Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ЭКСПЕРТОВ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РСОКО'

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ЭКСПЕРТОВ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РСОКО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО / РЕЕСТР ЭКСПЕРТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вострякова О.В., Николаева В.В., Томин Б.П.

В статье рассматриваются особенности функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования в образовательной системе Челябинской области с помощью информационного ресурса «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования». Также представлен опыт Челябинской области по проведению первой оценочной процедуры с использованием ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Вострякова О.В., Николаева В.В., Томин Б.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL RESOURCE OF EXPERTS IN THE ELD OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT AS AN E ECTIVE INSTRUMENT OF REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT DEVELOPMENT

The article observes characteristics of regional network expert community functioning in the eld of education quality assessment in Chelyabinsk region educational system with the help of informational resource «Register of experts in the eld of education quality assessment». The experience of Chelyabinsk region on holding the rst assessing procedure with the use of informational resource «Register of experts in the eld of education quality assessment» is also given.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ЭКСПЕРТОВ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РСОКО»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРС ЭКСПЕРТОВ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

РАЗВИТИЯ РСОКО

О.В. Вострякова, В.В. Николаева, Б.П. Томин

В статье рассматриваются особенности функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования в образовательной системе Челябинской области с помощью информационного ресурса «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования». Также представлен опыт Челябинской области по проведению первой оценочной процедуры с использованием ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования».

Ключевые слова: оценка качества образования, процедуры оценки качества образования, региональное сетевое сообщество, региональное экспертное сообщество, реестр экспертов, информационный ресурс.

Задачи, поставленные президентом России В.В. Путиным по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству образования [4], невозможно реализовать без решения проблемы обеспечения профессионального мастерства педагогических, руководящих работников и специалистов системы образования. Одним из возможных вариантов решения задачи может стать деятельность экспертных профессиональных сообществ, тем более что на современном этапе развития общества фигура эксперта воспринимается практически как сакральная. Актуальность проблемы формирования и функционирования профессиональных сообществ в образовании нашла свое отражение и в работах ученых-практиков [1, 3]. Однако представление об эксперте и экспертной деятельности в образовании чаще всего воспринимается узко пред-

метно: деятельность в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, при аттестации педагогических работников или в рамках оценочной деятельности педагога в процедурах государственной итоговой аттестации. Такой подход к пониманию роли эксперта нельзя признать полно отражающим весь спектр экспертной деятельности в современной системе образования.

В Челябинской области решение задачи создания и функционирования профессионального экспертного сообщества в сфере образования нашло отражение в формировании регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, особенностью функционирования которого стала форма взаимодействия экспертов -сетевая. Именно это определило актуальную задачу поиска эффективного информационно-технологического механизма управления экспертным сообществом в сфере оценки качества образования.

В период создания регионального сетевого экспертного сообщества (с 2018 по 2021 годы) реализация этого механизма осуществлялась через формирование регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования, который представлял собой список экспертов (с открытой и закрытой частью), размещенный на виртуальной информационно-методической площадке (ВИМП) официального сайта Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО). Это позволило сформировать актуальную базу региональных экспертов в сфере оценки качества образования. Однако анализ результатов

выполнения мероприятий Дорожной карты реализации Концепции регионального сетевого экспертного сообщества (2018-2021 гг.) в то же время выявил основной недостаток функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования в такой форме - невозможность его эффективного использования при реализации задач, поставленных перед современной системой образования региона как в части активного привлечения экспертов к экспертным процедурам, так и в части выстраивания системы непрерывного профессионального развития педагогов, формирования методического актива - в целом, в реализации задач комплексного сопровождения региональной системы оценки качества образования.

Путь решения данной проблемы был сформулирован в обновленной Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования [5] через понимание необходимости формирования принципиально нового информационно-технологического механизма управления региональным сетевым экспертным сообществом. Стоит отметить, что в образовательной системе Челябинской области в рамках региональной системы оценки качества образования «информационные системы выступают активно развивающейся процессуальной частью всех систем оценки качества образования (региональной, муниципальных, институциональных) и служат сильнейшим фактором их развития» [2].

Таким образом, внедрение в практику управления региональным сетевым экспертным сообществом информационного ресурса экспертов в сфере оценки качества образования, оценки профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования (далее - ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования») должно было способствовать решению комплекса задач, связанных с функционированием экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Это и создание актуальной базы данных региональных экспертов в сфере оценки качества образования, и обеспе-

чение ее актуальности, и решение задач, связанных с анализом кадрового потенциала для планирования дополнительных кадровых ресурсов по направлениям экспертной деятельности, организации повышения квалификации педагогических и руководящих работников по направлениям экспертной деятельности в сфере оценки качества образования, и обеспечение процедур проведения оценки профессионального мастерства и квалификаций экспертов, а также реализация комплекса мер по систематизации и повышению эффективности экспертной деятельности в сфере оценки качества образования.

Для создания ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования» в первую очередь необходимо было сформировать нормативную базу информационного ресурса, определиться с содержательным наполнением контента и регламентом его функционирования.

Нормативные основания функционирования ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования» были закреплены в Положении об информационном ресурсе экспертов в сфере оценки качества образования, оценки профессионального мастерства и квалификаций экспертов (далее - Положение). Положение было разработано в соответствии с действующими на сегодняшний день в сфере образования нормативными и концептуальными документами федерального и регионального уровней. В общих положениях определен обладатель информации, содержащейся в ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования» - Министерство образования и науки Челябинской области. Региональными координаторами ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования» признаны ГБУ ДПО РЦОКИО и Областное государственное бюджетное учреждение «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов» (далее - ОГБУ ЧЦОПМКП). В качестве региональных организаторов выступают утвержденные в установленном порядке председатели предметных комиссий по экспертному оцениванию процедур оценки качества образования, а также

должностные лица, ответственные за проведение процедур оценки качества образования в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Пользователями ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования» являются претенденты на статус экспертов (специалисты в сфере образования Челябинской области), региональные эксперты в сфере образования (специалисты в сфере образования, аттестованные или утвержденные в установленном порядке на региональном уровне), региональные координаторы и организаторы.

В Положении были сформулированы цель и задачи, функции региональных координаторов, организаторов и участников реестра, а также правила функционирования ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования». Стратегической целью его функционирования определено формирование и обеспечение функционирования единой региональной базы экспертов Челябинской области, привлекаемых к экспертному оцениванию процедур оценки качества образования, а также использование потенциала экспертов для реализации региональной политики в сфере оценки качества образования. Достижение поставленной цели возможно через реализацию следующих задач:

предоставление возможности работникам системы образования Челябинской области подачи заявления на статус эксперта в сфере оценки качества образования;

создание условий для прохождения оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций эксперта в сфере оценки качества образования;

ведение статистики, анализа, контроля результатов прохождения оценочной процедуры с использованием отчетов ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования»;

формирование базы данных региональных экспертов в сфере оценки качества образования (в том числе и профильных) Челябинской области и ее обновление;_

обеспечение формирования и назначения мероприятий (образовательные события, активности) в сфере оценки качества образования для участия региональных экспертов;

обеспечение формирования и использования базы данных дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, рекомендованных для региональных экспертов и претендентов в эксперты;

организация взаимодействия пользователей информационного ресурса в рамках сетевого взаимодействия.

В Положении также сформулированы принципы функционирования ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования», которыми являются обеспечение полноты, актуальности и достоверности информации, содержащейся в информационном ресурсе, обеспечение ее открытости (за исключением информации ограниченного доступа); ролевая персонификация пользователей ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования», а также возможность интеграции информационного ресурса с другими, внешними, информационными системами. Состав и виды информации, размещаемой в ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования», определяется Концепцией (обновленной) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной картой по ее реализации.

Функции пользователей ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования» также регламентированы Положением. Как уже отмечалось выше, в качестве региональных координаторов определены две организации - ГБУ ДПО РЦОКИО и ОГБУ ЧЦОПМКП. ГБУ ДПО РЦОКИО реализует функции по комплексному сопровождению функционирования ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования»: обеспечение доступа к просмотру и редактированию всех баз данных; наполнение контента информацией об организации и проведении мероприятий (образовательных событий и активностей) в сфере

оценки качества образования; информацией о дополнительных профессиональных программах - программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки в целях организации индивидуальных образовательных маршрутов; информацией о назначении экспертов (претендентов на получение статуса экспертов) на мероприятия в сфере оценки качества образования; осуществляет деятельность по загрузке диагностических работ и доступ к статистической информации о результатах и отчетах по итогам оценочной процедуры.

ОГБУ ЧЦОПМКП в качестве регионального координатора обеспечивает комплексное сопровождение оценочных процедур по выявлению уровня профессиональных компетенций экспертов и претендентов на статус экспертов в сфере оценки качества образования, которое включает в себя деятельность по разработке и согласованию проектов документов, регламентирующих процедуру проведения оценки, деятельность по разработке комплектов контрольных измерительных и справочных материалов, осуществление мониторинга участия кандидатов в эксперты в сфере оценки качества образования в оценочных процедурах, формирование информационно-аналитических материалов и адресных рекомендаций по результатам оценочных процедур.

Региональные организаторы в личном кабинете осуществляют функции по работе с базой профильных экспертов в сфере оценки качества образования в соответствии с процедурой оценки качества образования, размещают сведения о назначенных мероприятиях, вносят сведения о результатах.

Эксперт в сфере оценки качества образования участвует в назначенных мероприятиях. Кроме того, в личном кабинете эксперта размещаются рекомендации о дополнительных профессиональных программах и образовательных событиях с целью формирования индивидуального образовательного маршрута.

Порядок формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования определил

требования к архитектуре ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования» и его содержательное наполнение.

Пользовательский интерфейс ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования» состоит из двух разделов - «страница авторизации» и «личный кабинет». Пользователям, зарегистрированным на информационном ресурсе, предлагается поле для авторизации с возможностью восстановления логина и пароля. При регистрации нового пользователя отображаются «Пользовательское соглашение о получении и обработке персональных данных» и обновленные регистрационные формы, содержащие единые поля для заполнения вне зависимости от категории пользователя.

После успешной авторизации или регистрации пользователю становиться доступен раздел «Личный кабинет». В данном разделе для каждой категории пользователя создан персонализированный кабинет, который позволяет реализовать следующие возможности:

подача заявления (форма);

участие в процедуре оценки профессиональных компетенций.

По результатам участия в оценочной процедуре, направленной на выявление профессиональных дефицитов, выделяются четыре уровня сформированности профессиональных компетенций педагогических работников.

«Низкий» и «базовый» уровни выполнения диагностической работы претендентом в эксперты в сфере оценки качества образования предполагают формирование рекомендаций по кардинальному решению вопроса о повышении квалификации, постоянном методическом сопровождении, разработке индивидуальной программы наставничества. Претенденту в эксперты рекомендуется индивидуальный образовательный маршрут, включающий повышение квалификации по дополнительным образовательным программам в организациях дополнительного профессионального образования, участие в образовательных событиях и активностях, направленных на получение квалифицированной методической поддержки и помощи, профессиональное

общение. Результатом реализации индивидуального образовательного маршрута становится повторная оценка профессиональных компетенций педагогического работника.

«Повышенный» и «высокий» уровни выполнения диагностической работы свидетельствуют о том, что претенденту в эксперты рекомендовано включение в реестр региональных экспертов; идея формирования его (эксперта) индивидуального образовательного маршрута предполагает профессиональное общение с представителями педагогического сообщества, например, в профессиональных (в том числе сетевых) сообществах и методических объединениях, с целью обмена позитивным опытом и успешными педагогическими практиками. Прохождение оценочной процедуры на данных уровнях предполагает зачисление в региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования и переход в личный кабинет эксперта, в котором формируются рекомендации по участию в курсах повышения квалификации и назначаются образовательные мероприятия (события, активности). В профиле эксперта отражается информация о направлении его экспертной деятельности.

Проведение первой оценочной процедуры с использованием ИР «Реестр экспертов в сфере

оценки качества образования» в период с 25 по 31 октября 2021 года подтвердило верность выбранного направления в формировании контента, позволило оценить его возможности в реализации задач по обеспечению формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования. Процедура оценки профессионального мастерства и квалификаций претендентов в эксперты всероссийской и областной олимпиад школьников была инициирована Министерством образования и науки Челябинской области (приказ от 06.10.2021 г. № 03/2538 «Об утверждении регламента проведения оценки профессионального мастерства и квалификаций экспертов всероссийской олимпиады школьников и областной олимпиады школьников Челябинской области в 2021 году») и проводилась посредством выполнения участниками диагностической работы, разработанной на региональном уровне, с использованием ИР «Реестр экспертов в сфере оценки качества образования». Комплексное сопровождение оценочной процедуры осуществлялось региональным координатором - ОГБУ ЧЦОПМКП. Участие в оценочной процедуре приняли 492 уникальных участника, которые в ходе тестирования показали следующие результаты:

Таблица 1

№ п/п Уровень сформированности профессиональных компетенций Количество кандидатов в эксперты

1 Низкий 1 (0,2%)

2 Базовый 33 (6,8%)

3 Повышенный 432 (87,8%)

4 Высокий 26 (5,2%)

нию эфф 20

мастерства и квали-№ 1 (15)2022

фикаций экспертов в сфере оценки качества образования до оценки результативности их деятельности и будет способствовать совершенствованию региональных механизмов управления качеством образования.

Список литературы

1. Андрощук, Н. А. Сопровождение профессионального развития учителей в педагогическом сообществе / Н. А. Андрощук // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9 (94). -С.95-100.

2. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. -Челябинск: РЦОКИО, 2020. - 129 с. - ISBN 978-5-906934-42-0

3. Котлярова, А. Е. Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов / А. Е. Котлярова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - №3 (24). - С. 70-76.

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Президент России: [сайт]. -2022. - URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/63728 (дата обращения: 11.04.2022).

5. Об утверждении Концепции (обновленной) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.12.2021 № 03/3050

URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_ conc/koncepciy a_rses.pdf (дата обращения: 06.05.2022).

References

1. Androshhuk, professional'nogo pedagogicheskom Androshhuk // gosudarstvennogo

N. A. Soprovozhdenie razvitija uchitelej v soobshhestve / N. A. Izvestija Volgogradskogo pedagogicheskogo

universiteta. - 2014. - №°9 (94). - S.95-100.

2. Koncepcija (obnovlennaja) regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija (Cheljabinskaja oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -Cheljabinsk: RCOKIO, 2020. - 129 s. - ISBN 978-5-906934-42-0

3. Kotljarova, A. E. Setevye pedagogicheskie soobshhestva kak platforma neformal'nogo obrazovanija pedagogov / A. E. Kotljarova // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov. - 2015. - №3 (24). - S. 70-76.

4. O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 ijulja 2020 g. № 474 // Prezident Rossii: [sajt]. - 2022. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63 728 (data obrashhenija: 11.04.2022).

5. Ob utverzhdenii Koncepcii (obnovlennoj) regional'nogo setevogo jekspertnogo soobshhestva v sfere ocenki kachestva obrazovanija i Dorozhnoj karty po ee realizacii: prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 01.12.2021 № 03/3050 -URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/ koncepciy a_rses.pdf (data obrashhenija: 06.05.2022).

Сведения об авторах

Николаева Владислава Валерьевна -

начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Вострякова Ольга Владимировна -методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Томин Борис Павлович - начальник управления информационного обеспечения системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.