ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.014
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
М.Ю. Школьникова, В.В. Николаева, Е.И. Соколова
В статье изучен опыт реализации Концепции регионального сетевого экспертного сообщества, актуализируется необходимость обновления Концепции. Авторами статьи рассматриваются такие аспекты обновления Концепции, как механизм формирования реестра регионального сетевого экспертного сообщества и направления деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.
Ключевые слова: оценка качества образования, региональная система оценки качества образования, экспертная деятельность в сфере оценки качества образования, региональное сетевое экспертное сообщество, реестр экспертов.
Формирование и функционирование экспертного сообщества является неотъемлемой частью региональной системы оценки качества образования, а управление деятельностью экспертного сообщества представляет собой одну из задач реализации модели управления качеством образования в рамках региональной политики в сфере оценки качества образования Челябинской области.
Решение задач по обеспечению профессионального развития педагогического сообщества Челябинской области нашло отражение в практическом опыте формирования и функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, закрепленном в Концепции регионального сетевого экспертного сообщества (2018 - 2021 годы) (далее - Концепция) [2]. В Концепции с опорой на накопленный практический опыт создания и использования на
региональном уровне эффективных инструментов обеспечения развития региональной системы оценки качества образования были сформулированы цель, задачи и направления экспертной деятельности; разработаны и описаны механизмы управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества и показатели результативности его функционирования. Мероприятия по реализации Концепции закреплены в Дорожной карте, рассчитанной также на период с 2018 по 2021 годы и основанной на применении организационных, информационных и методических механизмов управления экспертным сообществом. Оценка результативности функционирования экспертного сообщества в заявленный период показала действенность применения данных механизмов и актуальность деятельности экспертного сообщества в целом [3].
В ходе применения организационного механизма была сформирована нормативно-правовая база для обеспечения деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в региональной системе: деятельность регионального сетевого экспертного сообщества регламентирована приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758, утвержден порядок формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования и работы экспертной площадки профессионально-общественного обсуждения и профессионально-
общественной экспертизы (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.06.2019 г. № 01/2038).
Запуск регионального реестра экспертов в
сфере оценки качества образования на виртуальной информационной методической площадке (далее - ВИМП) - результат применения информационного механизма управления. Это позволило сформировать базу данных региональных экспертов (на 2021 год -3 773 эксперта).
В рамках применения методического механизма управления в период с 2018 по 2021 годы успешно реализованы методические мероприятия: разработаны и реализуются программы повышения квалификации и программа профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества образования» по направлениям экспертной деятельности, опубликованы научно-прикладные статьи и материалы по актуальным вопросам экспертной деятельности в сборниках межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования», в периодическом научно-методическом журнале ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» «Научно-методическое сопровождение оценки качества образования»; сформирована традиция представления успешных экспертных практик в сфере оценки качества образования на ВИМП в рамках ежегодных региональных мероприятий: Южно-Уральское педагогическое собрание, съезд руководителей образовательных организаций, презентационный проект «День образовательной агломерации»; созданы условия для проведения профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы методических материалов, инструментария оценочных процедур, проектов распорядительных документов региональной системы оценки качества образования в рамках межмуниципальных проектных групп в составе образовательной агломерации по реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.
Таким образом, представленные результаты продемонстрировали успешность деятельности регионального сетевого экспертного сооб-
щества в период с 2018 по 2021 годы. В то же время своевременное исполнение мероприятий Дорожной карты реализации Концепции обозначило необходимость ее обновления.
Необходимость обновления действующей Ко нц епции в первую очередь связана с ростом оценочных процедур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это в свою очередь актуализирует задачи обновления единой региональной базы данных экспертов в сфере оценки качества образования, координации деятельности специалистов системы образования, привлекаемых к экспертному оцениванию и управлению этой деятельностью, применению технологий эффективного сетевого управления потенциалом регионального профессионального педагогического сообщества. Также стоит отметить повышение требований к профессиональной компетентности экспертов, привлекаемых к федеральным, региональным и муниципальным процедурам оценки качества образования. Решение задачи непрерывного профессионального развития педагогических работников в настоящее время происходит с помощью создания и внедрения единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и региональной системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области.
Таким образом, в региональной системе сложилось объективное понимание того, что обновление Концепции должно решить вопрос потребности в продолжении использования на региональном уровне инструментов обеспечения развития региональной системы оценки качества образования в части реализации экспертной деятельности посредством осуществления сетевого взаимодействия представителей различных групп экспертов регионального сетевого экспертного сообщества.
Сразу стоит отметить, что содержательно обновленная Концепция, срок действия которой определен 2022 - 2024 годами, коррелиру-
ется с Концепцией 2018 - 2021 годов. В рамках обновления Концепции на основе обзора и анализа изменений в первую очередь был актуализирован перечень нормативных и методологических документов федерального и регионального уровней; существенно уточнены направления и содержание экспертной деятельности, актуализированы механизмы управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества, обновлены условия функционирования регионального сетевого экспертного сообщества.
Авторы-составители Концепции отмечают, что методология актуализации Концепции основана на позициях обновления, отраженных в концептуальных документах развития образования: на федеральном уровне - в Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 г. № Р-76; на региональном - в Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 г. № 01/1958, а также в Концепции системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2021 г. № 01/1753) [1].
Целью деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, как и первой редакции Концепции, определено использование потенциала экспертов для развития региональной системы оценки качества образования посредством применения организационных, информационных и методических механизмов управления экспертным сообществом в сфере оценки качества образования.
Формулировка задач по достижению цели отразила вектор обновления Концепции:
в части организационного механизма одна из задач содержит идею обновления норматив-
но-правовой базы для обеспечения деятельности экспертного сообщества в региональной системе оценки качества образования, актуализации и обеспечения реализации порядка формирования и функционирования регионального реестра сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования;
информационный механизм управления региональным сетевым экспертным сообществом предполагает «переформатирование» регионального реестра экспертов в части функционирования в информационный ресурс экспертов в сфере оценки качества образования, оценки профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования и обеспечение его применения.
В обновлении методического механизма управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере оценки качества образования необходимо отметить актуальную задачу организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки претендентов на статус экспертов по программам дополнительного профессионального образования по направлениям экспертной деятельности.
Существенные изменения коснулись и функционирования регионального реестра экспертов: в редакции Концепции 2018 - 2021 годов для включения в реестр педагогического работника достаточно было наличие распорядительного документа Министерства образования и науки Челябинской области о присвоении статуса эксперта. В обновленной Концепции основанием для внесения субъекта в реестр является успешное (повышенный и высокий уровень предполагает выполнение более 60% диагностической работы) прохождение оценочной процедуры, организованной и проведенной ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов» и направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования. Такой подход к формированию регионального сетевого экспертного сообщества, по мнению авторов-
составителей Концепции, позволяет повышать обусловлено непрерывным развитием системы качество подготовки экспертов, составляющих оценки качества образования. Для наглядности кадровый потенциал региональной системы целесообразно представить обновление образования. направлений экспертной деятельности в
Существенные изменения были внесены в таблице 1. направления экспертной деятельности, что
Таблица 1
Направления деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования
Концепция (2018 - 2021 гг.) Концепция (2021 - 2024 гг.)
1) экспертная деятельность в рамках РИКО; 2) экспертная деятельность в рамках НИКО; 3) мониторинг объективности проведения МСИ, ВПР, НИКО, РИКО; 4) экспертная деятельность в рамках ГИА (эксперты ОГЭ, ЕГЭ); 5) экспертная деятельность в рамках олимпиад школьников; 6) эксперты в сфере государственной регламентации образовательной деятельности; 7) специалисты, привлекаемые к всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников; 8) профессионально-общественная экспертиза На региональном уровне 1) экспертная деятельность в рамках НИКО; 2) экспертная деятельность в рамках мониторинга объективности проведения МСИ, олимпиад школьников (ВсОШ и ООШ) и НИКО; 3) экспертная деятельность в рамках ГИА (эксперты ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ); 4) экспертная деятельность в рамках олимпиад школьников (ВсОШ и ООШ); 5) экспертная деятельность в сфере государственной регламентации образовательной деятельности; 6) экспертная деятельность в рамках процедуры аттестации педагогических работников (деятельность специалистов, привлекаемых к всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников); 7) экспертная деятельность в рамках профессионально-общественной экспертизы; 8) экспертная деятельность в рамках мониторинга оценки муниципальных механизмов управления качеством образования; 9) экспертная деятельность в рамках оценки предметных и методических компетенций педагогических работников; 10) экспертная деятельность в рамках независимой оценки квалификаций педагогов На муниципальном уровне 1) экспертная деятельность в рамках ВПР, диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 4-х классов (комплексная работа), диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов (индивидуальный проект); 2) экспертная деятельность в рамках мониторинга объективности проведения ВПР, РИКО; 3) экспертная деятельность в рамках мониторинга эффективности деятельности руководителя
Представленные в таблице направления деятельности экспертного сообщества характеризуют не только расширение спектра экспертных процедур, но и распределение их в соответствии с уровнями осуществления -муниципальным и региональным.
Кроме того, в Концепции уточнены требования, предъявляемые к экспертам по направлениям оценки качества образования: уровень образования, стаж работы в сфере образования, а также специальные требования, отражающие специфику конкретной оценочной процедуры.
В обновленной Концепции описывается активная форма информационно-
технологического ресурса функционирования регионального сетевого экспертного сообщества - реестра региональных экспертов в сфере оценки качества образования. Информационный ресурс экспертов в сфере оценки качества образования, оценки профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования (далее - Информационный ресурс) включает в себя модуль оценки и модуль экспертизы. Таким образом, оценочная процедура осуществляется непосредственно на Информационном ресурсе и позволяет кандидату в эксперты того или иного направления экспертной деятельности сразу увидеть свой результат (низкий, базовый, повышенный и высокий уровень), определить свой (индивидуальный) образовательный маршрут посредством выбора образовательных событий и активностей, курсов повышения квалификации. Так, использование Информационного ресурса делает региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования активным инструментом оценки профессионального мастерства и профессиональных компетенций педагогических работников, позволяет создать условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников и формирования тьютор-ского сообщества в сфере оценки качества образования.
Результативность функционирования
регионального сетевого экспертного сообщества является важным элементом управления,
позволяющим провести комплексный анализ результатов деятельности, определить необходимые меры по совершенствованию функционирования экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Показатели результативности функционирования регионального сетевого экспертного сообщества определены целью Концепции и направлены на оценку результативности применения организационных, информационных и методических механизмов управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере оценки качества образования.
Список литературы
1. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. - Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 129 с.
2. Концепция регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758. - URL: https:// rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (дата обращения: 29.10.2021).
3. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества как эффективный' ресурс развития региональной' системы оценки качества образования/ М. Ю. Школьникова,
B. В. Николаева, О. В. Вострякова, Е. И. Соколова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования, 2019 № 1 (6). -
C. 7-9.
References
1. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -Chelyabinsk : RTSOKIO, 2020. - 129 s.
2. Kontseptsiya regional'nogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya oblasti : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti ot 24.12.2018 g. № 03/3758. - URL: https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (data obrashcheniya: 29.10.2021).
3. Kontseptsiya regional'nogo setevogo
ekspertnogo soobshchestva как ейеШупу] геэиге razvitiya regional'nojí sistemy otsenki kachestva obrazovaniya/ М. Yu. Shkol'nikova, V. V. Nikolaeva, О. V. Vostryakova, Е. I. Sokolova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya, 2019 № 1 (6). - S. 7-9.
Сведения об авторах
Школьникова Марина Юрьевна - заместитель директора ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челябинск
Николаева Владислава Валериевна -начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Соколова Екатерина Игоревна - методист
отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки каче ства и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Shkolnikova M.Yu. - Deputy Director of Regional State Budget Institution « Chelyabinsk Center of Professional Mastery Assessment and Teachers Qualification», Chelyabinsk
Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 371.263
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Т.В. Дубынина
В статье рассматриваются методологические аспекты участия педагога в формировании быстро развивающейся информационно-цифровой среды со встроенными элементами технологии обучения. Такая среда обеспечивает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также методов оценивания достигнутых результатов. Рассмотрены примеры реализации информационных цифровых ресурсов и технологий, создающих условия для совершенствования планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной, результативной организации обучения.
Ключевые слова: цифровые технологии,
цифровые ресурсы, оценка образовательных результатов, цифровая образовательная среда.
В настоящее время термин «цифровые технологии» (ЦТ) приобрел особое звучание в связи с программами цифровой трансформации экономики и образования [1,2]. Федеральный государственный образовательный стандарт поставил задачу формирования у каждого обучающегося способности управлять собственным учением. Формирование информационно-предметной среды со встроенными цифровыми технологиями обучения призвано решить эту задачу. Оно включает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразви-