Научная статья на тему 'Практическая реализация развития критического мышления младших школьников в профессиональной деятельности учителя (на примере изучения геометрического материала)'

Практическая реализация развития критического мышления младших школьников в профессиональной деятельности учителя (на примере изучения геометрического материала) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1112
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоненко Алевтина Варфоломеевна

В статье рассматривается технология работы учителей начальной школы по развитию критического мышления младших школьников на уроках математики. Приводятся конкретные примеры реализации процесса развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихоненко Алевтина Варфоломеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая реализация развития критического мышления младших школьников в профессиональной деятельности учителя (на примере изучения геометрического материала)»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________

Таким образом, примерно около 20 % студентов, у которых практически отсутствует положительный мотивационно - ценностный компонент отношения к физической культуре, нуждаются в особой гуманистической направленности педагогического процесса на основе усиления образовательного ценза учебных занятий. К таким студентам должна применяться гибкая комплексная система оценки успешности обучения [3]. Как и при организации занятий со студентами специальной медицинской группы, нужно знать «диагноз заболевания», т.е. представлять, с какими вредными факторами мы сталкиваемся, пытаясь сформировать положительный мотивационно ценностный компонент отношения к физической культуре. Устранив эти факторы, можно надеяться приобщить студента к ценностям физической культуры на основе дифференциации содержания и технологии его образования с учетом способностей и появившихся физкультурных интересов.

Список использованной литературы:

1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.

2. Вучева В. Аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов вуза // Теория и практика физической культуры. - Выпуск: 7. - 13 июня 2006. - С. 24-27.

3. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.

4. Физическая культура студента: Учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

© А.В. Тарасенко, 2015

УДК 371.016:51

Тихоненко Алевтина Варфоломеевна

доктор педагогических наук, профессор АГУ

г. Сухум

E-mail: [email protected]

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА)

Аннотация

В статье рассматривается технология работы учителей начальной школы по развитию критического мышления младших школьников на уроках математики. Приводятся конкретные примеры реализации процесса развития критического мышления.

Ключевые слова

Критическое мышление, этапы реализации критического мышления, развитие математических компетенций, организация деятельности обучающихся.

Оценка уровня подготовки младших школьников России по результатам Международной организации (PISA) показала, что у них достаточно слабые умения, связанные с интеграцией знаний в различные сферы практической деятельности, применением знаний в нестандартных ситуациях и переносом их в новые формы деятельности. Поэтому необходимо учить младших школьников: умению анализировать идеи, предложения и принимать независимые продуманные решения; умению занимать критическую позицию, мыслить нестандартно; умению быть коммуникативным: учитывать другие объяснения, быть терпимым,

толерантным, избегать изложения эмоциональных рассуждений, объяснений; рациональным способам решения конкретной задачи и адекватно ситуации оценивать события; доказательно аргументировать

160

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

полученные выводы, способствуя выдвижению новых идей; быть ответственным за свою точку зрения и работать над развитием интеллектуального потенциала и др.

Означенные позиции представляют собой основную цель обучения в современной системе российского образования - «научить человека мыслить», писал Т. Эдисон, однако, практический опыт показывает, что трудно научить человека мыслить, анализировать факты и выдвигать гипотезы, давать правильную оценку, делать аргументированные выводы, высказывать критические суждения, если он не владеет такими приемами мышления как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация и др.

Развитием критического мышления занимались Т. Билан, Э. Боно, А.В. Бутенко, С.А. Горькова, И. Загашев, С.И. Заир-Бек, М.В. Кларина, Д. Клустер, М.И. Махмутов, И.В. Муштавинская, В. Оконь, В. Ружжеро, Д. Стил, К. Таврис, К. Уейд, С. Уолтер, Д. Халперн и др.

В 90-х годах XX века проблемами развития критического мышления занимались в США, Канаде. Профессор Джонсон определяет критическое мышление как вид умственной деятельности, который позволяет сделать адекватное ситуации заключение о конкретной точке зрения. Дэвид Клустер, например, критическое мышление понимает как творческое или интуитивное мышление и определяет его как совокупность самостоятельного мышления, в котором информация является основой критического мышления. Критическое мышление по Д. Клустеру достаточно сложное, многомерное и многоуровневое явление [1]. Психологи К. Уейд, К. Таврис под критическим мышлением понимают способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе обоснованных доказательств [2]. Российские исследователи проблему критического мышления трактуют как способность субъекта анализировать информацию с позиций логики мышления, с позиций личностно-психологического подхода и умения применять полученные результаты анализа решения проблем в житейских ситуациях. В основе критического мышления лежит использование когнитивных технологий или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Критическое мышление, по нашему мнению, представляет собой разумное рассмотрение разных точек зрения, разных подходов к обоснованному суждению и адекватному решению конкретной проблемы.

По образному выражению В. Ружжеро, «пусковым механизмом» критического мышления является пытливый ум, умение испытывать удивление, искать ответы на поставленные вопросы. Очевидно, что критическое мышление должно быть однозначно понятно и осознанно всеми участниками учебнопознавательного процесса: от учителя начальных классов до преподавателя высшей школы. Основой критического мышления является четкое, корректное, структурное понимание сложных фактов, понятий, идей, которые позволяют обучающемуся переводить чужие мысли, идеи на доступный для него язык.

Характерными чертами критического мышления являются наблюдательность, самостоятельность и индивидуальность. А источником происхождения критического мышления является информация, без которой человек не может мыслить критически. «Трудно думать с пустой головой» пишет Д. Клустер. По его мнению, критическое мышление характеризуется: контролируемостью, обоснованностью,

целенаправленностью, оценкой мыслительного процесса, ходом рассуждений, которые приводят к адекватным выводам, которые должны быть учтены при принятии конкретного решения. Даже первоклассники способны рассуждать, думать критически, у них накоплено достаточно знаний. Благодаря критическому мышлению процесс учебно-познавательной деятельности становится осмысленным, продуктивным.

Однако практическая реализация формирования основ критического мышления в учебном процессе начальной школы разработана недостаточно полно. Существуют противоречия между теорией развития критического мышления и отсутствием реализации системного подхода к его формированию в реальной практической деятельности. Они явились основой разработки технологии развития критического мышления обучающихся в процессе изучения геометрического материала.

Учить младших школьников следует таким образом, чтобы у них развивались основы критического мышления. Такой процесс значительно труднее, чем просто формировать представления, понятия или сообщать конкретные факты и отдельные закономерности явлений, событий. Главной целью формирования критического мышления является формирование, развитие и расширение предметных компетенций для эффективного решения социальных проблем и научно - практических задач.

161

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

Критическое мышление начинается с постановки вопросов, поэтому, при подготовке к занятиям, на которых предполагается развитие критического мышления, учитель обязан определить круг стоящих проблем, а когда обучающиеся будут способны понять их, помочь сформулировать проблемы.

Опыт работы, наблюдения за работой учеников и учителей начальной школы показывают, что технология формирования критического мышления однозначно включает в себя

- цели, задачи, принципы построения урока, направленного на формирование и развитие критического мышления;

- этапы и необходимые условия формирования критического мышления;

- методы, приемы и способы обучения младших школьников критическому мышлению;

- формы организации практической деятельности субъекта обучения, направленные на формирование и развитие критического мышления;

- способы оценивания результатов сформированное™ критического мышления.

Для младших школьников важно усвоить алгоритм критического мышления, который заключается в необходимости: осознанно наблюдать за процессом приобретения знаний, описывать, сравнивать, определять, ассоциировать, заключать, прогнозировать результаты и применять их в практической деятельности.

Формирование основ критического мышления у обучающихся происходит в несколько этапов: воспоминание, характеризующие тем, что в памяти субъекта обучения происходит восстановление известных им фактов, представлений и понятий; воспроизведение, заключающееся в том, что обучающийся должен уметь следовать образцу или алгоритму; обоснование выполнения задания, характерным признаком которого является подведение, рассматриваемого явления, факта субъектом под общий принцип или понятие; реорганизация, для которой характерно преобразование обучающимися данных условий конкретной задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющей найти оригинальное решение; соотнесение знаний, в основе которого лежит связывание вновь приобретенных знаний с полученными ранее знаниями или личным жизненным опытом; рефлексия, заключающаяся в исследовании мысли и причин появления новых знаний.

Приведем примеры использования приемов формирования критического мышления на уроках математики в первом классе при изучении геометрических величин. Так, в процессе изучения понятия длины, учитель обращает внимание на то, чтобы обучающиеся были внимательны, оценивали критически предложенные для обсуждения вопросы, а также реализацию практических действий. Для этой цели предлагаем блок провоцирующих вопросов, направленных на развитие самоконтроля обучающихся, внимания, умения обосновывать свою точку зрения.

Учащиеся делятся на три команды, каждая из которых должна принять участие в решении проблемы: Как сравнить по длине две планки? Какие способы сравнения предметов по длине существуют?

Целью задания является уравнивание (подбор равных) по длине предметов. Для этого необходимо специальным образом расположить предметы: наложить их друг на друга или приложить, совместив концы предметов, посмотреть, как расположены по отношению друг к другу другие концы. У учителя в руках две планки, разные по ширине и по цвету. Ставит учебно-практическая задача.

- Сравните планки по длине (учитель держит планки в разных руках). Кто считает, что эта планка длиннее? (Поднимает одну планку выше). Кто думает иначе? (Мнения учеников расходятся. В результате дискуссии ученики устанавливают, что «на глаз» нельзя определить, какая планка длиннее, какая короче).

- Как быть? Как узнать, какая планка длиннее, а какая короче? (Учащиеся высказывают разные варианты ответов. Кто-из учеников высказывает мнение о том, что планки можно приложить друг к другу).

- Хорошо. Вы говорите «приложить»: я прикладываю планки (учитель намеренно делает это так, как показано на рис. 1а). Какая планка длиннее, короче? (- Нет, вы не так приложили.)

162

Рисунок 1 Рисунок 2

- Не так? Тогда, наверное, вот так? (снова выполняет провоцирующее действие и прикладывает планки как на рис. 16 ). Какая планка короче, кто скажет? (- Нет, и так неправильно.)

- Кто скажет как правильно? (Один из учеников иллюстрирует правильный вариант, Рис. 2).

- Как объяснить ученикам то, что ты сейчас сделал? Каким образом мы должны приложить планки друг к другу?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу: планки приложить надо так, чтобы начало одной совпадало с началом другой.

- Следовательно, для сравнения предметов по длине достаточно наложить или приложить их друг к другу. Так? (учитель прикладывает планки так, как показано на рисунке 1 в). Какая планка длиннее, какая короче? (- Нет, так тоже нельзя. Нужно, чтобы начало одной планки совпало с началом другой, и чтобы сторона одной планки «пошла» (совпала) по стороне другой.)

- Приложим планки так, как вы сказали (рис. 2 ). Какая планка длиннее, какая короче? (Выясняется, что планки одинаковые по длине).

- Итак, планки одинаковы по такому признаку, как длина. А по каким признакам они различаются? (По цвету и по ширине) [3]. Дома установите является ли цвет, ширина величиной? Объясните родителям, как сравнить планки по ширине. Другой технологией формирования критического мышления, предполагающей использование трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии, является технология, соответствующая приему, называемому «составление кластера», смысл которого заключается в попытке систематизировать имеющиеся у обучающихся знания по какой-либо теме, проблеме, факту, явлению.

Первым этапом составления кластера является этап «вызова». Он характеризуется как «ликвидация чистого листа». Кластер (пучок, созвездие) представляет собой графическую организацию учебного материала, характеризуя и моделируя смысл изучаемого понятия.

На этапе «ликвидации чистого листа» ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данному материалу, пытаясь осветить проблему.

На втором этапе происходит «осмысление» новой информации, ее критическое чтение и письмо. Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме, постепенному продвижению от ранее приобретенного знания, к знанию «новому». На данной стадии ученик под руководством учителя и с помощью одноклассников должен ответить на вопросы, которые сам поставил перед собой на стадии вызова: «Что хочу знать?». Этому способствуют такие приемы как «мозговой штурм», работа в группах, формировка личного мнения и отношения к новому материалу. Эти виды деятельности позволяют активизировать мышление школьников, помогая решить проблему, формируют нестандартное мышление. Такая технология позволяет высказывать любое мнение, как правильное, так и неправильное, помогает найти выход из затруднительной ситуации и прийти в конечном результате к выбору правильного решения. Организованная, таким образом, деятельность способствует созданию условий самостоятельного, саморегулируемого учения, а обучающиеся проникаются духом сотрудничества, позитивного соперничества в процессе получения новых знаний [4].

Третий этап - этап «рефлексии». На этом этапе происходит размышление и обобщение того, что узнал ученик на уроке по данной теме.

Четвертый этап - этап обобщения. На нем происходит оценка полученной информации и собственных возможностей ученика или группы. На этом этапе у многих школьников проявляются некоторые уровни критичности мышления: ученик подмечает, что в познании того или иного объекта, факта, понятия

163

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____________________

допущены ошибки, некоторые несоответствия, неточности, он еще не готов осмыслить ошибки и объяснить их.

Для реализации технологии формирования критического мышления, в основе которого лежит кластер, предлагаем изучение темы «Прямоугольник».

Формирование критического мышления можно представить так: 1) учащиеся делятся на группы, учитель предлагает каждой группе вспомнить все, что известно о прямоугольнике, записав полученные данные на листах; 2) происходит обсуждение собственного представления с соседом или группой и формирование на этой основе общего мнения об изучаемом понятии; 3) формирование общего представления о прямоугольнике с учащимися класса.

На этапе обсуждения учитель на доске пишет ключевое слово «прямоугольник», от которого отходят линии - лучи с информацией, излагаемой учащимися группы (рис. 3).

Графическое представление информации позволяет обучающимся свободно думать, высказывать мысли, известные им о рассматриваемом понятии. В этой ситуации учащиеся могут сформулировать такие определения прямоугольника, как: «прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые и диагонали равны»; «прямоугольник - это четырехугольник, у которого диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам»; «прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые и две оси симметрии» и др.

Затем обсуждают изложенную информацию, выделяют существенные, отбрасывают несущественные свойства для понятия «прямоугольник». На этапе осмысления учебного материала читают определение понятия «прямоугольник» по учебнику: «Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые» [5], дополняют информацию, систематизируют (отмечают, что было известно, что удалось узнать). Пытаются дать другое определение прямоугольника. Например, «Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы равны».

На стадии рефлексии используется прием: «возвращение, к ключевым терминам». Происходит сравнение предложений, высказываний до чтения текста по учебнику и после него. Обобщая полученную информацию и сообщения учеников графическая модель (кластер) определения прямоугольник, примет вид (рис. 4):

164

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____________________

Кластер может быть использован на различных этапах урока: для стимулирования мыслительной деятельности - на стадии вызова; для стимулирования учебного материала - на стадии осмысления; при подведении итогов работы - на стадии рефлексии.

Таким образом, представленная выше технология формирования критического мышления показывает, что ее основными методическими приемами являются: парная мозговая атака; групповая мозговая атака; ключевые термины; выполнение свободного письменного задания; верные и неверные утверждения; маркировка текста: «Знаю - хочу узнать - узнал».

В настоящее время в системе начального математического образования достаточно активно используются такие приемы формирования критического мышления, как:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение новой функции объекта, понятия;

- видение альтернативы решения проблемы;

- определение структуры объекта;

- комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой ситуации к решению данной проблемы.

Характеризуя, например, такой этап формирования критического мышления, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, предлагаем фрагмент обобщающего урока по теме «Периметр прямоугольника».

Цели: 1) закрепить практические навыки измерения длин сторон многоугольника; 2) формировать навыки нахождения рационального способа вычисления периметра многоугольника; 3) уточнить понятия «прямоугольник, квадрат», научить вычислять их периметр; 4) развивать логику мышления, творческое мышление, математическую речь.

Постановка учебной задачи состоит в нахождении рациональных способов вычисления периметра многоугольника. Для выполнения задания учащиеся в группах должны знать: ответы на теоретические вопросы (найти периметр - значит найти сумму длин сторон многоугольника); уметь выполнять измерения отрезков, являющихся длинами сторон многоугольника; записать решение возможными способами; указать рациональный, обосновав его.

К нахождению рационального способа вычисления периметра каждая группа подходит по мере выполнения заданий 1 - 4.

Задание 1. Измерьте длины сторон и найдите периметр многоугольника. Виды многоугольников, периметры которых нужно найти, у всех групп разные (рис. 5). Для простоты изложения на рисунках указаны числовые значения длин сторон данных многоугольников.

Рисунок 5

Выполнив работу и обсудив решение в группах, учащиеся приходят к рациональному способу записи, заключающегося в использовании переместительного и сочетательного свойства ряда сложения:

а) 5 + (2 + 3) + 4 = 14 (см); б) 5 + 4 + 2 = 11 (см);

в) (1 + 4) + (3 + 2) = 10 (см); г) 5 + (4 + 1) + (2 + 3) = 15 (см), обосновывая соответствующий

результат записи удобством вычислений.

Задание 2. Измерьте длины сторон многоугольника. Найдите сумму длин его сторон. Покажите возможные варианты записи решений (рис. 6).

165

Рисунок 6

Выполнение задания требует: проблемно-поисковых, частично-поисковых, продуктивных методов, связанных с работой мышления.

Измерив длины сторон соответствующего многоугольника, обучающиеся увидят, что две стороны многоугольника имеют одинаковую длину. Записывают решение двумя способами:

а) 2 + 2 + 4 + 3 = 11 (см); б) 2 + 2 + 4 + 1 + 5 = 14 (см);

2 • 2 + 4 + 3 = 11 (см); 2 • 2 + 4 + 1 + 5 = 14 (см);

в) 2 + 2 + 4 + 5 = 13 (см); г) 5 + 5 + 2 = 12 (см).

2 • 2 + 4 + 5 = 13 (см); 5 • 2 + 2 = 12 (см).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обосновывают рациональный способ: запись короче - вычисления проще.

Задание 3. Измерьте длины сторон многоугольника. Используя рациональный способ записи. Найдите периметр многоугольника (рис. 7).

Выполнение задания связано с открытием нового знания (все длины сторон одинаковы) и самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию. Выполнение задания требует использования продуктивного проблемно - поискового метода. Запись решения имеет вид: а) 4 • 3 = 12 (см); б) 3 • 4 = 12 (см);

в) 2 • 5 = 10 (см); г) 2 • 6 = 12 (см)

Полученное новое знание отрабатывается и закрепляется в процессе решения задания 4. Измерьте длины сторон прямоугольников (рис. 8). Найдите периметр всеми возможными способами. Подчеркните рациональный способ.

Рисунок 8

Первичное закрепление выполняется с комментариями и требует знания свойств прямоугольника, квадрата. Выполнив задание, учащиеся приходят к записям, подчеркивают рациональный способ: а) (2 + 3) • 2 = 10 (см); б) 3 + 4 + 3 + 4 = 14 (см);

2 • 2 + 3 • 2 = 10 (см); (3 + 4) • 2 = 14 (см);

2 + 3 + 2 + 3 = 10 (см); 3 • 2 + 4 • 2 = 14 (см).

166

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

в) 2 + 2 + 2 + 2 = 8 (см); г) 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см);

2 • 4 = 8 (см); 4 • 4 = 16 (см).

Система предложенных заданий решает учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую, социально-ориентированную задачу, подготавливая обучающихся к критическому осмыслению полученной информации и использованию полученных новых знаний в реальной практической деятельности. Здесь формирование критического мышления связано с новым видением решения задачи: противоположные стороны равны, следовательно, рациональным будет способ нахождения суммы двух сторон, умноженной на 2; все стороны равны, следовательно, рациональный способ - способ умножения длины одной стороны на количество сторон и др.

Учителя начальных классов должны всесторонне и своевременно обращать внимание на развитие у обучающихся основ критического мышления, творческих способностей, навыков самообразования, самореализации личности.

Таким образом, перед современной системой начального образования России стоит задача подготовки младших школьников к умению

- адаптироваться в тех или иных жизненных ситуациях;

- самостоятельно приобретать необходимые знания;

- критически мыслить, видеть возможные варианты решения проблемы в реальной действительности;

- искать пути их решения.

Список использованной литературы:

1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер// Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5.

2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроках. - М. 2008.

3. Тихоненко А. В. Технологии изучения понятия величины на уроках математики в начальной школе. Ростов - на - Дону «Феникс», 2006. - С. 70-71.

4. Шакирова Д. М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления // Педагогика. 2006, № 9.

5. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика. Учебник для 2 класса. Начальная школа. В 2 частях. Ч. 2 с электронным носителем. М., 2013. - С. 12.

© А.В. Тихоненко, 2015

УДК 37.013

Хапаева Алина Алиевна

Аспирант, г.Черкесск, РФ E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Россия, безусловно является многонациональной страной. У каждой нации своя культура, свои ценности, правила и стереотипы. Но к сожалению не всегда людям разных наций и конфессий удается найти общий язык и проявлять толерантность по отношению друг к другу.

Одним из субъектов Российской Федерации, многообразному по национальному и этническому составу является наша Карачаево Черкесская Республика. И следовательно вопрос о межнациональных отношениях здесь открыт очень остро, хотя и всячески завуалирован.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации,

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.