Приемы развития критического мышления школьников при углубленном обучении математике
квалификации и переподготовки работников образования», Ставропольский край, г. Ставрополь
Information about author
Kulishova M.S. - Senior Lecturer of the Depart-
ment of Natural Mathematical Disciplines and Information Technology of State Budget Institution of Additional Professional Education «Stavropol Regional Institution for Education Development, Advanced Training and Retraining of Education Personnel», Stavropol Krai, Stavropol
УДК 37.026
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ SKYSMART В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Е.В. Минина
В статье рассмотрены вопросы применения интерактивных методов обучения на уроке в школе. Представлена актуальность использование интерактивной тетради как средства, позволяющего развивать у учеников логику при принятии различных решений, а также видеть перспективу в решении учебной задачи. Дается описание преимуществ дифференцирования заданий по уровню сложности на разных этапах урока на основе материалов интерактивной тетради.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивная рабочая тетрадь Skysmart, автоматизация процессов проверки.
Цифровой век изменяет привычный уклад жизни общества и государства. Не остается в стороне от этих процессов и школа. Являясь стабильным социальным институтом, школа тем не менее находит место новым возможностям в образовательном процессе. «Цифровая трансформация общеобразовательных школ - идущий сегодня процесс преобразований содержания, методов и организационных форм образовательной работы, который направлен на повышение качества работы школ для удовлетворения требований цифровой экономики» [5, с. 6].
В настоящее время главные методические инновации в образовании связаны с применением интерактивных методов в дистанционном обучении. «Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие
преподавателя и обучающегося» [4, с.21]. Интерактивные методы означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении; при их применении ученик и учитель являются субъектами учебного процесса [3]. Преподаватель при этом может выступать в роли организатора образовательной деятельности.
Одним из главных элементов интерактивного урока является интерактивное задание или упражнение, выполняемое учеником. Отличие интерактивных заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученик может не только закреплять изученный материал, но и осваивать новый, в первую очередь, из-за наличия быстрой обратной связи (автоматической оценки правильности выполнения).
Педагоги МОУ «СОШ N° 42» города Копейска в 2019/2020 учебном году приобрели навыки по использованию интерактивной рабочей тетради Skysmart в дистанционном обучении [2]. Опыт этот пока еще кратковременный, ограниченный периодом одной четверти учебного года, когда возникла необходимость перейти к организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом первое предполагает наличие базы знаний, электронной среды и сетей, тогда как второе обозначает именно воздействие педагога и обучающегося на расстоянии [1, с. 15].
Полученный опыт дал нам возможность констатировать целесообразность использования интерактивной рабочей тетради Skysmart не
только при организации дистанционного обучения. Данная тетрадь предоставила всем участникам образовательных отношений ряд новых возможностей. Для учителя появилась возможность автоматизации рутинных процедур проверки, что обеспечило рост производительности образовательной деятельности благодаря интерактивным способам обратной связи. Для учеников появилась возможность не задумываться над оформлением задания, решать учебные задачи любыми возможными способами, вводить ответы на задание в виде числа, слова, выбирать из предложенных вариантов.
По итогам применения электронной тетради, мы пришли к пониманию того, что использование различных интерактивных инструментов способно повысить мотивацию обучающихся за счет активного использования средств информационно-коммуникационных технологий и ухода от традиционных бумажных тетрадей с их обязательными требованиями единого орфографического режима и соблюдения правил оформления. Немаловажным достоинством тетради является и обеспечение объективности в оценивании предметных компетенций, которое достигается за счет использования автоматизированных систем проверки.
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart -инструмент онлайн-школы Skysmart, который был разработан АО «Издательство «Просвещение». Задания в интерактивной тетради соответствуют учебникам, входящим в федеральный перечень учебников, рекомендованных для реализации программ общего образования. Следует обратить внимание натакиепреимущес-тва данной интерактивной рабочей тетради, как: легкость использования, простой, а значит экономный к ресурсам компьютера ненавязчивый интерфейс, отсутствие отвлекающих деталей в оформлении, доступность использования с компьютера планшета и смартфонабез необходимости скачивания и установки, сохранение работоспособности при медленном интернете. При использовании в классе нескольких учебников издательства «Просвещение» по различным предметам - единый вход для нескольких дисциплин, что снимает нервозность обучающихся, а часто и родителей, связанную с необходимос-
тью освоения новой электронной среды и регистрацией на очередном ресурсе.
На момент начала использования интерактивная рабочая тетрадь содержала задания по математике для 5 и 6 классов, по алгебре и геометрии, русскому, английскому языку, общес-твознанию и незначительное число дополнительных заданий по другим дисциплинам.
В нашей школе задания из интерактивной тетради Skysmart активно применялись на уроках математики в 5-6 классах, алгебры и геометрии в 7-9 классах, русского языка и обществознания во всех классах основной и средней школы. Большая часть педагоговоценила простоту её освоения и удобство использования. Так как тетрадь работала в режиме активной трансформации, с течением времени добавлялся новый функционал. Он помогал решать возникающие проблемы, среди которых на первом месте стоит проблема списывания. При дистанционном обучении данная проблема обострилась, так как из системы оценивания практически ушелконтрользнаний, умений и предметных компетенций при непосредственном общении педагога и обучающихся. При ограничении времени выполнения задания данную проблему удавалось частично решить.
Для того, чтобы использовать тетрадь, учитель регистрируется в системе с ролью «учитель», выбирает нужный предмет, класс, по некоторым предметам есть возможность выбора УМК и проводит отбор заданий, сформированных в модулях, путем простановки «галочек». Перед выбором возможен предпросмотр задания. В каждом модуле задания расположены по принципу от простого к сложному, что позволяет варьировать их набор для разных групп обучающихся. После выбора заданий нужно определиться с настройками ограничения времени выполнения, сроками сдачи и доступностью демонстрации правильных ответов. Затем необходимо нажать управляющую кнопку «Создать задание». Осталось лишь скопироватьссылку и отправить её ученикам любым удобным способом, например, через электронный журнал, школьный сайт, чат в Вконтакте, Whatsapp, на электронную почту. Ученик, переходя по ссылке, должен ввести свои данные и после этого оказывается на странице заданий.
Технологическая платформа интерактивной тетрадиавтоматически осуществляет проверку заданий и анализ ошибок, что позволяет экономить время педагога при проверке и оценивании, а время ученика при выполнении заданий. В личном кабинете педагога практически в реальном времени отражается прогресс выполнения заданий, собирается и визуализируется статистика, видны все ответы ученика.
Выполнение интерактивных заданий и упражнений, когда ученик получает вердикт о правильности выполнения работы сразу после ввода ответа, позволяет вовлечь его в активный процесс познания. Оценка не отложена во времени, она формируется в процессе выполнения заданий, пока кратковременная память еще содержит знания о причинах выбора того или иного ответа. Есть возможность свериться с учебником и изменить свой ответ. Особенно это актуально, если время выполнения работы не ограничено. Существенное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученик не только и не столько закрепляет уже изученный материал, сколько изучает новый. Использование этих методов позволяет развивать у учеников логику при принятии различных решений, а также видеть перспективу в решении учебной задачи.
Данный вид работы относится к самостоятельной работе ученика и может быть использован тогда, когда первоначальное понимание изучаемого вопроса уже сформировано, а не когда оно только формируется.
На уроке открытия нового знания интерактивную рабочую тетрадь удобно использовать на этапах первичной проверки понимания или первичного закрепления. Для этой цели лучше выбирать задания базового уровня сложности. Кроме того, в модели «перевернутого класса» выполнение заданий по новой теме способно продемонстрировать качество самостоятельного освоения обучающимися теоретического материала урока. В случае, если ученики демонстрируют успешность выполнения заданий базового уровня сложности, учитель может не останавливаться на пересказе теории, а перейти к обсуждению «интересных» заданий, либо упражнений
повышенной сложности.
На уроке систематизации знаний интерактивная тетрадь может быть применена при выполнении самостоятельной работы с проверкой по образцу; на уроке развивающего контроля - на этапе осуществления самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. На таком уроке важно установить настройки ограничения времени и срока выполнения задания. На уроке рефлексии - на этапе актуализации знаний и осуществлении первичного действия. Интерактивная тетрадь удобнана этапе закрепления, а также контроля знаний. Она позволяет ученику экономить время на оформлении, сосредоточившись на выполнении задания.
Использование интерактивной тетради будет эффективным в том случае, если мы будем использовать специальные приемы, например, соревнования среди обучающихся в процессе выполнения заданий, при этом для обучающихся с разным уровнем базовых знаний целесообразно давать задания разного уровня сложности, подготовив несколько вариантов проверочных работ. Следует использовать не только задания репродуктивного характера, но и задания, выполнение которых лежит в зоне ближайшего развития обучающегося, заставляет его решать учебную проблему. Конечно, использование таких приемов доступно только в компьютерном классе, передвижном компьютерном классе при наличии у большей части обучающихся личных смартфонов, подключенных к сети интернет с возможностью подключения к сети школы по технологии wi-fi.
Интерактивная тетрадь предлагает достаточно широкий выбор заданий различных типов; это задания на выбор ответа, одного правильного или целого набора правильных ответов из множества. Есть вопросы с открытым и закрытым ответом. Много заданий на соответствие, включая классификацию и сортировку. Есть задания на нахождение последовательности по заданному правилу. Несмотря на многообразие видов заданий, большинство из них проверяется в автоматическом режиме. Однако есть задания, где ученикам предлагают загрузить файл с ответами или скриншот работы, выполненной в тетради. В
этом случае необходима проверка правильности выполнения работы педагогом.
На сегодняшний день спектр представленных в интерактивной тетради Skysmart предметов увеличился. Теперь здесь уже 15 учебных предметов. За лето было добавлено 100 предметных рабочих тетрадей.
Например, появились задания из рабочей тетради по информатике Л.Л. Босовой за 5,6,7 и 9 классы, в математике 5 и 6 класса представлены рабочие тетради к нескольким учебно-методическим комплексам Дорофеева, Никольского, Мерзляка, по геометрии рабочие тетради к учебно-методическим комплексам Мерзляка, Атанасяна, Погорелова, по алгебре - к учебно-методическим комплексам Мерзляка, Колягина, Макарычева, Дорофеева и Никольского. Появились дополнительные материалы Skysmart для начальной школы по математике, русскому и английскому языкам, окружающему миру, истории России. Для обучающихся 9 и 11 классов в интерактивной электронной тетради доступны тренировочные тесты по подготовке к государственным экзаменам по русскому языку и математике.
В 2020/2021 учебном году в интерактивной тетради добавлены новые возможности, в том числе, защита от списывания: заблокирована возможность скопировать текст задания, возможна установка ограничения выполнения работы по времени,на задание для каждого ученика генерируются уникальные варианты. На основе типовых заданий встроенные алгоритмы формируют новые, которые невозможно найти в интернете. Сейчас это работает только для нескольких учебников по математике и русскому языка, постепенно добавятся остальные предметы.
Осуществляется автоматическая группировка по классам. Выполняя задания, ученики указывают свой класс и автоматически группируются на разных вкладках в личном кабинете учителя. С 1 сентября добавлен фильтр по параллелям: например, можно будет выбрать результаты учеников только из 10 класса.Стало проще отбирать задания. Теперь при выборе темы будут показаны похожие темы и упражнения в других учебниках и не нужно будет подбирать аналогичные задания самостоятельно.
Важно, что функционирует группа в социальной сети ВКонтакте «Сервис для дистанционного обучения», которая посвящена интерактивной рабочей тетради Skysmart и содержит информацию о новинках функционала и рекомендации по использованию интерактивной тетради. Число участников сообщества пока невелико, но оно активно пополняется, что свидетельствует об интересе педагогических работников к данному образовательному продукту.
Таким образом, интерактивные тетради дают педагогам новые возможности, связанные прежде всего с автоматизацией рутинных процессов проверки. Обеспечивают ученика средой, в которой возможно выполнение учебных заданий при наличии постоянной ответной реакции машины, оценивающей правильность действий, а также местом для размещения файлов для заданий, выполнение которых требует использование офисных приложений. Наличие обратной связи делает ученика активным участником процесса познания, позволяя не просто проверить свои знания, но и поразмышлять над возможностью их углубления, дает возможность рефлексировать по поводу причин допущенных ошибок. Интерактивная тетрадь сама по себе не способна решить все проблемы, возникающие при дистанционном обучении, но она может взять на себя решение части из них.
Список литературы
1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения : учеб. пособие / М. Е Вайндорф- Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. - Москва : Юрайт. - 194 с. - ISBN 978-5-9916-9202-1.
2. Интерактивная тетрадь [на основе рабочих тетрадей АО «Издательство «Просвещение»] // Skysmart : [онлайн-школа] - URL: https://edu.skysmart.ru/.
3. Интерактивное обучение: современные технологии на уроках // Фоксфорд : экстернат и бесплатная школа - URL: https://externat. foxford.ru/polezno-znat/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya.
4. Плаксина И. В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие.-3-е изд., испр. и доп./ И.В. Плаксина. - Москва : Юрайт,
2018. -151 с. - ISBN 978-5-534-07623-3.
5. Уваров А. Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования /
A. Ю. Уваров // Информатика и образование. -
2019. - №° 4(303). - С. 5-11. doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-4-5-11.
References
1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения : учеб. пособие / М. Е Вайндорф- Сысоева, Т. С. Грязнова,
B. А. Шитова. - Москва : Юрайт. - 194 с. - ISBN 978-5-9916-9202-1.
2. Интерактивная тетрадь [на основе рабочих тетрадей АО «Издательство «Просвещение»] // Skysmart : [онлайн-школа] - URL: https://edu.skysmart.ru/.
3. Интерактивное обучение: современные технологии на уроках // Фоксфорд : экстернат и бесплатная школа - URL: https://externat. foxford.ru/polezno-znat/interaktivnye-formy-i-
metody-obucheniya.
4. Плаксина И. В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие.-3-е изд., испр. и доп./ И.В. Плаксина. - Москва : Юрайт,
2018. - 151 с. - ISBN 978-5-534-07623-3.
5. Уваров А. Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. -
2019. - № 4(303). - С.5-11. doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-4-5-11.
Сведения об авторе
Минина Елена Владимировна - заместитель директора МОУ «СОШ № 42», Челябинская обл., г. Копейск
Information about author Minina E.V. - Deputy Director of Municipal Educational Institution «Secondary school № 42», Chelyabinsk region, Kopeysk