Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО / РЕЕСТР ЭКСПЕРТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Школьникова М.Ю., Николаева В.В., Соколова Е.И.

В статье изучен опыт реализации Концепции регионального сетевого экспертного сообщества, актуализируется необходимость обновления Концепции. Авторами статьи рассматриваются такие аспекты обновления Концепции, как механизм формирования реестра регионального сетевого экспертного сообщества и направления деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Школьникова М.Ю., Николаева В.В., Соколова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE ASPECT OF RENEWAL OF REGIONAL NETWORK EXPERT SOCIETY CONCEPT UNDER THE CONDITIONS INTERNAL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT DEVELOPMENT

The experience of regional network expert society Concept implementation is studied in the article, the necessity of Concept renewal is actualized. The authors of the article observe such aspects of Concept renewal as register formation mechanisms of regional network expert society and activity direction of regional network expert society in the sphere of education quality assessment

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

М.Ю. Школьникова, В.В. Николаева, Е.И. Соколова

В статье изучен опыт реализации Концепции регионального сетевого экспертного сообщества, актуализируется необходимость обновления Концепции. Авторами статьи рассматриваются такие аспекты обновления Концепции, как механизм формирования реестра регионального сетевого экспертного сообщества и направления деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.

Ключевые слова: оценка качества образования, региональная система оценки качества образования, экспертная деятельность в сфере оценки качества образования, региональное сетевое экспертное сообщество, реестр экспертов.

Формирование и функционирование экспертного сообщества является неотъемлемой частью региональной системы оценки качества образования, а управление деятельностью экспертного сообщества представляет собой одну из задач реализации модели управления качеством образования в рамках региональной политики в сфере оценки качества образования Челябинской области.

Решение задач по обеспечению профессионального развития педагогического сообщества Челябинской области нашло отражение в практическом опыте формирования и функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, закрепленном в Концепции регионального сетевого экспертного сообщества (2018 - 2021 годы) (далее - Концепция) [2]. В Концепции с опорой на накопленный практический опыт создания и использования на

региональном уровне эффективных инструментов обеспечения развития региональной системы оценки качества образования были сформулированы цель, задачи и направления экспертной деятельности; разработаны и описаны механизмы управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества и показатели результативности его функционирования. Мероприятия по реализации Концепции закреплены в Дорожной карте, рассчитанной также на период с 2018 по 2021 годы и основанной на применении организационных, информационных и методических механизмов управления экспертным сообществом. Оценка результативности функционирования экспертного сообщества в заявленный период показала действенность применения данных механизмов и актуальность деятельности экспертного сообщества в целом [3].

В ходе применения организационного механизма была сформирована нормативно-правовая база для обеспечения деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в региональной системе: деятельность регионального сетевого экспертного сообщества регламентирована приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758, утвержден порядок формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования и работы экспертной площадки профессионально-общественного обсуждения и профессионально-

общественной экспертизы (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.06.2019 г. № 01/2038).

Запуск регионального реестра экспертов в

сфере оценки качества образования на виртуальной информационной методической площадке (далее - ВИМП) - результат применения информационного механизма управления. Это позволило сформировать базу данных региональных экспертов (на 2021 год -3 773 эксперта).

В рамках применения методического механизма управления в период с 2018 по 2021 годы успешно реализованы методические мероприятия: разработаны и реализуются программы повышения квалификации и программа профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества образования» по направлениям экспертной деятельности, опубликованы научно-прикладные статьи и материалы по актуальным вопросам экспертной деятельности в сборниках межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования», в периодическом научно-методическом журнале ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» «Научно-методическое сопровождение оценки качества образования»; сформирована традиция представления успешных экспертных практик в сфере оценки качества образования на ВИМП в рамках ежегодных региональных мероприятий: Южно-Уральское педагогическое собрание, съезд руководителей образовательных организаций, презентационный проект «День образовательной агломерации»; созданы условия для проведения профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы методических материалов, инструментария оценочных процедур, проектов распорядительных документов региональной системы оценки качества образования в рамках межмуниципальных проектных групп в составе образовательной агломерации по реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.

Таким образом, представленные результаты продемонстрировали успешность деятельности регионального сетевого экспертного сооб-

щества в период с 2018 по 2021 годы. В то же время своевременное исполнение мероприятий Дорожной карты реализации Концепции обозначило необходимость ее обновления.

Необходимость обновления действующей Ко нц епции в первую очередь связана с ростом оценочных процедур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это в свою очередь актуализирует задачи обновления единой региональной базы данных экспертов в сфере оценки качества образования, координации деятельности специалистов системы образования, привлекаемых к экспертному оцениванию и управлению этой деятельностью, применению технологий эффективного сетевого управления потенциалом регионального профессионального педагогического сообщества. Также стоит отметить повышение требований к профессиональной компетентности экспертов, привлекаемых к федеральным, региональным и муниципальным процедурам оценки качества образования. Решение задачи непрерывного профессионального развития педагогических работников в настоящее время происходит с помощью создания и внедрения единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и региональной системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области.

Таким образом, в региональной системе сложилось объективное понимание того, что обновление Концепции должно решить вопрос потребности в продолжении использования на региональном уровне инструментов обеспечения развития региональной системы оценки качества образования в части реализации экспертной деятельности посредством осуществления сетевого взаимодействия представителей различных групп экспертов регионального сетевого экспертного сообщества.

Сразу стоит отметить, что содержательно обновленная Концепция, срок действия которой определен 2022 - 2024 годами, коррелиру-

ется с Концепцией 2018 - 2021 годов. В рамках обновления Концепции на основе обзора и анализа изменений в первую очередь был актуализирован перечень нормативных и методологических документов федерального и регионального уровней; существенно уточнены направления и содержание экспертной деятельности, актуализированы механизмы управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества, обновлены условия функционирования регионального сетевого экспертного сообщества.

Авторы-составители Концепции отмечают, что методология актуализации Концепции основана на позициях обновления, отраженных в концептуальных документах развития образования: на федеральном уровне - в Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 г. № Р-76; на региональном - в Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 г. № 01/1958, а также в Концепции системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2021 г. № 01/1753) [1].

Целью деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, как и первой редакции Концепции, определено использование потенциала экспертов для развития региональной системы оценки качества образования посредством применения организационных, информационных и методических механизмов управления экспертным сообществом в сфере оценки качества образования.

Формулировка задач по достижению цели отразила вектор обновления Концепции:

в части организационного механизма одна из задач содержит идею обновления норматив-

но-правовой базы для обеспечения деятельности экспертного сообщества в региональной системе оценки качества образования, актуализации и обеспечения реализации порядка формирования и функционирования регионального реестра сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования;

информационный механизм управления региональным сетевым экспертным сообществом предполагает «переформатирование» регионального реестра экспертов в части функционирования в информационный ресурс экспертов в сфере оценки качества образования, оценки профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования и обеспечение его применения.

В обновлении методического механизма управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере оценки качества образования необходимо отметить актуальную задачу организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки претендентов на статус экспертов по программам дополнительного профессионального образования по направлениям экспертной деятельности.

Существенные изменения коснулись и функционирования регионального реестра экспертов: в редакции Концепции 2018 - 2021 годов для включения в реестр педагогического работника достаточно было наличие распорядительного документа Министерства образования и науки Челябинской области о присвоении статуса эксперта. В обновленной Концепции основанием для внесения субъекта в реестр является успешное (повышенный и высокий уровень предполагает выполнение более 60% диагностической работы) прохождение оценочной процедуры, организованной и проведенной ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов» и направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования. Такой подход к формированию регионального сетевого экспертного сообщества, по мнению авторов-

составителей Концепции, позволяет повышать обусловлено непрерывным развитием системы качество подготовки экспертов, составляющих оценки качества образования. Для наглядности кадровый потенциал региональной системы целесообразно представить обновление образования. направлений экспертной деятельности в

Существенные изменения были внесены в таблице 1. направления экспертной деятельности, что

Таблица 1

Направления деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования

Концепция (2018 - 2021 гг.) Концепция (2021 - 2024 гг.)

1) экспертная деятельность в рамках РИКО; 2) экспертная деятельность в рамках НИКО; 3) мониторинг объективности проведения МСИ, ВПР, НИКО, РИКО; 4) экспертная деятельность в рамках ГИА (эксперты ОГЭ, ЕГЭ); 5) экспертная деятельность в рамках олимпиад школьников; 6) эксперты в сфере государственной регламентации образовательной деятельности; 7) специалисты, привлекаемые к всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников; 8) профессионально-общественная экспертиза На региональном уровне 1) экспертная деятельность в рамках НИКО; 2) экспертная деятельность в рамках мониторинга объективности проведения МСИ, олимпиад школьников (ВсОШ и ООШ) и НИКО; 3) экспертная деятельность в рамках ГИА (эксперты ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ); 4) экспертная деятельность в рамках олимпиад школьников (ВсОШ и ООШ); 5) экспертная деятельность в сфере государственной регламентации образовательной деятельности; 6) экспертная деятельность в рамках процедуры аттестации педагогических работников (деятельность специалистов, привлекаемых к всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников); 7) экспертная деятельность в рамках профессионально-общественной экспертизы; 8) экспертная деятельность в рамках мониторинга оценки муниципальных механизмов управления качеством образования; 9) экспертная деятельность в рамках оценки предметных и методических компетенций педагогических работников; 10) экспертная деятельность в рамках независимой оценки квалификаций педагогов На муниципальном уровне 1) экспертная деятельность в рамках ВПР, диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 4-х классов (комплексная работа), диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов (индивидуальный проект); 2) экспертная деятельность в рамках мониторинга объективности проведения ВПР, РИКО; 3) экспертная деятельность в рамках мониторинга эффективности деятельности руководителя

Представленные в таблице направления деятельности экспертного сообщества характеризуют не только расширение спектра экспертных процедур, но и распределение их в соответствии с уровнями осуществления -муниципальным и региональным.

Кроме того, в Концепции уточнены требования, предъявляемые к экспертам по направлениям оценки качества образования: уровень образования, стаж работы в сфере образования, а также специальные требования, отражающие специфику конкретной оценочной процедуры.

В обновленной Концепции описывается активная форма информационно-

технологического ресурса функционирования регионального сетевого экспертного сообщества - реестра региональных экспертов в сфере оценки качества образования. Информационный ресурс экспертов в сфере оценки качества образования, оценки профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования (далее - Информационный ресурс) включает в себя модуль оценки и модуль экспертизы. Таким образом, оценочная процедура осуществляется непосредственно на Информационном ресурсе и позволяет кандидату в эксперты того или иного направления экспертной деятельности сразу увидеть свой результат (низкий, базовый, повышенный и высокий уровень), определить свой (индивидуальный) образовательный маршрут посредством выбора образовательных событий и активностей, курсов повышения квалификации. Так, использование Информационного ресурса делает региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования активным инструментом оценки профессионального мастерства и профессиональных компетенций педагогических работников, позволяет создать условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников и формирования тьютор-ского сообщества в сфере оценки качества образования.

Результативность функционирования

регионального сетевого экспертного сообщества является важным элементом управления,

позволяющим провести комплексный анализ результатов деятельности, определить необходимые меры по совершенствованию функционирования экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Показатели результативности функционирования регионального сетевого экспертного сообщества определены целью Концепции и направлены на оценку результативности применения организационных, информационных и методических механизмов управления региональным сетевым экспертным сообществом в сфере оценки качества образования.

Список литературы

1. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. - Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 129 с.

2. Концепция регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758. - URL: https:// rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (дата обращения: 29.10.2021).

3. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества как эффективный' ресурс развития региональной' системы оценки качества образования/ М. Ю. Школьникова,

B. В. Николаева, О. В. Вострякова, Е. И. Соколова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования, 2019 № 1 (6). -

C. 7-9.

References

1. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -Chelyabinsk : RTSOKIO, 2020. - 129 s.

2. Kontseptsiya regional'nogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya oblasti : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti ot 24.12.2018 g. № 03/3758. - URL: https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (data obrashcheniya: 29.10.2021).

3. Kontseptsiya regional'nogo setevogo

ekspertnogo soobshchestva как ейеШупу] геэиге razvitiya regional'nojí sistemy otsenki kachestva obrazovaniya/ М. Yu. Shkol'nikova, V. V. Nikolaeva, О. V. Vostryakova, Е. I. Sokolova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya, 2019 № 1 (6). - S. 7-9.

Сведения об авторах

Школьникова Марина Юрьевна - заместитель директора ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челябинск

Николаева Владислава Валериевна -начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Соколова Екатерина Игоревна - методист

отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки каче ства и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Shkolnikova M.Yu. - Deputy Director of Regional State Budget Institution « Chelyabinsk Center of Professional Mastery Assessment and Teachers Qualification», Chelyabinsk

Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.263

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Т.В. Дубынина

В статье рассматриваются методологические аспекты участия педагога в формировании быстро развивающейся информационно-цифровой среды со встроенными элементами технологии обучения. Такая среда обеспечивает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также методов оценивания достигнутых результатов. Рассмотрены примеры реализации информационных цифровых ресурсов и технологий, создающих условия для совершенствования планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной, результативной организации обучения.

Ключевые слова: цифровые технологии,

цифровые ресурсы, оценка образовательных результатов, цифровая образовательная среда.

В настоящее время термин «цифровые технологии» (ЦТ) приобрел особое звучание в связи с программами цифровой трансформации экономики и образования [1,2]. Федеральный государственный образовательный стандарт поставил задачу формирования у каждого обучающегося способности управлять собственным учением. Формирование информационно-предметной среды со встроенными цифровыми технологиями обучения призвано решить эту задачу. Оно включает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.