Научная статья на тему 'Совершенствование профессионально- этической компетентности эксперта в сфере образования'

Совершенствование профессионально- этической компетентности эксперта в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТ / ЭКСПЕРТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЭКСПЕРТА / ПРИВЛЕКАЕМОГО К ПРОВЕДЕНИЮ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушкина С.В., Шутько Ю.Б.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной системы образования подготовке экспертов в сфере оценки качества образования. Выделен вопрос актуальности формирования и функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования Челябинской области, а также организации обучения экспертов на базе ГБУ ДПО РЦОКИО с целью совершенствования профессиональных компетентностей экспертов, широко привлекаемых к процедурам оценки качества образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Рассматривается актуальность целенаправленного формирования у педагогических и руководящих работников системы образования компетенций проведения экспертизы в сфере оценки качества. Особый акцент сделан на формирование профессионально-этической компетентности эксперта как основы исполнения нравственных обязательств, которыми руководствуется эксперт в ходе проведения экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушкина С.В., Шутько Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионально- этической компетентности эксперта в сфере образования»

УДК 65.012:37

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С.В. Сайгушкина, Ю.Б. Шутько

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной системы образования -подготовке экспертов в сфере оценки качества образования. Выделен вопрос актуальности формирования и функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования Челябинской области, а также организации обучения экспертов на базе ГБУ ДПО РЦОКИО с целью совершенствования профессиональных компетентностей экспертов, широко привлекаемых к процедурам оценки качества образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Рассматривается актуальность целенаправленного формирования у педагогических и руководящих работников системы образования компетенций проведения экспертизы в сфере оценки качества. Особый акцент сделан на формирование профессионально-этической компетентности эксперта как основы исполнения нравственных обязательств, которыми руководствуется эксперт в ходе проведения экспертизы.

Ключевые слова: экспертиза, эксперт, эксперт в сфере образования, региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования, компетентность, этика, профессиональная этика, профессионально-этическая компетентность, Кодекс профессиональной этики эксперта, привлекаемого к проведению аккредитационной экспертизы в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности.

В современном российском обществе в условиях становления цифровой экономки особое место в оценке качества в различных сферах отводится профессиональным экспертам. Все виды трудовой деятельности в разной степени, но связаны с проведением экспертиз. Педагоги и психологи, менеджеры и экономисты, юристы и инженеры - все они могут выступать как в роли экспертов, так и в роли экспертируе-

мых. В результате проведения оценочных экспертиз определяются победители конкурсов и соревнований, создаются рейтинги организаций и политических деятелей и так далее.

Экспертиза (от латинского ехреГи — опытный, сведущий) - рассмотрение, исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства и т.п. [5]. К исследованию привлекаются сведущие, опытные в каких-либо вопросах, требующих специальных знаний, эксперты. В свою очередь, эксперт - это лицо, обладающее специальным набором знаний, навыков и опытом в определенной отрасли, которые позволяют ему давать квалифицированные оценки относительно процессов, протекающих внутри и вокруг этой отрасли [6]. Большинство экспертов назначаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проведения экспертизы и предоставления экспертного заключения [7]. Экспертом может быть назначено лицо, которое имеет необходимые и достаточные для дачи заключения знания, в том числе эксперт должен быть высококомпетентным в той области (сфере), по которой назначено проведение экспертизы. При этом позиция эксперта должна быть в высшей степени беспристрастной и объективной, поскольку результатом работы эксперта является составление заключения (мнения), которое может быть оспорено экспертируемым.

Система образования сегодня является одной из областей в которой необходимость проведения качественных экспертных процедур стремительно возрастает, особенно с развитием инноваций в рамках реализации национального проекта «Образование». Переход системы образования в режим развития влечет за собой необходимость создания экспертных механизмов, обеспечивающих комплексный анализ и оценку эффективности и перспективности происходящих процессов, и прогнозирование вероятных сценариев развития системы образования, в том числе формирования эффективных механизмов оценки качества

образования [3]. Список объектов экспертной оценки сегодня весьма обширен: это и экспертная оценка проектов стандартов образования; авторитетная оценка новых учебников и учебных пособий; оценка соответствия требованиям федеральных образовательных стандартов результатам освоения основных образовательных программ; экспертная оценка программы развития образовательной организации или образовательных программ, оценка деятельность педагогов в ходе аттестации и. прочее. Практика проведения экспертных процедур становится одним из ведущих механизмов управления развитием и совершенствованием системы образования в целом и отдельных ее элементы в частности.

Рост количества оценочных процедур в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях привел к необходимости привлечения все большего количества экспертов [3]. Сегодня в профессиональном сообществе сформировано мнение, что объективно оценить качество системы образования и ее элементов возможно только с привлечением профессионального сообщества экспертов. В Челябинской области сформирован инновационный региональный инструмент управления развитием региональной системой оценки качества образования - региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования (РСЭС). Основные задачи, решаемые на уровне региона сегодня - это формирование единой региональной базы данных экспертов в сфере оценки качества образования, координация деятельности специалистов системы образования, привлекаемых к экспертному оцениванию в оценочных процедурах и управлению этой деятельностью, применение технологий эффективного сетевого управления потенциалом регионального профессионального педагогического сообщества в обеспечении оценки качества образования [2]. Кроме того, создание регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, несомненно, должно содействовать развитию и совершенствованию профессиональных компетентностей экспертов, широко привлекаемых к процедурам оценки качества образования.

Следует отметить, что сегодня есть четкое

понимание того, что экспертная деятельность представляет собой особую, специфическую профессиональную деятельность. Причем не всякий специалист, даже высококвалифицированный, имеющий большой стаж профессиональной деятельности, может выступать в роли эксперта. А, следовательно, требуется соответствующая система подготовки экспертов, которые должны знать, что надо оценивать, как это делается, и выработать единообразие в подходе к оцениванию, потому как оценочные заключения по результатам экспертиз не могут быть уникальными, иначе они будут несопоставимы друг с другом.

ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» в течение ряда лет осуществляет планомерную подготовку экспертов в сфере оценки качества образования, постоянно расширяя спектр программ повышения квалификации для данной категории специалистов системы образования. В 2020 году учреждение дополнительного профессионального образования впервые приступило к реализации программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования» (программа). Реализация программы направлена на подготовку группы специалистов, обладающих широкими компетенциями проведения экспертизы в сфере оценки качества образования по ведущим направлениям оценочных процедур: всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников при проведении аттестации педагогических работников; профессионально-общественной экспертизы; олимпиады школьников; оценки качества образовательных результатов; оценки качества образовательных программ; государственной регламентации образовательной деятельности; государственной итоговой аттестации.

В рамках программы совершенствуется ряд значимых компетентностей эксперта в сфере оценки качества образования, а именно - нормативно-правовая, методологическая, оценочная, аналитическая, информационная. Важно отметить, что программа содействует совершенствованию профессионально-этической компетентности руководителей и педагогических работни-

ков, привлекаемых к экспертизе в сфере оценки качества образования через включение в нее учебной дисциплины «Основы профессиональной этики эксперта». Включение данной учебной дисциплины является важным элементом в формировании целостного компетентностного портрета эксперта в сфере оценки качества образования. Поскольку профессионально-этическая компетентность эксперта представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации, ей уделено особое место в программе. В ходе освоения учебной дисциплины создаются условия для:

систематизации представления о нормативно-правовых и методологических основаниях этико-правового подхода в экспертной деятельности в сфере оценки качества образования;

формирования представления об основных принципах профессиональной этики эксперта;

совершенствование профессиональных

компетентностей, направленных на управление конфликтными ситуациями при проведении экспертизы в сфере оценки качества образования;

расширение представлений о способах формирования и поддержания позитивного имиджа эксперта в сфере оценки качества образования.

Тезаурус учебной дисциплины «Основы профессиональной этики эксперта» программы включает такие ключевые понятия как «федеральный эксперт в сфере образования», «региональный эксперт в сфере образования», «компетентность», «этика», «профессиональная этика», «профессионально-этическая компетентность», «кодекс». Компетентность прежде всего связана с характером и уровнем профессиональных знаний и опыта эксперта в сфере образования, а также представляет собой меру включенности человека в деятельность [1]. В данном случае мера включенности в процедуры оценки качества образования, а именно экспертной деятельности в рамках государственной итоговой аттестации (эксперты региональных предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, эксперты региональных предмет-

ных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования), региональных исследований качества образования, национальных исследований качества образования, мониторинга объективности проведения международных сопоставительных исследований, всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования и региональных исследований качества образования, экспертной деятельности в рамках олимпиад школьников, эксперты в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, профессионально-общественной экспертизы.

С точки зрения Г.Р. Шпиталевской, профессиональная этика представляет собой вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии [1]. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно заключить, что профессионально-этическая компетентность эксперта представляет собой способность специалиста интегрировать ценностные ориентиры, теоретические знания, практические умения и личностные качества, обеспечивать осуществление профессиональной деятельности на основе профессиональной этики.

Работа эксперта в сфере образования многогранна, требует всестороннего знания законодательства в сфере образования, но не менее важно то, что накладывает на него определенные нравственные обязательства, основанные на общепризнанных нормах, которыми руководствуется эксперт при проведении экспертизы. На сегодняшний день в рамках программы представляется один документ, позволяющий регламентировать этические нормы поведения эксперта в сфере оценки качества образования -это «Кодекс профессиональной этики эксперта, привлекаемого к проведению аккредитационной экспертизы в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности» (Кодекс) [4]. Он представляет собой совокупность моральных и нравственных обязательств и требований, основанных на общепризнанных нормах, которыми эксперты могут и должны руководствоваться в своей деятельности во время проведения любых экспертных процедур в сфере оценки

качества образования [6]. Поскольку профессио- 7. Попова Л.В. Этика эксперта в сфере профес-

нальная деятельность эксперта обладает специ- сионального образования. Новые технологии

фической ценностью и влиянием, поэтому оценки качества образования / Л.В. Попова -

должна опираться на однозначные и конкретные URL: https://expert-edu.ru/images/sbornik2015/1/

этические основы. popoval .pdf (дата обращения: 22.03.2020)

Актуальность целенаправленного формирования у будущих экспертов профессионально- References

этической компетентности является неотъемле- 1. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka / gl.

мым компонентом профессиональной подготов- red. S.A. Kuznetsov. - URL :

ки будущего эксперта, так как данная компетен- http://gramota.ru/slovari/dic/7word/ (data

тность охватывает все сферы его профессиональ- obrashcheniya 15.04.2020)

ной деятельности и является не только професси- 2. Gluzman N.A. Sushchnost' i struktura

ональной обязанностью, но в первую очередь professional'no-eticheskoy kompetentnosti

внутренним регулятором, посредством которого sotsial'nogo pedagoga / N.A. Gluzman - URL :

осуществляться профессиональная деятельность. https://www.science-education.ru/ru/article/view

?id=27079/ (data obrashcheniya 15.04.2020)

Список литературы 3. Kodeks professional'noy etiki eksperta,

1. Большой толковый словарь русского языка / privlekaemogo k provedeniyu akkreditatsionnoy гл. ред. С.А. Кузнецов. - URL : ekspertizy - URL : http://www.nica.ru/ru/byexperts/ http://gramota.ru/slovari/dic/?word/ (дата обраще- lawbook / (data obrashcheniya 15.04.2020)

ния 15.04.2020) 4. Kontseptsii regional'nogo setevogo ekspertnogo

2. Глузман Н.А. Сущность и структура soobshchestva v sfere otsenki kachestva профессионально-этической компетентности obrazovaniya na 2018-2020 gg. Prikaz Ministerstva социального педагога / Н.А. Глузман - URL : obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot https://www.science-education.ru/ru/article/view? 24.12.2018 № 03/3758 - URL : id=27079/ (дата обращения 15.04.2020) https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (data

3. Кодекс профессиональной этики эксперта, obrashcheniya: 15.04.2020)

привлекаемого к проведению аккредитационной 5. Kontseptsiya regional'nogo setevogo

экспертизы - URL : http://www.nica.ru/ru/byex ekspertnogo soobshchestva kak effektivnyy resurs

perts/lawbook / (дата обращения 15.04.2020) razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva

4. Концепции регионального сетевого экспер- obrazovaniya / M. Yu. Shkol'nikova, V. V. Nikolaeva, тного сообщества в сфере оценки качества O. V. Vostryakova, E. I. Sokolova // Nauchno-образования на 2018-2020 гг. Приказ Министе- metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva рства образования и науки Челябинской области obrazovaniya. - 2019. - № 1(6). - C.7-10.

от 24.12.2018 № 03/3758 - URL : https://rcokio.ru/ 6. Pavlova A. A. Predely kompetentnosti eksperta

regionalnye-kontseptsii/ (дата обращения kak uchastnika sudoproizvodstva obrazovaniya

15.04.2020) /A.A. Pavlova // Molodoy uchenyy. - 2019. - № 15

5. Концепция регионального сетевого экспер- (149). - S. 289-292.

тного сообщества как эффективный' ресурс 7. Popova L.V. Etika eksperta v sfere

развития региональной' системы оценки качества professional'nogo obrazovaniya. Novye tekhnologii

образования /М. Ю. Школьникова, В. В. Николае- otsenki kachestva obrazovaniya / L.V. Popova -

ва, О. В. Вострякова, Е. И. Соколова // Научно- URL: https://expert-edu.ru/images/sbornik2015/

методическое обеспечение оценки качества 1/popova1.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2020) образования. - 2019. - № 1(6). - C.7-10.

6. Павлова А.А. Пределы компетентности Сведения об авторах

эксперта как участника судопроизводства образо- Сайгушкина Светлана Валерьевна -

вания / А. А. Павлова // Молодой ученый. - 2019. - начальник отдела планирования и организации

№ 15 (149). - С. 289-292. образовательной деятельности ГБУ ДПО «Регио-

нальный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Шутько Юлия Борисовна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Saigushkina S.V. - Head of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Shutko Yu.B. - Methodologist of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.14

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

О.П. Дудина

Актуализирована задача модернизации региональной системы повышения профессионального мастерства педагогических работников. Предложен инструмент повышения качества и эффективности реализации программ дополнительного профессионального образования -мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников. Представлены формат проведения и результаты мониторинга профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл. Определены направления применения данных мониторинговых исследований на уровне региональной методической службы и методической службы профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: региональная система повышения профессионального мастерства педагогических работников, профессиональные дефициты, мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников.

Основной целью деятельности образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) для педагогических работников, является формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов, создание условий для актуализации и расширения профессиональных знаний педагогических работников в течение всей производственной карьеры, в том числе для удовлетворения образовательных потребностей и запросов, адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, подготовки к выполнению новых видов профессиональной деятельности [4].

Для достижения данной цели решается задача модернизации системы методического сопровождения педагогических работников путем внедрения эффективных организационных механизмов повышения качества и результативности реализации программ ДПО.

В Республике Марий Эл ведущая роль в функционировании региональной системы повышения профессионального мастерства педагогических работников профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) принадлежит ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций», который является, с одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.