Научная статья на тему 'Интернет-конференция как форма профессиональной коммуникации при экспертизе региональной модели оценки качества общего образования'

Интернет-конференция как форма профессиональной коммуникации при экспертизе региональной модели оценки качества общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕН-ЦИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕР-ТИЗА / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МО-ДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КА-ЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакач Е.В., Сайгушкина С.В.

В современной системе образования воз-растает роль информационно-коммуникаци-онных технологий, в связи с чем появляются новые формы профессиональной коммуни-кации. В данной статье представлена эффек-тивная практика применения интернет кон-ференции, как формы проведения професси-онально-общественной экспертизы моделей муниципальных систем оценки качества об-щего образования, составленных на основе региональной модели оценки качества об-щего образования. Проекты были разрабо-таны и представлены на публичное обсужде-ние слушателями в рамках программы повы-шения квалификации, реализованной в ГБУ ДПО РЦОКИО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакач Е.В., Сайгушкина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-конференция как форма профессиональной коммуникации при экспертизе региональной модели оценки качества общего образования»

УДК 371.69: 004.3

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Бакач, С.В. Сайгушкина

В современной системе образования возрастает роль информационно-коммуникационных технологий, в связи с чем появляются новые формы профессиональной коммуникации. В данной статье представлена эффективная практика применения интернет - конференции, как формы проведения профессионально-общественной экспертизы моделей муниципальных систем оценки качества общего образования, составленных на основе региональной модели оценки качества общего образования. Проекты были разработаны и представлены на публичное обсуждение слушателями в рамках программы повышения квалификации, реализованной в ГБУ ДДО РЦОКИО.

Ключевые слова: Интернет, профессиональная коммуникация, интернет-конференция, экспертиза, профессиональная экспертиза, общее образование, региональная модель оценки качества общего образования, модель муниципальной системы оценки качества.

В настоящее время Интернет, представляет собой сложную систему коммуникации. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий обусловило появление новых форм профессионального взаимодействия. Наряду с такими формами профессиональной коммуникации как электронный журнал и электронная библиотека, одной из самых распространенных форм, осуществляемых посредством интернет-технологий, является интернет-конференция.

Потенциал такой формы профессиональной коммуникации как интернет-конференция был использован ГБУ ДПО РЦОКИО в 2016 году при проведении профессионально-общественной экспертизы региональной модели оценки качества общего образования.

Проблема организации профессиональной

экспертизы в системе образования является одной из важнейших, поскольку разнообразная педагогическая практика требует анализа результативности образовательных систем, педагогической деятельности и других процессов в сфере образования.

Профессиональной экспертизой

называется «совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе, системе)» [2].

Приведем пример практического применения Интернет-конференция как площадки выбранной ГБУ ДПО РЦОКИО для апробации проекта региональной модели оценки качества общего образования через организацию публичного представления и обсуждение проектов моделей

муниципальных систем оценки качества общего образования, разработанных на основании использования региональной модели оценки качества общего образования.

Специалистами ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) в рамках деятельности рабочей группы по реализации региональной субсидии для развития национально-региональной системы

независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов общего образования и создание, апробацию и внедрение национальных механизмов оценки качества общего образования в 2016 году был разработан проект региональной модели оценки качества общего образования. Поскольку данная модель может служить основой для построения муниципальных систем оценки качества образования в соответствии с полномочиями органов

местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО была организована и проведена апробация региональной модели оценки качества общего образования среди специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Для достижения 100% участия муниципалитетов Челябинской области в апробации региональной модели оценки качества общего образования были избраны две формы проверки, позволившие достичь данного показателя, а именно:

- реализация программы повышения квалификации «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования» для руководителей и специалистов органов местного самоуправления Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования.

- проведение интернет - конференции «Потенциал использования региональной модели оценки качества общего образования в достижении показателей эффективности развития муниципальных образовательных систем» для руководителей и специалистов органов местного самоуправления Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования, а также руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных систем, представителей профессионально-общественных объединений педагогических работников.

Каждая из форм апробации обеспечила участие в ней представителей всех 43 (100%) муниципальных образовательных систем Челябинской области.

Особенностью реализации программы повышения квалификации являлся ее дея-тельностный характер: в ходе проектировочных занятий группами из числа слушателей были разработаны и представлены к защите пять моделей муниципальных систем оценки качества общего образования, а именно:

- Муниципальной системы оценки качества общего образования городских округов с численностью несовершеннолетних более 8500 человек (2 проекта);

- Муниципальной системы оценки качества общего образования городских округов с численностью несовершеннолетних менее 8500 человек (1 проект);

- Муниципальной системы оценки качества общего образования муниципальных районов с численностью несовершеннолетних менее 8500 человек (1 проект);

- Муниципальной системы оценки качества общего образования муниципальных районов с численностью несовершеннолетних более 8500 человек (1 проект).

Представленные группами модели отражали не только инвариантные полномочия муниципальных органов управления образования в оценке качества образования, но и специфику муниципальных систем оценки качества общего образования (далее МСО-КОО) различных групп территориальных образований (различия муниципальных образовательных систем по критериям: городские округа и муниципальные районы; численность несовершеннолетних). По результатам работы группами были подготовлены презентации моделей, которые были представлены в рамках интернет - конференции «Потенциал региональной модели оценки качества общего образования в достижении показателей эффективности их деятельности» и стали предметом профессионально-общественной экспертизы.

Целью интернет - конференции, прошедшей в период с 30 ноября 2016 г. по 05 декабря 2016 г., являлось публичное представление и обсуждение проектов моделей МСО-КОО, разработанных творческими группами из числа специалистов муниципальных органов управления образования на основе материалов региональной модели оценки качества общего образования, а также их профессионально-общественная экспертиза.

Участие в интернет - конференции предполагало с одной стороны представление электронных презентационных материалов проектов МСОКОО по соответствующим направлениям: МСОКОО городских округов с численностью несовершеннолетних более 8500 человек; МСОКОО городских округов с численностью несовершеннолетних менее 8500 человек; МСОКОО муниципальных

Интернет-конференция как форма профессиональной коммуникации при экспертизе региональной модели оценки качества общего образования_

районов с численностью несовершеннолетних более 8500 человек, с другой заполнение участниками конференции электронных экспертных листов, по каждой из предложенных моделей. Экспертные листы содержали вопросы, направленные на оценку компонентов проектов: цель, задачи, объекты, содержание, механизмы, процедуры, ожидаемые результаты.

Информационной платформой проведения конференции являлся специально созданный на главной странице официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО раздел http://rcokio.ru

Участие в интернет - конференции осуществлялось в инициативном порядке на безвозмездной основе.

Организаторы конференции в период с 01 по 05 декабря 2016 г. осуществляли сбор и анализ полученных от участников конференции экспертных оценок по результатам профессионально-общественной экспертизы проектов моделей муниципальных систем оценки качества общего образования.

Специфика интернет - конференции как формы профессиональной коммуникации позволила определить некоторые преимущества реализации профессионально-общественной экспертизы в данной форме:

- отсутствие ограничений для участников независимо от географической удаленности;

- доступность для участников - отсутствие специальных требований к оборудованию и каналам связи; возможность участия со своего рабочего места;

- экономичность, связанная с отсутствием затрат на проезд и проживание участников;

- расширение временных рамок проведения конференции - возможность проведения мероприятия любой продолжительности в непрерывном режиме;

- возможность подключения к участию в конференции в любое время в рамках срока проведения конференции;

- возможность оперативной организации обсуждения актуальных вопросов;

- доступ ко всем представленным материалам конференции, как для участников, так и для посетителей сайта ГБУ ДПО РЦОКИО[3].

Всего в профессионально-общественной экспертизе приняли участие 275 респондентов, в том числе: руководители и специалисты органов местного

самоуправления Челябинской области, осуществляющие управление в сфере образования - 191 человек (69,5% от общего числа участников экспертизы); руководящие и педагогические работники

образовательных организаций - 59 человек (21,5 %); представители профессионально-общественных объединений педагогических работников Челябинской области - 25 человек (9%). Таким образом, количественный и качественный состав участников профессионально-общественной экспертизы проектов моделей МСОКОО обеспечил формирование объективных выводов.

По данным результатов

профессионально-общественной экспертизы подавляющее большинство респондентов (ответы от 92,3% до 97,5% участников по разным аспектам) высоко оценили содержание проектов моделей

муниципальных систем оценки качества общего образования, а апробируемая специалистами муниципальных органов управления образованием модель воспринята как потенциально значимая при формировании (совершенствовании)

муниципальных систем оценки качества образования.

Таким образом, организованная специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО апробация региональной модели оценки качества общего образования в форме интернет - конференции является результативной не только с точки зрения участия 100% муниципалитетов, но и в аспекте дальнейшего внедрения модели на уровне муниципальных образовательных систем: создание образовательной агломерации по данному направлению взаимодействия муниципальных органов управления образованием и ГБУ ДПО РЦОКИО.

Опыт участия в интернет - конференции «Потенциал использования региональной модели оценки качества общего образования

в достижении показателей эффективности развития муниципальных образовательных систем» для руководителей и специалистов органов местного самоуправления Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования, а также руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных систем ценен. Все участники имели возможность не только поделится своими опытом, но и изучить эффективные практики построения муниципальных систем оценки качества общего образования в соответствии с полномочиями органов местного

самоуправления, осуществляющих

управление в сфере образования специалистами, обменяться мнениями, дать экспертную оценку, а также освоить современные формы организации профессиональной коммуникации

посредством интернет-конференции.

Список литературы

1. Алексеева, Т.Б. Интернет-конференция как форма научной коммуникации молодых исследователей / Т. Б. Алексеева, И. В Гладкая, А. И. Синицына // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№5. - С.20 - 27.

2. Черепанов, В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях: моногр. / В. С. Черепанов. - Москва : Педагогика, 1989. -152с.

3. Яковлева, Н.О. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов / О. Н. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - №1 (18). - С. 5 -12.

References

1. Alekseeva, T.B. Internet-konferencija kak forma nauchnoj kommunikacii molodyh issledovatelej / T. B. Alekseeva, I. V Gladkaja, A. I. Sinicyna // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - №5. - S.20 - 27.

2. Cherepanov, V.S. Jekspertnye ocenki v pedagogicheskih issledovanijah: monogr. / V. S.

Cherepanov. - Moskva : Pedagogika, 1989. -152 s.

3. Jakovleva, N.O. Innovacionnye formy obuchenija v sovremennoj sisteme povyshenija kvalifikacii pedagogov / O. N. Jakovleva // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov. - 2014. - №1 (18). - S. 5 -12.

Сведения об авторах

Бакач Е.В. - начальник лаборатории электронного обучения отдела планирования и организации образовательной

деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Сайгушкина С.В. - начальник отдела планирования и организации

образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Bakach E.V. - Head of e-Learning Laboratory of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Saygushkina S.V. - Head of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.