Научная статья на тему 'Формирование культуры критического мышления студентов естественно-научных специальностей'

Формирование культуры критического мышления студентов естественно-научных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ / STAGES OF IMPLEMENTATION / ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / PECULIAR FEATURES OF CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Т. В.

Показывается отличие в подходах к данной проблеме в дисциплинах гуманитарного и технического цикла. Называются принципы, особенности, этапы практической реализации технологии формирования критического мышления у студентов технических вузов, а также анализ методов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING NATURAL SCIENCE STUDENTS CRITICAL THINKING

The article examines the difference in the approaches to the problem in humanitarian and technical disciplines. The author discusses the principles, peculiarities, stages of implementing the technology of developing technical university students critical thinking, as well as analyzes its research methods.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры критического мышления студентов естественно-научных специальностей»

#

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

DEVELOPING NATURAL SCIENCE STUDENTS' CRITICAL THINKING

Т. В. Климова

Показывается отличие в подходах к данной проблеме в дисциплинах гуманитарного и технического цикла. Называются принципы, особенности, этапы практической реализации технологии формирования критического мышления у студентов технических вузов, а также анализ методов исследования.

Ключевые слова: критическое мышление, этапы реализации, особенности критического мышления.

T. V. Klimova

The article examines the difference in the approaches to the problem in humanitarian and technical disciplines. The author discusses the principles, peculiarities, stages of implementing the technology of developing technical university students' critical thinking, as well as analyzes its research methods.

Keywords: critical thinking, stages of implementation, peculiar features of critical thinking.

Постоянно меняющиеся условия, нестандартные ситуации и наличие конкуренции в современном мире заставляет человека вести себя, мыслить и действовать иначе: привычных ЗУНов недостаточно, необходимо владеть компетенциями. В свою очередь, образованию в новых условия нужны новые теории обучения и развития современных школьников и студентов.

Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на способности обучаемых быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, осмысливать и оптимально применять полученную информацию. На таких умениях, как базовые, строится критическое мышление.

Критическое мышление разными авторами понимается по-разному, но все они так или иначе сводятся к смысловой переработке учебной информации с целью лучшего понимания материала, а также созданию новых идей на основе принятых умозаключений. Д. Клустер разделил критическое и некритическое мышление. К некритическому мышлению он относит [1]: 1) запоминание, 2) понимание, 3) творческое, или интуитивное, мышление. По Д. Клу-стеру, критическое мышление даже мешает творческому. Однако многие исследователи критического мышления считают его необходимым компонентом творческого мышления. Как верно заметил Г. Линдсей, «творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое -выявляет их недостатки и дефекты» [2].

Чтобы создавать нечто новое, мышление обязано давать себе отчет в уже имеющемся, в картине наличной действительности, следовательно, оно должно быть направлено на само себя, помимо своей постоянной ориентации на объект, то есть мышление должно быть рефлексивным [3, с. 38]. Именно это и обеспечивает, на наш взгляд, взаимосвязь между творческим и критическим мышлением. Критическое мышление необходимо, чтобы творить, а результат творческой деятельности нуждается в рефлексии, что, по сути, есть критическое мышление.

1

Рефлексия требует от мышления давать самоотчет относительно тех границ, выход за которые делает результаты мышления абсурдными. Поэтому критическое мышление призвано строго следить за границами своей применимости.

Возникновение самокритичности означает начало критического подхода, который является критическим во имя объективной истины [4, с. 86]. Мы также придерживаемся точки зрения философа и считаем, что без критического подхода к решению любой задачи не может быть дан объективный ответ. Во избежание многообразия субъективных точек зрения уместно использовать так называемую критическую традицию, состоящую из четырех этапов: 1) усвоение взглядов предшественников; 2) проверка этих взглядов на внутреннюю непротиворечивость и последовательность, а также на соответствие фактам, нормам и ценностям, считающимся установленными; 3) явное указание противоречий, непоследовательностей или несоответствий фактам, нормам или ценностям; 4) выдвижение новой концепции, избегающей указанных противоречий, непоследовательностей и несоответствий [4, с. 30].

Эти этапы образуют цикл критической традиции, который может повторяться неопределенно долго, то есть образует систему. Это очень важное замечание: создавая систему критических суждений в обучении, мы формируем у субъекта образовательного процесса мышление, которое становится не навязанной преподавателем необходимостью, а основным образом мышления. Такая стратегия формирования критического мышления отмечается И. Кантом, который указывает на необходимость нахождения критического мышления в системе критического сознания. Современные исследователи (Д. М. Шакирова и др.) также ставят проблему специального системного обучения критическому мышлению, начиная со школы и продолжая в вузе.

Одна из основных черт критического мышления - это непременное наличие трансцендентальной рефлексии, требующей от мыслящего субъекта самоотчета в том, для

Ф

#

Система

/-"Т!

N Р---.?Л

Репродуктивные работы

Частично-поисковые работы

'! >

Л/р № 1 Л/р № 2 Л/р № 3

Л/р № 1 Л/р № 2 Л/р № 3

Л/р № 1 Л/р № 2 Л/р № 3

Рефлексия

Семинар 1 Семинар 2 Семинар 3

Рис. Организационная модельлабораторно-практическихзанятий

какой функции сознания мышление используется: для ценностной ориентации, для познания или поиска средств достижения цели (И. Кант). Такого же мнения, что критическое мышление есть рефлексивное мышление, придерживаются В. А. Попков, А. В. Коржуев, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др. Одна из функций критического мышления и заключается в том, чтобы «выявлять, анализировать и исправлять» [5].

Учитывая вышесказанное, в нашем понимании критическое мышление - это такое мышление, которое предполагает формирование методов и приемов субъективной оценки познавательной ситуации, самостоятельную постановку целей интеллектуальной учебной деятельности, характера и способа их достижения. На основе саморефлексии осуществляется оно путем анализа, сравнения, синтеза имеющейся информации, через адекватное понимание незнакомого текста, содержание и интегрирования используемых понятий.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студенту овладеть этапами самостоятельного анализа, рефлексивной деятельностью, определением целей и выбором методов и средств для их достижения. Как правильно заметил Щедровицкий, «тот, кто повторяет, - не учится. Освоение происходит тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяется сами схемы деятельности - способы решения задач или рассуждения» [6, с. 52]. Наиболее ценна рефлексия в контексте профессиональной деятельности. Там выпускник вуза сталкивается с проблемами выбора оптимального пути решения профессиональных задач, прогнозиро-

вания результата, выявления специфических особенностей тех или иных процессов и ситуаций. Поэтому имеет смысл говорить о формировании критически-рефлексивного стиля мышления как одного из ведущих стилей мышления студента естественно-научных специальностей на всех без исключения этапах вузовского обучения.

Тем самым критическое мышление выступает как способ формирования профессиональных качеств будущего специалиста.

Ведущей формой занятий у студентов естественнонаучных специальностей являются лабораторно-практические занятия, поэтому формирование критического мышления именно на лабораторно-практических занятиях кажется целесообразным. Это подтверждается анкетными исследованиями, которые мы проводили в рамках констатирующего эксперимента, в которых принимало участие 155 студентов, причем 52,2% опрошенных подтвердили наши ожидания.

В лабораторно-практической форме занятий главной трудностью составляет ориентация студентов на творческую составляющую учебной деятельности, вместо бездумного повторения отлаженной схемы на занятиях научить мыслить в направлении создания субъективно нового продукта. Когда перед студентом стоит цель создания, а не воспроизведения, возникает потребность искать ответ в доступной для него литературе. С увеличением объема информации становится все труднее сделать выбор и принять решение. В этой ситуации и работает критическое мышление.

ф

Анализ каждого этапа решения проблемы должен заканчиваться учебной рефлексией, которая становится условием развития способности будущих специалистов к профессиональной рефлексии.

По мере развития рефлексивных механизмов у индивида формируется особый когнитивный опыт, обеспечивающий эффект управляемости учебно-познавательной деятельности. С точки зрения деятельностного подхода такими эффектами являются умения: оценивать, что я знаю и чего я не знаю; ставить перед собой учебную задачу; составлять план ее решения; организовывать поисковые действия; критически оценивать полученный результат; осмысливать собственные действия (правильные или неправильные) по выработке решения.

Для формирования критического мышления были выбраны лабораторно-практические занятия, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью студентов-радиофизиков. Но до проведения работ на 2-м курсе в рамках предмета «Методология познавательной деятельности» со студентами проводились семинары с использованием приемов и стратегий технологии критического мышления. Данная дисциплина соответствовала подготовительному этапу формирующего эксперимента.

Обучающий эксперимент по формированию критического мышления состоял из трех этапов: подготовительного, содержательно-деятельностного, результативно-оценочного.

Второй этап (содержательно-деятельностный) предусматривал ориентирование студентов преподавателем на необходимые методы, приемы, направленные на условия для успешного освоения материала, предупреждение о возможных трудностях и способах устранения затруднений. Главной задачей данного этапа является вовлечение студента в самостоятельную деятельность, проявления любознательности и выдвижение собственных гипотез, и их аргументированность. Тематика лабораторных работ: «Основы радиотехники и электроники» (3-й курс, 8 работ), и «Определение параметров молекулярных биосистем» (4-й курс, 9 работ).

Лабораторно-практические занятия (3-4-й курс) были разбиты на блоки, идущие по усложнению в соответствии со схемой (см. рисунок).

На рисунке представлен один цикл лабораторно-практических занятий (один учебный семестр). По аналогичной схеме разбиваются и другие лабораторные занятия (о чем свидетельствуют стрелки вправо и влево), формируя систему.

Третий этап (результативно-оценочный): по окончании изучения дисциплины проводится промежуточ-

ное тестирование по методикам: «Направленность на вид инженерной деятельности» (Е. П. Ильин) [7, с. 460463], «Диагностика рефлексии» (А. В. Карпов) [8, с. 4557], «Познавательная потребность» (В. С. Юркевич) [7, с. 370-371], а на 4-м курсе добавляется опросник профессиональной готовности, разработанный Л. Н. Ка-бардовым [9].

Дальнейшая обработка результатов учебной деятельности по предложенным выше методикам позволит говорить об эффективности данного способа формирования критического мышления у студентов естественно-научных специальностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клустер Д. Что такое критическое мышление. // Перемена. - 2001. - № 12.

2. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: И'Ир^/шшш.се^ег-Ыр. ги/НЪгагу^55^61/е11.Мт1 (дата обращения 04.2011).

3. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред. В. Н. Брюшинкин, В. И. Маркин. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. - 173 с.

4. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / Сост. Д. Г. Лахути, В. Н. Садовский и В. К. Финн; пер. с англ. Д. Г. Лахути; вступ. ст. и общ. ред.

B. Н. Садовского; послесл. В. К. Финна. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 464 с.

5. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. - Красноярск, 2002. - 139 с.

6. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования: статьи и лекции. - М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. - 154 с.

7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

8. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. -

C. 45-57.

9. В помощь психологу. Диагностические тесты и диагностики для дошкольного и школьного возраста: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psiho1ognew.com/cont.htm1 (дата обращения 04.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.