Научная статья на тему 'Развитие критического мышления как социально и личностно значимой способности современного школьника'

Развитие критического мышления как социально и личностно значимой способности современного школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4297
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / DEFINITION / СПОСОБНОСТЬ / ABILITY / КАЧЕСТВО / QUALITY / УМЕНИЕ / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понкратова Юлия Геннадьевна

В статье освещены главные вопросы развития критического мышления школьников:обосновывается актуальность данной проблемы, рассматривается сущность и признаки критического мышления как психолого-педагогической и социальной категории. Обозначены принципы и дидактические основания развития критического мышления учащихся, выделены факторы, определяющие успех данного процесса. Статья направлена на формирование целостного представления о критическом мышлении как одном из условий социальной успешности молодёжи. Предназначена для педагогов общеобразовательныхучреждений, студентов педагогических учебных заведений, а также людей, интересующихся проблемами современной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of critical thinking as a socially and personally significant ability of a modern schoolboy

In the article there are elucidated the questions of development of critical thinking of schoolboys: the actuality of this problem is stated, the essence and attributes of critical thinking as a psychological-pedagogical and social category is examined. The principles and the didactic bases of development of critical thinking of pupils are designated; the factors determining the success of this process are distinguished. The article is directed on formation of complex representation about critical thinking as one of conditions of social success of youth. It is intended for teachers of general educational establishments, students of pedagogical educational establishments, and also for people interesting in problems of modern pedagogics.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления как социально и личностно значимой способности современного школьника»

 развитие критического мышления

как социально и личностно значимой

способности современного школьника

«Немногие люди размышляют больше двух или трёх раз в год;

я сделал себе международную репутацию,

размышляя один - два раза в неделю»

Дж. Бернард Шоу

Понкратова Ю.Г.

В статье освещены главные вопросы развития критического мышления школьников:обосновывается актуальность данной проблемы, рассматривается сущность и признаки критического мышления как психолого-педагогической и социальной категории. Обозначены принципы и дидактические основания развития критического мышления учащихся, выделены факторы, определяющие успех данного процесса.

Статья направлена на формирование целостного представления о критическом мышлении как одном из условий социальной успешности молодёжи.

Предназначена для педагогов общеобразовательныхучреждений, студентов педагогических учебных заведений, а также людей, интересующихся проблемами современной педагогики.

Ключевые слова: критическое мышление, развитие, определение, способность, качество, умение.

Человек по природе своей разумен, и потому каждому из нас свойственно мыслить. По сути, качество нашей жизни - всего, что мы творим, производим, строим, - полностью зависит от качества наших мыслей и идей. Ежедневно принимается огромное количество важных решений, и уже сегодня стоит беспокоиться о том, каким образом эти решения принимаются. «Ценные мысли надо культивировать», - утверждает Ричард Пол [23, с. 5], и с ним нельзя не согласиться. Личность, способная продуцировать «ценные» мысли, готовая к социальному творчеству и непрерывному образованию, может быть сформирована только особой системой обучения, целью которой является развитие качеств, адекватных критическому мышлению. О каких же качествах идёт речь?

Способность мыслить критически была важна во все времена, но именно сейчас, на рубеже социальных формаций, данное качество становится жизненно необходимым. Адаптация личности в постоянно меняющемся обществе подразумевает не только и не столько воспроизведение устоявшихся норм и традиций, сколько социальное творчество, основанное на обновлении старых и конструировании новых ценностей. в этой связи принципиальную значимость приобретают такие качества мысли как широта и взвешенность, независимость и непредвзятость.

Стремительный научно-технический прогресс и сопутствующая ему популяризация коммуникационных технологий сводят до минимума возможность

усвоения человеком информации, необходимой ему для успешной самореализации в динамично изменяющемся социуме. в своей книге «Психология критического мышления» Дайана Халпер пишет: «Информация приходит и преумножается в считанные секунды, но окажутся ли новейшие технологии благом или тяжелым бременем для человечества, зависит целиком и полностью от наличия на входе и выходе этих сверхскоростных коммуникационных магистралей людей, способных критически мыслить» [19, с. 35]. Вряд ли можно поспорить с автором, которая среди первостепенных качеств Человека будущего отмечает умение быстро ориентироваться в растущем потоке информации и находить нужное, способность осмыслить и применить полученную информацию.

Можно только догадываться, каким будет общество через 25-30 лет, а ведь это время, когда нынешние школьники вступят в самую активную, продуктивную фазу своей жизни. Ученые считают, что больше двадцати пяти процентов тех видов деятельности, которые будут востребованы в XXI столетии, сегодня еще не существуют, а те, которые есть, существенно изменятся. Людям будут нужны абсолютно новые знания и навыки, и здесь чрезвычайно актуальными становятся гибкость и открытость мышления, его конструктивность и нестандартность.

Мы подошли к пониманию того, что критическое мышление выступает одновременно в качестве цели и средства современного образования, то есть как

заведомо позитивное, социально и личностно значимое качество, представляющее собой некое условие для успешной самореализации гражданина. И здесь важно определить, о чем же мы, собственно, говорим, когда произносим «критическое мышление»?

В научной литературе встречается довольно много определений критического мышления, с различной степенью полноты отражающих его сущность. Как пример лаконичных, но наименее точных формулировок можно привести определение Р. Джонсона, где критическое мышление - это «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [20, с. 1]. Уточняя мысль, высказанную соотечественником, Д. Халперн пишет: «Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это ... такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи» [19, с. 117]. Подобные акценты прослеживаются и в определении В.Н. Брюшинкина, рассматривающего критическое мышление как «последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям.» [1, с. 30]. М.В. Кларин, предлагает определение, в котором «критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, направленное на решение того, чему следует верить или какие действия стоит предпринять» [8, с. 28]. Те же характеристики, а именно рефлексивный характер и прагматичность, выступают на первый план в трактовке Г.В. Сориной, согласно которой «критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. в силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» [14, с. 100].

Можно привести ещё достаточное количество определений критического мышления, представляющих его как философскую, социальную или психолого-педагогическую категорию. Среди них

наиболее полным и интересным представляется видение сущности критического мышления Американской философской ассоциацией (АРА): «Это -целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, также как объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение. ... Идеальное критическое мышление человека обычно связано с любознательностью, хорошей осведомленностью, причиной доверия, непредубежденностью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники. Эта комбинация, связывающая развитие умения критического мышления с пониманием основ рационального и демократического общества» [17, с. 31].

Даже исходя из перечня определений, представленных в данной статье, нетрудно выделить ведущие признаки критического мышления, а именно:

- рефлексивность,

- рациональность,

- логичность,

- взвешенность,

- аргументированность,

- последовательность,

- толерантность,

- гибкость,

- непредвзятость.

Один из разработчиков теории критического мышления Р. Пол [22, с. 15] помимо указанных нами упоминает такие качества, как:

- ясность,

- точность,

- конкретность,

- релевантность,

- глубина,

- честность.

Анализируя признаки критического мышления, мы не можем не признать, что современный человек в той или иной степени обладает некоторыми качествами критического мышления, однако наличие отдельных качеств не гарантирует формирование особого состояния мышления в целом. Только совокупность взаимодействующих качеств критического мышления представляет собой модель мышления, которая характерна для свободной и творческой личности, именно эта система качеств даёт основание дифференцировать критическое мышление среди

других видов умственной деятельности, что является исключительно важным при рассмотрении его как значимой способности современного школьника. в этой связи Д. Клустер противопоставляет критическое мышление таким «некритическим» [9, с. 11] ментальным процессам, как запоминание, понимание и творческое мышление.

Так, рассматривая запоминание как «важнейшую мыслительную операцию, без которой невозможен образовательный процесс» [9, с. 12], он, вместе с тем, подчёркивает его репродуктивный характер, который тормозит развитие самостоятельности и, естественно, критичности мышления.

Более сложным механизмом представляется понимание, которое многие склонны идентифицировать с критическим мышлением, «поскольку ученик переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень. Тем не менее, когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на первом этапе пассивно: мы лишь воспринимаем то, что создал до нас кто-то другой. А критическое мышление происходит, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются» [9, с. 14].

Таким образом, как запоминание, так и понимание могут представлять собой некие условия для развития критического мышления, однако даже воспринимаемые нераздельно приравниваться к критическому мышлению не могут.

Что касается творческого мышления, то в силу своего неосознанного, интуитивного характера оно определённым образом обосабливается от мышления критического, тем не менее, в нашей психолого-педагогической практике их противопоставлять вряд ли возможно. Так, размышляя о природе критического мышления, С. Заир-Бек резонно, на наш взгляд, отмечает тесную связь критического и творческого мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. в этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено» [6, с. 3].

Проведённый анализ сущности и отличительных признаков критического мышления обеспечивает возможность рассмотрения его как дидактической

категории, а точнее - определения дидактических оснований развития критического мышления школьников.

Итак, принимая во внимание обозначенные выше признаки критического мышления, рассмотрим некоторые, наиболее значимые принципы организации учебной деятельности, стимулирующей его развитие.

Поскольку образование - это всегда оперирование информацией, важно определиться с её статусом с точки зрения рассматриваемого нами вопроса. Довольно исчерпывающей в этой связи представляется мысль Д. Клустера о том, что «знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций» [9, с. 15]. Таким образом, информацию следует рассматривать как «отправной, а отнюдь не конечный пункт» [9, с. 16] образовательного процесса.

Обозначенное отношение к информации предполагает учёт ещё одного условия - стимулирование индивидуальности, самостоятельности мыслительных действий учащихся. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. А потому педагоги, стремящиеся развивать критическое мышление учащихся, предлагают рассмотреть различные суждения и точки зрения, создают условия для выработки школьником самостоятельного мнения, решения, вывода, а также осознания ответственности за данный выбор. При этом критически мыслящий человек не обязано должен быть совершенно оригинальным. Д. Клустер отмечает: «Мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением -это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения» [9, с. 16].

Признавая важность индивидуальности принимаемых решений и подчёркивая их личностный характер, вряд ли можно оставить без внимания социальную природу критического мышления. «Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности», - пишет Т.Ф. Ноэль-Цигульская [12, с. 2]. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Таким образом, когда учащиеся читают, спорят и обмениваемся мнениями друг с другом, они уточняют и углубляют свою собственную позицию.

Общеизвестно, что основой любого когнитивного процесса лежит проблема, при этом, чем большую личностную значимость она имеет, тем продуктивнее работает мысль. Само слово «критическое»

предполагает некий оценочный компонент, однако применительно к критическому мышлению это не означает негативность суждений или критику - напротив, речь идёт о способности выявлять противоречия, ставить новые, полные смысла вопросы. Таким образом, развитие критического мышления начинается с обучения школьников тому, как выявить и сформулировать проблему, которую предстоит решить. Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает» [5, с. 39]. По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, [ученик] действительно думает» [5, с. 41]. Развивая эту мысль, Д. Клустер пишет: «Благодаря активному критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем» [9, с. 17].

Оценочное по своей сути, критическое мышление всегда стремится к убедительной аргументации. в этой связи Д. Дьюи подчёркивает: «Если ученика не делают ответственным за самостоятельное доказательство разумности выдвинутого им предположения, то преподавание не имеет практически никакого значения для воспитания способности рассуждать» [5, с. 1]. Глядя на данный аспект в перспективе, Д. Клустер подчёркивает, что «вооруженный сильными аргументами, критически мыслящий человек способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать» [9, с. 17].

Определённое обобщение сказанного содержится в размышлениях Е.И. Федотовской: «Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения

вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений» [18, с. 17].

Итак, развивать критическое мышление наших учащихся и можно, и нужно. Разумеется, на этом пути существует ряд препятствий, в том числе психолого-педагогического и социального характера.

Дети не рождаются со способностью думать критически; не развивается она и сама по себе. Критическое мышление - это навык приобретаемый, и его следует тренировать. Необходимы хорошо подготовленные, критически мыслящие педагоги - но здесь-то и возникает проблема: именно учителя, как никто другой, страдают стереотипностью, шаблонностью мышления, и ожидать критической мысли от их учеников по меньшей мере наивно. И дело не только в личном примере. Критическое мышление всегда независимо, но когда свежая, нестандартная мысль сталкивается с конформистской ментально-стью, её воспринимают как дерзость, бунт, агрессию. Нетрудно предположить, кто скорее сдаст позиции в противостоянии «учитель - ученик». Но этим, увы, проблемы не ограничиваются.

Практика развития критического мышления в средней школе осложняется отсутствием реальных условий, главным из которых является разработки целостной концепции развития критического мышления школьника. с одной стороны, идея личностно-ориентированного образования как раз и состоит в развитии компетенций и личностно значимых качеств школьника, в том числе - критического мышления. Однако, с другой стороны, подавляющее большинство учебных программ сосредоточены на содержании дисциплины, нежели на технологии её освоения. Мы ожидаем от наших детей хорошей учёбы, но не обучаем их тому, как это делать правильно. А они, перегруженные всё тем же содержанием, просто не в состоянии заметить и осознать суть данной проблемы. Ситуация усугубляется тем, что, если само содержание образования подвергнуть анализу на предмет его соответствия принципам развития критического мышления, то станет очевидно, что и оно требует серьёзного пересмотра.

В дальнейшем совершенствовании нуждаются также педагогические средства, применяемые в современной школе. Даже самые передовые, перспективные, на первый взгляд, технологии, включая саму технологию развития критического мышления, слепо перенесённые из одного образовательного пространства в другое, скорее усугубят проблемы, нежели помогут их решить. Опытные педагоги - практики знают наверняка, что любая технология, несмотря на её алгоритмичный характер, нуждается в адаптации, предполагающей учёт целого ряда как объективных, так и субъективных факторов.

Проблем и правда предостаточно, но все они решаемы. Западный мир уже давно пришёл к пониманию того, что идея развития критического мышления должна лечь в основу хорошо продуманной реформы образования, поскольку именно оно будет определять изменения XXI века. Критическое мышление должно стать стратегической основой для постоянного образования людей, и учитель становится важным звеном в этом процессе: он может или способствовать или препятствовать ему. Здоровое и инструментально вооруженное системное мышление как массовое культурное достижение возможно. И уж точно жизненно необходимо. А потому его культуру следует целенаправленно и терпеливо взращивать на всех уровнях образования - от начального до высшего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.

2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. - М.: Ин-т «Открытое общество», 2000.

3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - М.: Мирос, 2002.

4. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. - Самара: Профи, 2002.

5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. -М.: Лабиринт, 1999.

6. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 // ЬИр://аКаК1:ю.ги/рго]ес:$/дгоир3/ро1:ок67/$ке/ 1ЬесЬпо1оду.Ыт

7. Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.

8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

9. Клустер Д. Что такое критическое мышление?// Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005.

10. Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.

11. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов // http://www.tsure.ru/ University/Faculties/Fib/PiBG/creative.html

12. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. 2000 // http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/ criticalthink.shtml

13. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. - Самара: Профи, 2001.

14. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - № 6. - 2003.

15. Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. - Пос. 1. - М., 1997.

16. Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность // Перемена. - 2005. - № 2.

17. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. - 2007. - № 4.

18. Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.

19. Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб.: Питер, 2000.

20. Johnson R.H. Some Observations about Teaching Critical Thinking. CT News. Crirical Thinking Project. California State University, Sacramento. - Vol. 4. - N 1. - 1985.

21. Lipman M. Critical Thinking: What Can it Be? Educational Leadership. N 1 (46). - 1988.

22. Paul R.W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State University, 1990.

23. Paul R., Binker A., Martin D., & Adamson K. Critical Thinking Handbook. Santa Rosa, CA: Foundation for Critical Thinking, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.