Научная статья на тему 'Виртуальная тетрадь как средство представления современного электронного учебного материала'

Виртуальная тетрадь как средство представления современного электронного учебного материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ WEB 2.0 / VIRTUAL NOTEBOOK / ELECTRONIC MATERIALS / THE NETWORK SERVICES OF WEB 2.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Елена Константиновна

В статье приводится методика и пример разработки электронного учебного материала на основе сервисов Web 2.0 в виде виртуальной тетради.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The virtual notebook as a means of presentation modern e-learning material

The article presents the methodology and design sample of e-learning material based on Web 2.0 services in the form of a virtual notebook.

Текст научной работы на тему «Виртуальная тетрадь как средство представления современного электронного учебного материала»

управляемой, обусловленной наполнением ее образовательным ресурсами и ориентированной на индивидуализацию подходов к каждому конкретному студенту. Это позволит преподавателю иностранного языка максимально развивать лучшие качества обучаемого, учитывая различные особенности его личности.

Литература:

1. Арендачук И. В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков [Электронный ресурс] / И. В. Арендачук. - Режим доступа: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles / 2013/07/15/arendachuk.pdf.

2. Барановская Т.А. Теория и практика обучения иностранному языку // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Т.А. Барановская. -М. :НИУВШЭ, 2012.-С. 11-17.

3. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах обра-

зовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук / Г. Ю. Беляев. - М., 2000. - 157 с.

4. Новиков В. Н. Образовательная среда как профессионально и личностно стимулирующий фактор / В. Н. Новиков // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1.

5. Патраков Э. В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза: монография / Э.В. Патраков, Л.В. Токарская, О.В. Гущин. - Екатеринбург : УрФУ, 2015. - 184 с.

6. Сысоев П. В. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигне-ев//Теория иметодика преподавания.- С. 100-110.

7. Титова С. В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании [Электронный ресурс] / С. В. Титова. - Режим доступа: learnteachweb.ru/articles/Some-theoretical-problems.doc

8. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений/Т.Н. Щеба-кова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 545-548.

THE VIRTUAL NOTEBOOK AS A MEANS OF PRESENTATION MODERN E-LEARNING MATERIAL

Gerasimova Elena Konstantinovna, PhD of Pedagogical sciences, Head, Department ofDigital Educational Resources,

Centre for e-learning and Distance Educational Technologies, North-Caucasus Federal University, Stavropol

The article presents the methodology and design sample of e-learning material based on Web 2.0 services in the form of a virtual notebook.

Keywords: virtual notebook; electronic materials; the network services of Web 2.0.

ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УДК 371.321.2

СОВРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ВАК РФ 13.00.02 МА ТЕРИАЛА

В статье приводится методика и пример разработки электронного учебного @ Герасимова Е.К., 2017 материала на основе сервисов Web 2.0 в виде виртуальной тетради.

Ключевые слова: виртуальная тетрадь; электронный учебный материал; сетевые сервисы Web 2.0.

Педагогами накоплен достаточный опыт работы с офисными приложениями для разработки мультимедийных презентаций. Однако подобные электронные учебные материалы (ЭУМ) зачастую используются в качестве сопровождения к рассказу: не интерактивны, содержат текстовый и нединамичный контент. В системе повышения квалификации нами разработаны методические материалы, позволяющие учителю без помощи специалистов технического профиля и специализированных знаний в ИТ-области создавать современные интерактивные электронные учебные материалы с учетом собственных методических позиций. Предлагается в качестве инструментальной среды для разработки ЭУМ использовать свободное программное обеспечение интернет-пространства - социальные сетевые сервисы, или сервисы Web 2.0. Анализ их образовательных возможностей [3; 4] позволяет выделить такие специфические свойства, как доступность, мультимедийность и простота использования, что является определяющим фактором в выборе инструментов для создания ЭУМ педагогами.

ГЕРАСИМОВА Елена Константиновна, кандидат педагогических наук, начальник, Отдел цифровых

образовательных ресурсов, Центр электронного обучения и дистанционных образова тельных технологий, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь

Проектирование электронных учебных материалов на основе сервисов Web 2.0 включает следующие этапы: организационный, конструктивный и диагностический. На первом этапе осуществляется выбор тематической направленности ЭУМ, устанавливаются результаты работы обучающихся с материалом в виде цели, которая должна быть достигнута, или задач, которые должны быть решены. Конструктивный этап заключается в составлении плана дальнейших действий, разработке педагогического сценария будущего ЭУМ (конкретные упражнения, задания для обучающхся), определении сетевого сервиса, функции которого удовлетворяют получению задуманного учебного материала, представлении структуры ЭУМ в форме технологической схемы. Затем осуществляется техническая реализация проекта в среде сервиса Web 2.0. На диагностическом этапе разработанный материал внедряется в учебный процесс (установка режима доступа, техническая апробация, обеспечение сетевой работы учащихся и т.п.) [1; 2].

Примером электронного учебного материала, создаваемого на основе сервисов Web 2.0, является виртуальная тетрадь. Главные преимущества тетради - комплексность, т.е. интеграция разных типов сетевых ЭУМ (интерактивные рабочие листы, упражнения, контролирующие материалы и т.д.), обеспечивающих организацию учебной деятельности с целью достижения конкретных образовательных результатов.

Сервис Google Sites может являться программным решением для разработки данного

типа ЭУМ. Специальный редактор сервиса позволяет легко создавать html-страницы, включать в них информацию из приложений Google, других сетевых сервисов в виде гаджетов и гиперссылок. Ряд преимуществ дополняютудоб-ная навигация между создаваемыми страницами, готовые темы и шаблоны оформления. Кроме этого, возможна организация совместной работы нескольких пользователей. Для этого учитель как владелец сайта должен открыть к нему доступ для обучающихся или других педагогов в качестве соавторов.

Поскольку предложенная методика разработки ЭУМ на основе сервисов Web 2.0 универсальна, т.е. может быть использована при создании ЭУМ по различным предметам и предметным областям, рассмотрим в качестве примера авторскую виртуальную тетрадь по биологии "Клетка - единица живого" (https:// sites.google.com/view/cellvirtbook/). В данной тетради сконцентрированы информация, вопросы, интерактивные и контрольные задания, позволяющие оценить полученные знания по теме, а также достичь необходимых образовательных результатов обучающимися.

Содержание деятельности по разработке электронного учебного материала в виде виртуальной тетради было следующим. На организационном этапе была выбрана тематика ЭУМ, сформулированы цели и задачи.

Данная виртуальная тетрадь позволяет достичь определенных предметных образовательных результатов, а также способствует формированию у обучающихся умений осуществлять логические действия и контроль сво-

Главная страница

^Информация о виртуальной тетради (автор, содержание, предназначение.

получаемые результаты и т.п.).

»'Тематическое изображение

Практическая работа [

Задание 1 ^ л Задание 2

S "Ч

Ссылки на Г 1

электронные учебные ✓ Гаджеты с

материалы. интерактивными

выполненные в среде упражнениями для

Calameo. Mindomo + самоконтроля.

Проблемные вопросы выполненными в среде

сервиса

» Встроенный гаджет с LeamingApps org

видео роликом из v J

Youtube ♦ Проблемные

вопросы

» Встроенный гаджет с

интерактивным

рабочим листом для

ответов (Google

Документы)

Итоговая работа

* Гаджет с тестом по теме, разработанный в приложении Google Формы

* Ссылка на тест в среде сервиса Simpol

Рисунок 1 - Предполагаемая структура виртуальной тетради (технологическая схема)

СТРУКТУРА КЛЕТКИ

ей деятельности в процессе работы, организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, развивать ИКТ-компетенции.

На конструктивном этапе составлен педагогический сценарий, который отражает технологическая схема, представленная на рисунке 1 (см. выше).

Техническая реализация проекта осуществлялась в среде Google Sites. Основные позиции работы следующие: вставка страниц и подстраниц в иерархической взаимосвязи, наполнение их необходимой информацией, настройка интерфейса, включение ссылок на материалы интернет-ресурсов. Готовая виртуальная тетрадь была опубликована в сети Интернет, в режиме доступа "для всех, у кого есть ссылка" без прав редактирования другими пользователями.

Рассмотрим контент виртуальной тетради. Согласно технологи ческой схеме стран ица ви р-туальной тетради "Практическая работа" должна состоять из двух подстраниц: "Задание 1" и "Задание 2".

Задание 1 включает несколько пунктов. В первом пункте обучающемся предлагается ознакомиться с информацией и ответить на вопросы. Данная информация представлена ссылками на учебные материалы, выполненные педагогом в среде сервисов Calameo (презентационный материал) и Mindomo (интерактивная схема).

С помощью сервиса Calameo (http:// ru.calameo.com/) возможна бесплатная публикация в Сети дидактического материала из офисных приложений (презентации, текстовые редакторы). В режиме просмотра получившиеся интерактивные документы можно виртуально перелистывать, делать пометки, увеличивать масштаб и т.д. Доступна совместная работа пользователей, комментирование представленных материалов.

Сервис Mindomo (http://www.mindomo. com) позволяет создавать интерактивные схемы в виде иерархично распределенных блоков, содержащих текстовую информацию, гиперссылки или иные мультимедиа ресурсы Интернета. Так, интерактивная схема "Структура клетки" позволяет изучать строение биологических клеток во взаимосвязях органоидов, входящих в их состав (рис. 2).

В редакторе Google Сайты есть возможность быстро находить и включать на страни-

цу учебное видео (Меню - Вставка - Другие сервисы Google - Видео на Youtube).

Цитоплазма

О

Ядерная мембрана

Нуклеоплазма Хроматин

Ядрышко

О

Рисунок 2 - Интерактивная схема "Структура клетки" (сервис Mindomo)

В пункте Б Задания 1 обучающимся предлагается посмотреть встроенные видеоролики и продумать ответы на поставленные вопросы. При наличии контент-фильтрации в образовательном учреждении, данное задание может быть рассмотрено обучающимися в домашних условиях.

Все ответы учащиеся должны зафиксировать в интерактивном рабочем листе, встроенном на страницу в виде гаджета. Рабочий лист выполнен с помощью приложения Google Документы. Доступ к листу учитель открывает для редактирования определённым пользователям (ученикам). Обучающиеся должны скопировать лист, переименовать его и работать с ним индивидуально. Консультация педагога может осуществляться средствами Google-ак-каунта.

Подстраница "Задание 2" содержит интерактивные упражнения для самоконтроля, созданные в среде сетевого сервиса LearningApps.org.

Русифицированный сервис Learning Apps.org (http://learningapps.org) предназначен для поддержки интерактивного учебного процесса. В его среде можно легко создавать кроссворды, пазлы, упражнения на сопоставления и сортировку, формировать задания, в которых обучающимся нужно добавлять подписи к мультимедиа объектам и т.д. Пример авторского интерактивногоупражнения представлен на рисунке 3.

Итоговая работа обучающихся заключается в прохождении тестовых заданий. Первый тест разработан с помощью приложения Google Формы и представлен на веб-странице в виде гаджета. Формы Google, доступные в сетевом Диске Google (Меню "Создать" - Формы) позволяют бесплатно создавать анкеты, тесты, викторины, в которых может принять

с (

с

L *

L С

участие неограниченное количество респон- формирует их статистический анализ в виде дентов. Сервис обеспечивает сбор ответов, электронной таблицы данных [1].

S

LU

S

u

LU

< CI

LU

46

Рисунок 3 - Пример авторского интерактивного упражнения, выполненного посредством сервиса

LearningApps.org

На второй тест дается ссылка. Создан он в среде сервиса Simpoll.

Simpoll (http://simpoll.ru) является удобным русскоязычным конструктором опросов и форм обратной связи. Сервис позволяет создавать любое количество вопросов разных типов: "Один ответ", "Несколько ответов", "Ввод текста", "Подробный текст", "Список", "Выпадающий список", "Рейтинг". Блоки с данными шаблонами вопросов легко перетаскиваются мышкой с боковой панели в рабочую область сервиса. Возможна также сортировка вопросов и ответов, их редактирование, вставка изображений, настраивание внешнего вида (цвет текста, цвет фона страницы, цвет номера вопроса и т.д.) Результаты опроса можно скачать в формате MS Excel [1].

Таким образом, методика разработки электронных учебных материалов посредством сервисов Web 2.0 носит универсальный характер и может применяться при создании ЭУМ по различным дисциплинам. Наряду с этим виртуальная тетрадь представляет собой ин-

тегрирующую среду обучения, которая способна объединить разные типы авторских электронных учебных материалов, реализованных на основе сервисов Web 2.0 и обеспечивающих организацию учебной деятельности с целью достижения конкретных образовательных результатов.

Примечания:

1. Герасимова Е.К. Сетевые сервисы как инструментальная среда для проектирования электронных учебных материалов : учебно-методическое пособие / Е.К. Герасимова, C.B. Зенкина. - Ставрополь : Ставролит, 2015. - 108 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Герасимова Е.К. Технология проектирования электронных учебных материалов на основе веб-сервисов / Е.К. Герасимова // Информатика и образование. - 2015 - № 2 - С. 22-26.

3. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К.Г. Кречетников, И.В. Кречетникова. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39) _45.pdf.

4. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е.Д. Патаракин. - М. : Современные технологии в образовании и культуре, 2009. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.