Научная статья на тему 'Региональная модель оценки качества общего образования как содержательная основа повышения квалификации педагогов'

Региональная модель оценки качества общего образования как содержательная основа повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушкина Светлана Валерьевна, Бакач Елена Владимировна

В статье раскрыта значимость включения учреждений дополнительного профессионального образования в продвижение ключевых аспектов развития системы оценки качества образования Челябинской области через повышение квалификации работников си-стемы образования. Приводится описание разработанных и реализуемых ГБУ ДПО «Региональный центр развития оценки качества и информатизации образования» двух практикоориентированных программ повышения квалификации, позволяющих формировать компетенции слушателей по вопросам моделирования как муниципальной, так и внутренней системы оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушкина Светлана Валерьевна, Бакач Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель оценки качества общего образования как содержательная основа повышения квалификации педагогов»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 74.4

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

С.В. Сайгушкина, Е.В. Бакач

В статье раскрыта значимость включения учреждений дополнительного профессионального образования в продвижение ключевых аспектов развития системы оценки качества образования Челябинской области через повышение квалификации работников системы образования. Приводится описание разработанных и реализуемых ГБУ ДПО «Региональный центр развития оценки качества и информатизации образования» двух практико-ориентированных программ повышения квалификации, позволяющих формировать компетенции слушателей по вопросам моделирования как муниципальной, так и внутренней системы оценки качества образования.

Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, концепция региональной системы оценки качества образования, модель региональной системы оценки качества общего образования, повышение квалификации, дополнительные профессиональные программы.

Понимание и чёткое видение основных направлений развития системы дополнительного профессионального образования в соответствие с Федеральной целевой программой развития образования до 2020 года (далее - ФЦПРО), дает достаточный потенциал для принятия стратегически выверенных решений по повышению качества формирования и реализации дополнительных профессиональных программ.

Поскольку целью ФЦПРО является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям сов-

ременного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации [4], они достигаются решением ряда задач, одной из которых является задача по формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов [4].

В условиях формирования в российском образовании единой системы оценки качества образования процессы совершенствования происходят как в региональной, так и в муниципальной системах оценки качества образования. Изменения эти касаются подходов и содержания, а также процедур и инструментария оценки качества образования.

На региональном уровне в 2016 году была утверждена Концепция региональной системы оценки качества образования [5], которая рассматривает региональную систему оценки качества образования (далее -РСОКО) как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов. Стратегической целью РСОКО Челябинской области является «получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях и причинах изменения качества образования для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования области» [1].

Логическим продолжением Концепции РСОКО стала региональная модель оценки качества общего образовании (далее - РМО-КОО) [3], разработанная при участии специалистов ГБУ ДПО «Региональный центр развития оценки качества и информатизации

образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО). В ней представлены конкретные механизмы совершенствования РСОКО применительно к системе общего образования. По сути, РМОКОО выполняет интегрирующую роль в процессе формирования единого «оценочного пространства» Челябинской области и служит методологическим и технологическим основанием совершенствования систем оценки качества общего образования различных уровней [2].

В 2017 году ГБУ ДПО РЦОКИО поставлена задача по внедрению РМОКОО в практику образовательной системы Челябинской области, в том числе средствами формального повышения квалификации работников образования. Для этого специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО в 2016 г и 2017 г были разработаны две практико-ориентированные программы повышения квалификации:

«Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования»;

«Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования». Реализация перечисленных программ обеспечивает решение ключевых аспектов оценки качества образования.

Остановимся более подробно на характеристике программы повышения квалификации «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования». Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на решение проблем проектирования и функционирования муниципальной системы оценки качества общего образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Целью реализации программы повышения квалификации является формирование компетентности слушателей по вопросам содержания и механизмов функционирования муниципальных систем оценки качества образования в соответствии с Концепцией ре-

гиональной системы оценки качества образования [6].

Содержание программы направлено на повышение квалификации руководящих работников общеобразовательных организаций, руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования по развитию профессиональной компетентности в области моделирования муниципальных систем оценки качества общего образования. В ней взаимосвязано представлено 4 раздела:

Первый раздел «Нормативные основы управления качеством общего образования в муниципальных образовательных системах по результатам региональной системы оценки качества образования» обеспечивает слушателям достаточный диапазон знаний, необходимых для формирования у руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, практических навыков управления муниципальной системой оценки качества общего образования (далее - МСОКОО).

Второй раздел «Методологические основы обеспечения эффективного развития муниципальных образовательных систем с учетом результатов региональной системы оценки качества образования», обеспечивает знание новых подходов к оценке качества общего образования на муниципальном уровне в контексте современной образовательной политики, дает определение общероссийской и региональной системам оценки качества общего образования как целевым ориентирам для построения модели МСО-КОО.

Третий раздел «Эффективные механизмы управления качеством общего образования в муниципальных образовательных системах по результатам региональной системы оценки качества образования» рассматривает содержательный и процессуальный компоненты муниципальной системы оценки качества общего образования, здесь также раскрывается роль образовательной агломерации в обеспечении функционирования муниципальных систем оценки качества общего образования и определяется алго-

ритм формирования МСОКОО в условиях образовательной агломерации

Четвертый раздел «Прикладные аспекты функционирования и совершенствования муниципальных систем оценки качества общего образования с учётом численности несовершеннолетних в городских округах и муниципальных районах» представляет алгоритм управленческой деятельности по разработке модели муниципальной системы оценки качества общего образования (целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты). В ходе практической работы слушатели осуществляют проектирование МСОКОО с учетом особенностей территории в рамках образовательной агломерации [6].

Разработанная в 2017 г. программа повышения квалификации «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования» обладает большим потенциалом, направленным на решение проблем проектирования, функционирования и совершенствования внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Целью реализации программы повышения квалификации является формирование компетентности слушателей по вопросам содержания и механизмов функционирования ВСОКО в соответствии с Концепцией РСО-КОО [7].

Содержание программы направлено на повышение квалификации руководящих работников дошкольных, общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования по развитию профессиональной компетентности в области моделирования ВСОКО. Программа состоит из четырех логически связанных разделов.

Первый раздел «Нормативные основы управления качеством образования в образовательной организации в контексте совершенствования региональной системы оценки

качества образования» обеспечивает формирование устойчивого понимания нормативных требований к оценке качества общего образования, отражения современных требований к оценке качества общего образования в нормативных документах регионального уровня, полномочий и ответственности образовательной организации по обеспечению функционирования ВСОКО.

Второй раздел «Методологические основы моделирования внутренней системы оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования» обеспечивает понимание роли Концепции РСОКОО в эффективном управлении качеством образования в образовательной организации; возможности и необходимости совершенствования ВСОКО на основе региональной модели оценки качества общего образования; преимуществ метода моделирования для решения задачи управления совершенствованием ВСОКО.

Третий раздел «Содержательные аспекты моделирования внутренней системы оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования» рассматривает все компоненты модели ВСОКО, раскрывает подходы к анализу результатов процедур ВСОКО и их интерпретации для обеспечения управления качеством образования по результатам; актуализирует направленность управленческих решений по результатам ВСОКО;

Четвертый раздел «Прикладные аспекты разработки и реализации модели внутренней системы оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования в образовательной организации» носит вариативный характер и рассматривает особенности разработки всех компонентов модели ВСОКО в дошкольных, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования. Определяет алгоритм управленческой деятельности по разработке модели ВСОКО (целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты), проектирование ВСОКО с учетом особенностей территории и образовательной организации [7].

В целом, представленные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации направлены на решение проблем проектирования и функционирования как муниципальной системы оценки качества общего образования, так и системы качества образования образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Они отражают, с одной стороны, политику государства и Челябинской области в сфере оценки качества образования, с другой стороны, позволяют наполнить систему дополнительного профессионального образования региона актуальными и востребованными программами повышения квалификации для педагогических и руководящих работников образовательных организаций.

Список литературы

1. Барабас, А. А. Концепция системы оценки качеств образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования [Текст] / А.А. Барабас, Е.А Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2016- №1(1). - С. 5-10.

2. Оценка результативности функционирования институциональных и муниципальных систем оценки качества общего образования: экспертные методические материалы по оценке внутренних и муниципальных систем оценки качества общего образования[Текст] / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.С. Боровых и др. - Челябинск: РЦОКИО, 2017-104 с.

3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. №03-02/11974 «О региональной модели оценки качества образования общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/publications/rmoko o.pdf (дата обращения: 30.08.2017).

4. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 -2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_180188/ (дата обращения: 10.09.2017).

5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.11.2016 №03/961 «Об утверждении Концепцией региональной системы оценки качества образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minobr74.eps74.ru (дата обращения: 15.09.2017).

6. Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования» [Текст] : дополнительная профессиональная программа повышения квалификации /под ред. А.А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 249с.

7. Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования» дополнительная профессиональная [Текст]: программа повышения квалификации/под ред. А.А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2017. -312 с.

References

1. Barabas, A. A. Koncepcija sistemy ocenki kachestv obrazovanija Cheljabinskoj oblasti kak mehanizm formirovanija regional'nogo segmenta obshherossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovanija [Tekst] / A.A. Barabas, E.A Tjurina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija - 2016- №1(1). - S. 5-10.

2. Ocenka rezul'tativnosti funkcionirovanija institucional'nyh i municipal'nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija: jekspertnye metodicheskie materialy po ocenke vnutrennih i municipal'nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija[Tekst] / A.A. Barabas, Ju.Ju. Baranova, I.S. Borovyh i dr. -Cheljabinsk: RCOKIO, 2017-104 s.

3. Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 22.12.2016g. №0302/11974 «O regional'noj modeli ocenki kachestva obrazovanija obshhego obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/publications/ rmokoo.pdf (data obrashhenija: 30.08.2017).

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23

maja 2015 g. N 497 «O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016 - 2020 gody» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jel-ektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180188/ (data obrashhenija: 10.09.2017).

5. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 14.11.2016 №03/961 «Ob utverzhdenii Koncepciej regional'noj sis-temy ocenki kachestva obrazovanija» [Jel-ektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://mi-nobr74.eps74.ru (data obrashhenija: 15.09.2017).

6. Upravlenie kachestvom obrazovanija v municipal'noj obrazovatel'noj sisteme na osnove realizacii regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija» [Tekst]: dopolnitel'naja professional'naja programma povyshenija kvalifikacii /pod red. A.A. Barabasa - Chel-jabinsk: RCOKIO, 2017. - 249s.

7. Upravlenie kachestvom obrazovanija v obrazovatel'noj organizacii na osnove realizacii regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija» dopolnitel'naja professional'naja [Tekst]: programma povyshenija kvalif-ikacii/pod red. A.A. Barabasa - Cheljabinsk: RCOKIO, 2017. - 312 s.

Сведения об авторах

Сайгушкина Светлана Валерьевна -

начальник отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Бакач Елена Владимировна - начальник лаборатории электронного обучения отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Saigushkina S.V. - Head of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Bakach E.V. - Head of e-Learning Laboratory of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.