Научная статья на тему 'Актуальные аспекты совершенствования оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования'

Актуальные аспекты совершенствования оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТ / ОЦЕНОЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭКСПЕРТА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова О.А., Якубовская Т.В., Подивилова О.Н.

В статье рассматривается актуальность деятельности эксперта в сфере оценки качества образования в современных условиях. Представлены направления оценивания в деятельности эксперта, актуализирована необходимость использования современных оценочных инструментов, разнообразных методов и форм оценивания в сфере образования, то есть увеличение требований к компетентности эксперта. В статье раскрыты возможности использования ресурсов дополнительного профессионального образования для совершенствования оценочной компетентности эксперта, представлено содержание специальной учебной дисциплины «Оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования» программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанова О.А., Якубовская Т.В., Подивилова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты совершенствования оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования»

Технологические, методологические, содержательные подходы в подготовке педагогов к экспертизе в сфере оценки качества образования

social'nyj zakaz / У.А. Pershukova, Е.А. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie осепк kachestva obrazovaniya. - 2019. - № 3 (8). - S. 1317.

Сведения об авторах

Вострякова Ольга Владимировна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Пекарская Лариса Викторовна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО

«Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Pekarskaya L.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 378

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

О.А. Черепанова, Т.В. Якубовская, О.Н. Подивилова

В статье рассматривается актуальность деятельности эксперта в сфере оценки качества образования в современных условиях. Представлены направления оценивания в деятельности эксперта, актуализирована необходимость использования современных оценочных инструментов, разнообразных методов и форм оценивания в сфере образования, то есть увеличение требований к компетентности эксперта. В статье раскрыты возможности использования ресурсов дополнительного профессионального образования для совершенствования оценочной компетентности эксперта, представлено содержание специальной учебной дисциплины «Оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования» программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования».

Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, эксперт, оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования, дополнительное профессиональное образование, программа профессиональной переподготовки, совершенствование профессиональной компетентности эксперта в

сфере оценки качества образования.

В настоящее время задача вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования становится фактором, который определяет необходимость повышения качества российского образования, развития уже сложившейся системы оценки качества образования. Обеспечение достижения современного качества образования обозначено как приоритетное направление государственной образовательной политики в контексте реализации стратегических целей Национального проекта «Образование». Это повлекло за собой ряд изменений в организации и осуществлении профессиональной деятельности кадров, привлекаемых к экспертизе в сфере оценки качества образования.

Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования - это особый вид экспер-тно-аналитической деятельности, для осуществления которой необходимы специальные знания об объекте и предмете экспертизы и профессиональные умения по проектированию, анализу, оценке, контролю и управлению в сфере образования; результатом экспертной деятель-

ности является предоставление мотивированного экспертного заключения [3].

Привлечение к деятельности экспертов является одним из наиболее важных этапов экспертизы в сфере образования, поэтому особое внимание уделяется вопросам о качествах, которые должны быть присущи эксперту, и способах отбора экспертов для экспертизы.

Для эффективного выполнения функций (диагностических, исследовательских, оценочных, контрольных, прогнозных, формирующих, конструкторских) в соответствии с Концепцией регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования Челябинской области [3] эксперт должен быть компетентным специалистом. При этом компетентность эксперта должна распространяться как на объект оценки качества (профессиональная компетентность), так и на методологию оценки (квалимет-рическая компетентность). В связи с этим в условиях модернизации российского образования и реализации национальных проектов особую актуальность приобрела необходимость совершенствования оценочной компетентности экспертов в сфере оценки качества образования.

Оценочная компетентность, как важная часть компетентности эксперта в сфере оценки качества образования, является одним из стратегических направлений государственной политики в области образования. Об этом свидетельствует введение профессиональных стандартов педагога [4], педагога-психолога и участие России в международном сравнительном исследовании TALIS (Teaching and Learning International Survey) [1]. Стратегия совершенствования оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования определена в Законе Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» и Государственной программе «Развитие образования в Челябинской области» на 20182025 годы.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования оценочная деятельность занимает особое место. Существуют разные аспекты оценивания с позиции эксперта:

1) оценивание, как механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему,

чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение;

2) оценивание, как обратная связь, которая дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели;

3) оценивание, как направление учения, в ходе которого ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу;

4) оценивание, как динамика, то есть учет индивидуального прогресса при подведении итогов, результатов образования ученика за определенный период времени;

5) оценивание, как технология, обоснованное использование ресурсов единой для образовательной организации системы оценки индивидуальных образовательных результатов обучающихся.

В связи с этим сегодня в сфере оценки качества образования необходимо не только обеспечить объективную оценку качества образования, выраженную в достижении обучающимися планируемых результатов, направленных на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, но и важно быть готовым к переосмыслению целей и способов оценивания этих результатов. В арсенале педагога должны присутствовать эффективные инструменты оценочной деятельности, должны использоваться разнообразные методы и формы оценивания, взаимно дополняющие друг друга. Соответственно актуализируется повышение его компетентности по направлениям осуществления оценочной деятельности.

Безусловно, важным и значимым является содействие совершенствованию оценочной компетентности руководящих и педагогических работников, привлекаемых к экспертизе в сфере оценки качества образования, на что и нацелена разработанная и реализующаяся в ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» программа профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования» [2].

В условиях повышения требований к компетентности эксперта в сфере оценки качества образования отдельно выделена учебная дисциплина «Оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования». Реализация данной дисциплины позволит более эффективно влиять на совершенствование оценочной компетентности педагогических работников, актуализировав и четко определив:

1) нормативные основы оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования;

2) методологические основы оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования;

3) содержательные аспекты оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования;

4) условия для освоения технологических аспектов оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования.

Освоение содержания оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования рассматривается в контексте единой системы оценки качества образования (ЕСОКО), исходя из методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, как основы понимания экспертом сущности оценочной деятельности.

Учебная дисциплина «Оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования» программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования» представлена следующими взаимосвязанными разделами: «Нормативные основы оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования», «Методологические основы оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования», «Содержательные аспекты оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования», «Технологические аспекты оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования».

Первый раздел учебной дисциплины «Норма-

тивные основы оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования» нацелен на систематизацию сведений о нормативных подходах к осуществлению оценивания в ходе экспертизы в сфере оценки качества образования, знаний о нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня в сфере оценки качества образования. Особое внимание в данном разделе уделяется вопросам обновления подходов к оценке качества образования в условиях реализации ФГОС общего образования.

Второй раздел учебной дисциплины «Методологические основы оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования» обеспечивает знание современных подходов, необходимых для формирования целостного представления о специфике и психолого-педагогических особенностях экспертного оценивания в структуре оценочной компетентности эксперта. Включенные в раздел темы раскрывают содержание оценочной деятельности эксперта на основе концептуальных документов федерального и регионального уровней.

Третий раздел учебной дисциплины «Содержательные аспекты оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования» раскрывает особенности оценочной компетентности эксперта в ходе экспертизы образовательных программ, условий реализации образовательных программ и образовательных результатов.

Четвёртый раздел учебной дисциплины «Технологические аспекты оценочной компетентности эксперта в сфере оценки качества образования» формирует знания о специфике моделирования и использования инструментария процедур оценки качества образования, порядка проведения конкретной процедуры оценки качества образования. В этом разделе также рассматриваются способы работы с критериями оценивания и оценочными шкалами и меры обеспечения объективности процедур и результатов оценки качества образования.

По завершении обучения по учебной дисциплине у слушателей актуализируются знания и понимание:

нормативно-правовых и методологических основ осуществления педагогом оценочной деятельности в условиях модернизации российского образования, обновления ФГОС общего образования и введения профессионального стандарта педагога;

содержательных и технологических аспектов и особенностей оценочной компетентности ходе экспертизы образовательных программ, условий реализации образовательных программ и образовательных результатов; основные компоненты структуры оценочной деятельности, в том числе основные цели оценивания, эффективные методы и формы оценки содержания и условий реализации основных образовательных программ, а также оценки результатов обучения.

По завершении обучения по учебной дисциплине слушатели будут уметь:

выбирать, применять, а при необходимости усовершенствовать изученные способы осуществления оценочной деятельности;

обосновывать цели и задачи оценивания, отбор объектов и способов оценивания в рамках экспертизы образовательных программ общего образования;

владеть технологией составления и использования контрольных измерительных материалов с учетом особенностей обучающихся;

объективно оценивать индивидуальные достижения обучающихся (предметные, метап-редметные) на основе различных способов оценки, в том числе информационно-коммуникационных технологий;

осуществлять анализ результатов оценивания, выявлять затруднения обучающихся, разрабатывать и обосновывать варианты эффективных средств коррекции в рамках реализации образовательных программ общего образования.

В ходе изучения учебной дисциплины у слушателей сформируются профессиональные компетенции:

правовые: применение нормативно-правовых документов, регламентирующих оценочную деятельность, включая их самостоятельное изучение и анализ ключевых аспектов;

методические: применение научно-методических материалов и источников информации, представленной в разных видах и формах,

с выходом на практико-ориентированные выводы по вопросам оценочной деятельности;

знаний специфики оценки качества образовательных программ, оценки условий их реализации и оценки результатов их освоения;

способов моделирования оценочного инструментария, приемов работы с критериями оценивания и оценочными шкалами;

мер по обеспечению объективности процедур и результатов оценки качества образования;

психолого-педагогические: применение

знаний об уровне собственной профессиональной деятельности с выявлением сильных сторон и дальнейшего конструктивного подхода к управлению собственным профессиональным развитием;

коммуникативные: применение знаний о данной компетенции с целью решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности.

Потребность региональной образовательной системы в деятельности экспертов в сфере оценки качества образования обусловлена тем, что сама система оценки качества образования Челябинской области на сегодняшний день представлена широким спектром оценочных процедур, которые базируются на экспертном оценивании, что подразумевает активное вовлечение экспертов в оценочную деятельность в рамках процедур оценки качества образования.

Таким образом, актуализация оценочной компетентности экспертов в сфере оценки качества образования в рамках дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) будет способствовать развитию уже сложившейся системы оценки качества образования, обеспечению достижения современного качества образования, которое обозначено как приоритетное направление государственной образовательной политики.

Список литературы

1. Национальный отчёт исследования TALIS-2018 // ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования. - URL : https://fioco.ru/results-talis (дата обращения: 14.04.2020)

2. О программе профессиональной переподго-

товки «Экспертиза в сфере оценки качества образования» для руководящих и педагогических работников системы образования» : приказ ГБУ ДПО РЦОКИО от 18.09.2019 № 464-ОД - URL : https://rcokio.ru/files/upload/nmd/prikaz_eksper tiza_oko.pdf (дата обращения: 14.04.2020)

3. Об утверждении Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020 гг. : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/ files/upload/reg_conc/koncepciya_rses.pdf (дата обращения: 13.04.2020)

4. Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования (ред. от 16.06.2019 г.) - URL: http://профстандарт педагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращения: 14.04.2020)

References

1. Natsional'nyy otchet issledovaniya TALIS-2018 // FGBU Federal'nyy institut otsenki kachestva obrazovaniya. - URL : https://fioco.ru/results-talis (data obrashcheniya: 14.04.2020)

2. O programme professional'noy perepodgotovki «Ekspertiza v sfere otsenki kachestva obrazovaniya» dlya rukovodyashchikh i pedagogicheskikh rabotnikov sistemy obrazovaniya» : prikaz GBU DPO RTsOKIO ot 18.09.2019 № 464-OD - URL : https://rcokio.ru/files/upload/nmd/prikaz_eksper tiza_oko.pdf (data obrashcheniya: 14.04.2020)

3. Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2018-2020 gg. : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/ files/upload/reg_conc/koncepciya_rses.pdf (data obrashcheniya: 13.04.2020)

4. Proekt aktualizirovannogo professional'nogo standarta pedagoga nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya (red. ot 16.06.2019 g.) - URL: http://profstandartpedagoga.rf/profstandart-pedagoga/ (data obrashcheniya: 14.04.2020)

Сведения об авторах

Черепанова Ольга Александровна - старший методист отдела сопровождения оценки качества образования, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Якубовская Татьяна Владимировна -старший методист отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Подивилова Ольга Николаевна - методист отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Cherepanova O.A. - Upper Methodologist of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Yakubovskaya T.V. - Upper Methodologist of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Podivilova O.N. - Methodologist of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.