Научная статья на тему 'Программа учебного спецкурса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования»'

Программа учебного спецкурса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1196
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А. В.

Теория медиаобразования как развития критического мышления (critical thinking approach in media education), наиболее полно разработанная Л.Мастерманом [Masterman, 1985; 1997 и др.], в последние десятилетия обрела не только сторонников, но и оппонентов, хотя проведенный нами экспертный опрос специалистов в области медиаобразования из разных стран показал, что большинство из них (84%) полагает, что важнейшими целями медиаобразования развитие способности к критическому мышлению/критической автономии личности, к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов [Fedorov, 2003]. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований нами разработано следующее определение: Критическое творческое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (информации/сообщений), в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа учебного спецкурса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования»»

Учебные программы

Программа учебного спецкурса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе

медиаобразования» *

Автор программы - д.п.н., профессор А.В.Федоров

* программа разработана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

Пояснительная записка

Теория медиаобразования как развития критического мышления (critical thinking approach in media education), наиболее полно разработанная Л.Мастерманом [Masterman, 1985; 1997 и др.], в последние десятилетия обрела не только сторонников, но и оппонентов, хотя проведенный нами экспертный опрос специалистов в области медиаобразования из разных стран показал, что большинство из них (84%) полагает, что важнейшими целями медиаобразования - развитие способности к критическому мышлению/критической автономии личности, к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов [Fedorov, 2003].

На основе анализа отечественных и зарубежных исследований нами разработано следующее определение: Критическое творческое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам - сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (информации/сообщений), в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере.

«Вместе с тем невозможно не заметить, что практическая реализация задач формирования рационально-критической коммуникационной культуры граждан на основе развития самостоятельного рационально-критического мышления наталкивается на ряд существенных помех и трудностей. Это невозможно объяснить только лишь неразвитостью институтов медиаобразования или незавершенностью концептуальной проработки целей, методов и содержания деятельности в этой области педагогики (хотя оба эти явления действительно имеют место). Масштабные «достижения» масс-медиа в манипулировании сознанием и поведением аудитории в политических и коммерческих целях; прогрессирующая иррациональность образов «медиареальности», формируемых средствами массовой коммуникации; интеллектуальная пассивность и эмоциональный инфантилизм значительной части граждан перед лицом негативных медийных воздействий - всё это наблюдается как в России и других странах, где массовое медиаобразование проходит стадию

становления, так и в государствах, где оно уже превратилось в обязательный компонент образовательного процесса на его различных уровнях» [Короченский, 2005, с.37-38] .

В самом деле, современные масс-медиа нацелены, прежде всего, на коммерческую рентабельность (почти) любым путем. Так что вполне естественно, что по большому счету медиаиндустрия не заинтересована в том, чтобы аудитория развивала критическое мышление по отношению к проблемам функционирования средств массовой информации в социуме и к медиатекстам любых видов и жанров. Одинокие острова не ориентированных на прибыльную рекламу российских медийных агентств (типа телевизионного канала «Культура» или одноименной газеты) неизбежно тонут в потоке рыночного мейнстрима...

С другой стороны, как отмечает А.П.Короченский существует и другая опасность для развития медиакомпетентности личности: «постмодернистский скепсис в отношении к разуму и познавательным способностям человека (и, соответственно, к возможностям его просвещения и совершенствования); интеллектуальный и моральный релятивизм, рождающий пренебрежительно-ироническое отношение к основополагающим гуманистическим ценностям, идеалам демократии и социальной справедливости. На этом фоне в определенных общественных кругах, не исключая и среду медийных профессионалов, наблюдаются признаки негативного отношения к идее широкого распространения рационально-критической коммуникационной культуры - в диапазоне от принципиального отрицания её осуществимости в современных условиях до открытой враждебности, агрессивного неприятия духа просветительства и гражданственности, свойственного этой интеллектуальной инициативе» [Короченский, 2005, с.39-40]. Тенденция, верно подмеченная А.П.Короченским, в последние годы осознается и на Западе [см., например: McMahon, 2003].

За последние годы к ученые разных стран все чаще обращаются к проблемам развития критического мышления. К примеру, процесс развития критического мышления и медиакомпетентности аудитории предусматривает активное использование методов анализа медиатекстов и функционирования медиа в социуме. Среди этих методов можно выделить следующие [Barthes, 1964; 1965; Berelson, 1984; Gripsrud, 1999; Eco, 1976; Masterman, 1985; Пропп, 1998; Федоров, 2005 и др.]: -контент-анализ (Content Analysis); -структурный анализ (Structural Analysis); -сюжетный/повествовательный анализ (Narrative Analysis); -анализ стереотипов (Stereotypes Analysis) -анализ культурной мифологии (Cultural Mythology Analysis); -анализ персонажей (Character Analysis);

-автобиографический (личностный) анализ (Autobiographical Analysis); -иконографический анализ (Iconographic Analysis); -семиотический анализ (Semiological Analysis); -идентификационный анализ (Identification Analysis)

-идеологический и философский анализ (Ideological and Philosophical Analysis); -этический анализ (Ethical Analysis); -эстетический анализ (Aesthetical Analysis).

-культивационный анализ (Cultivation Analysis);

-герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context);

Все эти методы так или иначе включают анализ таких ключевых понятий медиаобразования как «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences) и др. Разумеется, изучение этих понятий происходит в комплексном, междисциплинарном, интегрированном виде, погруженном в социокультурный контекст, подтверждая тем самым, что медиаобразование это «процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации» [Шариков, 2005, с.78-79].

В предлагаемом нами спецкурсе рассматривается каждый из упомянутых выше методов анализа медиатекстов и функционирования медиа в социуме.

Таким образом, актуальность данного спецкурса определяется настоятельной необходимостью теоретически и методически обоснованной системы развития критического творческого мышления по отношению к системе медиа и медиатекстам, что особенно актуально для студентов педагогических вузов, которых необходимо готовить к осуществлению интегрированного медиаобразования в рамках базовых школьных дисциплин, к ведению медиаобразовательных факультативов и кружков, спецкурсов, киновидеоклубов в школах, гимназиях, колледжах, лицеях, других средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования.

Курс предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность студента, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в креативную деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ медиатекстов.

Курс тесно связан не только с педагогикой, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведческие (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и др.

Программа данного курса может быть использована при составлении и реализации учебных планов большинства гуманитарных специальностей университетов, педагогических вузов, особенно - в рамках специализации «Медиаобразование» (03.13.30).

Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью теоретически и методически обоснованной системы развития критического творческого мышления будущих педагогов по отношению к системе медиа и медиатекстам.

Объект учебного курса - процесс развития критического творческого мышления будущих педагогов по отношению к системе медиа и медиатекстам.

Предмет учебного курса - основные понятия, связанные с критическим мышлением, технология развития критического мышления в процессе медиаобразования.

Цель учебного курса: развитие критического творческого мышления будущих педагогов по отношению к системе медиа и медиатекстам.

Задачи учебного курса: -познакомить аудиторию с основными понятиями, связанными со сферой развития критического мышления в медиаобразовании;

-обучить аудиторию технологии развития критического мышления в процессе медиаобразования;

-обучить аудиторию различным видам анализа процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к изучаемому процессу развития критического мышления.

Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию (печатной и аудиовизуальной), педагогике, психологии, искусствоведению, культурологии и др.; цикл практических занятий креативно-аналитического характера.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия» и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия курса («медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика», «медиакомпетентность», «критическое мышление» и др.); -потенциальные возможности развития критического мышления аудитории в процессе медиаобразования.

-основы педагогической технологии развития критического мышления в процессе медиаобразования.

Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать развитым критическим творческим мышлением по отношению к системе медиа и медиатекстам, но и уметь использовать эти знания в педагогической области.

Оценка итоговых знаний и умений студентов. Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса:

-«отлично»: высокий уровень знания основ педагогической технологии развития критического мышления в процессе медиаобразования;

-«хорошо»: близкий к высокому (80%) уровень знания основ педагогической технологии развития критического мышления в процессе медиаобразования; -«удовлетворительно»: средний уровень знания основ педагогической технологии развития критического мышления в процессе медиаобразования;

-«неудовлетворительно»: низкий уровень знания основ педагогической технологии развития критического мышления в процессе медиаобразования.

Примечания

Barthes, R. (1964). Elements de semiologie. Communications, N 4, pp.91-135.

Barthes, R. (1965). Mythologies. Paris: Editions de Seuil.

Berelson, B. (1954). Content Analysis in Communication Research. New York: Free Press, pp.13-165. Eco, U. (1976). A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press.

Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO. См. результаты опроса также на сайтах: http://edu.of.ru/mediaeducation и http://mediareview.by.ru

Gripsrud, J. (1999). Understanding Media Culture. London - New York: Arnold & Oxford University Press Inc., 330 p.

Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p. Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (EdJ Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publishers, pp.15-68. McMahon, B. (2003). Relevance and Rigour in Media Education. Keynot Presentation. In: Baltimor: National Media Education Conference Alliance for a Media Literate America.

Короченский А.П. Медиаобразование в России: не только внешние трудности и препятствия//Медиаобразование. 2005. № 3. С.37-42.

Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. CD. 1400 с.

Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование?//Медиаобразование. 2005. № 2. С.75-81.

Практ. (час.)

4

Тематический план спецкурса «Развитие критического мышления аудитории в

процессе медиаобразования»

№ Название темы Лекц.

(час.)

1. Развитие критического мышления в медиаобразовании: 4 основные понятия

2. Технология развития критического 6 мышления в процессе медиаобразования

3. Контент-анализ процессов функционирования медиа в 1 4 социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях

4. Структурный анализ процессов функционирования 1 4 медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях

5. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на 1 4 медиаобразовательных занятиях

6. Анализ медийных стереотипов на 14 медиаобразовательных занятиях

7. Анализ культурной мифологии медиатекстов на 14 медиаобразовательных занятиях

8. Анализ персонажей медиатекстов на 14 медиаобразовательных занятиях

9. Автобиографический (личностный) анализ на 1 4 медиаобразовательных занятиях

10. Иконографический анализ на медиаобразовательных 1 4 занятиях

11. Семиотический анализ медиатекстов на 1 4

медиаобразовательных занятиях

12. Идентификационный анализ медиатекстов на 14 медиаобразовательных занятиях

13. Идеологический и философский анализ процессов 1 4 функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях

14. Этический анализ процессов функционирования медиа 1 4 социуме и медиатекстов на медиаобразовательных

занятиях

15. Эстетический анализ медиатекстов на 1 4 медиаобразовательных занятиях

16. Культивационный анализ процессов функционирования 1 4 медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях

17. Герменевтический анализ культурного контекста 1 4 процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях

ИТОГО: 89 час. 25 64 Программа курса Тема 1. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия.

Критическое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам - сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и поступающих к человеку через средства массовой коммуникации медиатекстов (информации/сообщений). При этом развитие критического мышления - не итоговая цель медиаобразования, а его постоянный компонент.

Критическое мышление как неотъемлемая часть интерпретационного/ оценочного показателя медиакомпетентности/медиаграмотности личности, предполагающего ту или иную ступень развития умений интерпретировать, критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатексты разных видов и жанров.

Критическое творческое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам — сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (информации/сообщений), в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным

экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере.

Тема 2. Технология развития критического мышления в процессе медиаобразования.

Особенности педагогической технологии развития критического мышления аудитории по отношению к медиа и медиатекстам (активизация познавательной деятельности по отношению к медиа и медиатекстам различных

видов и жанров; получение первичных знаний о медиакультуре и о процессе критического мышления; постановка вопросов и уяснения проблем (философских, социальных, культурологических, этических, эстетических, гендерных, прогностических и пр.), связанных с функционированием в социуме того или иного вида медиа и/или медиатекста; рассмотрение аргументов и контраргументов, утверждений, доводов, доказательств, дискуссия по отношению к процессу функционирования в социуме того или иного вида медиа и/или содержанию медиатекста; поиск аналогий, ассоциаций, системности, типологии в сфере медиа и/или медиатекстов; формулировка оценочных суждений по отношению к процессу функционирования в социуме того или иного вида медиа и/или содержанию медиатекста и др.).

Тема 3. Контент-анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Контент-анализ (Content Analysis) - количественный анализ медиатекстов (определение категории медиатекста, систематизация фактов, выводы о типах повествования, символах, языках, формах и т.д.; о том, как часто проявляются те или иные факторы, например, стереотипы в сюжете). Применим также к анализу работы медийных агентств (объем передаваемой ими информации, избирательность информации и пр.).

Технология контент-анализа на медиаобразовательных занятиях.

Тема 4. Структурный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях

Структурный анализ (Structural Analysis): анализ систем, отношений, форм медиакультуры, структуры медиатекстов. Структурный анализ в работах В.Я.Проппа, Р.Барта, У.Эко и др. ученых, связанных с проблемами семиотики, мифологии и фольклора.

Системобразующие свойства медийной серийности: длительность и прерывистость повествования; особая сюжетная организация частей-серий, требующая определенной идентичности их структуры и повторности отдельных блоков; наличие сквозных персонажей, постоянных героев (или группы таких героев; периодичность; рубрикация; программность; дозированность, трансляционность.

Технология структурного анализа на медиаобразовательных занятиях.

Тема 5. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Сюжетный/повествовательный анализ (Narrative Analysis): анализ сюжетов, фабул медиатекстов. Связь сюжетного анализа со структурным, мифологическим, семиотическим и другими видами анализа медиа и медиатекстов. Сюжетные компоненты медиатекста (вид, жанр медиатекста; пролог; завязка действия; фабула (сюжетная схема - цепь основных событий); кульминации, конфликты; второстепенные сюжетные линии; развязка действия; эпилог).

Технология сюжетного/повествовательного анализа на

медиаобразовательных занятиях.

Тема 6. Анализ медийных стереотипов на медиаобразовательных занятиях.

Анализ медийных стереотипов (Media Stereotypes Analysis): выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т.д. в медиатекстах. Медийный стереотип как отражение устоявшиеся в обществе отношения к тому или иному объекту. Медийные стереотипы (от греческих слов stereos - твердый и typos - отпечаток) как схематичные, усредненные, привычные, стабильные представления о жанрах, социальных процессах/событиях, идеях, людях, доминирующие в медиатекстах, рассчитанных на массовую аудиторию.

Технология анализа медийных стереотипов на медиаобразовательных занятиях.

Тема 7. Анализ культурной мифологии медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Анализ культурной мифологии медиатекстов (Cultural Mythology Analysis of Media Texts): выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников - сказок, «городских легенд» и т.д.) фабул, тем, типов персонажей и т.д. в медиатекстах. Анализ культурной мифологии в работах В.Я.Проппа, У.Эко и др. ученых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология анализа культурной мифологии на медиаобразовательных занятиях.

Тема 8. Анализ персонажей медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Анализ персонажей (Character Analysis) - анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медиатекстов. Характеристики персонажей медиатекстов (возраст, раса, внешний вид,

одежда, телосложение, уровень образования, профессия, хобби, семейное, социальное положение, черты характера, темперамент, мимика, жесты, лексика, ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.), поступки, способы разрешения конфликтов). Условные коды типичных персонажей медиатекстов.

Технология анализа персонажей медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Тема 9. Автобиографический (личностный) анализ на медиаобразовательных занятиях.

Автобиографический (личностный) анализ (Autobiographical Analysis) -сопоставление своего жизненного опыта (событий личной жизни, проявлений своего характера в различных ситуациях) с жизненным опытом персонажей медиатекстов. Опора данного аналитического подхода на ассоциативную память человека (эффект «вспышек памяти»), чтобы аудитории могла критически проанализировать влияние медиакультуры на развитие личности человека. Связь автобиографического анализа на медиаобразовательных занятиях с терапевтическим эффектом и феноменом компенсации.

Технология автобиографического анализа на медиаобразовательных занятиях.

Тема 10. Иконографический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Иконографический анализ (Iconographic Analysis) - ассоциативный анализ изображения в медиатексте (например, вода, огонь - как символы чистоты и разрушения), связанный с семиотическим анализом. Связь иконографического анализа медиатекста с ключевым понятием «язык медиа» (media language), с семиотическими, культурологическими и эстетическими подходами в медиаобразовании (и подходом, ориентированным на формирование «критического мышления»), с методикой медиаобразования, предполагающей чтение и анализ медиатекста, как синтеза знаков и символов, «кодов».

Технология иконографического анализа на медиаобразовательных занятиях.

Тема 11. Семиотический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Семиотический анализ (Semiological Analysis) медиатекстов: анализ языка знаков и символов в медиатекстах; тесная связь данного вида анализа с иконографическим анализом, с семиотической теорией медиаобразования (Semiotic Approach, Le decodage des medias), обоснованной в трудах теоретиков медиа семитического (структуралистского) направления (Р.Барт, К.Метц, У.Эко и др.).

Любой предмет и любое явление как знаки или символ. Символ как знак, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое явление, которому люди придают особый смысл, не связанный с сущностью этого явления. Коды как система условных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки и хранения различной информации и организации поведения. Общепринятые, общеизвестные и определяющие поведение большинства людей коды, эстетические коды.

Технология семиотического анализа на медиаобразовательных занятиях.

Тема 12. Идентификационный анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Идентификационный анализ (Identification Analysis) -распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, упрощенных решений сложных проблем, предлагаемых агентствами в медиатекстах.

Основные приемы манипулятивного воздействия медиа на аудиторию («оркестровка» - психологическое давление в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины; «селекция» («подтасовка») -отбор определенных тенденций - к примеру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение (преуменьшение) данных тенденций; «наведение румян» (приукрашивание фактов); «приклеивание ярлыков» (например, обвинительных, обидных и т.д.); «трансфер» («проекция») - перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека); «свидетельство» - ссылка (не обязательно корректная) на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг; «игра в

простонародность», включающая, к примеру, максимально упрощенную форму подачи информации).

Технология идентификационного анализа на медиаобразовательных занятиях.

Тема 13. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Идеологический анализ (Ideological Analysis), философский анализ (Philosophical Analysis): анализ идеологических, философских аспектов медийной сферы. Идеологическая теория медиа как теоретическая база идеологического и философского анализа (медиа способны целенаправленно воздействовать на общественное мнение, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы или нации, поэтому педагогическая стратегия медиаобразования в данном случае сводится к изучению политических, философских, социальных, национальных и экономических аспектов медиа, к анализу многочисленных противоречий, которые содержат эти аспекты с точки зрения того или иного класса, расы, религии или нации).

Технология идеологического и философского анализа процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Тема 14. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Этический анализ (Ethical Analysis) процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов и его тесная связь с этической теорией медиа (предполагается, что медиа способны формировать определенные этические/моральные принципы аудитории, поэтому главная цель этического медиаобразования состоит в приобщении аудитории к той или иной этической модели поведения, отвечающей конкретной религии, уровню развития цивилизации, демократии и т.д., а педагогическая стратегия базируется на изучении этических аспектов медиа и этического анализа медиатекстов).

Технология этического анализа процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Тема 15. Эстетический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Эстетический анализ (Aesthetical Analysis) медиатекстов: анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связанный с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (Aesthetical Approach, Media as Popular Arts Approach, Discriminatory Approach). Связь данного вида анализа с эстетической и культурологической теориями медиаобразования при доминанте эстетического подхода, определяющего главную цель медиаобразования в том, чтобы помочь аудитории понять основные законы и язык спектра медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному эстетическому анализу.

Технология эстетического анализа медиатекстов на

медиаобразовательных занятиях.

Тема 16. Культивационный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях. Культивационный анализ (Cultivation Analysis) - анализ содержания медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа. Связь данного анализа с культивационной теорией медиа, согласно которой, аудитория выбирает медиатексты с точки зрения своих взглядов, предпочтений (отсюда культивационный анализ можно представить как a) технологию приемов создания условий для того, чтобы аудитории было легче обозначить (сознательно или бессознательно) свои мнения, ожидания и ценности; b) исследование «глубоких интервью» о демографических и психологических мотивах выбора конкретного респондента; с) исследование периодических опросов медийной аудитории).

Технология культивационного анализа процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Тема 17. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context) - исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ как постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте. Система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование как предмет герменевтического анализа.

Технология герменевтического анализа процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях.

Литература к спецкурсу Fedorov, A. On Media Education. Moscow: IPOS UNESCO 'Information for All", 2008. 156 p. Fedorov. A. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Character Analysis. Thinking Classroom. 2007. N 3. p.13-19.

Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С.29-34.

Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Ин-т «Открытое общество», 2000.

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.

Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс

«Дельта», 2003.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003//Ьйр://а11а1.fio.ru/projects/group3/potok67/site/ thechno1ogy.htm

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 175 с.

Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С.35-50.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига-Москва: Эксперимент, 1998.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.:

Арена, 1994.

Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999.

Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Критическое мышление и новые виды

грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С.5-13.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.

Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. 173 с.

Линдсей, Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление//Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания/Отв. ред. В.В.Петухов// http://www.tsure.rU/University/F acu1ties/Fib/PiBG/creative.htm1

Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации//Специалист. 1993 (а). № 4. С.22-23.

Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации//Специалист. 1993 (Ь). № 5. С.31-32.

Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика//Перспективы. Вопросы образования. 1984. № 2. С.37-48. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1977. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. 2000

//http://zhurna1.1lb.ru/c/clgu1xskaja_t_f/crltlca1thlnk.shtm1

Основы критического мышления: междисциплинарная программа/Сост. Дж.Стил, К.Меридит, Ч.Темпл и С.Уолтер. Пос. 1 - 8. М., 1997-1999.

Попков В.А., Коржуев А.В., Рязанова Е.Л.. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 2001. 168 с. Сов.энциклопедический словарь/Ред. А.М.Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1984. 1600 с. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/Под ред. А.В.Великановой. Самара: Профи, 2001.

Современный студент в поле информации и коммуникации. Учеб.-мет. пос. для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». СПб.: РЕТЯОС, 2000. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.

Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды (как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама). 2002./http://www.psyfactor.org/propaganda1.htm

Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М., 1997.

Столбунова С.В. Развитие критического мышления.

Апробация технологии. 2003./http://rus.1september.ru/artlc1e.php?ID=200302802

Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: свод основ. М.: Ин-т «Открытое общество»,

1997.

Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность//Перемена. 2005. № 2. С.15-20.

Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление - углубленная методика. Пос. 4. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998.

Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века. Н.Новгород: Арабеск, 2001.

Федоров А.В. «Тайна двух океанов» - роман и его экранизация: возможности структурного анализа на медиаобразовательных занятиях//Медиаобразование. 2007 N 3. С.17-27.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.

Федоров А.В. Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории// Инновации в образовании. 2008. № 4. С.60-80.

Федоров А.В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях: творческие задания//Перемена. 2007. N 3. C.15-21.

Федоров А.В. Герменевтический анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории//Инновационные образовательные технологии. 2007. N 3. С.56-72. Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. CD. 1400 с.

Федоров А.В. Идентификационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории//Медиаобразование. 2007 N 1. С.36-43.

Федоров А.В. Иконографический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях

в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2008. № 2. С.73-90. Федоров А.В. Критический анализ медиатекста, содержащего сцены насилия, на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма «Груз 200»)//Медиаобразование. 2007. № 4. С.29-54.

Федоров А.В. Культивационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2007. № 6. С.64-77.

Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям//Инновации в образовании. 2007 № 10. C.75-108.

Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228.

Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла//Инновации в образовании. 2007. № 7. С.107-116.

Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия/Инновации в образовании. 2007. № 4. С.30-47.

Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе/'/Инновации в образовании. 2007. № 3. С.40-51.

Федоров А.В. Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях//Мир образования - образование в мире. 2007. N 4. С.207-217.

Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.

Федоров А.В. Сюжетный (повествовательный) анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории//Инновационные образовательные технологии. 2007. № 4. С.57-64.

Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы/Молодежь и общество. 2007. N 2. С.112-135.

Федоров А.В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории//Инновационные образовательные технологии. 2007. № 2. C. 40-52.

Федоров А.В. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2007. N 12. С.73-90.

Федотовская Е. И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

Федотовская Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы//Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. М.,2003. С.282-291. Фелтон М.К. Подходы к аргументации при обучении критическому мышлению//Перемена. 2005. № 4. С.6-13.

Фостер К. К. Вводные вопросы для активизации критического мышления//Перемена. 2004. № 4. С.38-43.

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.

Халперн Д. Психология критического мышления. Мышление: введение. 2000.//http://academy.odoporta1.ru/documents/akadem/blb1/educatlon/supportlng/2.1.htm1 Чуракова О. В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Самара: Профи, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.