляд, Концепция продвижения обеспечивает взаимосвязь Модели интеграции с другими моделями Программы развития, а также может служить инновационным организационным механизмом Программы развития по обеспечению конкурентоспособности ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональном сообществе в сфере оценки качества образования.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть -выбранный проектно-целевой подход как управленческий метод, несомненно, следует использовать для формирования и реализации Программы развития. Такой подход позволяет разрабатывать и реализовывать проекты, как комплекс научных исследований, а в конечном же итоге «получить пакет документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблем/противоречий, а также организацию процессов в пространстве и времени» [6]. Реализация и дальнейшее функционирование ГБУ ДПО РЦОКИО по средствам проектно-целевого подхода в условиях повышенной турбулентности внешней среды в рамках модели интеграции позволит учреждению выйти на инновационный уровень развития, отвечая потребностям современной системы образования, как регионального, так и федерального уровней.

Список литературы

1. Барабас, А.А. Система использования результатов оценочных процедур: работа с муниципалитетами и образовательными организациями [Текст] / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - .№2(5). -С. 7-15.

2. Баранова, Ю.Ю. Программа развития «Регионального центра оценки качества и информатизации образования» как механизм управления комплексным сопровождением развития региональной системы оценки качества образования [Текст] / Ю.Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018.- J№1(4). - С.7 - 13.

3. Варпаева, И.А. Бюджетирование деятельности вуза в рамках проектно-целевого подхо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да к управлению [Электронный ресурс] / И.А. Варпаева, Р.В. Треушников - Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/byudzhetirovam e-deyatelnosti-vuza-v-ramkah-proektno-tselevogo-podhoda-k-upravleniyu (дата обращения 01.04.2019)

4. Голышев, И.Г. Проектно-целевой подход к управлению интеграцией профессионального образования и производства в регионе [Текст] / И.Г. Голышев // Среднее профессиональное образование. — 2011 - № 11. — С. 7-10.

5. ГОСТ Р МЭК 62198-2015 «Проектный менеджмент. Руководство по применению менеджмента риска при проектировании». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200127205

6. Инновационный и проектный менеджмент: учебное пособие. [Электронный ресурс] / И.С. Богомолова, С.В. Гриненко, Е.С. Едалова [и др.]. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 181 с. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m1518/3_4.htm (дата обращения 25.03.2019)

7. Патрахина, Т.Н. К вопросу о применении проектно-целевого подхода в стратегическом управлении системой образования [Электронный ресурс] / Т. Н. Патрахина // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 291-293. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/96/21592/ (дата обращения: 27.03.2019).

8. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) на период с 2018 по 2020 годы [Текст]. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 105 с.

9. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) [Текст]: (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. №03-02/11974). - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 140 с.

10. Скочилова, Е.Ю. О результатах и эффектах взаимодействия Регионального центра оценки качества и информатизации образования с образовательными организациями / Е.Ю. Скочилова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - №2(5). - С.167-177.

References

1. Barabas, A.A. Sistema ispol'zovaniya rezul'tatov otsenochnykh protsedur: rabota s munitsipalitetami i obrazovatel'nymi organizatsiyami [Tekst] / A. A. Barabas, YU. YU. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018. - № 2 (5). - S. 7-15.

2. Baranova, YU.YU. Programma razvitiya «Regional'nogo tsentra otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya» kak mekhanizm upravleniya kompleksnym soprovozhdeniem razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / Yu.Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 1 (4). - S.7 -13.

3. Varpaeva, I.A. Byudzhetirovanie deyatel'nosti vuza v ramkakh proektno-tselevogo podkhoda k upravleniyu [Elektronnyy resurs] / I.A. Varpaeva, R.V. Treushnikov - Rezhim dostupa:https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhe tirovanie-deyatelnosti-vuza-v-ramkah-proektno-tselevogo-podhoda-k-upravleniyu (data obrashcheniya 01.04.2019)

4. Golyshev, I.G. Proektno-tselevoy podkhod k upravleniyu integratsiey professional'nogo obrazovaniya i proizvodstva v regione [Tekst] / I.G. Golyshev // Srednee professional'noe obrazovanie. — 2011 - № 11. — S. 7-10.

5. GOST R MEK 62198-2015 «Proektnyy menedzhment. Rukovodstvo po primeneniyu menedzhmenta riska pri proektirovanii». [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/1200127205

6. Innovatsionnyy i proektnyy menedzhment: uchebnoe posobie. [Elektronnyy resurs] / I.S. Bogomolova, S.V. Grinenko, E.S. Edalova [i dr.]. - Rostov-na-Donu: Izd-vo YUFU, 2014. - 181 s. -Rezhim dostupa: http://www.aup.ru/books/m151 8/3_4.htm (data obrashcheniya 25.03.2019)

7. Patrakhina, T.N. K voprosu o primenenii proektno-tselevogo podkhoda v strategicheskom upravlenii sistemoy obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / T. N. Patrakhina // Molodoy uchenyy. — 2015. — №16. — S. 291-293. — Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/96/21592/ (data obrashcheniya: 27.03.2019).

8. Programma razvitiya gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Regional'nyy

tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya» (GBU DPO RTSOKIO) na period s 2018 po 2020 gody [Tekst]. - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 105 s.

9. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') [Tekst]: (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016g. №03-02/11974). - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 140 s.

10. Skochilova, E.Yu. O rezul'tatakh i effektakh vzaimodeystviya Regional'nogo tsentra otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya s obrazovatel'nymi organizatsiyami / E.Yu. Skochilova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018. - №2(5). - S.167-177.

Сведения об авторах Солодкова Екатерина Александровна -

начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования

информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Скочилова Елена Юрьевна - начальник лаборатории научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Solodkova E.A. - Head of the Department of Scientific Activity Organization, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Orekhova T.A. - Head of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.

Skochilova E.Yu. - Head of the Laboratory of Scientific and Methodological Support of Additional Professional Programs of the Department of Scientific Activity Organization, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.