Научная статья на тему 'Использование ИКТ в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья'

Использование ИКТ в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1720
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕТРАДЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ELECTRONIC RESOURCE / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / AN INTERACTIVE BOARD / ELECTRONIC BOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Т.А.

В данной статье представлен личный опыт преподавания в Центре дистанционного образования при «Смоленской специальной (коррекционной) школе I и II видов». Рассматриваются особенности использования электронных тетрадей, интерактивной доски в обучении детей-инвалидов. Также приведены примеры интерактивных заданий ресурса Learning Apps. Данные технологии рекомендуются к использованию в основной общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ICT IN DISTANCE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

This article presents the personal experience of teaching in the Center for distance education in "Smolensk special (correctional) school of I and II types". Discusses the use of electronic notebooks, interactive whiteboards in the education of children with disabilities. Also, examples of interactive activities resource Learning Apps. These technologies are recommended for use in primary school.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Титова Т. А.

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) школа I и II видов» (Центр дистанционного образования), г. Смоленск, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В данной статье представлен личный опыт преподавания в Центре дистанционного образования при «Смоленской специальной (коррекционной) школе I и II видов». Рассматриваются особенности использования электронных тетрадей, интерактивной доски в обучении детей-инвалидов. Также приведены примеры интерактивных заданий ресурса Learning Apps. Данные технологии рекомендуются к использованию в основной общеобразовательной школе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронная тетрадь, электронный ресурс, интерактивная доска.

Titova T. A.

OGBOU "Smolensk special (correctional) school of I and II species " (Center for distance education), Smolensk, Russia

THE USE OF ICT IN DISTANCE EDUCATION OF CHILDREN WITH

DISABILITIES

Abstract

This article presents the personal experience of teaching in the Center for distance education in "Smolensk special (correctional) school of I and II types". Discusses the use of electronic notebooks, interactive whiteboards in the education of children with disabilities. Also, examples of interactive activities resource Learning Apps. These technologies are recommended for use in primary school.

Keywords: distance learning, electronic book, electronic resource, an interactive Board.

Ни для кого не секрет, что современная школа уже не может обойтись без применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. Учитель, который по старинке объясняет материал по учебнику, записывая тезисы мелом на доске, уже не воспринимается продвинутой молодёжью всерьёз.

В данной статье изложен личный опыт преподавания русского языка и литературы в Центре дистанционного образования при «Смоленской специальной (коррекционной) школе I и II видов», который может быть использован в общеобразовательной школе.

В Центре дистанционного образования обучаются дети-инвалиды, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них не

имеют возможности посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а обучение учителями-надомниками не позволяет изучить программу в полном объёме.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения - эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. В зависимости от успехов ученика может применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

На уроках в дистанционной школе применяется несколько форм работы с детьми, среди которых Skype-занятия, web-занятия, на которых ребята самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания, а педагог его проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию.

Электронные тетради

Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются уроки с использованием документов Google-диска. На основе этих документов создаются электронные тетради, которые по своей функциональности сродни электронным учебникам.

Работать в электронной тетради может одновременно учитель и ученик (ученики), которым предоставлен к ней доступ. Для каждого конкретного ученика создаётся отдельная тетрадь.

В электронную тетрадь размещается теоретический материал по каждой теме курса, а также система заданий для закрепления. Электронная тетрадь позволяет разнообразить подачу материала: в неё можно добавлять таблицы, схемы, картинки и т. д.: (см. рис. 1-3).

(В Р1геГох Файл Правка Вид Журнал Закладки Инструменты Окно Справка

__^ 0(28%.) м «в Ср16янв. 16:56 Q

Iе» О О

Сяиски Ия«цДл«Инте... Я | Мо.й диск: - Диск Со»91е НГ J 3 Белсн ков И. Т<

Беленков И. Тетрадь по русскому языку - Google Диск

* iE Астахов Д, Тетрад ь п... V |

Астахов Д. Дневник п...

Астахов Д. Дневник п ...

!_L_

-- google.com "a/d 5t67 -ufdc :u 1 snt^c 1UC06IL lnzMM&qjBPACtnN6igDcSPc07flZe4ZEhnoic/edlt

<>L*LP

titova.taffldls-ffir.ru -

Беленков И. Тетрадь по русскому языку

Файл Правка Вид Вставка Формат Инструменты Таблица Справна

TI ^ ОбЫЧМЫЙ .1.1

z у а - га -

i; titova.la вчера в 16;&2

•11 I ' 12' »3 .14 -1S ■ 18 '

>JJ.....!JJJJJI

Вторая четверть.

Четвёртое декабря. Тема урока: «Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы».

Каждое слово имеет два основных значения: лексическое н грамматическое.

СЛОВО

лексическое значение

индивидуальное для каждого

I

определяем по словарю

грамматическое значение

общее для конкретной части речи

Т

определяем по окончанию

В обобщённом виде информация о синонимах, антонимах и омонимах

Рис. 1.

Рис. 2

Ф. Firefox Файл Правка Вид Журнал Закладки Инструменты Окно Справка

ЕЗ < -> :

« С[

«по

j Списки ИмскДляИнте... к Ц; Мой диск - Диск Google д у

Ееленков И„ Тетрадь по русскому .языку - Google Диск Астахов Д. Тетрадь п... х |

Белен ков И. Тетрадь ...

Астахов Д. Дневник п...

Google

Беленков И. Тетрадь по русскому языку

Файл Правка Вид Вставка Формат Инструменты Таблица Справка Последнее изменение: Шоуа.1а вчера а 16:52

в i и ra с-э р ш ш m Ш ÍP -

5 6 7

" 1 2 3 1 S 6 7 а 0 10 ! 11 12 13

2. Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях:

¡E :Е Ш m Zc Ру -

1S 16 17 1й 1Í

ель |й'эл'] съел [сн'эл| боец [бай'эц]

ёлка [й'олка] съёмка [сй^омка] поёт [пай'от]

юла [й'ула! вьюга |в 'livra] каюта 1кай'ута1

яма [й'ама] объяснить [обй'асн'ит'| рояль 1 рай'ал' ]

Из полученных наблюдений делаем вывод.

Буквы е, ё, ю. я з начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука.

1

Рис. 3

Также в электронную тетрадь можно добавлять ссылки на электронные ресурсы (онлайн-лекции, видеоролики и т.п.), используются на уроке: (см. рис. 4).

Рис. 4

ТЕТРАДЬ-ОБРАЗЕЦ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 7 кл Ш

Файл Правка Ввд Вставка Формат Инструменты Таблица Дополнения Справка Все изменения на Диске сохранены

в *"> т Т «•» » Обычный... Т Arial - 14 В / Ц А • SB В НЦ Ш S |Р ' |Е := » Ш 3 1Х Ру

2 1 1 2 3 < Б ■ £ 7 3 9 13 11' 12 13 14 15 10 17 1Е 1Е

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

http :^inlernelurok.ruJm/schcioj/ijleraiura/7-kia5sJrus5kava-üleratüra-1S-vekaJme-saltykov wedrin-ya-pisatel-i-v-etcim-rnovo-prizvanie-skazki-dlya-detej-izrvadno4c3-vozra5ta?5ecc3n ds-0 [слушаем лекцию по биографин писателя)

http iMnlerneiurok.rLjJru/school/ffleraiLira/T-klassJrusskava-lileratura-IS-veka/m-e-sallvko^ wedrin-pave3l-o-lann-kak-ociin-müzhik-dvuh-qeneralov-pfokornnil?secands=Q (лекция по сказке "Как один мужик двух генералов прокормил"))

hitp://www.youlube.comAvaich?v=HinqJ8qLilYE (мультфильм па сказке "Как один мужик двух генералов прокормил")

http://skazkpved.ru/?fid=2&sid=20 (сборник сказок Щедрина онлайн)

учебные которые

Задания для закрепления могут быть разнообразны («Вставь пропущенные буквы», «Распредели слова в две колонки», «Выдели в тексте при помощи цвета имена существительные» и т. п.): (см. рис. 5).

Тетрадь по русскому языку Ц Вставка Формат Инструменты Таблица Дополнения Справка Все изменения на Диске сохранены Комментарии

% » Обычный ... ' Аг1а1 - 14 В I и А • с-= Ш 9 в я а: 1= := в Л Тх Ру .

2 ' 1 I ' I 1 2 3 А Е 6 7 8 В 10 11 12 15 1 14 15 16 17 1В и

Задание 2. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Выдели суффиксы в деепричастиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тётя Оля .заглянув в мою комнату, опять .застала за бумагами, и повысив голос повелительно сказала:

• Хватит писать. Помоги мне клумбу разделать! Тётя Оля достала из чулана берест|ной короб. Пока я с удовольствием разминал спину взбивая граблями, влажную землю она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цв..точными семенами, разложила их по с..ртам.

Рис.5

Применение электронной тетради значительно экономит время ученика на выполнение домашнего задания, а учителя — на его проверку: (см. рис. 6). Тетрадь по русскому языку й1

тавка Формат Инструменты Таблица Дополнения Справка Последнее изменение: 2 дня назад Комментарии

ОБЫЧНЫЙ ... МЫ - 14 - В I и А еэ » в Я И 1Ш — 3 Л 1-я Ру -

2 1 1 2 3 А С 6 7 В 9 13 11 12 13 14 15 16 17 1В "3

Задание 2. (д/з) перестроить предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены существительными в именительном падеже.

Образец: Лучшим средством от гриппа является чеснок. Лучшее средство от гриппа — это чеснок.

Луна - спутником Земли.

Подлежащее и сказуемое - это главными (главные) членами предложения.

Лес - помощник в борьбе за урожай. Любимое моё занятие - изучение карты.

Оценка "4'

Рис.6

В результате работы с электронной тетрадью в течение учебного года, к его концу учащийся получает в личное пользование своеобразное электронное пособие-учебник, которым он сможет при необходимости воспользоваться.

Преимущество электронной тетради заключается в возможности одновременного взаимодействия учителя и ученика: учитель видит процесс работы ученика и может контролировать каждый его шаг, исправлять и комментировать его ошибки. Применение электронной тетради значительно экономит время на уроке: ученику не приходится переписывать целые тексты и предложения для того, чтобы вставить пропущенные буквы или расставить знаки препинания. Учитель по ходу урока может усложнять или упрощать задания в зависимости от уровня усвоения материала учеником.

Применение электронных тетрадей значительно облегчает работу с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, а также с детьми глухими и слабослышащими.

Однако электронные тетради не вытесняют полностью обычные рабочие тетради. Ребята, не имеющие серьёзных физических отклонений, выполняют многие задания «от руки», затем сканируют их и отсылают учителю на электронную почту. Учитель проверяет работу, исправляет ошибки, оценивает её и добавляет в электронную тетрадь: (см. рис. 7).

Тетрадь по русскому языку ■

Вставка Формат Инструменты Таблица Дополнения Справка Все изменения на Диске сохранены Комментарии

1% - Обычный... Т Аг1а1 * 14 • В I и А

ав II И 1= ж И -5с Ру -

2 1 1 2 3 А 5 В 7 3 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1В 1?

Восемнадцатое ноября Классная работа

Задание 1. Диктант

Оад, чдМи« ; С

ЩАШШС СЫШЛЮц ЛгШ'л/иА». кккй ■у^^К' ^-'А1'

МшАШлХ

, Фй «¿¡л. пд}. ^¡лЩКЩи^ «^О^шЬДСАс н&уиммл.

иу и ^ ^«и«

* вд^МЗДтчж гвмАи^йя мшш. ^ЛйкЛАДЬ '■•Л'-'г_(ыч^,

. ВЦ«,

8 орорфографических и 3 пунктуационных ошибок

Оценка "2" Рис.7.

Недостатком электронной тетради является то, что в ней невозможны особые подчёркивания (например, при изучении раздела «Синтаксис»), обозначения морфем (при изучении «Морфемики» и «Словообразования»). При работе над этими темами рекомендуется использовать интерактивную доску Scribblar.com, на которой ученик может выполнить синтаксический или морфемный разбор: (см. рис. 8-9).

Рис. 8

Рис. 9

Для того, чтобы родители имели возможность отслеживать оценки своих детей, создаются индивидуальные электронные дневники (по принципу создания электронных тетрадей): (см. рис. 10).

и

Астахов Д. Дневник по русскому языку

Файл Правка Вид Вставка Формат Инструменты Таблица Справка Qi ^ гы ^ Обычный... Arial ' 11

В Настройки доступа

Комментарии

Вое изменения на Диске сохранены

► Нйт других читат...

11 в I и А И еэ Щ ^ г 3 г 1Р - :Е Ш 3 1ц Ру -

2 3 4 5 6 7 в Э 10 11- 1:2' 13 14 1& 16= 17 1.В 1В

ДНЕВНИК УЧЕНИКА 5 КЛАССА АСТАХОВА ДЕНИСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№ урок а числ 0 тема урока домашнее -задание оцен ка за уро« оце нка за дом ашн ЮЮ раб оту

1 19.11 Вводный урок (знакомство с дневником и электронной тетрадью). Часто речи. прочитать теоретический материал первого урока "Части речи™, Зад. 1 (в электронной тетради) 5

2 21.11 Урока не было (нет света) -

3 26.11 Синтаксис. Словосочетание. Зад, 1 (доделать), 2 3 4

4 27.11 Предложение. Зад. 2 (из темы ''Предложение''), зад. 1 3 5

Рис.10

Использование ресурса LearningApps.org Работа с учащимися на дистанционных уроках часто проводится с использованием специальных интерактивных ресурсов, например, LearningApps.org, где изучение каждой темы происходит в увлекательной игровой форме. Можно использовать уже готовые задания, но учителя нашей школы, освоившие некоторые премудрости данного ресурса, создают задания самостоятельно.

1. Задание в виде игры «Кто хочет стать миллионером» (см. рис. 11). http: //learningapps. org/display?v=pb6aeu32j

LearningApps.org

Q Поиск

Сказ Н.С. Лескова

■ Все упражнения Cö Новое упражнение

Настройки аккаунта: Tatiaria Ticova X ■ Мои классы S Мои приложения

201 "1-01-19

Какое изобретение англичан больше всего

Давай проверим, хорошо ли ты знаешь произведение Н.С. Лескова "Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе". Правильно ответь на все вопросы и выиграй 1000000!

Мортимеровс

блоха рия)

С Аболон полведерский

англиискии сахар

Рис.11

2. Задание «Распредели по группам» http://learningapps.org/display?v=pg2gdaiqj

(см.

рис.

12).

Владимир Дубровский и Маша Троекурова

2013-11-17

Рис.12

3. Задание в виде сборки http: //learningapps. org/display?v=nhgf5 su2

пазла (см. рис. 13)

!лям наити свои произведения.

К.Г. Паустовский

Рис.13

4. Задание «Найди пару»: http: //learningapps. org/display?v=pupvxhzha

(см.

рис.

14).

Узнай орфограмму!

Проверить решение

2013-11-25

га

закончил

шило

Раздельное няпиг:янир

Неп ровер гласнь соглас

Употребление ь дгя обозначения мягкости согласных

Безу провЕ гласнь

Задание

Перед тобой названия орфограмм, которые ты изучал в начальной школе. Вспомни, как обозначаются данные орфограммы. Соедини название орфограммы и ей обозначение.

ОК

лые

з

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

Сто; столбы)

(место)

добежать

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на э[е)

Проверяв? со гле корне

Буквы и, у, а >сле шипящих

Рис.14

5. Задание «Восстанови цепочку»: кйр: //learningapps. org/display?v=piynntwdc

(см.

рис.

15)

Восстанови события романа "Дубровский"

а.

разбойник

301Э-11-14

_з 1

пожар

приезд Дубровского

Троекуров и дубровский дружат

ОСОрЕ

Задание

Расположи эпизоды романа "Дубровский" в правильной последовательности

ОК~|

Рис. 15

Практика показывает, что обучение с использованием ИКТ в дистанционном образовании значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Использование рассмотренных в данной статье технологий на уроках в общеобразовательной школе могло бы значительно повысить эффективность обучения. Интерактивные задания значительным образом увеличили бы

интерес к изучению любого предмета. Использование документов Google-диска облегчило и ускорило бы работу учителя на уроке, а также повысило бы шансы активно внедряющегося в школу инклюзивного образования.

ЛИТЕРАТУРА

Виктор Мяэотс Дистанционное обучение детей-инвалидов: опыт решения проблемы в Москве [Электронный ресурс]. URL: http : //www. moscons. ru/file. php/1 /dist_obuchenie/dist_obuch_inv.htm (дата

обращения 15.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.