Художественно-творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников
vozrasta: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy I A. G. Gogoberidze, V. A. Derkunskaya. -Moskva: Akademiya, 2005. - 320 s.
4. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii (opyt raboty po vzaimodeystviyu pedagogov detskogo sada i vospitannikov v period samoizolyatsii) I N. V. Chekunova, O. A. Barkalova, O. V. Moskaleva [i dr.]. II Molodoy uchenyy. - 2020. - № 26 (316). -S. 321-323.
5. Morozova L.D. Pedagogicheskoe proektirovanie v DOU: ot teorii k praktike I L. D. Morozova. - Moskva: TTs Sfera, 2010. - 128 s.
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g.
N 1155 g. Moskva. - URL: https:IIwww.garant.ruI productsIipoIprimeI docI70412244I.
Сведения об авторе
Галянт Ирина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования факультета дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Info rmation about author
Galyant I.G. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
УДК 372.851
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ УГЛУБЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
М.С. Кулишова
В статье представлены элементы методики развития критического мышления школьников на уроках математики при решении задач повышенной сложности. Автор анализирует сложность и трудность задач по развитию критического мышления учеников на курсах повышения квалификации учителей математики. Анализируются различные методы развития мышления и их возможное использование на уроках математики. Рассмотрен конкретный пример использования данной технологии в процессе решения геометрической задачи для дальнейшего образовательного процесса в образовательной организации.
Ключевые слова: критическое мышление, аналитические навыки, «мозговой штурм», активная жизненная позиция, рефлексия, курсы повышения квалификации учителей.
В настоящее время Россия стремится войти в мировое образовательное пространство. Весь
образовательный процесс строится на принципе личностно-ориентированного обучения. В связи с этим возрастает роль всестороннего и гармоничного развития каждого учащегося в традиционном образовании. Важнейшей составляющей всего педагогического процесса является личностное взаимодействие преподавателя и ученика. Школа ставит своей целью развитие врожденных способностей, интеллектуальной и нравственной свободы учащихся. Особая роль отводится воспитанию личности.
Приоритетным на сегодняшний день становится национальный проект «Образование», призванный повысить качество образования в России. Основное внимание уделяется формированию навыков самообразования, самореализации личности, работе с одаренными детьми, а также формированию трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиций. Поэтому акцент делается на обучении основным принципам построения профессиональной карьеры и поведенческим навыкам на
рынке.
В связи с этим перед школой стоит задача подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям. Ученики самостоятельно приобретают необходимые знания [2, с. 81]. Они учатся критически мыслить, видеть проблемы, возникающие в реальной жизни, и находить пути их решения. Ученики используют современные технологии и правильно работают с информацией (анализируют, выдвигают гипотезы решения проблем, обобщают, проводят аналогии и др.). Важно быть коммуникабельным, контактировать в различных социальных группах, а также уметь совместно работать в различных сферах, самостоятельно работая над развитием мышления, нравственности и культурного уровня.
Эти целевые установки не могут быть достигнуты без уточнения и пополнения знания о природе критического мышления. Данная педагогическая технология развивает приемы и средства его совершенствования, в том числе в процессе обучения математике. Сложившаяся социальная ситуация потребовала педагогического переосмысления роли и механизмов критического мышления учеников. Особенно это проявляется при углубленном изучении математики.
Критическое мышление - это открытое мышление, рефлексивное мышление, умение разрабатывать аргументы, принимать самостоятельные, продуманные решения, занимать определенную позицию и обосновывать. Уметь слушать собеседника... [4, с. 251].
Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли. Человек учится тщательно и всесторонне проверять все предположения и выводы.
На курсах повышения квалификации «Выявление и поддержка одаренных детей в области математики: от концепции к практике», которые проводятся в ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» в ходе работы слушатели самосовершенствуют методики обучения критического мышления для учителей математики. Совместно со слушателями курсов мы развиваем следую-
щие педагогические технологии, которые используются на уроках: «Мозговой штурм»; прогнозирование по ключевым словам; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки. Особенность этих педагогических технологий заключается в том, что они позволяют проводить занятия в оптимальном режиме, уровень успеваемости детей повышается, усвоение знаний на занятиях происходит в процессе постоянного поиска и открытия нового в области математических знаний [1, с. 15].
Критическое мышление понимается как проявление детской любознательности, выработка собственной точки зрения на тот или иной вопрос. Ученик должен овладеть умением отстаивать полученные результаты с помощью своих логических аргументов и использовать методы исследования. Своеобразная структура урока критического мышления вызывает у учеников интерес и заинтересованность.
Отсюда и первый этап урока - вызов, мотивация, актуализация. Создание интереса - это стимул быть активным. Актуализация - это воссоздание всего, что ученики знают по данной теме. Обучающийся сам определяет уровень своих знаний.
Второй этап - реализация, понимание полученных знаний, развитие навыков применения полученных знаний - это основная часть урока. Так как вы всегда должны напоминать учителю, что главное. Что нужно дать образование и что часто забывают. Это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом, воспитывать самостоятельно мыслящего человека.
Третий этап - это рефлексия и самооценка, а также перестройка деятельностных представлений в соответствии с новой информацией и персональным отношению к новому знанию.
На мой взгляд, технология развития критического мышления у учеников может быть наиболее эффективно реализована на любом этапе учебного процесса.
В качестве примера на курсах повышения квалификации учителям я показываю технологию «Мозговой штурм» (может быть представлена как командная игра на первых минутах урока;
заданиями для такой игры, в соответствии с предполагаемой темой урока, могут быть геометрические задачи на готовых чертежах) [2, с. 90]. Слушатели курсов повышения квалификации делятся на группы и обыгрывают задачу, представляя себя на месте своих учеников, решая геометрические задачи.
Задача: На сторонах параллелограмма ABCD вне его построены квадраты. Докажите, что точки пересечения диагоналей этих квадратов являются вершинами квадрата (рис.1) [3, с. 112].
_Л,
Рисунок 1 - Параллелограмм ABCD
Первый этап - вызов. Прием «Концептуальная таблица».
Для заполнения таблицы следует провести беседу, чтобы выявить цель актуализации свойств четырехугольников:
Какие основные виды выпуклых четырехугольников вам известны? Полученные ответы
Свойства четы
выписываются на доске: параллелограмм, трапеция, ромб, прямоугольник, квадрат. Затем обучающиеся разделяют на пять групп и формулируют задание: Какими свойствами и признаками обладает каждый из названных четырехугольников? Каждой группе учащихся предлагается в течение нескольких минут выявить свойства одного из четырехугольников. По завершении представитель каждой группы отчитывается о проделанной работе, кратко записывая полученные результаты в заранее подготовленную на доске таблицу (таблица 1).
В процессе беседы учитель может научить школьников выслушивать и принимать во внимание мнения других, следить за логикой своих высказываний. Он выстраивать план дальнейшего рассуждения. Учитель активизирует обучающихся, мотивирует на дальнейшую работу, пытается создать творческую атмосферу, «вызывая» необходимые для дальнейшей работы знания.
Любая инициатива учеников принимается. Поэтому никто не боится предлагать различные идеи, даже если они не являются полезными. Это дает основание для критической оценки предлагаемых идей и саморазвития личности на уроках математики.
На этом этапе ученики стали предлагать различные идеи для решения задач, в частности, использовать знаки равенства треугольников и даже метод вращения. Задача была выполнена достаточно быстро, все свойства четырехугольников были названы. Но возникли некоторые трудности в формулировке признаков геометрической фигуры.
Таблица 1
Линия сравнения Параллелограмм Прямоугольник Ромб Квадрат Трапеция
Чертеж
Свойства сторон
Свойства углов
Свойства диагоналей
Признаки
Второй этап - осмысление. Ученики должны еще раз сформулировать и осознать условие задачи. Обучающимся предлагается среди свойств и признаков, сформулированных на первом этапе, отобрать те, которые могут быть использованы при решении данной задачи, дополнить их другими известными им геометрическими фактами, которые необходимы для поиска решения.
Затем обучающиеся обсуждают полученные результаты в парах, выдвигают идеи для решения задачи, которые можно закрепить на доске. Различные положения параллелограмма на доске или в тетради приветствуются. Любая инициатива учеников и аргументация служит, чтобы найти решение. В классе устанавливается партнерство между преподавателем и учениками. При выборе идеи для решения задачи все учащиеся сразу же решали использовать знаки равенства треугольников, находили равные треугольники, чтобы аргументировать их равенство, возникали трудности при доказательстве равенства тупых углов. Поэтому рассуждение для угла КВМ было проведено во время беседы с преподавателем, а затем было предложено самостоятельно аналогичное рассуждение для ^РDE (рис. 1), затем доказано, что КМЕР - квадрат и подробно записать решение задачи в свои тетради.
Обсудив самостоятельную работу, преподаватель вместе с учениками исправляет непонимание тех или иных моментов.
Третий этап - это рефлексия, во время которой мы должны проанализировать процесс решения проблемы, а также задать ученикам вопросы: «Какие были у вас затруднения? Что нового вы приобрели? Имеются ли другие методы решения этой задачи?». Учитель и ученик становятся создателями новых знаний. А слушатели, которые прошли данные курсы свои полученные умения и навыки принесут в свои школы, открывая у себя новые стороны педагогического творчества.
Критическое мышление развивает аналитические навыки не только у любителей математики, но и учеников, у которых гуманитарный склад ума. Открытие нового увлекает человека не зависимо от возраста. Учитель заинтересовал ученика, и он научился [6, с.28].
Список литературы
1. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. - Москва : Педагогика, 1990. - 184 с.
2. Болтянский В. Г.Беседы по математике. Кн. 1. Дискретные объекты. / В. Г. Болтянский, А. П. Савин. - Москва : ФИМА, МЦНМО, 2002. - 368 с.
3. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. I. / Ю. М. Колягин - Москва : Просвещение, 1977. - 110 с.
4. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин -Москва : Педагогика, 1972. - 392 с.
5. Столяр А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр - Минск : Вышэйшая школа, 1986. -414. - 4 с.
6. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 496 с.
References
1. Ball G. A. Teoriya uchebnykh zadach: Psikhologo-pedagogicheskiy aspekt / G. A. Ball-Moskva : Pedagogika 1990. - 184 s.
2. Boltyanskiy V. G.Besedy po matematike. Kn. 1. Diskretnye ob"ekty. / V. G. Boltyanskiy, A. P. Savin. - Moskva : FIMA, MTsNMO, 2002. -368 s.
3. Kolyagin Yu. M. Zadachi v obuchenii matematike. Ch. I. / Yu. M. Kolyagin - Moskva : Prosveshchenie, 1977. - 110 s.
4. Matyushkin A. M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii / A. M. Matyushkin - Moskva : Pedagogika, 1972. - 392 s.
5. Stolyar A. A. Pedagogika matematiki / A. A. Stolyar - Minsk : Vysheyshaya shkola, 1986. -414. - 4 s.
6. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya / D. Khalpern. - Sankt-Peterburg : Piter, 2000. - 496 s.
Сведения об авторе
Кулишова Марина Сергеевна - старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и информационных технологий ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки работников образования», Ставропольский край, г. Ставрополь
Information about author
Kulishova M.S. - Senior Lecturer of the Depart-
ment of Natural Mathematical Disciplines and Information Technology of State Budget Institution of Additional Professional Education «Stavropol Regional Institution for Education Development, Advanced Training and Retraining of Education Personnel», Stavropol Krai, Stavropol
УДК 37.026
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ SKYSMART В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Е.В. Минина
В статье рассмотрены вопросы применения интерактивных методов обучения на уроке в школе. Представлена актуальность использование интерактивной тетради как средства, позволяющего развивать у учеников логику при принятии различных решений, а также видеть перспективу в решении учебной задачи. Дается описание преимуществ дифференцирования заданий по уровню сложности на разных этапах урока на основе материалов интерактивной тетради.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивная рабочая тетрадь Skysmart, автоматизация процессов проверки.
Цифровой век изменяет привычный уклад жизни общества и государства. Не остается в стороне от этих процессов и школа. Являясь стабильным социальным институтом, школа тем не менее находит место новым возможностям в образовательном процессе. «Цифровая трансформация общеобразовательных школ - идущий сегодня процесс преобразований содержания, методов и организационных форм образовательной работы, который направлен на повышение качества работы школ для удовлетворения требований цифровой экономики» [5, с. 6].
В настоящее время главные методические инновации в образовании связаны с применением интерактивных методов в дистанционном обучении. «Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие
преподавателя и обучающегося» [4, с.21]. Интерактивные методы означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении; при их применении ученик и учитель являются субъектами учебного процесса [3]. Преподаватель при этом может выступать в роли организатора образовательной деятельности.
Одним из главных элементов интерактивного урока является интерактивное задание или упражнение, выполняемое учеником. Отличие интерактивных заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученик может не только закреплять изученный материал, но и осваивать новый, в первую очередь, из-за наличия быстрой обратной связи (автоматической оценки правильности выполнения).
Педагоги МОУ «СОШ № 42» города Копейска в 2019/2020 учебном году приобрели навыки по использованию интерактивной рабочей тетради Skysmart в дистанционном обучении [2]. Опыт этот пока еще кратковременный, ограниченный периодом одной четверти учебного года, когда возникла необходимость перейти к организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом первое предполагает наличие базы знаний, электронной среды и сетей, тогда как второе обозначает именно воздействие педагога и обучающегося на расстоянии [1, с. 15].
Полученный опыт дал нам возможность констатировать целесообразность использования интерактивной рабочей тетради Skysmart не