Научная статья на тему 'Практика массового формального обучения взрослых'

Практика массового формального обучения взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / МАССОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ДЛЯ МАССОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушкина С.В., Бакач Е.В., Шакирова Е.С., Шутько Ю.Б.

В статье рассматривается актуальность непрерывного профессионального образования педагогических работников. Представлен практический опыт организации в региональной системе образования массового обучения педагогов, привлекаемых к процедурам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в качестве организаторов в пунктах проведения экзаменов. Описан опыт разработки и внедрения в практику работы организации дополнительного образования учебного модуля системы дистанционного обучения для прохождения массового обучения специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушкина С.В., Бакач Е.В., Шакирова Е.С., Шутько Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика массового формального обучения взрослых»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 378

ПРАКТИКА МАССОВОГО ФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

С.В. Сайгушкина, Е.В. Бакач, Е.С. Шакир

В статье рассматривается актуальность непрерывного профессионального образования педагогических работников. Представлен практический опыт организации в региональной системе образования массового обучения педагогов, привлекаемых к процедурам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в качестве организаторов в пунктах проведения экзаменов. Описан опыт разработки и внедрения в практику работы организации дополнительного образования учебного модуля системы дистанционного обучения для прохождения массового обучения специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное профессиональное образование, формальное обучение, обучение взрослых, совершенствование профессиональных компетен-тностей педагога, повышение квалификации педагога, государственная итоговая аттестация, массовое обучение педагогов, дистанционное обучение, учебный модуль для массового обучения.

Развитие системы образования сегодня занимает одно из центральных мест в структуре национальных проектов. Это означает, что человеческий капитал де-факто признается важным элементом развития России. Целью национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности [5], а также предоставление возможности гражданам России получать непрерывное

ва, Ю.Б. Шутько

образование, а для учителей - создание системы профессионального роста.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дает определение непрерывного образования как образования, включающего в себя освоение взрослыми гражданами на протяжении всей жизни основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставление возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учет имеющихся образований, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования [4]. Отсюда можно заключить, что «образование -это жизнь», а «вся жизнь - это обучение, поэтому у образования не может быть конечных точек» [2].

Понимая под непрерывным образованием последовательный процесс длинною в жизнь, призванный расширять и совершенствовать компетенции у людей различных возрастных категорий, определяем цели непрерывного образования как расширение способностей человека адаптироваться к изменениям, происходящим в экономической, профессиональной, культурной жизни общества. Непрерывное образование взрослых - отличительная черта современного общества.

Далее определимся с понятием непрерывного профессионального образования. Это процесс роста профессионального потенциала человека в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [6]. В соответствии с существующими подходами можно говорить о формальном, неформальном и информальном образовании взрослых. В статье мы остановимся

только на формальном виде образования взрослых, то есть на организованном процессе получения знаний, завершающимся выдачей бланка документа установленного образца (диплома, удостоверения, сертификата). Данный процесс имеет установленную по разным программам длительность и организуется преимущественно формальными, зарегистрированными образовательными организациями.

Следует отметить, что в условиях многозадачности профессиональной деятельности актуальным в непрерывном профессиональном образовании педагога становится вопрос о своевременном освоении им определенных функций, которые необходимы при выполнении конкретной задачи[1]. Например, при привлечении педагога к организации и проведению оценочных процедур государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9), перед ним встает вопрос о совершенствовании компетентностей, связанных с выполнением различных функций, в том числе самой массовой - организатора в пункте проведения экзаменов. Организовать для педагогов обучение, обеспечивающее возможность освоения (совершенствования) компетентностей, необходимых для работы в пунктах проведения экзаменов, сделать такое обучение своевременным, массовым и эффективным - задача региональных учреждений дополнительного профессионального образования [3].

В данной статье представлена практика массового формального обучения взрослых в ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО), а именно организации обучения более 9000 педагогов-организаторов в пунктах проведения экзаменов (далее - ППЭ) ГИА-9 из 663 образовательных организаций 43 муниципальных образований в Челябинской области в 2019 году.

Для обеспечения достижения данного показателя в полном объеме были проведены мероприятия, спланированные в рамках трех организационных этапов: подготовительного, основного этапа и этапа анализа полученных результатов и подготовки отчётных материалов.

На подготовительном этапе был подготовлен

приказ о проведении обучения в информационной системе «Дистанционного обучения ГБУ ДПО РЦОКИО» (ИС ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО) на учебной платформе «Обучение организаторов в ППЭ ГИА-9» (модуль), в том числе: закрепление графика обучения (сроков прохождения обучения с конкретными территориями, квот на обучение согласно сведениям РИС ГИА), закрепление группового режима (кодового номера территории) и ответственных за проведение обучения (кураторов) за территориями Челябинской области.

Другим мероприятием в рамках подготовительного этапа стало информирование органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций Челябинской области о проведении обучения организаторов в ППЭ на модуле в ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО».

Для слушателей модуля была разработана инструкция (в том числе и видеоинструкция) по обучению в ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО» и размещена на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО. Информация для слушателей о порядке, сроках обучения на модуле, возможности получения консультаций по техническим вопросам, так же были размещены на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО в созданном разделе «Обучение организаторов ГИА-9».

Сгенерированные логины и пароли для организаторов в ППЭ были размещены в корпоративном защищенном канале связи. Затем кураторами, закрепленными за конкретными территориями, была проведена работа по информированию слушателей о начале обучения, осуществлена рассылка инструкции слушателям модуля «Обучение организаторов в ППЭ ГИА-9». В течение всего периода обучения проводилась регистрация (удаление) участников обучения в ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО».

Открытие и закрытие доступа для работы в ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО» организаторам в ППЭ (слушателям) осуществлялось согласно графику.

В рамках основного этапа слушатели проходили обучение: изучение теоретического материала двух разделов и выполнение итогового теста, состоящего из двух частей. Кураторами ежеднев-

но осуществлялся мониторинг участия слушателей в обучении (приступили ли слушатели к обучению; успешно или не успешно завершили обучение; получили или не получили сертификат).

Во время проведения обучения слушателей была обеспечена бесперебойная работа ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО».

На этапе анализа полученных результатов и подготовки отчётных материалов посредством выгрузки данных по слушателям учебных групп (по территориям) из ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО» была сформирована электронная база результатов обучения организаторов в ППЭ с номерами полученных сертификатов.

Сведения, внесенные кураторами в базу «Сведения о слушателях модуля «Обучение организаторов в ППЭ ГИА-9», были проверены, заархивированы, а также экспортированы в автоматизированную региональную вспомогательную информационную систему ГИА в Челябинской области (АРВИС).

Результатом четкого исполнения предусмотренных мероприятий в рамках обучения на модуле ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО» организаторов в ППЭ, привлекаемых к проведению ГИА-9, стало обеспечение 100% участия 9618 организаторов в ППЭ из 43 (100%) территорий Челябинской области. В реальных условиях массового обучения организаторов в ППЭ ГИА-9 успешно прошел испытание разработанный модуль, размещенный в ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО».

По результатам апробации модуля, размещенного в ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО», проведенной в период с апреля по май 2019 года сформированы отчеты. Поскольку целевая аудитория модуля была определена как организаторы в аудитории и вне аудитории ППЭ ГИА-9, то показателем ее эффективности является прохождение обучения организаторами в аудитории ППЭ (6599 человек) и вне аудитории ППЭ (3019 человек), внесенных в РИС ГИА и планируемых к привлечению в основной период ГИА-9 в 2019 году (рисунок 1).

Рисунок 1 - Количество организаторов в ППЭ ГИА-9

Содержательное наполнение модуля ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО», обеспечило получение и (или) совершенствование профессиональных компетенций и определение уровня профессиональной подготовки лиц, привлекаемых проведению ГИА в качестве организаторов ППЭ поскольку, включает:

теоретическую часть - учебно-методические материалы модуля раздел «Нормативно-правовые основы проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования» и раздел «Инструктивно-методические рекомендации для организаторов ППЭ ГИА по образовательным программам основного общего

образования»;

проверочную часть - итоговый тест (спецификация, задания, ключи ответов), включающий по первому разделу 12 вопросов, ответы на которые обеспечили самоконтроль и контроль усвоения обучающимися нормативных требований к работе организатора в аудитории ППЭ; а по второму разделу - практический кейс-симулятор действий организатора в аудитории ППЭ на всех этапах подготовки и проведения ГИА-9 (28 заданий).

В ходе проведения апробации модуля вопросов, связанных с содержательным наполнением модуля, от организаторов в ППЭ не поступало.

По результатам обучения на модуле ИС «ДОТ ГБУ ДПО РЦОКИО» сформирована отчетная информация по каждому слушателю- база «Сведения о слушателях модуля «Обучения организаторов в ППЭ ГИА - 9». Осуществлён учет электронных сертификатов 9618 (100%) слушателей, прошедших обучение. Полученные сведения о сертификатах, выданных по результатам обучения в модуле организаторов в аудитории ППЭ и организаторов вне аудитории ППЭ, экспортированы в автоматизированную вспомогательную информационную систему ГИА в Челябинской области (АРВИС). Полученная в ходе обучения контекстная информация обеспечивает информационную основу для принятия управленческих решений.

По результатам выполнения итогового теста получена контекстная информация об основных затруднениях организаторов в ППЭ, привлекаемых к проведению ГИА-9 в общеобразовательных организациях Челябинской области. Средний показатель выполнения итогового теста по модулю «Обучение организаторов в ППЭ ГИА-9» - 83%, что позволяет говорить о достаточно высокой степени освоения учебного материала, причем основные теоретические вопросы, связанные с нормативными требованиями к работе организатора в ППЭ, слушателями изучены лучше, чем вопросы, определяющие порядок и последовательность действий лиц, привлекаемых в качестве организаторов в ППЭ ГИА-9 (рисунок 2).

Рисунок 2 - Показатели выполнения разделов итого теста модуля «Обучение

организаторов в ППЭ ГИА-9»

В целом результаты обучения показали возможности ИС «ДО ГБУ ДПО РЦОКИО» для организации массового обучения специалистов, привлекаемых к проведению ГИА в Челябинской области. Полученный опыт организации исключительно дистанционного обучения был транслирован в рамках реализации утвержденной Концепции продвижения научно-методических продуктов и образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО в научно-профессиональное сообщество в сфере оценки качества образования в целях расширения спектра образовательных услуг ГБУ ДПО РЦОКИО и входит в практику работы ГБУ ДПО РЦОКИО.

Практика организации массового обучения в ГБУ ДПО РЦОКИО, несомненно, характеризуется как формальное обучение, поскольку сопровождающееся выдачей сертификата (документа).

Организация непрерывного профессионального образования с помощью дистанционных технологий, несомненно, - будущее реализации программ дополнительного профессионального образования, которое предлагает слушателям альтернативу традиционному обучению. Оно открывает возможности для получения, развития и совершенствования профессиональных компе-тентностей значительно большему количеству педагогических работников, чем раньше. Непрерывное профессиональное образование оптимизирует методы обучения, активно использует дистанционные образовательные технологии, способствует постоянному развитию, вовлекает в непрерывный процесс овладения новыми знаниями, что предусматривает не только повышение квалификации, но и стимулирование постоянного образования.

Список литературы

1. Баранова Ю.Ю. Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования / Ю.Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования — 2017. - J№ 2(3). - С.17-22.

2. Век живи — век учись: непрерывное образование в России / И. А. Коршунов, О.С. Га-понова, В. М. Пешкова ; под ред. И. Д. Фрумина, И. А. Коршунова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 310 с.

3. Латыпова И.В. Методическое сопровождение педагогов при подготовке государственной итоговой аттестации / И.В Латыпова, М.С. Май-данова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2017. - № 2(3). -С. 45-49.

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) - URL:: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174// (дата обращения: 10.10.2019)

5. Паспорт национального проекта "Образова-ние"(утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). - URL: https://base.garant.ru/72192486// (дата обращения: 10.10.2019).

6. Трубенкова С.Н. Образовательный потенциал системы непрерывного образования в развитии профессиональной компетентности / С.Н Трубенкова. // Приволжский научный вестник. -2015. - № 9(49) - 61-65с.

References

1. Baranova Yu.Yu. Proektno-tselevoe upravlenie sovershenstvovaniem vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya / Yu.Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya - 2017. - № 2(3). - S. 17-22.

2. Vek zhivi — vek uchis': nepreryvnoe obrazovanie v Rossii / I.A. Korshunov,

0.5. Gaponova, V.M. Peshkova ; pod red.

1.D. Framina, I.A. Korshunova ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya.-

M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. -310 s.

3. Latypova I.V. Metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov pri podgotovke gosudarstvennoy itogovoy attestatsii / I.V Latypova, M.S. Maydanova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya - 2017. - J№ 2(3).- S. 45-49.

4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 26.07.2019) - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174// (data obrashcheniya: 10.10.2019)

5. Pasport natsional'nogo proekta "Obrazovanie"(utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. N 16). - URL: https://base.garant.ru/72192486// (data obrashcheniya: 10.10.2019).

6. Trubenkova S.N. Obrazovatel'nyy potentsial sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v razvitii professional'noy kompetentnosti / S.N Trubenkova. // Privolzhskiy nauchnyy vestnik. - 2015. - J 9(49) -61-65s.

Сведения об авторах Сайгушкина Светлана Валерьевна -

начальник отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Бакач Елена Владимировна - начальник лаборатории электронного обучения отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Шакирова Екатерина Сергеевна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Шутько Юлия Борисовна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.