Научная статья на тему 'Развитие критического мышления у младших школьников как психолого-педагогический феномен'

Развитие критического мышления у младших школьников как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2375
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / THINKING / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / КОМПОНЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / COMPONENTS OF CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Наталья Михайловна, Разливинских Ирина Николаевна

В статье авторы рассматривают понятие «мышление», виды мышление и особое внимание уделяется ключевому понятию «критическое мышление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of critical thinking in younger schoolchildren as a psychological-pedagogical phenomenon

In the article the authors consider the concept of "thinking", types of thinking and special attention is given to the key concept of "critical thinking".

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления у младших школьников как психолого-педагогический феномен»

г. Шадринск

Развитие критического мышления у младших школьников как психолого-педагогический феномен

В статье авторы рассматривают понятие «мышление», виды мышление и особое внимание уделяется ключевому понятию «критическое мышление».

Мышление, критическое мышление, компоненты критического мышления

N.M. Kiseleva, I.N. Razlivinskykh, Shadrinsk

Development of critical thinking in younger schoolchildren as a psychological-

pedagogical phenomenon

In the article the authors consider the concept of "thinking", types of thinking and special attention is given to the key concept of "critical thinking".

Keywords:Thinking, critical thinking, components of critical thinking

Интерес к современной школе вызван теми серьезными изменениями, которые происходят в системе российского образования при переходе к новым образовательным стандартам, которые предполагают преодоление репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной программе, в основе которой лежит познавательная активность и самостоятельность мышления учащихся.

Учителям достаточно трудно мотивировать ученика к познавательной деятельности в большом поле информации. Это обусловлено тем, что школьники испытывают затруднения при восприятии учебного материала. Корень данной проблемы -недостаточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического.

Рене Декарт еще в XVII веке рассуждал о том, как процесс мышления влияет на жизнь человека. Его высказывание: «только мыслящий человек по-настоящему живет» не теряет свою актуальность. Он считал, что человек должен подвергать сомнению все то, что он видит, слышит [1].

С введением ФГОС второго поколения в системе образования совершенствуются методы и средства, с помощью которых, учитель может достичь целей обучения. Современные стандарты требуют отказ от репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной программе, ставящую в приоритет познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся - это важнейшие направления улучшение качества образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности. Появляется новое понятие «критическое мышление», которое становится ведущим в реализации ФГОС.

В «Толковом словаре живого великого языка В.И. Даля» дается следующее определение понятию: «мышление - это высшая форма познавательной деятельности личности, характеризующаяся обобщенным опосредованным отражением действительности. Можно понимать как интеллект в действии» [13, с. 364].

В философской литературе мышление понимается как «активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с

решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга» [15, с. 344].

С точки зрения психологии мышление (англ. thinking) рассматривается как «психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества» [2, с. 280].

С.Л. Рубинштейн дает такую характеристику «мышлению»: «...это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности» [9, с. 264].

Мышление, с педагогической точки зрения, понимается как «опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» [10, с. 115].

Таким образом, мышление является высшим познавательным психическим процессом, в процессе которого мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению. Результатом мышления является не образ, а мысль, идея. Суть данного процесса заключается в создании нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что по характеру решаемых задач мышление подразделяется на теоретическое и практическое мышление. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Стоит отметить, что рассматриваемые виды мышления выступают и как ступень его развития. Теоретическое мышление занимает более высокую ступень развития по сравнению с практическим, а понятийное выше чем образное.

По мнению С.Л. Рубинштейна по степени развернутости можно выделить дискурсивное и интуитивное мышления.

При дискурсивном мышлении протекает последовательный перебор различных вариантов решения задач. Каждый последующий шаг зависит от результата предыдущего.

В отличие от дискурсивного мышления интуитивное менее осознанное. Его отличительной чертой является быстрота протекания и отсутствие ярко выраженных стадий [9].

По функциям, с точки зрения М.Ю. Олешкова и В.М. Уварова, мышление делится на творческое (характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию) и критическое [11].

Рассмотрим более подробно понятие «критическое мышление».

Сегодня можно найти множество различных трактовок данного термина.

Д. Халперн дает следующее определение понятию «критическое мышление»: «Критическое мышление - это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».

«Когда мы мыслим критически, - поясняет Д. Халперн, - мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения» [16, с. 5].

По мнению М.В. Кларина, критическое мышление представляет собой «рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки)» [5, с. 45].

По определению И.О. Загашева и С.И. Заир-Бека, под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Критическое мышление - «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [7, с.340].

Проанализировав различных точки зрения на рассматриваемое понятие, мы пришли к выводу, что являясь одним из ведущих видов умственной деятельности человека, которому характерен высокий уровень восприятия, критическое мышление использует когнитивные технологии или стратегии, которые направлены на повышение возможности достижения желаемого результата. Это рождение нового знания с учетом имеющегося опыта и различных точек зрения. Применение данного вида мышления наиболее эффективно при решении задач, формулировании выводов и принятии решений.

Механизм критического мышления, по мнению Е.И. Федотовской, включает «мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений» [14, с. 285].

Д. Клустер выделяет следующие признаки критического мышления:

1) критическое мышление - мышление самостоятельное;

2) информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления;

3) критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;

4) критическое мышление основано на убедительной аргументации;

5) критическое мышление - мышление социальное [4, с. 3].

И.О. Сорокина отмечает: «Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей.

Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» [12, с. 93].

Особенность критического мышления заключается в том, что оно опирается на личный жизненный опыт. Получив новую информацию, человек накладывает её на уже имеющиеся знания.

Р. Бустром выделил в структуре критического мышления 3 компонента: мотивационный; деятельностный; рефлексивный.

Как и в любая другая деятельность, познавательная характеризуется наличием потребностей, мотивов и стимулов. От того насколько положительными они будут зависит уровень эффективности той или иной деятельности. Поэтому важно учитывать специфику мотивации учащихся при организации развития критического мышления.

Деятельностный компонент включает в себя мыслительные операции, а именно: способности к логическим умозаключениям, установлению ассоциативных связей, которыми необходимо овладеть школьнику. По наличию и уровню сформированности их можно выявить развития критического мышления.

Рефлексивный компонент предполагает формирование таких умений как умение объективно оценивать процесс и результат своей деятельности, учебный материал [4].

Немаловажными являются личностные качества человека. Д. Халперн выделила ряд качеств, которые необходимо развивать для эффективного использования критического мышления: способность к планированию; гибкость; настойчивость; готовность исправлять свои ошибки; осознание; поиск компромиссных решений [16].

На протяжении длительного периода критическое мышление считали доступным лишь для старшего школьного возраста, так как данный вид мышления отличается высокой степенью сложности творческого процесса обработки информации, её анализа и синтеза. Хотя младший школьный возраст, по мнению Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, З.И. Калмыковой, Г.А. Цукерман, является наиболее благоприятным для развития критического мышления.

И.В. Муштавинская отмечает, что критическое мышление зарождается еще в дошкольном возрасте, но условий для полноценного развития не достаточно, т.к. познавательные процессы не достигли необходимого уровня развития. Однако к младшему школьному возрасту все познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь) достаточно развиты для формирования критического мышления [8, с. 81].

С поступлением в школу у детей наблюдается синтезирующее восприятие (выделяют связи между рассматриваемыми объектами). Во 2 классе процесс восприятия совершенствуется, больше опирается на анализ. Школьники выделяют в предметах не только главные признаки. Они способны рассуждать о вещах не опираясь на наглядность [7, с. 342].

Исследования А.В. Брушлинского доказывают, что уровень развития младшего школьника позволяет им выполнять сложные мыслительные процессы. По его мнению, уровень обучения младшего школьника, а именно его успешность, напрямую зависит от способности критически осмысливать новую информацию учетом уже имеющихся знаний. Ученик, не способный мыслить критически, не может самостоятельно объективно оценивать информацию, он становится зависимым от чужого мнения [3, с.78].

Проанализировав литературу мы пришли к тому, что уровень развития всех познавательных процессов, а именно: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, позволяет младшему школьнику выполнять сложные мыслительные операции. Проводя работу по формированию критического мышления, учащиеся развивают навыки, помогающие им самостоятельно получать и усваивать новые знания на основе уже имеющегося опыта.

Таким образом, критическое мышление является одним из эффективных способов получения новых, отличительных знаний и умений. Развивает способность обоснованно выражать свое мнение, строить логические цепочки и, что самое главное, применять все это в различных жизненных ситуациях. Критическое мышление позволяет легче справляться с возникающими проблемами, находить наилучшее решение задачи, используя не только уже известные алгоритмы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашов, Л.Е. Философия : учебник / Л.Е. Балашов. - М. : Академия, 2005. - 672 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2005. - 666 с.

3. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. - М. : Знание, 1983. - 96 с.

4. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления / Р. Бустром. - М. : ИОО, 2000. - 96 с.

5. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин.

- М. : Просвещение, 1994. - 372 с.

6. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Русский язык. - 2002. - № 29. - С. 3-8.

7. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2002. - 456 с.

8. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учеб-метод. пособие / И. В. Муштавинская. - СПб. : КАРО, 2009. - 144 с.

9. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 2008. - 688 с.

10. Педагогика : слов. системы основ. понятий. - М. : ИЭТ, 2013. - 268 с.

11. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. - М. : Спутник+, 2006. - 191 с.

12. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. - 2012. - № 8. - С. 90-95.

13. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. П / В.И. Даль. - М. : Русский язык, 2004.

- 928 с.

14. Федотовская, Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы Е.И. Федотовская // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. - М. : Академия, 2003. - 368 с.

15. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. -719 с.

16. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - М. : Тривола, 2010. - 219 с.

УДК 373.3.41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.