Научная статья на тему 'Критическое мышление как интегративное свойство личности студента университета'

Критическое мышление как интегративное свойство личности студента университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1623
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИКА / CRITICISM / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INTEGRATION PROCESS / ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / INTEGRATIVE QUALITY OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Галина Алексеевна

Рассматривается понятие «критическое мышление» и вопросы конкретизации его определения. В контексте педагогической науки критическое мышление представлено как интеграционный процесс и интегративное свойство личности студента университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING AS AN INTEGRATIVE QUALITY OF STUDENT PERSONALITY

The article is devoted to consideration of the concept of "critical thinking" and specifying its definition. In the context of pedagogy, critical thinking is considered to be the integration process and integrative quality of student personality.

Текст научной работы на тему «Критическое мышление как интегративное свойство личности студента университета»

УДК 378

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

Г.А. Позднякова

Самарский государственный университет 443011, г. Самара, ул. Ак. Павлова, 1 E-mail: [email protected]

Рассматривается понятие «критическое мышление» и вопросы конкретизации его определения. В контексте педагогической науки критическое мышление представлено как интеграционный процесс и интегративное свойство личности студента университета.

Ключевые слова: критика, критическое мышление, интеграционный процесс, интегра-тивное свойство личности.

На современном этапе социально-экономических реформ происходят преобразования, которые оказывают влияние на систему высшего профессионального образования и связаны с проблемой адаптации выпускников высшей школы к их дальнейшей профессиональной деятельности. Данные преобразования влияют не только на весь образовательный процесс, но и на требования, предъявляемые к качеству подготовки выпускников. По данным ФГОС ВПО, основной задачей высшего образования является развитие интеллектуальных способностей студентов, таких как способность к усвоению огромного потока новой информации и знаний, интеллектуальная гибкость, которые являются необходимым условием успешной адаптации человека в динамично изменяющихся условиях современной жизни.

Известно, что в современном образовательном пространстве зарубежных и российских высших учебных заведений одним из приоритетных направлений является развитие критического мышления студента, так как образование нацелено на развитие личности, владеющей целым спектром компетенций, позволяющим впоследствии приобретать знания самостоятельно. Согласно программе Совета Европы в 1996 г. [1] были выделены четыре основополагающих принципа образования: научиться жить вместе, развивая знание и мышление (способность анализировать имеющийся опыт, прогнозировать будущее, принимать коллегиальные разумные решения, участвовать в совместных проектах); научиться приобретать знания (способность усваивать новую информацию, анализировать полученные знания, готовность к постоянному самообразованию, к работе в группе); научиться работать (профессиональное самосовершенствование, способность справляться с различными ситуациями, сотрудничество в коллективе); научиться жить (способность к оценке и анализу, самостоятельность, ответственность за принятие решений, способность к размышлению, к коммуникации). Так, на симпозиуме Совета Европы В. Хутмахер дает определение пяти ключевым компетенциям, одной из которых является способность к критическому мышлению. Очевидно, что одной из основных задач образования является развитие интеллектуальных способностей и формирование способностей к критическому мышлению, необходимых при обучении будущих выпускников, готовых справляться с различными профессиональными и жизненными ситуациями.

Галина Алексеевна Позднякова, преподаватель кафедры иностранных языков.

В научно-исследовательской литературе можно встретить большое количество исследований по определению понятия «критическое мышление». Также исследователи трактуют критическое мышление в личностном плане как совокупность умений и навыков, стиль мышления, качество мышления и качество личности. Мы считаем, что критическое мышление в контексте педагогической науки можно рассматривать как явление, процесс и деятельность.

Исследуя проблему формирования критического мышления, мы обратились к рассмотрению таких ключевых понятий, как «критика», «критичность» и «критичность мышления».

В греческом языке «критика» (кртк^) - искусство разбирать, судить [2]. В «Толковом словаре» В. Даля находим определение «критики» - «розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка» [3].

«Словарь русского языка» дает определение критики как «обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки; исследование, научная проверка подлинности, правильности чего-либо». Критичность -это свойство по значению прилагательного «критичный»: «содержащий в себе критику; обладающий способностью к критике» [2]. Таким образом, анализ понятия «критика» показывает, что из него происходят такие понятия, как «критичность» и «критический». Предполагаем, что критическое мышление - мышление, обладающее способностью к критике или содержащее ее.

В психолого-педагогической науке исследователи (А.С. Байрамов, П.П. Блонский, В.М. Синельников, С.И. Векслер, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак), доказали, что критичность мышления является важнейшим процессом, характеризующим продуктивную учебную деятельность.

Первое упоминание о критичности мышления появилось в работах А. Бине. Он рассматривал критическое мышление как мышление, основанное на логике. Б.М. Теплов, рассматривая качества ума, выделял наиболее важное из них как критичность, которая заключается в умении оценивать свои предположения и отказываться от них, если они не удовлетворяют требованиям.

Критичность мышления, по мнению С.А. Короля, - это такое качество мышления, которое позволяет контролировать соответствие мыслительной деятельности закономерностям объективной действительности, обеспечивая таким образом объективность субъективным (идеальным) результатам познания [4]. Он выделяет четыре функции критичности мышления: оценочно-проверочную, где главным является контроль познавательной деятельности и проверка полученных знаний; стимулирующую поиск новых знаний - акцент ставится на формирование потребности в новых идеях и решениях; корректирующую (рационально ограничивающую зону поиска необходимей информации); прогнозирующую - главным образом проявляется в предвосхищении результатов деятельности [4].

С.Л. Рубинштейн рассматривает критичность как сознательный процесс мышления, при котором важной является возможность осознания ошибки. Можем предположить, что критичность мышления - это качество мыслительного процесса, направленное на получение новых знаний и на исправление ошибок, оценку и анализ полученной информации.

Автор исследования «Эксперимент по развитию критического мышления» Э. Глейзер определяет критическое мышление как способность думать критически, состоящую из трех основных компонентов: готовность взвешенно рассматривать проблемы; знание основных методов логического исследования и аргументации; способность применять эти методы [5]. Соглашаясь с автором, считаем, что критиче-

ское мышление предполагает наличие установок и готовности к его применению. Так, критическое мышление подразумевает интеллектуальную работу, основанную на знаниях логики, для нахождения доказательств и логических аргументов при решении конкретных жизненных задач.

Американский философ и педагог Дж. Дьюи отождествляет критическое мышление с рефлексивным, которое подразумевает последовательный порядок идей. В своем исследовании он выделяет два основных процесса рефлексивной деятельности: процесс сомнения и процесс исследования, подтверждающий или опровергающий данное мнение. Тем самым потребность разрешения сомнения устанавливает цель мысли, побуждает природную любознательность и стимулирует к критическому мышлению.

Интересным для нас является мнение Д. Клустера, который выделяет пять основных характеристик критического мышления. Во-первых, важнейшая из них - самостоятельность, так как каждый человек мыслит, формирует и оценивает свои идеи сам. Во-вторых, критическое мышление - это осмысленный, непрерывный и продуктивный процесс, при котором отправным пунктом является информация, а знания мотивируют к критическому мышлению. В-третьих, в основе критического мышления лежат формулировка вопросов и решение проблем. Благодаря критическому мышлению учебный процесс превращается в содержательную и целенаправленную деятельность, во время которой учащиеся собирают, анализируют, оценивают информацию и приходят к решению реальных учебно-профессиональных и жизненных проблем. В-четвертых, критическое мышление нацелено на убедительную аргументацию, содержащую утверждение, доводы, доказательства и основание. Так, учащийся при решении сложной проблемы выбирает наиболее логичный, взвешенный и рациональный путь. В-пятых, Д. Клустер подчеркивает социальные характеристики критического мышления. Критическая мысль выражается в процессе обмена мнениями с другими в обществе или группе [6]. Таким образом, критическое мышление занимает важное место при решении сложных профессиональных и повседневных проблем, позволяет приучать студентов к самостоятельному планированию своих действий, целенаправленному анализу и оценке информации, выбору разумного решения в проблемной ситуации. Так, социальная роль критического мышления подразумевает развитие коммуникативных компетенций, умение работать в коллективе, аргументировано выражать свою точку зрения и уважительно относиться к чужому мнению, способствуя формированию основных компетенций у студентов.

Американский педагог Р. Эннис в 1962 г. под критическим мышлением понимает правильное оценивание утверждений (высказываний), но впоследствии дорабатывает это определение как обдуманное (обоснованное) рефлексивное мышление о том, во что стоит верить и как поступать. Согласно концепции Р. Энниса, критически мыслящий человек должен обладать определенными готовностями и умениями: оценивать надежность источников; устанавливать умозаключения; оценивать важность аргументов; развивать и доказывать свою точку зрения; планировать эксперименты и оценивать их цели; определять необходимые сроки для выполнения поставленных задач; быть восприимчивым к новому; стараться быть хорошо проинформированным; приходить к обоснованным выводам [7, 8]. Согласно взглядам Р. Энниса, сформированное критическое мышление предполагает поиск наиболее верного и эффективного решения; ясное и понятное изъяснение своего мнения, доводов и умозаключений; развитие коммуникативных и риторических навыков. Более того, критическое мышление предполагает наличие морально-этического компонента -умения уважать собеседника, его чувства и мнение; проявлять симпатию и участие; уметь слушать и слышать.

По мнению Д. Халперн, важными являются установка и готовность к критическому мышлению. Автор выделяет такие качества, характерные для критического мышления, как планирование; восприятие свежих идей, сбор большей информации, готовность пересматривать свою точку зрения; готовность взяться за решение поставленной задачи; осознание, принятие и исправление ошибок, умение находить эффективные решения; оценка времени и усилий, необходимых для выполнения поставленных задач; оценка и анализ конечных результатов; готовность работать в коллективе.

Американский ученый в области теории и практики критического мышления Р. Пол отмечает, что критическое мышление - дисциплинированное, самонаправляемое и саморегулируемое мышление, которое иллюстрирует совершенства мышления, соответствующие специфическому способу или области мысли [9]. Он выделяет две формы критического мышления: слабый смысл критического мышления, когда индивид учитывает мнение только одной специфической группы, и сильный смысл критического мышления, когда индивид принимает во внимание мнения и интересы различных групп. В результате сформированное критическое мышление предполагает формулировку важных вопросов и проблем, оценку соответствующей информации, поиск и анализ обоснованных решений, эффективное взаимодействие с другими в проблемных ситуациях [10].

Соглашаясь с мнением Р. Пола, считаем, что критическое мышление подразумевает процесс самоусовершенствования и сознательной установки на улучшение качества своего мышления, что является важным условием в эпоху образовательных тенденций к непрерывному образованию.

В основе критического мышления лежит установка на рефлексию. Так, по мнению Кларина М.В., критическое мышление представляет собой рефлексивное, в котором рефлексия представлена посредством анализа и обобщений, обсуждения и оценки информации, принятия действий и решения проблем [11].

Таким образом, анализ литературы по проблемам формирования критического мышления позволил установить, что критическое мышление - это комплексное явление, которое сводится не только к определенному набору интеллектуальных умений и навыков, но и предполагает осознание процесса своего мышления, наличие установок и готовности использовать умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни.

В рамках нашего исследования мы утверждаем, что критическое мышление студента - это сложный вид умственной деятельности, который помогает студенту подвергать сомнению, анализировать и оценивать полученную информацию, находить наиболее эффективные пути решения учебно-профессиональных и повседневных задач и проблем; мышление, в основе которого лежит высокий уровень восприятия, понимания, анализа и оценки информации.

Так, мы можем охарактеризовать процесс формирования критического мышления следующим образом:

- целенаправленный процесс влияния на личность с целью ее всестороннего развития;

- процесс передачи ранее накопленных и приобретения новых знаний, которые являются неотъемлемой частью педагогического процесса;

- социальный процесс, так как обсуждение идей происходит в коллективе;

- самостоятельный процесс использования знания для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем;

- интеллектуальный процесс, направленный на решение широкого круга профессиональных, повседневных и личных проблемных ситуаций;

- совместный процесс деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание, направленные на достижение целей образования.

Таким образом, процесс формирования критического мышления является интеграционным процессом образования, так как затрагивает различные сферы развития, становления и формирования личности [12]. Как интеграционный процесс, критическое мышление направлено на достижение основной цели образования - формирование всесторонне развитой личности, готовой к самостоятельной постановке целей и выбору путей ее достижения, и предполагает наличие установок и готовности к приобретению и использованию умений как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни, что является необходимым условием успешной деятельности человека в условиях современных преобразований.

Теоретический анализ позволил установить, что критически мыслящий человек должен обладать такими способностями и умениями, как постоянное стремление к получению новых знаний, поиску верного решения, сомнение в общепринятых истинах, осознание процесса мышления и стремление его улучшить, выработка собственного мнения, постановка целей, потребность в анализе и оценке, умении работать в коллективе и учитывать мнение других, находить и исправлять ошибки, принимать решения в различных ситуациях. Отсюда следует, что критическое мышление можно рассматривать как интегративное свойство личности, так как оно устанавливает взаимосвязь между имеющимися и новыми знаниями, профессиональными и повседневными умениями учащихся, личностными качествами и педагогическим воздействием.

Необходимо отметить, что структура критического мышления может состоять из трех компонентов: когнитивного, мотивационного и рефлексивно-оценочного. Когнитивный компонент представлен определенным объемом знаний и наличием личного опыта. Мотивационный компонент предполагает наличие положительной мотивации, от которой зависит эффективность любой деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент включает в себя умение выявлять проблему и находить эффективные пути ее решения, собирать и упорядочивать необходимую информацию, давать оценку доказательствам.

Приходим к выводу, что в условиях современного непрерывного образования обучение принимает форму самообучения. Его основными функциями являются всестороннее развитие личности и самостоятельность мышления. Воспитание критически мыслящего человека, думающего, анализирующего, умеющего увидеть проблему и находить рациональные пути ее решения, отвечает основным целям современного образования. Можно утверждать, что критическое мышление является интегратив-ным свойством личности, так как предполагает обобщение, совмещение и развитие целого спектра качеств, умений учащегося и социально значимых черт, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище // Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. UNESCO. - 1996 [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf. Дата обращения: 20.08.2014.

2. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 2 / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П.

Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 736 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. - 8-е изд. - М.: Русский язык, 1981. - 779 с.

4. Король С.А. К классификации особенностей критичности мышления // Вопросы психологии. - 1981. - № 4. - С. 108-112.

5. Glaser EdwardM. An Experiment in the Development of Critical Thinking Teacher's College // Columbia University. - 1941 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.criticalthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766. Дата обращения: 02.09.2014.

6. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. - 2001. - № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Other15.html. Дата обращения: 01.09.2014.

7. Ennis R.H. Critical Thinking Assessment [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.qcc.cuny.edu/WikiFiles/file/Ennis%20Critical%20Thinking%20Assessment.pdf. Дата обращения: 10.11.2014.

8. Ennis R.H. The Nature of Critical Thinking: An Outline of Critical Thinking Dispositions and Abilities [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://faculty.education.illinois.edu/rhennis/documents/TheNatureofCriticalThinking_51711_0

00.pdf. Дата обращения: 10.11.2014.

9. Пол Р.У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире // Под ред. A.J.A. Binker. - Центр критического размышления и морального критического анализа Государственного университета Sonoma, 1990. - 572 с.

10. Elder Paul and Linda. The Miniature Guide to Critical Thinking Concepts and Tools // Foundation for Critical Thinking Press. - 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.criticalthinking.org/pages/defining-critical-thinking /766. Дата обращения: 02.09.2014.

11. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. -2004. - № 2. - С. 3-11.

12. Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов / Под ред. Т.И. Рудневой. - М.: Московский психо лого-социальный институт, 2007. - 282 с.

Поступила в редакцию 19.01.2015; в окончательном варианте 19.01.2015

UDC 378

CRITICAL THINKING AS AN INTEGRATIVE QUALITY OF STUDENT PERSONALITY

G.A. Pozdnyakova

Samara State University

1, Akademika Pavlova str., Samara, 443011 E-mail: [email protected]

The article is devoted to consideration of the concept of "critical thinking" and specifying its definition. In the context of pedagogy, critical thinking is considered to be the integration process and integrative quality of student personality.

Key words: criticism, critical thinking, integration process, integrative quality of personality.

Original article submitted 19.01.2015; revision submitted 19.01.2015

Galina A. Pozdnyakova, lecturer, Department of Foreign Languages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.