УДК 371.69:004.3
ВОЗМОЖНОСТИ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Е.В. Бакач, С.В. Сайгушкина, Ю.Б. Шутько
В статье раскрывается потенциал официального сайта ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» в практике дополнительного образования взрослых. Рассматриваются ключевые разделы сайта, отвечающие за методическую и информационную поддержку процесса реализации программ дополнительного профессионального образования в ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», а также отражен ряд организационно-управленческих форм интенсификации процесса дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное развитие, повышение квалификации, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, интенсификации обучения, дополнительные профессиональные программы, сайт, дистанционное обучение, онлайн обучение, электронное обучение.
Современной системе образования нужен педагог, способный к постоянному профессиональному совершенствованию, умеющий выбрать необходимые направления и формы собственного профессионального роста и развития. Профессиональный стандарт педагога также обязывает педагогических работников постоянно развиваться и повышать свою квалификацию. Новые требования, предъявляемые к педагогическим работникам, указывают на его постоянную готовность к переменам, профессиональную мобильность, способность к нестандартным решениям в профессиональной области, проявление самостоятельности в принятии решений.
Одним из традиционных механизмов профессионального развития педагогических работников остается система дополни-
тельного профессионального образования, связанная с освоением слушателями специально разработанных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки). Реализуемые на базе ГБУ ДПО РЦОКИО программы повышения квалификации позволяют педагогическим работникам Челябинской области совершенствовать свои профессиональные компетенции в таких областях как: оценка качества образования в том числе с использованием результатов внешних оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, НИКО, ВПР, РИКО); функционирование информационных систем; создание информационной безопасности; организация и проведение государственной итоговой аттестации обучающихся; экспертная деятельность в образовании.
Следует отметить, что профессиональное развитие - это сложный, многоплановый процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, определяющих становление и развитие педагогического работника как профессионала, причем процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога [1]. Отсюда можно сделать вывод, что понятие профессиональное развитие значительно шире, чем просто повышение квалификации (формальное образование), и соизмеримо с такими формами образования, как неформальное и информальное образование.
Под неформальным образованием (иногда внутрифирменным образованием) мы понимаем частично планируемое обучение, сохраняющее его черты; семинары, курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры. Неформальное образование «не является организованным и спланированным»; осуществляет-
ся за пределами стандартной образовательной среды за счёт собственной активности индивидов, не обязательно носит целенаправленный характер; обучающийся ставит перед собой цели и задачи сам, превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития [2].
Не менее значим в современных условиях процесс интенсификации обучения. Под интенсификацией в образовании в широком смысле понимается процесс целью, которого является повышение эффективности обучения, усвоения большого объема информации за меньший или прежний интервал времени. [3]. Современные информационно-коммуникационные технологии являются одним из способов повышения эффективности качества образования без увеличения времени на основные занятия.
Существует несколько организационно-управленческих форм интенсификации процесса дополнительного профессионального образования посредством информационно-коммуникационных технологий:
- дистанционное обучение;
- онлайн обучение;
- электронное содействие обучению [6].
Все вышеперечисленные формы обучения успешно базируются на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО. Под официальным сайтом ГБУ ДПО РЦОКИО понимается совокупность электронных документов учреждения в компьютерной сети, объединённых под одним адресом. Сайт является аналогом официальных пресс-релизов и публикаций в сети Интернет. Сущность официального сайта заключается в его официаль-
ном статусе, позволяющим каждому посетителю сайта использовать информацию, размещенную на нем.
В 2017 году была разработана Концепция совершенствования официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО с целью обеспечения открытости деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО, повышения его функциональности с учетом направлений деятельности учреждения и запросов разных категорий пользователей, в том числе с учетом возможности информационного и методического сопровождения как реализации программ повышения квалификации (формальное образование), так и предоставление возможности пользователям официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО найти информацию релевантную своим потребностям (в том числе и образовательным) по направлениям деятельности учреждения.
Исходя из цели совершенствования сайта Концепцией определены: понятие официального сайта; его функции, структура и подходы к содержательному наполнению разделов. Концепция отражает также требования к программному обеспечению и дизайну официального сайта. Структура сайта была создана в соответствии с требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации [5].
Рассмотрим образовательный потенциал официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО. Разделы главной страницы сайта соответствуют основным видам деятельности учреждения (таблица 1).
Таблица 1
Виды деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО
и их расположение на официальном сайте
Виды деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО Раздел сайта
Реализация программ повышения квалификации по направлениям оценки качества образования, функционирования информсистем, обеспечения информационной безопасности «Повышение квалификации» «Научно-методическая деятельность»
Виды деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО Раздел сайта
Организационное, технологическое, методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации «ГИА»
Методическое, информационное, организационное и техническое обеспечение проведения процедуры аттестации педагогических работников «Аттестация педагогических работников»
Методическое, информационное, организационное и техническое обеспечение оценки качества образования в Челябинской области «Оценка качества образовательных программ» «Оценка качества образовательных результатов»
Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга системы образования в Челябинской области «Оценка качества образовательных программ»
Обеспечение информационной безопасности вычислительных систем, сетей и баз данных «Информационная безопасность»
Методическое, информационное, организационное и техническое обеспечение функционирования информационных систем в сфере образования «Информационные системы в образовании»
За информационную и методическую поддержку процесса реализации программ повышения квалификации по направлениям оценки качества образования, функционирования информационных систем, обеспечения информационной безопасности отвечают такие разделы сайта как: «Повышение квалификации» и «Научно-методическая деятельность». Данные разделы содержат не только информационную часть, востребованную в рамках образовательного процесса, в том числе нормативную и методическую составляющие по каждой дополнительной профессиональной программе.
В условиях формирования информационного общества чрезвычайно важным инструментом является обеспечение публичного (в том числе удаленного) доступа к социально значимой информации, в первую очередь научно-образовательного характера [4]. Именно поэтому важной частью официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО является подраздел «Библиотека», где представлены нормативные, концептуальные документы, методические рекомендации, сборники конфе-
ренции, другие сборники, образовательные результаты, программы повышения квалификации и учебно-методические пособия к программам повышения квалификации, разработанные специалистами ГБУ ДПО РЦО-КИО. В разделе также представлены ссылки на сторонние ресурсы сети интернет, которые используются при реализации программ повышения квалификации в ГБУ ДПО РЦО-КИО и доступны всем категориям пользователей сайта (как преподавателям и слушателям курсов повышения квалификации, так и обычным посетителям сайта). Все материалы представлены в свободном полнотекстовом формате.
Несомненным преимуществом раздела «Библиотека» официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО является:
- удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки;
- получение информации независимо от времени и места нахождения;
- повышение оперативности предоставления пользователям сайта необходимых документов и данных.
Также для реализации курсов повышения квалификации в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий на базе сайта функционирует информационная система «Дистанционное обучение ГБУ ДПО РЦОКИО». Данная информационная система предназначена для технологического сопровождения процесса обучения на базе ГБУ ДПО РЦОКИО в дистанционной форме. Основная информация на данной платформе доступна только зарегистрированным пользователям (слушателям или преподавателям). Гости могут просматривать только главную страницу платформы и краткую аннотацию к программам повышения квалификации, реализуемым на базе ГБУ ДПО РЦОКИО с применением дистанционных технологий, а также получить подробную информацию о том, как работать в данной информационной системе [1].
В ГБУ дПо РЦОКИО с 2016 года реализуются программы повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий и на сегодняшний день их количество составляет 20 программ повышения квалификации, имеющих межпредметную направленность и обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по направлениям:
- оценки качества образования;
- функционирования информационных систем;
- информационной безопасности;
- обучения специалистов, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся;
- экспертной деятельности в образовании.
Технические возможности сайта ГБУ ДПО РЦОКИО позволяют проводить онлайн совещания и вести всевозможные трансляции. Часть сайта, отвечающая за реализацию данной формы обучения, находится в закрытом режиме. Чтобы подключиться к какой-либо трансляции или онлайн вещанию, нужно иметь доступ к виртуальной комнате, в которой осуществляется обучение. За техническую сторону реализации данной формы обучения отвечает специальное приложение - Adobe Connect. Эта платформа веб-кон-
ференций предназначена для проведения веб-собраний, удаленного обучения и веби-наров, проведения веб-конференций на любых устройствах — мобильных или стационарных. Преимуществом онлайн обучения является экономия времени слушателями и преподавателями на проезд к месту проведения обучения, а также возможность воспользоваться записью при повторном закреплении полученной информации.
Официальный сайт в ГБУ ДПО РЦОКИО выступает в качестве образовательного ресурса для повышения уровня профессиональной подготовки и профессионального развития педагогов. Использование сайта в сопровождении образовательного процесса дает следующие положительные результаты:
- удовлетворение образовательных потребностей пользователей, в зависимости от их желаний, целей, личных способностей, а также от информированности об образовательных возможностях сайта ГБУ ДПО РЦОКИО.
- диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (online) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной и другой информацией, независимо от расположения участников образовательного процесса в пространстве и во времени;
- обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование) в реальном и отложенном времени;
- доступ к различным источникам информации (электронной библиотеке, ресурсам Интернет т.п.);
- организация коллективных форм общения преподавателя со слушателями и слушателей между собой посредством теле- и видеоконференций.
Таким образом, сайт как учебный ресурс при грамотном использовании может стать мощным инструментом в освоении содержания программ повышения квалификации слушателями ГБУ ДПО РЦОКИО, повышении качества образования и саморазвития пользователей сайта.
В заключении хотелось бы отметить, что
новые возможности, предоставляемые с развитием информационно-коммуникационных технологий, требуют от нас ответственного подхода к освоению новых областей деятельности и постепенному обретению и совершенствованию информационной культуры.
^исок литературы
1. Бакач, Е. В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования [Текст] / Е. В. Бакач, Ю.Б. Шутько // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2016. - №1 (1)- С. 3842.
2. Гибадуллина, Ю. М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информаль-ного образования [Электронный ресурс] / Ю. М. Гибадуллина. - Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ (дата обращения: 10.04.2017).
3. Кривошеина, Е. Ю. Технологии интенсификации процесса обучения [Текст] / Е. Ю. Кривошеина. - М.1999. - 45с.
4. Подяконова, А. С. Проблемы развития единого информационно-образовательного пространства в рамках функционирования официальных сайтов системы образования Челябинской области [Текст] / А. С. Подяко-нова, Л. В. Васина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2017. - №1 (2) - С. 30-36.
5. Приказ от 29.05.2014 г № 785 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rcokю.m/Шes/upload/okop/при-каз_785^Г (дата обращения: 08.05.2018г)
6. Тиунова, Н. Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа [Текст] // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - №2 (22). - С.103-108.
References
1. Bakach, E. V. Problemy i perspektivy distantsionnogo obucheniya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Tekst] / E. V. Bakach, Yu.B. Shut'ko // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2016. - №1 (1)- S. 3842.
2. Gibadullina, Yu. M. Professional'naya podgotovka pedagogov v protsesse integratsii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya [Elektronniy resurs] / Yu. M. Gibadullina. - Rezhim dostupa: https://www.fundamental-research.ru/ (data obrashcheniya: 10.04.2017).
3. Krivosheina, E. Yu. Tekhnologii intensi-fikatsii protsessa obucheniya [Tekst] / E. Yu. Krivosheina. - M.1999. - 45s.
4. Podyakonova, A. S. Problemy razvitiya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo pros-transtva v ramkah funktsionirovaniya ofitsi-al'nyh saytov sistemy obrazovaniya Chelya-binskoy oblasti [Tekst] / A. S. Podyakonova, L. V. Vasina // Nauchno-metodicheskoe obespech-enie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017. -№1 (2) - S. 30-36.
5. Prikaz ot 29.05.2014 g № 785 Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki «Ob utverzhdenii trebovaniy k strukture ofitsi-al'nogo sayta obrazovatel'noy organizatsii v in-formatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet» i formatu predstavleniya na nem infor-matsii» [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/okop/pri-kaz_785.pdf (data obrashcheniya: 08.05.2018g)
6. Tiunova, N. N. Obrazovatel'nye platformy kak sredstvo intensifikatsii professional'noy podgotovki studentov kolledzha [Tekst] // Pro-fessional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2016. - №2 (22). - S.103-108.
Сведения об авторах
Бакач Елена Владимировна - начальник лаборатории электронного обучения отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Сайгушкина Светлана Валерьевна - на-
чальник отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Шутько Юлия Борисовна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Bakach E.V. - Head of e-Learning Labora-
tory of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Saigushkina S.V. - Head of the Department «Planning and organization of educational activ-ities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Shutko Yu.B. - Methodist of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk