Научная статья на тему 'Возможности применения Интернет-сервисов на уроках информатики в школе'

Возможности применения Интернет-сервисов на уроках информатики в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2149
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / УРОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова О.А., Слугина А.А.

В статье рассматриваются возможности применения Интернет-сервисов на уроках информатики и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Интернет-сервисы в процессе обучения информатике позволяют повысить мотивацию учащихся к обучению, реализовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход, изменить способы преподавания учебного материала и т.д. Исходя из целей и задач обучения информатике в школе, проведена классификация распространенных Интернет-сервисов. Приводятся примеры разработанных интерактивных заданий, помогающие сделать учебный процесс эффективнее и интереснее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения Интернет-сервисов на уроках информатики в школе»

УДК 372.8

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Кочеткова О.А.1, Слугина А.А.2, 2019 Пензенский государственный университет, доцент кафедры «Информатика и методика обучения

информатике и математике», Пенза1 Магистрант Пензенского государственного университета2

Аннотация: в статье рассматриваются возможности применения Интернет-сервисов на уроках информатики и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Интернет-сервисы в процессе обучения информатике позволяют повысить мотивацию учащихся к обучению, реализовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход, изменить способы преподавания учебного материала и т.д. Исходя из целей и задач обучения информатике в школе, проведена классификация распространенных Интернет-сервисов. Приводятся примеры разработанных интерактивных заданий, помогающие сделать учебный процесс эффективнее и интереснее.

Ключевые слова: обучение информатике, урок, образовательные Интернет-сервисы.

POSSIBILITIES OF USING INTERNET SERVICES IN INFORMATICS LESSONS AT

SCHOOL

Kochetkova O A.1, Slugina А.А.2, 2019

Penza State University, Associate Professor of the Department «Informatics and methods of teaching

informatics and mathematics», Penza1 Master student of Penza State University2

Annotation: the article discusses the possibility of using Internet services in computer science lessons and in extracurricular activities in secondary schools. Internet services in the process of teaching computer science can increase the motivation of students to learn, implement a differentiated and student-centered approach, change the ways of teaching educational material, etc. Based on the goals and objectives of teaching computer science at school, the classification of common Internet services has been carried out. Examples of developed interactive tasks are given, which help to make the learning process more effective and more interesting.

Keywords: computer science training, lesson, educational Internet services.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного учителя, в том числе и учителя информатики, фактически определяется необходимостью использовать в учебно-воспитательном процессе ИКТ, в частности образовательные Интернет-сервисы.

Интернет-сервисы в процессе обучения информатике позволяют повысить мотивацию учащихся к обучению, реализовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к учащимся на различных этапах учебного процесса, изменить способы обучения и усвоения учебного материала, повысить качество и эффективность образовательного процесса и т.д. Также преимуществом таких сервисов является:

- быстрота создания интерактивного задания;

- моментальная проверка правильности его выполнения;

- возможность встраивания задания на html-страницу;

- поддержка многими шаблонами работы с картинками, звуком и видео;

- содержание большой коллекции уже созданных другими учителями упражнений;

- возможность поиск и обмена упражнений по категориям (по предметам) [2].

Применять Интернет-сервисы можно на различных этапах уроках, учитывая возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся. Для этого есть возможность воспользоваться специальными сервисами для создания собственных интерактивных материалов к конкретному проекту, уроку, внеклассной деятельности.

По целям и задачам образовательные Интернет-сервисы можно разделить на иллюстрирующие (сервис ClassTools.NET, сервис Bubbl.us и др.), контролирующие (сервис LearningApps, сервис WordLearner и др.), программы обучающего контроля (сервис Google Диск и др.). Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий [1].

Рассмотрим возможность использования Интернет-ресурсов на различных этапах организации и проведения уроков информатики.

1. Сервис Symbaloo используется для создания визуальной коллекции закладок, представляющей собой набор плиток, каждая из которых - ссылка на сервис или сайт. Плитки можно создавать разного цвета, собирая их по определённой теме или по определенному предмету. Помимо закладок на сервисы, можно сделать собственный каталог контактной информации, то есть своеобразную записную книжку.

Данный сервис может быть использован как учителям, так и учениками при подготовке к урокам, практическим и лабораторным работам, написанию рефератов и сообщений. На любом этапе урока учащимся может быть предложена ссылка на какой-либо сайт по изучаемой теме и дается задание. Например, изучить материал и заполнить таблицу или ответить на вопросы. Все рассматриваемые сайты, онлайн-тесты или дидактические игры сохраняются как закладки в сервисе, которые можно использовать при подготовке к уроку «Повторение и закрепление изученного материала».

2. Социальный фотосервис Flickr предназначен для хранения и дальнейшего использования пользователем фотографий видеороликов.

Например, данный сервис использовался для разработки исторической справки по теме «Система счисления» в виде фотографий (рис. 1)._

flickr You Explore Create Get Pro EI —M— л * C®

' alena212316 0 Followers • 0 Following 4 Photos Joined 2018

About Photostream Albums Faves Galleries Groups State Camera Roll

Date uploaded» Public view - / Q Q

Леонтий Филиппович Магницкий

А. л <д) л л

ЙшЙЛ

Рис. 1. Историческая справка на сервисе Flickr

Сервис можно использовать при подготовке к нестандартным формам урока. 3. Вики сервис Letopisi в жанре путеводителя для школьников, студентов и учителей. Наполнение проекта - описание городов, сёл и деревень, мест, школ, событий и людей, которые имеют значение для обучения.

На рис. 2 показан, опорный конспект по теме «Системы счисления», который ученики могут редактировать вместе с учителем.

Рис. 2. Опорный конспект на сервисе letopisi

Этот сервис поможет при коллективной работе, а также парной и индивидуальной. 4. Сервис для создания опросов и тестов Google Диск, включающий хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование. В состав Google Диска входят Google Документы, Таблицы и Презентации.

На рисунке 3, представлен разработанный тест по теме «Системы счисления» на сервисе drive, google

Рис. 3. Тест на сервисе drive.google

Сервис используется для проверки знаний учащихся, а также при подготовке и проведении контрольных и самостоятельных работ.

5. Сервис LeamingApps.org является приложением для поддержки обучения с помощью интерактивных заданий. На сайте есть много готовых упражнений, которые могут быть непосредственно включены в содержание обучения, или есть создавать свои в онлайн режиме. Данный сервис может быть использован при подготовке и проведении контрольных и самостоятельных работ, а также для решения интересных задач.

Дидактическая игра «Найдите слова» может применяться для закрепления знаний в конце урока при изучении новой темы «Компьютерные сети. Интернет» (рис. 4).

Рис. 4. Игра «Найдите слова»

Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?» может применяться для проверки домашнего задания темы «Компьютерные сети. Интернет».

Ф Личное приложение •*> Опубликованное приложение

Рис. 4. Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?»

6. Сервис ^Ы-ТоЫ позволяет создавать интерактивные таймлайны или ленты событий, привязанных к конкретному промежутку времени. Например, можно создать таймлайн жизни Джон фон Неймана, выделив события, которые определили развитие вычислительной техники.

Например, на уроках информатики сервис Tiki-Toki удобно использовать при изучении тем «История развития сети Интернет», «История развития ЭВМ», «История появления и применения языков программирования» а также при выполнении проектных заданий, например, «Появления и развития игровых программ».

В заключении хотелось бы отметить, что разработка собственных интерактивных материалов занимает довольно много времени и иногда достаточно сложна реализация в техническом плане [2].

Таким образом, применение Интернет-сервисов позволяет:

- сделать процесс обучения информатике в школе более интересным и эффективным;

- осуществить личностно-ориентированный подход в обучении учащихся;

- проверять результаты обучения и воспитания, принимать меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся.

Список литературы:

1. Кочеткова О.А., Полякова А.И. Использование сервисов web 2.0 в работе учителя информатики и ИКТ. Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе Сборник статей VII Межрегиональной научно-практической конференции учителей. под общ. ред. М. А. Родионова. 2016. С. 158-161.

2. Кочеткова О.А., Пудовкина Ю.Н. Методические рекомендации по построению урока информатики с использованием интерактивных пособий. Актуальные проблемы современного образования: опят и инновации: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Ульяновск, 2015. С. 139-141.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Ширванова Ф.В.1, КаримоваД.Н.2, 2019 1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»,

студентка, Уфа

2ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», преподаватель кафедры психологии образования и развития, Уфа

Аннотация: в статье рассматриваются особенности проявления школьной тревожности у разных возрастных групп обучающихся образовательных организаций. Дается определение понятиям: тревожность и школьная тревожность. Анализируются результаты проведенного эмпирического исследования, в ходе которого обнаружено, что младшие школьники больше всего испытывают тревогу относительно своих достижений, страх в общении с учителями и проверки знаний. Учащиеся среднего звена тяжело переживают социальный стресс, имеют страхи в отношениях с учителями, низкую физиологическая сопротивляемость к стрессу и страх самовыражения. Старшеклассники тоже испытывают социальный стресс, переживают за свои достижения и испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих. На основе проведенного исследования разработана и обоснована модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с высоким уровнем тревожности.

Ключевые слова: обучающиеся, личность, тревожность, школьная тревожность, обучение.

FEATURES OF MANIFESTATION OF PUPILS' ANXIETY ShirvanovaF.V.1, KarimovaD.N.2, 2019

1Bashkir State Pedagogical University Named After M. Akmullah, Student, Ufa

2Bashkir State Pedagogical University Named After M. Akmullah, Lecturer of the Psychology of

Education and Development Chair, Ufa

Annotation: the article discusses the features of the manifestation of school anxiety in different age groups of students of educational organizations. The definition of the concepts: anxiety and school anxiety. The results of the conducted empirical research are analyzed, during which it was found that younger students are most concerned about their achievements, fear in communicating with teachers and testing knowledge. Middle school students are experiencing social stress, have fears in relationships with teachers, low physiological resistance to stress and fear of self-expression. High school students also experience social stress, worry about their achievements and are afraid of not meeting the expectations of others. Based on the study, a model of psychological and pedagogical support of students with a high level of anxiety has been developed and substantiated.

Key words: students, personality, anxiety, school anxiety, learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.