Научная статья на тему 'Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса на основе коммуникационных технологий'

Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса на основе коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2739
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ICT-COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папашвили Александр Георгиевич, Мухлынина Олеся Александровна

Данная статья посвящена вопросам систематизации коммуникационных возможностей современной информационной среды в образовательных целях, формированию коммуникативной компетентности педагога средствами информационных технологий в сфере способности ориентироваться в информационном поле, выбирать адекватные целям и задачам образовательного процесса коммуникационные технологии и выстраивать диалог со всеми его участниками. В статье содержится обзор основных коммуникационных сервисов, используемых в образовательной деятельности, а также приводятся практические рекомендации педагогам по их использованию в педагогической деятельности и в сфере взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папашвили Александр Георгиевич, Мухлынина Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса на основе коммуникационных технологий»

как универсальный и эффективный метод организации процесса обучения и оценивании

результатов освоения дисциплины «Основы композиции».

Список литературы / References

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1/ (дата обращения: 19.05.2017).

2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника - «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Под ред. Т.Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2004. 112 с.

3. Сангалова М.Е. Портфолио как инструмент оценки качества обучения // Культура и образование. Сентябрь 2014. № 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/09/2425/ (дата обращения: 19.05.2017).

4. Сангалова М.Е. Технология портфолио как средство активизации учебной деятельности студентов // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. № 11.7 (47). С. 242-247.

5. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио // Методист, 2005. № 5. С. 27-33.

6. Шалыгина И.В. Портфолио - педагогическая технология школьной оценки // Естествознание в школе, 2004. № 2. С. 51-54.

7. Шелехова Л.В. Портфолио как одна из форм организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.ypc2.ru/ (дата обращения: 19.05.2017).

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Папашвили А.Г.1, Мухлынина О.А.2 Email: [email protected]

'Папашвили Александр Георгиевич — доцент; 2Мухлынина Олеся Александровна — старший преподаватель,

кафедра информационных технологий в образовании, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена вопросам систематизации коммуникационных возможностей современной информационной среды в образовательных целях, формированию коммуникативной компетентности педагога средствами информационных технологий в сфере способности ориентироваться в информационном поле, выбирать адекватные целям и задачам образовательного процесса коммуникационные технологии и выстраивать диалог со всеми его участниками. В статье содержится обзор основных коммуникационных сервисов, используемых в образовательной деятельности, а также приводятся практические рекомендации педагогам по их использованию в педагогической деятельности и в сфере взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Ключевые слова: коммуникация, педагогическое взаимодействие, ИКТ-компетентность.

EFFECTIVE INTERACTION OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS BASED ON COMMUNICATION TECHNOLOGIES Papashvili A.G.1, Mukhlynina O.A.2

'Papashvili Aleksander Georgievich - Associate Professor; 2Mukhlynina Olesya Alexandrovna — Senior Lecturer, INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION DEPARTMENT, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: this article is devoted to the problems of systematization of the communication capabilities of the modern information environment for educational purposes, the formation of the communicative competence of the teacher by means of information technologies in the field of the ability to navigate in the information field, to select communication technologies adequate for the purposes and tasks of the educational process and to build a dialogue with all its participants. The article contains an overview of the main communication services used in educational activities, as well as practical recommendations for teachers on their use in pedagogical activities and in the area of interaction with other participants in the educational process.

Keywords: communication, pedagogical interaction, ICT-competence.

УДК316.776.3, 371.13, 37.062

Целью данной работы является систематизация коммуникационных возможностей современной информационной среды в образовательных целях и анализ влияния способов взаимодействия участников образовательного процесса на его результат.

Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 в 2012 году поставило перед всеми участниками образовательного процесса новые требования; по-иному заставило посмотреть на сам процесс образования, на взаимоотношения между педагогом и обучающимся, педагогом и родителем.

Закон об образовании послужил основой для разработки и принятия новых Федеральных образовательных стандартов для всех уровней обучения, новых профессиональных стандартов педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов профессионального образования.

Современное нормативно-правовое поле в сфере образования формулирует знания, навыки и компетенции, необходимые педагогам для работы в образовательной организации. Ниже приведены компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий и коммуникации с другими участниками образовательного процесса, прописанные в профессиональных стандартах.

Итак, педагог должен

1. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

2. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого- педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

3. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

4. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

5. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

6. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

7. Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

8. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

9. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

10. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.

11. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

12. Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

13. Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора.

Группируя вышеизложенные компетенции по сферам их применения, можно выделить три основных блока, где целесообразно использовать современные средства электронной коммуникации: учебная деятельность, взаимодействие с обучающимися и их законными представителями и формирование индивидуальной образовательной среды учеников и студентов.

Во-первых, это формирование образовательной среды обучающихся, включая возможности коммуникационных технологий. Педагог не привязан строго к определенным учебным пособиям, он вправе сам находить, корректировать, разрабатывать самостоятельно учебно-методические материалы, необходимые для эффективного усвоения учащимися темы. Актуализируется способность педагога ориентироваться в огромном потоке информации, находить достоверные, безопасные источники; пользоваться электронными библиотеками и ресурсами. Контент, предлагаемый для дополнительного изучения, может представлять собой файл, ссылку на видео- или онлайн-ресурс, на статьи и др. При огромном разнообразии ресурсов и методов важно учитывать обучающую способность этих материалов, их наглядность и способ подачи информации. Однако важно не только найти необходимую информацию, но и в рабочем режиме донести её до обучающихся с помощью электронных средств коммуникации. Здесь мы подробнее остановимся именно на способах передачи информации и каналах взаимодействия.

Построение учебного процесса с частичным использованием электронных носителей требует предварительной работы: вовлечения в образовательный процесс родителей обучающихся, их своевременный доступ к заданиям, достаточная техническая оснащенность.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные и, на наш взгляд, удобные платформы для выстраивания эффективного информационного взаимодействия для учебного процесса:

1. Информационная среда Moodle (сокращенно от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Эта бесплатная программа, созданная первоначально в Linux, предъявляет определенные условия к производительности хостинга и может представлять сложность для простых пользователей при установке и развертывании программы на сайте [7]. Целесообразно использовать данный ресурс образовательными организациями, вовлекая своих работников в создание собственных электронных курсов в информационной среде. Большим преимуществом программы является ее универсальность и широкий набор методов для коммуникации. Moodle позволяет обмениваться файлами любых форматов между всеми участниками образовательного процесса, обсуждать учебные проблемы на форумах, в чатах. Для индивидуального общения предусмотрен обмен комментариями в заданиях и обмен сообщениями сайта. При настройке возможности обучающемуся вносить изменения в ответ преподаватель может неоднократно комментировать ответ, указывать на ошибки и недочеты в работе, стимулируя обучающихся к совершенствованию и лучшему усвоению материала.

Moodle используется многими образовательными организациями для расширения образовательного поля, ведения курсов дистанционного образования, организации курсов по выбору. Вариативность каналов коммуникации позволяет существенно упростить учебный процесс и повысить его эффективность.

2. Электронный дневник широко используется, имеется во всех средних образовательных организациях и ввиду своей общераспространенности не требует дополнительных усилий по его внедрению и использованию. Электронный дневник позволяет прикреплять файлы с дополнительными заданиями, обмениваться сообщениями между педагогами и родителями. Разные версии электронных дневников имеют различные наборы функций для коммуникации. Но выбор ресурса для использования далеко не всегда зависит от образовательной организации, поэтому способы коммуникации по учебному взаимодействию ограничены возможностями предписанного ресурса.

3. Электронная почта является наиболее простым и доступным для родителей и учеников способом получения учебных и тренировочных заданий, однако имеет свои недостатки. По сути это просто обмен файлами без возможности проверить работу и выставить оценку. При регулярном использовании и большом количестве информации отсутствие структурированности делает такой способ взаимодействия не самым удобным.

4. Группы в социальных сетях. Привычность интерфейса позволяет легко ориентироваться и адаптироваться в коммуникативной среде, обмениваться информацией и файлами. Такое общение носит достаточно неформальный характер, что может стать как преимуществом, как и недостатком при отсутствии культуры общения. Социальные сети получили повсеместное распространение, однако разные группы родителей и учеников могут иметь аккаунты в различных сетях и не заходить регулярно на созданную преподавателем страницу с дополнительными материалами.

5. GoogleClassroom. Это бесплатный сервис, доступный всем, у кого есть аккаунт Google (бесплатно предоставляется 5 Гб места на диске). Сервис позволяет создавать курсы, раздавать задания и общаться с учащимися. Для каждого класса создаётся свой код, который учащиеся могут использовать для присоединения к сообществу. В качестве учебного материала можно прикрепить файл, ссылку или видео. При использовании GoogleClassroom, папка «Класс» создается на странице Google-диска каждого учащегося с вложенными папками для каждого класса, к которому они присоединились. При создании задания в виде Google-документа, платформа будет создавать и распространять индивидуальные копии документа для каждого. Информация о сданных работах постоянно обновляется, что позволяет преподавателям оперативно проверять задания, ставить оценки и добавлять комментарии. Сервис позволяет преподавателю проверить работу в режиме «просмотр», после чего работа возвращается ученику и снова доступна для редактирования.

Итак, в формировании образовательной среды обучающихся важное значение имеет первоначальное налаживание коммуникационных каналов взаимодействия: зарегистрироваться в электронных ресурсах, найти группы или курсы, к которым необходимо присоединиться. Какие бы ресурсы или их сочетания не выбрал педагог, необходимо выработать четкие критерии работы с ними, донести эти критерии до обучающихся или их законных представителей и настроить регулярное функционирование данных каналов для передачи учебных материалов.

Во-вторых, это сфера коммуникации как процесса налаживания диалога с обучающимися и их родителями.

Термин коммуникация вошел в социальные науки относительно недавно, в 20 веке, и его появление связано с развитием технических средств информационного воздействия, кибернетики, семиотики и лингвистики. Процесс коммуникации (в том числе как формы взаимодействия) понимается в качестве одной из основ жизни человека и общества [1, 11]. В широком смысле под коммуникацией понимают процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации [3, 18]. Теории коммуникации возникали в течение 20 века, раскрывая сущность и процессы коммуникации с разных сторон: от взаимодействия коммуникатора и реципиента на межличностном уровне до определения коммуникации как глобальной сферы развития общества.

Для определения коммуникации в образовательной среде целесообразно использовать кибернетическую модель Норберта Винера, включившего в коммуникативный процесс принцип «обратной связи», а также циркулярную (замкнутую), модель коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда. В данной модели коммуникации отправитель и получатель рассматриваются как равноправные партнёры, обменивающиеся в процессе коммуникации не только фактами, но и эмоциями (невербальный вид коммуникации).

Взаимодействие с учениками строится на основе достоинства, уважения, признания их интересов. Но в обязанности педагога входит также взаимодействие с родителями (законными представителями). Для налаживания конструктивного диалога педагог должен руководствоваться следующими принципами:

1. Доброжелательный стиль общения, создание позитивной атмосферы в группе.

2. Индивидуальный подход с учетом настроения и поведения родителя.

3. Позиция сотрудничества, а не наставничества.

4. Открытость диалогу.

Активная позиция педагога по установлению сотрудничества с родителями помогает лучше узнать индивидуальные особенности ребенка, преодолевать возникающие трудности и проблемы, выработать единую стратегию поведения в вопросах обучения и воспитания.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Коммуникационные технологии позволяют вывести такое взаимодействие на новый уровень: от родительских собраний три-четыре раза в год и индивидуальных бесед с учителем к непрерывному диалогу педагог-родитель.

Для общения на межличностном и групповом уровнях используются программы, позволяющие осуществлять не отложенную коммуникацию (как для учебного процесса), а моментальную (онлайн): мессенджеры WhatsApp, Viber и др. Создание общих групп родителей, учеников, педагогов позволяет обсуждать текущие вопросы жизни класса, быстро доносить информацию, обсуждать её в онлайн режиме.

Очень часто родителям не хватает знаний в педагогической и психологической сферах, не всегда получается наладить контакт со своим собственным ребенком. Однако такая традиционная форма взаимодействия как консультации родителей по вопросам воспитания часто скептически воспринимается родителями, они не готовы воспринимать критику или замечания. В такой ситуации дистанционные способы воздействия могут оказаться эффективнее. Педагог может с определенной периодичностью делиться с родителями ссылками на научные и публицистические статьи, сайты с информацией о психологии школьника (дошкольника, подростка), как общаться с ребенком; об опасностях, о мотивации детей - то есть всей той информацией, которую родителям было бы интересно и полезно знать.

Такая форма взаимодействия может стать профилактикой проблем с поведением, помочь улучшить микроклимат в семье, повысить уровень педагогической и психологической просвещенности родителей.

Создание доброжелательной непринужденной среды для общения, открытость и готовность к диалогу, позиционирование успешности и благополучия ребенка как главной цели взаимодействия педагога и родителей, выстраивание непрерывного постоянного контакта на основе коммуникационных технологий создает комфортную среду для обучения, способствует повышению эффективности образовательного процесса и воспитанию гармоничной личности ребенка.

И, в-третьих, это коммуникация в сфере формирования индивидуальной образовательной среды каждого ребенка, включающей учет его особенностей, интересов и способностей - то есть личностно-ориентированное образование. Для его реализации выстраиваются индивидуальные траектории развития обучающегося. Важной функцией учителя становится поддержка обучающегося в его деятельности, содействие его успешному продвижению в учебной информации, помощь в решении возникающих проблем, в освоении большой и разнообразной информации. Дифференциация обучения на принципах индивидуализации, персонификации и персонализации во много становится возможна благодаря различным вариациям современных технологических средств в образовании. Существует целый ряд информационно-коммуникационных технологий, позволяющих выстроить коммуникацию между всеми участниками в сфере проектной и творческой деятельности в рамках реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика.

Если говорить о проектной деятельности, то здесь чаще всего используется коллективная форма работы с очень высокой степенью взаимодействия между участниками.

Широкие возможности для совместной деятельности по группам интересов предоставляют сервисы Google: документы, таблицы, презентации, рисунки.

Онлайн-редакторы имеют меньший набор функций и возможностей по сравнению со стандартными офисными пакетами, но имеют серьезные преимущества для проектной деятельности:

1. Возможность работать в одном файле нескольким пользователям независимо от их месторасположения. Все изменения в процессе работы с документом отображаются в реальном времени в виде курсоров различных цветов в тех позициях, где происходит редактирование (в Документах), в Таблицах подсвечивается ячейка, в Презентациях - слайд, с которым работает пользователь. В документе можно вести обсуждение в боковом окне чата. Доступно также комментирование текста, ячеек и слайдов.

2. Облачное хранение создаваемых файлов позволяет получить к ним доступ с любой точки, просто выполнив вход в свой аккаунт; нет нужды сохранять информацию на носителе. Все изменения сохраняются автоматически и записываются на диск. (5 ГБ под хранение выделяется бесплатно).

3. Совместимость приложений между собой. В презентацию можно вставить диаграммы из Таблиц, ответы из Google форм сохраняются в таблицах и т.д.

Преподаватель может осуществлять руководство проектом в любое удобное время, оставляя комментарии и заметки внутри документа.

Электронные средства обучения позволяют индивидуализировать задания по контенту и сложности, по скорости выполнения и предоставления ответов, по объему и количеству выполняемых заданий. Структурировать задания можно и по методам подачи информации: письменный текст, аудио- или видеофайл, тест с игровыми элементами или даже обучающий квест.

Игрофикация (или геймификация) - относительно новый принцип использования вовлеченности современных людей в компьютерные игры для достижения серьезных, неигровых целей, в том числе для обучения. Философским основанием этого процесса можно считать HomoLudens («человек играющий») Й. Хёйзинги, раскрывающего феномен игры как

основополагающего принципа в формировании человеческой культуры и цивилизации, и в становлении человеческой личности как носителя этой культуры [6].

В качестве примера можно привести игру Мтесгай. Мир Майнкрафт состоит из кубиков разного материала - железо, дерево, земля, позволяя конструировать всевозможные здания и механизмы. Существует специальная версия Мтесгай для учителей - MinecraftEdu, используемая преподавателями истории (для моделирования древних городов), биологии (строение тела человека) и многих других дисциплин, развивая воображение и понимание процессов, происходящих в окружающем мире. Возможность коммуникации участников игры, и их высокая заинтересованность используется даже для изучения английского языка, когда учитель ставит перед группой учеников определенную цель и единственное условие - общаться только на английском [12].

Обучающие материалы в игровой форме обычно с удовольствием принимаются и выполняются учениками. Такого рода задания могут применяться для повышения мотивации к учебе, а последующее обсуждение игры в учебном сообществе будет способствовать формированию доверительных отношений между педагогом и учащимися.

Разнообразить способы подачи материала помогут такие программы как Hot Potatoes, LearningApps, MindMap.

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность [8].

Бесплатная программа создания тестов и заданий Hot Potatoes позволяет задать интерактивный множественный выбор из шести представленных блоков, предлагая создать кроссворды, тесты, перепутанные предложения и упражнения [9].

MindMap или «карта мыслей» позволяет преподавателю задать центральную тему и некоторые вероятные компоненты темы или проекта, стимулируя учащихся к творческой деятельности по наполнению проекта компонентами; визуализировать «мозговой штурм» [10].

Подводя итог, хочется отметить, что современная информационная среда уже стала неотъемлемой частью жизни человека и общества в целом, многократно увеличила потоки информации и изменила каналы ее распространения. Способность ориентироваться в информационном поле, выбирать адекватные целям и задачам образовательного процесса коммуникационные технологии и выстраивать диалог со всеми его участниками является важной компетенцией педагога и каждого современного человека.

Список литературы / References

1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. 1 -е изд. СПб. : Питер, 2011. 284 с.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: Владос-Пресс, 2004. 384 с.

3. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.

4. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 320 с.

5. Грачёв М.Н. Политическая коммуникация: теоретические модели, концепции, векторы развития. М.: Прометей, 2004. 328 с.

6. Хейзинга Йохан. HomoLudens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org/ (дата обращения: 28.04.2017).

8. Что такое LearningApps.org? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://learningapps.org/^ttps:// learningapps.org/ (дата обращения: 30.04.2017).

9. Hot Potatoes Home Page. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/ (дата обращения: 30.04.2017).

10. В чем нарисовать MindMap? Детальный обзор 6 самых популярных программ для рисования mindmap. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/237813/ (дата обращения: 02.05.2017).

11. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/2974/ (дата обращения: 02.05.2017).

12. Мтесгай в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edutainme.ru/post/minecraft-v-obrazovanii/ (дата обращения 30.04.2017).

СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ Ефимова М.М. Email: [email protected]

Ефимова Мария Михайловна — магистрант, факультет педагогического образования ИНПО, Новгородский государственный университет, г. Великий Новгород, учитель английского языка, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Старая Русса, Новгородская область

Аннотация: цель данной статьи заключается в выявлении основных отличительных особенностей образовательного направления менеджмента и их отличий от управления в широком смысле. Менеджмент как наука давно расширил границы влияния и, на сегодняшний день, применим во множестве отраслей, включая образование. В данной работе вкратце будут рассмотрены ключевые специфические отличия образовательного менеджмента, основанные на принципиальном отличии получаемого для общества блага и более сложной, разнонаправленной работы.

Ключевые слова: менеджмент, образовательный менеджмент, управление, школа.

EDUCATION MANAGEMENT SPECIFICITY Efimova M.M.

Efimova Maria Mihailovna — Undergraduate, FACULTY OF PEDAGOGICAL EDUCATION, INSTITUTE OF CONTINUING TEACHER EDUCATION, NOVSU, VELIKII NOVGOROD,

Teacher of English, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION MIDDLE SCHOOL OF GENERAL EDUCATION № 4, STARAYA RUSSA, VELIKII NOVGOROD REGION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: the main aim of the following work is in underlining of basic and specific differences between educational management and management in general. Management as a science has already developed itself far beyond its original sources (buisness, corporations, factories) and nowadays is useful for many spheres of our lives like education. Thus, in this work we will analyse key differences ofpedagogical management based on the contrast of outcoming good of school and buisness and more complex, various work.

Keywords: management, educational management, administrating, school.

УДК 37.088

Менеджмент, основной целью которого выступает управление кадровым потенциалом организации в целях повышения её работы, находит применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Самой популярной и общепринятой отраслью для реализации подобных идей принято считать бизнес, в котором грамотное управление персонала повышает прибыльность компании. Тем не менее, с течением времени, развитием общества и идей менеджмента, последний начал проникать и в другие типы рабочих коллективов. Одним из таких коллективов на сегодняшний день считается педагогический.

Однако особенности управленческой работы в сфере образования имеют разительные отличия от сферы бизнеса. В качестве основного и принципиального различия можно выделить конечный продукт Образовательных Организаций (далее - ОО). Как упоминалось ранее, продуктом бизнеса является конкретное благо, и целью менеджера может являться как увеличение его производства, так и качество, и скорость реализации. В свою очередь, основной задачей школы является выпуск социализированного и разнопланово развитого индивида, который сможет реализовать свой потенциал и быть конкурентоспособным с другими выпускниками. В дополнение к этому, особенности профессиональной деятельности в сфере образования имеют отличая, что вытекает из специфики конечного продукта. На основе данной концепции можно выделить еще ряд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.